Научная статья на тему 'Оценка школьной тревожности у детей и подростков'

Оценка школьной тревожности у детей и подростков Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
531
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЕСЯ / LEARNERS / ТРЕВОЖНОСТЬ / ANXIETY / УЧЕБНАЯ НАГРУЗКА / TEACHING LOAD

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тармаева И.Ю., Ефимова Н.В., Ханхареев С.Ü., Богданова О.Г.

Дана оценка школьной тревожности для обоснования основных мер профилактики, направленных на снижение риска развития школьно-обусловленной патологии у детей, обучающихся в образовательных учреждениях на примере г. Улан-Удэ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Тармаева И.Ю., Ефимова Н.В., Ханхареев С.Ü., Богданова О.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Estimation of school anxiety of children

The assessment of school anxiety for justification of the main measures of prevention directed to decrease in risk of development of the school caused pathology in the children who are learning at educational institutions on the example of Ulan-Ude city has been given.

Текст научной работы на тему «Оценка школьной тревожности у детей и подростков»

ЗНиСО

27

^ УДК 613.86:159.922.7

g ОЦЕНКА ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

2 И.Ю. Тармаева1, Н.В. Ефимова2, C.С. Ханхареев3, О.Г. Богданова3

° 1ГБОУ ВПО «Иркутский государственный медицинский университет» Минздрава России, ^ г. Иркутск, Россия

2ФГБНУ «Восточно-Сибирский институт медико-экологических исследований»,

г. Ангарск, Россия

^^ 3Управление Роспотребнадзора по Республике Бурятия, г. Улан-Удэ, Россия

Дана оценка школьной тревожности для обоснования основных мер профилактики, направленных на снижение риска развития школьно-обусловленной патологии у детей, обучающихся в образовательных учреждениях на примере г. Улан-Удэ. Ключевые слова: обучающиеся, тревожность, учебная нагрузка.

I.Y. Tarmaeva, N.V. Efimova, S.S. Khankhareev, O.G. Bogdanova □ ESTIMATION OF SCHOOL ANXIETY OF CHILDREN □ Irkutsk State Medical University, Irkutsk, Russia; Eastern Siberian Institute of Medical and Ecological Investigations, Angarsk, Russia; The Republic of Buryatia Regional Office of Rospotrebnadzor, Ulan-Ude, Russia.

The assessment of school anxiety for justification of the main measures of prevention directed to decrease in risk of development of the school caused pathology in the children who are learning at educational institutions on the example of Ulan-Ude city has been given. Key words: learners, anxiety, teaching load.

В последние годы v школьников лидипуют заболевания зрения, опорно-двигательной системы. желудочные патологии. Резко увеличилось число подростков с повышенным артериальным давлением. часто отмечаются нервные и психические отклонения [1, 2]. Проведенные исследования в школах показывают. что около 28 % детей обладают неуравновешенной психикой и нуждаются в специальной психологической помощи [3]. Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам. Среди возможных причин возникновения тревожности могут выступать: физиологические особенности (особенности нервной системы - повышенная чувствительность или сензитивность), индивидуальные особенности, взаимоотношения со сверстниками и с родителями, проблемы в школе.

Цель исследования - оценить школьную тревожность для обоснования основных мер профилактики, направленных на снижение риска развития школьно-обусловленной патологии у детей, обучающихся в образовательных организациях на примере г. Улан-Удэ.

Материалы и методы. Объектами исследования явились дети и подростки, посещающие образовательные организации различного типа г. Улан-Удэ (МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17», МБОУ «Российская гимназия № 59», организации круглосуточного пребывания: ГБОУ «Лицей-интернат № 61 для одаренных детей», ГОУ «Республиканский Бурятский национальный лицей-интернат № 1»). Оценка уровня школьной тревожности проводилась по методике Филлипса (1996) [4], который включал опросник из 58 вопросов. Градация тревожности определялась при обработке результатов теста по числу несовпадений ответов по всем факторам. Если это число больше 50 %, то это свидетельствует о повышенной тревожности ребенка, если больше 75 % - о высокой тревожности.

Результаты и обсуждение. Исследования показали, что во всех обследованных организациях детская тревожность увеличивается в подростковом возрасте. По сравнению с первоклассниками уровень тревожности при переходе к предметному обучению возрос в 2,2 раза, перед окончанием школы - в 3,8 раз. Если среди первоклассников тревожность определяется у 18,2 %, то в 11-х классах - у 69,2 % обучающихся. Уровень тревожности выше у девочек -46 % (у мальчиков - 36 %).

Наиболее высокий уровень тревожности наблюдается в гимназии № 59, где удельный вес тревожных детей составил 51,7 % (средне-групповой - 41,2 %). Уровень тревожности гимназистов превышает среднегрупповой показатель на 25,5 % и выше, чем в лицее № 1 и школе № 17, в 1,6 и 1,4 раза соответственно (табл. 1). Среди первоклассников наиболее высокий уровень тревожности отмечается в Республиканском Бурятском национальном лицее-интернате № 1, что объясняется резкой сменой домашней обстановки на круглосуточное пребывание в условиях казенного учреждения.

Таблица 1. Удельный вес тревожных детей среди учащихся г. Улан-Удэ

Учебное заведение Мальчики Девочки Всего

Лицей 23,08 ± 5,23 39,13 ± 5,88 31,34 ± 4,01*

Гимназия 45,45 ± 7,51 57,78 ± 7,36 51,69 ± 5,30*

Школа 35,77 ± 4,10 38,98 ± 4,49 37,25 ± 3,03

Всего 36,02 ± 2,97 46,48 ± 3,12 41,20 ± 2,16

Примечание: * различия достоверны при р < 0,001

Однако, при переходе к предметному обучению и перед окончанием обучения уровень тревожности обучающихся почти в 2 раза ниже по сравнению с гимназией № 59 и школой № 17 и в 1,4 раза ниже среднегруппового показателя.

В гимназии № 59 у первоклассников удельный вес тревожных детей составил 4,3 % и является самым низким из рассматриваемых уч-

12763065

28

ЗНиСО

реждений. С возрастом уровень тревожности резко увеличивается и составляет среди старшеклассников 80,5 %.

Наиболее низкий уровень тревожности отмечается у детей, обучающихся в лицее-интернате № 1 - 31,3 %. Анализ условий обучения и социально-бытовых факторов показывает, что в гимназии № 59 учебная нагрузка существенно не отличается от таковой в лицее-интернате № 1.

Отличия выявляются по результатам анкетного опроса, согласно которому внешкольная нагрузка выше у детей, обучающихся в гимназии № 59. Среди этих детей факультативные занятия и занятия с репетиторами посещают 51,7 %, в школе № 17 - только 11,8 %, в лицее-интернате № 1 - 33,6 %.

Примечательный факт, что в лицее-интернате № 1, где наиболее низкий удельный вес тревожности, дети не указывают на проблемы с обучением и успеваемостью.

Отмечается зависимость уровня тревожности от образа жизни. Дети с высоким уровнем тревожности меньше бывают на свежем воздухе, меньше гуляют. Так, из числа детей, обучающихся в гимназии № 59 и лицее-интернате № 1, при одинаковом уровне школьной нагрузки совершают ежедневные прогулки 58,4 % и 80,6 % детей соответственно.

На тревожность школьников изучаемого контингента не оказывает влияние семейная обстановка, т. к. 96-98 % указывают на благополучную обстановку. Анализ уровня материального благосостояния показывает, что семьи обучающихся в гимназии № 59 имеют высокий материальный достаток («денег хватает на все»). Т. е. в семьях с высоким материальным благосостоянием уровень тревожности обучающихся выше, что связано с более частыми занятиями с репетиторами.

Нами проведен анализ частоты острой заболеваемости у тревожных детей (табл. 2).

Таблица 2. Сравнительная оценка острой заболеваемости тревожных детей (случаев на 1 000 детей)

Заболевания Уровень тревожности

высокий низкий

Болезни органов дыхания * 746,5 523,0

Болезни нервной системы 9,4 0,0

Болезни органов пищеварения 42,3 39,5

Болезни мочеполовой системы 23,5 6,6

Болезни кожи и подкожной клетчатки 4,7 6,6

Некоторые инфекционные и паразитарные болезни 9,4 16,4

Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин 4,7 6,6

Аллергические реакции 23,5 9,9

Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ 4,7 3,3

Болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения обмена веществ 4,7 3,3

Симптомы, признаки и отклонения от нормы, выявленные при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицированные в других рубриках 0,0 3,3

ИТОГО* 873,2 618,4

* Разница показателей статистически достоверна

Показатель острой заболеваемости тревожных детей составил 873,2 сл. на 1 000 детей и превышает уровень заболеваемости детей с отсутствием признаков тревожности на 22,6 % (618,4 сл. на 1 000 детей, 1 > 7). Установлен высокий относительный риск (1,4) заболеваемости тревожных детей болезнями органов дыхания (ОРВИ, фарингиты и др.), что свидетельствует о снижении резистентности организма у тревожных детей.

Выводы. Анализ полученных результатов нашего исследования свидетельствует о том, что уровень тревожности детей увеличивается при переходе к предметному обучению в 2,2 раза, перед окончанием школы - в 3,8 раз, что связано с высокими нагрузками при подготовке к сдаче Единого государственного экзамена. Наиболее высокий уровень тревожности наблюдается в гимназии, где удельный вес тревожных детей составил 51,69 ± 5,30 % (средне-групповой - 41,20 ± 2,16 %). Уровень тревожности гимназистов превышает среднегруппо-вой показатель на 25,46 % и регистрируется в 1,65 раз выше, чем в лицее (р < 0,01) и в 1,39 раз выше, чем в школе (р < 0,05). Развитие тревожности обусловлено высокой внешкольной учебной нагрузкой, а также ограниченным пребыванием на свежем воздухе. Общая заболеваемость тревожных детей и подростков достоверно выше (р < 0,01) по сравнению с детьми и подростками с отсутствием признаков тревожности. В структуре заболеваемости 85 % составляют болезни органов дыхания, что, по-видимому, обусловлено снижением сопротивляемости организма у тревожных детей и подростков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов А.А. Медико-социальные проблемы воспитания подростков. М.: ПедиатрЪ, 2014. 388 с.

2. Кучма В.Р. Санитарно-эпидемиологическое благополучие детей и подростков в современных условиях: проблемы и пути решения // Здоровье населения и среда обитания. 2012. № 8. С. 4-6.

3. Метелева И. Г. Соотношение психологических и физиологических характеристик у детей с вегето-сосудис-той дистонией, специальность: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. Курск, 2004. 21 с.

4. Тест школьной тревожности Филипса. 2-е изд-е // Альманах психологических тестов. М.: КСП, 1996. С. 165-171.

Контактная информация: Тармаева Инна Юрьевна, тел.: +7 (902) 576-00-82, e-mail: t38_69@mail.ru Contact information: Tarmaeva Inna, рИопе: +7 (902) 576-00-82, e-mail: t38_69@mail.ru

♦ ♦ ♦

12763065

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.