Научная статья на тему 'Оценка риска здоровью обучающихся общеобразовательных учреждений, обусловленного факторами среды обитания'

Оценка риска здоровью обучающихся общеобразовательных учреждений, обусловленного факторами среды обитания Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
454
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА РИСКА / СРЕДА ОБИТАНИЯ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / УЧЕБНАЯ НАГРУЗКА / ЭТНИЧЕСКАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ / RISK ASSESSMENT / HABITAT / STUDENTS / TEACHING LOAD / ETHNICITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тармаева Инна Юрьевна, Ефимова Наталья Васильевна, Ханхареев Сергей Степанович, Богданова Ольга Георгиевна

Оценка факторов риска среды обитания показала, что ухудшению здоровья обучающихся способствуют: высокий уровень учебной нагрузки; нерациональное питание; загрязнение атмосферного воздуха; напряженность электромагнитных полей (ранговый ряд по значимости от наибольшего к меньшему). Наиболее высокий уровень патологической пораженности у обучающихся выявлен в гимназиях и лицеях, что в 1,2 раза превышает аналогичный показатель в общеобразовательной школе. Среди патологий органов и систем у детей и подростков бурятской национальности преобладают болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ, болезни глаза и его придаточного аппарата, костно-мышечной системы и соединительной ткани; у представителей русской национальности болезни органов дыхания, уха и сосцевидного отростка, глаза и его придаточного аппарата

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Тармаева Инна Юрьевна, Ефимова Наталья Васильевна, Ханхареев Сергей Степанович, Богданова Ольга Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF HEALTH RISKS OF pUpILS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS DUE TO HABITAT FACTORS

The assessment of risk factors of habitat showed that the reason of deterioration of the health of the students may be high level of workload; poor nutrition; air pollution; the intensity of an electromagnetic field (rank range in importance from highest to lowest). The highest level of pathological impact was identified in students of classical schools and lyceums that 1,2 times exceeds the similar indicator in secondary school. Among the pathologies of organs and systems in children and adolescents of Buryat nationality endocrine diseases, nutritional disorders and metabolic disorders, diseases of the eye and adnexa, musculoskeletal system and connective tissue are prevailed; in the representatives of Russian nationality the diseases of the respiratory system, ear and mastoid process of the eye and adnexa are prevailed

Текст научной работы на тему «Оценка риска здоровью обучающихся общеобразовательных учреждений, обусловленного факторами среды обитания»

Zonguldak, Turkey // J Occup Health. - 2004. - Vol. 46. №4. -P.289-295.

58. Vidic A., Ilic Z., Deljkic D., Adrovic F. Exposure of workers in Tusnica coal mine // Radiat Prot Dosimetry. - 2011. - Vol. 144. №1-4. - P.672-674.

59. Wakeford R. Radiation in the workplace-a review of

studies of the risks of occupational exposure to ionising radiation // J Radiol Prot. - 2009. - Vol. 29. №2A. - P.61-79.

60. Zdrenghea D., Poanta L., Gaita D. Cardiovascular risk factors and risk behaviors in railway workers. Professional stress and cardiovascular risk // Rom J Intern Med. - 2005. - Vol. 43. №1-2. - P.49-59.

Информация об авторах:

Куренкова Галина Владимировна - профессор кафедры гигиены труда и гигиены питания, д.м.н., доцент; Лемешевская Елизавета Петровна - заведующий кафедрой гигиены труда и гигиены питания, д.м.н., профессор, 664003, Иркутск, ул. Красного Восстания, 1, ИГМУ кафедра гигиены труда и гигиены питания, тел. (3952) 241294, e-mail: [email protected]

Information About the Authors:

Kurenkova Galina V. - MD, PhD, DSc, professor, the Department of occupational health and of nutrition hygiene; Lemeshevskaja Elizaveta P. - MD, PhD, DSc, professor, Head of Department of occupational health and of nutrition hygiene, ph. (3952) 241294, e-mail: [email protected]; 1, Krasnogo Vosstaniya St., State Medical University, Irkutsk, 664003, Russia.

© ТАРМАЕВА И.Ю., ЕФИМОВА H.B., ХАНХАРЕЕВ С.С., БОГДАНОВА О.Г. - 2015 УДК: 613.95/.96:371.7

оценка риска здоровью обучающихся общеобразовательных учреждений, обусловленного факторами среды обитания

Инна Юрьевна Тармаева1, Наталья Васильевна Ефимова2, Сергей Степанович Ханхареев3, Ольга Георгиевна Богданова3 ('Иркутский государственный медицинский университет, ректор - д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра гигиены труда и гигиены питания, зав. - д.м.н., проф. Е.П. Лемешевская; 2Восточно-Сибирский институт медико-экологических исследований, Ангарск, директор - член-корр. РАН, д.м.н., проф. В.С. Рукавишников; 3Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия, руководитель - к.м.н. С.С. Ханхареев)

Резюме. Оценка факторов риска среды обитания показала, что ухудшению здоровья обучающихся способствуют: высокий уровень учебной нагрузки; нерациональное питание; загрязнение атмосферного воздуха; напряженность электромагнитных полей (ранговый ряд по значимости от наибольшего к меньшему). Наиболее высокий уровень патологической пораженности у обучающихся выявлен в гимназиях и лицеях, что в 1,2 раза превышает аналогичный показатель в общеобразовательной школе. Среди патологий органов и систем у детей и подростков бурятской национальности преобладают болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ, болезни глаза и его придаточного аппарата, костно-мышечной системы и соединительной ткани; у представителей русской национальности - болезни органов дыхания, уха и сосцевидного отростка, глаза и его придаточного аппарата.

Ключевые слова: оценка риска, среда обитания, обучающиеся, учебная нагрузка, этническая принадлежность.

assessment of health risks of pupils of educational institutions due to habitat factors

I.Y. Таттавуа1, N.V. Efimova2, S.S. Hanhareev3, O.G. Bogdanjva3 (Irkutsk State Medical University; 2Eastern Siberian Institute of Medical and Ecological Investigations, Angarsk, Russia;

3Department of the Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare in Buryat

Republic, Ulan-Ude, Russia)

Summary. The assessment of risk factors of habitat showed that the reason of deterioration of the health of the students may be high level of workload; poor nutrition; air pollution; the intensity of an electromagnetic field (rank range in importance from highest to lowest). The highest level of pathological impact was identified in students of classical schools and lyceums that 1,2 times exceeds the similar indicator in secondary school. Among the pathologies of organs and systems in children and adolescents of Buryat nationality endocrine diseases, nutritional disorders and metabolic disorders, diseases of the eye and adnexa, musculoskeletal system and connective tissue are prevailed; in the representatives of Russian nationality the diseases of the respiratory system, ear and mastoid process of the eye and adnexa are prevailed.

Key words: risk assessment; habitat; students; teaching load; ethnicity.

Важнейшим фактором охраны здоровья детей и подростков является обеспечение безопасных и оптимальных условий среды обитания, воспитания, обучения, основывающихся на гигиенических критериях риска [2,4,6].

Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что в предшествующие годы тенденции ухудшения здоровья обучающихся приняли устойчивый характер, наблюдалась неблагоприятная динамика основных показателей здоровья детей и подростков по мере их обучения в школе, увеличение школьно-обусловленных заболеваний [1,3,8,9,11,13,14].

Такая же тенденция имеет место и в г. Улан-Удэ, где за последние годы уровень общей заболеваемости детей увеличился в 1,5 раза, подростков - в 1,9 раз, в том числе по классам болезней органов кровообращения - в 2,4 раза, пищева-

рения - в 2,2 раз, костно-мышечной системы и соединительной ткани - в 5,6 раза. Приведенные данные свидетельствуют об уязвимости детей в процессе школьного обучения и необходимости углубленного изучения причин и факторов, обусловливающих риск нарушений здоровья.

Несмотря на большое количество исследований по проблемам школьной гигиены, недостаточно данных об изменении здоровья школьников в процессе обучения, не в полной мере изучено влияние факторов среды обитания на детский организм, остаются нерешенными вопросы организации питания, практически нет работ, рассматривающих указанные этнические аспекты проблемы. В этой связи, актуальной задачей профилактической медицины является разработка конкретных рекомендаций и проведение целенаправленных

мероприятии по укреплению здоровья школьников.

Цель исследования - изучить факторы риска здоровью у детеИ и подростков, обучающихся в образовательных учреждениях различного типа г. Улан-Удэ, с учетом этнических особенностеи.

Материалы и методы

Объектами исследования явились дети и подростки, посещающие образовательные учреждения г. Улан-Удэ, факторы образовательной и внешней среды. Исследуемая группа состояла из 495 обучающихся (236 - мужского пола, 259 - женского), из них в возрасте 6-7 лет - 236 человек, 11-12 лет - 110, 16-17 лет - 149 человек. В зависимости от этнической принадлежности исследуемая группа детей и подростков распределена следующим образом: представители бурятской национальности - 300 человек, представители русской национальности - 195. Изучение влияния комплекса факторов среды обитания, в том числе образовательной среды, на здоровье детей и подростков проведено на примере обучающихся из 4 образовательных учреждений различного типа, расположенных в трех районах г. Улан-Удэ (МОУ «Средняя общеобразовательная школа (СОШ) №17», МБОУ «Российская гимназия № 59» и учреждения круглосуточного пребывания: ГБОУ «Лицей-интернат № 61 для одаренных детей», ГОУ «Республиканский Бурятский национальный лицей-интернат № 1»).

Оценка влияния факторов среды обитания на здоровье обучающихся общеобразовательных учреждений различного типа г. Улан-Удэ проведена с использованием методологии оценки риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду [5,7,10,12]. С целью оценки риска для здоровья населения г. Улан-Удэ от воздействия химических веществ, загрязняющих окружающую среду, проанализированы результаты исследований по санитарно-химическим показателям 61177 проб атмосферного воздуха, 5716 проб питьевой воды централизованной системы водоснабжения, 355 проб почвы с территорий общеобразовательных учреждений и дворовых площадок г. Улан-Удэ; 6194 образцов продовольственного сырья и пищевых продуктов, обращаемых на потребительском рынке города. Для изучения заболеваемости использовались сведения амбулаторных медицинских карт лечебно-профилактических учреждений об обращаемости за медицинской помощью (медицинская карта ребенка, форма № 112/у) и результаты углубленных медицинских осмотров обучающихся школ (медицинская карта ребенка, форма № 026/у-2000). Рассчитывались интенсивные и экстенсивные показатели для каждой половозрастной и национальной групп обучающихся по нозологическим формам болезней в соответствии с МКБ-11.

Результаты и обсуждение

При проведении оценки риска установлено, что хроническое воздействие химических веществ, содержащихся в объектах внешней среды, превышает допустимый уровень неканцерогенного риска для здоровья населения г. Улан-Удэ в 12,93 раза. Индексы опасности (Н1) развития неканцеро- (ЯЯ:

Таблица 1

Индексы опасности неканцерогенного риска для населения г. Улан-Удэ в 2009-2013 гг.

генных эффектов при воздействии групп веществ с однонаправленным действием превышают допустимый уровень по воздействию на органы зрения в 2,27 раза, на кроветворную систему - в 2,86 раза, на иммунную систему - в 5,99 раза, на органы дыхания - в 7,22 раза (табл. 1).

Ведущим фактором риска неканцерогенных эффектов является воздействие загрязненного атмосферного воздуха (94,3%). Воздействие химических веществ, содержащихся в продуктах питания (7,6%), питьевой воде (5,6%) и почве (0%), незначительно, т.к. коэффициенты опасности отдельных веществ (HQ) и индексы опасности их суммарного действия (Н1общий) не превышают 1. Приоритетными загрязняющими веществами в атмосферном воздухе являются бенз(а)пирен, взвешенные вещества и формальдегид, коэффициенты опасности которых превышают допустимый уровень в 3,5 и 2,3 раза соответственно.

Установлено, что территории расположения гимназии №59 и лицея-интерната №1 характеризуются высоким уровнем риска от загрязнения атмосферного воздуха. «Настораживающий» уровень риска от загрязнения атмосферного воздуха характерен для территорий расположения лицея-интерната № 61 и школы № 17.

В связи с высоким загрязнением воздуха установлена сильная корреляционная зависимость показателей патологической пораженности по следующим формам патологии: болезни нервной системы (г = 0,929; р< 0,05), болезни костно-мышечной системы (г = 0,730; р< 0,05), болезни кожи и подкожной клетчатки (г = 0,717; р< 0,05), аллергия к лекарственным средствам, медикаментам и биологическим веществам (г = 0,890; р< 0,05). Показатели патологической пораженно-сти обучающихся на территориях с высоким уровнем риска по сравнению с аналогичным показателем у обучающихся на территориях с «настораживающим», были выше по следующим формам патологии: поражения уха и сосцевидного отростка - в 6,7 раза (р< 0,01), пораженность аллергическими заболеваниями - в 1,8 раза (р< 0,01).

Таблица 2

Относительный риск нарушений здоровья детей и подростков (по данным анкетирования) в зависимости от факторов образовательной среды

Фактор Группы RR О min С1 тах

Комплекс факторов: организация питания, параметры микроклимата, воздушной среды, освещенности, шума, напряженности электромагнитных полей и режим образовательного процесса Гимназия 1 класс 0,7 0,3 1,5

5 класс 10,5 3,3 29,9

11 класс 2,9 0,7 11,3

СОШ 1 класс 0,8 0,2 2,3

5 класс 20,5 5,7 62,8

11 класс 2,9 0,8 10,1

Критический орган Атмосферный Питьевая Почва Пищевые ТН1

(система) воздух вода продукты

Н1 органы дыхания 7,22 - - - 7,22

Н1кровь 1,89 0,13 1,5Е-07 0,84 2,86

Н1глаза 2,27 - - - 2,27

Н1 печень 0,44 0,06 2,0Е-08 0,34 0,84

Н1 почки 0,45 0,09 1,5Е-07 0,32 0,86

Н1 ЦНС 0,94 0,19 1,7Е-07 0,05 1,18

Н1 ССС 0,91 0,27 2,5Е-09 0,62 1,80

Н1 иммунитет 5,77 0,19 4,3Е-10 0,027 5,99

Н1 ЖКТ - 0,006 2,0Е-08 0,1542 0,16

Н1костная система - 0,284 - - 0,28

Примечание (здесь и далее): ТН1 - суммарный индекс опасности.

Воздействие комплекса факторов оценивали по группе санитарно-эпидемиологического благополучия (в качестве фона использовали лицей № 1), в качестве отклика рассматривали удельный вес часто болеющих детей (ЧБД). Выявлено, что комплекс факторов приводит к повышению доли ЧБД к 5-му году обучения (ЯЯ= 10,5 в гимназии № 59, ЯЯ= 20,5 - в СОШ № 17) (табл. 2). У старшеклассников интервальная оценка показателя относительного риска свидетельствует о недостаточной статистической значимости результата.

Выявлено, что у детей и подростков бурятской национальности выше риск патологии эндокринной системы (ЯЯ=2,9 [1,6; 5,4]), органов глаза и придаточного аппарата 1,6 [1,15; 2,4]), сколиоза, плоской стопы (ЯЯ= 1,4 [1,0; 2,0]). Учитывая данный факт, рассмотрены особенности риска здоровью в зависимости от возраста обследованных с учетом этнической принадлежности.

Гендерных различий по рискам выявлено не было, поэтому характеристика приведена без деления обследованных по полу. При анализе возрастного аспекта формирования патологии у обучающихся г. Улан-Удэ отмечено, что риск последовательно нарастает от 1-го к 5-му и 11-му классам по патологии органов глаза и придаточного аппарата (табл. 3). Динамика при оценке на всем массиве данных практически не отличается от таковой у представителей бурятской национальности (ЯЯ= 2,2 [1,6; 3,9] и ЯЯ= 3,7 [2,5; 5,4]; ЯЯ= 3,5 [1,9; 6,4] и ЯЯ= 4,1 [2,3; 7,0] соответственно).

Относительный риск эндокринологической патологии по группе детей и подростков бурятской национальности отличается от динамики представителей

русской национальности в целом и, в том числе, в общей группе. Если в первом случае к 5-му классу ЯЯ возрастает до 6,7, то у 11-классников он лишь в 3,8 раза больше, чем у первоклассников. У детей и подростков бурятской национальности указанные величины нарастали последовательно: ЯЯ= 4,6 [1,3; 16,3] и ЯЯ= 9,8 [3,1; 31,3].

Относительный риск ортопедической патологии характерен лишь для детей и подростков бурятской национальности при сравнении частоты патологии 5-го и 1-го классов. У русских детей и подростков, проживающих в Улан-Удэ, в отличие от сверстников коренной национальности от сверстников коренной этнической группы, отмечен статистически значимый риск патологии ЛОР-органов у старшеклассников (ЯЯ= 4,8 [1,2; 19,1].

По данным проведенного медицинского осмотра, частота неврологической патологии очень мала, что не позволило оценить риск в возрастной динамике по отдельным этническим группам, а лишь в целом по популяции обучающихся г Улан-Удэ, при этом рост частоты характерен в пубертатный и юношеский периоды 5-11-е классы (табл. 3).

Таким образом, проведенные исследования позволили обосновать медико-профилактические мероприятия, которые могут снизить риски здоровью обучающихся.

Приоритетными факторами являются: для нарушений нервно-психической сферы - высокий уровень учебной нагрузки и психоэмоционального напряжения, нарушение режима дня; для болезней глаза и костно-мышечной системы - высокий уровень учебной нагрузки, низкая освещенность, несоответствие школьной мебели гигиеническим требованиям к росто-возрастным особенностям и условиям расстановки, нарушения питания. По классу болезней эндокринной системы для снижения доли детей с избытком и дефицитом массы тела, заболеваний, связанных с йоддефицитом, необходимо оптимизировать режим и рацион питания, сбалансировать поступление макро- и микронутриентов, увеличить физическую активность детей.

Учитывая результаты проведенных исследований, позволивших выявить ключевые проблемы в формировании здоровья обучающихся образовательных учреждений г. Улан-Удэ, рекомендуется осуществлять комплекс профилактических мероприятий, основными компонентами которых являются:

- улучшение материально-технического состояния образовательных учреждений с созданием безопасных условий обучения для детей и подростков, оптимизация образовательной нагрузки с учетом внеу-чебной деятельности обучающихся;

- снижение загрязнения атмосферного воздуха г. Улан-Удэ;

- совершенствование организации питания обучающихся, направленного на минимизацию риска возникновения алиментарно-зависимых заболеваний;

- совершенствование системы медицинского обеспечения детей и подростков, при которых учитывать приоритетные факторы риска, возрастные особенности формирования здоровья и этническую предрасположенность к школьно-обусловленным заболеваниям.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Прозрачность исследования. Исследование не имело спонсорской поддержки. Исследователи несут полную ответственность за предоставление окончательной версии рукописи в печать.

Декларация о финансовых и иных взаимодействиях. Все авторы принимали участие в разработке концепции и дизайна исследования и в написании рукописи. Авторы не получали гонорар за исследование.

Работа поступила в редакцию: 16.05.2015 г.

Таблица 3

Относительный риск частоты патологии (по данным медицинских обследований) у детей и подростков различной этнической принадлежности в зависимости от возраста

Специалист Бурятской национальности Русской национальности Всего

RR ICI . ICI RR ICI . ICI RR ICI . ICI

5-й класс относительно 1-го

Педиатр 2 | 1,6 | 2,8 0,6 10,4 10,9 1,3 | 1,1 | 1,6

Невролог * * *

Офтальмолог 3,5 1,9 6,4 2,2 | 1,1 | 4,8 2,2 1,6 3,9

ЛОР 1,8 0,7 5,1 * 2,4 1 5,7

Ортопед 2,6 1,5 4,6 1,5 | 0,3 | 7 1,4 0,9 2,1

Эндокринолог 4,6 1,3 16,3 * 6,7 3,1 14,4

Аллерголог 1,5 0,7 3,6 0,7 | 0,2 | 3,1 1 0,6 2,2

11-й класс относительно 1-го класса

Педиатр 1,7 | 1,3 | 2,3 1 10,8 | 1,3 1,3 1,1 1,6

Невролог * * 4,4 1,6 12,1

Офтальмолог 4,1 2,3 7 2,7 1,3 5,4 3,7 2,5 5,4

ЛОР 1,7 0,6 4,5 4,8 1,2 19,1 2,6 1,2 5,8

Ортопед 2,2 1,2 3,8 2,5 0,1 10,2 3,8 2,9 5,3

Эндокринолог 9,8 3,1 31,3 2,5 0,7 8,9 3,8 1,8 7,9

Аллерголог 0,3 0,1 1,2 0,6 0,1 2,1 0,4 0,1 1

11-й класс относительно 5-го класса

Педиатр 0,8 | 0,7 | 1 1,6 |1 | 2,1 0,9 0,8 1,1

Невролог * * 10,4 1,4 77,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Офтальмолог 1,5 1,1 2,3 1,2 0,6 2,3 1,5 1,1 2

ЛОР 0,9 0,4 2,2 2,1 0,5 10,2 1,1 0,5 2,4

Ортопед 0,8 0,5 1,2 * 0,9 0,6 1,3

Эндокринолог 0,9 0,6 1,4 2,3 0,9 11,8 1 0,6 1,5

Аллерголог 0,2 0,06 0,7 1,1 0,2 7,8 0,3 0,1 1

Примечание: * - риск не рассчитан, т.к. число случаев заболевания в группе меньше 4.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Медико-социальные проблемы воспитания подростков. - М., 2014.

- 388 с.

2. Баранов А.А., Кучма Л.М. Состояние здоровья современных детей и роль медико-социальных факторов в его формировании // Вестник РАМН. - 2009. - №5. - С.6-10.

3. Кучма В.Р., Шубочкина Е.И. О новых научных подходах к управлению системой санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся в общеобразовательных учреждениях // Здоровье населения и среда обитания. - 2013. - №8.

- С.6-9.

4. Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Санитарно-эпидемиологическое благополучие детей и подростков в современных условиях: проблемы и пути решения // Здоровье населения и среда обитания. - 2012. - №8. - С.4-6.

5. Методология оценки рисков здоровью населения при воздействии химических, физических и биологических факторов для определения показателей безопасности продукции (товаров). - М., 2014. - 120 с.

6. Онищенко Г.Г. Оценка и управление рисками для здоровья как эффективный инструмент решения задач обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации // Анализ риска здоровью. - 2013. - №1. - С.4-14.

7. Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду Р 2.1.10.1920-04. - М., 2004. - 143 с.

8. Савченков М.Ф., Лемешевская Е.П. Медико-экологические проблемы на территории Сибири // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). - 1995. - Т. 3. №2. - С.34-37.

9. СеткоН.П.,ЛозинскийА.С., БулычеваЕ.В. Особенности формирования адаптационных возможностей гимназистов-первоклассников // Гигиена и санитария. - 2012. - №1. - С.51-53.

10. Хотимченко С.А., Гмошинский И.В., Зайцева Н.В. и др. Особенности идентификации факторов риска здоровья в питании // Актуальные проблемы безопасности и оценки

риска здоровью населения при воздействии факторов среды обитания: сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. -Пермь, 2014. - C.68-69.

11. Якубова И.Ш., Еремин Г.Б., Суворова А.В., БлиноваЛ.Т. Разработка рекомендаций по гармонизации законодательства государств-членов ЕВРАЗЭС в области обеспечения прав детей и подростков на охрану здоровья в организациях образования различного типа // Гигиена и санитария. - 2014. - №2. - С.55-59.

12. Aaro L.E., Wold B. Health behaviour in school aged children: a WHO cross-national survey. Research protocol for the 1989-90 study // Int. J. Public Health. - 2009. - Vol. 54 (Suppl. 2). - P.140-150.

13. Gultekin T., Hauspie R., Susanne C., et al. Growth of children living in the outskirts of Ankara: impact of low socio-economic status // Ann. Hum. Biol. - 2006. - Vol. 33. №1. - P.43-54.

14. Gelander L. Children's growth: a health indicator and a diagnostic tool // Acta. Paediatr. - 2006. - Vol. 95. №5. - P.517-518.

REFERENCES

1. Baranov A.A., Kuchma V.R., Suhareva L.M. Medical and social problems of education of teenagers. - Moscow, 2014. - 388 p. (in Russian)

2. Baranov A.A., Kuchma L.M. State of health of modern children and role of medico-social factors in its formation // Vestnik RAMN. - 2009. - №5. - P.6-10. (in Russian)

3. Kuchma V.R., Shubochkina E.I. About new scientific approach to the management of the system of sanitary and epidemiological welfare of learners in educational institutions // Zdorovie Naselenia i Sreda Obitania. - 2013. - №8. - P.6-9. (in Russian)

4. Kuchma V.R., Suhareva L.M. Sanitary-epidemiological well-being of children and adolescents in the present conditions: problems and solutions // Zdorovie Naselenia i Sreda Obitania. -2012. - №8. - P.4-6. (in Russian)

5. Methodology of an assessment of risks to health of the population at influence of chemical, physical and biological factors for definition of indicators of safety of production (goods). - Moscow, 2014. - 120 p. (in Russian)

6. Onishhenko G.G. Assessment and risk management for health as the effective tool of the solution of problems of ensuring sanitary and epidemiologic wellbeing of the population of the Russian Federation // Analiz riska zdorov'ju. - 2013. - №1. - P.4-14. (in Russian)

7. Guidance for the assessment of human health risk while influenced by chemicals that pollute the environment. P 2.1.10.1920-04. - Moscow, 2004. - 143 p. (in Russian)

8. Savchenkov M.F., Lemeshevskaia E.P. Medical and

environmental problems in Siberia // Sibirskij Medicinskij Zurnal (Irkutsk). - 1995. - Vol. 3. №2. - P.34-37. (in Russian)

9. Setko N. P., Lozinskij A.S., Bulycheva E.V. Features of formation of adaptive capacities of high school students-first-graders // Gigiena i sanitarija. - 2012. - №1. - P.51-53. (in Russian)

10. Hotimchenko S.A., I.V. Gmoshinskij, Zajceva N.V., et al. Features of identification of health risk factors in the nutrition. // Aktual'nye problemy bezopasnosti i ocenki riska zdorov'ju naselenija pri vozdejstvii faktorov sredy obitanija: coll. of scient art. - Perm, 2014. - P.68-69. (in Russian)

11. Jakubova I.Sh., Eremin G.B., Suvorova A.V., Blinova L.T. Development of recommendations on the harmonization of legislation of EurAsEC member states in the field of child and adolescent rights to health care in educational institutions of various types // Gigiena i sanitarija. - 2014. - №2. - P.55-59. (in Russian)

12. Aaro L.E., Wold B. Health behaviour in school aged children: a WHO cross-national survey. Research protocol for the 1989-90 study // Int. J. Public Health. - 2009. - Vol. 54 (Suppl. 2). - P.140-150.

13. Gultekin T., Hauspie R., Susanne C., et al. Growth of children living in the outskirts of Ankara: impact of low socioeconomic status // Ann. Hum. Biol. - 2006. - Vol. 33. №1. - P.43-54.

14. Gelander L. Children's growth: a health indicator and a diagnostic tool // Acta. Paediatr. - 2006. - Vol. 95. №5. - P.517-518.

Информация об авторах:

Тармаева Инна Юрьевна - д.м.н. профессор кафедры гигиены труда и гигиены питания, 664003, Иркутск, ул. Красного

Восстания, 1, ИГМУ кафедра гигиены труда и гигиены питания, тел. (3952) 243609, e-mail: [email protected]; Ефимова Наталья Васильевна - д.м.н., профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории эколого-гигиенических исследований; Ханхареев Сергей Степанович - к.м.н., руководитель Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия; Богданова Ольга Георгиевна - к.м.н., начальник отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора

по Республике Бурятия.

Information About the Authors:

Tarmaeva Inna Y. - PhD, MD, Professor, hygiene of labor and nutrition department, e-mail: [email protected]; Efimova Natalia V. - PhD, MD, Professor, head of laboratory; Hanhareev Sergey S. - PhD, MD, Head of the Republic of Buryatia Rospotrebnadzor; Bogdanova Olga G. - PhD, MD, Head of Department of Rospotrebnadzor Republic of Buryatia.

© АМГАЛАН Г., ПОГОРЕЛОВА И.Г. - 2015 УДК613.95:371

сравнительная интегральная оценка факторов образовательной среды городских и сельских школ Монголии

Гомбоцэрэн Амгалан1, Ирина Геннадьевна Погорелова2 ('Институт общественного здоровья, Монголия, Б. Цогтбаатар; 2Иркутский государственный медицинский университет, ректор - д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра коммунальной гигиены и гигиены детей и подростков,

зав. - д.б.н., проф. Л.П. Игнатьева)

Резюме. В статье рассмотрены результаты сравнительной интегральной оценки факторов образовательной среды городских и сельских школ Монголии. Установлено, что сумма баллов интегральной оценки степени риска факторов образовательной среды городских и сельских школ Монголии составила 368-380 баллов соответственно, что соответствует допустимому уровню воздействия, который характеризуется отсутствием роста школьно обусловленных болезней и хронических заболеваний, но способствует раннему и стойкому развитию утомления, напряжению адаптационных возможностей организма детей.

Ключевые слова: степень риска, учебная нагрузка, комплексная оценка, образовательная среда, здоровье учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.