44
ЗНиСО сентябрь №9 (222)
ПОКАЗАТЕЛИ АДАПТАЦИИ ОРГАНИЗМА ПОДРОСТКОВ-ЛИЦЕИСТОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ АНТРОПОГЕННОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Р.В. Кургуз, Г.П. Золотникова, П.А. Степаненко
INDICATORS OF ADAPTATION OF THE ORGANISM OF THE TEENAGERS-LYCEUM STUDENTS LIVING IN CONDITIONS OF ANTHROPOGENOUS ENVIRONMENTAL CONTAMINATION
R.V. Kurguz, G.P. Zolotnikova, P.A. Stepanenko
ГОУ ВПО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Брянской области»
В результате проведенных исследований выявлена взаимосвязь между степенью нарушения ведущих физиологических систем адаптации организма (сердечнососудистой и нервной) у подростков-учащихся профессиональных лицеев и степенью радиационно-химических нагрузок окружающей среды в районах проживания.
Ключевые слова: адаптация, подростки, учащиеся лицеев, радиационное и химическое загрязнение окружающей среды.
As a result of the spent researches the interrelation between degree of infringement of leading physiological systems of adaptation of an organism (cardiovascular and nervous) at teenagers - pupils of professional lycées and degree of radiatsionno-chemical loadings of environment in residing areas is revealed.
Keywords: adaptation, teenagers, pupils of lycées, radiating and chemical environmental contamination.
Организм человека представляет собой сложную биосоциальную систему, обладающую резервными возможностями приспособления к изменяющимся условиям окружающей среды. В результате нового для организма воздействия возникают адаптационные реакции, резервы которых определяются функциональными возможностями клеток, тканей, органов, систем органов и целостного организма противостоять воздействию внешней среды. Характер взаимодействия биологических и средовых факторов, а также возможности растущего организма к улучшению своих адаптационных резервов в значительной мере определяют уровень популяционного здоровья населения в условиях экологического неблагополучия окружающей среды [1, 2].
Влияние техногенных факторов окружающей среды существенно осложняет и нарушает процессы адаптации и может привести к формированию донозологических изменений и патологии у лиц молодого возраста [3, 4, 5].
В настоящее время значительную актуальность приобретают исследования, направленные на диагностику и оценку нарушений показателей здоровья, резистентности и повышения адаптационных возможностей растущего организма в современных условиях окружающей среды с экологическим неблагополучием.
Целью исследования явилось выявление взаимосвязи между изменением адаптационных возможностей организма подростков, учащихся профессиональных лицеев и степенью радиационно-токсических нагрузок окружающей среды в районах проживания.
Методика исследования. В исследовании приняли участие лица мужского пола (15—17 лет) — учащиеся профессиональных лицеев (319 человек). В зависимости от степени и характера техногенного загрязнения районы проживания обследованных лицеистов были разделены на четыре экологические группы (ЭГ):
I — относительно «экологически чистый» район — контроль (среднегодовые токсические нагрузки на жителя (СТН): 2,9—3,1 кг/чел/год; плотность радиоактивного загрязнения по 137С8: 10,0—24,4 кБк/м2);
II — средний уровень химического загрязнения атмосферного воздуха (СТН: 12,6— 15,7 кг/чел/год; плотность радиоактивного загрязнения по 137С8: 10,7—24,4 кБк/м2);
III — радиационно-химическое загрязнение территорий (плотность радиоактивного загрязнения по 137С8: 260,5—560 кБк/м2; СТН: 6,2—9,1 кг/чел/год);
IV — высокий уровень токсико-хими-ческого загрязнения территорий (СТН: 162—
сентябрь №9 (222) ЗНифО
45
171,6 кг/чел/год; плотность радиоактивного загрязнения по 137С8: 10,7—29,6 кБк/м2).
Для оценки адаптационных возможностей организма обследованных лиц в работе использованы функциональные показатели сердечно-сосудистой, вегетативной нервной системы и психоэмоционального статуса.
Анализ функционального состояния сердечно-сосудистой системы включал определение артериального давления: систолического (САД), диастолического (ДАД) и пульсового (ПД); частоты сердечных сокращений (ЧСС).
Функциональное состояние вегетативной нервной системы оценивали с помощью вегетативного индекса Кердо (ВИ). При полном вегетативном равновесии (нормотония) ВИ = 0, при преобладании симпатического влияния (симпатикотония) ВИ > 0, парасимпатического (ваготония) ВИ < 0.
Рассчитывали систолический объём крови (СОК) по формуле Старра, минутный объём крови (МОК) и адаптационный потенциал кровообращения (АПК). Показатели адаптационного потенциала кровообращения оценивали по балльной системе: удовлетворительная адаптация — 2,1 балла и ниже; напряжение механизмов адаптации: 2,11 — 3,20 балла; неудовлетворительная адаптация: 3,21 — 4,30 балла; срыв адаптации: выше 4,30 балла.
Для оценки психоэмоционального статуса использованы психодиагностические методы: определения уровня тревожности — ситуативной (СТ) и личностной (ЛТ) по методике Спилбергера-Ханина и астенического состояния (ШАС) по методике Малковой [6].
Статистический анализ материалов исследований проводился с использованием прикладных программ Microsoft Excel Statistical в среде Windows XP. Оценку достоверности различий между изучаемыми величинами производили по t-критерию Стьюдента при уровне значений p < 0,05.
Результаты и обсуждение. Результаты сравнительного анализа показателей гемодинамики учащихся профессиональных лицеев из экологически различных районов приведены в табл. 1.
Установлено, что среднегрупповое значение САД у подростков из III и IV ЭГ существенно превышало аналогичный показатель сверстников из группы контроля. При анализе среднегрупповых значений ДАД установлено существенное превышение показателя у лицеистов из II и IV ЭГ по сравнению с I ЭГ. Отмечается тенденция к увеличению количества лиц с артериальной гипертензией (АД 140/90 мм рт. ст. и выше) во II, III и IV ЭГ по сравнению с контролем (в 1,32; 3,14; 3,98 раза соответственно). Анализ частоты сердечных сокращений не выявил существенных различий у обследованных лиц из разных экологических групп.
В I и II ЭГ подавляющее число учащихся имеют показатели пульсового давления (ПД) в пределах физиологической нормы (64,4 и 59,2 % соответственно); в условиях радиационно-химического (III ЭГ) и токсико-химического загрязнения (IV ЭГ) повышается процент лиц с показателями ПД, выходящими за пределы физиологической нормы (45,2 и 48,5 % соответственно).
Таблица 1. Показатели гемодинамики учащихся профессиональных лицеев из экологически различных районов
Экологические группы Показатели гемодинамики (M ± m)
САД, мм. рт. ст. ДАД, мм. рт. ст. ЧСС в минуту СОК, мл МОК, л/мин АПК, баллы
I 120,7 ± 2,17 78,7 ± 1,61 76,6 ± 2,14 63,5 ± 1,07 4,9 ± 0,14 1,61 ± 0,052
II 126,9 ± 2,23 84,6 ± 1,63* 76,9 ± 2,61 59,9 ± 1,32* 4,6 ± 0,23 1,76 ± 0,037
III 128,3 ± 2,45* 79,1 ± 1,75 79,9 ± 2,61 67,2 ± 1,35* 5,4 ± 0,21 1,79 ± 0,051*
IV 130,7 ± 3,97* 84,6 ± 2,02* 81,9 ± 2,90 62,0 ± 1,82 5,1 ± 0,25 1,89 ± 0,067*
Примечание: * - различия с контролем статистически существенны (p<0,05)
46
ЗНиСО сентябрь №9 (222)
Таблица 2. Показатели психоэмоциональной сферы учащихся профессиональных лицеев
из экологически различных районов
Экологические группы Показатели психоэмоциональной сферы (M ± m)
ЛТ, баллы СТ, баллы ШАС, баллы
I 31,4 ± 0,68 35,5 ± 1,29 41,1 ± 1,51
II 34,5 ± 0,86* 35,4 ± 1,42 43,7 ± 1,87
III 38,6 ± 1,65** 40,7 ± 2,02* 46,3 ± 2,14
IV 37,5 ± 0,97** 35,4 ± 1,41 45,0 ± 1,68
Примечание: * - различия с контролем существенны (p < 0,05); ** - различия с контролем существенны (p < 0,01)
Среднегрупповые показатели МОК обследованных лиц из экологически различных районов существенно не отличались. Однако при анализе индивидуальных показателей МОК наблюдается тенденция в сторону увеличения отклонений от среднестатистической нормы во II, III и IV ЭГ по сравнению с контролем (в 1,24; 1,51; 1,32 раза соответственно). При анализе среднегрупповых показателей СОК выявлено статистически существенное превышение у лиц из III ЭГ, а во II ЭГ — уменьшение по сравнению с контролем.
Анализ вегетативной нервной системы выявил преобладание парасимпатического отдела у подростков из всех анализируемых районов. Во II и IV ЭГ число лиц с ваготони-ей превышало аналогичную категорию лиц из I экологической группы в 1,18 и 1,37 раза соответственно. Вегетативное равновесие (нормо-тония) было выявлено только у обследованных лиц из I и II ЭГ (4,2 и 3,6 % соответственно).
Среднегрупповые показатели АПК у лицеистов, проживающих в районах !—ГУ экологических групп, оценивались как «удовлетворительная адаптация». Однако, анализ индивидуальных показателей выявил преобладающее количество лиц со значениями АПК, оцениваемыми как «напряжением механизмов адаптации», в III, IV ЭГ больше, чем в контрольной группе (в 1,75; 2,41 раза соответственно).
Среднегрупповые показатели личностной и ситуативной тревожности у лицеистов из районов всех экологических групп находятся в пределах значений «полезной тревоги» (табл. 2).
Однако, анализ индивидуальных показателей уровня тревожности выявляет определенное количество лиц со значениями ЛТ и СТ, выходящей за пределы «полезной тревоги» на грани срыва барьера психической адаптации. Процентное соотношение лиц с высоким
уровнем ЛТ — в III и IV ЭГ соответственно 10,6 и 7,7 %, а с высоким уровнем СТ — в III экологической группе — 23,1%.
Анализ показателей астенического состояния, оцениваемого по шкале ШАС, выявил наиболее высокий процент лиц с отсутствием астении в I ЭГ (91,3 %), а более высокий процент лиц с выраженными признаками астении — в популяции лиц из районов радиационно-химического загрязнения территорий (29,2 %).
Выводы.
1. Выявлена взаимосвязь между степенью нарушения ведущих физиологических систем адаптации организма (сердечно-сосудистой и нервной) у подростков — учащихся профессиональных лицеев и степенью радиационно-химических нагрузок окружающей среды в районах проживания.
2. Установлено нарушение показателей функционального состояния сердечнососудистой системы, существенное снижение адаптационного потенциала кровообращения в подростково-юношеской части популяции населения, учащихся профессиональных лицеев, родившихся и постоянно проживающих в техногенно-загрязненных районах Брянской области.
3. У некоторых учащихся, проживаю -щих в районах повышенного химического и радиационно-химического загрязнения окружающей среды, выявлены нарушения психоэмоциональной сферы с угрозой срыва психической адаптации.
4. Установлено снижение физиологических и психологических показателей адаптации организма подростков в условиях воздействия повышенных токсико-химических и радиационно-химических нагрузок окружающей среды.
сентябрь №9 (222) ЗНифО
47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агаджанян Н.А. Учение о здоровье и проблемы адаптации /Н.А. Агаджанян, Р.М. Баевский, А.П. Берсенева. М.: Изд-во РУДН, 2006. 284 с.
2. Баевский Р.М. Оценка адаптационных возможностей и риск развития заболеваний /Р.М. Баевский, А.П. Берсенева. М.: Медицина, 1997. 236 с.
3. Беляева Н.Н. Медико-биологические критерии оценки влияния загрязнения окружающей среды на здоровье населения /Н.Н. Беляева, В.В. Юр-ченко, В.С. Журков [и др.] //Гигиена и санитария. 2003. № 5. С. 77—79.
4. Золотникова Г.П. К вопросу о функциональном состоянии и медицинской реабилитации студентов из радиоактивно-загрязненных районов /Г.П. Золотникова, М.Г. Панов //Вестник восстановительной медицины. 2007. № 3 (21). С. 33—36.
5. Кувичкина М.В. Морфофункциональные показатели физического развития школьников разных возрастных групп из техногенно загрязненных районов /М.В. Кувичкина //Вестник Оренбургского госуниверситета. 2008. № 6 (88). С. 107—111.
6. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие. В 2 кн. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 384 с.
Контактная информация:
Кургуз Роман Викторович, тел.: 8 (4832) 41-08-97, e-mail: [email protected]
^ntaet information:
Kurguz Roman Viktorovihc, phone: 8 (4832) 41-08-97, e-mail: [email protected]