Научная статья на тему 'Особенности биологической адаптации первоклассников с различным уровнем готовности к обучению в школе'

Особенности биологической адаптации первоклассников с различным уровнем готовности к обучению в школе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
605
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ПЕРВОКЛАССНИКИ / ШКОЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лозинский А. С., Булычева Е. В.

В статье приводятся результаты изучения особенностей формирования биологической адаптации у первоклассников с различным уровнем готовности к школьному обучению. Установлено, что для детей, не отвечающих медицинским и психофизиологическим критериям школьной зрелости, в сравнении с детьми, готовыми к систематическому обучению, характерно преобладание симпатического отдела вегетативной нервной системы, резко и выражено сниженные функциональные резервы, неудовлетворительные адаптационные возможности и срыв адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лозинский А. С., Булычева Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF BIOLOGICAL ADAPTATION OF FIRST-GRADERS WITH VARIOUS LEVEL OF READINESS FOR TRAINING AT SCHOOL

The article presents the results of formation features of biological adaptation of first-graders with different levels of school age. Established that for children who do not meet the medical and psycho-physiological criteria for school maturity, compared with children who are ready to systematic studies characteristic of the background activity of regulatory structures due to the predominance of sympathetic system (32,2% against 13,8%), sharply (27.4% against 15.8%) and expressed (25.4% against 28.7%) decrease in functional reserves, poor adaptive capacity (at 14,7% against 7,4%) and the disruption of adaptation (27, 4% against 15.8%).

Текст научной работы на тему «Особенности биологической адаптации первоклассников с различным уровнем готовности к обучению в школе»

Лозинский А.С., Булычева Е.В.

Оренбургская государственная медицинская академия E-mail: orgma@esoo.ru

ОСОБЕННОСТИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

В статье приводятся результаты изучения особенностей формирования биологической адаптации у первоклассников с различным уровнем готовности к школьному обучению. Установлено, что для детей, не отвечающих медицинским и психофизиологическим критериям школьной зрелости, в сравнении с детьми, готовыми к систематическому обучению, характерно преобладание симпатического отдела вегетативной нервной системы, резко и выражено сниженные функциональные резервы, неудовлетворительные адаптационные возможности и срыв адаптации.

Ключевые слова: биологическая адаптация, первоклассники, школьная зрелость.

Школьная зрелость первоклассников представляет собой важный аспект, характеризующий функциональное состояние основных органов и систем и включает в себя две группы критериев: медицинские (биологический возраст - темпы прорезывания постоянных зубов; состояния здоровья перед поступлением в гимназию; острая заболеваемость за предшествующий год) и психофизиологические (психометрический тест Кер-на-Иерасика, качество звукопроизношения, уровень нервно-психического развития, сформиро-ванность школьных умений и навыков) критерии.

Цель исследования - изучить особенности биологической адаптации первоклассников, не отвечающих медицинским и психофизиологическим критериям школьной зрелости.

Материалы и методы

Проведено исследование в двух группах гимназистов, среди которых 1 группу (30 человек) составили учащиеся, не соответствующие медицинским и психофизиологическим критериям школьной зрелости, а 2 группу (30 человек) - учащиеся, готовые к школьному обучению. У учащихся проведена оценка вегетативного обеспечения их организма по показателям общей вариабельности сердечного ритма (АМ0, М0,?Х, SDNN, RMSSD), а также спектрального анализа плотности мощности колебаний ритма сердца (Н^ LF) с помощью компьютерной электрокардиографической системы ORTO-ехреЛ [1]. Функциональные резервы определялись с учетом динамики изменений параметров вариабельности сердечного ритма при проведении ортостатической пробы. Оценка адаптационных возможностей организма учащихся дана на основании значений интегрального по-

казателя индекса напряжения регуляторных систем (ИН) по шкале В.П. Казначеева (1981).

Результаты

Анализ данных представленных в таблице 1 свидетельствует о том, что у учащихся 1 группы определяется высокий уровень напряжения регуляторных механизмов, о чем свидетельствует повышение индекса напряжения в 1,8 раза по сравнению с учащимися 2 группы. Важно отметить, что у гимназистов, как 1, так и 2 группы индекс напряжения превышал верхнюю границу физиологической нормы для данной возрастной группы в 4 и 2,3 раза соответственно.

Установлено, что высокое напряжение процессов регуляции происходит за счет увеличения АМ0 в 2,3 раза, LF на 29,7%, уменьшения?Х в 1,9 раза, SDNN в 1,5 раза, RMSSD в 1,8 раза и ОТ на 29,7% среди первоклассников 1 группы, по сравнению с первоклассниками 2 группы, что свидетельствует о смещении вегетативного равновесия в сторону преобладания симпатического отдела.

Статистические данные вариабельности сердечного ритма определили особенности распределения детей исследуемых групп в зависимости от исходного вегетативного тонуса. Так, среди первоклассников 1 группы, в сравнении с первоклассниками 2 группы, на 18,4% выявлено больше детей с симпатикотонией, за счет снижения на 15,3% в этой же группе гимназистов с ваготонией. Полагаем, что такой путь реализации адаптационных механизмов повышает «физиологическую цену» приспособления к факторам среды обитания и способствует быстрому истощению функциональных резервов.

Установлено, что уровень адаптированно-сти организма детей зависит от состояния ре-

ВЕСТНИК ОГУ №16 (135)/декабрь'2011 303

зервных возможностей. Так, среди детей 1 группы в 27% случаев определялось резкое снижение функциональных резервов, у 25,4% детей -выраженное снижение функциональных резервов за счет уменьшения в этой группе до 1,3% первоклассников с достаточными функциональными резервами и до 5,5% учащихся с функциональными резервами, характеризующимися минимальным напряжением регуляторных систем. Среди же первоклассников 2 группы у 28,7% детей выявлены выражено сниженные, а у 28,4% учащихся - сниженные функциональные резервы, но количество детей, в сравнении с первоклассниками 1 группы, с резким снижением функциональных резервов было на 11,6% меньше, а с достаточными функциональными возможностями, напротив, на 9,1% больше.

Определено, что среди первоклассников

1 группы, в сравнении с первоклассниками

2 группы, отмечалось снижение на 14,2% и 12,1% учащихся с удовлетворительной адаптацией и напряжением адаптационных механизмов, увеличение на 7,3% гимназистов с неудовлетворительными адаптационными возможностями и на 11,6% со срывом адаптации.

Таким образом, установлено, что для детей, у которых функциональное состояние органов не отвечает медицинским и психофизиологическим критериям школьной зрелости, в сравнении с детьми, готовыми к систематическому обучению, характерно преобладание симпатического отдела вегетативной нервной системы, резкое и выраженное снижение функциональных резервов, неудовлетворительные адаптационные возможности и срыв адаптации, что может служить фактором риска развития отклонений в состоянии здоровья и снижения общей успеваемости первоклассников.

12.01.2011

Список литературы:

1. Игишева, Л.Н., Галлеев А.Р. Комплекс ORTO EXPERT, как компонент здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях: методическое руководство. - Кемерово: НПП Живые системы, 2003. - 36 с.

2. Адаптационные резервы организма учащихся в условиях многофакторного воздействия образовательной среды / Н.П. Сетко [и др.]; под ред. Н.П. Сетко - ОрГМА, 2010. - 268 с.

3. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем: методические рекомендации / Р.М. Баевский [и др.] // Вестник аритмологии. - 2001. - №24. - С. 66-85.

Сведения об авторах:

Лозинский Андрей Сергеевич, очный аспирант 2-го года обучения кафедры гигиены и эпидемиологии Оренбургской государственной медицинской академии Булычева Екатерина Владимировна, старший преподаватель кафедры гигиены и эпидемиологии Оренбургской государственной медицинской академии, кандидат медицинских наук тел. 8(3532) 403564, е-шаИ: orgma-fpps@mail.ru

UDC 613.955:613.2 Lozinsky A.S., Bulicheva E.V.

E-mail: orgma-fpps@mail.ru

FEATURES OF BIOLOGICAL ADAPTATION OF FIRST-GRADERS WITH VARIOUS LEVEL OF READINESS FOR TRAINING AT SCHOOL

The article presents the results of formation features of biological adaptation of first-graders with different levels of school age. Established that for children who do not meet the medical and psycho-physiological criteria for school maturity, compared with children who are ready to systematic studies characteristic of the background activity of regulatory structures due to the predominance of sympathetic system (32,2% against 13,8%), sharply (27.4% against 15.8%) and expressed (25.4% against 28.7%) decrease in functional reserves, poor adaptive capacity (at 14,7% against 7,4%) and the disruption of adaptation (27, 4% against 15.8%).

Key words: biological adaptation, first-graders, school maturity.

Bibliography:

1. Igisheva, L.N. Complex ORTO EXPERT, as a component health-saving technologies in educational institutions: a methodical management / L.N. Igisheva, A.R. Galleev // NPP Live systems. - 2003. - 36 p.

2. Setko, N.P. Adaptable reserves of an organism of pupils in the conditions of multiple-factor influence of educational circle / N.P. Setko, A.G. Setko, E.V. Bulychyov, etc. - OrGMA, 2010. - 268 p.

3. Baevsky, R.M. Analiz of variability of a warm rhythm at use various electrocardiographic systems: methodical recommendations / R.M. Baevsky, G.G. Ivanov, L.V. Chirejkin // the Bulletin arrhythmology. - 2001. - №24. - 66-85 pp.

304 ВЕСТНИК ОГУ №16 (135)/декабрь2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.