Научная статья на тему 'Половая гетерохрония динамики функционального состояния регуляторных механизмов сердечно-сосудистой системы младших подростков'

Половая гетерохрония динамики функционального состояния регуляторных механизмов сердечно-сосудистой системы младших подростков Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
90
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Половая гетерохрония динамики функционального состояния регуляторных механизмов сердечно-сосудистой системы младших подростков»

ПОЛОВАЯ ГЕТЕРОХРОНИЯ ДИНАМИКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ РЕГУЛЯТОРНЫХ МЕХАНИЗМОВ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

Шквирина О.И., Глазко О.С., Дёмина А.К.

ФГАОУ «Южный федеральный университет» Педагогический институт, кафедра анатомии и физиологии детей и подростков, Ростов-на-Дону

Изучение адаптивных и резервных возможностей этой системы у младших подростков вызывает неослабевающий интерес в связи с тем, что этот возраст отличается неустойчивостью адаптивных механизмов и высокой реактивностью функций. Именно в этом возрасте учебная нагрузка, не соответствующая возрастным особенностям, является одним из факторов, приводящих к перенапряжению механизмов адаптации и ухудшению здоровья. Исследование функционального состояния сердечно-сосудистой системы проведено в лаборатории адаптации к учебной деятельности на базе кафедры анатомии и физиологии детей и подростков ПИ ЮФУ. Для изучения динамики функционального состояния сердечно-сосудистой системы использовали метод вариационной пульсометрии на диагностическом приборе «Варикард 2.51». В динамике учебного года (октябрь, февраль, апрель) обследовано 29 учащихся 6 класса (11-12 лет) МОУ СОШ №10 г. Ростова-на-Дону, из них 15-девочек и 14 -мальчиков.

Показано, что процессы развития на П-Ш стадиях полового созревания и смена доминанты в регуляторных механизмах организма у девочек 11-12 лет более энергоёмки. Об этом свидетельствуют достоверно более высокие показатели частоты пульса у девочек по сравнению с мальчиками (в начале года - р < 0,05, в конце года - р < 0,01), более высокие показатели коэффициента выносливости и коэффициента экономичности кровообращения, т.е. генерализованные ответные реакции сердечно-сосудистой системы. Адаптация к учебным нагрузкам у мальчиков 11-12 лет характеризуется большей экономичностью функциональных сдвигов. Выносливость сердечно-сосудистой системы у мальчиков достоверно выше, чем у девочек во все периоды обследования. Наличие повышенного функционального напряжения механизмов адаптации у 80% обследованных школьников в феврале свидетельствует об утомлении, вызванном учебной и статической нагрузками. Из них донозоологическое состояние выявлено у 28% мальчиков и 32% девочек. У этих подростков оптимальные адаптационные возможности организма обеспечиваются более высоким, чем в норме, напряжением регуляторных систем, что ведёт к повышенному расходованию функциональных резервов организма. Преморбидное состояние в феврале выявлено у 8% мальчиков и 8% девочек, что указывает на снижение функциональных возможностей их организма. Только у девочек (4%) выявлен срыв адаптации. Функциональное состояние, свидетельствующее о достаточных функциональных возможностях организма школьников в третьей четверти выявлено у 20% обследуемых. Анализируя данные, полученные в апреле, важно отметить, что в конце учебного года сохраняется большое количество младших подростков с напряжением регуляторных механизмов (42,5 %), из них 11,5 % - мальчики и 31%- девочки или с их истощением у 15% мальчиков и 8% девочек. Однако, количество подростков в состоянии физиологической нормы в апреле (34%) больше, чем в феврале (20%). Таким образом, функциональное состояние организма является индикатором адекватности жизненной образовательной среды подростка, а характер и интенсивность этих изменений является мерой физиологической стоимости учебной деятельности и социума ребёнка. Понимание учителем возрастных особенностей младших подростков позволит ему полнее мобилизовать и экономичнее использовать физиологические резервы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 4.

2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 4.

3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 4.

4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 4.

5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 4.

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 4.

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 4.

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 4.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 4.

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 1999. Т. 1. № 4.

11. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 12.

12. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 12.

13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12.

14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12.

15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12.

16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12.

17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12.

18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 1.

19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.

Материалы XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010

Стр. [503]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.