ВЛИЯНИЕ ВНУТРИШКОЛЬНОЙ СРЕДЫ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ
М.Ю.Соловьев, Л.И.Стасенко, Симоненко О.И. Л.В.Кабанец, Курашвили О.М.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области, г.Ростов-на-Дону
Условия обучения и воспитания в современных образовательных учреждениях нового типа нередко становятся серьезными факторами риска здоровью детей, способствуя формированию у них хронического стресса, развитию у них невротических состояний, функциональных отклонений и хронических заболеваний.
В связи с негативными изменениями в состоянии здоровья подрастающего поколения выявление факторов, влияющих на состояние здоровья детей и подростков, является одной из важных задач гигиенического исследования.
На территории Ростовской области проведено изучение состояния здоровья учащихся общеобразовательных учреждений на основании данных государственной статистической отчетности по результатам медикостатистического анализа динамики показателей состояния здоровья обучающихся.
Изучена общая и первичная заболеваемость детей, распространенность и динамика основных видов «школьной патологии», динамика распределения школьников по группам здоровья, а так же выявлены основные тенденции в состоянии здоровья учащихся на этапах обучения.
По данным научных исследований в Российской Федерации за последнее десятилетие число школьников с хронической патологией увеличилось в 1,5 раза, у 20% школьников выявляются нарушения физического развития и снижение функциональных возможностей, отмечается прогрессирующий рост распространенности социально-обусловленной патологии (Макарова В.И., Меньшикова Л.И., 2003; Шарапова О.В., 2004; Кулаков В.П., 2004; Крукович Е.В.; 2005, Баранов А.А., 2006; Dowdell E.B., 2004).
Проведенный анализ свидетельствует о позитивных изменениях в показателях физического развития детей и подростков Ростовской области за последние 10 лет. На это указывают достоверные данные об увеличении длины тела у мальчиков и девочек, массы тела и значений индекса массы тела.
По данным социально-гигиенического мониторинга за состоянием здоровья детей в организованных коллективах установлено, что отмечено снижение показателя индекса здоровья школьников с 34,2% в 2005 года до 26,6 % в 2009 году . По результатам углубленных медицинских осмотров школьников сохраняется тенденция к
отставанию в физическом развитии, составляя (2,9% в 2005 году, 3,2% в 2009 году).
Анализ данных 2005-2009 гг. показал, что за период нахождения в образовательных учреждениях количество детей со сколиозами, нарушениями осанки возросло почти в два раза, наблюдается рост выявления детей с нарушением остроты зрения.
Так, если перед поступлением в 1 класс нарушение осанки наблюдается у 5,5% детей, то в 11 классе у 11,6% осмотренных учащихся, сколиоз регистрируется у 1,2% первоклассников и 5,2% выпускников школ. Установлено, что к окончанию школы «школьная патология» имеет тенденцию к росту. Наблюдается достоверный рост числа детей с нарушениями зрения к 9 классу в 2,3 раза (p<0,001), а к 11 классу - в 2,1 раза (p<0,001), по сравнению с первоклассниками.
Следует отметить, что по 9 территориям Ростовской области ( г.г.Зверево, Таганрог, Каменск-Шахтинский, Боковский, Верхнедонской, Константиновский, Каменский, Миллеровский, Цимлянский районы) показатель нарушения осанки в выпускном классе в 4 и более раз превышает показатель среди первоклассников. Нарушения зрения среди учащихся первых классов в 5-ти в городах и районах области ( г.г.Волгодонск, Каменск-Шахтинский, Боковском, Верхнедонском, Заветинском районы) превышают более чем 2,3 раза показатель среди выпускников.
Такие результаты дают право выдвинуть гипотезу о возможном негативном влиянии нагрузок, получаемых детьми в образовательных учреждениях, подбора и использования мебели несоответствующей росто -возрастным показателям обучающихся.
Сравнительный анализ заболеваемости болезнями органов пищеварения за период 2007 и 2008 годы в Ростовской области показал, что на фоне роста заболеваемости по Ростовской области наметилась тенденция к снижению показателей первичной заболеваемости среди детей (7-14 лет) по болезням органов пищеварения с 143,18 до 130,88 на 1 тыс., по гастритам и дуоденитам с 14,48 до 13,64 на 1 тыс. Среди подростков (14-17 лет) по болезням органов пищеварения с 146,57 до 92,71 на 1 тыс, по гастритам и дуоденитам с 17,82 до 16,97 на 1 тыс. В то же время в группе детей 7-14 лет наблюдается рост функциональных расстройств пищеварения в 1,5 раза и ожирения в 4,4 раза.
Одновременно установлено, что среди учащихся, получающих горячее питание в общеобразовательных учреждениях, реже встречались дети с низким уровнем физического здоровья (52,2% против 62,7%). Проведенные исследования подтвердили гигиеническую значимость горячего питания для поддержания процесса физического развития и улучшения функциональной подготовленности основных систем организма детей и подростков в рамках учебно-воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении.
Таким образом, остаются актуальными вопросы санитарно- эпидемиологического надзора за соблюдением требований к обеспечению внутришкольной среды, в том числе в части использования мебели, соответствующей росто -возрастным данным детей, обеспечения уровней освещенности нормируемым
Материалы XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010
показателям, а также оптимизации горячего питания с реализацией современных прогрессивных форм его организации.
ЛИТЕРАТУРА:
1. В.Р.Кучма «Медико-профилактические основы обучения и воспитания детей», Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», Москва, 2005
2. Л.М. Сухарева, Л.С. Намазова, И.К. Рапопорт, И.В. Звездина, Н.А. Морозова, Н.С. Жигарева Изменение заболеваемости учащихся в динамике обучения
в младших классах / // Сборник материалов XII Конгресса педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии». - М., 2008. - С. 324.
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 4.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 4.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 4.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 4.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 4.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 4.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 4.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 4.
11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 4.
12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 1999. Т. 1. № 4.
13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 12.
14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 12.
15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12.
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12.
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12.
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12.
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12.
20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 1.
21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.
Материалы XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010