Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕВОЧЕК, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В МНОГОДЕТНЫХ СЕМЬЯХ'

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕВОЧЕК, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В МНОГОДЕТНЫХ СЕМЬЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
49
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВОЧКИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА / МНОГОДЕТНАЯ СЕМЬЯ / ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКОВ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Свобода П.Н., Удовенко А.А., Голанцев И.А., Богормистрова В.А., Шестакова В.Н.

В результате исследования выявлено, что состояние здоровья девочек из многодетных семей достоверно хуже, чем из малодетных семей. Они чаще формируют хроническую патологию и сочетанные заболевания, которые требуют более длительного лечения и динамического наблюдения. Это важно учитывать при составлении образовательных программ, проведении профилактических мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Свобода П.Н., Удовенко А.А., Голанцев И.А., Богормистрова В.А., Шестакова В.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH STATUS OF GIRLS RAISED IN LARGE FAMILIES

As a result of the study, it was revealed that the health status of girls from large families is significantly worse than that of small families. They are more likely to form chronic pathology and combined diseases that require longer treatment and dynamic monitoring. This is important to take into account when drawing up educational programs, carrying out preventive measures.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕВОЧЕК, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В МНОГОДЕТНЫХ СЕМЬЯХ»

УДК 613.956:616-055.23

□ СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕВОЧЕК, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В

МНОГОДЕТНЫХ СЕМЬЯХ

Свобода П.Н., Удовенко А.А., Голанцев И.А., Богормистрова В.А, Шестакова В.Н.

Научные руководители - профессор, д.м.н. Шестакова В.Н., доцент, д.м.н. Сосин Д.В.

Смоленский государственный медицинский университет,

Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28.

vebogormistrova@gmail.com - Богормистрова В.А

Резюме. В результате исследования выявлено, что состояние здоровья девочек из многодетных семей достоверно хуже, чем из малодетных семей. Они чаще формируют хроническую патологию и сочетанные заболевания, которые требуют более длительного лечения и динамического наблюдения. Это важно учитывать при составлении образовательных программ, проведении профилактических мероприятий.

Ключевые слова: девочки подросткового возраста, многодетная семья, здоровье

подростков

□ HEALTH STATUS OF GIRLS RAISED IN LARGE FAMILIES

Svoboda P.N., Udovenko A.A., Galantsev I.A., Bogormistrova V.A., Shestakova V.N.

Scientific adviser - prof. V.N. Shestakova MD, PhD, associate prof. D.V. Sosin MD, PhD Smolensk State Medical University,

Russia, 214019, Smolensk, Krupskaya St., 28.

vebogormistrova@gmail.com - V.A Bogormistrova

Abstract. As a result of the study, it was revealed that the health status of girls from large families is significantly worse than that of small families. They are more likely to form chronic pathology and combined diseases that require longer treatment and dynamic monitoring. This is important to take into account when drawing up educational programs, carrying out preventive measures.

Keywords: adolescent girls, large families, health status of adolescents

Введение. Здоровье детей и подростков жизненно важно для будущего любой нации. В течение последних лет в России сложилась крайне неблагоприятная ситуация в отношении состояния здоровья населения и особенно подрастающего поколения. В основе значительного ухудшения здоровья детей и подростков в РФ лежит целый комплекс социально-экономических, медицинских, психологических и педагогических причин, с которыми сталкиваются сегодня семья и школа. В период школьного обучения чувствительность организма ребенка к неблагоприятным воздействиям очень высока. Факторы риска в этот период непрерывны, систематичны и длительны. Даже самые минимальные их воздействия имеют способность накапливаться, действуя ежечасно и ежедневно на протяжении 10 лет. При неправильной организации учебного процесса развивается школьная дезадаптация, сопровождающаяся нарушениями соматического, психического, физического и репродуктивного здоровья, и для его сохранения требуется мобилизация дополнительных ресурсов детского организма. Семья является основным участником и непосредственным исполнителем повседневной работы по воспитанию ребенка и профилактике у него многих видов заболеваний, по подготовке к поступлению в организованный коллектив. З.А. Хуснутдинова (2000), И.В. Калмыкова (2003), В.Ф. Капитонов В.Ф. (2006) доказали, что каждый третий ребенок живет в семье, куда и относятся дети, воспитывающиеся в многодетных семьях, имеющей тот или иной фактор социального риска, а каждый десятый - в семье с двумя и более факторами риска. Семьи высокого социального риска составляют 21,6%, причем заболеваемость у детей из этих семей в 1,5-2,0 раза выше, чем у детей из благополучных семей. В многодетных семьях у родителей зачастую проявляются различные психогенные отклонения. Особую тревогу вызывают девочки, так как они во многом определяют уровень здоровья потомства на всех этапах анте - и постнатального

онтогенеза. Л.Г. Загорельская (2002), Н.М. Никонорова (2003), Ж.Г. Чижова (2005) установили, что низкие показатели здоровья у девочек приводят к возникновению замкнутого круга: больная девочка-больная девушка - больная женщина - больная мать - больной ребенок - больная будущая мать и ее потомство. До настоящего времени в педиатрии недостаточно изучена динамика здоровья девочек подросткового возраста, воспитывающихся в многодетных семьях. Поэтому изучения состояния здоровья девочек является актуальным и своевременным.

Цель исследования. Изучение состояние здоровья девочек, воспитывающихся в многодетных семьях для отработки профилактических мероприятий по сохранению и укреплению их соматического здоровья.

Методика. Объектом исследования стали дети из многодетных и малодетных семей (п=100). Из них 50 детей, воспитывающихся в многодетных семьях (основная группа наблюдения) и 50 детей, воспитывающихся в малодетных семьях (группа сравнения). Сбор материала проводился путём выкопировки первичной информации из истории развития ребенка (ф. 112/у) с последующим клиническим осмотром и комплексной оценкой состояния здоровья.

Статистическую обработку полученных данных проводили с помощью стандартного пакета программ с использованием параметрических и непараметрических критериев по х2-критерию Пирсона с поправкой Йетса, при значениях р<0,05.

Результаты исследования. Установлено, что у девочки из многодетных семей в 3,5 раза чаще диагностировались поражения органов пищеварения, в 3,2 раза чаще выявлялись психические расстройства. Они проявлялись неврастенией (33,0%), астеноневротическим синдромом (20,0%), ситуационным неврозом (13,0%), расстройствами речи (10,0%), что на 14,5%, 20,0%, 10,0%, 10,0% соответственно чаще, чем в группе сравнения (р=0,26). Общая соматическая заболеваемость у них оказалась в 1,7 раз выше, чем в группе девочек, воспитывающихся в малодетной семье. Большинство детей из многодетных семей еще до поступления в школу, при сравнении с девочки из группы сравнения проживали в худших жилищно-бытовых условиях (30,0% и 6,0%, р=0,04). Они воспитывались в семьях с недостаточным уровнем благосостояния (52,0%, р=0,07), низким уровнем гигиенических навыков (40,0%, р=0,03), средним (54,0%) или низким санитарно-культурным уровнем семьи (36,0%, р=0,01), чем девочки, которые воспитывались в малодетной семье (20,0%, 14,0%, 56,0%, 6,0% соответственно). Необходимо подчеркнуть, что в многодетных семьях в 56,0% случаев отмечался неблагоприятный психологический микроклимат и недружелюбное отношение к ребенку (р=0,01). В этих семьях все члены семьи достоверно реже соблюдали правила личной гигиены (60,0 %), режим дня (56,0%) и питания (54,0%), что на 36,0% чаще, чем в группе сравнения (р=0,01).

Серьезной социальной проблемой являлась высокая распространенность вредных привычек, как во время беременности, так и в дальнейшем, особенно среди матерей из многодетных семей (76,0%), что на 40,0% чаще, чем среди матерей детей из группы сравнения (р=0,01). Необходимо отметить, что это обусловлено низким социально-культурным уровнем семьи, что негативно отражалось на воспитании ребенка. Среди девочек из многодетных семей чаще выявлялось снижение эмоционального тонуса (82,0%), проявляясь сменой настроения (78,0%), раздражительностью (70,0%), высокой тревожностью (64,0%), наличием страхов (60,0%), повышенной возбудимостью (58,0%), вспышками гнева (54,0%), что на 46,0%, 46,0%, 40,0%, 40,0% 40,0%, 40,0% чаще, чем в группе сравнения.

Среди соматической патологии в обеих группах наблюдения превалировали нарушения нервной (76,0%), сердечно-сосудистой (52,0%) систем, опорно-двигательного аппарата (50,0%). Но с наименьшей частотой у девочек из группы сравнения (40,0%, 30,0%, 30,0%). Четвертую позицию занимала патология желудочно-кишечного тракта (40,0%), пятую - поражения органа зрения (32,0%), шестую - заболевания ротоносоглотки (30,0%), седьмую - нарушения мочеполовой (20,0%) и эндокринной (16,0%) систем. В то время как в группе сравнения на шестой позиции размещались нарушения органа зрения (14,0%, р=0,33), на седьмой и восьмой позиции располагались патология мочеполовой (6,0%, р=0,36) и эндокринной (6,0%, р=0,89) систем с меньшей достоверностью, чем в группе детей из многодетных семей.

Выводы. Девочки, воспитывающиеся в многодетных семьях, являются группой высокого риска по нарушению состояния здоровья. Они нуждаются в постоянном медико-психолого-педагогическом и социальном сопровождении. Педиатру необходимо: постоянно осуществлять наблюдение за девочками из таких семей, привлекая к работе невролога, кардиолога, ортопеда, гастроэнтеролога. Своевременно уточнять факторы риска, регулярно проводить медикаментозную коррекцию, профилактические и лечебно-оздоровительные мероприятия.

Литература

1. Волкова Г.М. Образ жизни и состояние здоровья детей из многодетных семей (комплексное клинико-социальное исследование по материалам Республики Татарстан): автореф. дис.канд. мед. наук. - Казань, 1998. -20 с.

2. Концептуальные взгляды на здоровья ребенка / Под ред. профессора, д.м.н. Шестаковой В Н., Смоленск. 2003; 591.

3. Пунина М.А, Чижова Ж.Г., Глазырина О.В., Самсонова Л.М. Неполная семья и ее роль в воспитании здорового ребенка. Актуальные проблемы педиатрии: Монография / под ред. Г.Н. Федорова - Смоленск: Универсум, 2011. С. 210-226.

4. Пунина М.А., Чижова Ж.Г., Шестакова В.Н. Семья и ее проблемы. /Материалы VI Международного постоянно действующего конгресса «Экология и дети»: «Медико-экологические и социально-экономические проблемы молодого поколения, пути решения» Анапа, 2009. - С. 54-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.