УДК 616-053.71:362.177
□ СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА,
ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В «ДИСТАНТНЫХ СЕМЬЯХ»
Богормистрова В.А., Боровкова В.Н., Григорьева М.Д., Васильцова А.Ю.
Научные руководители - профессор, д.м.н. Шестакова В.Н., доцент, д.м.н. Сосин Д.В.
Смоленский государственный медицинский университет,
Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28.
vebogormistrova@gmail.com - Богормистрова В.А
Резюме. В результате исследования выявлено, что состояние здоровья детей из «дистантных семей» достоверно хуже, чем в традиционных семьях. Они чаще формируют сочетанную соматическую патологию и хронические заболевание, что требует своевременной коррекции и не только профилактических мер. Это важно учитывать при составлении образовательных программ и лечебно профилактических мероприятий.
Ключевые слова: дети подросткового возраста, «дистантные семьи», здоровье.
□ HEALTH STATUS OF ADOLESCENT CHILDREN RAISED IN " DISTANT FAMILIES»
Bogormistrova V. A., Borovkova V N., Grigoreva M.D., Vasiltsova A.Y.
Scientific adviser - prof. V.N. Shestakova MD, PhD, associate prof. D.V. Sosin MD, PhD
Smolensk State Medical University,
Russia, 214019, Smolensk, Krupskaya St., 28.
vebogormistrova@gmail.com - V.A Bogormistrova
Abstract. The study revealed that the health status of children from "distant families" is significantly worse than in traditional families. They often form a combined somatic pathology and a chronic disease, which requires timely correction and not only preventive measures. This is important to take into account when drawing up educational programs and therapeutic andpreventive measures.
Keywords: adolescent children, "distant families", health.
Введение. Практика планирования оздоровительных и профилактических мероприятий требует проведения специальных углубленных комплексных исследований состояния здоровья и условий жизни отдельных социальных и профессиональных слоев населения, в которых воспитываются дети. Так как именно дети оказываются наиболее чувствительными к воздействию различных факторов риска, которые влияют на протяжении всего онтогенеза. По подсчетам социологов, психологов, педагогов наиболее уязвимыми группами являются семьи высокой группы риска, куда и относятся «дистантные семьи». Наиболее уязвимой группой стали семьи военнослужащих. Сравнительный анализ данных полученных в ходе исследований, проведенных за последние десятилетия, показали, что наблюдается устойчивая тенденция к снижению деторождаемости в семьях военнослужащих. В этой категории населения выделяют семьи по количеству детей. Наиболее распространенной среди военнослужащих является малодетная семья (двое детей), составляющая примерно 46,0% от общего числа, около 35,0% составляют однодетные семьи, 15,0% приходится на семьи, не имеющие детей и только немногим более 2,0% - это многодетные семьи. По составу традиционно семьи военнослужащих являются нуклеарными. В последнее время с активизацией призыва на военную службу военнослужащих -женщин значительно возросло количество неполных семей. По семейному стажу наиболее распространенной является семья среднего супружеского возраста с детьми школьного возраста. Также значительный процент составляют молодые семьи и семьи, ждущие ребенка. По особым условиям семейной жизни более 75,0% семей военнослужащих проявляют признаки «дистантной семьи». Как известно проблемы со здоровьем, как самого военнослужащего, так и членов его семьи, особенно детей, объясняются трудностями, связанными со спецификой современного воинского труда. Ростом социальной напряженности, повышением физических и психологических нагрузок, воздействием различных губительных факторов среды,
необходимостью постоянной социально-психологической адаптации к новым условиям, отсутствием возможности постоянно получать высококвалифицированную специализированную медицинскую помощь. В «дистантных семьях» возрастает еще действие стрессорного фактора, психологического дискомфорта. Такая комбинация негативного влияния усугубляет гармоничность развития ребенка, ухудшая его адаптационные возможности, т.е. здоровье. Следовательно, принадлежность к изучаемой социальной группе, определяет специфику состава, структуры и жизнедеятельности семей военнослужащих и формирует комплекс характерных для этой категории проблем, которые необходимо своевременно решать, и как можно в более ранние сроки. Поэтому изучения показателей состояния здоровья детей из «дистантных семей» позволит своевременно оказывать им не только медицинскую, но и психолого-педагогическую, социальную, юридическую помощь. В доступной литературе такие исследования не установлены.
Цель исследования. Изучение состояние здоровья детей из «дистантных семей» военнослужащих для отработки профилактических мероприятий по сохранению и укреплению соматического здоровья.
Методика. Объектом исследования стали дети из военнослужащих семей (п=40). Из них 20 детей, воспитывающихся в «дистантных семьях» (основная группа наблюдения) и 20 детей, воспитывающихся в семьях военнослужащих, родители которых имели постоянную работу по месту проживания (группа сравнения). Сбор материала проводился путём выкопировки первичной информации из истории развития ребенка (ф. 112/у) с последующим клиническим осмотром и комплексной оценкой состояния здоровья.
Статистическую обработку полученных данных проводили с помощью стандартного пакета программ с использованием параметрических и непараметрических критериев по х2-критерию Пирсона с поправкой Йетса, при значениях р<0,05.
Результаты исследования. Установлено, что половина детей из семей военнослужащих при поступлении в общеобразовательную организацию сочетаны соматические поражения. При выпуске из полной средней школы их количество превысило 67,5%, прирост составил 17,5% (р=0,021) Хроническая патология встречалась у 42,5% обучающихся детей, что на 15,0% меньше, чем при выпуске из полной средней школы, отражая негативную динамику здоровья среди обучающихся детей из семей военнослужащих. При поступлении в общеобразовательную организацию большинство детей состояли на учете по II группе здоровья (77,5%). При выпуске их количество снизилось на 10,0%, в то время как возросло количество детей с Ш (на 20,0%) и IV (на 15,0%) группами здоровья, подтверждая мнение о том, что за период обучения в школе ухудшения наступает у 35,0% детей (р=0,98).
Анализ состояния здоровья обучающихся детей из «дистантных семей» показал, что они уже при поступлении в школу чаще имели сочетанные поражения (65,0%), из них хронические заболевания (35,0%), частота которых от года к году возрастала и составляла 75,5% при выпуске из полной средней школы. В то время как дети из группы сравнения на 30,0% как при поступлении в школу, так и при выпуске из школы на 35,0% реже имели сочетанные поражения, чем дети основной группы (р=0,96). У них на 25,0% и на 35,0% соответственно реже диагностировались хронические заболевания, свидетельствуя о более стабильном состоянии здоровья, прирост их не превышал 30,0%, что на 10,0% меньше, чем в группе сравнения. Обращало на себя внимание, что в основной группе наблюдения, как при поступлении, так и при выпуске из полной средней школы большинство детей наблюдалось по Ш (30,0% и 50,0% соответственно) и IV (5,0% и 25,0% соответственно) группами здоровья. Что на 20,0%, 30,0% и 0%, 10,0% соответственно (р=0,96) реже, чем в основной группе, подтверждая мнение о том, что дети, воспитывающиеся в семьях военнослужащих, не считаясь «дистантной семьей», на всех этапах обучения имеют лучшие показатели здоровья. Выводы:
1. Дети, воспитывающиеся в «дистантных семьях» являются группой высокого риска по нарушению состояния здоровья и должны браться на строгий диспансерный контроль, как в поликлинических условиях, так и в общеобразовательных организациях
2. Такие дети должны получать профилактические и реабилитационные мероприятия, начиная с раннего возраста.
3. Основным направлением работы в общеобразовательной организации должно быть создание оптимальных условий пребывания детей в образовательной организации, включая санитарно-эпидемиологическое благополучие, соблюдения рациональной двигательной активности и питания обучающихся.
Литература:
1. Концептуальные взгляды на здоровья ребенка / Под ред. профессора, д.м.н. Шестаковой В.Н., Смоленск. 2003; 591.
2. Пунина М.А, Чижова Ж.Г., Глазырина О.В., Самсонова Л.М. Неполная семья и ее роль в воспитании здорового ребенка. Актуальные проблемы педиатрии: Монография / под ред. Г.Н. Федорова - Смоленск: Универсум, 2011. С. 210-226.
3. Пунина М.А., Чижова Ж.Г., Шестакова В.Н. Семья и ее проблемы. /Материалы VI Международного постоянно действующего конгресса «Экология и дети»: «Медико-экологические и социально-экономические проблемы молодого поколения, пути решения» Анапа, 2009. - С. 5463.
4. Ярощук Е.А., Шестакова В.Н., Состояние здоровья детей мигрантов в процессе школьного обучения // Вестник смоленской медицинской академии. - Смоленск, 20001. - №3. - С. 115-117.
5. Ярощук Е.А., Шестакова В.Н., Доскин В.А. Состояние здоровья детей школьного возраста из семей военнослужащих // материалы международной - практической конференции «Состояние и перспективы развития экологической обстановки в бассейне реки Днепр и великих рек центральной части России». - Смоленск, 2001. - С. 322-324.