Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В «ДИСТАНТНЫХ СЕМЬЯХ»'

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В «ДИСТАНТНЫХ СЕМЬЯХ» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
32
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА / «ДИСТАНТНЫЕ СЕМЬИ» / ЗДОРОВЬЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Богормистрова В.А., Боровкова В.Н., Григорьева М.Д., Васильцова А.Ю.

В результате исследования выявлено, что состояние здоровья детей из «дистантных семей» достоверно хуже, чем в традиционных семьях. Они чаще формируют сочетанную соматическую патологию и хронические заболевание, что требует своевременной коррекции и не только профилактических мер. Это важно учитывать при составлении образовательных программ и лечебно профилактических мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Богормистрова В.А., Боровкова В.Н., Григорьева М.Д., Васильцова А.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH STATUS OF ADOLESCENT CHILDREN RAISED IN " DISTANT FAMILIES»

The study revealed that the health status of children from "distant families" is significantly worse than in traditional families. They often form a combined somatic pathology and a chronic disease, which requires timely correction and not only preventive measures. This is important to take into account when drawing up educational programs and therapeutic and preventive measures.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В «ДИСТАНТНЫХ СЕМЬЯХ»»

УДК 616-053.71:362.177

□ СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА,

ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В «ДИСТАНТНЫХ СЕМЬЯХ»

Богормистрова В.А., Боровкова В.Н., Григорьева М.Д., Васильцова А.Ю.

Научные руководители - профессор, д.м.н. Шестакова В.Н., доцент, д.м.н. Сосин Д.В.

Смоленский государственный медицинский университет,

Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28.

vebogormistrova@gmail.com - Богормистрова В.А

Резюме. В результате исследования выявлено, что состояние здоровья детей из «дистантных семей» достоверно хуже, чем в традиционных семьях. Они чаще формируют сочетанную соматическую патологию и хронические заболевание, что требует своевременной коррекции и не только профилактических мер. Это важно учитывать при составлении образовательных программ и лечебно профилактических мероприятий.

Ключевые слова: дети подросткового возраста, «дистантные семьи», здоровье.

□ HEALTH STATUS OF ADOLESCENT CHILDREN RAISED IN " DISTANT FAMILIES»

Bogormistrova V. A., Borovkova V N., Grigoreva M.D., Vasiltsova A.Y.

Scientific adviser - prof. V.N. Shestakova MD, PhD, associate prof. D.V. Sosin MD, PhD

Smolensk State Medical University,

Russia, 214019, Smolensk, Krupskaya St., 28.

vebogormistrova@gmail.com - V.A Bogormistrova

Abstract. The study revealed that the health status of children from "distant families" is significantly worse than in traditional families. They often form a combined somatic pathology and a chronic disease, which requires timely correction and not only preventive measures. This is important to take into account when drawing up educational programs and therapeutic andpreventive measures.

Keywords: adolescent children, "distant families", health.

Введение. Практика планирования оздоровительных и профилактических мероприятий требует проведения специальных углубленных комплексных исследований состояния здоровья и условий жизни отдельных социальных и профессиональных слоев населения, в которых воспитываются дети. Так как именно дети оказываются наиболее чувствительными к воздействию различных факторов риска, которые влияют на протяжении всего онтогенеза. По подсчетам социологов, психологов, педагогов наиболее уязвимыми группами являются семьи высокой группы риска, куда и относятся «дистантные семьи». Наиболее уязвимой группой стали семьи военнослужащих. Сравнительный анализ данных полученных в ходе исследований, проведенных за последние десятилетия, показали, что наблюдается устойчивая тенденция к снижению деторождаемости в семьях военнослужащих. В этой категории населения выделяют семьи по количеству детей. Наиболее распространенной среди военнослужащих является малодетная семья (двое детей), составляющая примерно 46,0% от общего числа, около 35,0% составляют однодетные семьи, 15,0% приходится на семьи, не имеющие детей и только немногим более 2,0% - это многодетные семьи. По составу традиционно семьи военнослужащих являются нуклеарными. В последнее время с активизацией призыва на военную службу военнослужащих -женщин значительно возросло количество неполных семей. По семейному стажу наиболее распространенной является семья среднего супружеского возраста с детьми школьного возраста. Также значительный процент составляют молодые семьи и семьи, ждущие ребенка. По особым условиям семейной жизни более 75,0% семей военнослужащих проявляют признаки «дистантной семьи». Как известно проблемы со здоровьем, как самого военнослужащего, так и членов его семьи, особенно детей, объясняются трудностями, связанными со спецификой современного воинского труда. Ростом социальной напряженности, повышением физических и психологических нагрузок, воздействием различных губительных факторов среды,

необходимостью постоянной социально-психологической адаптации к новым условиям, отсутствием возможности постоянно получать высококвалифицированную специализированную медицинскую помощь. В «дистантных семьях» возрастает еще действие стрессорного фактора, психологического дискомфорта. Такая комбинация негативного влияния усугубляет гармоничность развития ребенка, ухудшая его адаптационные возможности, т.е. здоровье. Следовательно, принадлежность к изучаемой социальной группе, определяет специфику состава, структуры и жизнедеятельности семей военнослужащих и формирует комплекс характерных для этой категории проблем, которые необходимо своевременно решать, и как можно в более ранние сроки. Поэтому изучения показателей состояния здоровья детей из «дистантных семей» позволит своевременно оказывать им не только медицинскую, но и психолого-педагогическую, социальную, юридическую помощь. В доступной литературе такие исследования не установлены.

Цель исследования. Изучение состояние здоровья детей из «дистантных семей» военнослужащих для отработки профилактических мероприятий по сохранению и укреплению соматического здоровья.

Методика. Объектом исследования стали дети из военнослужащих семей (п=40). Из них 20 детей, воспитывающихся в «дистантных семьях» (основная группа наблюдения) и 20 детей, воспитывающихся в семьях военнослужащих, родители которых имели постоянную работу по месту проживания (группа сравнения). Сбор материала проводился путём выкопировки первичной информации из истории развития ребенка (ф. 112/у) с последующим клиническим осмотром и комплексной оценкой состояния здоровья.

Статистическую обработку полученных данных проводили с помощью стандартного пакета программ с использованием параметрических и непараметрических критериев по х2-критерию Пирсона с поправкой Йетса, при значениях р<0,05.

Результаты исследования. Установлено, что половина детей из семей военнослужащих при поступлении в общеобразовательную организацию сочетаны соматические поражения. При выпуске из полной средней школы их количество превысило 67,5%, прирост составил 17,5% (р=0,021) Хроническая патология встречалась у 42,5% обучающихся детей, что на 15,0% меньше, чем при выпуске из полной средней школы, отражая негативную динамику здоровья среди обучающихся детей из семей военнослужащих. При поступлении в общеобразовательную организацию большинство детей состояли на учете по II группе здоровья (77,5%). При выпуске их количество снизилось на 10,0%, в то время как возросло количество детей с Ш (на 20,0%) и IV (на 15,0%) группами здоровья, подтверждая мнение о том, что за период обучения в школе ухудшения наступает у 35,0% детей (р=0,98).

Анализ состояния здоровья обучающихся детей из «дистантных семей» показал, что они уже при поступлении в школу чаще имели сочетанные поражения (65,0%), из них хронические заболевания (35,0%), частота которых от года к году возрастала и составляла 75,5% при выпуске из полной средней школы. В то время как дети из группы сравнения на 30,0% как при поступлении в школу, так и при выпуске из школы на 35,0% реже имели сочетанные поражения, чем дети основной группы (р=0,96). У них на 25,0% и на 35,0% соответственно реже диагностировались хронические заболевания, свидетельствуя о более стабильном состоянии здоровья, прирост их не превышал 30,0%, что на 10,0% меньше, чем в группе сравнения. Обращало на себя внимание, что в основной группе наблюдения, как при поступлении, так и при выпуске из полной средней школы большинство детей наблюдалось по Ш (30,0% и 50,0% соответственно) и IV (5,0% и 25,0% соответственно) группами здоровья. Что на 20,0%, 30,0% и 0%, 10,0% соответственно (р=0,96) реже, чем в основной группе, подтверждая мнение о том, что дети, воспитывающиеся в семьях военнослужащих, не считаясь «дистантной семьей», на всех этапах обучения имеют лучшие показатели здоровья. Выводы:

1. Дети, воспитывающиеся в «дистантных семьях» являются группой высокого риска по нарушению состояния здоровья и должны браться на строгий диспансерный контроль, как в поликлинических условиях, так и в общеобразовательных организациях

2. Такие дети должны получать профилактические и реабилитационные мероприятия, начиная с раннего возраста.

3. Основным направлением работы в общеобразовательной организации должно быть создание оптимальных условий пребывания детей в образовательной организации, включая санитарно-эпидемиологическое благополучие, соблюдения рациональной двигательной активности и питания обучающихся.

Литература:

1. Концептуальные взгляды на здоровья ребенка / Под ред. профессора, д.м.н. Шестаковой В.Н., Смоленск. 2003; 591.

2. Пунина М.А, Чижова Ж.Г., Глазырина О.В., Самсонова Л.М. Неполная семья и ее роль в воспитании здорового ребенка. Актуальные проблемы педиатрии: Монография / под ред. Г.Н. Федорова - Смоленск: Универсум, 2011. С. 210-226.

3. Пунина М.А., Чижова Ж.Г., Шестакова В.Н. Семья и ее проблемы. /Материалы VI Международного постоянно действующего конгресса «Экология и дети»: «Медико-экологические и социально-экономические проблемы молодого поколения, пути решения» Анапа, 2009. - С. 5463.

4. Ярощук Е.А., Шестакова В.Н., Состояние здоровья детей мигрантов в процессе школьного обучения // Вестник смоленской медицинской академии. - Смоленск, 20001. - №3. - С. 115-117.

5. Ярощук Е.А., Шестакова В.Н., Доскин В.А. Состояние здоровья детей школьного возраста из семей военнослужащих // материалы международной - практической конференции «Состояние и перспективы развития экологической обстановки в бассейне реки Днепр и великих рек центральной части России». - Смоленск, 2001. - С. 322-324.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.