Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА ИЗ СЕМЕЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ'

ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА ИЗ СЕМЕЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
32
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА ИЗ СЕМЕЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тихонова А. А., Хохлова Н. А., Аникина А. А., Шестакова В. Н., Сосин Д. В.

В результате исследования выявлено, что функциональные показатели детей из семей военнослужащих достоверно выше, чем у детей из гражданских семей. Они по мере взросления сохраняют хорошую физическую работоспособность, высокие показатели жизненного индекса и жизненной емкости легких, что положительно сказываются на кардиальной и респираторной системе ребенка. Это важно учитывать при составлении образовательных программ, проведении профилактических мероприятий и подготовке детей к ГТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Тихонова А. А., Хохлова Н. А., Аникина А. А., Шестакова В. Н., Сосин Д. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTIC OF FUNCTIONAL INDICATORS OF ADOLESCENT CHILDREN FROM MILITARY FAMILIES

The study revealed that the functional indicators of children from military families prove to be significantly higher, than those of children from civilian families. As they grow older, they maintain good physical performance, high vital index and vital capacity of the lungs, which has a positive impact on the cardiac and respiratory systems of the child. This should be taken into account when drawing up educational programs, carrying out preventive measures and preparing children for the TRP.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА ИЗ СЕМЕЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ»

УДК 612.66:616-053.6

□ ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА ИЗ СЕМЕЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Тихонова А.А., Хохлова Н.А., Аникина А.А., Шестакова В.Н., Сосин Д.В.

Научные руководители - д.м.н., профессор кафедры поликлинической педиатрии Шестакова В.Н., д.м.н., доцент кафедры нормальной физиологии Сосин Д.В.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28.

vebogormistrova@gmail.com - V.A Bogormistrova

Резюме. В результате исследования выявлено, что функциональные показатели детей из семей военнослужащих достоверно выше, чем у детей из гражданских семей. Они по мере взросления сохраняют хорошую физическую работоспособность, высокие показатели жизненного индекса и жизненной емкости легких, что положительно сказываются на кардиальной и респираторной системе ребенка. Это важно учитывать при составлении образовательных программ, проведении профилактических мероприятий и подготовке детей к ГТО.

Ключевые слова: дети подросткового возраста из семей военнослужащих, функциональные показатели, физическое здоровье.

□ CHARACTERISTIC OF FUNCTIONAL INDICATORS OF ADOLESCENT CHILDREN FROM MILITARY FAMILIES

Tikhonova A.A., Khokhlova N.A., Anikina A.A., Shestakova V.N., Sosin D.V

Scientific advisers: V.N. Shestakova, MD, Professor Policlinic Pediatrics Department, D.V. Sosin, MD, Associate Professor, Normal Physiology Department

Smolensk State Medical University

28, Krupskoy str., Smolensk, 214019, Russia

vebogormistrova@gmail.com - V.A Bogormistrova

Abstract. The study revealed that the functional indicators of children from military families prove to be significantly higher, than those of children from civilian families. As they grow older, they maintain good physical performance, high vital index and vital capacity of the lungs, which has a positive impact on the cardiac and respiratory systems of the child. This should be taken into account when drawing up educational programs, carrying out preventive measures and preparing children for the TRP.

Keywords: adolescent children from military families, functional indicators, physical health

Актуальность. Процесс формирования здоровья охватывает очень длительный период жизни человека, он чувствительный к положительному и отрицательному воздействию биологической и социальной среды. Основы здоровья каждого поколения закладываются в детстве, здоровье взрослого населения во многом определяется тем, какой уровень здоровья имелся в детском возрасте. Особое внимание должно быть уделено изучению состояния здоровья, факторам риска, адаптации и развитию у довольно многочисленной социальной группы детей, куда входят и дети из семей военнослужащих. Установлено, что семья военнослужащего, выполняя функции обычной семьи, испытывает большее влияние специфики воинской службы. Необходимость неоднократной адаптации при переездах к новому месту службы, связанной со сменой природных, климатических, бытовых, социальных условий, вызывает большие психические и физические нагрузки военнослужащего, членов его семьи, особенно ребенка школьного возраста. Дети в этот период испытывают дополнительные нагрузки, связанные с учебным процессом, которые могут являться негативным фактором на организм подрастающего поколения. Поэтому изучения функциональных особенностей детей из семей военнослужащих является своевременной и актуальной проблемой. В доступной литературе данные такого исследования не установлены.

Цель исследования. Изучение функциональных показателей детей из семей военнослужащих для отработки профилактических мероприятий по сохранению и укреплению физического здоровья детей.

Методика. Объектом исследования стали дети из различных типов семей (п=60). Из них 30 детей, воспитывающихся в семьях военнослужащих (основная группа наблюдения) и 30 детей, воспитывающихся в семьях не военнослужащих (группа сравнения). Сбор материала проводился путём выкопировки первичной информации из истории развития ребенка (ф. 112/у) с последующим клиническим осмотром и комплексной оценкой состояния здоровья. Физическое развитие и функциональные особенности детей оценивалось по основным соматометрическим (рост, масса, окружность грудной клетки) и физиометрическим (жизненная емкость легких) показателям при помощи центильного метода. Гармоничность физического развития оценивали по общепринятой методике Г.Н. Сердюковской (1993) Физическую работоспособность определяли методами велоэргометрии или степ-теста (Абросимова Л.И., Карасик В.И., 1978).

Статистическую обработку полученных данных проводили с помощью стандартного пакета программ с использованием параметрических и непараметрических критериев по х2-критерию Пирсона с поправкой Йетса, при значениях р<0,05.

Результаты исследования. Анализ функциональных параметров у детей старшей школьной группы в динамике показал, что дети из семей военнослужащих, как при поступлении в 9 класс, так и при выпуске из полной средней школы имели лучшие показатели физической работоспособности и физической подготовленности. Уже при поступлении в 9 класс 25,0% школьников имели с высокие показатели физической работоспособности. В основной группе наблюдения их количество превышало в 2 раза, чем в группе сравнения (16,7%, р=0,04). При оценке в динамике выявлено, что количество детей с высоким уровнем физической работоспособности увеличивалось из года в год в основной группе наблюдения на 6,7%, при выпуске из полной средней школы прирост составил 20,0% (р=0,09), что подтверждало более высокую физическую активность и выносливость данного контингента детей. В то время как в группе сравнения наблюдался ежегодный прирост на 10,0% показателей ниже средних величин (р=0,93), чего не наблюдалось в основной группе наблюдения. Выше среднего уровень физической работоспособности достоверно чаще встречался также у детей из семей военнослужащих как при поступлении (43,3%), так и при выпуске из полной средней школы (50,0%), что на 30,0% больше чем в группе сравнения (16,7% и 20,0% соответственно, р=0,001).

При оценке уровень физической подготовленности выявлены лучшие показатели среди детей из семей военнослужащих (на 13,3%, р=0,001). Ниже среднего уровень физической подготовленности имели более 66,7% детей из группы сравнения, чего не зафиксировано в основной группе наблюдения.

Более высокие параметры ЖЕЛ чаще имели дети из семей военнослужащих (33,3%), что на 16,7% больше, чем в группе сравнения (р=0,033). Прирост частоты встречаемости высоких показателей ЖЕЛ у детей основной группы наблюдения составил 26,7% (р=0,0004), что на 20,0% больше, чем в группе сравнения (р=0,0004). Общий прирост ЖЕЛ в группе детей из семей военнослужащих превышал 1400 мл, что на 250 мл больше, чем у сверстников из группы сравнения (1150 мл). Наибольшая прибавка ЖЕЛ у детей из основной группы наблюдалась в 16 лет. Это отражало индивидуальную ответную реакцию организма на общую нагрузку, возможно, обусловленную первоначальной хорошей физической подготовкой детей при поступлении в 9 класс.

Следовательно, ЖЕЛ у детей из семей военнослужащих больше, что характеризует более высокие резервные возможности дыхательной системы. Это подтверждается и показателями жизненного индекса. Жизненный индекс из года в год у большинства учащихся укладывался в средние параметры и составлял 56,7% у детей из семей военнослужащих и 43,3% у детей из группы сравнения. Следует отметить, что достоверно чаще высокие и выше среднего уровня показатели жизненного индекса встречались в группе детей из семей военнослужащих, имея тенденцию к росту (с 6,7% в 9 классе до 33,3% при выпуске из полной средней школы, р=0,01). В группе сравнения высоких значений жизненного индекса не встречалось, а выше среднего уровня

не превышало 6,7%, что свидетельствовало о лучших функциональных возможностях системы внешнего дыхания у детей из семей военнослужащих.

Показатели физическое развитие детей из семей военнослужащих достоверно чаще укладывались в диапазон 25-90 перцентиля (86,7%) и не имели избытка и дефицита массы тела. Только 13,3% школьников при выпуске из полной школы имели показатели уровня физического развития выше 9- перцентиля, чем не встречалось в группе сравнения.

В то время как у 33,3% детей группы сравнения показатели уровня физического развития укладывались в диапазон 10-25 перцентиля, чего не встречалась у детей основной группы наблюдения. Среди детей группы сравнения выявлялись отклонения в физическом развитии в виде дефицита массы тела I степени (16,7%) при нормальном росте или избытка массы тела I степени (23,3%), что свидетельствовало о дисгармоничном физическом развитии у 40,0% обучающихся из гражданских семей.

Сравнительная оценка состояния здоровья детей показала, что физическое здоровье детей из семей военнослужащих достоверно лучше (60,0% при поступлении и 76,7% при выпуске из полной средней школы дети имели выше среднего уровень физического здоровья), чем у сверстников из группы сравнения (33,3% и 36,7% соответственно, р=0,0004). Установлено, что все дети из семей военнослужащих занимались в тех или иных спортивных секциях, связанные с повышенной двигательной активностью, чего не зафиксировано в группе сравнения. В то время как в группе сравнения большинство детей имели дополнительные интеллектуальные нагрузки, что свидетельствовало о большей гиподинамии у данной категории обучающихся детей.

Следовательно, низкая двигательная активность более негативно сказываются на кардиальной и респираторной системе, чем физические нагрузки, что необходимо учитывать при составлении образовательных программ, проведении профилактических мероприятий. Выводы:

1. Дети из семей военнослужащих имеют лучшие показатели физического развития.

2. Резервные возможности и в покое, и при нагрузке выше у детей, которые имеют более выраженную физическую активность, что важно учитывать при определении физкультурной группы у ребенка и в выборе физических дополнительных нагрузок.

3. В условиях общеобразовательных организаций необходимо использовать программу профилактических мероприятий, которая будет направлена не только на интеллектуальное развитие, но на повышение двигательной активности, что позволит своевременно подготовить ребенка к сдаче ГТО без ущерба здоровью.

Литература:

1. Концептуальные взгляды на здоровье ребенка Монография./Под редакцией В. Н. Шестаковой. Смоленск., 2003. - 593 с.

2. Кучма В. Р. Медико-профилактические основы обучения и воспитания - М.: ГЭОТАР -Медиа, 2005. - 528 с.

3. Кучма В. Р. Оценка физического развития детей и подростков в гигиенической диагностике системы «Здоровье населения - среда обитания». - М., 2003.

4. Щеплягина Л. А. Закономерности формирования роста и развития здорового ребенка //Российский педиатрический журнал. - 2003. - №6. - С. 4-9.

5. Ярощук Е.А., Шестакова В.Н., Состояние здоровья детей мигрантов в процессе школьного обучения // Вестник смоленской медицинской академии. - Смоленск, 20001. - №3. - С . 115-117.

6. Ярощук Е.А., Шестакова В.Н., Доскин В.А. Состояние здоровья детей школьного возраста из семей военнослужащих // материалы международной - практической конференции «Состояние и перспективы развития экологической обстановки в бассейне реки Днепр и великих рек центральной части России». - Смоленск, 2001. - С. 322-324.

7. Физическая активность подростков/ Е. К. Пагаева, П. А. Мишо, А. В. Жанин и др.// Гигиена и санитария. - 2006. - № 6. - С. 64 - 66.

8. Физиология роста и развития детей и подростков: практическое руководство/ под ред. А. А. Баранова, Л. А. Щеплягиной. - М.: ГЭОТАР -Медиа, 2006. - 432 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.