Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ИМЕЮЩИХ СПОРТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ'

ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ИМЕЮЩИХ СПОРТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
43
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА / УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ЗДОРОВЬЕ / ФИЗИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ / ADOLESCENT CHILDREN / INSTITUTIONS OF SOCIAL SPHERE FOR MINORS / FUNCTIONAL INDICATORS / HEALTH / PHYSICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Боровкова В.Н., Миронова Т.А., Примак А.А., Шестакова В.Н., Сосин Д.В.

Целью данной работы явилось изучение функциональных показателей воспитанников социальной сферы для несовершеннолетних, занимавшихся футболом в спортивной секции для отработки профилактических мероприятий негативного влияния физических нагрузок на здоровье ребенка. В результате исследования выявлено, что контролируемые физические нагрузки положительно сказываются на здоровье ребенка, сохраняя хорошую физическую работоспособность, высокие показатели жизненного индекса и жизненной емкости легких. В то время как низкая двигательная активность более негативно сказываются на кардиальной и респираторной системе, чем физические нагрузки, что необходимо учитывать при составлении образовательных программ, проведении профилактических мероприятий и подготовке детей к ГТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Боровкова В.Н., Миронова Т.А., Примак А.А., Шестакова В.Н., Сосин Д.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF FUNCTIONAL INDICATORS OF PUPILS OF INSTITUTIONS OF THE SOCIAL SPHERE FOR MINORS WHO HAD SPORTS ABILITIES

The purpose of this work was to study the functional indicators of pupils of the social sphere for minors, engaged in football in the sports section to work out preventive measures of the negative impact of physical activity on the health of the child. The study revealed that controlled physical activity has a positive impact on the health of the child, maintaining good physical performance, high life index and vital capacity of the lungs. At the same time, low motor activity has a more negative impact on the cardiac and respiratory system than physical activity, which should be taken into account when drawing up educational programs, carrying out preventive measures and preparing children for TRP.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ИМЕЮЩИХ СПОРТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ»

......................................УДК612.766.1:616-053.71............................................................................................................................................................................................................................doi 10.37903/sma.2020.2.4

i характеристика функциональных показателей воспитанников учреждений социальной сферы для несовершеннолетних, имеющих спортивные способности

Боровкова В.Н., Миронова Т.А., Примак А. А.., Шестакова В.Н., Сосин Д.В

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул.

Крупской, 28

bor.vika2016@yandex.ru - Боровкова Виктория Николаевна

Резюме. Целью данной работы явилось изучение функциональных показателей воспитанников социальной сферы для несовершеннолетних, занимавшихся футболом в спортивной секции для отработки профилактических мероприятий негативного влияния физических нагрузок на здоровье ребенка. В результате исследования выявлено, что контролируемые физические нагрузки положительно сказываются на здоровье ребенка, сохраняя хорошую физическую работоспособность, высокие показатели жизненного индекса и жизненной емкости легких. В то время как низкая двигательная активность более негативно сказываются на кардиальной и респираторной системе, чем физические нагрузки, что необходимо учитывать при составлении образовательных программ, проведении профилактических мероприятий и подготовке детей к ГТО.

Ключевые слова: дети подросткового возраста, учреждения социальной сферы для

несовершеннолетних, функциональные показатели, здоровье, физические нагрузки.

i characteristics of functional indicators of pupils of institutions of the social sphere for minors who had sports abilities

Borovkova V.N., Mironova T.A., Primak A.A., Shestakova V.N., Sosin D. V.

Smolensk State Medical University, 28, Krupskoj St., Smolensk, 214019, Russia.

Summary: The purpose of this work was to study the functional indicators of pupils of the social sphere for minors, engaged in football in the sports section to work out preventive measures of the negative impact ofphysical activity on the health of the child. The study revealed that controlled physical activity has a positive impact on the health of the child, maintaining good physical performance, high life index and vital capacity of the lungs. At the same time, low motor activity has a more negative impact on the cardiac and respiratory system than physical activity, which should be taken into account when drawing up educational programs, carrying out preventive measures andpreparing children for TRP.

Key words: adolescent children, institutions of social sphere for minors, functional indicators,

health, physical activity.

Введение. В настоящее время большое внимание уделяется детям, которые занимаются тем или иным видом двигательной активности, и считается, что неконтролируемые физические нагрузки негативно сказываются на состоянии здоровья ребенка. Как известно движение — биологическая потребность организма, самый естественный регулятор и стимулятор жизнедеятельности. Норма двигательной активности — понятие условное и весьма индивидуальное. Это — объем движений, наиболее удовлетворяющий потребности организма, способствующий укреплению здоровья, гармоничному развитию, хорошему самочувствию, высокой работоспособности и жизненной активности. В процессе антропогенеза наш организм формировался в постоянном движении, но в современных условиях доля мышечных усилий в режиме жизни человека уменьшилась до 10,0%, что особенно опасно на фоне нервно-психических напряжений и возросшей умственной нагрузки, необходимой для переработки огромнейшего потока разного характера информации. По данным ВОЗ энерготраты современного человека резко уменьшились. Они, находятся в большинстве случаев, на грани необходимого для поддержания нормальной жизнедеятельности уровня. В нашем обществе большинство

- 29 -

людей с раннего возраста испытывают двигательный голод, это приводит к гиподинамии, нарушению многих компонентов здоровья, снижению физической и умственной работоспособности, недостаточному развитию мышечного каркаса, нарушению координации движений, формируя биологическую и физиологическую незрелость. Восполнить этот дефицит могут только регулярные занятия физическими упражнениями. Большинство специалистов считают, что физически тренированные люди реже болеют, заболевания у них протекают легче, менее длительно, с меньшим числом осложнений и дней потери трудоспособности. У них снижается частота сердечно - сосудистых заболеваний, инвалидизация и смертность, повышается устойчивость к простудным и инфекционным заболеваниям, кислородному голоданию, перегреванию и переохлаждению, переутомлению; уменьшается частота дефектов физического развития детей и подростков, медленнее идут процессы старения. При движениях через заложенные в толще мышц нервные окончания рефлекторным путем совершенствуется регуляция деятельности организма, улучшается обмен веществ, доставка и использование кислорода органам и тканям, кровоснабжение жизненно важных органов, снижается содержание холестерина и атерогенных липидов (способствующих развитию атеросклероза), полнее выводятся из организма продукты обмена — «шлаки». Оздоровительная физическая культура имеет свои показания и медицинские противопоказания, что важно учитывать при составлении программ по физической активности каждого человека. В доступной литературе не отражены вопросы, касающиеся функциональных показателей воспитанников социальной сферы для несовершеннолетних, занимавшихся футболом в спортивной секции.

Цель исследования явилось изучения функциональных показателей воспитанников социальной сферы для несовершеннолетних, занимавшихся футболом в спортивной секции для отработки профилактических мероприятий негативного влияния физических нагрузок на здоровье ребенка.

Методика. Объектом исследования стали воспитанники учреждений социальной сферы для несовершеннолетних (п=60). Из них 30 детей занимались спортивной деятельностью (футболом - основная группа наблюдения) и 30 детей, не занимавшиеся спортом (группа сравнения). Сбор материала проводился путём выкопировки первичной информации из истории развития ребенка (ф. 112/у), карты спортсмена, результатов анкетирования педагогов, с последующим клиническим осмотром и комплексной оценкой состояния здоровья. Физическое развитие и функциональные особенности детей оценивалось по основным соматометрическим (рост, масса, окружность грудной клетки) и физиометрическим (жизненная емкость легких) показателям при помощи центильного метода. Гармоничность физического развития оценивали по общепринятой методике Г.Н. Сердюковской (1993). Физическую работоспособность определяли методами велоэргометрии или степ-теста (Абросимова Л.И., Карасик В.И., 1978). Рассчитывались также индексы Скибинского, Шаповаловой (С. В. Хрущев, С.Д. Поляков, И.Л. Иванов, 1995), на основании которых проводилась оценка физического здоровья.

Статистическую обработку полученных данных проводили с помощью стандартного пакета программ с использованием параметрических и непараметрических критериев по %2-критерию Пирсона с поправкой Йетса, при значениях р<0,05.

Результаты исследования. Анализ функциональных параметров у детей в динамике показал, что мальчики, занимающиеся футболом, как при поступлении, так и при выпуске из спортивной секции имеют лучшие показатели физической работоспособности и физической подготовленности (табл.1). Среди футболистов количество детей с высокой физической работоспособностью на 20,0% больше, чем среди мальчиков, которые не занимаются спортом (16,7%, р=0,04). При оценке в динамике выявлено, что количество детей с высоким уровнем физической работоспособности увеличивалось из года в год в основной группе наблюдения, где прирост составил 20,0% (р=0,09), что подтверждало положительное воздействие двигательной активности на уровень физической работоспособности. В то время как в группе сравнения произошло увеличение с 23,3% до 30,0% низких показателей уровня

физической работоспособности (р=0,980), чего не наблюдалось в основной группе. Выше среднего уровень физической подготовленности достоверно чаще встречался у футболистов как при поступлении (43,3%), так и при выпуске из школы (56,7%), чем у детей группы сравнения (13,3% и 20,0% соответственно, р=0,001).

Таблица 1. Сравнительная характеристика функциональных показателей воспитанников учреждений социальной сферы, имевших спортивные способности_

Группы наблюдения

Год обучения основная группа (п=30) группа сравнения Средние параметры (п=30) (п=60)

ЖЕЛ (мл)

При поступлении в спортивную секцию 2590,5+45,4 2422,6+35,4 2506,5+40,4

1 год обучения 3020,4+35,2 2702,9+15,2* 2861,6+25,2

2 год обучения 3260,3+33,3 2890,3+13,3* 3075,1+23,3

при выпуске из спортивной секции 3550,4+27,7 3250,4+17,4* 3400,6+22,5

ЖИ (усл. ед.)

При поступлении 56,87+1,69 52,04+1,73* 54,31+1,71

1 год 59,94+1,95 52,76+1,22* 56,32+1,58

2 год 56,95+1,35 48,21+1,28* 52,24+1,31

при выпуске 57,68+1,77 50,51+1,95* 54,01+1,86

Индекс Кетле (усл. ед.)

При поступлении 314,71+3,48 302,75+5,45 308,73+4,48

1 год 329,11+5,57 319,67+5,75 325,37+3,57

2 год 370,96+1,8 345,40+1,92 358,00+1,8

при выпуске 383,39+5,75 356,74+5,75 369,79+5,75

Индекс Робинсона (усл. ед.)

При поступлении в спортивную школу 98,47+1,74 97,55+1,43 98,09+1,55

1 год 99,26+1,69 98,45+1,33 98,85+1,72

2 год 102,75+2,32 99,63+1,78* 101,19+1,67

при выпуске 104,33+1,66 102,22+1,62* 103,27+1,68

Индекс Руфье (усл. ед.)

При поступлении 7,00+0,24 7,61+0,28 7,31+0,48

1 год 6,65+0,21 7,47+0,39 7,06+0,39

2 год 6,00+0,33 7,29+0,31 6,64+0,26

при выпуске 5,58+0,24 6,57+0,21 5,63+0,31

Индекс Скибинского 1 усл. ед.)

При поступлении 1263,27+24,63 1188,75+32,3 1226,25+32,3

1 год 1398,75+37,27 1270,48+32,4* 1334,15+30,4

2 год 1485,55+42,36 1398,42+39,1* 1441,95+29,3

при выпуске 1529,35+37,24 1498,75+37,24* 1514,05+37,2

Индекс Шаповаловой усл. ед.)

При поступлении 198,24+5,6 186,41+3,0* 192,32+2,6

1 год 252,62+3,2 230,43+2,9* 267,37+3,9

2 год 274,63+4,3 260,37+4,2* 267,56+3,2

при выпуске 299,62+3,2 278,62+3,2* 289,12+3,2

Физическая работоспособность (кгм/мин)

При поступлении 570,81+11,55 540,66+11,03* 555,34+11,29

1 год 680,97+12,61 640,98+10,33* 660,47+11,46

2 год 733,77+9,64 709,63+12,95* 714,76+10,78

при выпуске 760,71+9,36 720,63+7,34* 740,67+8,33

Кистевая сила (правой и левой кисти) в кг

При поступлении 54,36+1,56 50,03+1,67* 52,18+0,55

1 год 57,23+1,41 55,67+1,49* 56,45+1,48

2 год 65,77+1,82 63,15+1,45* 64,46+1,63

при выпуске 71,65+1,65 68,22+1,95* 69,99+1,87

Становая сила (кг)

При поступлении 75,33+1,66 68,07+1,05* 71,73+1,35

1 год 78,52+1,44 74,66+1,34* 76,59+1,39

2 год 86,67+1,82 83,63+1,91* 85,15+1,86

при выпуске 99,62+1,54 90,52+1,44* 95,07+1,49

Проба Штанге (сек.)

При поступлении | 60,29+0,19 | 58,17+0,33* | 59,33+0,75

1 год 63,77+0,82 59,86+0,54* 61,22+0,66

2 год 65,77+0,88 61,88+0,27* 63,32+0,88

при выпуске 68,77+0,82 64,58+0,29* 66,72+0,33

Проба Генча

При поступлении 22,53+0,36 21,00+0,45* 21,56+0,41

1 год 25,32+0,14 22,76+0,34* 23,54+0,24

2 год 26,62+0,12 24,43+0,29* 25,11+0,21

при выпуске 27,72+0,12 25,43+0,29* 26,11+0,21

Примечание: * - различия при сравнении групп статистически достоверны (р<0,05).

При оценке уровень физической подготовленности в динамике выявлено достоверное увеличение числа детей с лучшими показателями физической подготовленности среди футболистов (на 13,3%, р=0,001), что на 6,7% больше, чем в группе сравнения (р=0,663). Ниже среднего уровень физической подготовленности имели 66,7% детей, которые не занимались спортом, чего не зафиксировано у респондентов основной группы наблюдения. Мальчики, которые занимались спортом, с первых дней обучения имели более высокие параметры ЖЕЛ (23,3%), что на 16,7% больше, чем в группе сравнения (р=0,033). Прирост частоты встречаемости высоких показателей ЖЕЛ составил 26,7% у детей основной группы наблюдения (р=0,0004), что на 20,0% больше, чем в группе сравнения (р=0,0004). Общий прирост ЖЕЛ в группе спортсменов составил 1350 мл, что на 201 мл больше, чем у сверстников, не занимавшихся спортом (1149 мл). Ежегодные прибавки ЖЕЛ у спортсменов превышали 530 мл; 140 мл; 300 мл; 350 мл - ежегодно, в группе сравнения - 270 мл; 190 мл; 260,0 мл; 320 мл соответственно. Наибольшая прибавка ЖЕЛ у спортсменов наблюдалась в 14 лет и в 17 лет, у детей, которые не занимаются спортом только в 17 лет. Это отражало индивидуальную ответную реакцию организма на физическую нагрузку, возможно, обусловленную первоначальной хорошей физической подготовкой детей при поступлении в спортивную школу. Следовательно, ЖЕЛ у спортсменов больше, что характеризует более высокие резервные возможности дыхательной системы. Это подтверждается и показателями жизненного индекса. Жизненный индекс из года в год у большинства учащихся укладывался в средние параметры и составлял 56,7% у футболистов и 50,0% у детей, которые не занимаются спортом. Следует отметить, что достоверно чаще высокие и выше среднего уровня показатели жизненного индекса встречались в группе футболистов, имея тенденцию к росту (с 6,7% при поступлении до 26,7% на четвертом году обучения, р=0,01). В группе детей, не занимавшихся спортом, высоких значений жизненного индекса не встречалось, а выше среднего уровня не превышало 6,7%, что свидетельствовало о лучших функциональных возможностях системы внешнего дыхания у футболистов. Эти данные подтверждались и индексом Скибинского. Установлено, что дети, которые не занимались футболом, чаще имеют средние показатели индекса (63,3% в 13 лет и 70,0% в 17 лет). В то время как футболистов с индексом выше средних величин на 6,7% и 26,7% больше (20,0% и 30,0% соответственно), чем сверстников, которые не занимаются спортом (р=0,001), характеризуя лучшую устойчивость к гипоксии детей, занимавшихся спортивной деятельностью.

Показатели физическое развитие футболистов достоверно чаще укладывались в диапазон 25-90 перцентиля (83,3%) и не имели избытка и дефицита массы тела. В то время как у 33,3% детей группы сравнения показатели физического развития укладывались в диапазон 10-25 перцентиля, чего не встречалась у детей основной группы наблюдения. Среди детей группы сравнения выявлялись отклонения в физическом развитии в виде дефицита массы тела I степени (16,7%) при нормальном росте или избытка массы тела I степени (23,3%), что свидетельствовало о дисгармоничном физическом развитии (30,0%). Сравнительная оценка состояния здоровья детей показала, что соматическое и физическое здоровье детей основной группы наблюдения оказалось достоверно лучше (66,7% и 76,7% соответственно), чем сверстников из группы сравнения (33,3% и 36,7%, р=0,0004). Более 1/3 учащихся из основной группы наблюдения улучшили показатели физического здоровья, что

характеризовало большую выносливость организма у данного контингента и подтверждало хороший уровень аэробных возможностей организма.

Следовательно, низкая двигательная активность более негативно сказываются на кардиальной и респираторной системе, чем физические нагрузки, что необходимо учитывать при составлении образовательных программ, проведении профилактических мероприятий. Выводы:

Резервные возможности и в покое, и при нагрузке выше у детей, которые занимаются спортом (футболом), что важно учитывать при определении физкультурной группы у ребенка и в выборе физических дополнительных нагрузок, подчеркивая, что физические нагрузки положительно сказываются на физическом здоровье ребенка. В условиях общеобразовательных организаций необходимо использовать программу профилактических мероприятий, которая будет направлена на двигательную активность, где будет использоваться комбинированный подход, учитываться индивидуальные физические способности ребенка. Лишь взаимодействие ребенка, родителей, педагогов, медицинских и физкультурных работников, поможет решить проблему низкой двигательной активностью и своевременно подготовить ребенка к сдаче ГТО без ущерба здоровью.

Литература:

1. Баранова А.А., Щеплягина Л.А. Физиология роста и развития детей и подростков: практическое руководство. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2006. - С. 432-433.

2. Кучма В.Р. Медико-профилактические основы обучения и воспитания. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2005. - С. 528-530.

3. Кучма В.Р. Оценка физического развития детей и подростков в гигиенической диагностике системы «Здоровье населения - среда обитания». - М.: ГУ НЦЗД РАМН, 2003. -С. 54-59.

4. Пагаева Е. К., Мишо П. А., Жанин А.В. и др. Физическая активность подростков. // Гигиена и санитария. - 2006. - № 6. - С. 64-66.

5. Шестакова В.Н. Концептуальные взгляды на здоровье ребенка. - Смоленск, 2003. - С. 593-596.

6. Щеплягина Л.А. Закономерности формирования роста и развития здорового ребенка //Российский педиатрический журнал. - 2003. - №6. - С. 4-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.