Научная статья на тему 'Состояние внешнеторговой деятельности предприятия'

Состояние внешнеторговой деятельности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
165
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Храмов Е. О., Мунши А. Ш., Александров Д. С.

В статье проведен анализ объема и состава внешнеторговой деятельности предприятия за 2012-2014гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Храмов Е. О., Мунши А. Ш., Александров Д. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние внешнеторговой деятельности предприятия»

6. Налоговые системы зарубежных стран: учебное пособие / под ред. В. Князева, Д. Черника. - М.: Изд-во Российской экономической академии, 2014. - 350 с.

© Хачатрян Л.О., 2015

УДК33

Е.О. Храмов, А.Ш. Мунши, Д.С. Александров

Магистрант Чебоксарского кооперативного института (филиала) АНОО ВО ЦС «РУК», ученица МБОУ «Гимназия № 4» г. Чебоксары, студент Чебоксарского электромеханического колледжа

г. Чебоксары, Российская Федерация

СОСТОЯНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация

В статье проведен анализ объема и состава внешнеторговой деятельности предприятия за 2012-2014гг.

Ключевые слова Внешнеторговая деятельность, экспорт, импорт

Внешнеторговая деятельность является важным направлением функционирования предприятий, открывающим перед предприятиями новые возможности улучшения финансово-экономического положения, укрепления позиций на рынке посредством применения новых инновационных подходов к управлению производственной, финансовой, логистической и маркетинговой деятельностью.

ООО «Потенциал» был создан на базе корпуса Горномарийского объединения «Сельхозтехника», как филиал Кузнецкого завода и в мае 1969г. преобразован в самостоятельное предприятие - Козьмодемьянский завод «Потенциал». В настоящее время предприятие осуществляет выпуск выключателей и розеток новых серий («Sedna», «Glossa», «М-Trend», «Этюд», «Дуэт»), новых электроустановочных изделий (термостатов теплого пола, датчиков движения, щитов для электрических счетчиков, коробок для установки электроустановочных изделий) и др.

Объем внешнеторговой деятельности ООО «Потенциал» в 2014г. составил 359,8 млн. руб. Динамика изменения данного показателя в последние годы характеризуется разнонаправленностью: увеличением в 2013 г. на 39,7 % и снижением в отчетном периоде на 11,8 %. В целом за последние 3 года внешнеторговый оборот ООО увеличился на 67,7 млн. руб. или на 23,2 %.

Таблица 1

Показатели внешнеторговой деятельности ООО «Потенциал» в 2012 - 2014гг.

Наименование показателей Годы Отклонение, (+,-)

2012 2013 2014 2013г. от 2012г. 2014г. от 2013г.

1. Импорт 175,3 244,9 215,9 +69,6 -29

2. Экспорт 116,8 163,2 143,9 +46,4 -19,3

ИТОГО 292,1 408,1 359,8 +116,0 - 48,3

Роль внешнеторговой деятельности можно оценить, сопоставив с общим объемом продаж. Доля экспорта в общем объеме продаж предприятия в 2014г. составила всего 10%, а импорта - 15%. За три года этот показатель не претерпел значительных изменений.

Предприятие импортирует разнообразное сырье: пластик для отливки пластмассовых деталей (из Китая и Тайваня), узлы для сборки диммеров (из Эстонии), часть металлических деталей (из Польши) и т.д.

Объемы импорта сырья в 2014г. превысили 215 млн. руб., увеличившись за 3 года более чем на 23%. Основными зарубежными поставщиками являются Тайвань и Китай. На их долю в 2014г. приходилось 80%

объемов импорта (по 40%). Далее по мере убывания следуют Германия (10%), Польша и Эстония (по 5%). За исследованные три года произошло увеличение доли импорта из Китая - на 5 процентных пункта и уменьшение удельного веса объемов импортируемого сырья из Германии и Польши (соответственно на 4 и 1 процентных пункта).

В отчетном году ООО «Потенциал» экспортировало товаров на сумму 143,9 млн. руб., что ниже уровня предшествовавшего года на 12% и выше уровня 2012г. - на 23% (или 27,1 млн. руб.). В товарной структуре экспорта наиболее значительна доля выключателей (около 42%) и розеток (38%) Далее следуют коробки с долей в 12% и остальные изделия завода - 8%.

Основными зарубежными покупателями готовой продукции предприятия в 2014г. являлись Венгрия и Украина. На их долю приходилось по 30% всего объема экспорта. Кроме того, продукция Потенциала экспортируется в Турцию (10%), Польша, Италия, Финляндия и Латвия (по 5%). Товары завода реализуются также в азиатских странах - Монголии и Узбекистане.

Таким образом, внешнеторговая деятельность не является приоритетной и не оказывает существенного влияния на показатели деятельности исследованного предприятия. 2014г. характеризуется значительным снижением объемов как импорта, так и экспорта продукции. Это обусловлено рядом фактором, среди которых недостаточная ориентация деятельности предприятия на работу с внешними рынками, а также проблемы геополитического и геоэкономического характера. Безусловно, активизация внешнеторговой деятельности предприятия невозможная без корректировки внешнеторговой стратегии и совершенствования внешнеторгового маркетинга.

Список использованной литературы:

1. Мунши А.Ю., Мунши Ш.Мд., Александрова Л.Ю. Проблемы малых и средних предприятий региона на зарубежных рынках и пути их решения/ А.Ю. Мунши, Ш.Мд. Мунши, Л.Ю. Александрова// Вестник Чувашского университета.- 2014.- !1.- С.234-237.

2. Мунши А.Ю., Мунши Ш.Мд., Александрова Л.Ю. Комплекс внешнеторгового маркетинга региональных предприятий/ А.Ю. Мунши, Ш.Мд. Мунши, Л.Ю. Александрова// Вестник Российского университета кооперации.- 2014.- №4 (18).- С.35-39.

3. http://www.list-org.com/company/6537

© Храмов Е.О., Мунши А.Ш., Александров Д.С., 2015

УДК 338.486.3

А.Л. Чернявая

к.э.н., доцент

Экономический факультет ФГАОУ ВО «ТНУ имени В.И. Вернадского» Институт экономики и управления, г. Симферополь, Республика Крым, РФ

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ СЕЛЬСКОГО ЗЕЛЕНОГО ТУРИЗМА

Аннотация

В работе разработаны и предложены основные принципы построения модели управления и развития предприятий сельского зеленого туризма, предусматривающие оценку эффективности, планирования и реализации мероприятий. Составлена форма услуг и модель управления предприятий сельского зеленого туризма.

Ключевые слова

Модель управления, предприятия сельского зеленого туризма, типизация, специальные виды услуг,

программа развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.