Научная статья на тему 'Эффективность торговли на внешних рынках (на примере Приволжского федерального округа)'

Эффективность торговли на внешних рынках (на примере Приволжского федерального округа) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ТОРГОВЛЯ / ВНЕШНИЕ РЫНКИ / ВАЛОВОЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ / ВНЕШНЕТОРГОВАЯ КВОТА / ЭКСПОРТНАЯ КВОТА / КОЭФФИЦИЕНТ ПОКРЫТИЯ ИМПОРТА ЭКСПОРТОМ / КОЭФФИЦИЕНТ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ЭКСПОРТА / КОЭФФИЦИЕНТ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / СЕГМЕНТЫ / СУБСЕГМЕНТЫ / EFFICIENCY / TRADE / FOREIGN MARKETS / FOREIGN TRADE / GROSS REGIONAL PRODUCT / FOREIGN TRADE QUOTA / EXPORT QUOTA / IMPORT-EXPORT COVERAGE RATIO / TERRITORIAL SPECIALIZATION EXPORT RATIO / FACTOR OF INTERNATIONAL COMPETITIVENESS / SEGMENTS / SUB-SEGMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мунши Алевтина Юрьевна, Александрова Людмила Юрьевна

Статья посвящена оценке эффективности торговли региональных предприятий на внешних рынках, выявлению тенденций ее изменения в 2005-2015 гг., сегментированию предприятий Приволжского федерального округа по уровню эффективности и сформировавшемуся тренду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мунши Алевтина Юрьевна, Александрова Людмила Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trade efficiency of regional enterprises on foreign markets (on the example of the Volga federal district)

The article is devoted to assessing the effectiveness of the regional trading enterprises, identification of change trends in 2005-2015, segmentation of entities of the Volga Federal District in terms of efficiency and existing trend.

Текст научной работы на тему «Эффективность торговли на внешних рынках (на примере Приволжского федерального округа)»

КАЛИНИНА Галина Викторовна - доктор философских наук, кандидат экономических наук, профессор, проректор по учебной работе. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: gkalinina@rucoop.ru.

ФЕДОРОВА Людмила Петровна - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: fedorova0201@mail.ru.

LITVINOVA, Olga Viktorovna - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economics. Cheboksary cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: lelja888@mail.ru.

KALININA, Galina Viktorovna - Doctor of Philosophy, Candidate of Economics, Professor, the Vice Rector for Study. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: gkalinina@rucoop.ru.

FEDOROVA, Lyudmila Petrovna - Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Management. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: fedorova0201@mail.ru.

УДК 339.56

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТОРГОВЛИ НА ВНЕШНИХ РЫНКАХ (на примере Приволжского федерального округа) А.Ю. Мунши, Л.Ю. Александрова

Статья посвящена оценке эффективности торговли региональных предприятий на внешних рынках, выявлению тенденций ее изменения в 2005-2015 гг., сегментированию предприятий Приволжского федерального округа по уровню эффективности и сформировавшемуся тренду.

Ключевые слова: эффективность; торговля; внешние рынки; валовой региональный продукт; внешнеторговая квота; экспортная квота; коэффициент покрытия импорта экспортом; коэффициент территориальной специализации экспорта; коэффициент международной конкурентоспособности; сегменты; субсегменты.

АЛЬ. Munshi, L.Yu. Alexandrova. TRADE EFFICIENCY OF REGIONAL ENTERPRISES ON FOREIGN MARKETS (on the example of the Volga Federal District)

The article is devoted to assessing the effectiveness of the regional trading enterprises, identification of change trends in 2005-2015, segmentation of entities of the Volga Federal District in terms of efficiency and existing trend.

Keywords: efficiency; trade; foreign markets; foreign trade; gross regional product; foreign trade quota; export quota; import-export coverage ratio; territorial specialization export ratio; factor of international competitiveness; segments; sub-segments.

Успешная торговля региональных предприятий на внешних рынках оказывает позитивное всеобъемлющее воздействие на макро-, мезо- и микроуровнях и находится под воздействием комплекса факторов внутреннего и внешнего характера [4; 5]. Последние годы характеризуются значительным усилением весомости геополитических и геоэкономических факторов, что в значительной степени актуализирует проблему обеспечения эффективности торговли региональных предприятий на внешних рынках в условиях новых мировых вызовов [8].

Проведем анализ эффективности внешней

торговли предприятий Приволжского федерального округа (далее - ПФО) с использованием таких показателей, как внешнеторговая квота, экспортная квота, коэффициент покрытия импорта экспортом и др. [1].

Вклад внешней торговли предприятий ПФО в формирование валового регионального продукта значительно варьируется (табл. 1). Экономики четырех субъектов ПФО принимают активное участие в мирохозяйственных отношениях, о чем свидетельствуют высокие значения внешнеторговой и экспортной квоты, составившие в 2015 г. соответственно:

Таблица 1

Показатели эффективности внешнеторговой деятельности предприятий Приволжского федерального округа в 2005-2015 гг.*

Наименование субъектов Внешнеторговая квота Экспортная квота Коэффициент покрытия импорта экспортом

2005 г. 2010 г. 2015 г. 2005 г. 2010 г. 2015 г. 2005 г. 2010 г. 2015 г.

РФ 26,79 25,25 27,25 38,03 32,03 35,58 2,45 1,73 1,88

Приволжский ФО 18,64 15,24 17,77 31,91 24,82 27,96 5,95 4,39 3,69

Республика Башкортостан 25,80 19,98 19,95 48,04 37,48 36,72 13,48 15,05 11,59

Республика Марий Эл 3,61 8,60 10,49 4,60 15,05 17,41 1,75 7,03 4,87

Республика Мордовия 4,65 4,60 4,34 3,76 3,94 4,32 0,68 0,75 0,99

Республика Татарстан 28,02 27,17 25,53 52,72 47,35 41,64 15,88 6,78 4,42

Удмуртская Республика 6,33 2,65 8,18 8,37 2,55 9,44 1,95 0,93 1,36

Чувашская Республика 5,75 2,71 4,74 7,71 3,33 3,71 2,04 1,60 0,64

Пермский край 14,32 12,06 22,15 25,87 21,03 40,06 9,30 6,80 9,46

Кировская область 7,77 6,95 12,90 13,87 11,42 22,09 8,28 4,62 5,96

Нижегородская область 12,73 11,77 15,85 15,85 11,74 18,95 1,65 1,00 1,48

Оренбургская область 19,14 13,62 13,00 27,68 19,84 20,55 2,61 2,68 3,77

Пензенская область 2,77 2,30 4,61 2,55 2,04 5,71 0,86 0,80 1,63

Самарская область 25,82 20,90 24,33 44,25 34,67 35,67 5,98 4,87 2,75

Саратовская область 17,74 9,87 10,29 27,94 14,72 14,92 3,71 2,93 2,63

Ульяновская область 4,62 5,67 10,53 6,82 6,33 10,44 2,82 1,26 0,98

* Рассчитано авторами на основе статистических данных [6; 7]

25,5 и 41,6 % - Республика Татарстан;

22.2 и 40,1 % - Пермский край;

20,0 и 36,7 % - Республика Башкортостан;

24.3 и 35,7 % - Самарская область.

Наименьшие значения внешнеторговой и экспортной квоты (менее 10 %) приходятся на Чувашскую Республику (соответственно 4,7 и 3,7 %), Республику Мордовия (4,3 и 4,3 %), Пензенскую область (4,6 и 5,7 %) и Удмуртскую Республику (8,2 и 3,7 %). Это отражает низкий уровень открытости и зависимости экономик указанных регионов от внешней торговли в целом и экспорта в частности.

Представленные в табл. 2 результаты расчетов коэффициента международной конкурентоспособности позволили выделить три группы субъектов ПФО:

- с наибольшими значениями данного коэффициента: Республика Башкортостан - 0,84, Кировская - 0,71, Республика Марий Эл - 0,66 и Республика Татарстан - 0,63;

- наименьшими значениями коэффициента (менее 0,3): Республика Мордовия - 0,00, Удмуртская Республика - 0,15, Нижегородская область -0,20 и Пензенская область - 0,24;

- отрицательными значениями коэффици-

ента, отражающими наличие отрицательного сальдо внешнеторгового баланса: Чувашская Республика (-0,22) и Ульяновская область (-0,01).

Снижение значений коэффициента международной конкурентоспособности характерно как для Российской Федерации, так и для ПФО. В девяти регионах ПФО в 2005-2015 гг. произошло значительное снижение значений данного коэффициента. Рост конкурентоспособности предприятий на внешних рынках смогли обеспечить лишь четыре субъекта: Республика Марий Эл (+0,39), Пензенская область (+0,32), Республика Мордовия (+0,19) и Оренбургская область (+0,13).

Проведенный анализ значений показателей эффективности торговли на внешних рынках (табл. 3) позволил сегментировать субъекты ПФО, выделив пять сегментов:

1. «Лидеры» (субъекты с наилучшими значениями) - Башкортостан и Пермский край (6 из 6 показателей), Татарстан и Кировская область (5 из 6 показателей).

2. «Претенденты лидеров» (субъекты с хорошими значениями) - Республика Марий Эл, Самарская и Оренбургская области.

3. «Середняки» (субъекты со средними и противоречивыми значениями) - Удмуртская

Таблица 2

Коэффициенты территориальной специализации экспорта и международной конкурентоспособности предприятий Приволжского федерального округа в 2005-2015 гг. *

Наименование субъектов Коэффициент территориальной специализации экспорта Коэффициент международной конкурентоспособности

страны СНГ страны дальнего зарубежья

2005 г. 2010 г. 2015 г. 2005 г. 2010 г. 2015 г. 2005 г. 2010 г. 2015 г.

РФ 0,14 0,15 0,13 0,86 0,85 0,87 0,42 0,27 0,31

Приволжский ФО 0,17 0,11 0,21 0,83 0,89 0,79 0,71 0,63 0,57

Республика Башкортостан 0,10 0,09 0,17 0,90 0,91 0,83 0,86 0,88 0,84

Республика Марий Эл 0,28 0,07 0,26 0,72 0,93 0,74 0,27 0,75 0,66

Республика Мордовия 0,70 0,22 0,47 0,30 0,78 0,53 -0,19 -0,14 0,00

Республика Татарстан 0,22 0,06 0,14 0,78 0,94 0,86 0,88 0,74 0,63

Удмуртская Республика 0,25 0,20 0,12 0,75 0,80 0,88 0,32 -0,04 0,15

Чувашская Республика 0,35 0,31 0,74 0,65 0,69 0,26 0,34 0,23 -0,22

Пермский край 0,14 0,09 0,08 0,86 0,91 0,92 0,81 0,74 0,81

Кировская область 0,16 0,12 0,17 0,84 0,88 0,83 0,78 0,64 0,71

Нижегородская область 0,39 0,21 0,28 0,61 0,79 0,72 0,25 0,00 0,20

Оренбургская область 0,09 0,22 0,52 0,91 0,78 0,48 0,45 0,46 0,58

Пензенская область 0,61 0,53 0,33 0,39 0,47 0,67 -0,08 -0,11 0,24

Самарская область 0,15 0,12 0,32 0,85 0,88 0,68 0,71 0,66 0,47

Саратовская область 0,11 0,14 0,33 0,89 0,86 0,67 0,57 0,49 0,45

Ульяновская область 0,58 0,25 0,19 0,42 0,75 0,81 0,48 0,12 -0,01

* Рассчитано авторами на основе статистических данных [6; 7]

Таблица 3

Ранжирование предприятий Приволжского федерального округа по показателям эффективности

торговли на внешних рынках в 2015 г.*

Наименование субъектов Доля экспорта во внешнеторговом обороте Внеш-неторговая квота Экспортная квота Коэфф. покрытия импорта экспортом Коэфф. международной конкурен-тоспособ-ности Коэфф. территориальной специализации экспорта стран дальнего зарубежья

Республика Башкортостан 1 4 3 1 1 4

Республика Марий Эл 4 9 8 4 4 7

Республика Мордовия 12 14 13 12 12 12

Республика Татарстан 5 1 1 6 5 3

Удмуртская Республика 11 11 11 5 11 2

Чувашская Республика 14 12 14 14 14 14

Пермский край 2 3 2 2 2 1

Кировская область 3 7 5 3 3 5

Нижегородская область 10 5 7 10 10 8

Оренбургская область 6 6 6 6 6 13

Пензенская область 9 13 12 9 9 11

Самарская область 7 2 4 7 7 9

Саратовская область 8 10 9 8 8 10

Ульяновская область 13 8 10 13 13 6

*- жирным выделены наилучшие значения; - цветом выделены наихудшие значения

Республика, Нижегородская и Саратовская области.

4. «Претенденты аутсайдеров» (субъекты с плохими значениями) - Пензенская и Ульяновская области.

5. «Аутсайдеры» (субъекты с наихудшими значениями) - Чувашская Республика и Республика Мордовия (6 из 6 показателей).

Результаты проведенного динамического анализа показателей эффективности торговли на внешних рынках позволили выделить три сегмента:

1. Субъекты с позитивным трендом - Республика Марий Эл и Пензенская область, Пермский край (6 из 6 показателей); Республика Мордовия (5 из 6).

2. Субъекты с негативным трендом - Самарская и Саратовская области, Чувашская Республика, Республика Башкортостан (6 из 6 показателей); Республика Татарстан (5 из 6).

3. Субъекты с разнонаправленным трендом -остальные области и республики (табл. 4).

В табл. 5 отражены итоги совмещенного сегментирования предприятий ПФО по двум признакам - уровню эффективности внешнеторговой деятельности и направлению сформировавшегося тренда. К примеру, сегмент ли-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

деров подразделяется на два субсегмента: лидеры с позитивным трендом (Пермский край) и лидеры с негативным трендом (Республика Башкортостан, Республика Татарстан и Кировская область).

Несмотря на негативный внешнеполитический и внешнеэкономический фон, лишь четыре субъекта ПФО смогли сохранить позитивный тренд. Среди них - Пермский край, Республика Марий Эл, Пензенская область и Республика Мордовия.

Проведенный анализ позволил оценить эффективность торговли предприятий Приволжского федерального округа в 2005-2015 гг. и выявить ряд проблем. Сформировавшиеся негативные тенденции в последние пять лет указывают на наличие системных проблем, особенно в ряде регионов ПФО. Решение их может быть связано с диверсификацией экспорта товаров и услуг, использованием разнообразных способов стимулирования внешней торговли региональных предприятий, использованием инструментария маркетинга в повышении конкурентоспособности экспортной продукции, обеспечением торгово-политической и юридической поддержки региональных предприятий на внешних рынках [2; 3].

Таблица 4

Динамика показателей эффективности внешней торговли предприятий Приволжского федерального округа в 2005-2015 гг.

Наименование субъектов Доля экспорта во внешнеторговом обороте Внеш-неторговая квота Экспортная квота Коэфф. покрытия импорта экспортом Коэфф. международной кон-курентоспо-собности Коэфф. территориальной специализации экспорта стран дальнего зарубежья

Республика Башкортостан - -- -- - - -

Республика Марий Эл ++ ++ ++ + ++ +

Республика Мордовия + - + + + ++

Республика Татарстан -- - -- -- - +

Удмуртская Республика - + + - -- +

Чувашская Республика -- - - - -- --

Пермский край + ++ ++ + +- +

Кировская область - ++ ++ - - -

Нижегородская область - + + - - +

Оренбургская область + -- -- + + --

Пензенская область ++ + + + ++ ++

Самарская область -- - -- - -- --

Саратовская область - -- -- - - --

Ульяновская область -- ++ ++ - -- ++

Условные обозначения: ++ значительное увеличение значений;

+ незначительное увеличение значений; -- значительное уменьшение значений; - незначительное уменьшение значений

Таблица 5

Сегментирование внешнеторговых предприятий Приволжского федерального округа

Сегменты - участники внешней торговли Сегменты Субсегменты Наименование субъектов

Лидеры с позитивным трендом Пермский край

с негативным трендом Республика Башкортостан Республика Татарстан Кировская область

Претенденты лидеров с позитивным трендом Республика Марий Эл

с разнонаправленным трендом Оренбургская область

с негативным трендом Самарская область

«Середняки» с разнонаправленным трендом Удмуртская Республика Нижегородская область Саратовская область

Претенденты аутсайдеров с позитивным трендом Пензенская область

с негативным трендом Ульяновская область

Аутсайдеры с позитивным трендом Республика Мордовия

с негативным трендом Чувашская Республика

Список литературы

1. Журавлева Е.П. Качественные и количественные показатели эффективности внешнеэкономической деятельности регионов РФ // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2014. № 4(43). С. 107-112.

2. Мунши А.Ю., Александрова Л.Ю., Мунши А.Ш., Мунши Ш.Мд. Внешнеторговая конкурентоспособность региональных предприятий (на примере Чувашской Республики) // Наука сегодня. Фундаментальные и прикладные исследования: материалы междунар. науч.-практ. конф. 2016. С. 79-80.

3. Мунши А.Ю., Мунши Ш.Мд., Александрова Л.Ю. Комплекс внешнеторгового маркетинга региональных предприятий // Вестник Российского университета кооперации. 2014. № 4 (18). С.35-39.

4. Мунши А.Ю., Мунши Ш.Мд., Александ-

МУНШИ Алевтина Юрьевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры торгового дела и товарного менеджмента. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: m.alevtina@rambler.ru.

АЛЕКСАНДРОВА Людмила Юрьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры торгового дела и товарного менеджмента. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: ljudmila-alexandrova@ rambler.ru.

MUNSHI, Alevtina Yuryevna - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Trade and Commodity Management Chair. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: m.alevtina@rambler.ru.

ALEXANDROVA, Lyudmila Yuryevna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Trading Business and Commodity Management. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: ljudmila-alexandrova@rambler. ru.

рова Л.Ю. Проблемы малых и средних предприятий региона на зарубежных рынках и пути их решения // Вестник Чувашского университета.

2014. № 1. С. 234-237.

5. Мунши А.Ю., Семенова А.Ю., Мунши Ш.М., Александрова Л.Ю. Внешнеэкономическая деятельность региона в условиях изменений (на примере Чувашской Республики) // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2016. № 3. С. 39-43.

6. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (Росстата). URL: http://www.gks.ru/.

7. Россия в цифрах. 2016: Крат. стат. сб. M., 2016. 543 с.

8. Юсупов К.Н., Месропян М.Р. Оценка эффективности внешнеэкономической деятельности Башкортостана // Финансы Башкортостана.

2015. № 2 (064). С. 32-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.