5. Skomoroshchenko A. A. Improving the level of economic security of business entities in the field of small business in the region // Bulletin of the Altai Academy of Economics and law. 2019. No. 12-2. Pp. 169-176.
6. Adamenko A.A. The main trends in the development of small business in modern Russia / A.A. Adamenko, O. V. Zherdeva, O.V. Grabovets // Economy and Entrepreneurship. - No. 12-3 (65-3). - 2015 .-- S. 922-926.
7. Petrov D.V. Small business in Russia: current state and development prospects / D.V. Petrov, T.E. Khorolskaya // Natural and humanitarian research. - 2020. - No. 2 (28). - S. 215-219.
8. Federal state statistics service. Access point: https://www.gks.ru/
DOI: 10.24412/2309-4788-2020-10555
Н.В. Фалина - доцент кафедры экономики и внешнеэкономической деятельности, к.э.н., Кубанский государственный аграрный университет ([email protected]),
N.V. Falina - associate Professor of the Department of Economics and foreign economic activity, Cand. Ekon.D., Kuban state agrarian University;
Д.Г. Соколов - студент экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет ([email protected]),
D.G. Sokolov - student of the economic faculty, Kuban state agrarian University.
СОСТОЯНИЕ, СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В РОССИИ STATE, STRUCTURE AND MAIN FEATURES OF ECONOMIC CRIMES IN RUSSIA
Аннотация. Осуществление оценки незаконной экономической преступности весьма затруднительно, а ее уровень, определяется в основном с использованием данных органов внутренних дел. К проявлению уровня криминализации экономики относится количество раскрываемых преступлений экономической направленности, а также их динамика. Использование понятия «преступления экономической направленности» делает задачу оценки и анализа более конкретной, так как в основу исследуемого понятия включаются формы статистической отчетности о преступлениях в сфере экономики.
В статье рассмотрены различные виды преступлений, связанных с сектором теневой экономики, установлены разграничения между преступлениями, которые совершаются в экономической сфере. Рассмотрены области, в которых совершаются экономические преступления. В результате анализа динамики экономических преступлений выявлены прогнозные значения числа экономических преступлений до 2021 г.
Abstract. The assessment of illegal economic crime is very difficult, and its level is determined mainly using data from the internal Affairs bodies. The manifestation of the level of criminalization of the economy includes the number of economic crimes solved, as well as their dynamics. The use of the concept of "economic crimes" makes the task of assessment and analysis more specific, since the basis of the concept under study includes forms of statistical reporting on crimes in the economy.
The article considers various types of crimes related to the shadow economy sector, and establishes distinctions between crimes that are committed in the economic sphere. Areas where economic crimes are committed are considered. As a result of the analysis of the dynamics of economic crimes, the forecast values of the number of economic crimes up to 2021 are revealed.
Ключевые слова: экономические преступления, теневая экономика, преступления коррупционной направленности, методы борьбы с экономическими преступлениями
Keywords: economic crimes, shadow economy, corruption-related crimes, methods of combating economic
crimes
Теневой сектор экономики представляет собой сектор с особой производственной функцией, которая заключается в том, что определенная часть рабочей силы государства занята без официальной регистрации деятельности, из чего следует невозможность ее учета. Теневая экономика затрагивает все стадии воспроизводственного цикла - воспроизводство, распределение, обмен и потребление. Последствием этого является то, в теневом секторе совершаются экономические преступления, а также происходит скрытое от учета перераспределение доходов.
Задача оценки незаконной экономической преступности весьма затруднительна, а ее уровень, определяется в основном с использованием данных органов внутренних дел. К проявлению уровня криминализации экономики относится количество раскрываемых преступлений экономической направленности, а также их динамика. Свидетельствуют они об этом путем введения в оборот и накопление криминального капитала, с последующим неконтролируемым вывозом за рубеж.
Криминологией на современном этапе под «экономической преступностью» понимается совокупность преступлений экономической направленности, совершаемой гражданами в корыстных целях за определенный промежуток времени, на определенной территории [3]. В качестве подобных преступлений могут рассматриваться:
— преступления против государства и органов местного самоуправления;
— преступления против интересов организации;
— преступления против собственности [1].
Использование понятия «преступления экономической направленности» делает задачу оценки и анализа более конкретной, так как в основу исследуемого понятия включаются формы статистической отчетности о преступлениях в сфере экономики. Необходимо помнить, что сегодня не существует ни одной современной экономической системы, где не существовал бы теневой сектор, который всегда сопровождает легальный сектор экономики.
Несмотря на принимаемые административные и законодательные меры, развивающиеся преступления сохраняют признаки масштабной угрозы национальной безопасности России. В России больше половины всех организаций и компаний столкнулись с преступлениями экономической направленности (66%), что превышает значения 2016 и 2014 г., когда соответствующий показатель составил 48% и 60% соответственно (рис 1) [5].
80% 70% 60°% 50°% 40°% 30% 20% 10%с 0%%
Источник: Pricewaterhouse Coopers (PwC): https://www.pwc.ru/ru/publications/recs-2018.html
Рисунок 1 - Уровень экономической преступности в России, 2009-2018 гг., %
Как и во всем мире, в России самым распространенным видом экономического преступления остается незаконное присвоение активов (табл. 1). Включение в выборку 2018 г. двух новых видов экономических преступлений - грубое нарушение деловой этики (23%) и мошенничество, совершенное клиентами (32%) частично объясняет снижение незаконного присвоения активов, по сравнению с показателем 2016 г. - 72%. На втором месте находятся взяточничество и коррупция, увеличившиеся в 2018 г. до 41% по сравнению с 30% в 2016 г. В России количество респондентов, отметивших данный показатель, на 16% больше, чем в мире.
Таблица 1 - Экономические преступления в России и в мире 2016-2018 гг.
Вид экономического преступления Граждане, столкнувшиеся с экономическими преступлениями, 2018 г., % Коэффициент соотношения российских показателей к мировым, 2018 г.
Россия Мир
Незаконное присвоение активов 53 45 1,77
Взяточничество и коррупция 41 25 1,64
Мошенничество при закупках товаров, работ и услуг 35 22 1,6
Мошенничество, совершенное клиентом 32 29 1,1
Киберпреступления 24 31 0,7
Нарушение принципов делового поведения 23 28 11,5
Манипулирование данными бухгалтерской отчетности 19 20 0,95
Мошенничество в сфере управления персоналом 19 12 1,6
Легализация доходов, полученных преступным путем 15 9 1,6
Налоговое мошенничество 15 5 3
Источник: https://мвд.рф/reports
Количество отметивших мошенничество при закупках товаров, работ и услуг в 2018 г. составило 35%, его уровень все еще выше среднего значения по миру - 22%. Данный вид мошенничества несет в себе двойную угрозу, так как негативно воздействует как на коммерческий, так и на государственный сектор.
На мировом уровне 31% респондентов отметили, что их предприятия столкнулись с киберпреступлени-ями, ставшими после незаконного присвоения активов самым распространенным видом экономического преступления. Количество отметивших данный показатель в России меньше среднемирового уровня - 24%, при этом
71%
2009 2011 2014 2016 2018
ситуация с 2016 г. практически не изменилась. Однако, здесь нельзя однозначно говорить об отсутствии увеличения показателя, возможно, часть респондентов технически отстает от возможностей киберпреступников, что не позволяет обнаружить данный вид преступления.
Анализ экономической преступности России показывает, что по совокупному числу зарегистрированных преступлений экономической направленности с 2010 по 2019 год имеется тенденция их снижения (рис. 2).
Источник: Источник: Портал правовой статистики: http://crimestat.ru Рисунок 2 - Динамика зарегистрированных экономических преступлений в России, 2010-2019 гг.
В 2019 г. зарегистрировано 104927 преступлений, что на 4,2% меньше значения прошлого года - в 2018 г. зарегистрировано 109463 преступлений. Наибольшее количество преступлений наблюдается в 2010 г. - их количество составило 276485. Тенденцию к их снижению можно объяснить следующими факторами:
— произошли большие изменения в сфере противодействия коррупционной составляющей теневого сектора;
— совершенствование механизмов выявления мошенничества, а также усиление роли внутреннего
аудита.
По данным Росстата в 2019 г., лидерами среди регионов по количеству экономических преступлений были г. Москва - 12490 преступлений, Краснодарский край - 3793 преступлений и Московская область - 3757 преступлений (рис. 3) [4].
Г. МОСКВА КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЙ НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН ПЕРМСКИЙ КРАЙ РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
2000
4000
6000
8000
10000
12000
14000
Источник: Портал правовой статистики: http://crimestat.ru
Рисунок 3 - Зарегистрированные экономические преступления на региональном уровне в России, 2019 г.
В 2019 г. в структуре зарегистрированных преступлений экономической направленности преобладают преступления в экономической сфере, а также отдельная деятельность против собственности, где доминируют мошенничество, преступления против государственной власти, службы, а также службы местного самоуправления и служб организаций (рис. 4) [6].
В экономической сфере
Против собственности
Против государственной власти, государственной службы, служб органов МСУ
Против интересов организаций Иные
Источник: Портал правовой статистики: http://crimestat.ru Рисунок 4 - Структура преступлений экономической направленности в России, 2019 г.
Уровень преступлений коррупционной составляющей теневой экономики, по данным МВД, в среднем по РФ составил 21,1 на 100 тыс. человек. Основную долю в ее структуре составляют взяточничество, мошенничество, присвоение и растрата с использованием служебного положения, а также служебный подлог (рис. 5), при этом можно отметить тенденцию снижения данного показателя. Одновременно с этим имеется тенденция роста доли преступлений, связанных со взяточничеством.
12490
0
Злоупотребление должностными полномочиями Коммерческий подкуп Посредничество во взяточничестве Служебный подлог Мошенничество при получении выплат Дача взятки Мелкий коммерческий подкуп Присвоение или растрата Легализация средств Получение взятки Злоупотребление полномочиями в организациях Мелкое взяточничество Иные
Превышение должностных полномочий Мошенничество
2,7% 3,2% 4,2%
1,2%
1,0%
0,5%
0,5%
2,5% 2,2%
7,2%
10,2% 10,5%
12,9%
17,5%
23
,7%
0,0% 5,0% 10,0% 15,0%
Источник: Портал правовой статистики: http://crimestat.ru
20,0%
25,0%
Рисунок 5 - Структура преступлений коррупционной направленности в России, 2019 г., %о
По данным Генеральной Прокуратуры Российской Федерации за период 2018-2019 гг. общее число преступлений экономической направленности снизилось на 3,9%, налоговые преступления снизились на 29,1%, экологические - на 6,5% преступления террористического характера - на 7,1%, в том числе: на 4,8% - связанные с незаконным оборотом наркотических средств и на 3,2% - с незаконным оборотом оружия. Возросло количество преступлений коррупционной направленности на 1,6%, связанных с оборонно-промышленным комплексом на 19,9%, совершенных в особо крупном размере - на 1,9%, совершенные в крупном размере - на 5,3% (табл. 2).
Таблица 2 - Преступления экономической направленности в России, 2018-2019 гг.
Вид преступления 2018 г. 2019 г. 2019 г. к 2018 г., %
единиц % единиц %
Всего преступлений экономической направленности, в т.ч.: 109229 100,0 104927 100,0 96,1
налоговых 6349 5,8 4503 4,3 70,9
коррупционной направленности 30495 27,9 30991 29,5 101,6
экологических 23786 21,8 22230 21,2 93,5
террористического характера 1943 1,8 1806 1,7 92,9
связанных с оборонно-промышленным комплексом 654 0,6 784 0,7 119,9
Совершенные в особо крупном размере, либо сопряженных с извлечением дохода в особо крупном размере 38490 - 39235 - 101,9
Совершенные в крупном размере, либо причинивших значительный ущерб 672933 - 708351 - 105,3
С использованием оружия 5578 - 5571 - 99,9
Связанных с незаконным оборотом
наркотических средств 199707 - 190197 - 95,2
оружия 27433 - 26557 - 96,8
Источник: Портал правовой статистики: http://crimestat.ru
В 2019 г. в структуре предварительно расследованных преступлений коррупционной направленности, среди которых: получение и дача взятки, посредничество, или мелкое взяточничество, обвинительные заключения были вынесены больше, чем в половине случаев (рис. 7) [8].
30000
25000 20000 15000 10000 5000 0
28175
21878
3902
2999
Всего
Получение взятки
2882 |1831| Дача взятки
904 541
5068
3225
Посредничество во взяточничестве
Мелкое взяточничество
□ Предварительно расследованные преступления
□ Направленные в суд с обвинительным заключением или постановлением
Источник: Портал правовой статистики: http://crimestat.ru
Рисунок 7 - Предварительно расследованные преступления коррупционной направленности, 2019 г.
На рисунке 8 представлены данные в отношении занижения сведения о прибыли от осуществления предпринимательской деятельности, а также о зарплатах и числе работников в России.
Зарплаты в конвертах
39,1%
38,7%
35,6°%
предоставление неполных сведений о доходе
33,8%
Предоставлене неполных сведений о работниках
28,3% 28,2%
_
0,0% 5,0% 10,0% 15,0% 20,0% 25,0% 30,0% 35,0% 40,0% 45,0% □ 2017 г. □ 2018 г.
Источник: Портал правовой статистики: http://crimestat.ru
Рисунок 8 - Занижение сведений о доходах от осуществления предпринимательской деятельности,
2017-2018 гг., %
На занижение сведений о зарплатах, в России приходилось 39,1 % в 2017 году и 38,7 % - в 2018 году. Результаты исследования также позволяют сделать вывод о том, что в 2018 году степень сокрытия сведений о доходах от осуществления предпринимательской деятельности по сравнению с 2017 годом незначительно снизилась - с 35,6 % до 33,8 %, в то время как степень сокрытия сведений о работниках оценивается примерно в 28,2- 28,3 %. Предприятия в России чаще всего не подают сведения о 31-50 % фактических зарплат работников (рис. 9). Более 50 % российских компаний также не предоставляют сведения о 11-50 % прибыли от предпринимательской деятельности.
45 40 35 30 25 20 15 10 5 0
■
0%
Пп Пп
In
1-10%
11-30%
31-50%
51-75%
76-100%
□ Предоставление неполных сведений о доходе □ Предоставление неполных сведений о работниках
□ Зарплаты в "конвертах"
Источник: Портал правовой статистики: http: //crimestat.ru
Рисунок 9 - Процент респондентов, занижающие сведения о доходах, зарплатах и числе работников, 2018, %.
Анализ социально-экономических процессов в России дает оценку уровня теневого сектора экономики и коррупционной составляющей. Опираясь на количественные и качественные показатели, можно не только выявить риски экономических преступлений, определить действенность имеющихся систем контроля, но и, на основании имеющихся данных, дать прогнозное значение числа преступлений экономической направленности.
При формировании возможных сценариев развития экономической преступности как социального явления должна учитываться, прежде всего, ее инерционность. Влияние значимых общественно-политических, социально-экономических, миграционно-демографических, а также внешних событий будет иметь разновекторную направленность в будущем. Прогнозные оценки можно сформировать при помощи различных методов, основанных на экстраполяции основной динамики экономических преступлений и корреляции между различными показателями [7].
Один из методов основан на экстраполяции основной тенденции показателя преступности на прогнозируемый период. В 2019 г., как и в предыдущих годах, за исключением 2018 г., наблюдается тенденция снижения числа экономических преступлений. Делая предположение о сохранении имеющейся тенденции снижения числа экономических преступлений, можно спрогнозировать три варианта развития: оптимальный, оптимистичный и пессимистичный. (рис. 10).
160000
140000 141229
120000 а^. 1 1 Т Л Л С . _ . 123112 124738
107787 112445 108754 105087 109229
100000 80000 60000 77682 67924
40000
20000
0 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
Значения ^^"Оптимальный прогноз ^^"Оптимистичный прогноз ^^"Пессимистичный прогноз
Рисунок 10 - Прогноз числа экономических преступлений в России до 2021 года по различным сценариям
На рисунке 10 представлены три прогнозных значения для 2020-2021 гг. - оптимистичный, оптимальный и пессимистичный прогноз. Среднее ежегодное изменение количества преступлений составило 6050, надежность аппроксимации - 94,0%. При сохранении подобной тенденции, оптимальным прогнозом будет 100397 и 96331 преступлений экономической направленности для 2020 и 2021 гг. соответственно. Оптимистичный вариант -77682 для 2020 г. и 67924 для 2021 г. Пессимистичный - 123112 и 124738 для 2020 и 2021 гг. соответственно.
Обобщая перечисленное, необходимо отметить, что экономическая преступность и теневая экономика не находятся обособленно друг от друга - это взаимодополняющие понятия, которые создают условия для осуществления криминальной и противоправной деятельности, а также усиливают отрицательное воздействие на экономическое развитие страны, подрывая основы не только обеспечения экономической безопасности, но и стабильности экономики в целом [2]. В связи с этим, единство этих факторов предполагает также единство в области противодействия преступлениям в экономической сфере и теневой экономики в целом. Учитывая вышеперечисленное, основными мерами в подобной системе должны стать следующие мероприятия и решения:
- компенсация потерь населения страны от инфляции и «приватизации» акциями предприятий и государственных банков;
- установление четко администрируемой, но экономически справедливой и целесообразной системы налогообложения;
- введение системы экономического стимулирования выхода физических и юридических лиц из сектора теневой экономики;
- проведения последовательной и ясной государственной политики в сторону поддержки частного легального предпринимательства;
- стимулирование как безналичных расчетов, так и борьбы с наличным оборотом;
- проведение административной реформы - стимулирование развития частного бизнеса;
- введение государственной системы мер эффективной защиты собственника и кредитора;
- формирование высокопрофессиональной, справедливой и неподкупной как судебной, так и правоохранительной системы в целом.
Важным шагом в решении указанных направлений должна являться унификация подходов не только экономического, но также политического и правового характера, что впоследствии принесет плодотворные результаты в повышении конкурентоспособности экономики страны и ее оздоровлении.
Источники:
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.04.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2020) [Электронный ресурс] - Точка доступа: www.consultant.ru
2. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 28.12.2013) О противодействии коррупции // Российская газета, N 266, 30.12.2008.) [Электронный ресурс] - Точка доступа: www.consultant.ru
3. Постановление Госкомстата РФ от 31.01.1998 N 7 (ред. от 27.06.2005) Об утверждении Основных методологических положений по оценке скрытой (неформальной) экономики. [Электронный ресурс] - Точка доступа: base.garant.ru
4. Портал правовой статистики. Генеральная прокуратура Российской Федерации [Электронный ресурс] - Точка доступа: http://crimestat.ru
5. Российский обзор экономических преступлений за 2018, Pricewaterhouse Coopers (PwC) [Электронный ресурс] - Точка доступа: https://www.pwc.ru/ru/publications/recs-2018.html
6. Состояние преступности. Министерство Внутренних Дел Российской Федерации [Электронный ресурс] - Точка доступа: https://мвд.рф/reports
7. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] - Точка доступа: https://www.gks.ru/
8. Федеральная служба по финансовому мониторингу [Электронный ресурс] - Точка доступа: http://www.fedsfm.ru/
9. Адаменко А. А. Становление рыночной экономики в России / А. А. Адаменко, Т. Е. Хорольская, М. Д. Мелик // Информационное обеспечение эффективного управления деятельностью экономических субъектов: материалы IV международной научной конференции (г. Краснодар, 9-11 декабря 2015 г.). - Краснодар: Изд-во «Магарин О. Г.», 2016. - С. 639-643.
10. Фалина Н.В. Особенности международных слияний поглощений компаний в современных условиях / Н.В. Фалина // Сфера услуг: инновации и качество. 2011. № 2. С.10.
References:
1. Criminal code of the Russian Federation from 13.06.1996 N 63-FZ (as amended on 07.04.2020) (Rev. and add., Intro. effective from 12.04.2020) [Electronic resource] - Access point: www.consultant.ru
2. Federal law No. 273-FZ of 25.12.2008 (as amended on 28.12.2013) Anti-corruption law // Rossiyskaya Gazeta, N 266, 30.12.2008.) [Electronic resource] - Access point: www.consultant.ru
3. resolution of the state statistics Committee of the Russian Federation of 31.01.1998 N 7 (ed. of 27.06.2005) On approval of the Main methodological provisions for assessing the hidden (informal) economy. [Electronic resource] - Access point: base.garant.ru
4. The portal of legal statistics. General Prosecutor's office of the Russian Federation [Electronic resource] - Access point: http://crimestat.ru
5. Russian review of economic crimes for 2018, Pricewaterhouse Coopers (PwC) [Electronic resource] - access point: https://www.pwc.ru/ru/publications/recs-2018.html
6. The state of crime. Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation [Electronic resource] - Access point: https://мвд.рф/reports
7. Federal state statistics service [Electronic resource] - Access point: https://www.gks.ru/
8. Federal service for financial monitoring [Electronic resource] - Access point: http://www.fedsfm.ru/
9. Adamenko A. A. Formation of a market economy in Russia / A. A. Adamenko, T. E. Khorolskaya, M. D. Melik // Information support for effective management of the activities of economic entities: materials of the IV international scientific conference (Krasnodar, December 9-11, 2015). - Krasnodar: Publishing house "Magarin O. G.", 2016. - P. 639-643.
10. Falina N.V. Features of international mergers and acquisitions of companies in modern conditions / N.V. Falina // Service sector: innovation and quality. 2011. No. 2. P.10.
DOI: 10.24412/2309-4788-2020-10556
А.В. Хагаева - ассистент кафедры «Государственное и муниципальное управление» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», [email protected],
A.V. Khagaeva - Assistant of the Department of State and Municipal Administration, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Chechen State University";
З.М. Хочуева - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика» ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова», [email protected],
Z.M. Khochueva - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V.M. Kokova".
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА РЕГИОНА MUNICIPAL FORMATION AS A FACTOR IN THE FORMATION OF THE SOCIO-ECONOMIC SPACE OF THE REGION
Аннотация. В современных условиях особо обострились проблемы эффективного управления муниципальными образованиями. В муниципальных образованиях депрессивных регионов более отчетливо отражены проблемы построения бюджета, демографические проблемы, недостатки системы управления и т.п., что требует разработки новых подходов к их социо-эколого-экономическому развитию.
Существующая практика методов и инструментариев государственного управления развитием депрессивных республик СКФО строится на дотационности и перекрестном субсидировании уровня жизни и социальных услуг с учетом соблюдения принципа их целостности. К тому же, социально-экономическое развитие муниципальных образований, особенно, горных территорий, все еще является существенно дифференцированным и даже малорегулируемым. Все эти проблемы еще больше усугубляются, ибо депрессивные регионы в условиях экономической неопределенности и конкуренции вынуждены бороться за экономические ресурсы и самостоятельно искать пути устранения диспропорции в социально-экономическом развитии с учетом особенностей природно-климатических условий и ограничений внутри муниципальных образований горных территорий.
Надо отметить, что, несмотря на наличие множества научных разработок проблем развития регионов, проблемы задействования и развития пространственного потенциала муниципальных образований, в т.ч. горных территорий недостаточно изучены.[1,2,15]
Также надо отметить, что проблемы территориально-пространственного размещения производительных сил внутри муниципальных районов и образований горных территорий являются новыми для российской экономической науки, что и стало мотивом выбора темы нашего исследования.
Abstract. In modern conditions, the problems of effective management of municipalities have become especially acute. In the municipalities of depressed regions, the problems of budgeting, demographic problems, deficiencies in the management system, etc., are more clearly reflected, which requires the development of new approaches to their socio-ecological and economic development.
The existing practice of methods and tools of state management of the development of the depressive republics of the North Caucasus Federal District is based on subsidies and cross-subsidization of the standard of living and social services, taking into account the observance of the principle of their integrity. In addition, the socio-economic development of municipalities, especially mountainous areas, is still significantly differentiated and even poorly regulated. All these problems are even more aggravated, because depressed regions in conditions of economic uncertainty and competition are forced to fight for economic resources and independently look for ways to eliminate imbalances in socio-economic development, taking into account the peculiarities of natural and climatic conditions and restrictions within municipalities of mountainous territories.
It should be noted that, despite the presence of many scientific developments in the problems of regional development, the problems of using and developing the spatial potential of municipalities, incl. mountainous areas are insufficiently studied. [1,2,15]
It should also be noted that the problems of the territorial-spatial distribution of productive forces within municipal districts and formations of mountainous territories are new for Russian economic science, which became the motive for choosing the topic of our research.
Ключевые слова: экономический кризис, регион, депрессивные территории, муниципальные образования, деформация, управленческие воздействия.
Key words: economic crisis, region, depressed territories, municipalities, deformation, management influences.