УДК 343.359.2 DOI 10.24411/2073-0454-2019-10296
ББК 65.051 © М.Р. Накова, 2019
Научная специальность 08.00.12 — бухгалтерский учет, статистика
АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Мадина Робертовна Накова, старший преподаватель кафедры экономической безопасности, финансов и экономического анализа Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]
Аннотация. Представлен анализ влияния налоговых преступлений на экономическую безопасность регионов Российской Федерации. Использованы корреляционно-регрессионный и кластерный виды анализа. Выявлены социально-экономические показатели, влияющие на экономические преступления. Рассмотрены региональные особенности влияния налоговых преступлений на экономическую безопасность регионов Российской Федерации. В ходе исследования все регионы Российской Федерации были разделены на 5 кластеров, по каждому из которых были сделаны соответствующие выводы. Также проведены расчеты, показывающие эффективность деятельности правоохранительных органов по борьбе с экономическими преступлениями.
Ключевые слова: налоговые преступления, регионы Российской Федерации, кластерный анализ, регрессионный анализ, экономическая безопасность.
ANALYSIS OF THE IMPACT OF TAX CRIMES ON THE ECONOMIC SAFETY OF THE REGIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION
Madina Robertovna Nakova, senior lecturer, department of economic safety, finance and economic analysis
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)
E-mail: [email protected]
Annotation. This article is devoted to the analysis of the impact of tax crimes on the economic safety of the regions in the Russian Federation. The study used correlation-regression and cluster types of analysis. The article identifies socio-economic indicators affecting economic crimes. Further, the regional features of the impact of tax crimes on the economic security of the regions in the Russian Federation are considered. As a result of the study, all regions in the Russian Federation were divided into 5 clusters, for each of which conclusions were drawn. Also, calculations were performed showing the effectiveness of law enforcement agencies in combating economic crimes.
Keywords: tax crimes, regions of the Russian Federation, cluster analysis, regression analysis, economic safety.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Накова М. Р. Анализ влияния налоговых преступлений на экономическую безопасность регионов Российской Федерации. 2019;(5):278-82.
В настоящее время одной из главных проблем является недополучение более 30% доходов от налоговой политики в государственный бюджет Российской Федерации. Это связано с тем, что в государстве наблюдается рост налоговых преступлений подрывающих экономическую безопасность государства.
В результате анализа последних исследований была выявлена прямая взаимосвязь экономической безопасности и преступлений в сфере экономики. Так, в Указе Президента РФ от 13.05.2017 года
№208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» в главе IV «Оценка состояния экономической безопасности» в статье 27 пункте 40 отмечено, что показателем состояния экономической безопасности является уровень преступности в сфере экономики.
В связи с тем, что в регионах Российской Федерации различные социально-экономические показатели, в качестве нерешенной ранее части общей проблемы, необходимо выделить региональные
особенности влияния налоговых преступлений на экономическую безопасность регионов Российской Федерации, и провести кластерный анализ, в результате которого все регионы Российской Федерации будут разделены на кластеры.
Таким образом, целью данной статьи является определение влияния налоговых преступлений на экономическую безопасность регионов Российской Федерации с использованием корреляционно-регрессионного и кластерного анализа.
Для анализа влияния налоговых преступлений на экономическую безопасность регионов РФ были выявлены 16 социально-экономических показателей, влияющих на экономические преступления.
В результате проведенного корреляционного анализа были выявлены 4 социально-экономические показателя, обладающие более высокой взаимосвязью с результативным Y — зарегистрировано преступлений экономической направленности:
Зарегистрировано преступлений по ст. 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией — плательщиком страховых взносов» (Х4);
Среднегодовая численность занятых (Х5);
Оборот организаций (Х8);
Выручка от реализации товаров индивидуальными предпринимателями (Х16).
Для анализа стохастической зависимости факторных показателей на результативный, проведен регрессионный анализ, который показывает среднее изменение результативного показателя при изменении одного из факторных показателей.
С помощью регрессионного анализ можно рассчитать нормативные показатели экономических преступлений для каждого региона Российской Федерации.
В связи с тем, что в анализе используются несколько факторных показателей, целесообразно использовать множественное уравнение регрессии.
Таким образом, формула регрессии имеет следующий вид:
у = &5,82 + 11,9314 + 1,04x5 — 0.06хЕ-Ь 0.00002дг16.
Коэффициент детерминации для исследуемой регрессионной модели равен 0,9655094. Таким образом, полученную регрессионную модель можно считать качественной, так как данный коэффициент больше 0,8.
Проанализировав коэффициенты регрессии можно заметить, что коэффициент регрессии для преступлений, квалифицируемым по статье 199 УК РФ, равен 11,93, что показывает сильное взаимодействие. По данному коэффициенту можно
сделать вывод, что при совершении одного преступления, квалифицируемого по статье 199 УК РФ, совершается более 11 преступлений экономической направленности, что подтверждает коэффициент эластичности.
Коэффициент эластичности равен 0,22, то есть изменение показателя преступлений, предусмотренных статьей 199 УК РФ, на 1% влечет изменение экономических преступлений на 0,22%.
Если-*" = 20,59 а у = 1132,01 т0 при увеличении преступлений, предусмотренных статьей 199 УК РФ на 0,21 преступления (1%), преступления экономической направленности увеличатся на 2,49 преступления (0,22%). Такими образом, при совершении одного преступления, предусмотренного статьей 199 УК РФ, совершаются 11,86 преступлений экономической направленности.
С целью определения эффективности работы отделов экономической безопасности и противодействия коррупции в регионах Российской федерации, необходимо рассчитать отношение фактических показателей экономических преступлений регионов Российской Федерации к нормативному показателю экономических преступлений регионов Российской Федерации.
В результате таких расчетов были выявлены 5 регионов с наилучшим показателем эффективности:
• Карачаево-Черкесская Республика;
• Республика Северная Осетия-Алания;
• Республика Дагестан;
• Астраханская область;
• Смоленская область.
Также можно выделить 5 регионов с наименьшим показателем эффективности: Республика Ингушетия; Тамбовская область; Ненецкий автономный округ; Еврейская автономная область; Чукотский автономный округ.
С целью выявления региональных особенностей влияния налоговых преступлений на экономическую безопасность регионов Российской Федерации, целесообразно провести кластерный анализ, в результате которого все регионы Российской Федерации были разделены на 5 кластеров (групп).
В результате регрессионного анализа кластера № 1, была получена следующая регрессионная модель:
у = 33,6— 11,5*Д-Ь 1,9*5 - 0.33*,,+ 0,001.35*м
Коэффициент регрессии для налоговых преступлений меньше 0. Это объясняется тем, что в регионах Российской Федерации данного кластера отсутствуют физические и юридические лица, имеющие крупный доход, а также учитывая, что уголовная ответственность за налоговые преступления предусмотрена только при нанесении государству ущерба в крупном и особо крупном размер, который выражается в фактически неуплаченной сумме налогов и (или) сборов в бюджет государства, в данных регионах Российской Федерации совершается минимальное количество налоговых преступлений.
Проанализировав нормативные показатели зарегистрированных преступлений экономической направленности, можно сделать вывод, что три региона Российской Федерации неэффективно работают по выявлению, пресечению и предупреждению экономических преступлений, так как фактический показатель экономических преступлений значительно ниже нормативного. К данным регионам Российской Федерации относятся: Чукотский Автономный округ, Еврейская автономная область, Республика Ингушетия, эффективность деятельности которых составляет 47,36%, 44,02% и 69,43% соответственно.
Наиболее эффективную деятельность по выявлению, пресечению и предупреждению экономических преступлений проводят такие регионы Российской Федерации, как Магаданская область, Карачаево-Черкесская Республика и Республика Адыгея, их эффективность составляет 120,29%, 148,84% и 133,4% соответственно.
В результате регрессионного анализа кластера № 2, была получена следующая регрессионная модель:
у - 421,36 - 10,05*,,+ 1,2*5- 0,13*8 + 0,00135*ы.
Коэффициент регрессии для налоговых преступлений в данном кластере меньше 0, также как и в кластере № 1.
В результате анализа регионов Российской Федерации данного кластера, необходимо отметить, что неэффективно ведут работу по выявлению, пресечению и предупреждению экономических преступлений, такие регионы как Псковская область (78,81%), Республика Марий Эл (72,27%), Республика Хакасия (60,15%), Новгородская область (85,77%), Ульяновская область (89,45%), Чеченская Республика (88,45%), Тамбовская область (68,91%).
Наиболее эффективно в данном направлении работают следующие регионы Российской Федерации
данного кластера: Республика Северная Осетия-Алания (154,79%), Сахалинская область (138,79%), Астраханская область (128,91%), Смоленская область (131,82%).
Проведенный регрессионный анализ кластеров № 1 и № 2 показывает, что в регионах Российской Федерации, вошедших в данные кластеры, совершается наименьшее число налоговых преступлений, это связано с тем, что физические и юридические лица в своем большинстве не могут причинить государству ущерб, за который предусмотрена уголовная ответственность по налоговым преступлениям, из-за своего финансового положения.
В связи с тем, что на экономические преступления регионов Российской Федерации, вошедших в кластеры № 1 и № 2, огромное влияние оказывает социально-экономический показатель «среднегодовая численность занятых», то можно сделать вывод, что в данных регионах Российской Федерации развита теневая экономика.
В регионах Российской Федерации данных кластеров преступления, связанные с уклонением и неуплатой налогов и сборов, в большей своей части квалифицируются как мошенничество.
В связи с тем, что в кластерах № 1 и № 2 совершается минимальное количество налоговых преступлений, а на экономическую безопасность оказывает влияние теневая экономика, необходимо сделать следующие выводы.
Уделить должное внимание релевантному выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и правонарушений в экономической сфере, что обеспечит реализацию механизма возмещения убытков для любого субъекта правоотношений.
Оптимизировать совместные действия всех регионов правоотношений в целях противодействия теневой экономики.
Совершенствование законодательства, при котором работа в теневом секторе экономики будет невозможна. Данный способ также обуславливает необходимость лишения лиц, задействованных в теневом секторе всех благ заработанных незаконным путем посредством их безвозмездного изъятия. Такая мера послужит весомой статьей дохода бюджета, а также обеспечит дополнительные средства на целевые государственные программы по развитию экономики страны.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации прописать не только угрозы (сохранение значительной доли теневой экономики), но и конкретные методы и механизмы, сроки, ответственность и ответственных лиц за их устранение [3, стр. 5].
В результате регрессионного анализа кластера № 3, была получена следующая регрессионная модель:
у = 660 + 3.51*4 +- а93*5- О 15*я - 1004471 „
В данном кластере налоговые преступления оказывают влияние на преступления экономической направленности, а именно при совершении одного налогового преступления совершаются два преступления экономической направленности.
В результате анализа, было выявлено, что 6 регионов Российской Федерации неэффективно ведут работу по преступлениям экономической направленности, а именно: Тверская область (84,61%), Томская область (66,65%), Брянская область (79,09%), Липецкая область (85,71%), Ярославская область (82,65%), Курская область (87,97%).
Наиболее эффективно работают по выявлению, пресечению и предупреждению преступлений экономической направленности в Вологодской области (119,73%) и Владимирской области (116,19%).
В результате регрессионного анализа кластера № 4, была получена следующая регрессионная модель:
у = 653,59 + 2.94хл + 1,03х5 — 0.19хв — 0.001б5дс1в
В данном кластере при совершении одного налогового преступления совершается три преступления экономической направленности.
К регионам, которые неэффективно ведут работу по выявлению, пресечению и предупреждению преступлений экономической направленности в данном кластере относятся: Оренбургская область (82,61%), Кемеровская область (69,49%), Белгородская область (81,47%), Алтайский край (64,41%), Нижегородская область (87,7%).
Наиболее эффективную деятельность по борьбе с экономическими преступлениями показывают правоохранительные органы следующих регионов Российской Федерации: Республика Дагестан (125,47%), Ханты-Мансийский автономный округ — Югра (123,39%), Омская область (128,1%), Воронежская область (121,35%)
Проведя регрессионный анализ кластеров №3 и №4 были сделаны выводы, что в регионах Российской Федерации данных кластеров совершаются налоговые преступления близкие к среднему значению по всей стране. Налоговые преступления влияют на экономическую безопасность регионов Российской Федерации примерно одинаково. Правоохранительные органы в регионах данных кластеров своевременно выявляют, пресекают и предупреждают налоговые преступления, не дав возможности совершить иные сопутствующие экономические преступления.
В связи с тем, что в кластерах № 3 и № 4 проблемой противодействия налоговым преступления правоохранительными органами является отсутствие
возможности выявления налоговых преступлений на стадии их подготовки и совершения необходимо внести изменения в части:
1) активного применения системного и комплексного подходов к осуществлению предупреждения преступности в налоговой сфере, который должен выражаться в четкой дифференциации таких мер, как мотивации налоговой добросовестности фискально-обязанных лиц; профилактики налоговых правонарушений; уголовного преследования налоговых преступников на стадии подготовки соответствующего преступления; обеспечения сбалансированности целей бюджетной, налоговой и уголовной политики, а также согласованности методов их реализации;
2) согласованного приведения уголовного законодательства в полное соответствие с налоговым законодательством и нормами иных законодательных актов, призванных регулировать вопросы неотвратимости привлечения к уголовной ответственности всех виновных фискально-обязанных лиц [4, стр. 207].
В результате регрессионного анализа кластере № 5, была получена следующая регрессионная модель:
у = 452,36 + 10.12*4 + 0,72т5 - 0,05*8 - 0.001329*^.
В данном кластере при совершении 1 налогового преступления совершается более 10 преступлений экономической направленности.
Правоохранительные органы 3 регионов Российской Федерации данного кластера неэффективно борются с преступлениями экономической направленности, а именно: Волгоградская область (76,89%), Свердловская область (72,46%), Ростовская область (84,32%).
Наиболее эффективно правоохранительные органы ведут работу по выявлению, пресечению и предупреждению преступлений экономической направленности в следующих регионах Российской Федерации: Ставропольский край (122,96%), Челябинская область (120,64%).
В данном кластере имеется такая же проблема, что и в кластерах № 3 и № 4, а именно отсутствие возможности выявления налоговых преступлений на стадии их подготовки и совершения.
Также в регионах Российской Федерации, вошедших в кластер № 5, высокий уровень коррупции, что способствует снижению выявления, пресечения и предупреждения налоговых преступлений, приводит к росту и укреплению теневой экономики.
Также существует отрицательное воздействие налоговых преступлений, в аспекте причастности сотрудников налоговых и правоохранительных органов к деятельности организованных преступных
сообществ, в части незаконной минимизации налогов, уплачиваемых зарегистрированными в законном порядке юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими легальную деятельность.
Данный факт объясняется тем, что зарегистрированных преступлений коррупционной направленности в регионах Российской Федерации, вошедший в кластер № 5, в 2,48 выше, чем средний показатель по всей Российской Федерации. Средний показатель преступлений коррупционной направленности в регионах Российской Федерации составляет 290 преступлений коррупционной направленности, а средний показатель регионов Российской Федерации кластера № 5 — 720 преступлений коррупционной направленности.
В связи с тем, что в кластере № 5 совершается наибольшее количество налоговых преступлений, что связано с высоким уровнем преступлений коррупционной направленности, необходимо провести следующие мероприятия:
• профилактика коррупции в правоохранительной среде;
• обеспечение разработки, принятия своевременного и актуального законодательства по вопросам борьбы с коррупцией в правоохранительных органах;
• создание условий для реальной реализации социально-правовых гарантий сотрудников правоохранительных органов;
• совершенствование кадровой политики, направленной на борьбу с коррупцией, а также тщательного отбора кандидатов при поступлении на службу в правоохранительные органы и кандидатов на руководящие должности;
• морально-нравственное обеспечение деятельности сотрудников правоохранительных органов;
• разработка и внедрение механизма по участию граждан в борьбе с коррупцией.
Литература
1. Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208
«О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // СПС «Консультант Плюс».
2. Статистика финансов и кредита / Дианов Д.В., Радугина Е.А., Степанян Е.Н. — М.: Компания КноРус, 2018. — 326 с.
3. Крохичева Г.Е., Архипов Э.Л., Восканова А.С., Иванчук Д.А. «Теневая экономика в системе экономической безопасности» // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». Том 8. №2. 2018. С. 48
4. Самаруха В.И., Самаруха А.В., Самаруха И.В. «Проблемы противодействия налоговым преступлениям» // Всероссийский криминологический журнал. № 2. 2018. C. 199-210
5. Федеральная служба государственной статистики: [Электронный ресурс]. URL: http:// www.gks.ru
6. Федеральная налоговая служба: [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.ru
References
1. Decree of the President of the Russian Federation of 05.13.2017 N 208 "On the Strategy for the Economic Security of the Russian Federation for the period until 2030" // ATP "Consultant Plus".
2. Statistics of finance and credit / Dianov D.V., Radugina E.A., Stepanyan E.N. - M.: KnoRus Company, 2018 .-- 326 c.
3. Krokhicheva G.E., Arkhipov E.L., Voskanova A.S., Ivanchuk D.A. "The shadow economy in the economic system security "// Internet journal" SCIENCE ". Volume 8. No. 2. 2018.S. 48
4. Samarukha V.I., Samarukha A.V., Samarukha I.V. "Problems of counteracting tax crimes" // All-Russian Criminological Journal. No. 2. 2018. C. 199-210
5. Federal State Statistics Service: [Electronic resource]. URL: http://www.gks.ru
6. Federal Tax Service: [Electronic resource]. URL: https://www.nalog.ru