ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А.Г. БАДАЕВ, кандидат экономических наук, доцент 12.00.08 - Уголовное право и криминология;
уголовно-исполнительное право
Аннотация. Рассматриваются вопросы борьбы против экономической преступности, ее классификации, а также влияния роста экономических преступлений на экономическую безопасность Российской Федерации. Анализируются причины криминализации экономической сферы российского общества. Предложены стратегия, тактика и основные направления предупреждения и пресечения преступлений в сфере экономической безопасности.
Ключевые слова: экономическая безопасность, экономические преступления, предупреждение, пресечение преступлений.
ESTIMATION OF A CURRENT STATE OF ECONOMIC SAFETY IN THE RUSSIAN FEDERATION
A.G. BADAEV, candidate of economic sciences., dotsent
Annotation. The article considers questions of struggle against economic criminality, its classification, and also influence of growth of economic crimes on national security of the Russian Federation. The article analyses the reasons of criminalization of economic sphere of the Russian society. The authors offer adequate efficacious strategy, tactics and the basic directions of restraint and counteraction to threats of economic criminality.
Key words: economic safety, economic crimes, the prevention, control of offenses.
По данным МВД криминальная ситуация в стране развивается по наихудшему сценарию.
Существенную опасность для бизнеса представляют экономические преступления, которые также как и другие продолжают расти.
Классификация экономической преступности в мировой практике стран с развитой рыночной экономикой отличается большим разнообразием.
Существует структурированная классификация следующего вида.
1. Преступления, посягающие на сферу финансов.
2. Преступления в сфере производства.
3. Преступления в сфере распределения материальных и иных благ.
4. Преступления в сфере потребления материальных и иных благ.
5. Преступления в сфере внешнеэкономической деятельности.
Специфика экономической преступности состоит в том, что объектом экономической преступности является экономика и экономические отношения.
В новом УК экономическая преступность представлена в раз. VIII с названием «Преступления в сфере экономики» в трех главах.
Глава 21. «Преступления против собственности».
Глава 22. «Преступления в сфере экономической деятельности».
Глава 23. «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях».
Очевидно, что преступления экономической направленности занимают значительный удельный вес среди остальных правонарушений. В течение последних лет наблюдается тенденция роста числа совершенных преступлений в сфере экономики.
По числу зарегистрированных преступлений лидирует Приволжский федеральный округ, где наиболее криминализированы: Пермская область, Нижегородская область, Республика Татарстан.
Ненамного по количеству зарегистрированных преступлений отстает от Приволжского федерального округа Центральный федеральный округ, где в свою очередь наибольшее число преступлений зарегистрировано в Московской области, Воронежской области, Владимирской области, Ярославской области, Тверской области.
Значительное количество зарегистрированных преступлений отмечается в гг. Москве и Санкт-Петербурге.
Правонарушения в сфере налогового законодательства занимают самое высокое место, после пра-
вонарушений, связанных с отсутствием лицензий и выпуском и оборотом продукции, не маркированной специальными или акцизными марками.
По количеству возбужденных уголовных дел Центральный федеральный округ на первом месте, далее идут Приволжский федеральный округ и Южный федеральный округ. Наименьшее количество уголовных дел возбуждено в Дальневосточном федеральном округе.
Обращает на себя тот факт, что из общего числа возбужденных уголовных дел окончено в Приволжском федеральном округе 90% - это наибольший показатель по Российской Федерации; далее идут Дальневосточный федеральный округ и с одинаковыми значениями Северо-Западный и Южный федеральные округа. Наименьше количество оконченных уголовных дел зафиксировано в Уральском и Центральном округах.
Выявлены сферы экономики, в которых наиболее развиты коррумпированные сети. Это экспорт нефти и газа, металлов, электроэнергетика, железнодорожные перевозки, связь, северный завоз, оборонный заказ, продовольственное снабжение армии, оптовая торговля.
Второй коррупционный эшелон — это производство и торговля алкогольной продукцией, бензином, мазутом, производство и распространение медикаментов.
В регионах свои собственные коррупционные сети и источники их финансирования. В ряде регионов именно коррупционные сети формируют политический и экономический климат. «Лидерами» являются регионы, где развита рыбная отрасль (включая продажу икры), лесозаготовки и лесоторговля, добыча и обработка золота, алмазов, производство цветных металлов и алюминия, зерновой рынок.
Имеются компании, которые фактически владеют одним из субъектов Федерации, полностью контролируют там результаты выборов, законодательный процесс, назначение высших региональных чиновников.
Все это, безусловно, вызывает необходимость в совершенствовании деятельности правоохранительных органов в области обеспечения экономической безопасности. Необходима консолидация сил и средств в деле борьбы с экономическими и налоговыми преступлениями.
В решении этих задач важное место занимает Департамент экономической безопасности МВД России, а также Академия экономической безопасности МВД России, в функции которой входит подготовка кадров по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями, поиск наиболее эффективных мер и мероприятий по обеспечению экономической безопасности.
Необходимы меры по совершенствованию деятельности Департамента экономической безопасности
МВД России с учетом новых современных тенденций развития и угроз экономической безопасности.
Стратегические направления совершенствования организационно-правового обеспечения органов внутренних дел, определения их роли и функций по обеспечению экономической безопасности предполагают изучение этих вопросов в широком социально-экономическом, криминологическом и правовом контексте. Все это связано с всесторонним учетом специфических российских условий, с научным обеспечением методологии исследования сложных экономико-правовых проблем.
В основу такой методологии необходимо принять такой принцип как уклонение от уплаты налогов и получение незаконной или не контролируемой государством прибыли - фактор практически всех экономических преступлений, в особенности совершаемых организованными преступными группами.
Поскольку налоговые преступления являются главными в цепи экономических преступлений организованных преступных сообществ, существует объективная необходимость постоянного анализа и корректировки роли и функций правоохранительных органов системы обеспечения экономической безопасности.
При этом необходимо учитывать то, что банковский сектор по целому ряду причин остается одним из наиболее привлекательных экономических сегментов для криминальных группировок, в том числе организованных, а также для сокрытия средств от налогообложения.
В научно-исследовательской литературе, посвященной проблемам противодействия организованной преступности, отмечается, что организованная преступность представляет собой многоуровневое и сложно-структурированное явление. Соответственно, организация противодействия требует такой же многоуровневой и сложно-структурированной системы противодействия. Проведение отдельных мероприятий в современных условиях не способно дать эффективных результатов.
По данным В.В. Волковского, качественно новыми признаками развития экономической организованной преступности являются следующие.
1. Тенденция консолидации преступной среды, в основе которой:
$ объединение преступных групп и лиц, совершающих экономические преступления, в целостные, многоуровневые, централизованные преступные системы, т.е. формирование качественно новых организационных структурных образований;
$ упорядочение преступной деятельности, подчинение ее постоянной экономической программе преступного характера;
$ усиление преступных взаимосвязей между субъектами экономической организованной преступности.
2. Систематическое извлечение нелегальных до-
ходов в крупных размерах путем организации и осуществления разных форм преступного предпринимательства.
3. Использование в преступных целях легальных структур общества, сращивание с государственным аппаратом.
4. Возможность оказания обратного влияния на официальные социальные структуры.
Механизмы совершения налоговых и других экономических преступлений существенно видоизменились в современных условиях, что в определенной степени определяет современные тенденции обеспечения экономической безопасности.
Вместо традиционных локальных преступлений (в рамках одного предприятия, города, ведомства), правоохранительным органам приходится иметь дело с преступлениями межрегионального характера, охватывающими различные отрасли народного хозяйства. В ряде случаев экономические преступления приобретают трансграничный и транснациональный характер. Эта тенденция постоянно нарастает; борьба с такой преступностью становится приоритетным направлением в деятельности правоохранительных органов и системе обеспечения экономической безопасности.
Следовательно, роль и функции органов внутренних дел по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями должны быть обеспечены достаточно эффективными механизмами их реализации; необходимо не только выявлять и раскрывать отдельные нарушения налогового законодательства, но и организовать максимально эффективный заслон проходящим через банковские каналы средствам организованных преступных группировок, образовавшихся в результате сокрытия доходов от налогообложения.
Анализ рассмотренных ранее основных тенденций в формировании финансовой стратегии государства в этой области с точки зрения возникновения угроз экономической безопасности позволяет сделать вывод, что в ряде случаев эта стратегия (или же ее отсутствие) прямо или косвенно создает условия для массового развития экономической, в том числе налоговой, преступности. Это существенно затрудняет исполнение функций органами внутренних дел по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями.
Поэтому, практически свои задачи по предупреждению нарушений налогового законодательства органы внутренних дел вынуждены исполнять, главным образом, на специально-криминологическом и индивидуальном уровнях, что, соответственно, снижает эффективность этой работы.
Кроме того, угрозы экономической безопасности представляют собой плодородную почву для массированного внедрения организованной преступности, сращенной с коррумпированной частью госаппарата.
Все это резко увеличивается значимость и опасность этих угроз для национальной безопасности страны. Это обстоятельство обусловливает потребность комплексного подхода к организации деятельности правоохранительных органов, связанных с противодействием экономической и налоговой преступности.
Многоаспектность и неоднородность признаков современных экономических преступлений существенно затрудняют их выявление традиционными для правоохранительных органов методами.
Как правило, в поле зрения правоохранительных и контролирующих органов попадают лишь отдельные звенья цепи преступных действий, которые не дают полной картины преступления и зачастую не только не позволяют своевременно раскрыть преступление, но даже надлежащим образом его квалифицировать.
Представляется, что для выявления незаконных финансовых потоков правоохранительные органы должны иметь в своем распоряжении полномочия по получению информации, позволяющей осуществлять текущий контроль использования банками, по крайней мере, выделенных им государственных кредитных ресурсов, и полномочия по пресечению выявленных нарушений использования банками этих средств.
Объективным направлением развития деятельности органов внутренних дел по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями в системе обеспечения экономической безопасности видится тесное взаимодействие с другими правоохранительными органами, в сферу деятельности которых входит проведение финансовых расследований.
Ускоренные темпы трансформации социально-экономической, политической и криминогенной обстановки в стране объективно требуют адекватной оценки своевременности и мобильности перестройки организации деятельности органов внутренних дел, а также особенностей нынешней криминальной ситуации в экономической сфере для определения приоритетных направлений развития соответствующей правоохранительной практики.
2003 г. был в определенном смысле рубежным. Он ознаменован началом серьезных реформ в правоохранительных органах. Так, Федеральная служба налоговой полиции преобразована в Федеральную службу по экономическим и налоговым преступлениям и далее — в Департамент экономической безопасности МВД России. Были проведены административные реформы, включившие в себя и реформу правоохранительных органов и структур по обеспечению экономической безопасности.
Сформулирована стратегическая задача: от выявления и пресечения отдельных преступлений переходить к комплексному правоохранительному воздействию на экономический криминал.
Второе направление деятельности структур по обеспечению экономической безопасности — это переход
на международные нормы и правила, развитие международного сотрудничества, что обусловлено присоединением России к международным конвенциям в области борьбы с экономическими преступлениями.
Департамент экономической безопасности МВД России возобновил работу Координационного совета руководителей органов налоговых и финансовых расследований стран СНГ (КСОНР). Это позволяет решать многие вопросы по борьбе с трансграничной экономической преступностью совместными усилиями. Налаживаются связи оперативно-розыскных подразделений, взаимодействия в области подготовки кадров, информационного обмена и научно-технического сотрудничества.
Роль КСОНР будет возрастать по мере становления общего экономического пространства в рамках СНГ. Все это потребует изучения сложившейся практики международного сотрудничества в области противодействия экономическим и налоговым преступлениям, научного обоснования новых механизмов взаимодействия органов налоговых и финансовых расследований.
Совершенствование налоговой системы происходит в направлении либерализации налогообложения, облегчения налоговой нагрузки на экономику и улучшение налогового климата для бизнеса. Это создает новые условия для работы контрольных и правоохранительных органов. С одной стороны, от них требуется быть в русле новых отношений власти и бизнеса, направленных на всемерную поддержку деловой активности, создание благоприятного предпринимательского климата, наметившегося экономического роста, с дугой стороны, проведения мероприятий по защите экономических интересов предпринимательских структур на внутреннем и внешнем рынках.
Все это резко сужает сферу силовых и сугубо фискальных методов работы, переводя систему в так называемую экономико-правоохранит ельную стадию развития. Кроме того, интересы бюджета как главного механизма регулирования социально-экономического развития, макроэкономической основы устойчивого экономического роста ужесточают требования к уровню эффективности работы контрольных и правоохранительных институтов, ко всей системе оценки деятельности правоохранительных структур, составу критериев и показателей эффективности.
Взят курс на качественное улучшение правоохранительных механизмов обеспечения экономичес-
кой безопасности в налоговой сфере, выход на новые уровни эффективности оперативно-розыскной, документально-проверочной и следственной работы, четкую расстановку приоритетов по направлениям и объектам деятельности.
Резко возросла система правоохранительных критериев оценки деятельности и их ориентация на конечный результат — доведение дел до положительных судебных решений.
Говоря о контексте проводимых реформ нельзя не отметить изменения в законодательной базе правоохранительной деятельности: введение новых кодексов, а в широком плане — судебные реформы. Реформы властной вертикали и введение федеральных округов сказались на всей структуре государственного управления и администрирования. Это привело к широким организационно-управленческим реформам в структуре правоохранительных органов России.
Для теоретического анализа и конструирования (организационного проектирования) систем управления правоохранительными органами необходимы исходные теоретические принципы, критерии, системы оценки и показателей.
Мера, иерархия функций — это особая научная проблема, решение которой должно определять организа ционно-управленческие решения, связанные со сменой модели функционирования органа управления, его глубокой реструктуризации.
В отношении совершенствования системы управления не менее важен и принцип выстраивания вертикали. Несомненно, что реформы властной вертикали выдвинули в качестве основного уровня — окружной уровень управления. В то же время, без научного обоснования направлений развития экономической безопасности на этом уровне возможны варианты бюрократизации и дублирования функций федеральных структур, их излишнего вмешательства в работу территориальных подразделений правоохранительных органов.
Подводя итоги, можно констатировать, что вызовам и угрозам в области экономической безопасности необходимо противопоставить заслон за счет усиления единства системы государственного финансового регулирования и контроля; создания консолидированной системы правоохранительных органов, нацеленных на эффективный правоохранительный ответ угрозам и посягательствам в области национальных экономических интересов Российской Федерации.