УДК 340
Килясханов Хизри Шапиевич
кандидат философских наук, доцент. Академия управления МВД России Milena.555@mail.ru
Боровик Ольга Викторовна
кандидат юридических наук, докторант Milena.555@mail.ru
Приоритетные направления
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА
Khizri Sh. Kilyaskhanov
candidate of philosophical Sciences, associate professor. Management Academy of the Ministry of Interior of Russia Milena.555@mail.ru
Ol’ga V.Borovik
candidate of jurisprudence, doctoral candidate Milena.555@mail.ru
Priority directions of
INTERNAL AFFAIRS BODIES’ ACTIVITY IN ENSURING ECONOMIC SECURITY OF THE REGION
Аннотация. В статье исследуются современные приоритетные направления деятельности органов внутренних дел по обеспечению экономической безопасности региона, а также показываются негативные явления при ведении финансово-хозяйственной деятельности в регионе. К приоритетным направлениям деятельности ОВД следует отнести и оперативное сопровождение освоения денежных средств, выделенных на развитие жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса. Объективная тенденция к возложению на МВД России обязанностей, выполнение которых связано с расширением их компетенции, задач и функций в экономической сфере, обуславливает необходимость повышения их роли в обеспечении экономической безопасности.
Annotation. The article examines the current priority areas of activity of Internal Affairs bodies in ensuring economic security of the region, and also shows the negative phenomena in conducting financial and economic activity in the region. It is necessary to refer to priority activities of Department of Internal Affairs also expeditious maintenance of development of the money allocated for development of housing and communal services, fuel and energy complex. The objective tendency to assignment on the Ministry of Internal Affairs of Russia of duties which performance is connected with expansion of their competence, tasks and functions in the economic sphere, causes need of increase of their role for providing economic security.
Ключевые слова: экономическая безопасность региона, приоритетные направления деятельности органов внутренних дел, угроза экономической безопасности, предупреждение преступлений, преступления в сфере экономической деятельности, МВД России по Карачаево-Черкесской Республике.
Keywords: economic security of the region, priority directions of activity of bodies of Internal Affairs, the threat of economic security, prevention of crimes, crimes in the sphere of economic activity, the Ministry of Interior of Russia, Karachay Cherkess Republic.
Негативные явления при ведении финансово-хозяйственной деятельности в СевероКавказском федеральном округе (СКФО) во многом деформируют федеральное и региональное экономическое пространство, становятся достаточно благоприятной средой для роста экономической преступности и правонарушений в их различных вариациях. Поэтому перед органами внутренних дел (ОВД) ставятся различные задачи, связанные с обеспечением экономической безопасности региона, которые в общем виде закреплены, как известно, в Законе «О полиции».
Напомним, что одной из основных приоритетных задач, возложенных на полицию вообще и в сфере обеспечения экономической безопасности регионов в частности, законодатель называет обеспечение безопасности личности, общества и государства.
Экономическая безопасность как категория относится к числу парных категорий. Она тесно сопряжена с категорией экономическая опасность или угроза экономической безопасности. Угроза безопасности (в данном случае экономической) - это совокупность условий и факторов,
112
создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства [7]. Любая угроза, в том числе экономическая, предполагает количественное либо качественное изменение социальной системы или среды, при котором затрудняется, нарушается или становится невозможной нормальная жизнедеятельность объектов обеспечения безопасное™ [8].
Вторая задача, стоящая перед ОВД, в том числе, в сфере экономической безопасности регионов, связана с предупреждением преступлений, под которым понимается выявление причин и условий, способствующих их совершению, лиц, склонных к совершению преступлений, а также принятие мер к устранению (нейтрализации, ослаблению) этих причин и условий. Для решения этой задачи ОВД могут принимать меры административно-правового, уголовно-процегсуального, оперативнорозыскного, организационного и воспитательного характера.
Третья задача заключается в пресечении преступлений и административных правонарушений в экономической сфере и состоит в принудительном прекращении преступных или административно наказуемых деяний, недопущении возникновения (усу^бления) их общественно опасных, вредных последствий [9].
Четвертая задача заключается в выявлении собственно экономических преступлений. Известно, что большое количество экономических преступлений навсегда или на какое-то время остается латентными, неизвестными не только ОВД, другим организациям и гражданам, но иногда даже самим потерпевшим. Причины разные: неочевидность ряда общественно опасных деяний в экономической сфере и их последствий; сокрытие признаков и следов экономического преступления совершившими их лицами; нежелание в силу различных обстоятельств потерпевших и свидетелей сообщать в ОВД об экономических преступлениях и т.п.
Естественно, общество и государство не могут относиться к данной проблеме безучастно, ибо это повлекло бы снижение государственного контроля над экономической преступностью до неприемлемого уровня, обернулось бы существенным ослаблением гарантий прав и свобод граждан.
В настоящее время, выдвигая перед ОВД задачу выявления экономических преступлений, государство создает необходимые организационноправовые предпосылки реализации важного, рассчитанного, прежде всего, на принудительный эффект, принципа обеспечения неотвратимости ответственности за совершаемое преступление.
Пятая задача, связанная с обеспечением экономической безопасности регионов, заключается в раскрытии преступлений. Она включает в себя установление, обнаружение лиц, их подготовивших, совершающих или совершивших. Поскольку ОВД являются согласно ст.40 УПК РФ [10] органом дознания и обязаны наряду с другими субъектами осуществлять от имени государства функ-
цию уголовного преследования за экономические преступления, указанная задача поставлена перед ними также и уголовно-процессуальным законом. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 21 УПК РФ в каждом случае обнаружения признаков преступления (в том числе преступлений экономического характера) орган дознания принимает предусмотренные им меры по установлению событий преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления.
И еще одна из задач, стоящих перед ОВД в сфере обеспечения экономической безопасности, связана с защитой частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. Действительно, собственность является одним из объектов, защищаемых ОВД в рамках решения задач предупреждения, пресечения и раскрытия соответствующих противоправных деяний, оказания помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов. При этом, особой защиты требует государственная собственность, так как она «выступает в двойственной форме. Во-первых, в качестве средства обеспечения экономической безопасности, поскольку образует экономическую основу деятельности различных государственных органов и структур, те. субъектов обеспечения экономической безопасности, а также способствует достижению основной макроэкономической цели -устойчивому развитию национальной экономики. Во-вторых, в качестве объекта защиты, ибо ее неправомерное использование в любом случае будет означать фактическую не реализацию данной собственности как государственной» [11].
Обозначенные выше задачи свидетельствуют о той значительной роли, которую занимают ОВД в правоохранительной системе обеспечения экономической безопасности регионов. Деятельность таких правоохранительных органов, как прокуратура и суды, расследующих и рассматривающих уголовные дела о преступлениях в сфере экономической деятельности, зависят именно от ОВД в том смысле, что исходный материал для работы этих ведомств и служб поставляется именно ОВД. То есть, полномасштабное осуществление правоохранительных функций, включая предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений в сфере экономической деятельности, в системе органов исполнительной власти возлагается на ОВД.
С управленческих позиций сосредоточение правоохранительных функций в сфере экономической безопасности в МВД России позволяет существенно повысить эффективность организационного обеспечения за счет:
- формирования квалифицированного кадрового корпуса. Специфика организационного обеспечения правоохранительной деятельности в экономической сфере требует соответствующей подготовки специалистов, повышения их квалификации. Это касается как специалистов, выполняющих собственно функции по различным отраслям экономики, так и специалистов управленческого профиля;
113
- расширения возможности формирования эффективных информационных систем с полноценными банками данных;
- повышения уровня качества и обоснованности принимаемых управленческих решений, включая такие их формы, как планирование и прогнозирование;
- возрастания возможности отслеживания процессов, происходящих в экономической сфере и криминальной среде, связанной с ней, своевременного выявления и принятия необходимых мер [12].
Итак, органы внутренних дел могут и должны быть одним из основных субъектов обеспечения экономической безопасности региона. Об этом свидетельствуют, например, результаты деятельности органов внутренних дел Карачаево-Черкесской Республики по обеспечению экономической безопасности региона. Так, органами и подразделениями МВД России по КЧР на протяжении последних лет целенаправленно предпринимаются организационно-практические меры по повышению эффективности борьбы с экономическими и налоговыми преступлениями, усилению противодействия должностным преступлениям, коррупции и взяточничеству. Эта работа строится в рамках мероприятий по реализации требований директив и решений коллегий МВД России.
На протяжении последних лет (2010-2014 гг.) обеспечена положительная динамика выявления и раскрытия как всех экономических преступлений (+47 %, с 1752 в 2010 году до 2576 в 2014 году), так и по приоритетным направлениям, в том числе в органах государственной власти и управления (+39 %, со 156 до 217), на предприятиях топливно-энергетического комплекса (+32 %, с 90 до 119).
Раскрыт ряд тяжких преступлений против интересов государственной службы, совершенных в крупном размере. Не снижается наступатель-ность в работе по выведению экономики из-под криминального влияния организованных преступных групп (ОПГ). Число выявленных в 2014 году экономических преступлений, совершенных в организованных формах, выросло на 20 %.
Еще одно приоритетное направление деятельности ОВД - борьба с правонарушениями в сфере потребительского рынка. В 2014 г. проделана определенная работа по декриминализации потребительского рынка, устранению имевшихся недостатков, усилению контроля за выполнением поставленных задач. Активизирована работа по выявлению соответствующей категории правонарушений, улучшилась координация деятельности подразделений органов внутренних дел по изъятию из оборота поддельной, некачественной и контрафактной продукции.
Для активизации работы подразделений органов внутренних дел проводятся служебные совещания, на которых заслушиваются начальники подразделений ОВД, допустивших снижение результатов работы. На места направляются обзоры о состоянии работы по декриминализации потребительского рынка, а также исполнению
административного законодательства. Для оказания практической и методической помощи в ОВД регулярно осуществляются выезды, проводятся рабочие совещания руководства МВД России и УФСБ России по Карачаево-Черкесской Республики, в ходе которых рассматриваются вопросы совершенствования борьбы с организованной преступностью, в том числе на потребительском рынке. Ежемесячно силами подразделений УЭБ и ПК МВД России по Карачаево-Черкесской Республике проводятся совместные предупредительно-профилактические и оперативно-розыскные мероприятия по выявлению и предупреждению правонарушений на наиболее криминогенных объектах потребительского рынка.
Органами и подразделениями МВД России приняты организационные и практические меры, позволившие обеспечить стабильную наступательную работу на основных направлениях, связанных с реализацией Федеральной целевой программы развития КЧР на период до 2020 года (ФЦП).
Совместно с КРУ Министерства финансов РФ проверены управление юстиции Карачаево-Черкесской Республики, строительный комитет, главное управление по финансам и бюджету, управление сельского хозяйства администрации республики, департамент дорожного хозяйства администрации республики. В результате ревизий выявлены факты нецелевого использования бюджетных средств на общую сумму свыше 12 млн рублей.
Приняты необходимые практические меры по противодействию преступности в сфере внешнеэкономической деятельности. Сформирована и действует межведомственная комиссия по контролю за обоснованностью возмещения из бюджета налога на добавленную стоимость. В результате ее работы за полтора года отказано в возмещении НДС на общую сумму свыше 102 млн рублей.
В результате проведенных сотрудниками УЭБ и ПК МВД России по Карачаево-Черкесской Республике оперативных мероприятий, участия в работе межведомственной комиссии по контролю за обоснованностью возмещения из бюджета налога на добавленную стоимость, предотвращено хищение более 50 миллионов государственных бюджетных средств, 14 предприятиям республики отказано в возмещении НДС.
Вместе с тем, анализ показал, что имеют место отдельные недоработки в деятельности ОВД по обеспечению экономической безопасности региона. В 2015 г. году наметилась тенденция к сокращению количества выявленных тяжких экономических деяний, а также преступлений, совершенных в крупном и особо крупном размерах. Значительно снижена результативность по документированию экономических преступлений в сфере компьютерной информации. В ряде ОВД из-за бесконтрольности со стороны их начальников допущены существенные просчеты, не позволяющие организовать эффективное исполнение поставленных задач.
Не в полной мере отвечает предъявляемым требованиям наступательность работы по проверке объектов, получивших финансовые средства в
114
рамках ФЦП. Необходимо и здесь дальнейшее повышение уровня оперативной осведомленности об обстановке на предприятиях, осуществляющих реализацию программы.
Не во всех ОВД имеются источники информации непосредственно на таких объектах. Значимой оперативной информации недостаточно. В результате значительной частью территориальных ОВД до настоящего времени не обеспечена стабильная и целенаправленная работа на направлениях реализации программы.
Требуют корректировки и повышения результативности ряд приоритетных направлений деятельности МВД России по Карачаево-Черкесской Республике, связанных с обеспечением экономической безопасности региона.
Прежде всего, далеко не все сделано для эффективного противодействия организованной преступности в сфере экономики Карачаево-Черкесской Республики. Следует разработать комплексные меры по противодействию организованной преступности, сформированной на этнической основе, подрыву ее экономических основ и перекрытию каналов финансирования бандформирований.
Необходимо продолжить работу по основным направлениям, связанным с реализацией Федеральной целевой программы развития республики на период до 2020 года.
Совершение экономических преступлений в абсолютном большинстве случаев связано с проявлением коррупции и проникновением криминалитета во власть. В связи с этим борьба с преступлениями в сфере экономики и коррупцией является наиболее важным и приоритетным направлением деятельности всех правоохранительных органов.
К приоритетным направлениям деятельности ОВД следует отнести и оперативное сопровождение освоения денежных средств, выделенных на развитие жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса.
Приток дополнительной оперативной информации позволит добиться увеличения числа выявленных экономических преступлений, совершенных в составе ОПГ, в сфере внешней экономики, на объектах кредитования и финансирования, против интересов государственной службы.
Литература:
1. Белов О С. Органы внутренних дел в системе
обеспечения экономической безопасности: организационные и правовые вопросы (по материалам Приволжского федерального округа) :
дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014. С. 132—134.
2. Богачева О.А. Защита государственной собственности как фактор обеспечения экономической безопасности (экономико-правовой аспект) : дис. ... канд. экон. наук. М., 2015. С.11.
Таким образом, объективная тенденция к возложению на МВД России обязанностей, выполнение которых связано с расширением их компетенции, задач и функций в экономической сфере, обуславливает необходимость повышения их роли в обеспечении экономической безопасности. Основные задачи, которые необходимо решить для повышения эффективности деятельности ОВД в сфере обеспечения экономической безопасности региона, заключаются в следующем:
- создание законодательных, финансовых, нормативно-правовых, организационных условий для обеспечения эффективной деятельности по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями;
- повышение роли ОВД в предупреждении, выявлении, пресечении и расследовании экономических и налоговых преступлений;
- оснащение ОВД современными техническими и информационными средствами, реализующими достижения в области высоких технологий, в целях обеспечения интенсификации и повышения эффективности их деятельности и адекватного противодействия хорошо оснащенным и подготовленным преступным элементам и организованной преступности;
- развитие и совершенствование форм взаимодействия с законодательными, исполнительными и другими государственными органами Российской Федерации и ее субъектов в целях решения проблем обеспечения экономической безопасности;
- расширение правовых полномочий региональных ОВД по взаимодействию с правоохранительными органами иностранных государств, правовое обеспечение прямых контактов с ними;
- развитие и совершенствование форм взаимодействия с общественностью и средствами массовой информации в целях проведения активной разъяснительной работы, повышения правовой культуры населения в сфере экономической деятельности;
- разработка научно обоснованных методов анализа и прогнозирования процессов в социально-экономической сфере, на основе которых можно было бы делать криминологические прогнозы и строить предупредительную работу.
Literature:
1. Belov O.S. Law-enforcement bodies in the system of providing economic security: organizational and legal issues (on materials of the Volga Federal District) : dis. ... cand. jurid. sciences. M., 2014. P. 132-134.
2. Bogacheva O.A. Protection of state ownership as a factor of providing economic security (economical and legal aspect) : dis. ... cand. econ. sciences. M., 2015. P. 11.
115
3. Гапоненко В.Ф. Аудит, консалтинг и экономическая безопасность государства / В.Ф. Гапоненко, А.А. Беспалько // Закон и право. 2005. № 9. С. 17-20.
4. Зубов П.Н. Административно-правовые основы деятельности органов внутренних дел в условиях свободных экономических зон : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2015. С. 156.
5. Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ) от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (с изм. и доп. от 29 мая, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 30 июня, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 22 апреля, 29 июня, 2 декабря 2004 г.). СЗ РФ. 2001. № 52 (часть I). Ст. 4921.
6. Экономика национальной безопасности / Под ред. В.И.Цема. М., 2014. С. 10.
7. Гапоненко В.Ф. Аудит, консалтинг и экономическая безопасность государства / В.Ф. Гапоненко, АЛ. Беспалько // Закон и право. 2005. № 9. С. 17-20.
8. Экономика национальной безопасности / Под ред. ВИ. Цема. М., 2014. С. 10.
9. Зубов П.Н. Административно-правовые основы деятельности органов внутренних дел в условиях свободных экономических зон : дис. ... канд. юрид. наук. М. 2015. С. 156.
10. Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ) от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (с изм. и доп. от 29 мая, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 30 июня, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 22 апреля, 29 июня, 2 декабря 2004 г.). СЗ РФ. 2001. № 52 (часть I). Ст.4921.
11. Богачева О.А. Защита государственной собственности как фактор обеспечения экономической безопасности (экономико-правовой аспект) : дис. ... канд. экон. наук. М., 2015. С. 11.
12. Белов О С. Органы внутренних дел в системе
обеспечения экономической безопасности: организационные и правовые вопросы (по материалам Приволжского федерального округа) :
дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014. С. 132-134.
3. Gaponenko V.F. Audit, consulting and economic security of the state / V.F. Gaponenko, A.A. Bespalko // Law and right. 2005. № 9. P. 17-20.
4. Zubov P.N. Administrative and legal bases of activity of law-enforcement bodies in the conditions of free economic zones : dis. ... cand. jurid. sciences. M., 2015. P. 156.
5. The Code of Criminal Procedure of the Russian Federation (CCP RF) of December 18, 2001 № 174-FZ (with amendment and additions of May
29, 24, on July 25, on October 31, 2002, on June
30, 4, on July 7, on December 8, 2003, on April 22, on June 29, on December 2, 2004) // CL RF. 2001. № 52 (part I). Art. 4921.
6. Economy of national security / Under the editorship of V.I. Tsem. M., 2014. P. 10.
7. Gaponenko V.F. Audit, consulting and economic security of the state / V.F. Gaponenko, A.A. Bespalko // Law and right. 2005. № 9. P. 17-20.
8. Economy of national security / Under the editorship of V.I. Tsem. M., 2014. P. 10.
9. Zubov P.N. Administrative and legal bases of activity of law-enforcement bodies in the conditions of free economic zones : dis. ... cand. jurid. Sciences. M., 2015. P. 156.
10. The code of Criminal Procedure of the Russian Federation (CCP RF) of December 18, 2001 № 174-FZ (with amendment and additions of May
29, 24, on July 25, on October 31, 2002, on June
30, 4, on July 7, on December 8, 2003, on April 22, on June 29, on December 2, 2004) // CL RF. 2001. № 52 (part I). Art. 4921.
11. Bogacheva O.A. Protection of state ownership as factor of providing economic security (economical and legal aspect : dis. ... cand. econ. sciences. M., 2015. P. 11.
12. Belov O.S. Law-enforcement bodies in the system of providing economic security: organizational and legal issues (on materials of the Volga Federal District) : dis. ... cand. jurid. sciences. M., 2014. P. 132-134.
116