Научная статья на тему 'Проблемы разработки региональной программы по усилению борьбы с преступностью в сфере экономической безопасности региона'

Проблемы разработки региональной программы по усилению борьбы с преступностью в сфере экономической безопасности региона Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
930
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО УСИЛЕНИЮ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА / УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО УСИЛЕНИЮ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Килясханов Хизри Шапиевич

В статье исследуются современные проблемы разработки региональной программы по усилению борьбы с преступностью в сфере экономической безопасности региона на основе специально разработанной региональной программы. Конечной целью развития ОВД является приведение их в состояние, позволяющее обеспечить надежную защиту общества и государства от преступных посягательств. Достижение этой цели предусматривает позитивные изменения на наиболее важных участках функционирования региональных подразделений органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Килясханов Хизри Шапиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы разработки региональной программы по усилению борьбы с преступностью в сфере экономической безопасности региона»

УДК 340

Килясханов Хизри Шапиевич

кандидат философских наук, доцент. Академия управления МВД России Milena.555@mail.ru

Проблемы разработки

РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО УСИЛЕНИЮ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА

Khizri Sh.Kilyaskhanov

candidate of philosophical Sciences, associate professor. Management Academy of the Ministry of Interior of Russia Milena.555@mail.ru

Problems of development of

THE REGIONAL PROGRAM ON STRENGTHENING OF FIGHT AGAINST CRIMINALITY IN THE FIELD OF ECONOMIC SECURITY OF THE REGION

Аннотация. В статье исследуются современные проблемы разработки региональной программы по усилению борьбы с преступностью в сфере экономической безопасности региона на основе специально разработанной региональной программы. Конечной целью развития ОВД является приведение их в состояние, позволяющее обеспечить надежную защиту общества и государства от преступных посягательств. Достижение этой цели предусматривает позитивные изменения на наиболее важных участках функционирования региональных подразделений органов внутренних дел.

Ключевые слова: проблемы разработки региональной программы по усилению борьбы с преступностью, экономическая безопасность региона, угроза экономической безопасности, предупреждение преступлений, региональная программа по усилению борьбы с преступностью на территории Карачаево-Черкесской Республики.

Annotation. In the article the modern problems of development of the regional program on strengthening of fight against criminality in the field of economic security of the region are studied on the basis of specially developed regional program. Ultimate goal of development of Department of Internal Affairs is their reduction in the state allowing to provide reliable protection of society and state against criminal encroachments. Achievement of this purpose provides positive changes on the most important sites of functioning of regional divisions of law-enforcement bodies.

Keywords: problems of development of the regional program on strengthening of fight against criminality, economic security of region, threat economic security, warning of crimes, regional program on strengthening of fight against criminality on territory of Karachay Cherkessk Republic.

Опыт обеспечения экономической безопасности различных регионов показывает [5], что самая высокая эффективность организационных и экономических затрат наблюдается в тех случаях, когда работа строится на основе специально разработанной региональной программы [6].

Например, необходимость подготовки региональной программы по усилению борьбы с преступностью на территории Карачаево-Черкесской Республики связана с тем, что преступность в этом регионе, несмотря на принимаемые усилия, все более приобретает характер существенной угрозы экономической безопасности региона. Правоохранительным органам, к сожалению, не удалось стабилизировать криминогенную обстановку, остановить рост преступности. Она продолжает оказывать мощное отрицательное влияние на все сферы жизнедеятельности региона, серьезно тормозит его социально-экономические и политические преобразования, подрывает его международный авторитет.

Преступная среда консолидируется, усиливается ее организованность. Возрастают профессионализм и масштабность преступных деяний, особенно в сфере экономики.

Не сокращается число насильственных опасных преступлений: бандитизм, угрозы убийством, нанесение тяжких телесных повреждении или уничтожение имущества, похищение людей, захваты заложников, криминальные взрывы и заказные убийства. Сложной остается оперативная обстановка па улицах и в других общественных местах региона.

Сложившееся положение явилось следствием:

- упущений и просчетов в ходе осуществляемых реформ в 1990-е годы, способствовавших криминализации экономики, накоплению теневых капиталов и становлению организованной преступности, резкому социальному расслоению общества, снижению качества жизни значи-

107

тельной части граждан при отсутствии действенной системы социальной поддержки неимущих;

- недостатков, допущенных в первые годы реформ, в деятельности правоохранительных и контрольно-надзорных органов, прежде всего в силу их разобщенности, утраты опоры на население, оттока профессиональных кадров, нерешенности проблем правового, материальнотехнического, финансового и иного обеспечения;

- возрастающей коррумпированности органов власти, распространенности различного рода должностных злоупотреблений и нарушении законности;

- разрушения системы профилактики преступлений;

- правового нигилизма населения, внедрения в массовое сознание стереотипов противоправного поведения, силового разрешения споров, неверия в способность правоохранительных органов защитить интересы личности, общества и государства.

Исходя из прогнозов, сделанных представителями различных ведомств и негосударственными исследовательскими коллективами [7], можно предположить, что в ближайшей перспективе возможны:

- дальнейшая консолидация преступных группировок на территориальном, межрегиональном и международном уровнях, передел сфер влияния;

- активизация международных преступных сообществ в сфере расширения наркобизнеса и отмывания преступных доходов. Продолжится незаконный вывоз капитала за рубеж;

- усиление стремления организованных преступных групп вторгнуться в политику и сферу государственного управления, лоббировать свои интересы во властных структурах региона всех уровней путем подкупа представителей власти и должностных лиц, влиять на ход выборов в представительные органы (продвижение своих депутатов), провоцировать политические скандалы, запугивать неугодных лиц и т.п.;

- расширение масштабов, повышение степени опасности, изощренности и дерзости преступлений, все большее использование в преступных целях профессиональных знаний специалистов различного профиля, усиление вооруженности и технической оснащенности преступников, рост немотивированных преступлений и нарушений общественного порядка;

- возрастание тяжести и масштабов социальных и экономических последствий противоправного поведения, включая увеличение общего числа жертв противоправных посягательств; рост совокупного ущерба от них, массовые недовольства населения результатами борьбы с преступностью;

- рост неверия людей в способность государства эффективно обеспечить их защиту от про-

тивоправных посягательств и, как следствие этого, социальная пассивность населения, увеличение его вооруженности, социальные конфликты.

Анализ отчетных документов, ежегодных Директив МВД России показывает, что правоохранительная система накопила опыт работы в новых социально-экономических условиях. Разрабатывается единая система информационного обеспечения правоохранительных и контрольнонадзорных органов, развиваются межведомственное взаимодействие и международное сотрудничество.

Вместе с тем, требуется комплексный подход и координация действий в борьбе с преступностью, особенно с коррупцией в экономической и социальной сферах. Самой эффективной формой такой работы является разработка программ борьбы с преступностью.

Возможности реализации системы мер целевого воздействия на преступность и установление контроля над развитием криминальных процессов в Карачаево-Черкесской Республики имеются. При этом, необходим качественный подход к разработке региональной программы усиления борьбы с преступностью.

Структурно в программе должны быть определены приоритетные направления правоохранительной деятельности на основе специфики местных условий, направленные на поддержание законности в Карачаево-Черкесской Республике и обеспечение эффективности борьбы с преступностью с учетом социально-экономических и политических условий региона.

Программа должна быть разработана на основе анализа сложившейся в регионе социальноэкономической и криминогенной ситуации. Региональный анализ социально-экономической и криминологической ситуации должен иметь структурный (детализированный) характер с учетом: существующих тенденций в преступности; экономических, социальных, демографических, исторических, психологических и иных факторов, детерминирующих преступность и ее виды; влияния этих факторов на отдельные социальные группы населения, их криминальную направленность; эффективность деятельности органов внутренних дел (ОВД), степень обеспеченности их необходимыми силами и средствами, реальных возможностей по выполнению поставленных задач, степени участия других государственных органов, общественных организаций и граждан в борьбе с преступностью.

Цель программы должна вытекать из анализа криминогенной ситуации и быть реально достижимой. Это связано с постановкой реальных задач, решение которых будет способствовать: эффективности борьбы с преступностью в регионе; ресурсному обеспечению деятельности ОВД; определению соответствующих субъектов исполнения поставленных задач; контролю за их действиями; возможности корректировки основных мероприятий и т.д.

108

Программа может состоять из следующих основных разделов:

1. Содержание проблемы, основные цели и задачи, сроки и этапы реализации.

2. Система предупреждения преступлений в регионе; органы (организации), осуществляющие борьбу с преступностью, участвующие в предупреждении преступлений, либо влияющие на их уровень.

3. Обеспечение общественного порядка, профилактика и предотвращение преступлений.

4. Усиление борьбы с экономическими и налоговыми преступлениями.

5. Противодействие организованной преступности и меры по борьбе с терроризмом.

6. Усиление борьбы с преступностью против личности и преступными посягательствами на жилища, хранилища и другую собственность граждан.

7. Повышение эффективности раскрытия и расследования тяжких преступлений.

8. Развитие правовой, социальной и организационной основ деятельности ОВД в сфере обеспечения экономической безопасности региона.

9. Совершенствование нормативной правовой базы.

10. Совершенствование материально-технической и финансовой составляющей борьбы с преступностью.

На основе выводов из оценки криминогенной обстановки и перспектив ее развития в ходе реализации республиканских программ по усилению борьбы с преступностью на территории Карачаево-Черкесской Республики в Программе следует предусмотреть меры по дальнейшему повышению эффективности работы по предупреждению, устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений, и, как следствие - снижение общего уровня преступности, а также закрепления тенденций повышения эффективности работы в сфере обеспечения экономической безопасности региона.

Целями Программы являются обеспечение законности на территории республики, предупреждение правонарушений и усиление борьбы с преступностью, сосредоточение всех возможных сил и средств правоохранительных органов и других ведомств на борьбу с преступностью в сфере экономики и коррупцией, снижение темпов прироста и доли тяжких преступлений, действенная защита граждан от нарушений законности, повышение раскрываемости преступлений, создание обстановки спокойствия на улицах и в других общественных местах.

Программа должна предусматривать решение следующих задач:

- обеспечение экономической безопасности региона путем борьбы с различными формами посягательства на государственную собствен-

ность, усиление контроля в финансово-кредитной и банковской сферах, за производством и реализацией продукции массового потребления, сбором налогов и других обязательных платежей, пресечение проявления коррупции;

- повышение эффективности борьбы с организованной преступностью, проявлениями терроризма и экстремизма;

- совершенствование системы правоохранительных органов за счет оптимизации их организационно-структурного построения, сосредоточения деятельности правоохранительных органов на приоритетных направлениях борьбы с преступностью;

- укрепление дисциплины и законности в правоохранительных органах, улучшение взаимодействия их структурных звеньев, в том числе межведомственного, развитие международного сотрудничества, внедрение передового опыта;

- повышение ответственности органов местного самоуправления за организацию и результаты борьбы с преступностью и охраны правопорядка, более полное использование местного потенциала, ресурсов и возможностей;

- сохранение и закрепление кадрового профессионального ядра правоохранительных органов, обеспечение правовых, социальных, материальных и морально-психологических условий и необходимых гарантий для службы и быта сотрудников и членов их семей, повышение социального статуса сотрудников и престижности работы в правоохранительных органах;

- формирование позитивного общественного мнения о правоохранительной системе и результатах ее деятельности, восстановление доверия общества к правоохранительным органам.

Для достижения целей Программы должен быть определен комплекс мероприятий организационно-технического и социально-экономического характера.

Опыт показывает, что основная проблема обеспечения экономической безопасности региона -экономические и налоговые преступления [8]. ОВД можно без преувеличения назвать лидерами в борьбе с данными видами преступлений. В силу специфики своей деятельности, именно ОВД в достаточной мере информированы об особенностях функционирования тех или иных отраслей экономики. Однако трансформация отношений собственности в регионе, неурегулированность многих сторон экономической жизни, развитие новых форм преступной деятельности требуют постоянного совершенствования деятельности ОВД в сфере обеспечения экономической безопасности региона.

Как представляется, среди мер, которые могут быть отражены в Программе применительно к деятельности ОВД по обеспечению экономической безопасности Карачаево-Черкесской Республики, следует выделить:

- формирование информационного досье на организованные преступные сообщества и их

109

коррумпированные связи в рамках единого для всех ОВД информационного пространства, обеспечивающих постоянное информационноразведывательное сопровождение и оперативно-тактическое прогнозирование противоправной деятельности, в целях организации и проведения упреждающих тактических операций в борьбе с организованной преступностью;

- разработку научной программы информационно-психологического воздействия на преступность, направленной на оказание давления в отношении представителей криминального мира, их компрометации, создания тревожных ситуаций с использованием доступных информационных каналов;

- разработку методики проведения криминалистических экспертиз принятых федеральными и региональными органами власти нормативных актов с целью своевременного выявления и предупреждения негативных последствий для экономики региона, выявления признаков корыстного лоббирования интересов местных финансовоэкономических теневых элит;

- выработку научно обоснованных практических методик определения доли теневого сектора в хозяйственном обороте организаций с целью адекватного реагирования и упреждающего воздействия на возникающие в экономическом секторе угрозы экономической безопасности региона;

- проведение анализа межрегиональных связей организованных преступных сообществ, действующих в сфере экономики, с целью их сопоставления с устойчивыми хозяйственными связями предприятий, представляющих наибольший интерес с точки зрения получения неконтролируемых теневых сверхдоходов и организации системной отработки наиболее уязвимых направлений их деятельности;

- реформирование контрольно-проверочной

деятельности, которая должна быть ориентирована на вскрытие полной картины преступных посягательств, механизма противоправной деятельности, причин и условий ее осуществления, проведение глубоких исследований с применением, в том числе, возможностей оперативных подразделений ОВД и результатов их деятельности;

- перестройку информационно-аналитического обеспечения деятельности ОВД, направленную, прежде всего, на приведение приоритетов оперативно-служебной деятельности в соответствие с реально складывающейся оперативной обстановкой, своевременное информирование органов власти и управления региона;

- комплексное изменение системы оценки результатов оперативно-отужебной деятельности и методики ведомственного контроля, преследующее целью повышение качества работы ОВД;

- совершенствование системы профессиональной подготовки сотрудников оперативных подразделений, их специализация на борьбе с проявлениями организованной преступности в экономической сфере, работе с негласным ап-

паратом с учетом особенностей национального характера и обычаев конкретной территории и т.д.

К первоочередным мерам, направленным на приведение деятельности ОВД в соответствие со складывающейся оперативной обстановкой, относятся:

- подготовка перечня наиболее подверженных криминогенным влияниям отраслей экономики и объектов оперативной заинтересованности с целью обеспечения экономической безопасности региона. Разработка перспективного плана подрыва экономической базы организованной преступности, ликвидации причин и условий коррупционных проявлений в сфере экономики региона;

- последовательное внедрение в практическую деятельность региональных подразделений передовых методов и способов выявления преступных посягательств в экономической сфере, документирования экономических и налоговых правонарушений, установления упреждающего контроля в ключевых секторах экономики;

- восстановление престижа службы в органах внутренних дел путем проведения операций, имеющих перспективу широкого общественного резонанса, результатом которых является вскрытие организованной системы получения незаконных доходов с целью их перевода в теневой сектор экономики;

- комплексное и рациональное использование всех сил и средств подразделений органов внутренних дел, выработка единых тактических приемов документирования преступной деятельности и легализации полученных материалов с целью принятия по ним процессуального решения;

- разработка мер по доведению уровня экономической и правовой подготовки сотрудников ОВД до приемлемого уровня, устранение разрыва между их теоретическими знаниями и результатами их практической деятельности.

ОВД, специализирующиеся на борьбе с преступностью экономической направленности, должны в полной мере использовать в интересах пресечения экономических и налоговых преступлений превентивные возможности закона.

Региональным подразделениям ОВД необходимо участвовать в разработке программ борьбы с преступностью, обеспечить системный характер, социально-экономическую обоснованность, надлежащее ресурсное обеспечение и контроль их выполнения. Назрела необходимость в разработке и реализации Программ борьбы ОВД с преступностью применительно к отдельным видам экономических преступлений, отраслям хозяйства.

Требует существенной корректировки существующий подход к оценке эффективности деятельности ОВД в сфере обеспечения экономической безопасности региона. Такая оценка должна быть переориентирована с промежуточных и формальных показателей на конечные результаты. Необходимо разработать и внедрить в практику систему достоверных, научно обоснованных критериев эффективности мер противодействия экономической и налоговой преступности.

110

Таким образом, конечной целью развития ОВД является приведение их в состояние, позволяющее обеспечить надежную защиту общества и государства от преступных посягательств. Достижение этой цели предусматривает позитивные изменения на наиболее важных участках функционирования региональных подразделений органов внутренних дел.

Для этого необходимо:

- обеспечение высокого уровня правового, организационного, кадрового, финансового, материально-технического и иного ресурсного обеспечения ОВД;

- устойчивое их взаимодействие с населением;

- высокий уровень профессионализма и качественное повышение эффективности деятельности данных подразделений.

Следовательно, среди основных мер, которые должны быть отражены в программе борьбы с преступностью применительно к деятельности ОВД по обеспечению экономической безопасности региона, следует выделить:

- разработку методики проведения криминалистических экспертиз нормативных актов, принятых федеральными и региональными органами власти актов с целью своевременного выявления и предупреждения негативных последствий для экономики региона, выявления признаков корыстного лоббирования интересов местных финансово-экономических теневых элит;

Литература:

1. Архипов А. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения / А. Архипов,

A. Городецкий, Б. Михайлов // Вопросы экономики. 2004. № 12. С. 36-44.

2. Агапова Т.Н. Методика и инструментарий для мониторинга экономической безопасности региона // Вопросы статистики. 2007. № 2. С. 44-48.

3. Гапоненко В.Ф. Аудит, консалтинг и экономическая безопасность государства / Гапоненко

B. Ф., Беспалько АЛ. // Закон и право. 2005. №9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

C. 17-20.

4. Розанова Т.Г. Экономика региона: теория и практика. М., 2014. С. 235.

5. Архипов А. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения / А. Архипов, А. Городецкий, Б. Михайлов // Вопросы экономики. 2004. № 12. С. 36-44.

6. Розанова Т.Г. Экономика региона: теория и практика. М., 2014. С. 235.

7. Гапоненко В.Ф. Аудит, консалтинг и экономическая безопасность государства / В.Ф. Гапоненко, АЛ. Беспалько // Закон и право. 2005. № 9. С. 17-20.

8. Агапова Т.Н. Методика и инструментарий для мониторинга экономической безопасности региона // Вопросы статистики. 2007. № 2. С. 44-48

- выработку научно обоснованных практических методик определения доли теневого сектора в хозяйственном обороте организаций с целью адекватного реагирования и упреждающего воздействия на возникающие в экономическом секторе угрозы;

- проведение анализа межрегиональных эко-

номических связей организованных преступных сообществ с целью их сопоставления с устойчивыми хозяйственными связями различных хозяйствующих субъектов, представляющих

наибольший интерес с точки зрения получения неконтролируемых теневых доходов и организации системной отработки наиболее уязвимых направлений их деятельности;

- реформирование контрольной деятельности местных органов исполнительной власти, которая должна быть сориентирована на получение полной и объективной картины преступных посягательств, механизма противоправной деятельности, причин и условий ее осуществления, проведение глубоких исследований с применением, в том числе, возможностей оперативных подразделений ОВД и результатов их деятельности;

- качественное изменение информационноаналитического обеспечения деятельности органов внутренних дел. Оно должно быть направлено, прежде всего, на обслуживание приоритетных направлений оперативно-отужебной деятельности, своевременное и полное информирование органов власти и управления региона, а также должно быть доступно оперативным сотрудникам всех уровней правоохранительной деятельности.

Literature:

1. Arkhipov A. Economic security: estimation, problems, ways of providing / A. Arkhipov, A. Go-rodetskii, B. Mikhailov // Economy Questions. 2004. № 12. P. 36-44.

2. Agapova T.N. Method and tools for monitoring of economic security of the region // Statistics Questions. 2007. № 2. P. 44-48.

3. Gaponenko V.F. Audit, consulting and economic security of the state / V.F. Gaponenko, A.A. Bespalko // Law and right. 2005. № 9. P. 17-20.

4. Rozanova T.G. Economy of the region: theory and practice. M., 2014. P. 235.

5. Arkhipov A. Economic security: estimates, problems, ways of providing / A. Arkhipov, A. Go-rodetskii, B. Mikhailov // Economy Questions. 2004. № 12. P. 36-44.

6. Rozanova T.G. Economy of the region: theory and practice. M., 2014. P. 235.

7. Gaponenko V.F. Audit, consulting and economic security of the state / V.F. Gaponenko, A.A. Bespalko // Law and right. 2005. № 9. P. 17-20.

8. Agapova T.N. Method and tools for monitoring of economic security of the region // Statistics Questions. 2007. № 2. P. 44-48.

111

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.