Научная статья на тему 'Приоритетные направления и меры по совершенствованию работы подразделений ОВД, обеспечивающих экономическую безопасность региона'

Приоритетные направления и меры по совершенствованию работы подразделений ОВД, обеспечивающих экономическую безопасность региона Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
965
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Беспрозванных О. В.

Данная работа посвящена разработке основных направлений и мер по совершенствованию работы подразделений органов внутренних дел, обеспечивающих экономическую безопасность региона. Актуальность темы заключается в том, что число экономических преступлений растет из года в год, при этом особую остроту на фоне общероссийских приобретают региональные проблемы, связанные с угрозой распространения теневых экономических явлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Беспрозванных О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The given work is devoted to development of the basic directions and measures on perfection of work of the law-enforcement bodies divisions, providing economic safety of the region. The urgency of the theme lies in the fact that the number of economic crimes grows from year to year, thus the special acuteness on a background of all-Russian problems is got with the regional ones connected with threat of shadow economic events distribution.

Текст научной работы на тему «Приоритетные направления и меры по совершенствованию работы подразделений ОВД, обеспечивающих экономическую безопасность региона»

Экономика, финансы, менеджмент

УДК 343.50

О.В. Беспрозванных*

Приоритетные направления и меры по совершенствованию работы подразделений ОВД, обеспечивающих экономическую безопасность региона

Данная работа посвящена разработке основных направлений и мер по совершенствованию работы подразделений органов внутренних дел, обеспечивающих экономическую безопасность региона. Актуальность темы заключается в том, что число экономических преступлений растет из года в год, при этом особую остроту на фоне общероссийских приобретают региональные проблемы, связанные с угрозой распространения теневых экономических явлений.

The given work is devoted to development of the basic directions and measures on perfection of work of the law-enforcement bodies divisions, providing economic safety of the region. The urgency of the theme lies in the fact that the number of economic crimes grows from year to year, thus the special acuteness on a background of all-Russian problems is got with the regional ones connected with threat of shadow economic events distribution.

Ключевые слова: экономическая безопасность региона, экономические преступления, теневая экономика.

С учетом поставленных задач подразделения по экономической безопасности ориентированы на выявление и пресечение преступлений, наносящих крупный ущерб экономическим интересам страны. Так, в 2006 г. выявлено почти 490 тыс. преступлений экономической направленности, что на 12% больше, чем в предшествующем году. Более трети из них относятся к категории тяжких и особо тяжких. Налицо прирост почти на 11%, а это 14,2 тыс. преступлений экономической направленности, совершенных в составе организованных групп1.

Тесное сотрудничество подразделений ОВД, связанных с раскрытием преступлений экономической направленности, обусловлено спецификой правоохранительной деятельности, усилением влияния на экономику и социальную сферу региона организованных преступных групп, миграционных потоков и др. В работе подразделений по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД по Кемеровской области наиболее эффективное взаимодействие достигнуто с подразделениями по борьбе с налоговыми преступлениями и по борьбе с организованной преступностью. Такое сотрудничество предполагает проведение совместных мероприятий, согласование стратегических и тактических планов работы подразделений. При построении совместной работы с налоговыми органами важно не только получать необходимую информацию в результате такого взаимодействия, но и решать возложенные на ОВД задачи, связанные с обеспечением экономической безопасности

* Адъюнкт кафедры менеджмента Санкт-Петербургского Университета МВД России, майор милиции.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (38) 2008

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (38) 2008

региона. В первую очередь это вопросы взаимного доступа к информационным ресурсам и взаимного информирования, упорядочения статистической отчетности о совместно проведенных мероприятиях.

Практика показала эффективность совместного использования сил и средств по противодействию налоговым и экономическим преступлениям и правонарушениям, в т.ч. при проведении проверочных мероприятий, а также при передаче материалов из органов по борьбе с налоговыми преступлениями в налоговые органы и наоборот, разработке совместных планов по проверке крупнейших налогоплательщиков.

Необходимость интеграции правоохранительной деятельности обусловлена увеличением не только общего числа преступлений экономической направленности, но и количества преступлений, совершаемых организованными преступными группировками, стремлением их лидеров к участию во властных структурах региона и его муниципальных образований, к подкупу должностных лиц. В настоящее время организованная преступность приобретает межрегиональный и международный характер, что также предполагает изменение подходов к управлению подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями в регионах России2.

Особое внимание следует уделить подготовке методических рекомендаций по организации обмена информационными ресурсами, установления взаимодействия между службами. Возникает необходимость в подготовке совместных нормативных правовых актов по той или иной проблематике, а также поиске компромиссов по их решению в рамках действующего законодательства (к примеру, по вопросам доступа к информационным ресурсам).

Например, по уголовным делам, связанным с мошенничеством (невозврат кредита банку), трудно доказать преступный умысел лица, тем более что в настоящее время получить кредит в банке возможно при наличии минимума документов. Репутация человека практически не проверяется. Взаимодействие банковских структур с правоохранительными органами отрегулировано довольно слабо. Доступ к банковской информации ограничен даже в рамках уголовного дела, а единая информационная база отсутствует. Чтобы оградить общество от мошеннических действий, необходимо расширить полномочия правоохранительных органов при решении данного ряда вопросов, с целью максимального доступа к информации, которая должна выдаваться финансово-кредитными учреждениями, о наличии у человека какого-либо имущества, счетов и других материальных ценностей.

Изучая практическую работу подразделений органов внутренних дел, необходимо указать на слабую техническую оснащенность служб по борьбе с экономическими преступлениями. Работа в ОВД нередко направлена на достижение показателей в ущерб эффективности. Сотрудники подразделений зачастую выполняют не свойственную им работу, выходящую за рамки их служебных обязанностей. Например, для решения гражданско-правовых споров экономической направленности граждане предпочитают обращаться в милицию, а не в суд, т.к. обращение в милицию бесплатное, и сбор информации в рамках уголовного дела тоже будет осуществлен бесплатно, с дальнейшей целью обратиться с исковым требованием в суд. Сотрудники следственных подразделений ОВД выполняют работу адвокатов, юристов и других служб, которые должны оказывать юридические услуги по решению споров в гражданском порядке. Огромный массив обязанностей, не имеющих отношения к обязанностям сотрудников ОВД, отнимает большое количество времени, которое могло бы быть потрачено на раскрытие преступления, проведение предварительного расследования и направление уголовного дела в суд. Зачастую же результатом является прекращение уголовного дела или отказ в его возбуждении.

Исходя из системного характера угроз со стороны теневой экономики, правоохранительные органы призваны решать задачи по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, выявлению финансово-экономической базы терроризма в регионах России. Все это также предопределяет комплексный подход к повышению эффективности работы подразделений по экономической безопасности в региональной системе обеспечения экономической безопасности.

В настоящее время отсутствуют специализированные правоохранительные органы, основной задачей которых было бы противодействие экономической преступности как составной части теневой экономики. Для сравнения: подобные органы давно созданы и функционируют во многих развитых странах (Служба внутренних доходов США, Служба внутренних доходов Великобритании, Федеральная налоговая администрация Швеции и др.)3.

Органы внутренних дел России решают задачи, которые закреплены в ст. 2 Закона РФ «О милиции». Важнейшими из них являются предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, а также выявление и раскрытие преступлений. В нормативноправовых актах определены основные функции МВД России по борьбе с экономической преступностью. Основная часть преступлений экономической направленности, которые не относятся к экономическим или налоговым преступлениям, раскрывается подразделениями по борьбе с организованной преступностью. Несмотря на то, что функции координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью (включая экономическую) возложены на органы прокуратуры, в России пока не сложилась единая система противодействия экономическим преступлениям и правонарушениям.

В действительности органы внутренних дел являются центральным правоохранительным органом, на который возложено решение задач по борьбе с экономическими преступлениями и правонарушениями.

Основными направлениями совершенствования деятельности правоохранительных органов в этой сфере являются следующие.

1. Усиление правовых регуляторов при осуществлении деятельности по борьбе с экономическими преступлениями и правонарушениями. С одной стороны, необходимо более четко регулировать функции правоохранительных органов по противодействию экономическим преступлениям и правонарушениям, с другой стороны, необходимо снизить административные функции, которые приводят к возможностям злоупотребления со стороны правоохранительных органов. До настоящего времени так и не установлен порядок реализации прав, закрепленных в п. 25 и 35 Закона РФ «О милиции», что на практике приводит к произволу со стороны проверяющих сотрудников милиции.

2. Сформировать согласованную государственную политику по противодействию теневой экономике, обеспечению экономической безопасности, что позволит устранить негативные последствия, связанные с дублированием функций правоохранительных органов, комплексно осуществлять меры по борьбе с экономическими преступлениями и правонарушениями.

3. Организовать взаимодействие правоохранительных органов между собой по противодействию экономическим преступлениям и правонарушениям, усилить информационный обмен, принять меры по обеспечению конфиденциальности информации.

4. Усилить взаимодействие между контролирующими и правоохранительными органами в целях создания эффективной информационно-аналитической структуры в системе правоохранительных органов по сбору, анализу и обработке информации о состоянии, структуре, динамике и тенденциях теневой экономики, о размерах ущерба, причиняемого экономическими преступлениями и правонарушениями. В настоящее время при проведении информационно-аналитической работы в МВД используются разработки Росстата, Министерства финансов РФ, Министерства РФ по налогам и сборам и других ведомств и общественных институтов по оценке теневой экономики, однако уровень работы в данном направлении остается невысоким.

5. Повысить уровень подготовки кадров для правоохранительных органов, связанных с решением задач по противодействию экономической преступности. Большинство выявляемых и раскрываемых экономических преступлений составляют лишь вершину криминального «айсберга». Анализ деятельности правоохранительных органов показывает, что одной из причин неготовности государства к эффективному противодействию экономической преступности, кроме недостаточного кадрового обеспечения, является недостаточное финансирование мероприятий по выявлению и раскрытию экономических преступлений (в частности, недофинансирование расходов на содержание агентурного аппарата и выплату вознаграждений за помощь в раскрытии преступлений).

6. Организовать внедрение научных и аналитических разработок в практическую деятельность правоохранительных органов по борьбе с экономическими преступлениями, особенно в области теневой экономики, а также в сфере обеспечения экономической безопасности.

7. Проводить работу по борьбе с коррумпированностью правоохранительных органов, т.к. экономическая преступность в основном связана с огромными денежными потоками, которые оказываются в распоряжении преступников. Именно сотрудники подразделений по борьбе с экономическими преступлениями в большей мере подвержены коррупционному воздействию в процессе проверочных мероприятий4.

Подразделения по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями в регионах России функционируют в новых социально-экономических условиях, решают задачи обеспечения экономической безопасности в различных сферах экономической деятельности. При этом теневая экономическая деятельность, организованная преступность, общеуголовная преступность усугубляют криминогенную ситуацию в регионах России, что вызывает необходимость совершенствования правоохранительной деятельности.

Основными направлениями предупреждения организованной экономической преступности становятся социально-экономические и правовые меры. Наиболее действенными являются меры по обеспечению долгосрочного и устойчивого экономического роста, повышения благосостояния граждан; некоторому элиминированию (легализации) экономической преступности; урегулированию социальноэкономических отношений между хозяйствующими субъектами, обеспечению прозрачности их финансово-экономической деятельности; подготовке квалифицированных кадров для ОВД; созданию и совершенствованию законов (и при этом - созданию механизмов их реализации и совершенствованию правоохранительной деятельности в сочетании с правоприменительной практикой).

Повышение эффективности работы органов внутренних дел по борьбе с организованной экономической преступностью необходимо осуществлять с помощью мер организационного характера, осуществляемых на основе применения принципов системности и согласованности в их деятельности, а также деятельности всех ветвей власти по вертикали и горизонтали. Это связано с усилением

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (38) 2008

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (38) 2008

координации работы различных структур правоохранительной системы между собой. Определенное предупредительное значение здесь имеет и переложение некоторых функций борьбы с преступностью на общественные организации.

Неопределенность, «размытость» представлений об экономической преступности, ее сущности, границах, зонах распространения, механизмах латентности, характере угроз для экономики и социальной сферы регионов не позволяют в достаточной мере оценить влияние этого явления на экономическую безопасность регионов России и выработать соответствующую региональную экономическую политику, а также политику в сфере борьбы с этой преступностью.

Учитывая влияние экономической преступности на все сферы региональной экономической системы, населения и личности, изучение всех аспектов этого влияния представляется весьма сложным и в методическом отношении.

Необходимо отметить, что в регионах России экономическая преступность возникает в условиях конкуренции с легальной экономикой в производстве наиболее доходных товаров и услуг, в сфере обращения значительных денежных средств. Можно констатировать, что экономическая преступность отражает состояние легальной экономики, зависит от уровня экономической безопасности, проявляется в организованной экономической преступности.

Организованная преступность накапливает капитал, привлекает трудовые ресурсы, создает собственную социальную сферу, т.е. представляет собой саморазвивающуюся и самоорганизующуюся систему. В такой системе организуются собственные структуры по защите своих интересов, т.е. создаются структуры, подобные по своему содержанию разведке и контрразведке. Механизмы развития экономической преступности проявляются в коррупции, которая становится способом проникновения экономической преступности в государственные и общественные органы, перерождения и нейтрализации этих структур при выполнении функций по борьбе с этой преступностью5.

Исследования показали, что именно в таких сложных условиях действуют правоохранительные органы по борьбе с экономическими преступлениями. Поэтому в регионах России они создают позиции влияния на преступность, но не имеют возможности нейтрализовать ее деятельность. Это свидетельствует о том, что криминальная активность значительной части лиц не пресекается, а большое количество выявленных преступлений не снижает уровня реальных и потенциальных угроз экономической безопасности личности, общества и государства.

Как показал анализ состояния экономической преступности в Кемеровской области, сфера ее влияния распространяется на топливно-энергетический комплекс, финансово-кредитную сферу и внешнеэкономическую деятельность, потребительский рынок и т.д., затрагивает интересы собственников, под ее контроль попадает работа малого предпринимательства и совместных предприятий. Растет количество преступлений, совершаемых в крупных и особо крупных размерах.

По оценкам специалистов, отмечается рост махинаций с кредитными (пластиковыми) картами, наблюдается незаконная эмиссия ценных бумаг, хищения с помощью внедрения в телекоммуникации и компьютерные сети банков.

Взаимодействие правоохранительных органов с органами власти и со всеми заинтересованными структурами, утвержденное постановлением Правительства России от 5 декабря

2005 г. № 725 «О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти», позволяет ГУВД по Кемеровской области обеспечивать решение всего комплекса правоохранительных задач.

Руководством ГУВД области поставлена главная задача - обеспечить экономическую безопасность Кузбасса во взаимодействии со всеми правоохранительными органами области, контролирующими структурами исполнительной власти, приоритетным направлением считать защиту промышленного и бюджетного комплекса в целом.

Приоритетным направлением защиты экономики от криминального влияния является работа по выявлению, пресечению и раскрытию преступлений как в топливно-энергетическом комплексе области, так и в металлургической и химической промышленности.

Совершенствование управленческой деятельности подразделений по экономической безопасности в Кузбассе связано с принятием конкретных решений на уровне законодательной, исполнительной власти Российской Федерации и МВД России. Что касается ТЭК, то кузбасский рынок угля в настоящее время является одним из самых привлекательных и перспективных в Российской Федерации. Добываемый в Кузбассе уголь пользуется повышенным спросом как в России, так и за ее пределами. Преступления, связанные с незаконной добычей угля, привлекают криминальные структуры своей высокой доходностью и несоизмеримо малой ответственностью. Материальный ущерб от преступлений экономической направленности в угольной отрасли в 2005 г. составил 638,0 млн. рублей, в 2006 г. - 660,0 млн. рублей.

В этой связи представляется целесообразным рассмотреть на законодательном уровне вопрос об ужесточении ответственности, связанной с незаконной разработкой недр и добычей полезных ископаемых.

Предприятия металлургического комплекса дают до трети общего объема промышленного производства области. К числу важнейших отраслей тяжелой индустрии относится черная и цветная металлургия - вторая по значению отрасль Кузбасса, имеющая четко выраженную общероссийскую специализацию. Материальный ущерб от выявленных преступлений в металлургической отрасли в

2006 г. составил 533 млн. рублей, по объектам горнодобывающий отрасли - 1115,2 млн. рублей.

Одним из приоритетных направлений деятельности подразделений по экономической безопасности является выявление преступлений в металлургическом комплексе, в т.ч. связанных с хищениями цветных и черных металлов. Работа по данной линии строилась в соответствии с решением коллегии МВД РФ России № 2 км/2 от 1 июня 2005 г. «О мерах по совершенствованию оперативнослужебной деятельности по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых и экономических преступлений в металлургическом комплексе» и во исполнение решения оперативного совещания при начальнике ГУ МВД России по Сибирскому федеральному округу № 11 от 28 июня 2005 г. с целью выявления межрегиональных, многоэпизодных экономических преступлений бюджетообразующих предприятий металлургической отрасли.

Объектом преступных посягательств является также лесная отрасль. Так, существующий порядок таможенного декларирования позволяет экспортировать древесину без предоставления документов, подтверждающих законность её приобретения, занижать объёмы, сортность и качество леса, а также под видом низкосортной вывозить древесину ценных пород.

Административные и уголовные санкции за незаконную порубку деревьев и контрабанду лесоматериалов несопоставимы с извлекаемой при этом прибылью, т.к. мировые цены на лес многократно превышают внутрироссийские.

Помимо прямого ущерба региональному лесному фонду, сложившаяся ситуация создаёт условия для дестабилизации деятельности предприятий деревообрабатывающей промышленности. Отсутствие в достаточном количестве необходимого сырья на фоне износа основных средств и производственных мощностей, достигающего 80-90%, снижает инвестиционную привлекательность отрасли.

Наиболее сложными для выявления и раскрытия являются должностные преступления -получение или дача взятки, злоупотребление или превышение должностных полномочий. Как правило, подобные преступления совершаются только двумя субъектами, иная доказательная база отсутствует. Исключение доказывания прямого умысла или корыстной заинтересованности позволит в целом повысить эффективность по борьбе с коррупцией. Недопустимо высокий уровень коррупции в системе государственной службы - это одна из наиболее актуальных проблем национальной безопасности. Здесь прежде всего необходимо прекратить рассматривать борьбу с должностными преступлениями и взяточничеством как резерв для улучшения отчетности.

В целях обеспечения безопасности реализации национальных проектов на территории области управлениями БЭП и НП активизирована работа по выявлению преступлений, связанных с нецелевым использованием бюджетных средств и средств внебюджетных фондов. В ходе расследований установлено, что непосредственно нецелевое использование бюджетных средств влечет за собой совершение иных преступлений, связанных с коррупцией - таких как хищение, взяточничество, мошенничество, легализация доходов, полученных преступным путем.

Однако до настоящего времени не решен ряд проблем, связанных с квалификацией преступлений в сфере использования бюджетных средств: определение субъекта - получателя и распорядителя средств; форм и методов нецелевого использования и расходования; степени общественной опасности последствий совершенных действий.

Противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, признано необходимой мерой обеспечения экономической безопасности Российской Федерации. Основные направления повышения качества работы ОВД в данном направлении следующие.

1. В рамках имеющейся нормативной базы активизировать совместную деятельность с Комитетом финансового мониторинга по выявлению сомнительных финансовых операций физическими и юридическими лицами (суммой свыше 600 тыс. рублей), возможно, связанных с преступной легализацией доходов.

2. С целью сокращения сроков проведения оперативных мероприятий по защите интересов вкладчиков и противодействия легализации преступных доходов целесообразно внести предложение о непосредственной передаче банками информации в территориальные ОВД области, в т.ч. по фактам обналичивания векселей на сумму свыше 10 млн. рублей.

3. С целью предотвращения незаконной деятельности фирм-однодневок, через чьи счета отмываются похищенные денежные средства, разработать механизм взаимодействия между налоговыми органами, банками, кредитными учреждениями и подразделениями ГУВД при регистрации предприятий различной формы собственности и осуществлении ими финансовых операций без ведения финансово-хозяйственной деятельности.

4. Рассмотреть вопрос о создании единой регистрационной базы о похищенных и утерянных паспортах, а также о введении в штаты соответствующих государственных учреждений должности эксперта.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (38) 2008

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (38) 2008

5. С целью изучения правоприменительной практики направить заявки в научные учреждения прокуратуры, МВД России на методическую и специальную литературу по преступлениям, связанным с легализацией доходов, полученных преступным путем, для внедрения передового опыта в оперативно-служебную деятельность.

Исходя из анализа и прогнозирования социально-экономической и криминогенной ситуации, 12 февраля 2007 г. утверждена «Программа совершенствования оперативно-служебной деятельности подразделений по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями ГУВД Кемеровской области на период 2007-2008 гг.», целенаправленное выполнение которой, позволит добиться более весомых результатов, а также в полной мере реализовать задачи по обеспечению экономической безопасности региона и стабильно положительной динамики развития его экономики. Главная задача - не рост числа выявленных малозначительных преступлений, а раскрытие масштабных посягательств, изъятие выручки за природные ресурсы и произведенные товары у организованных групп, преступных сообществ и преступных коррумпированных пособников на нужды социальноэкономического развития регионов, а следовательно - на повышение уровня и качества жизни граждан.

Для активизации работы в этом направлении следует систематически осуществлять глубокий экономический мониторинг, использовать технологические и финансовые экспертизы, возможности аудита, иных современных аналитических механизмов, а главное - обеспечить надежную защиту ведущих отраслей и субъектов хозяйствования. В этом направлении надлежит задействовать основные силы и средства подразделений по борьбе с организованной преступностью, экономическими и налоговыми преступлениями6.

Для Кузбасского региона крайне важными являются меры управленческого характера по линии укрепления экономической безопасности. В этих целях необходимо следующее.

1. Активизировать работу по выявлению крупных хищений и иных злоупотреблений в основных сферах экономики. Обеспечить надёжную защиту законных прав и имущественных интересов собственников. Осуществить комплекс ОРМ по пресечению фактов криминального передела собственности путём совершения мошеннических действий.

2. Разработать и осуществить комплекс мероприятий по декриминализации бюджетообразующих отраслей и объектов экономики. Взять под оперативное наблюдение наиболее крупные инвестиционные проекты с участием иностранного капитала. Усилить контроль за работой по обеспечению возмещения ущерба от преступлений экономической направленности.

3. Сосредоточить усилия на выявлении преступлений, связанных с хищениями бюджетных средств и средств из внебюджетных источников, в т.ч. выделяемых для реализации целевых программ и приоритетных национальных проектов.

4. Организовать и провести комплекс мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений, совершаемых в сфере добычи и оборота биоресурсов, лесной и деревообрабатывающей промышленности, строительном и топливно-энергетическом комплексах.

5. Направить усилия на повышение результативности борьбы с противоправными действиями, связанными с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путём. Осуществить комплекс мероприятий по выявлению и расследованию фактов уклонения от уплаты налогов в крупном и особо крупном размерах. Активизировать работу по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений в кредитно-финансовой сфере, в т.ч. по незаконному обналичиванию денежных средств и противоправному выводу валютных денежных средств за границу.

6. Принять дополнительные меры по активизации работы в борьбе с преступлениями в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции, а также повышению собираемости акцизных сборов и других налоговых платежей в данной сфере.

7. Повысить эффективность работы по выявлению и пресечению преступлений в сфере производства и оборота контрафактной продукции, в т.ч. лекарственных средств, обеспечению защиты прав интеллектуальной собственности.

8. Сконцентрировать усилия на предупреждении, выявлении и пресечении преступлений коррупционной направленности, совершаемых в крупных и особо крупных размерах, в органах государственной, муниципальной власти и управления. Во взаимодействии с другими правоохранительными органами продолжить работу по выявлению и пресечению попыток проникновения криминала в органы власти всех уровней.

Значительное место в выявлении экономических преступлений занимает аналитическая работа. Автором предлагается в составе Управления по борьбе с экономическими преступлениями сформировать рабочую группу по изучению состояния экономической безопасности в Кемеровской области, мониторингу экономических преступлений, которая будет осуществлять сбор, обработку, обобщение и анализ информации по сферам деятельности, подготовку аналитических материалов и документов для работы Управления, разработку рекомендаций, методик. Это обусловлено тем, что экономические преступления совершаются, как правило, с использованием сложных «схем», включающих в себя оффшорные механизмы. На их совершение направлены силы лучших специалистов в экономической и финансовой сферах, используются последние разработки техники и технологии, а также высокотехнологичные средства телекоммуникации.

В этих целях будет необходима подготовка специалистов, способных проводить аналитические исследования состояния экономической безопасности, выявлять экономические угрозы экономике и социальной сфере Кемеровской области.

Необходимо отметить, что подразделения УБЭП и УНП по обеспечению экономической безопасности региона, по результатам 2007 г. обеспечили поступление в бюджет области денежных средств, выявленных по уголовным делам в виде материального ущерба, в размере 7% годового областного бюджета.

Таким образом, обеспечение экономической безопасности на региональном уровне, имеет комплексный характер, ориентировано на противодействие теневой экономике как системной угрозе социально-экономическому развитию региона.

1 См.: Нургалиев Р.Г. Выступление на расширенном заседании Коллегии МВД РФ 9 февраля 2007 г. С. 1-2.

2 См.: Хатаев А.Ц., Илюхина РВ. Взаимодействие правоохранительных органов в области противодействия преступлениям экономической направленности // Реформа силовых структур и задачи ФСЭПП МВД России в обеспечении экономической безопасности, по противодействию экономическим и налоговым преступлениям. М., 2005. С. 15-18.

3 См.: Петренко И. О роли финансовой разведки в антикриминальном мониторинге движения капиталов: к обобщению мирового и первого отечественного опыта // Российский экономический журнал. 2003. № 5-6. С. 18-20.

4 См.: Хатаев А.Ц. Координация как фактор интеграции правоохранительных органов в системе обеспечения экономической безопасности // Сборник научных трудов МГСУ М., 2004. С. 8-9.

5 См.: Купрещенко Н.П. Сущность и структура современной теневой экономики // Вестник академии налоговой полиции. М., 2003. С. 13-17.

6 См.: Нургалиев Р.Г Указ. соч. С. 1-2.

УДК 347.735 Н.Ю. Вашкович*

Принципы валютного регулирования и валютного контроля в России

Современная российская экономика создает условия и поощряет развитие внешнеэкономических торговых связей между товаропроизводителями, неизменным атрибутом которых является использование иностранной валюты и иных валютных ценностей как средства платежа.

В связи с этим возникает вопрос об экономической безопасности бизнеса при осуществлении валютных операций. Экономическая безопасность бизнеса в области валютных правоотношений непосредственно для предприятия включает осуществление расчетов в иностранной валюте в соответствии с действующим законодательством; умение правильно классифицировать валютные операции, осуществляемые между резидентами и нерезидентами; выполнение обязательств в иностранной валюте перед государством. Невыполнение указанных задач в сфере валютного регулирования могут повлечь трудности в правоприменении и в конечном счете привести к возникновению ответственности за нарушение валютного законодательства.

Целями принятого нового Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»1 являются как создание эффективной государственной политики, обеспечивающей экономическую безопасность бизнеса для отдельных хозяйствующих субъектов, так и в целом устойчивость национальной валюты Российской Федерации; стабильность внутреннего валютного рынка как фактора прогрессивного развития национальной экономики и либерализации валютного регулирования.

В рассматриваемом законе (ст. 3) закреплены основные принципы валютного регулирования и валютного контроля в России: 1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования; 2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции; 3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации; 4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля; 5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Важно подчеркнуть, что в рамках указанной цели на либерализацию валютного законодательства ключевым принципом валютного регулирования и валютного контроля теперь является «исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов». На этой основе базируется новая система валютных ограничений.

* Докторант кафедры финансового и предпринимательского права Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (38) 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.