Научная статья на тему 'Основные организационно-экономические направления повышения эффективности деятельности ОВД в сфере обеспечения экономической безопасности'

Основные организационно-экономические направления повышения эффективности деятельности ОВД в сфере обеспечения экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1360
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Грачев А. В., Литвиненко Александр Николаевич

Статья об основных направлениях по совершенствованию деятельности Министерства внутренних дел в сфере обеспечения экономической безопасности. Автор предлагает перечень необходимых организационно-экономических мероприятий, которые будут способствовать противодействию криминализации общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is about the basic directions on perfection of activity of the Ministry of Internal Affairs in sphere of maintenance of economic safety. The author offers the list of necessary organizational-economic actions which will promote counteraction of criminalization of a society.

Текст научной работы на тему «Основные организационно-экономические направления повышения эффективности деятельности ОВД в сфере обеспечения экономической безопасности»

УДК 338.07

А.В. Грачев*, А.Н. Литвиненко*

Основные организационно-экономические направления ^

повышения эффективности деятельности ОВД ^

в сфере обеспечения экономической безопасности 5

*

Статья об основных направлениях по совершенствованию деятельности Министерства внутренних ^

дел в сфере обеспечения экономической безопасности. Автор предлагает перечень необходимых jj;

организационно-экономических мероприятий, которые будут способствовать противодействию криминализации ^ общества.

The article is about the basic directions on perfection of activity of the Ministry of Internal Affairs in sphere of ^

maintenance of economic safety. The author offers the list of necessary organizational-economic actions which will promote counteraction of criminalization of a society. ^

§

Противодействие криминализации общества означает широкий спектр мер воздействия на ^

причины, их порождающие, с целью устранения или нейтрализации последних. В буквальном и предельно широком смысле это означает предохранение людей, общества, государства от ^ преступлений1. ^

Подобно тому, как криминализация не является исключительно ростом преступности, так и ^ защита от ее эффектов не сводится только к воздействию на преступность и преступников. Исправить ^ ситуацию невозможно, переловив всех бандитов и коррупционеров. В. Радаев характеризует Й неформальную экономику как сектор или совокупность секторов. Точно так же российский криминал ^ можно определить как совокупность отношений и определенную логику действий2. Лишь ликвидировав ^ социальные и культурные предпосылки преступности, осознав, что только от нас зависит наша судьба, ^ можно сделать более выгодным некриминальное существование.

Суть комплексной защиты от криминальных факторов, на наш взгляд, выражает понятие ^

«декриминализация». Декриминализация - это основанная на принципах комплексного программирования и планирования деятельность государства, направленная на устранение причин и социальных последствий криминализации, обеспечение такого уровня общественной защищенности от процесса криминализации, его реальных и потенциальных угроз, который не препятствует развитию д государства, общества и личности.

К важнейшим целям правоохранительной деятельности в сфере экономической безопасности также относятся: ^

- восстановление полноценной системы профилактики экономической преступности; ^

- оптимизация системы правового регулирования отношений в сфере экономической ^

безопасности; S

а

- создание условий неукоснительного соблюдения законов и иных нормативных актов

регламентирующих отношения в сфере экономической безопасности, повышение юридической ^ ответственности должностных лиц за выполнение возложенных на них обязанностей по обеспечению экономической безопасности, а также постоянную борьбу с фактами коррупции в органах обеспечения экономической безопасности3; Оо

- дальнейшее совершенствование управленческой, функциональной и организационной

структуры: порядка организации государственных органов обеспечения экономической безопасности, ^ а также укрепление самих органов обеспечения экономической безопасности, направленное на концентрацию сил и средств по обеспечению экономической безопасности, защиты интересов ^ гражданского общества и собственности; ^

- выработка и реализация действенных механизмов участия этих органов в решении комплекса острейших социально-экономических проблем;

* Адъюнкт кафедры менеджмента Санкт-Петербургского университета МВД России.

** Доктор экономических наук, профессор.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (34) 2007

Экономика, финансы, менеджмент организации

- разработка и реализация эффективных государственных программ обеспечения экономической безопасности, в т.ч. предусматривающих дальнейшее совершенствование контроля за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками.

Важная роль в обеспечении экономической безопасности принадлежит органам внутренних дел. Деятельность таких правоохранительных органов, как прокуратура и суды, расследующих и рассматривающих уголовные дела о преступлениях в сфере экономической деятельности, зависит именно от органов внутренних дел в том смысле, что исходный материал для работы последних ведомств и служб поставляется именно ими. Т.е. полномасштабное осуществление правоохранительных функций, включая предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений в сфере экономической деятельности, в системе органов исполнительной власти возлагается на органы внутренних дел. Исторически же специализированные службы по борьбе с экономическими преступлениями (ранее БХСС, ныне БЭП) имелись и имеются только в системе МВД.

Органы внутренних дел реально могут воздействовать на обеспечение экономической безопасности как непосредственно, так и опосредованно. Непосредственное воздействие оказывается в ходе борьбы и расследования экономической и налоговой преступности, охраны собственности и т.п., а опосредованное - при обеспечении общественного порядка, борьбе с нарушениями общественного порядка, расследовании преступлений, причиняющих материальный ущерб государству и хозяйствующим субъектам (дознание и предварительное следствие)4.

С управленческих позиций, сосредоточение правоохранительных функций в сфере экономической безопасности в МВД позволяет существенно повысить эффективность организационного обеспечения за счет:

- формирования квалифицированного кадрового корпуса. Специфика организационного обеспечения правоохранительной деятельности в экономической сфере требует соответствующей подготовки специалистов, повышения их квалификации. Это касается как специалистов, выполняющих собственно правоохранительные функции по различным отраслям экономики, так и специалистов управленческого профиля;

- расширения возможности формирования эффективных информационных систем с полноценными банками данных;

- повышения возможностей и качества аналитических и прогностических оценок;

- повышения уровня качества и обоснованности принимаемых управленческих решений, включая такие их формы, как планы и целевые программы;

- возрастания возможности отслеживания процессов, происходящих в экономической сфере и криминальной среде, связанной с ней, своевременного выявления и принятия необходимых мер.

Кроме того, можно предположить, что объективная тенденция к возложению на МВД России дополнительных обязанностей, выполнение которых связано с расширением его компетенции, задач и функций в экономической сфере, обусловливает необходимость повышения его роли в обеспечении экономической безопасности государства с последующим созданием на этой базе единой структуры, призванной вести борьбу с экономической преступностью, используя опыт аналогичных правоохранительных органов иностранных государств. Основные задачи, которые необходимо решить для достижения указанной цели заключаются в следующем:

- повышение роли органов внутренних дел в предупреждении, выявлении, пресечении и расследовании экономических и налоговых преступлений;

- обеспечение этих органов квалифицированными специалистами путем развития и совершенствования ведомственной системы профессиональной подготовки кадров;

- оснащение этих органов современными техническими и информационными средствами, реализующими достижения в области высоких технологий, в целях обеспечения интенсификации и повышения эффективности их деятельности и адекватного противодействия хорошо оснащённым и подготовленным преступным элементам и организованной преступности;

- создание законодательных, нормативно-правовых, организационных и финансовых условий для обеспечения эффективной деятельности по борьбе с экономическими преступлениями;

- оптимизация организационно-штатной структуры системы органов по экономическим и налоговым преступлениям;

- развитие и совершенствование форм взаимодействия с законодательными, исполнительными и другими государственными органами Российской Федерации и её субъектов в целях решения проблем обеспечения экономической безопасности страны;

- расширение организационных, экономических и правовых полномочий органов внутренних дел по взаимодействию с правоохранительными органами иностранных государств, правовое обеспечение прямых контактов с ними;

*

- развитие и совершенствование форм взаимодействия с общественностью и средствами массовой информации в целях проведения активной разъяснительной работы, повышения правовой культуры населения в сфере экономической деятельности;

- разработка научно обоснованных методов анализа и прогнозирования оперативной обстановки в сфере оперативной заинтересованности, деятельности органов по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями, организации их оперативно-служебной деятельности. I Ьв

По нашему мнению, среди мер, необходимых для повышения эффективности деятельности ^ органов внутренних дел непосредственно в экономической сфере, можно выделить следующие: 2

- создание гибких организационно-тактических схем привлечения к негласному сотрудничеству, »

которые должны учитывать национальные, морально-этические, религиозные, социально- ^ экономические особенности установления и длительного поддержания конфиденциальных отношений 2ч с различными категориями лиц, способных обеспечивать субъекты ОРД оперативно-розыскной ^

информацией о намерениях и деятельности организованных преступных сообществ; ^

- формирование информационного досье на организованные преступные сообщества и их X коррумпированные связи в рамках единого для всех субъектов ОРД информационного пространства, обеспечивающего постоянное информационно-разведывательное сопровождение и оперативнотактическое прогнозирование противоправной деятельности в целях организации и проведения упреждающих тактических операций в борьбе с организованной преступностью;

- разработка научной программы информационно-психологического воздействия на

преступность, направленной на оказание давление в отношении представителей криминального мира, ^ их компрометацию, создание тревожных ситуаций с использованием доступных информационных ^ каналов; ^

- разработка методики проведения криминалистических экспертиз принятых федеральными и ^

региональными органами власти и управления нормативных актов с целью своевременного выявления ^

и предупреждения негативных последствий для экономики субъектов региона, выявления признаков ^

корыстного лоббирования интересов местных финансово-экономических теневых элит; ^

- выработка научно обоснованных практических методик определения доли теневого сектора ^

в хозяйственном обороте организаций с целью адекватного реагирования и упреждающего воздействия Д; на возникающие в экономическом секторе угрозы экономической безопасности России; Й

- проведение анализа межрегиональных связей организованных преступных сообществ, ^

действующих в сфере экономики, с целью их сопоставления с устойчивыми хозяйственными связями ^

предприятий, представляющих наибольший интерес с точки зрения получения неконтролируемых ^

теневых сверхдоходов, и организации системной отработки наиболее уязвимых направлений их деятельности; ГЇ

- реформирование контрольно-проверочной деятельности, которая должна быть ориентирована на вскрытие полной картины преступных посягательств, механизма противоправной деятельности, причин и условий ее осуществления, проведение глубоких исследований с применением в т.ч. возможностей оперативных подразделений органов внутренних дел и результатов их деятельности;

- активизация оперативно-розыскной составляющей правоохранительной деятельности органов внутренних дел, их ориентация на документирование сложных многоэпизодных правонарушений в экономической сфере, максимальное использование результатов оперативно-розыскных мероприятий

в качестве поводов и оснований к возбуждению уголовных дел с целью доказывания виновности ^

обоснованно подозреваемых в совершении преступлений;

- перестройка информационно-аналитического обеспечения деятельности органов внутренних

дел, направленная прежде всего на приведение приоритетов оперативно-служебной деятельности в ,

соответствие с реально складывающейся оперативной обстановкой, своевременное информирование ^

органов власти и управления региона; ^

- комплексное изменение системы оценки результатов оперативно-служебной деятельности и методики

ведомственного контроля, имеющее целью повышение качества работы органов внутренних дел; ^

- совершенствование системы профессиональной подготовки сотрудников оперативных

подразделений, их специализация на борьбе с проявлениями организованной преступности в экономической сфере, работе с негласным аппаратом с учетом особенностей национального характера ^

и обычаев конкретной территории и т.д. ^

Кроме того, по нашему мнению, органы внутренних дел федерального и регионального уровня, специализирующиеся на борьбе с экономической преступностью, должны в полной мере использовать в интересах предупреждения экономических и налоговых преступлений превентивные возможности закона, своевременно и адекватно реагировать на административные и иные правонарушения, в полной мере использовать административно-правовые средства воздействия на криминогенные

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (34) 2007

Экономика, финансы, менеджмент организации

факторы, все меры по выявлению причин и условий, способствующих совершению преступлений, предусмотренные уголовно-процессуальным и иным законодательством. Региональным подразделениям по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями МВД России необходимо, с учетом местных условий и возможностей, разработать порядок составления целевых региональных программ борьбы с экономической преступностью, обеспечить их системный характер, социальноэкономическую обоснованность, надлежащее ресурсное обеспечение и контроль выполнения. Назрела необходимость в разработке и реализации целевых программ борьбы с преступностью применительно к отдельным видам экономических преступлений, отраслям хозяйства.

Одним из основных резервов дальнейшего роста эффективности оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел в системе обеспечения экономической безопасности является совершенствование системы управления их деятельностью, а также внедрение современных управленческих, информационных и аналитических технологий и оптимизация имеющейся штатной численности.

В целях совершенствования процесса управления следует, на наш взгляд, продолжить работу по рациональному перераспределению имеющейся штатной численности, функций и полномочий между органами внутренних дел на федеральном уровне, уровне федеральных округов, и уровне субъектов Российской Федерации. При этом центр тяжести организации деятельности ОВД должен все больше смещаться на уровень федеральных округов и региональный уровень с передачей им соответствующих полномочий и дополнительной штатной численности. Основные усилия подразделений центрального аппарата должны быть сосредоточены на осуществлении функций стратегического управления и определении основных направлений деятельности федеральных органов внутренних дел по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации, защите ее экономических интересов. Одновременно необходимо повысить эффективность ведомственного контроля со стороны МВД России за деятельностью региональных органов внутренних дел, оказывать им всестороннюю практическую и методическую помощь в ее организации.

Приоритетным направлением организационно-штатной политики федеральных органов следует считать укрепление подразделений, непосредственно осуществляющих деятельность по выявлению, документированию и расследованию экономических и налоговых преступлений и правонарушений, а также выполняющих другие основные задачи, отнесенные действующим законодательством к компетенции органов внутренних дел. Особое внимание необходимо уделить повышению эффективности деятельности региональных органов по экономическим и налоговым преступлениям, развитию их самостоятельности в соответствии со складывающейся обстановкой на территории оперативного обслуживания.

Необходимо совершенствовать и активнее использовать резервы взаимодействия федеральных органов с органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, другими правоохранительными и контролирующими органами. Это особенно важно при реализации федеральных и региональных целевых программ по борьбе с экономической преступностью, межведомственных планов и программ по пополнению доходной части федерального бюджета, борьбе с организованной преступностью и терроризмом.

Реализация данной концепции позволит получить следующие результаты:

- обеспечить существенное снижение объемов «теневой» экономической деятельности и темпов роста латентной налоговой и связанной с ней преступности, а также обеспечить устойчивый рост налоговых поступлений в государственный бюджет в условиях снижения налоговых ставок, общей либерализации и дебюрократизации экономики при одновременном усилении контроля за исполнением налогового законодательства;

- значительно повысить эффективность деятельности подразделений ОВД по борьбе с экономической и налоговой преступностью на основе его обеспечения в требуемом объеме современными продуктами аналитического и информационного обеспечения, а также формирования системы информационных ресурсов, необходимых для качественного решения оперативно-служебных задач;

- создать систему мониторинга и прогнозирования угроз экономической безопасности государства в сфере компетенции органов внутренних дел.

1 См.: Криминология: Учебник для юридических вузов / Под общ. ред. А.И.Долговой. М., 1997. С. 338.

2 См.: Радаев В. Неформальная экономика и внеконтрактные отношения в российском бизнесе. Подходы к исследованию неформальной экономики // Неформальная экономика. Россия и мир / Под ред. Т. Шанина. М., 1999. С. 38-39.

3 См.: Синюков В.Н. Российская правовая система. Саратов, 1994. С. 384.

4 См.: Абрамов А.Т. Особенности организации деятельности правоохранительных органов в системе обеспечения экономической безопасности крупных городов и мегаполисов // Организационно-экономические и правовые основы тылового обеспечения органов внутренних дел в свете реформирования правоохранительной деятельности: Сборник статей по материалам научно-практического семинара (Москва, 30 июня 2004 г.). М., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.