Научная статья на тему 'Основные задачи и совершенствование деятельности органов внутренних дел в обеспечении экономической безопасности России'

Основные задачи и совершенствование деятельности органов внутренних дел в обеспечении экономической безопасности России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7113
864
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛКОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / УКРЕПЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ / СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯМ И ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ / КРИМИНАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ПРЕСТУПНОСТЬ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ / ЗАЩИТА НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ / УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ / ECONOMIC SECURITY OF RUSSIA / INTERNAL AFFAIRS AGENCIES / COUNTERING CORRUPTION / STRENGTHENING OF THE ECONOMIC SECURITY OF RUSSIA / SECURITY COUNCIL UNDER THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION / COUNTERING OFFENCES AND CRIMES IN THE FIELD OF ECONOMY / ECONOMY CRIMINALIZATION / CRIMES IN THE FIELD OF ECONOMY / PROTECTION OF NATIONAL INTERESTS / THREATS TO THE ECONOMIC SECURITY OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маргиев З. В.

В статье приводится анализ понятия и основных характеристик толкования конституций (уставов) субъектов Российской Федерации. Вопросы толкования Основных законов регионального уровня имеют не только теоретическое, но и важное практическое значение, поскольку процесс создания органов конституционной юстиции на территории субъектов РФ не завершен и вызывает большое количество вопросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Major Tasks and Improvement of the Activity of Internal Affairs Agencies in Enhancing of Economic Security of Russia

The major tasks and improvement of the activity of internal affairs agencies in enhancing of economic security of Russia, as well the measures to strengthen the resources provision for the activity of internal affairs agencies are examined. First of all, the article deals in those measures aimed at improving the legal support of the law enforcement activity itself as within the reforming period, as a rule, the law enforcement vehicle is behind the law enforcement practice. Taken as a whole with the legislative measures to fight crime including the economic and organized crime there shall be applied the educational measures of influence. One of the primary trends in the improvement of the activity of internal affairs agencies to counter the economic crime, strengthen the economic security and fight corruption shall be the arrangement of coordination and interaction of the subdivisions with the other law enforcement agencies and state authorities.

Текст научной работы на тему «Основные задачи и совершенствование деятельности органов внутренних дел в обеспечении экономической безопасности России»

11.2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Маргиев З. В., адъюнкт Академии управления МВД России.

zaurmargiev@mail.ru

Аннотация: В статье приводится анализ понятия и основных характеристик толкования конституций (уставов) субъектов Российской Федерации. Вопросы толкования Основных законов регионального уровня имеют не только теоретическое, но и важное практическое значение, поскольку процесс создания органов конституционной юстиции на территории субъектов РФ не завершен и вызывает большое количество вопросов.

Ключевые слова: толкование, экономическая безопасность России, органы внутренних дел, противодействие коррупции, укрепление экономической безопасности России, Совет безопасности при Президенте Российской Федерации, противодействие правонарушениям и преступлениям в сфере экономики, криминализация экономики, преступность в сфере экономики, защита национальных интересов, угрозы экономической безопасности России.

MAJOR TASKS AND IMPROVEMENT OF THE ACTIVITY OF INTERNAL AFFAIRS AGENCIES IN ENHANCING OF ECONOMIC SECURITY OF RUSSIA

Margiev Z.V. Adjunct to the Administration Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia

zaurmargiev@mail.ru

Annotation: The major tasks and improvement of the activity of internal affairs agencies in enhancing of economic security of Russia, as well the measures to strengthen the resources provision for the activity of internal affairs agencies are examined. First of all, the article deals in those measures aimed at improving the legal support of the law enforcement activity itself as within the reforming period, as a rule, the law enforcement vehicle is behind the law enforcement practice. Taken as a whole with the legislative measures to fight crime including the economic and organized crime there shall be applied the educational measures of influence. One of the primary trends in the improvement of the activity of internal affairs agencies to counter the economic crime, strengthen the economic security and fight corruption shall be the arrangement of coordination and interaction of the subdivisions with the other law enforcement agencies and state authorities.

Keywords: economic security of Russia, internal affairs agencies, countering corruption, strengthening of the economic security of Russia, Security Council under the President of the Russian Federation, countering offences and crimes in the field of economy, economy criminalization, crimes in the field of economy, protection of national interests, threats to the economic security of Russia.

Как показывает анализ существующей практики, одним из направлений повышения эффективности деятельности подразделений органов внутренних дел по борьбе с преступностью, в том числе и экономической, является совершенствование организационной струк-

туры и приведение ее в соответствие с новыми актуальными направлениями их деятельности.

Не последнюю роль в обеспечении экономической безопасности играют меры по укреплению ресурсного обеспечения деятельности подразделений органов внутренних дел и в первую очередь меры по улучшению правового обеспечения самой правоохранительной деятельности, так как правообеспечивающий механизм в период реформирования как правило значительно отстает от правоприменительной практики.

К правовым мерам направленных на обеспечение безопасности, в том числе экономической, относят разработку и принятие законов, направленных на:

- ликвидацию пробелов в законодательстве, регулирующем все стороны финансовой и хозяйственной деятельности коммерческих организаций;

- разработку системы экономических санкций, как к юридическим, так и к физическим лицам за нарушения действующего законодательства;

- выработку правил поведения общеобязательных для всех хозяйствующих субъектов в системе рыночных отношений.

С целью более эффективного воздействия на преступность в сфере экономики, необходимо принятие ряда законов, которые разработаны и ждут своего принятия в Государственной думе РФ. В целях совершенствования правовой базы борьбы с преступностью представляется необходимым разработать и принять ряд законодательных актов:

- ограничивающих депутатский иммунитет от уголовного преследования и снимающий ограничения в проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении прокурорских работников и судей;

- устанавливающих основания и порядок проверки лиц, претендующих на занятие должностей в федеральных органах представительной, исполнительной и судебной власти;

- определяющих основания и механизм привлечения к уголовной ответственности лиц, использующих для возврата кредитов, исполнения долговых обязательств неправомерные способы, в частности, привлекающие для этого членов организованных преступных групп;

- внести в Кодекс об административных правонарушениях РФ изменения и дополнения, предусматривающие ответственность должностных лиц, зарегистрировавших учреждения, организации и предприятия без надлежащей проверки .

Назрела необходимость в разработке и принятии пакета федеральных законов, направленных на:

- поддержание высокой инвестиционной и инновационной активности как основы экономического роста;

- обеспечение стабильности и надежности кредитно-финансовой системы;

- повышение предпринимательской активности на основе расширения предпринимательских свобод и развития отношений конкуренции на внутреннем потребительском рынке;

- обеспечение высокой социальной защищенности, создание отлаженного механизма упреждения роста социальной напряженности в обществе;

1 Есипов Е.М. Организационно-экономические механизмы противодействия криминальной экономике на этапе проведения рыночной реформы. Автореферат д.э.н.- М., 2004.- С.40

- развитие системы государственного субсидирования отдельных секторов (отраслей) экономики, налоговых льгот и преференций .

Наливайко С. В. в своем диссертационном исследовании для более полного выполнения поставленных перед органами внутренних дел задач по обеспечению экономической безопасности, предлагает решение следующих проблем:

- устранение несовершенства действующего законодательства, что позволило бы уменьшить сложности в идентификации противоправной деятельности, так как методы, используемые предпринимателями при совершении преступлений, нередко оказываются соответствующими правомерной практике. Это, с одной стороны, приводит к бездействию при получении информации о готовящемся преступлении, а с другой, - к неправомерному вмешательству в хозяйственную деятельность предприятий;

- разработка единой информационно-справочной системы по обеспечению экономической безопасности страны и регионов, методик подачи информации в эту систему, для чего необходимо формирование структуры аналитических подразделений на уровне ГУФО МВД и МВД (УВД) субъектов федерации;

- наработка практического опыта и необходимых методик по предупреждению новых видов экономических преступлений, разработка методических рекомендаций для территориальных ОВД по видам угроз экономической безопасности, их проявлениям и носителям, мерам реакции на них сотрудников ОВД;

- преодоление слабой профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел и их объективной неготовности работать в условиях стихийно складывающихся договорных отношений, полной самостоятельности хозяйствующих субъектов и свободы предпринимательства, повышение их образовательного уровня, позволяющего противостоять профессионалам из сферы экономической преступности;

- усиление социальной защищенности сотрудников ОВД3.

Кроме выше изложенного, в комплексе с законодательными мерами в борьбе с преступностью, в том числе с экономической и организованной, необходимо использовать и воспитательные меры воздействия. Воспитательные меры в период проведения реформ призваны обеспечить формирование нового мышления граждан и выработку у них стремления к построению общества с высокоэффективной экономикой, способной создать людям достойные условия жизни. Современная теория и практика располагает богатейшим арсеналом средств воздействия как в целом на общество, так и на отдельного индивидуума, а, следовательно, имеет возможность позитивно влиять и на преступность. Наибольшее воздействие в нашей повседневной жизни принадлежит средствам массовой информации: телевидению, радио, печати, кинематографу, театру и др.

Как правило, от их сообщений складывается у населения представление об уровне преступности, ее характере и распространенности в обществе, о мерах принимаемых государственными органами в борьбе с ее проявлениями. Как показывает практика последних

лет средства массовой информации, разрушая традиционные идеологию и нравственные ценности общества, практически ничего не дают взамен, что приводит к нравственной деградации общества со всеми вытекающими из этого факта последствиями. В связи с этим, возможности современных средств массовой информации, по формированию общественного мнения, практически безграничны, поскольку позволяют путем воздействия на человека: формировать у населения «нужное» государству мировоззрение. Не даром крупные холдинги, промышленные группы и отдельные «олигархи» приобретают за счет средств от основных видов деятельности, зачастую преступной, средства массовой информации, чтобы через них формировать позитивное мнение о своей деятельности, влиять на принятие «нужных» законов.

Одним из важнейших направлений совершенствования деятельности органов внутренних дел по противодействию экономической преступности и укреплению экономической безопасности и противодействию коррупции, является организация координации и взаимодействия подразделений с другими правоохранительными и государственными органами.

Результаты исследования Зайцева Р.В. показывают, что система государственных органов - субъектов противодействия проявлениям экономическим преступлениям и правонарушениям, функционирующих на территориях конкретных регионов (республик, краев, областей) представляет собой сложную совокупность органов различных государственных институтов, правоохранительных органов и общественных организаций, выполняющих присущими им методами и приемами широкий спектр достаточно автономных управленческих, финансовых и оперативно-служебных задач. Вместе с тем, все элементы этой системы, по своему, призваны обеспечить достижение единой цели, заключающейся в надежном обеспечении личной и экономической безопасности граждан, общества, хозяйствующих структур, в предупреждении, пресечении и раскрытии экономических преступлений и административных правонарушений4.

Общность целей субъектов противодействия правонарушениям и преступлениям в сфере экономики выдвигает в число первоочередных приоритетов организационной работы необходимость обеспечения координации деятельности, сотрудничества и взаимодействия всех субъектов противодействия экономической преступности. Напомним, что «Координация представляет собой процесс распределения деятельности во времени, обеспечения взаимодействия различных частей организации в интересах выполнения стоящих перед ней задач. Координация обеспечивает целостность, устойчивость организаций»5. Чем выше степень разделения труда и теснее взаимозависимость подразделений, тем больше необходимость в координации их деятельности.

Как и любой вид деятельности, осуществление координации деятельности по противодействию экономической преступности нуждается в организации, которая должна в себя включать:

- криминологическое прогнозирование развития криминогенной ситуации в жизненно важных сферах эко-

2 Барышев С.Л. Обеспечение экономической безопасности службой криминальной милиции МВД РФ.- Диссертация к.э.н. М., 2002. С.193-194.

3 Наливайко С.В. Обеспечение органами внутренних дел эконо-

мической безопасности России. - Дисс. к.э.н. М., 2006. - С. 128

4 Зайцев Р.В Обеспечение ОВД экономической безопасности субъекта РФ (на материалах Приморского края)». Дис. на соиск. уч. степ. к.э.н. - М., Академия управления МВД России, 2007.

Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. - 2-е изд. - М.: ИН-ФРА-М 1999.-137 с.

номики на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный период;

- формулирование целей, задач и планирование деятельности по ее стабилизации;

- правовое обеспечение этой деятельности;

- ее информационное обеспечение;

- непосредственное организационное обеспечение с точки зрения реального обеспечения реализации запланированных мероприятий, направленных на достижение поставленных задач;

- ресурсное обеспечение нормального функционирования субъектов системы противодействия экономической преступности в той или иной сфере экономике6.

Общую координирующую роль в системе обеспечения экономической безопасности осуществляет Совет безопасности при Президенте Российской Федерации. Координирующую же роль в организации деятельности субъектов обеспечения экономической безопасности на региональном уровне, как уже отмечалось должны выполнять специальные комиссии при администрации республики, края, области. Президент своим Указом №773 от 2 июля 2005 г. наделил высших должностных лиц субъектов Российской Федерации полномочиями по организации взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Федерации и территориальных органов МВД, Министерства юстиции, иных федеральных министерств и ведомств. Это означает, что теперь значительно большая доля ответственности за борьбу с преступностью и правонарушениями возлагается на региональный уровень власти и органы местного самоуправления.

Координацию сил и средств органов внутренних дел на федеральном уровне в настоящий момент осуществляет Главное управление экономической безопасности и противодействию коррупции МВД России, а на региональном уровне данную функцию призваны выполнять заместители руководителей УВД, МВД субъектов федерации по экономической безопасности.

При координационных отношениях на первый план выступает их организующий характер на основе главенства координирующего субъекта, независимо от соподчиненности всех участников деятельности. При этом становится очевидной и естественной необходимость того, чтобы координационные полномочия субъекта управления, осуществляющего координационную функцию, были либо нормативно закреплены, либо определялись логикой координирующего документа (например, комплексной Программой). Дело в том, что четко сформулированные права создают основу для управленческой деятельности, связанной с координацией работы. Игнорирование нормативноправового аспекта в координации деятельности зачастую приводит к субъективизму, управленческим "перекосам", диспропорции прав и ответственности субъектов совместной деятельности.

Понятие «экономическая безопасность» трактуется как «состояние экономики, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов».7

6 Об этом неоднократно писали многие ученые. Например: Мильнер Б.З. Теория организации. - М., 1999, С. 137; Афанасьев В.Г. Научное управление обществом. - М., 1968. С.11-12 и другие.

7 Экономическая безопасность России ./ Под. ред. В.К. Сенчаго-ва., М.: Институт экономики РАН,2006.С.278

Обеспечение экономической безопасности входит в состав важнейших функций государства, которая реализуется с помощью специального механизма, представляющего собой систему государственных органов и негосударственных организаций, деятельность которых направлена на решение ряда конкретных задач.

Одной из основных угроз экономической безопасности является криминализация экономики. Сдерживание криминальных тенденций должно опираться на систему противодействия со стороны криминальных структур. При определении конкретных мер противодействия криминальным процессам необходимо исходить из следующих предпосылок:

- полностью ликвидировать преступность в сфере экономики не возможно;

- принимаемые меры по декриминализации экономики не должны быть разовыми, как показала практика, после их окончания может последовать усиление криминальных процессов;

- криминальные процессы нельзя ограничивать только законодательными методами и борьбой с их последствиями, наиболее эффективна борьба против причин и условий, порождающих эти процессы;

- борьба с криминальными процессами в экономике будет эффективна, если она ведется не только на Федеральном или региональных уровнях, на это должны быть направлены силы государственных органов на разных уровнях управления;

- потери, которые несут от криминальных процессов экономика регионов и в целом экономика страны, настолько велики, что любые разумные затраты на реализацию антикриминальных действий обеспечат быструю отдачу, многократно превышающую вложения.

Формирование системы экономической безопасности, а также ее последующее совершенствование должно проходить с учетом специфических особенностей каждого субъекта РФ (географическое положение, ресурсносырьевой потенциал, структурно-отраслевое строение экономики, зависимость от внешнего рынка, демографическая ситуация, национальный состав и т.д.), влияющих на его экономическое развитие. Важное значение имеет степень разработанности и адаптированности к местным условиям научно-методической базы для оценки состояния экономической безопасности, позволяющей не только определить уровень экономической безопасности в определенный момент времени, но и выявить наиболее существенные угрозы нормальному функционированию всего хозяйственного комплекса.

Обеспечение экономической безопасности представляет собой целенаправленную, постоянно осуществляемую деятельность (организационно-хозяйственную, нормотворческую, аналитическую, уголовно-правовую, уголовно-процессуальную, оперативно-розыскную и т.п.) всех субъектов экономической безопасности по защите жизненно важных интересов граждан, социальных групп, регионов, государства. Эта деятельность должна в себя включать выработку:

- подходов к вычленению первоочередных жизненно важных интересов;

- механизмов прогнозирования и выявления угроз, условий и факторов, могущих препятствовать процессам реализации жизненно важных интересов субъектов хозяйствования;

- системы противодействия существующим и возникающим угрозам;

- механизмов взаимодействия всех субъектов безо-пасности8.

В борьбе с экономическими преступлениями ведущее место занимает проведение мероприятий по предупреждению преступлений, заключающихся в воздействии на факторы появления и воспроизводства преступности в сфере экономики или способствующие совершению конкретных экономических преступлений.

Вместе с тем государство должно проводить политику, заботясь о свободном и здоровом развитии сферы экономики. Его задачей является создание в этой сфере не только жестких правил, но и таких условий (правовых, экономических и др.), при которых любому субъекту бизнеса было бы наиболее выгодно только цивилизованное, законопослушное ведение дел, что явилось бы гарантией его безопасности.

Преобладающими видами преступлений являются различные виды хищений, злоупотребления полномочиями совершаемые руководителями, работниками коммерческих организаций в ходе осуществления деятельности по закупке, оплате услуг, приемки и распределения ГСМ.

Характеристика выявленных преступлений свидетельствует о том, что, как правило, преступления совершаются лицами, которые имеют доступ к материальным ресурсам (работники нефтебаз, котельных, управлений материально-технического снабжения предприятий), то есть лица непосредственно работающие на предприятиях. Только по последним проверкам (в начале 2011г.) качества ГСМ на автозаправочных станций в г.Москве сотрудниками подразделений ОВД пришли к интересным выводам - более 50 % станций допускают серьезные нарушения в своей деятельности (прежде всего, несоответствие качества ГСМ) и руководители привлечены к ответственности.

Ключевыми проблемами отраслей ТЭК на сегодняшний день являются недостаток оборотных активов и инвестиционных ресурсов для простого поддержания мощностей, что в свою очередь, приводит к увеличению задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами, а также различным злоупотреблениям, хищению, обналичиванию и выводу денежных средств в «теневой» сектор экономики с использованием глубоко законспирированных схем (вексельной формы расчетов, переуступок прав требования задолженности и взаиморасчетам через счета третьих лиц).

Кроме того, необходимо отметить проблему относительно слабого контроль государства за куплей-продажей и движением ГСМ. Отмена лицензирования реализации нефтепродуктов, упрошенный способ регистрации ООО, злоупотребление добросовестными предпринимателями правом на конфиденциальность налоговой и таможенной информации создают серьезные препоны для контролирующих органов в отслеживании преступных действий в сфере оборота нефтепродуктов Интересам государства наносится значительный материальный ущерб, в связи с не поступлением валютной выручки от реализации нефти и нефтепродуктов за границу, что влечет за собой недополучение бюджетом крупных денежных сумм.

Для пресечения и предупреждения угроз экономической безопасности в топливно-энергетическом комплексе необходимо осуществить комплекс следующих мероприятий :

8 Пузиков В.В., Громович А.И. Экономическая безопасность и экономическая преступность. - М., Армита-Маркетинг-Менеджмент, 2007. С. 274 -275.

- ввести лицензирование для эффективного контроля государства за деятельностью по реализации нефтепродуктов;

- сделать прозрачной налоговую и таможенную информацию, либо ввести упрощенную схему получения такой информации контролирующими органами;

- включить в список субъектов, имеющих право истребовать и получать информацию по операциям и счетам юридических и физических лиц, органы дознания МВД России, исключенные из этого списка Федеральным Законом «О банках и банковской деятельности» (ст. 26,27)

Негативное влияние на экономическую и криминогенную ситуацию также оказывают проблемы, существующие на рынке производства и реализации алкогольной продукции. Это, прежде всего, поступление в Россию контрабандным путем турецкого и китайского спирта, который провозится мелкими партиями (до 300 литров) водителями транспортных средств загрансле-дования под прикрытием основного груза и поставляется напрямую в розничную сеть, а также приобретается крупными партиями российскими организациями, занимающимися внешнеэкономической деятельностью, которые для перевозки спирта арендуют автомобили, принадлежащие другим организациям и частным лицам, а для беспрепятственного пересечения государственной границы работникам таможни выплачивают крупные взятки.

Актуальной задачей органов внутренних дел является проверка субъектов финансовой, хозяйственной и предпринимательской (том числе торговой) деятельности в ходе реализации административной деятельности, а также в ходе реализации оперативнорозыскной информации и процессуальной деятельности после возбуждения уголовного дела. Согласно действующего законодательства, эти действия реализовываются в отношении двух групп субъектов:

а) специальных субъектов соответствующего вида деятельности - частных предпринимателей и организаций независимо от подчиненности и форм собственности, которые осуществляют финансовую, хозяйственную, и предпринимательскую деятельность на законном основании, но в процессе работы совершают административные правонарушения или преступления (ст. 14.7 КоАП РФ; и т.д.);

б) граждан и юридических лиц, которые занимаются финансовой, хозяйственной, торговой и предпринимательской деятельностью без регистрации либо специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение обязательно, или с нарушением условий лицензирования, что само по себе уже является правонарушением (ст. 14.1, 11.29 КоАП РФ; ст. 171 УК РФ).

В частности, в основе организации работы ОВД по обеспечению экономической безопасности лежит постоянный анализ поступающей оперативной и иной информации, в ходе которой отслеживается оперативная обстановка в сфере экономики, определяются отрасли экономики и конкретные хозяйствующие субъекты, притягивающие меркантильные интересы криминалитета, выявляются схемы и механизмы хищений бюджетных средств и других способов незаконного обогащения. На этой базе разрабатываются меры по своевременному и адекватному противодействию использующим данные схемы преступным элементам, принимаются решения об оперативном прикрытии экономических объектов, наиболее подверженных криминальному влиянию.

Мероприятия по обеспечению экономической безопасности осуществляются по следующим основным направлениям:

- оперативное прикрытие основных бюджетообразующих предприятий, в т.ч. топливно-энергетического комплекса и винно-водочной промышленности;

- выявление и пресечение хищений ликвидной про-

дукции промышленных предприятий с использованием векселей (в том числе необеспеченных), а также в рамках схем денежных и товарных зачетов с крупнейшими предприятиями-монополистами («Газпром»,

«РАО ЕЭС России»), Федеральным пенсионным фондом, Федеральным дорожным фондом, Минтопэнерго, Министерством внешней торговли, Министерством обороны;

- выявление и пресечение фактов не целевого использования и растрат средств федерального и местного бюджетов, в том числе денежных средств, выделенных для реализации конкретных федеральных программ, финансирования развития малого предпринимательства и бизнеса, поддержки жилищного строительства и др.);

- выявление и пресечение фактов коррупции в системе государственной службы и местного самоуправления, взяточничества и мздоимства государственных чиновников и хозяйственных руководителей.

В последнее время особую актуальность в деятельности органов внутренних дел приобрела задача борьбы с криминальными банкротствами юридических лиц. ОВД осуществляет комплекс мероприятий, направленных на активизацию работы на данном направлении. Работа проводится во взаимодействии с подразделениями ГУ МВД по округам, аппаратами ФСБ, другими правоохранительными органами края, в комплексе с мерами по ликвидации финансовой основы преступных структур.

Согласно разработанным планам проводятся целевые оперативные мероприятия, направленные на выявление и пресечение организованной преступности в нефтебизнесе, энергетике, сфере оборота цветных и черных металлов. Особое внимание уделяется пресечению махинаций в системе кредитования, межбанковских расчетов, использования поддельных платежных документов, неликвидных либо незаконно приобретенных векселей, в т.ч. выявлению новых схем махинаций в сфере оборота ценных бумаг.

Деятельность ОВД должна быть связана с необходимостью руководства подчиненными структурами, которое включает в себя:

- разработку конкретных мер сдерживания и противодействия угрозам экономической безопасности;

- концентрацию сил и средств подразделений органов внутренних дел по противодействию наиболее угрожающим факторам, дестабилизирующим экономическую ситуацию;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- создание и использование специализированных подразделений и групп, по раскрытию наиболее значимых преступлений в сфере экономики;

- организация и проведение комплексных операций по оздоровлению криминогенной ситуации в определенной сфере экономической деятельности;

- обобщение опыта деятельности подразделений органов внутренних дел по проведению комплексных операций по оздоровлению криминальной ситуации в том или ином секторе экономики;

- изучение, обобщение и внедрение в повседневную деятельность положительного опыта по противодействию экономической преступности в регионах страны;

- оказание практической и методической помощи территориальным органам внутренних дел в раскрытии и расследовании наиболее сложных экономических преступлений.

Для реализации данных направлений деятельности ОВД необходимо обеспечить:

- изучение и оценку криминологической ситуации в сфере экономики в целях своевременного выявления актуальных угроз экономической безопасности;

- разработку комплекса мер, направленных на подрыв экономической базы преступных формирований, избравших экономику сферой свой преступной деятельности; обнаружению коммерческих структур, а также мошеннических пирамид, используемых преступными формированиями в качестве прикрытия их незаконной, нелегальной и преступной экономической деятельности;

- выявление и перекрытие возможных каналов нелегальной поставки в Россию контрабандных товаров;

- выявление промышленных предприятий, производящих низкосортную, экологически вредную и опасную для здоровья продукцию;

борьбу с легализацией (отмыванием) доходов, полученных от преступной экономической деятельности;

- пресечение «бегства» капиталов за границу через банки и другие коммерческие структуры, расположенные на территории региона;

- обеспечение координации и взаимодействия правоохранительных органов в борьбе с преступлениями в сфере экономической деятельности осуществляющих свою деятельность;

- обеспечение взаимодействия с правоохранительными органами субъектов Федерации с целью обмена информацией, а также по оказанию практической помощи в раскрытии конкретных экономических преступлений.

Управление службами и подразделениями ОВД должно также включать в себя:

- изучение социально-экономических и иных ресурсных возможностей и условий, обеспечивающих эффективность деятельности как органов внутренних дел, так и других субъектов противодействия преступности в сфере экономической деятельности;

- планирование и осуществление конкретных профилактических мер по предупреждению экономической преступности в разных сферах экономики;

- разработку комплексных профилактических мероприятий и целевых программ по противодействию негативным факторам, которые деструктивно напрямую влияют на состояние экономической безопасности;

- максимально возможное использование средств массовой информации для формирования у населения правового сознания и активной жизненной позиций, для зашиты своих экономических прав и интересов.

Экономическая преступность не стоит на месте. Практически каждый день возникают новые способы и схемы совершения преступлений. В связи с этим органам внутренних дел необходимо постоянно отслеживать негативные тенденции экономической преступности не только у себя регионе, но и в целом в стране и в мире, с целью повышения эффективности по противодействию ее проявлениям.

Подводя итоги можно сделать ряд выводов:

1. Основную нагрузку по обеспечению экономической безопасности России несут структуры, призванные бороться с экономической преступностью, среди которых особое значение имеет деятельность органов внутренних дел. Эта деятельность представляет собой своеобразную форму социального управления в рам-

ках системы государственных органов. Кроме этого, она предполагает применение комплекса (организационных, уголовно-правовых, процессуальноправовых, оперативно-розыскных и воспитательных) мер, направленных на стабилизацию криминогенной обстановки в сфере экономики, как в отдельных отраслях, так и в целом региона.

2. Комплексный анализ показал, что совершенствование организационной структуры и приведение ее в соответствие с новыми актуальными направлениями деятельности является одним из основных направлений совершенствования деятельности органов внутренних дел, как в целом страны, так и отдельных ее регионов.

3. Основными направлениями совершенствования деятельности органов внутренних дел в сфере обеспечения экономической безопасности России должны быть:

- организация комплексного планирования деятельности служб и подразделений на основе мониторинга криминальных процессов происходящих в экономике, научном прогнозировании развития событий, различного рода исследованиях;

- организация взаимодействия служб и подразделений органов внутренних дел по противодействию экономической преступности;

- укрепление ресурсного обеспечения деятельности органов внутренних дел, в первую очередь правового, информационного, материально-технического;

- внедрение в повседневную деятельность органов внутренних дел передовых форм и методов противодействия преступлений в экономической сфере, в том числе связанной с коррупцией.

Список литературы:

1. Есипов Е.М. Организационно-экономические механизмы противодействия криминальной экономике на этапе проведения рыночной реформы. Автореферат д.э.н.-М., 2004.- С.40

2. Барышев С.Л. Обеспечение экономической безопасности службой криминальной милиции МВД РФ.- Диссертация к.э.н. М., 2002. С.193-194.

3. Наливайко С.В. Обеспечение органами внутренних дел экономической безопасности России. - Дисс. к.э.н. М., 2006. - С. 128

4. Зайцев Р.В Обеспечение ОВД экономической безопасности субъекта РФ (на материалах Приморского края)». Дис. на соиск. уч. степ. к.э.н. - М., Академия управления МВД России, 2007.

5. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. - 2-е изд. -М.: ИНФРА-М 1999.-137 с.

6. Мильнер Б.З. Теория организации. - М., 1999, С. 137; Афанасьев В.Г. Научное управление обществом. - М., 1968. С.11-12.

7. Экономическая безопасность России ./ Под. ред. В.К. Сенчагова., М.: Институт экономики РАН,2006.С.278

8. Пузиков В.В., Громович А.И. Экономическая безопасность и экономическая преступность. - М., Армита-Маркетинг-Менеджмент, 2007. С. 274 -275.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.