Научная статья на тему 'Органы внутренних дел как субъект обеспечения экономической безопасности в налоговой сфере'

Органы внутренних дел как субъект обеспечения экономической безопасности в налоговой сфере Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1526
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / НАЛОГОВАЯ СФЕРА / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / INTERNAL AFFAIRS BODIES / THREATS / TAX SPHERE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Палишкина Ольга Викторовна

Рассмотрены вопросы обеспечения органами внутренних дел экономической безопасности в налоговой сфере в целях противодействия уклонению от уплаты налогов как угрозе национальной безопасности. На основании оценки экономической выгодности налоговых преступлений сделан вывод о значении эффективности деятельности государственных органов по выявлению и раскрытию налоговых преступлений. Анализ задач, функций и полномочий правоохранительных органов, участвующих в процессе декриминализации налоговой сферы, их поэтапная реорганизация показывает необходимость участия этих органов в процессе обеспечения экономической безопасности в налоговой сфере. Приведенная динамика по выявлению и привлечению лиц, совершивших налоговые преступления за 20072010 гг., свидетельствует о влиянии законодательных изменений на показатели деятельности подразделений МВД. Утверждается необходимость осуществления конкретного комплекса мер по обеспечению экономической безопасности органами внутренних дел в современных условиях. Работа представляет определенный шаг в исследовании проблем по противодействию органов внутренних дел налоговой преступности. Результаты работы автора позволяют конкретизировать пути решения вопросов при исследовании процессов декриминализации налоговой сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Палишкина Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bodies of internal affairs as the subject of economic security in the tax area

The article deals with the issues of the internal affairs bodies of economic security in the tax field in order to counter tax evasion as a threat to national security. Based on the assessment of the economic profitability of tax crimes concluded that the value of the efficiency of the public authorities on the identification and disclosure of tax crimes. Analysis of tasks, functions and powers of the law enforcement agencies involved in the process of decriminalization of the tax sphere, their gradual reorganization shows the need for the involvement of these bodies in the process of economic security in the tax area. Reduced dynamics to identify and bring the perpetrators of the crime for tax years 2007-2010, illustrates the impact of legislative changes on the performance of the Interior Ministry. The article points to the need for a specific set of measures to ensure the economic security of the bodies of internal affairs in the modern world. This work represents a step in the study of problems of anti-bodies of internal affairs of the tax crime. The results of the author’s work allow to specify ways of dealing with the study of the processes for the decriminalization of the tax sphere.

Текст научной работы на тему «Органы внутренних дел как субъект обеспечения экономической безопасности в налоговой сфере»

УДК 336.201 ББК 65

ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК СУБЪЕКТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В НАЛОГОВОЙ СФЕРЕ

ОЛЬГА ВИКТОРОВНА ПАЛИШКИНА,

специалист-ревизор ОДИ УЭБиПК ГУ МВД России по Ставропольскому краю, адъюнкт заочной формы обучения Академии управления МВД России Научная специальность 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством

E-mail: [email protected] Научный руководитель и рецензент: доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры ОФЭ и ТО Академии управления МВД России В.Ф. Гапоненко

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассмотрены вопросы обеспечения органами внутренних дел экономической безопасности в налоговой сфере в целях противодействия уклонению от уплаты налогов как угрозе национальной безопасности. На основании оценки экономической выгодности налоговых преступлений сделан вывод о значении эффективности деятельности государственных органов по выявлению и раскрытию налоговых преступлений. Анализ задач, функций и полномочий правоохранительных органов, участвующих в процессе декриминализации налоговой сферы, их поэтапная реорганизация показывает необходимость участия этих органов в процессе обеспечения экономической безопасности в налоговой сфере. Приведенная динамика по выявлению и привлечению лиц, совершивших налоговые преступления за 20072010 гг., свидетельствует о влиянии законодательных изменений на показатели деятельности подразделений МВД. Утверждается необходимость осуществления конкретного комплекса мер по обеспечению экономической безопасности органами внутренних дел в современных условиях. Работа представляет определенный шаг в исследовании проблем по противодействию органов внутренних дел налоговой преступности. Результаты работы автора позволяют конкретизировать пути решения вопросов при исследовании процессов декриминализации налоговой сферы.

Ключевые слова: экономическая безопасность, налоговая сфера, органы внутренних дел.

Annotation. The article deals with the issues of the internal affairs bodies of economic security in the tax field in order to counter tax evasion as a threat to national security. Based on the assessment of the economic profitability of tax crimes concluded that the value of the efficiency of the public authorities on the identification and disclosure of tax crimes. Analysis of tasks, functions and powers of the law enforcement agencies involved in the process of decriminalization of the tax sphere, their gradual reorganization shows the need for the involvement of these bodies in the process of economic security in the tax area. Reduced dynamics to identify and bring the perpetrators of the crime for tax years 2007-2010, illustrates the impact of legislative changes on the performance of the Interior Ministry. The article points to the need for a specific set of measures to ensure the economic security of the bodies of internal affairs in the modern world. This work represents a step in the study of problems of anti-bodies of internal affairs of the tax crime. The results of the author's work allow to specify ways of dealing with the study of the processes for the decriminalization of the tax sphere.

Keywords: economic security, threats, tax sphere, internal affairs bodies.

Система обеспечения экономической безопасности в налоговой сфере является важнейшей составляющей национальной безопасности и предполагает как реализацию законодательно утвержденных норм и правил налогообложения, так и контроль над их соблюдением. Налоговая система России является сферой жизнеобеспечения государства, поэтому от степени ее защищенности от криминализации зависит экономическая безопасность личности, общества, государства.

Наиболее серьезными угрозами для национальной безопасности со стороны налоговой сферы являются:

• уклонение от уплаты налогов в результате умышленного сокрытия доходов и занижения налогооблагаемой базы как физическими, так и юридическими лицами;

• массовое незаконное возмещение налогов из бюджета с использованием цепочки фиктивных поставщиков и фиктивного документооборота;

• сохранение широкой зоны теневой и криминальной экономики (включая коммерческие банки);

• наличие фактов сокрытия капиталов, прибылей и финансовых оборотов.

Риск возникновения вышеуказанных угроз может быть выражен формулой

Пр - Р'Штр > 0, где

Пр - ожидаемая экономическая выгода при уклонении от уплаты налогов или незаконном возмещении налогов из бюджета, разница между незаконным доходом и издержками, связанными с его извлечением;

Р * Штр - вероятность наступления отрицательных материальных последствий (р) в виде штрафных санкций за налоговое правонарушение (Штр) в случае выявления контролирующими государственными органами факта уклонения от уплаты налогов.

Исходя из приведенного соотношения, совершение налоговых преступлений возможно только при условии их экономической прибыльности, т.е. при таком положении дел, когда размер дохода субъекта данного преступления предсказуемо превышает его убытки, которые могут возникнуть впоследствии в случае выявления такого преступления. При оценке экономической выгодности налоговых преступлений учитываются издержки, связанные с применением схем уклонений от уплаты налогов, а также эффективность деятельности государственных органов по выявлению и раскрытию налоговых преступлений.

Процесс обеспечения государством экономической безопасности в налоговой сфере, как и в любой другой сфере, законодательно регулируемых общественных отношений, осуществляется посредством специально уполномоченных государственных правоприменительных органов, деятельность которых направлена на обеспечение своевременного и полного поступления налогов и сборов в бюджетную систему. Полномочия данных государственных органов в сфере обеспечения экономической безопасности в налоговой сфере изменялись по мере становления новых экономических отношений в государстве и были обусловлены состоянием экономического развития государства и тенденциями налоговой политики.

Создание и поэтапная реорганизация правоохранительных органов, обеспечивающих экономическую безопасность в налоговой сфере, указывает на необходимость таких органов в общей системе государственного контроля, а также отражает изменение пределов их компетенции, предоставляемой государством для осуществления деятельности в зависимости от изменений как проводимой налоговой политики, так и в целях достижения конкретных политических задач.

Налоговые органы Российской Федерации были созданы в период кардинального реформирования основ государственного экономического механизма. В этот же период появились, а затем и массово распространились криминальные структуры; широкое распространение налоговых преступлений создало реальную угрозу экономической безопасности государства1.

В целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений налогового законодательства, а также

решения задач по обеспечению безопасности деятельности самой налоговой службы и ее сотрудников в качестве специального подразделения при налоговой службе в марте 1992 г. было создано Главное управление налоговых расследований. Впоследствии в июне 1993 г. данное подразделение было преобразовано в самостоятельную правоохранительную структуру -Федеральную службу налоговой полиции, в задачи которой входило выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений2. Являясь самостоятельным правоохранительным органом, налоговая полиция осуществляла свою деятельность по трем направлениям: оперативно-розыскному, уголовно-процессуальному, документально-проверочному.

Однако, с 1 июля 2003 г. органы налоговой полиции были расформированы, при этом правоохранительная часть их полномочий была передана в Федеральную службу по экономическим и налоговым преступлениям МВД России3 (ФСЭНП МВД России), которой вопросы обеспечения экономической безопасности решались уже более комплексно как в отношении налоговых, так и в отношении иных экономических преступлений. В 2004 г. данная служба была преобразована в Департамент экономической безопасности МВД России (ДЭБ). Основными задачами ДЭБ МВД России, помимо принятия мер по организации борьбы с экономическими и налоговыми преступле-ниями4 и организационно-методического руководства деятельностью подразделений по борьбе с экономическими преступлениями и по налоговым преступлени-ям5, стало участие в формировании государственной политики и нормативном правовом регулировании в области экономической безопасности6. Перед ДЭБ МВД России уже впрямую была поставлена задача обеспечения экономической безопасности7 и предоставлены полномочия по анализу и прогнозированию оперативной обстановки по линии борьбы с экономическими и налоговыми преступлениями; определению угроз экономической безопасности государства и выработке мер по их нейтрализации; организации выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия наиболее опасных межрегиональных и международных экономических и налоговых преступлений в приоритетных сферах экономики и др.8 В 2011 г. ДЭБ, в связи с проводимой реформой МВД России, переименован в Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК)9.

Следует отметить, что влияние деятельности органов внутренних дел на уровень налоговой преступности в значительной степени ограничено объективными обстоятельствами. Динамика уголовных дел, возбуждаемых по налоговым составам, свидетельствует о прямой зависимости результативности деятельности органов внутренних дел от проводимых реформ и вносимых изменений в налоговое и уголовное законодательство. Если за 2007-2009 гг. было выявлено 28 717 лиц, совершивших налоговые преступления, по делам

об уклонении от уплаты налогов был установлен материальный ущерб в сумме 155 623 353 тыс. руб., то за последующие три года, т.е. за период 2010-2012 гг., всего выявлено 10 028 лиц, совершивших налоговые преступления, при этом установлен материальный ущерб в сумме 133 238 048 тыс. руб. (по данным ЦСИ ГИАЦ МВД России). Для наглядности приведем сопоставление результатов деятельности подразделений органов внутренних по выявлению лиц, совершивших налоговые преступления (по данным ЦСИ ГИАЦ МВД России) за период 2007-2013 гг. (рис. 1)

6000 4000 2000

2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Выявлено лиц, совершивших налоговые преступления (ст.198 и ст.199 УК РФ)

□ Привлечено к ответственности лиц за совершение налоговых преступлений

Рис. 1

По мнению автора, объективно повлияли на отрицательную динамику показателей деятельности подразделений МВД по выявлению и привлечению лиц, совершивших налоговые преступления с 2010 г. по сравнению с предыдущими периодами, следующие законодательные изменения.

1. С начала 2010 г. в нормы Уголовного кодекса РФ, касающиеся ответственности за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов, внесены поправки, улучшающие положение налогоплательщиков. В частности, увеличена сумма налогов, за уклонение от уплаты которой можно привлечь к уголовной ответственности. Кроме того, внесено дополнение, согласно которому, лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное данными статьями, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа10. Как следствие, данные меры привели к уменьшению количества выявленных преступлений за уклонение от уплаты налогов и числа виновных лиц, привлеченных к уголовной ответственности за налоговые преступления.

2. Ранее сотрудникам органов внутренних дел законодательством были прямо предоставлены права проводить проверки (ревизии) предпринимателей11; порядок их проведения регламентировался соответствующими Приказами12, что на практике предоставляло возможность сотрудникам органам внутренних дел проводить самостоятельные проверки и составлять акты, по результатам которых могли быть при-

няты решения о возбуждении уголовного дела. Однако, на фоне общей либеризации законодательства13, данные положения были отменены и сотрудники органов внутренних дел утратили право самостоятельных проверок в сфере соблюдения законодательства о налогах и сборах, вследствие чего результативность деятельности подразделений МВД резко снизилась.

3. Декриминализация противоправных деяний, заключающихся в уклонении от уплаты тех видов обязательных платежей, которые ранее входили в состав единого социального налога (ЕСН), но с 1 января 2010 г. были отнесены к страховым взносам14. В части уголовной ответственности за неуплату страховых взносов во внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования), по сути, образовался законодательный пробел, связанный с тем, что УК РФ в действующей редакции не предусматривает ответственности за данные преступления. В связи с тем, что Федеральные законы, регулирующие начисление и уплату страховых взносов, не входят в систему законодательства о налогах и сборах, а страховые взносы не относятся к налоговым платежам, ответственность плательщиков страховых взносов не может рассматриваться в контексте ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Подобная ситуация представляется нелогичной, в связи с чем, по нашему мнению, необходимо внесение изменений в УК РФ в части установления уголовной ответственности плательщиков страховых взносов и их должностных лиц за уклонение от уплаты страховых взносов, ведь размеры данных взносов и масштабы уклонений от х уплаты весьма значительны.

Защита экономики от преступных посягательств -одна из приоритетных задач органов внутренних дел, как субъекта обеспечения экономической безопасности в налоговой сфере. Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России (ГУЭБиПК МВД России) - самостоятельное структурное подразделение центрального аппарата МВД РФ, обеспечивающее и осуществляющее функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в области экономической безопасности государства. В круг основных задач данного управления входят:

• участие в формировании основных направлений государственной политики в области экономической безопасности;

• участие в совершенствовании нормативного правового регулирования в области экономической безопасности;

• принятие в пределах компетенции мер по организации борьбы с налоговыми и экономическими преступлениями;

• организационно-методическое руководство деятельностью подразделений по борьбе с экономи-

ческими преступлениями и по налоговым преступлениям.

Органы внутренних дел выступают носителями обозначенных существующим законодательством функциональных прав и обязанностей, призванных обеспечить выполнение возложенных на них задач по противодействию дальнейшему росту экономической и налоговой преступности. Их правоприменительная деятельность реализуется в пределах компетенции, конкретных целей и задач деятельности, в осуществлении функций надзора за исполнением законов, привлечении нарушителей к ответственности, применении к ним санкций.

Основными функциями и полномочиями ГУЭ-БиПК МВД России являются:

• обеспечение экономической безопасности и осуществление борьбы с преступлениями экономической и коррупционной направленности, в том числе совершенными организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями), носящими транснациональный или межрегиональный характер, либо вызывающими большой общественный резонанс;

• осуществление мероприятий, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, подрыв экономических основ организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций), борьбу с преступлениями в сфере внешнеэкономической деятельности и фальшивомонетничеством;

• документирование преступлений экономической и коррупционной направленности.

Одним из основных направлений деятельности в области противодействия правонарушениям в сфере экономики является выявление и раскрытие финансовых, в том числе налоговых преступлений методами и средствами оперативно-розыскной деятельности. Данная государственная деятельность в настоящее время осуществляется оперативными подразделениями по экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Налоговые преступления по большей своей массе являются неочевидными, завуалированными, в связи с чем, для их выявления используются особые приемы и методы. Для реализации вышеуказанных функций подразделений ЭБ и ПК необходимо изучать и оценивать криминологическую ситуацию в сфере налогообложения в целях своевременного выявления актуальных угроз экономической безопасности государства, а также разрабатывать комплекс мер, направленных на подрыв экономической базы преступных формирований в налоговой сфере. Пресечение противоправной деятельности в налоговой сфере считается важнейшим направлением деятельности органов внутренних дел, в связи с чем, от подразделений, осуществляющих комплекс мер по обеспечению экономической безопасности требуется.

1. Выполнение конкретных действий по своевременному сбору, всестороннему изучению и обобщению информации о состоянии и тенденциях а также по прогнозированию развития криминогенной ситуации в важнейших отраслях экономики.

2. Выявление фактов хищений бюджетных средств посредством незаконного возмещения налога на добавленную стоимость, а также их вывода из реального сектора экономики путем противозаконных операций по минимизации налогов и обналичивания этих средств с использованием фиктивных предприятий.

3. Выработка предупреждающих мер по пресечению фактов криминального финансирования хозяйствующих субъектов в основных отраслях экономики и устранению условий, их порождающих, на основе прогнозирования развития ситуации.

4. Координация взаимодействия подразделений ОВД между собой и с другими контролирующими органами и развитие наиболее рациональных форм и методов данного взаимодействия при выявлении и раскрытии указанных преступлений.

5. Взятие под особый контроль материалов по фактам хищений или нецелевого расходования бюджетных средств, особенно в тех случаях, когда подобным преступлениям способствуют преступления в налоговой сфере или тогда, когда эти преступления происходят опосредованно.

Особую значимость приобретает необходимость оперативной отработки объектов кредитно-финансовой сферы; при этом, их необходимо рассматривать не как кредитные учреждения в чистом виде, а как важнейшие звенья в цепочках финансовых махинаций по обналичиванию денежных средств и незаконному возмещению НДС. Приоритетными направлениями деятельности также является работа по следующим отраслям экономики: потребительский рынок, внешнеэкономическая деятельность, агропромышленный комплекс, промышленность, топливно-энергетический комплекс, органы власти и управления. Работа по данным направлениям деятельности предполагает знание преобладающих форм, методов и схем совершения преступлений, анализ причин и условий, влияющих на криминальную остановку в той или иной отрасли экономической деятельности.

Важное значения для решения поставленных задач имеет внедрение в практическую деятельность подразделений ЭБиПК МВД России передовых и перспективных направлений работы, разрабатываемых специализированными субъектами МВД, осуществляющими научно-исследовательскую деятельность и использование специальных технических средств. В связи с тем, что набор допустимых методов, применяемых при осуществлении подразделениями ЭБ и ПК возложенных на них функций ограничен федеральным законодательством, эффективность деятельности находится в прямой зависимости от правильности поставленных задач, конкретных подходов к их решению

путем внедрения в практическую деятельность передовых и перспективных направлений работы; здесь необходимо полноценное использование всех возможностей других подразделений ОВД в целях достижения наибольших результатов при проведении в пределах своей компетенции организационных и других мероприятий.

В целях осуществления правоохранительной функции по противодействию криминальным проявлениям в налоговой сфере, органы внутренних дел нуждаются в постоянном обновлении механизма противодействия преступности, ибо формы и методы противодействия достаточно быстро устаревают и утрачивают свою эффективность. В тоже время, за последние годы значительно выросло число способов достижения криминальных замыслов, в том числе основанных на использовании современной техники и технологий, стал выше интеллектуальный уровень противоправной деятельности лиц в сфере экономической деятельности.

Однако, существующие критерии оценки деятельности органов внутренних дел на основании количественных показателей выявленных преступлений вынуждают сотрудников больше внимания уделять не сложным схемам ухода от налогообложения, а наименее трудоемким в плане раскрытия преступления, материалы по которым могут иметь реальную и краткосрочную перспективу возбуждения уголовного дела.

Исходя из сложности и многоэтапности схем уклонения от уплаты налогов, которые в настоящее время реализуется преступниками, эффективное выявление такого рода преступлений возможно только при использовании всего комплекса оперативно-поисковых и специально-технических мероприятий. Поскольку стремительная динамика научно-технического прогресса насыщает своими достижениями все сферы жизнедеятельности общества, новейшие технические разработки при осуществлении преступлений в сфере налогообложения используются и злоумышленниками, опережающими правоохранительные органы по своей технической оснащенности. Используемые в подобной деятельности средства связи, информационного обеспечения и технического оснащения усложняют процесс противодействия криминальным проявлениям в экономике.

Действенным способом повышения эффективности деятельности органов внутренних дел по декриминализации налоговой сферы должно стать качественное информационное обеспечение, представляющее собой процесс получения, обработки, накопления и предоставления информации об интересующем объекте ее потребителям, осуществляемый с использованием современных информационных технологий.

Литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 1 // СЗ РФ. 1998. № 31.

2. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 33.

3. О налоговых органах Российской Федерации: Закон РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 (ред. от 17 июля 2009 г.) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 15.

4. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 7.

5. Горошко И.В., Бок А.А. Мониторинг в системе экономической безопасности // Труды Академии управления МВД России. М., 2007. N 4. С. 13.

6. Иванов П.И., Скуртул А.А. Организация подразделениями экономической безопасности органов внутренних дел защиты экономических интересов государства от преступных посягательств // Труды Академии управления МВД России. М., 2007. № 3. С. 59-63.

7. Крылов А.А. Организационно-правовые проблемы безопасности предпринимательства // Проблемы борьбы с преступностью в современных условиях. Ч. 1. М., 1995.

8. Маркова С.В. Деятельность правоохранительных органов по обеспечению экономической безопасности на предприятиях строительного комплекса региона // Общество и право. 2011. № 5. С. 293-299.

9. Морозов Н.Н. Департамент экономической безопасности МВД России как субъект обеспечения защиты национальных интересов в области экономики: Автореф. дис. ... канд. эконом. наук. М., 2006.

References

1. Tax code of the Russian Federation. Part one // SZ RF. 1998. No. 31.

2. On the operational-search activity: the Federal law as of August 12, 1995, No. 144-FZ // SZ RF. 1995. No. 33.

3. On the tax authorities of the Russian Federation: the Federal Law as of 21 March 1991, No. 943-1 (as amended on 17 July 2009) // Bulletin of the Congress of People's Deputies of RSFSR and the Supreme Soviet of the RSFSR. 1991. No. 15.

4. On the police: the Federal law as of February 7, 2011 № 3-FZ // SZ RF. 2011. No. 7.

5. GoroshkoI.V., Bok A.A. Monitoring in the system of economic security // Proceedings of the Academy of MIA Russia. M., 2007. N. 4. P. 13.

6. Ivanov P.I., Skurtul A.A. The organization by the departments of economic security of the bodies of internal affairs of protection of the economic interests of the state against criminal encroachments // Proceedings of the Academy of MIA Russia. M., 2007. № 3. P. 59-63.

7. Krylov A.A. legal security problems of entrepre-neurship // Problems of combating crime in modern conditions. H 1-M., 1995.

8. Markova S.V. Law enforcement to ensure the economic security of enterprises of the construction complex of the region // Society and law. 2011. No. 5. P. 293-299.

9. Morozov N.N. The Department of economic security of the Ministry of internal Affairs of Russia as a subject

of protection of national interests in economics: author. dis. ... cand. econ. sciences. M., 2006.

1 Крылов А.А. Организационно-правовые проблемы безопасности предпринимательства // Проблемы борьбы с преступностью в современных условиях. Ч. 1. М., 1995.

2 О федеральных органах налоговой полиции: закон РФ от 24 июня 1993 г. № 5238-1 // Российская газета, 1993. 15 июля. (утратил силу).

3 Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации: указ Президента РФ от 11 марта 2003 г. № 306 // СЗ РФ, 24 марта 2003 г., № 12, ст. 1099.

4 Об организационно-штатных вопросах Департамента экономической безопасности МВД России и непосредственно подчиненных подразделений: Приказ МВД России от 14 января 2005 г. № 14дсп (Приложение 1, п. 3, пп. «3»).

5 Там же, Приложение 1, п. 3, пп. «4».

6 Там же, Приложение 1, п. 3, пп. «1» и пп. «2».

7 Там же, Приложение 1, п. 1.

8 Там же, Приложение 1, п. 10, пп. «1», пп. «2», пп. «8».

9 Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 // Российская газета. 2011. 1 марта.

10 О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ // Российская газета. 2003. 16 декабря.

11 О милиции: Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503.

12 Об утверждении Инструкции о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства РФ о налогах и сборах: Приказ МВД России от 16 марта 2004 г. № 177 // Российская газета. 2004. 6 апреля; Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности: Приказ МВД России от 2 августа 2005 г. № 636 // Российская газета. 2005. 12 августа.

13 О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ // СЗ РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6249.

14 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»: федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ // СЗ РФ. 2009. № 30. Ст. 3739.

УДК 339 ББК 65

ВОПРОСЫ ДЕФИНИЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ИНТЕГРАЦИИ В МИРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО

ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА САРАДЖЕВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит» Московского государственного индустриального университета

E-mail: [email protected] МАКСИМ АНАТОЛЬЕВИЧ ЕЛЬЧАНИНОВ E-mail: [email protected]

Научная специальность 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Современное социально-экономическое положение России в условиях глобализации, изменения конъюнктуры мировых рынков и активизации борьбы за источники сырьевых ресурсов делает очевидной необходимость усиления деятельности государства и общества, направленной на обеспечение экономической безопасности государства как условия обеспечения стабильного состояния страны.

Ключевые слова: экономическая безопасность, мировое пространство, социально-экономическое положение, национальные интересы.

Annotation. Modem economic and social situation of Russia in the conditions of globalization, changes of an environment of the world markets and activization of fight for sources of raw material resources does obvious need of strengthening of the activity of the state and society aimed at providing economic security of the state as conditions of providing a stable condition of the country.

Keywords: economic security, outer space, economic and social situation, national interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.