Бизнес в законе
5’2014
9. ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
9.1. ВОПРОСЫ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО УЩЕРБА ОТ КРИМИНАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В НАЛОГОВОЙ СФЕРЕ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Гапоненко Владимир Федосович, профессор кафедры ОФЭ и ТО, д-р экон. наук, профессор
Место работы: Академия управления МВД России
Палишкина Ольга Викторовна, специалист-ревизор ОДИ УЭБиПК ГУ МВД России по Ставропольскому краю, адъюнкт заочной формы обучения Академии управления МВД России
Место работы: ОДИ УЭБиПК ГУ МВД России по Ставропольскому краю
Место учебы: Академия управления МВД России
Аннотация: В статье рассмотрены вопросы оценки экономического ущерба от криминальных процессов в налоговой сфере и эффективности деятельности государственных органов по их выявлению и раскрытию. Целью написания исследовательской работы является анализ различных подходов к оценке эффективности мер по декриминализации налоговой сферы в целях обеспечения экономической безопасности. Автором была поставлена задача по поиску оптимальных вариантов оценки эффективности данной деятельности, показаны различные методологические подходы как по определению экономического ущерба от криминальных процессов в налоговой сфере, так и по оценке эффективности и экономического эффекта от деятельности органов внутренних дел в процессе декриминализации налоговой сферы. Приведена вероятностная оценка экономического ущерба от криминальных процессов в налоговой сфере с использованием статистических данных и экспертных оценок об уровень латентности налоговых преступлений за 2004-2013 гг. Работа представляет определенный шаг в методологии исследования проблем по повышению эффективности мер противодействия налоговой преступности и обеспечения экономической безопасности. Результаты работы автора дают возможность конкретизировать пути решения вопросов при исследовании процессов по декриминализации налоговой сферы. Теоретическое значение статьи заключается в том, что в ней рассмотрены ранее не исследованные вопросы, касающиеся методологии оценки эффективности деятельности органов внутренних дел по обеспечению экономической безопасности в налоговой сфере и определены подходы к их решению. Оригинальной представляется оценка экономической эффективности антикриминали-зационных мер с точки зрения роста доли реально возмещаемого ущерба по делам об уклонении от уплаты налогов, что позволяет определить подходы к выработке методики совершенствования деятельности по компенсированию государству экономического ущерба. Работа предназначена для специалистов, занимающихся проблемами методологии обес-
печения экономической безопасности, а также заинтересованных практических работников.
Ключевые слова: уклонение от уплаты налогов, вероятностная оценка, экономический ущерб, эффективность деятельности
QUESTIONS OF AN ASSESSMENT OF ECONOMIC DAMAGE FROM CRIMINAL PROCESSES IN THE TAX SPHERE AND EFFICIENCY OF ACTIVITY OF LAW-ENFORCEMENT BODIES ON PROVIDING ECONOMIC SECURITY
Gaponenko Vladimir F., professor of OFE and TO chair of Academy of management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the Dr. econ. sciences, professor,
Work place: Academy of management of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Palishkina Olga V., the specialist auditor of ODI UEBIPK of the Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia across Stavropol Krai, the graduated in a military academy of tuition by correspondence of Academy of management of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Work place: ODI UEBIPK of the Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia across Stavropol Krai
Study place: Academy of management of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Annotation: In article questions of an assessment of economic damage from criminal processes in the tax sphere and efficiency of activity of government bodies on their identification and disclosure are considered. The purpose of writing a research paper is to analyze the different approaches to assessing the effectiveness of measures to decriminalize the tax field in order to ensure economic security. The author set the task of search of optimum options of an assessment of efficiency of this activity, various methodological approaches as by definition of economic damage from criminal processes in the tax sphere are shown, and according to efficiency and economic effect of activity of law-enforcement bodies in the course of decriminalization of the tax sphere. The probabilistic assessment of economic damage from criminal processes is given in the tax sphere with use statistical expertized and about level of latency of tax crimes for 2004-2013. Work represents a certain step to methodologies of research of problems on increase of efficiency of measures of counteraction of tax crime and providing economic security. Results of work of the author give the chance to concretize solutions of questions at research of processes on decriminalization of the tax sphere. Theoretical value of article is that in it not studied questions concerning methodology of an assessment of efficiency of activity of law-enforcement bodies on providing economic security in the tax sphere are considered earlier and approaches to their decision are defined. The original is to estimate the cost-effectiveness of antikriminalizatsionnyh measures in terms of real growth in the share of damages in cases of tax evasion, which allows to define approaches to the development of techniques to better manage the state to offset the economic damage. Work is intended for the experts dealing with problems of methodology of providing economic security, and also the interested practical workers
156
Гапоненко В. Ф., Палишкина О. В.
ВОПРОСЫ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО УЩЕРБА ОТ КРИМИНАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В НАЛОГОВОЙ СФЕРЕ
Keywords: tax evasion, a probabilistic assessment of economic damage, efficiency of operations
Важнейшей задачей органов внутренних дел по обеспечении экономической безопасности является пресечение криминальных проявлений в налоговой сфере. Участие органов внутренних дел в системе государственных мер по обеспечению экономической безопасности в налоговой сфере, обусловлено экономическими потребностями общества в условиях рыночных отношений и представляет собой специфическую деятельность, осуществляемую, прежде всего, в целях снижения экономических издержек государства, вследствие криминальных процессов в налоговой сфере.
Под данными издержками, по мнению автора, следует понимать сумму нанесенного материального ущерба и издержек, связанных с финансированием ОВД на осуществление деятельности по борьбе с криминальными процессами в налоговой сфере. Следует отметить, что определить экономический ущерб от криминальных процессов в налоговой сфере возможно только с допущением той или иной степени вероятности.
Вопрос определения суммарных экономических издержек (потерей) государственного бюджета вследствие совершения налоговых преступлений представляется достаточно сложным, так как налоговые преступления отличаются высокой степенью латентности и невысоким процентом выявления и раскрываемости. По данным различных источников, реальное число совершаемых налоговых преступлений в десятки раз превышает количество зарегистрированных, в среднем в 20
раз (по данным НИИ Генпрокуратуры). В. Н. Босаков отмечает, что официальные статистические данные о налоговой преступности не отражают в полной мере ее фактического положения и не позволяют достоверно установить причиняемый ею ущерб государству, величина коэффициента латентности налоговых преступлений (Кл) в 2004-2010 гг. составила: в 2004 г. она относится к категории высоколатентной (Кл-24,8); с 2005 по 2009 год - среднелатентной преступности (средний Кл-15,5); в 2010 г. - высоколатентной (Кл составил, как минимум, 33) [1, с. 18].
Исходя из приведенных данных, сумма выявленного материального ущерба по делам об уклонении от уплаты налогов представляется всего лишь «верхушкой айсберга» от фактически нанесенного бюджету ущерба. К тому же, органами внутренних дел, как и налоговыми органами, применяется метод последующего контроля, налоговые преступления выявляются с достаточной задержкой времени, когда уже фактически государственный бюджет понес убытки вследствие уклонений от уплаты налогов.
Вероятностную оценку экономического ущерба от криминальных процессов в налоговой сфере можно определить как сумму бюджетных потерь в соотношении с ВВП. Используя статистические данные Федеральной службы государственной статистики о размере ВВП России, ЦСИ гИаЦ МВД России о суммах материального ущерба по делам об уклонении от уплаты налогов по России за 2004-2013 гг. и экспертных оценок (средний уровень латентности налоговых преступлений за 2004-2013 гг. Кл=20), приведем полученные данные в таблице 1:
Таблица 1
Вероятностная оценка экономического ущерба от налоговых преступлений за 2004-201 Згг.
Показатели 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Установлено ущерба, млрд. руб. 14,0 47,5 41,3 59,4 52,2 43,9 37,4 30,8 21,1 71,4
Коэффициент латентности налоговых преступлений 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20
Сумма ущерба, причиненного бюджетной системе РФ с учетом коэффициента латентности, млрд. руб. 280,0 950,0 826,0 1188,0 1044,0 878,0 748,0 616,0 422,0 1428,0
ВВП, млрд. руб. 31407,8 33410,5 36134,6 39218,7 41276,8 38048,6 39762,2 41457,8 42882,1 43447,6
Доля потерей бюджета в ВВП, % 0,9 2,8 2,3 3,0 2,5 2,3 1,9 1,5 1,0 3,3
Приведенные в таблице 1 данные свидетельствуют о том, что за последние 10 лет вероятностная оценка экономического ущерба от налоговых преступлений, учитывая их латентность, составляет в среднем 2% от размера ВВП, что является довольно существенным показателем.
При определении суммарных издержек связанных с финансированием ОВД на осуществление деятельности по борьбе с криминальными процессами в налоговой сфере, следует учитывать, что противодействие преступлениям в налоговой сфере - всего лишь одно из направлений деятельности ГУЭБ и ПК МВД России. Для валидности, показатели эффективности следует определять исходя из сумм финансирования на осуществление деятельности по борьбе с криминальными процессами в налоговой сфере, приходящихся на 1 сотрудника оперативных подразделений, специализирующихся на раскрытии налоговых преступлений. Однако, и в этом случае, расчет может быть недостоверен, так как в процессе документирования данных преступлений участвуют сотрудники подразделений документальных исследований, а при сборе оператив-
но-значимых сведений и сотрудники иных подразделений. Кроме того, нельзя не учитывать расходы по содержанию помещений и имущества подразделений УЭБ и ПК, зарплату обслуживающего персонала, командировочные, материальные, канцелярские и прочие хозяйственные расходы, а также расходы, связанные с содержание тыловых, финансовых, медицинских и иных подразделений МВД России. При этом, поиск оптимальных вариантов повышения эффективности деятельности органов внутренних дел по обеспечению экономической безопасности в налоговой сфере должен сопровождаться расходованием минимума бюджетных средств на усовершенствование методов и способов воздействия на криминальные процессы в налоговой сфере.
Определение экономического эффекта от деятельности органов внутренних дел в процессе декриминализации налоговой сферы является вероятностным и достаточно затруднительным, а повышение эффективности деятельности органов внутренних дел не всегда и не обязательно будет означать получение
157
Бизнес в законе
5’2014
большего экономического эффекта при тех же затратах применяемых ресурсов.
Существующие критерии оценки деятельности органов внутренних дел на основании количественных показателей выявленных преступлений вынуждают сотрудников больше уделять внимание не сложным схемам ухода от налогообложения, а наименее трудоемким в плане раскрытия преступлениям, материалы по которым могут иметь реальную и краткосрочную перспективу возбуждения уголовного дела.
Вопрос об оценке эффективности деятельности органов внутренних дел и ранее рассматривался различными авторами. Так, например, И.В. Горошко указывает, что «среди используемых критериев деятельности органов внутренних дел отсутствуют экономические показатели оценки эффективности, позволяющие соразмерить весь комплекс затрат ресурсов (людских, материальных, финансовых) с результатами деятельности по предотвращению потерь от преступности» [2, с.19].
Г.В. Песчанских считает, что показатели бюджетной эффективности расходов на правоохранительную деятельность должны отражать влияние результатов осуществления проекта на расходы соответствующего бюджета. Им предлагается для расчета оценки бюджетного эффекта осуществления программы по противодействию конкретным видам преступлений использовать соотношение суммы интегральных бюджетных расходов и показателей динамики различных видов преступлений:
Бинт _ Ринт I Кинт
где Бинт - интегральный бюджетный эффект
Ринт - сумма интегральных бюджетных расходов;
Кинт - показатели роста (снижения) различных видов преступлений.
При расчете данного показателя, как отмечается Г.В. Песчанских, необходимо рассматривать не только МВД России в целом, но и отдельные виды деятельности, осуществляемые органами внутренних дел, а также, отдельные подразделения, связанные с видами деятельности или с противодействием тем или иным видам преступлений [5, с. 157].
Также заслуживает внимания подход к оценке эффективности антикриминальных мероприятий, изложенный Н.Н. Калининой [3, с. 131] и использованный С.В. Марковой [4, с. 23], согласно которому, экономическое обоснование антикриминальных мероприятий в соответствии с концепцией экономического оптимума криминальной деятельности предполагает выбор на
их основе критерия минимума экономических издерек. Минимум экономических издержек достигается при выборе варианта антикриминальных мероприятий, обеспечивающего максимум превышения величины предотвращенного экономического ущерба от криминальных процессов над требуемыми для этого антикриминальными затратами. Поэтому в обобщенном виде критерий выбора антикриминальных мероприятий может быть записан в виде:
T m n ( ), u s B R it jt t t 1 i 1 j
где: t = 1,..., T - календарный период осуществления затрат;
uit - денежная оценка вида i(i = 1,...,m)- полезный эффект от снижения криминальных процессов в календарном периоде t;
sit - денежная оценка затрат ресурсов вида j(j = 1,...,n), за календарный период t;
Bt - коэффициент приведения затрат по фактору времени;
R - суммарный дисконтированный экономический эффект.
При этом полезным эффектом от снижения криминальных процессов, по мнению Марковой С.В., может быть либо предотвращенный экономический ущерб от экономических преступлений, либо прирост экономики, например, увеличение поступления доходов бюджета (прежде всего налогов) [4, с. 23].
Подразделения УЭБ и ПК, в соответствии с возложенными на них функциями и обязанностями по противодействию криминальным процессам в налоговой сфере, должны занимать позицию активного и интенсивного воздействия на субъектов налоговых преступлений с целью повышения уровня налоговой дисциплины и компенсации имущественного ущерба, причиненного государству в результате неуплаты налогов. То есть, с точки зрения государственных потребностей, эффективность деятельности органов внутренних дел по декриминализации налоговой сферы, по мнению автора, также следует рассматривать с точки зрения экономической эффективности, сопоставляя издержки, связанные с финансированием ОВД и суммой компенсированного государству материального ущерба в результате деятельности ОВД по противодействию налоговым преступлениям. Однако, статистические данные свидетельствуют о том, что в период с 2004 по 2007 гг. доля возмещаемого ущерба возрастала, а с 2008 года наблюдается устойчивая тенденция снижения доли возмещаемого ущерба.
Таблица 2
Динамика данных о нанесенном материальном ущербе по делам об уклонении от уплаты налогов по России за 2004-2013 гг (в млрд, руб.) (по статистическим данным ЦСИ ГИАЦ МВД России)
Показатели 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Установлено ущерба 14,0 47,5 41,3 59,4 52,2 43,9 37,4 30,8 21,1 71,4
В том числе возмещено ущерба 6,1 15,3 20,4 37,3 31,6 26,2 20,6 9,9 6,2 16,8
% возмещения 43,6 32,3 49,5 62,8 60,0 59,6 55,0 32,1 29,2 23,5
На наш взгляд, при расчете показателей экономической эффективности деятельности органов внутренних дел по противодействию налоговым преступлениям (в разрезе территориальных подразделений и в целом по стране), может быть сформулирован следующим образом: достижение положительных тенденций по ряду наиболее важных показателей оценки деятельности по декриминализации налоговой сферы. Наиболее выгодным для интересов государства показателем мог бы быть рост доли реально возмещаемого ущерба по делам об уклонении от уплаты налогов, ведь в таком
случае, государству будет компенсирован имущественный ущерб, причиненный в результате неуплаты налогов. Для расчета суммы ущерба, подлежащего возмещению, по мнению автора, можно предложить использовать коэффициент-дефлятор, при помощи которого будет компенсирована временная задержка по недопоступившим своевременно налоговым доходам в бюджеты различных уровней. Применение коэффициента-дефлятора может способствовать и повышению налоговой дисциплины, так как в этом случае, при оценке экономической выгодности налоговых
158
Гапоненко В. Ф., Палишкина О. В.
ВОПРОСЫ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО УЩЕРБА ОТ КРИМИНАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В НАЛОГОВОЙ СФЕРЕ
преступлений суммарные издержки, связанные с совершением этих преступлений, вырастут и могут приблизиться к сумме обязательств по уплате налогов так, что совершение данных преступлений станет невыгодным.
Система противодействия налоговой преступности должна представлять собой организованное целенаправленное воздействия на финансовые и производственные процессы, исключающее воспроизводство криминальных отношений. Таким образом, подход к оценке эффективности деятельности органов внутренних дел по обеспечению экономической безопасности в налоговой сфере должен быть комплексным, учитывающим не только соотношение количественных результатов с издержками по финансированию антикриминальных мероприятий, но и конечную цель от этой деятельности - увеличение поступлений налоговых доходов в бюджет.
Список литературы:
1. Босаков В. Н. Налоговая преступность: состояние, региональные особенности и тенденции предупреждения (по материалам СКФО). Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону. 2012. 25 с.
2. Горошко И.В. Математическое моделирование в управ-лениии органами внутренних дел// М., 2000. 173 с.
3. Калинина Н.Н. Противодействие правоохранительных органов криминальным капиталам как фактор экономической безопасности регионального производственного комплекса: Дис. ... канд. экон. наук. М., 2005. 178 с.
4. Маркова С.В. Противодействие криминализации регионального строительного комплекса как фактор его экономической безопасности. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ставрополь. 2012. 27 с.
5. Новиченко В.В. Ущерб от незаконного предпринимательства // Пробелы в российском законодательстве.2008. №
1.С. 292-294
6. Песчанских Г.В. К оценке эффективности деятельности органов внутренних дел // Владимир, Собор, 2009.192 с.
7. Тищенко И.В., Максименко А.В., Меняйло Л.Н. Роль органов внутренних дел в возмещении материального ущерба вследствие совершенного преступления // Бизнес в зако-не.2014. №1. С. 68-72.
8. Шишов Ю.В. Принципы и показатели оценки экономической эффективности реализации оргтехмероприятий // Бизнес в законе. 2008. № 3. С. 303-307.
9. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. http://www.gks.ru/
10. Сводный отчет по России о преступности в сфере экономики (данные ЦСИ ГИАЦ МВД России).
Reference list:
1. Bosakov V. N. Tax crime: state, regional features and prevention tendencies (on materials of North Caucasus federal district). Avtoref. yew. ... edging. юрид. sciences. Rostov-on-Don. 2012.25 pages.
2. I.V. peas mathematical modeling in management of law-enforcement bodies/M, 2000. 173 pages.
3. Kalinin N. N. counteraction of law enforcement agencies to the criminal capitals as factor of economic security of regional industrial complex: Dis. ... edging. экон. sciences. M, 2005. 178 pages.
4. Markova S. V. Counteraction of criminalization of a regional construction complex as factor of its economic security. Avtoref. yew. ... edging. юрид. sciences. Stavropol. 2012.27 pages.
5. Novichenko V. V. Ushcherb from illegal business//Gaps in Russian законодательстве.2008. No. 1.S. 292-294
6. Peschanskikh G. V. To an assessment of efficiency of activity of law-enforcement bodies//Vladimir, Cathedral, 2009.192 pages.
7. Tishchenko I.V. Maksimenko A.V. Menyaylo L.N. Rol of law-enforcement bodies in compensation of material damage owing
to the committed crime//Business in законе.2014. No. 1. Page 68-72.
8. Shishov Yu.V. The principles and indicators of an assessment of economic efficiency of realization of orgtekhmeropriya-tiya//Business in the law. 2008 . No. 3. Page 303-307.
9. Official site of Federal State Statistics Service. http://www.gks.ru/
10. The summary report on Russia on crime in the economy sphere (data of TsSI GIATs of the Ministry of Internal Affairs of Russia).
РЕЦЕНЗИЯ
на статью «Вопросы оценки экономического ущерба от криминальных процессов в налоговой сфере и эффективности деятельности органов внутренних дел по обеспечению экономической безопасности в налоговой сфере» профессора кафедры ОФЭ и ТО Академии управления МВД России, д-ра экон. наук, профессора Гапоненко В.Ф. и адъюнкта заочной формы обучения Академии управления МВД России спе-циалиста-ревизора ОДИ УЭБиПК Гу МВД России по Ставропольскому краю Палишкиной О.В.
Статья «Вопросы оценки экономического ущерба от криминальных процессов в налоговой сфере и эффективности деятельности органов внутренних дел по обеспечению экономической безопасности в налоговой сфере» посвящена актуальной проблеме, поскольку широкая распространенность налоговой преступности представляет собой прямую угрозу экономической безопасности России.
Совершенно справедливо авторами отмечено, что одним из факторов, определяющим поведение налогоплательщиков при принятии решения о применении схем уклонений от уплаты налогов является эффективность работы государственных органов по выявлению и раскрытию налоговых преступлений. На основе эмпирического материала авторами дается вероятностная оценка показателей экономического ущерба от криминальных процессов в налоговой сфере и эффективности деятельности органов внутренних дел, где в качестве критериев оценки используются установленные суммы ущерба по налоговым преступлениям; коэффициент латентности налоговых преступлений, суммы возмещенного ущерба.
Авторами рассмотрены различные подходы к определению эффективности механизма обеспечения органами внутренних дел экономической безопасности в налоговой сфере к оценке экономической эффективности антикриминализаци-онных мер с точки зрения роста доли реально возмещаемого ущерба по делам об уклонении от уплаты налогов, что позволяет определить подходы к выработке методики совершенствования деятельности органов внутренних дел по компенсированию государству экономического ущерба от налоговых преступлений.
Работа представляет определенный шаг в методологии исследования проблем по повышению эффективности мер противодействия налоговой преступности и обеспечения экономической безопасности.
Данная научная работа соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Статья ранее нигде не публиковалась и рекомендуется для публикации в открытой печати.
Начальник кафедры организации финансово-экономического и тылового обеспечения Академии управления МВД России кандидат экономических наук
Ю.Г. Наумов
159