ЗАСЛОНДЛЯ КРИМИНАЛА
1 (22) - 2008
СОВМЕСТНОЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ УГРОЗАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ*
Е. М. ШКОЛОВ,
начальник Департамента
экономической безопасности МВД России
Защита экономики от преступных посягательств — одна из приоритетных задач правоохранительных органов. В структуре Министерства внутренних дел Российской Федерации головным подразделением по борьбе с преступлениями в экономической сфере является Департамент экономической безопасности МВД России. Об основных направлениях его деятельности и комплексе решаемых им задач рассказывает начальник Департамента экономической безопасности МВД России Евгений Школов.
Корр.: Евгений Михайлович, в начале нашего разговора позвольте поздравить вас с недавним избранием на пост председателя Координационного совета руководителей органов налоговых расследований государств-участников СНГ. В этой связи хотелось бы спросить, изменятся ли приоритеты в деятельности КСОНР?
Координационный совет уже сам по себе является эффективной формой сотрудничества органов налоговых расследований стран СНГ. И мои зарубежные коллеги на девятом заседании совета, которое состоялось 18—19 октября 2007 года в Кишеневе, положительно оценили результаты его деятельности. Но криминал тоже не стоит на месте. Правонарушители придумывают новые, более сложные схемы совершения преступлений в экономической сфере. И для их реализации они все чаще используют связи с преступным миром зарубежных стран. Поэтому сегодня назрела необходимость придать деятельности КСОНР новый импульс. Он должен стать одним из самых эффективных механизмов совместного противодействия угрозам экономической безопасности как всего
* Интервью начальника Департамента экономической безопасности МВД России Е. М. Школова газете «Щит и меч» печатается в сокращении.
Содружества Независимых Государств, так и каждой страны в отдельности.
В числе главных направлений работы Координационного совета можно выделить такие, например, как сокращение теневого сектора экономики, проведение скоординированных действий, направленных на борьбу с незаконным оборотом денежных средств, пресечение контрабанды товаров народного потребления, выявление каналов финансирования террористических и экстремистских организаций, противодействие нелегальной миграции, защита объектов интеллектуальной собственности. Кроме этого, мы ожидаем помощь со стороны наших партнеров в борьбе с российскими правонарушениями в сфере внешнеэкономической деятельности. В первую очередь это касается сокрытия и занижения объемов налогооблагаемой базы экспортеров, необоснованное возмещение НДС из бюджета при экспортных операциях.
Помимо укрепления взаимодействия с нашими коллегами из СНГ департамент активно работает с правоохранительными органами других зарубежных стран по линии информационного обмена. Только в этом году сотрудниками ДЭБ МВД России было организовано исполнение 411 международных запросов об оказании содействия.
Корр.: За последние десятилетия служба претерпела коренные изменения. Менялись название, структура, видоизменялись и сами преступления в экономической сфере. Не могли бы вы рассказать о том, какая роль в Министерстве внутренних дел Российской Федерации отводится Департаменту экономической безопасности МВД России в настоящее время?
ДЭБ МВД России сегодня — это самостоятельное структурное подразделение центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации. Главные направления нашей работы —
1 (22) - 2008
Заслон для криминала
осуществление оперативно-розыскнои деятельности в соответствии с российским законодательством, выработка и реализация государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере обеспечения экономической безопасности государства.
Угрозы, которые существовали в 1990-е годы, трансформировались в иные, так как сама экономика работает по другим законам. В 2007 году пришлось действовать в условиях сохраняющейся напряженности оперативной обстановки. Но при этом нам удалось изменить сами подходы к организации работы на большинстве направлений оперативно-служебной деятельности, решить в рамках административной реформы МВД России организационно-штатные и кадровые вопросы, а также предпринять ряд мер по укреплению взаимодействия с другими правоохранительными и контролирующими органами.
Особое значение в этом периоде было уделено аналитической составляющей по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в области экономической безопасности государства. Ведь без глубокого изучения и анализа процессов криминализации общества в настоящее время невозможно ни бороться с экономической преступностью, ни принимать эффективные управленческие решения. Также сделали наработки и по целому ряду других направлений, которые ранее не были присущи работе «экономического блока» нашего министерства.
В итоге с начала 2007 года подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями и по налоговым преступлениям органов внутренних дел выявлено 218 тысяч 596 преступлений экономической направленности. Более половины из них (54,9 %) относятся к категории тяжких и особо тяжких. По оконченным уголовным делам обеспечено возмещение причиненного материального ущерба в размере 86,4 миллиарда рублей. К уголовной ответственности привлечены 40 тысяч 527 лиц.
Корр.: Какие, на ваш взгляд, самые опасные экономические преступления, точнее, те из них, которые несут угрозу национальной безопасности России?
К категории наиболее опасных преступлений в сфере экономики, без сомнения, можно отнести легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем. Как показывает международная практика, эффективное противодействие организованной преступности, занимающейся легализацией преступных доходов, требует от правоохранительных органов тесного взаимодействия и единого подхода к решению данной проблемы.
В сентябре 2007 года Министерство внутренних дел Российской Федерации посетила делегация Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ) в рамках первого этапа третьего раунда взаимной оценки российской системы борьбы с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма.
В ходе мероприятия руководство МВД России проинформировало зарубежных коллег о месте и роли МВД России, которые оно занимает в созданной национальной системе противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма, а также о результатах деятельности правоохранительных органов Российской Федерации в указанной сфере.
По результатам таких мероприятий только в 2006 году отозваны лицензии на осуществление банковской деятельности у 51 банка. С января по август 2007 года — у 24 банков. Возбужден ряд значимых уголовных дел. Так, Следственным комитетом при МВД России возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного статьей 172 УК РФ, в отношении сотрудников одного из коммерческих банков, которые, используя данные паспортов граждан иностранных государств, изготавливали подложные документы и с их помощью открывали в банке рублевые и валютные счета на подставных лиц, переводили безналичным путем и обналичивали денежные средства. В результате участниками организованной группы было осуществлено 230 финансовых операций, по которым незаконно получено денежных средств на сумму свыше 14 миллиардов рублей.
Лакомым куском для криминала также остается лесопромышленный комплекс. Сейчас эта отрасль считается третьей по масштабам оборота капитала после нефтяного и рыбного бизнеса. Принимая во внимание изложенное, подразделения экономической безопасности МВД России совместно с таможенными, природоохранными и другими контролирующими органами проводят оперативно-профилактические мероприятия, направленные прежде всего на выявление и пресечение преступлений, связанных с незаконной вырубкой и контрабандой древесины.
Результатом проделанной работы в отчетном периоде со стороны подразделений по борьбе с экономическими преступлениями является выявление 3 тысяч 477 преступлений, связанных со сферой лесозаготовок и обработкой древесины, что составляет 65 % от общего количества выявленных преступлений всеми правоохранительными органами страны в этой сфере.
- 63
Заслон для криминала
1 (22) - 2008
Так, в Свердловской области по материалам ОБЭП следственным отделом при ОВД по Арте-мовскому городскому округу возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 260 УК РФ в отношении группы лиц, которые в июле 2007 года по предварительному сговору произвели незаконную порубку деревьев на территории одного из сельскохозяйственных кооперативов, причинив окружающей природной среде и государственному лесному фонду ущерб в размере 500 тысяч рублей.
Хотелось бы отметить и тот факт, что существенную помощь сотрудникам подразделений по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями МВД России стало оказывать население страны. Жители областей, деревень и поселков начали активно информировать правоохранительные органы о том, что неизвестные граждане вырубают лес. Такая поддержка позволяет сотрудникам милиции задержать злоумышленников на месте преступления.
С целью организации эффективного противодействия преступности в данной сфере, выведения его на качественно новый уровень департаментом разработан межведомственный план мероприятий с участием МВД России, ФСБ России и ФТС России по декриминализации лесной отрасли Российской Федерации на 2007—2010 годы.
Кроме того, анализ норм действующих нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере лесопользования, и материалов практики их применения позволяет сделать вывод о необходимости усиления уголовной ответственности за незаконную порубку деревьев и кустарников.
В связи с этим 18 октября на заседании Правительства РФ был рассмотрен проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 260 УК РФ и статью 8.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях». В соответствии с этим законопроектом предлагается снизить нижний предел ущерба от незаконной заготовки леса, после которого наступает уголовная ответственность, в соответствии с частью 1 статьи 260 Уголовного кодекса РФ, до пяти тысяч рублей.
Преступления, совершаемые в сфере водных биоресурсов, тоже относятся к категории социально опасных. За 9 месяцев 2007 года подразделениями органов внутренних дел в сфере водных биологических ресурсов выявлено 1058 преступлений, из которых 143 совершены в крупном или особо крупном размере, 52-группой лиц по предварительному сговору либо организованной группой.
Кроме вышеперечисленных направлений деятельности ДЭБ МВД России заметно усилен контроль со стороны подразделений по борьбе
64 -
с экономическими преступлениями и по таким немаловажным направлениям, как жилищно-коммунальное хозяйство, хищение и реализация ГСМ и топлива, на потребительском рынке, в финансово-кредитной системе и другим.
Корр.: В своей работе подразделения экономической безопасности МВД России, наверное, испытывают дополнительные трудности по причине несовершенства действующего законодательства? Какая законотворческая работа проводится департаментом?
Данное направление предполагает системную работу по совершенствованию законодательства и правоприменения в экономике Российской Федерации, направленную на снижение уровня криминализации деятельности хозяйствующих субъектов и одновременно обеспечение законных прав собственников.
Российское бизнес-сообщество в настоящее время беспокоит не только состояние законодательства (гражданского, налогового, уголовного и так далее), но и практика его применения. Во взаимодействии с Министерством экономического развития и торговли, профильными комитетами Государственной Думы, Совета Федерации и бизнес-сообществом ДЭБ МВД России вырабатывает и сопровождает предложения по устранению противоречий, а также пробелов в действующей правовой базе.
Только с начала этого года ДЭБ МВД России рассмотрено 23 проекта федеральных законов, 5 проектов официальных отзывов Правительства Российской Федерации на проекты федеральных законов, 13 проектов постановлений Правительства Российской Федерации, 27 проектов нормативных правовых актов МВД России, 2 проекта межведомственных соглашений.
Считаю главным, на что стоит обратить особое внимание в этом вопросе, — установление правильного баланса в защите государства и его законопослушных граждан от серьезного ущемления их экономических и предпринимательских интересов. Для этого приходится глубоко изучать и повседневно анализировать ситуацию, которая складывается в рамках исполнения тех или иных федеральных законов, соответствующих ведомственных актов. Все это должно четко корреспондироваться с реальными процессами в экономике, опытом зарубежного права и политикой руководства страны. И, следовательно, важнейшим делом для нас является обратная связь с населением страны.
Ведь главное для нас — не массовое привлечение к ответственности как можно большего числа правонарушителей. Нам важно показать обществу, что быть честным все-таки выгодно.