Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.today 2018, №6, Том 10 / 2018, No 6, Vol 10 https://esj.today/issue-6-2018.html URL статьи: https://esj.today/PDF/19ECVN618.pdf Статья поступила в редакцию 08.11.2018; опубликована 27.12.2018 Ссылка для цитирования этой статьи:
Бойкова А.В., Ганджа Н.Э. Оценка эффективности деятельности правоохранительных органов региона по обеспечению экономической безопасности // Вестник Евразийской науки, 2018 №6, https://esj.today/PDF/19ECVN618.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Boykova A.V., Ganja N.E. (2018). Efficiency of the activity of law force of the region to ensure economic security. The Eurasian Scientific Journal, [online] 6(10). Available at: https://esj.today/PDF/19ECVN618.pdf (in Russian)
УДК 347.73
Бойкова Анна Викторовна
ФГБОУ ВО «Тверской государственный технический университет», Тверь, Россия
Доктор экономических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=277293
Ганджа Наталья Эдуардовна
ФГБОУ ВО «Тверской государственный технический университет», Тверь, Россия
Студент
E-mail: [email protected]
Оценка эффективности деятельности правоохранительных органов региона по обеспечению экономической безопасности
Аннотация. Одной из основных проблем современной России является криминализация экономической сферы. Данная проблема является очень актуальной и, несомненно, связана с экономической безопасностью не только регионов, но и Российской Федерации в целом. Целью статьи является разработка мероприятий по повышению эффективности деятельности правоохранительных органов региона по обеспечения экономической безопасности. Основные обязанности, возложенные на органы внутренних дел, проявляются в выявлении, раскрытии и предупреждении преступлений, которые совершаются членами организованных преступных сообществ, в том числе в экономической сфере. В статье рассматриваются индивидуальные индексы, позволяющие оценить эффективность деятельности органов внутренних дел по противодействию экономическим преступлениям. Среди методов статистического анализа индексный метод занимает одно из ключевых мест. В настоящее время при помощи индексов в правоохранительной сфере изучаются как развитие правовой системы государства в целом, так и её отраслей, а также функционирование органов правоохранительной направленности. Наибольший результат в предотвращении экономических преступлений на территории Тверской области могут принести меры по совершенствованию структуры УЭБиПК по Тверской области, благодаря чему произойдёт повышение эффективности расследования преступлений экономической направленности.
Ключевые слова: экономическая безопасность; экономические преступления; коррупция; коэффициент преступности; региональная экономика; правовая статистика; эффективность; коэффициент раскрытия
Потребность в безопасности представляет собой одну из основополагающих потребностей человека. А. Маслоу, основатель гуманистической психологии выявил, что потребность в безопасности по фундаментальности уступает лишь потребностям, связанных с удовлетворением физиологических потребностей, таких как потребность в отдыхе, в пище, в крове, в одежде, предназначенной для защиты от воздействия окружающей среды [1, 2].
В современных условиях актуальной задачей для большинства субъектов рынка является обеспечение экономической безопасности предприятия. Понятие экономической безопасности предприятия является многоаспектным.
Полномочия по обеспечению экономической безопасности и снижению уровня её криминализации возлагаются на различные правоохранительные органы, тем не менее, значительную долю нагрузки по обеспечению экономической безопасности и расследованию экономических преступлений несут органы внутренних дел РФ.
Преступность экономической направленности представляет собой систему противоправных действий, направленных на разрушение установленного порядка управления экономическими процессами, нарушение прав и интересов граждан и хозяйствующих субъектов со стороны лиц, выполняющих определённые функции в системе экономических отношений [3].
Обеспечение экономической безопасности - это процесс, в котором задействована большая часть контролирующих органов исполнительной власти, некоторые органы законодательной власти, а также широкий круг общественных формирований. Несмотря на это, наиболее значимую роль при обеспечении экономической безопасности имеют структуры, непосредственно направленные на борьбу с экономической преступностью. Так, основные обязанности, возложенные на органы внутренних дел, проявляются в выявлении, раскрытии и предупреждении преступлений, которые совершаются членами организованных преступных сообществ, в том числе в экономической сфере1.
Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции, утвержденное Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации», в структуре центрального аппарата МВД России2,3
[4].
Управление экономической безопасности и противодействия коррупции является самостоятельным структурным подразделением УМВД РФ, которое входит в состав органов полиции, осуществляет в пределах своей компетенции ряд функции по обеспечению экономической безопасности и противодействию преступлениям коррупционной и экономической направленности в Тверской области, в частности это:
• выработка и реализация политики государства и нормативно-правового регулирования;
• правоприменительные полномочия в сфере обеспечения экономической безопасности;
1 Постановление Правительства Тверской области от 13.03.2012 № 84-пп (ред. от 18.05.2015) «О мерах по реализации законодательства о противодействии коррупции».
2 Российская Федерация. Указ. «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» [Текст] // Собрание законодательства РФ. - М., 2011. - №10. - ст.1334. - 07 марта - (Актуальный указ).
3 Российская Федерация. Кодекс. «Уголовный кодекс Российской Федерации» [Текст] // Собрание законодательства РФ. - М., 2011. - №10. - ст.2954. - 17 июня - (Актуальный указ).
Страница 2 из 8
4 5
• противодействие экономическим и коррупционным преступлениям^.
Отдел экономической безопасности и противодействия коррупции по Тверской области (ОЭБиПК) находится под юрисдикцией Главного Управления Экономической Безопасности и Противодействия Коррупции Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУЭБиПК МВД России).
В настоящее время единого однозначного системного подхода к определению понятия «оценка эффективности» в отношении органов внутренних дел, её сущности и значения нет [5, 6, 7, 8].
Оценить эффективность деятельности органов внутренних дел по противодействию экономическим преступлениям можно, используя статистические индивидуальные индексы.
Статистический анализ в социально-правовых исследованиях представляет собой процесс изучения цифровых данных, характеризующих различные составные части исследуемого правового явления, установления закономерностей его развития, выявления взаимозависимостей между изучаемыми и иными социально-экономическими явлениями. Главная цель статистического анализа различных преступлений заключается в оценке состояния исследуемых правонарушений и разработке рекомендаций по совершенствованию мер социального контроля над ними [9]. Проведем оценку эффективности деятельности правоохранительных органов по обеспечению экономической безопасности на примере ОЭБиПК по Тверской области.
На первом этапе необходимо произвести расчёт коэффициента экономической преступности (число экономических преступлений в расчёте на 100 тысяч человек населения) по формуле:
КП= (П х 100000) (1)
Н , ()
где
КП - коэффициент преступности;
П - количество учтенных преступлений, ед.;
Н - численность населения, чел.
Коэффициент преступности - это конкретный обобщающий показатель общего количества учтенных преступлений, соотнесенного с численностью населения. Он определяется числом преступлений на 100 тысяч, 10 тысяч или 1 тысячу населения и является объективным измерителем преступности, позволяющим сопоставлять ее уровни в различных регионах и за различные периоды времени [10].
Проанализируем данный коэффициент за период 2010-2017 гг. и результаты расчётов представим в таблице.
4 Российская Федерация. Кодекс. «Уголовный кодекс Российской Федерации» [Текст] // Собрание законодательства РФ. - М., 2011. - №10. - ст.2954. - 17 июня - (Актуальный указ).
5 Официальный сайт Управления МВД России по Тверской области [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://69.мвд.рф - Загл. с экрана. - Яз. рус.
Таблица 1
Динамика коэффициента экономической преступности по Тверской области
Год 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Коэффициент преступности, КП 203 203 216 158 67 82 67 64
Составлено автором
На основе полученных данных, можно сделать вывод о том, что коэффициент преступности (в части экономических преступлений) в Тверской области, за последние 4 года, имеет тенденцию к снижению.
Далее, с учётом приведенных выше данных и информации, представленной на портале правовой статистики, проведём расчёт индексов коэффициентов экономической преступности Тверской области6.
Индивидуальные индексы рассчитываются с помощью отношения величины отчетного периода к величине базисного периода, например, применительно к вычислению индекса коэффициентов преступности (преступлений экономической направленности), по формуле:
/ К
1 к = К (2)
0
где
h-
k - индивидуальным индекс;
К - величина коэффициента преступности отчетного периода; К0 - величина коэффициента преступности базисного периода7.
Проанализируем индивидуальные индексы Тверской области за период 2010-2017 гг. и результаты расчётов представим в таблице.
Таблица 2
Индексы коэффициентов экономической преступности
Год 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Индивидуальный индекс, i 1 1,06 0,73 0,42 1,22 0,82 0,96
Составлено автором
Как показываются приведенные выше данные, динамика коэффициента преступности за анализируемый период является неоднозначной. Так, при / > 1 можно говорить о положительной динамике в деятельности ОЭБиПК по Тверской области, а / < 1, напротив, свидетельствует о снижение результативности деятельности ОЭБиПК по Тверской области.
Также, охарактеризовать деятельность органов внутренних дел помогает индекс результативности противодействия преступлениям экономической направленности. Для этого потребуется определить коэффициент их раскрываемости:
6 Преступность в регионах [Электронный ресурс]: Портал правовой статистики: [сайт]. URL: http://crimestat.ru/regions chart total$.
7 Основные показатели по преступности [Электронный ресурс]: Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/infraction/, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
rr q
К = — (3)
q
s
где
К - коэффициент раскрытия;
Яг.
количество раскрытых преступлении;
^ - количество совершенных преступлении.
Расчёты проведём по данным за 2015-2017 гг. и результаты представим в табличной
форме.
Таблица 3
Динамика коэффициентов раскрытия экономических преступлений
Год 2015 2016 2017
Коэффициент раскрытия, К 0,61 0,57 0,7
Составлено автором
Полученные результаты свидетельствуют о том, что, несмотря на то что в 2017 году произошло существенное повышение раскрываемости экономических преступлений, по сравнению с 2016 годом, тем не менее, деятельность ОЭБиПК по Тверской области по раскрытию преступлений в сфере экономики все еще недостаточно эффективна.
Для того, чтобы минимизировать уровень криминальной обстановки в сфере экономической безопасности, ОЭБиПК по Тверской области необходимо сконцентрировать основные усилия по следующим направлениям:
• активизация работы по раскрытию преступлений имущественных составов;
• защита бюджетных средств региона, усиление противодействия коррупционным преступлениям должностных лиц различного уровня, в том числе контрольных и исполнительных органов власти;
• повышение уровня компетентности сотрудников в области информационных технологий;
• предотвращение преступлений в сфере жилищно-коммунального хозяйства, существенно затрагивающих интересы муниципальных образований и простых граждан.
Используя метод Хольта, составляется прогноз количества зарегистрированных и раскрытых экономических преступлений на территории Тверской области с учетом предложенных мероприятий.
Таблица 4
Прогнозные значения количества зарегистрированных преступлений в 2018-2024 гг.
Год Зарегистрировано преступлений, П Экспоненциально сглаженный ряд, Ь а = 0,9 Экспоненциально сглаженный тренд, Т, в = 0,7 Прогноз по методу Хольта, Пх Прогноз с учётом мероприятий
2015 1083 1083 0
2016 877 1083 0
2017 835 898 -130 835
2018 854 -69 768 730
2019 783 -70 785 746
Вестник Евразийской науки 2018, №6, Том 10 ISSN 2588-0101
The Eurasian Scientific Journal 2018, No 6, Vol 10 https://esi.today
Год Зарегистрировано преступлений, П Экспоненциально сглаженный ряд, Lt, а = 0,9 Экспоненциально сглаженный тренд, Tt, ß = 0,7 Прогноз по методу Хольта, Пх Прогноз с учётом мероприятий
2020 792 -15 713 677
2021 722 -53 777 738
2022 777 22 669 636
2023 678 -63 799 758
2024 615 584
Составлено автором
В соответствии с данным прогнозом к 2024 году количество зарегистрированных экономических преступлений снизится на 31 % по сравнению с 2017 годом.
Таблица 5
Расчет прогнозных значений количества расследованных преступлений в 2018-2024 гг.
Год Расследовано преступлений, П Экспоненциально сглаженный ряд, Lt, а = 0,6 Экспоненциально сглаженный тренд, Tt, ß = 0,7 Прогноз по методу Хольта, Пх Прогноз с учётом мероприятий
2015 656 656 0
2016 501 656 0
2017 585 563 -65 585
2018 602 8 498 522
2019 536 -44 610 641
2020 598 30 493 518
2021 523 -44 628 659
2022 604 43 479 503
2023 512 -51 647 679
2024 460 483
Составлено автором
Согласно прогнозным данным к 2024 году произойдет увеличение количества расследованных преступлений на 20 %, из чего можно сделать вывод, что применение предложенных мероприятий положительно повлияет на деятельность органов внутренних дел по раскрытию экономических преступлений.
Используя полученные результаты, проведем расчёт коэффициента раскрытия экономических преступлений за прогнозный период (2018-2024 гг.) результаты представим ниже.
Таблица 6
Коэффициент раскрытия экономических преступлений
Год 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024
КРЭП 0,61 0,57 0,7 0,72 0,86 0,77 0,89 0,93 0,9 0,83
Составлено автором
Исходя из полученных данных, прогнозное значение коэффициента раскрытия экономических составило 0,84 и превысило значение 2017 года.
Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод, что применение предложенных мероприятий, позволит повысить эффективность деятельности органов внутренних дел в сфере обеспечения экономической безопасности Тверского региона.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Иванова А.А. Особенности государственного управления развитием стратегических отраслей в условиях экономических санкций: институциональный и системный аспект // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 19. - с. 2769-2786.
2. Исраилова Э.А. Трансформация национальных экономических интересов страны в рамках национальной экономической безопасности в межстрановых взаимодействиях // Экономические отношения. - 2017. - Том 7. - № 1. - с. 9-16.
3. Лесина, Т.В. Экономическая безопасность и экономическая преступность в Калужском регионе. Оценка современного состояния и перспективы // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, No6(2017) https://naukovedenie.ru/PDF/ 151EVN617.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.
4. Шеховцова, Ю.А., Зинаков, Е.А. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, ее преимущества и пути совершенствования [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). - Краснодар: Новация, 2018. - С. 34-37. - URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/264/13637/ свободный.
- Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.
5. Марина Л.Э., Грозина А.М. Статистическая оценка эффективности деятельности МО МВД РФ "Макушинский" по противодействию экономическим преступлениям // Разработка стратегии социальной и экономической безопасности государства: материалы IV Всероссийской (национальной) научно-практической конференции (Курган, февраль 2018). - Курганская государственная сельскохозяйственная академия им. Т.С. Мальцева, 2018 - с. 7175.
6. Александрова И.А. Современная уголовная политика по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции: диссертация ... доктора юридических наук: 12.00.08 / И.А. Александрова; Нижегородская академия МВД России. - Нижний Новгород, 2016. С. 6.
7. Хиревич Э.Ю. Оценка уровня экономической безопасности металлургического предприятия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. -Т. 11. - С. 971-975. - URL: http://e-koncept.ru/2016/86211.htm.
8. Гетман И.Б. Особенности организации деятельности в полиции в системе обеспечения экономической безопасности // Современное общество и власть. -2017. № 2 (12) // [Официальный сайт] URL: http://gmanagement.ru/index.php/ ru/arxiv/2-2017r/560-hetman-122017.
9. Громыко, Г.Л. Теория статистики [Текст] / Г.Л. Громыко. - М.: ИНФРА-М, 2013.
- 476 с.
10. Криминология: Учебник для вузов [Текст] / Под общ. ред. д.ю.н., К82 проф. А.И. Долговой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2005. - 912 с.
Boykova Anna Viktorovna
Tver state technical university, Tver, Russia E-mail: [email protected]
Ganja Natalia Eduardovna
Tver state technical university, Tver, Russia E-mail: [email protected]
Efficiency of the activity of law force of the region to ensure economic security
Abstract. One of the main problems of modern Russia is the criminalization of the economic sphere. This problem is very urgent and, undoubtedly, is connected with the economic security of not only the regions, but also of the Russian Federation as a whole. The purpose of the article is to develop measures to improve the effectiveness of the law enforcement agencies in the region to ensure economic security. The main responsibilities entrusted to the internal affairs bodies are manifested in the identification, detection and prevention of crimes committed by members of organized criminal communities, including in the economic sphere. The article discusses individual indices that allow evaluating the effectiveness of the activities of the internal affairs bodies in countering economic crimes. Among the methods of statistical analysis, the index method is one of the key places. At present, with the help of law enforcement indices, both the development of the legal system of the state as a whole, and its industries, as well as the functioning of law enforcement agencies are studied. The greatest result in preventing economic crimes on the territory of the Tver region can bring measures to improve the structure of UEBiPK in the Tver region, thereby increasing the effectiveness of the investigation of crimes of economic orientation.
Keywords: economic security; economic crimes; corruption; crime rate; regional economy; legal statistics; efficiency; crime detection ratio