Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ АФГАНИСТАНА В 1929-1939ГГ'

СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ АФГАНИСТАНА В 1929-1939ГГ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
124
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АФГАНИСТАН / Х. КАЛАКОНИ / НАДИР-ШАХ / ОБРАЗОВАНИЕ / СВЕТСКИЕ / ТРАДИЦИОННЫЕ / ЯЗЫК / КУЛЬТУРА / AFGHANISTAN / KH. KALAKONI / NADIR-SHAH / EDUCATION / RURAL / TRADITIONAL / LANGUAGE / CULTURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шарифов Р.Я.

В статье собраны и проанализированы данные о состоянии системы образования в Афганистане на рубеже 1929-1939 гг. на примере многочисленных фактов показано влияния политического и социально-экономического положения общества на образование в целом. Также указывается на особое значение традиционной системы образования и роли духовенства на положение страны в указанный период. Статья содержит новые, ранее не исследованные материалы по образованию Афганистана в 30 годов ХХ века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SITUATION OF THE EDUCATION SYSTEM OF AFGHANISTAN IN 1929-1939

Facts about the system of the education in Afghanistan at the turn of 1929-1939 collected and analysed in the article. The influence of the political and socio-economic status of society on education as a whole is pointed out on basis of numerous facts. The special importance of the traditional education system and the role of the clergy in the position of the country in the specified period is also indicated. The article contains new and previously unexamined materials about the formation of Afghanistan in the 1930 of the twentieth century.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ АФГАНИСТАНА В 1929-1939ГГ»

ЛИТЕРАТУРА

1. Собрание постановлений правительства СССР. -1962. -№12.

2. Архив МСХ РТ. -Ф. 1. -Оп. 1. - Д. 2506. -Л. 17.

3. Народное хозяйство Таджикской ССР в 1965г. -Душанбе:Статистика, 1966.

4. Текущий архив поселкового совета Заргар Бохтарского района Курган-Тюбинской области. -Отчеты за 1965-1980 г. г. - Д. 4. - Л. 165

5. Советский Таджикистан за 60 лет.

6. Ленинская аграрная политика СССР(1978-1982г. г. ). -М. : Политиздат, 1984.

7. Точикистони Советй, 1981, 10 феврал.

8. Текущий архив колхоза «Коммунизм» Бохтарского района. - Отчет за 1980 г. - Д. 2. - Л. 83

9. Текущий архив кишлачного совета Шинг Пенджикентского района. - Отчет переписи населения за 1979г. - Д. 1. -Л. 17.

КУЛЬТУРНЫЙ ОБЛИК СЕЛА ТАДЖИКИСТАНА В 60-70-Е ГОДЫ XX ВЕКА

В данной статье речь идёт о социальных изменениях, которые произошли в сельском хозяйстве Таджикистана в 60-70-е годы XX века. Наряду с этими изменениями улучшился быт жителей села, появились новые поселки городского типа, укрепилась материально-техническая база сельского строительства.

Ключевые слова: сельское хозяйство, благоустройство, посёлки городского типа, колхозы, переустройство деревни, село, культурный облик.

SOCIAL AND CULTURAL CHANGESOF THE VILLAGES IN TAJIKISTAN OF 60-

70-S YEARS OF XX CENTURY

In this article we are talking about the social changes that have occurred in agriculture in Tajikistan of 60-70-s years of the twentieth century. Along with these changes have improved the life of villagers, new townships, strengthened the material and technical base of rural development.

Keyword: agriculture, landscaping, small towns, farms, rebuilding villages, village cultural character.

Сведения об авторе:

Каноатова Гулдаста Ибрагимовна- кандидат исторических наук, заведующая кафедрой истории и межкультурной коммуникации Таджикского государственного института языков имени Сотима Улугзаде. Адрес: г. Душанбе, ул. Мухаммадиева 17/6, Тел: (99237) 2325003.

About the autor:

Qanoatova Guldasta Ibragimovna - candidante history science Chair of the international history and comunikeation Tajik state institute of languages named after Sotim Ulugzade. Address: city Dushanb, e streat Muhammadieva, 17/6 Phone: (99237) 2325003.

СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ АФГАНИСТАНА В 1929-1939гг.

Шарифов Р. Я.

Таджикский национальный университет

Афганистан находящийся в самом центре Азии, на перекрестке важнейших торговых и геополитических интересов имеет историю образования, которая насчитывает несколько тысяч лет. Система образования как одна из важнейших отраслей развития государственного строя, складывается и изменяеться под воздействием политических и социально-экономических изменений региона, которая создавалась не только для нужд государства в деле ведения документации и поддержания административного аппарата, но для религии в целом. Известно, что в странах Востока религия играет важную роль в жизни обществе, она влияет на политику и экономику в стране. По этой причине традиционное образование доминировало в образовании Афганистана в начале XX века.

Благоприятные условия для развития просвещения в стране в прошлом гнетом феодализма, изоляцией от внешнего мира, средневековыми порядками, появились только в результате получения независимости Афганистаном в 1919г после третьей англо-афганской войны. Завоевав политическую независимость и установив отношения с десятком стран, Аманулла-хан приступил к реформированию Афганистана. Была задумана глубокая трансформация всей политико-экономической и социальной структуры страны. Эмир называл себя «революционером», оставаясь убежденным в том, что он не просто осуществляет простую программу реформ, а «революционизирует традиционной стиль афганской жизни и трансформирует страну в совершенно новый тип сообщества». [1, с. 82]

Аманулла-хан начал реализацию реформ в период, когда внутренние и международные факторы были одновременно благоприятными и неблагоприятными для его планов. Основное внимание было уделено реформам в системе образования к реализация которых началась уже в 1919 г., этому направлению придавалось первостепенное значение. Об этом свидетельствует тот факт, что медаль «за заслуги в области образования» стала высшей наградой, в том числе и среди военных в Афганистане. Стремясь реорганизовать эту сферу и расширить её, Аманулла-хан пригласил пригласил из Турции и Египта, вел переговоры об учреждении постоянной миссии по образованию в Афганистане.

Основными целями новой системы образования была подготовка просвещенной элиты Афганистана- основного двигателя успешных реформ и модернизациии слоя грамотных чиновников госаппарата. Чтобы привлечь внимание своих подданных к необходимости дать новому поколению современное образование, Аманулла-хан использовал политику «кнута и пряника». По его распоряжению во всех общественных местах были вывешены прокламации, рекомендовавшие жителям посылать своих детей в школы. Правительственным чиновникам предписывалось подавать пример в этом. Не желающие следовать рекомендациям подвергались штрафу или лишались работы. создание современной системы образования вело к соперничеству между традиционными и современными образовательными институтами. Большинство афганцев все еще верило, что образование любого уровня преследует цель знакомства с исламским учением и традиционалисты всячески сопротивлялись введению новых современных предметов в школьную программу.

Однако в Афганистане была другая ситуация, отчасти негативно отразившаяся на его системе образования и развития в целом. Страна, которая не покорилась никакой европейской державе, выигравшей противостояние в трех англо-афганских воинах, первой из азиатских стран получившей независимость страна заложницей своего архаического феодального строя и духовенства, которое стало тормозом в развитии страны. В то время как в соседних колониальных странах, таких как Индия, Иран и Турция открывались колонизаторами открывались школы современного образца в которых подготавливались национальные кадры, то в Афганистане их просто не существовало.

Общественно-политическое и экономическое развитие в истории образования и просвещения Афганистана, начинается с приходом к власти М. Надир-шах(1929-1933гг).

Сформировав правительство из своих родственников и ближайших соратников, Надир-шах выступил с декларацией, в которой были изложены основные принципы его внутренней и внешней политики. Главный акцент был сделан на идею «классового союза» как стержень социальной структуры государства. Целями экономической деятельности объявлялись упорядочение налоговой системы и борьба с казнокрадством.

Важное место уделялось религии. Были оставлены без изменения восстановленные и расширеные режимом Бачаи Сако права и привелегии богословов, которые получили возможность влиять на решение важных госудасртвенных вопросов через Совет улемов, созданный в рамках структуры министерства юстиции. Все положения гражданского и уголовного кодекса были приведены в соответствии с нормами шариатского права. Женщинам вновь вменялось носить чадру, были закрыти женские школы и возрождена полигамия.

В Конституции провозглашалось равенство всех перед законом, ряд гражданских свобод, отменялись феодальные сословные ограничения. Была объявлена свобода торговой, промышленной и сельскохозяйственной деятельности, а также неприкосновеность частной собственнойсти.

В 30-е годы получили распространение курсы по изучению афганского в связи с повышением значения пушту в общественной жизни страны и подготовкой к объявлению его государственным языком. В 1931 г. писатели и ученые организовали Литературное общество, издававшее ежегодник «Салнамайи Кабул» («Кабульский ежегодник»), и литературно-общественный журнал «Кабул», на страницах которых освещались вопросы истории языка и литературы Афганистана. Особенно большую роль в пропаганде языка пушту сыграло Литературное общество Кандагара, основанное в 1933 г. Оно выпускало на афганском языке журнал «Пашто». В нем, в разделе «Учитель пушту» помещался в виде отдельных уроков материал для занимавшихся этим языком.

В январе 1933 г. был опубликован королевский приказ, рекомендовавший Министерству просвещения срочно открыть курсы для изучения государственными служащими пушту, а также включить его в качестве самостоятельной дисциплины в программу начальных школ. Курсы были созданы в конце февраля, а преподавание пушту в начальных школах столицы началось с середины 1933г.[2, с. 38-39]

В Кабуле в августе 1933 г. было открыто учебное заведение для молодежи пуштунских племен, которая на время обучения поступала на полное содержание государства. Выпускники направлялись на административные и военные должности в государственный аппарат и армию. В этом учебном заведении занимались преимущественно дети знати племен.

4 ноября 1936 г. в газете «Ислах» («Исправление») был опубликован новый приказ шаха, фактический провозгласивший пушту государственным языком Афганистана. В нем говорилось: «Наряду с языком фарси, который остается языком школы и литературным языком Афганистана, приложить максимум усилий в деле возрождения и развития языка пушту. Государственные служащие должны в первую очередь изучать этот язык и ввести его в устное и письменное обращение. Вы должны дать указание министрам, генерал-губернатором, губернатором, командующим войсками округом и всем учреждениям о том, чтобы они обязали чиновников, как военных, так и гражданских, изучить в течение 3-х лет афганский язык, с тем чтобы писать и объясняться на пушту». [3, с. 40]

Объявление пушту государственным языком и осуществление мероприятий по его внедрению в государственную и общественную жизнь страны сыграли важную роль в развитии афганской национальной культуры. Эти меры были вызваны объективным процессом консолидации афганской буржуазной нации. Вместе с тем этот процесс сопровождался вспышками шовинистических настроений среди господствующих классов афганцев, выступлениями за ассимиляцию неафганских народностей.

В связи с провозглашением пушту государственным языком было принято решение повсеместно осуществлять обучение на этом языке . Однако попытки ввести пушту в качестве обязательного языка для преподавались во всех районах страны независимо от национального состава их населения оказались безуспешными. Практически обучение на пушту проводилось лишь в районах, где проживали афганцы.

В 1938 г. правительство в целях распространения пушту создало школу ускоренной подготовки преподавателей афганского языка для организовывавшихся курсов. Занятия велись по четыре часа в день в течение трех месяцев. В школу принимались афганские подданные в возрасте от 20 до 40 лет, хорошо знавшие письменность и владевшие разговорной речью на пушту. Министерство просвещения бесплатно выдавало учащимся различные пособия, а также предоставляло им стипендию в размере 50 афгани в месяц. [4, ]

Важнейшую роль в унификации и развитии афганского литературного языка играла Афганская академия «Пушту толына» - филологическое общество, созданное на базе слияния Кабульского и Кандагарского литературных обществ. Академия развернула активную деятельность по распространению грамматики и учебников афганского языка, она переводила на пушту различные пособия, занималась подготовкой преподавателей афганского языка и издавала в учебных целях газету «Зерай». В 1938 г. Академия имела три секции: 1) языка, сочинений и переводов, 2) истории, 3) корректуры и контроля.

Развитие экономики, ускорившееся во второй половине 30-х годов, привело к росту поступлений в государственный бюджет. Это позволило правительству увеличить ассигнования на нужды образования. Кроме того, Министерство образования, особенно при организации новых школ, широко использовало частные пожертвования. [5]

Серьезное внимание обращалось на подготовку преподавательских кадров. Для привлечения молодежи в педагогические училища правительство предоставлялось ей льготы. Оно обеспечивало поступавших общежитием и питанием, а также оплачивало расходы по переезду. В 1939 г. Министерство просвещения реорганизовало педагогическое училище в Кабуле и приняло меры по улучшению профессиональной подготовки в педагогическом училище в Кандагаре. Число учителей с 1933 по 1939 г. Увеличилось со 165-до 1507, т. е. возросло в девять с половиной раз. [6, с. 43]

Некоторое увлечение ассигнований на нужды образования и рост численности преподавательских кадров открывали более благоприятную перспективу для расширения сети общеобразовательных государственных начальных и неполных средних школ, которые открывались не только в столице, но и в провинции. В 1936 г, были основаны неполные средние школы в Кандагаре, Герате, Мазари-Шарифе, Джалалабаде, Маймана и т. д. В 1938 г. Только в одном хукумате Газни Кабульской провинции было создано 11 начальных школ, а в Кандагарской провинции - 27. К концу 30-з годов неполные средние школы стали открываться в городах провинциального подчинения. По данным газеты «Ислах» от 1 января 1939 г., они были созданы в городах Ташкурган и БалхМазари-Шарифской провинции.

Обращает внимание слабый прилив учащихся в общеобразовательные школы даже в столице. Так, в 10 кабульских школ поступило в 1938 г. Лишь 328 учащихся. Это в значительной мере объясняется влиянием духовенства и традицией, следуя которой родители охотнее направляли детей на учебу в мактабы и медресе.

С 1938 по 1939 г. Резко увеличилось число учащихся в общеобразовательных школах Это в большой мере объяснялось принятием в 1938 г. Министерством просвещения пятилетнего плана, согласно которому к 1943 г. предполагалось довести общее число учащихся до 400 тыс. [7, с. 27 В начальных школах, как свидетельствует учебная программа школы «Захир Шахи» г. Маймана, изучали: основы мусульманской религии и законодательства, фарси, арифметику, географию и другие предметы. В районах распространения афганского языка вместе фарси преподавали пушту. Для улучшения качества обучения при проведении практических занятий государство выделяло школам опытные земельные участки. ПО декрету 1935 г. на эти цели отводилось: 50 джарибов в вилаяте и алахукумате, 20 - в лойхукумате, 10 - в хукумате и 5 - в алакадари. [8, с. 45]

Создавалось также много частных учебных заведений, которые находились под контролем местных органов просвещения. Расходы по содержанию частных школ несли родители учащихся. Министерство образования организовывало для преподавателей частных школ краткосрочные курсы по усовершенствованию. Так, в 1936 г. в Кабуле для учебы на этих курсах были вызваны преподаватели кандагарских частных школ.

Кроме государственных и частных школ, в стране функционировали многочисленные школы при мечетях, которые финансировались местными органами власти. Правительство оказывало им помощь и предпринимало попытки постепенно поднять их до уровня начальных общеобразовательных школ.

В 1938 г. Министерство образования выступило с новой программой, в которой предусматривались меры по дальнейшему развитию народного образования в Афганистане. В программе намечалось: реорганизовать центральный аппарат Министерства просвещения, чтобы обеспечить более эффективное руководство народным образованием: восстановить начальные школы, закрытые из-за недостатка учителей; обеспечить перевод начальных школ в неполные средние, а также подготовку государственных служащих; содействовать распространению.

Развитие просвещения в этот период протекало лишь в тесной связи с мероприятиями правительства, п направления на развитие торговля, улучшена сельского хозяйства и создание первых промышленных предприятий, - осуществление всего этого потребовало использования административных и технических кадров.

Как следствие указанных причин- система образования была передана в ведение государства. Казалось бы, мера эта должна бы выглядеть прогрессивной. Однако нельзя забывать, что вся материальная база этой системы была уничтожена во время разгула реакции 1928-1929гг. -правительство начало восстанавливать только то, что было еще возможно восстановить. Начальные школы, к примеру, открылись главным образом лишь в центрах провинций, в других же городах и населенных пунктах никаких мероприятий в этом

направления же проводилось. Отсюда и довольно-таки начальные результаты: в 1930г. правительству удалось восстановить только 13 школ, в которых работало 53 учителя и обучалось 1590 учащихся. [9, с. 12-13]

Что же касается женского образования в Афганистане, в рассматриваемый период, то о восстановлении женских школ, открытых при Аманулле-хане, далее и речи не было. Больше того, правительством Надиршаха было приостановлено обучение афганских девушек за границей, отменен закон о совместном обучения мальчиков и девочек, вновь объявлено обязательное ношение чадры. Единственное, что можно отметить как положительный факт, так это то. Что по сведениям афганских исследователей, именно в период правления Надиршаха в стране были созданы акушерские курсы(1931г. )при женской больнице, которым управляла французская учительница, и женский лицей(1932)[10, с. 109-11].

Реакционная политика правительства Надиршаха нашла свое яркое выражение в антинародной феодально-монархической конституции 1931г., которая была призвана служить еще большему укреплению поддержки помещиков и купечества. В области народного образования хотя ст. 20 Конституции провозглашала обязательное начальное обучения детей, но ее осуществление ничем не обеспечивалось, она стала лишь ярким примером пустого декларирования.

Реальное же положение дар в страна в области народного образования по настоящему отражали ст. 21 и 22 Конституция. Согласно им широчайшие возможности для своей деятельности в области образования снова получило духовенство. Ст. 21 объявила о праве свободного преподавания «исламских наук», чем фактически передавала всю систему воспитания и обучения в руки того реакционного богословия. Ст. 22 еще более прямо указывала на необходимость преподавания в школах в духе воззрений и заповедей ислама. [11, с. 16]

Народ фактически был отстранен от просвещения, к нищете народных масс в этот период прибавилось отсутствие в стране хотя бы минимального числа школ. В существующих немногочисленных школах учились в основном дети состоятельных родителей, но и эта прослойка была невелика. Так, в 1932г. во всем Афганистане насчитывалось только 22 школы, в которых преподавало 106 учителей и обучалось 1350 учащихся. [12, с. 12-13]

В Афганистане реформирование и развитие системы образования в дальнейшем было связано с деятельностью Мухаммада Захир-шаха(1933-1973гг. ). Будучи воспитанником европейской системы, он понимал важность современного образования и предпринял важные шаги в деле внедрения его в стране. В 1933-1934гг. им были пересмотрены вопросы школьного образования, в результате чего в Афганистане установились следующие ступени системы просвещения: начальное образование, неполное среднее и среднее(4+4+4). [13] Далее следовало дипломированное (высшее) образование.

Вслед за пересмотром вопросов школьного образования в каждой провинции было открыто по одной неполной средней школе и около 30 начальных школ в разных районах страны. Из-за нехватки государственных школ под контролем местных органов просвещения создалось также и много частных школ, расходы по содержанию которых несли родители учащихся. По-прежнему функционировали в это время и многочисленные школы при мечетях- их финансировали местные органы власти. Кстати, посильную помощь этим школам оказывало и правительство, предпринимая одновременно попытки поднять их постепенно до уровня начальных государственных школ.

В 1938 г. Министерство просвещения Афганистана выступило с новой программой по дальнейшему развитию народного образования в стране. В ней предусматривались такие меры, как реорганизация аппарата самого министерства на целях более эффективного руководства народным образованием; восстановление начальных школ, закрытых из-за недостатка учителей; обеспечение постепенного перевода существующих начальных школ в неполные средние; содействие кампания в распространении языка пушту и. т. д. Согласно этой программа министерства к 1943 г. предполагалось довести общее количество учащихся в школах до 400 тыс. человек. [14, с. 45] Однако вследствие экономических трудностей, возникших в стране в период второй мировой войны, данная программа полностью реализована не была. Число школ и учащихся в Афганистане к 1940 г. возросло соответственно лишь до 324 и 60 тыс. [15, с. 12-13] Конечно, по сравнению с 1980г. это было

значительным ростом (напомним: тогда было 13 школ и 1530 учащихся). Но если эти данные сравнять с аналогичными же данными по советским республикам Средней Азии, с учетом данных о населении и территории, то станет ясно, как же сильно отставало развитие просвещения в Афганистан

Острый недостаток в специалистах вынудил афганское правительство все-таки направить свои усилия в рассматриваемый период на улучшение работы лицеев и создание профессиональных школ. К тому времени ему удалось восстановить лишь четыре лицея. Причем особого внимания в их программах не последовало.

Тем не менее незначительное расширение сети начальных и средних школ в Афганистане выдвигало на передний план проблему подготовки учительских кадров. Поэтому, кроме существовавшего в Кабуле единственного педагогического колледжа, в этот период в стране начали открываться и несколько других педколледжей в центрах ряда провинций. Для привлечения в них молодежи ей предоставлялись такие льготы, как обеспечения общежитием и питанием, оплачивало расходы по переезду. [16, с. 43]

В 1939г. в Кабуле был открыт так называемый краткосрочный педколледж со сроком обучения 6 месяцев. Его контингент, который достиг 370 человек, комплектовался из молодежи Кабула и провинций. Учащимся в основном были учителя, получившие образование в частных школах и работавшие в начальных школах. Ввиду того, что обучение было краткосрочным, им преподавались лишь внедрение нового учебного плана, методика и психология. Количество выпускников колебалось от 220 до 360 человек. [17]

В том же году при педколледже было создано отделение пушту, которое готовило учителей этого языка для начальных школ. Срок обучения был определен в 9 месяцев. Однако после двух выпусков это отделение закрылось.

Летом 1939 г. в Пагмане создается еще один педколледж, имеющий два отделения: по подготовки учителей начальных школ и по подготовка учителей непольных средних школ. Интересно отметить, что для проведения практика учащихся к этому колледжу было прикреплено несколько начальных школ, которые получили название экспериментальных. Количество учашихся колледжа достигли 500 человек. [18, с. 11]

В результате принятия этих и некоторых других мер число учительских кадров в стране заметно возросло. Если в 1930г. оно составляло только 53 чел., то в 1940г. их было уже 1990чел. [19, С12-13]

Однако как положительный отметим еще факт, который, по нашему убеждению имел немаловажное значение не только для культурного, но и для экономического развития Афганистана. Имеем ввиду то, что именно на этом этапе в стране было положено начало становлению на только высшего, но и профессионального образования.

Именно в это время не только в Кабуле, но и в других городах Афганистана несколько школ, отдалений и курсов отраслевого напрвления, готовивших специалистов низшей и средной квалификация для работы в промышленности, торговле и административном аппарате. К примеру, в этот период были созданы: механическая школа(1937г. ), коммерческая школа(1939г. ), школа по финансово- административному делопроизводству (1939г. ). Ежегодно выпуск этих профессиональных учебных заведений были, снова- таки, очень невелики - обычно от 5 до 20 человек. [20 С. 639]

Таким образом, выше проведенное исследование показало, что в 30-х годов XX века Афганистан по сравнению с соседними странами представлял довольно отсталую аграрную страну с оставшимися феодальными устоями. Мусульманское духовенство играло активную роль в политической и социально-экономической жизни государства. Несмотря на попытки правительства актизировать процесс внедрения современных методов в устоев в общество оно всегда натыкалось на противостояние с духовенством. Однако, правительство в полной мере осознав необходимость активизации процессов современного образования в стране, мобилизовало все силы, были привлечены финансы и преподаватели из других стран. Однако все это натыкалось на сложности, так как в самой стране до сих пор не было особых учреждений по подготовке преподавателей, которых не хватало как в школах так и в образовательных учреждениях создаваемых государством.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анис. 27. III. 1941.

2. Гирс Г. Ф. Современная художественная проза на пушту в Афганистане. -М., 1958. -С. 38-39.

3. Ислах 4. VI. 1936.

4. История УзбекскойССр: В 4 т. \Гл. редкол. : Р. Х. Аминова идр. - Ташкент: 1967-1968. Т. 3.

5. Конституция государств Ближнего и Среднего Востока. - М., 1966.

6. Коргун, В. Г. История Афганистана ХХ век. М., 2004.

7. Кухтина Т. И. Система образования исоциальная адаптация пауперизованных и декларивонных слоев населения развивающихся стран\\ Процессы деклассирования в странах Востока. - М., 1981.

8. Кухтина. Т. И. Просвещение в независимом Афганистане. -М., 1960.

9. МаарифиАфганистан дар панджах сали ахир. -Кобул, 1347.

10. Народное образование в СССР. 1917-1967. \Под ред. М. А. Прокофьева и др. -М., 1987.

11. Поянда. Мухамад Захир. ТорихимаорифиАфгонистон (История образования Афганистана). -Кобул, 1339.

СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ АФГАНИСТАНА В 1929-1939ГГ.

В статье собраны и проанализированы данные о состоянии системы образования в Афганистане на рубеже 1929-1939 гг. на примере многочисленных фактов показано влияния политического и социально-экономического положения общества на образование в целом. Также указывается на особое значение традиционной системы образования и роли духовенства на положение страны в указанный период. Статья содержит новые, ранее не исследованные материалы по образованию Афганистана в 30 годов ХХ века.

Ключевые слова: Афганистан, Х. Калакони, Надиршах, образование, светские, традиционные, язык, культура.

THE STATE OF THE EDUCATION SYSTEM IN AFGHANISTAN IN 1929-1939

The article collected and analyzed facts on the state of the education system in Afghanistan at the turn of 1929-1939. On the example of numerous facts, the influence of the political and socioeconomic status of society on education as a whole is shown. It also points out the special importance of the traditional education system and the role of the clergy in the position of the country in the specified period. The article contains new, previously unexamined materials on the formation of Afghanistan in the early 20th century.

Keywords: Afghanistan, Kh. Kalakoni, Nadirshah, education, rural, traditional, language, culture.

Сведения об авторе:

Шарифов Р. Я. - кафедра истории древнего мира, средних веков и археологии. Таджикского национального университета, E-mail.: rahmon6060@mail.ru телефон: (+992)988648136,

About the autor:

Sharipov R. I. - department of ancient history, middle ages and archeology. Tajik national university; E-mail: rahmon6060@mail.ru; tel: +992988648136,

ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ КАК ФАКТОР МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В КОНЦЕ ХХ ВЕКА

Шукуров С. М.

Центр стратегический исследований при Президента Республики Таджикистан

Впоследствии развала Советского Союза, между государствами, получившими от него независимость в Центральной Азии возникли разногласия. До развала СССР эти республики делили свои энергетические и гидроресурсы между собой под контролем Москвы, и были разделены на два блока исходя из их потенциала: ирригационный и гидроэнергетический. Ирригационный блок или же страны низовья (Казахстан, Туркменистан, Узбекистан) богаты полезными энергетическими ресурсами (нефтью и газом) и огромными равнинными территориями где можно выращивать сельхозпродукцию и для орошения этих земель

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.