Научная статья на тему 'Система высшего образования в Афганистане: наследие прошлого и реалии современности'

Система высшего образования в Афганистане: наследие прошлого и реалии современности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1709
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Афганистан / высшее образование / спрос на образовательные услуги / восстановление / инфраструктура / образование для женщин / Afghanistan / higher education / demand for educational services / restoration period / infrastructure / education for women

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Светлана Юрьевна, Аллокозай Маххамад Навид, Хашими Саед Фаиза

Система образования в Афганистане, пережив десятилетия войны, серьезно пострадала. Статья представляет собой анализ ситуации на современном этапе, который позволяет сделать выводы о положительной динамике развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system of higher education in Afghanistan has overcome a great number of difficulties caused by decades of war. The article is an analysis of the country’s present-day situation in the field of education which is on its way to improvement.

Текст научной работы на тему «Система высшего образования в Афганистане: наследие прошлого и реалии современности»

Ivanova S.Y. С.Ю.

С.Ю. Иванова

Иванова Светлана Юрьевна

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

аспирант (4-й год обучения)

Аллокозай Маххамад Навид

международный факультет (3 курс)

Хашими Саед Фаиза

международный факультет (1 курс)

СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В АФГАНИСТАНЕ: НАСЛЕДИЕ ПРОШЛОГО И РЕАЛИИ СОВРЕМЕННОСТИ

Аннотация:

Система образования в Афганистане, пережив десятилетия войны, серьезно пострадала. Статья представляет собой анализ ситуации на современном этапе, который позволяет сделать выводы о положительной динамике развития.

Ключевые слова:

Афганистан, высшее образование, спрос на образовательные услуги, восстановление, инфраструктура, образование для женщин.

Annotation:

The system of higher education in Afghanistan has overcome a great number of difficulties caused by decades of war. The article is an analysis of the country's present-day situation in the field of education which is on its way to improvement.

Keywords:

Afghanistan, higher education, demand for educational services, restoration period, infrastructure, education for women.

Затрагивая вопрос состояния афганской системы

образования на современном этапе, мы понимаем, что

нельзя рассматривать ее без учета десятилетий вооруженных

конфликтов в стране. Однако несмотря на то, что внутренние

конфликты в Афганистане не прекращаются, в соответствии с

исследованиями, проведенными Организацией Экономического

Сотрудничества и Развития (отражены в работе «Привлечение

Время науки

The Times of Science

инвестиций и создание рабочих мест в странах Центральной Азии За счет реализации программ Установления Деловых Связей»), за последние три десятилетия в стране был отмечен рост уровня грамотности. Правда, он по-прежнему остается низким по сравнению с практически всеобщей грамотностью в других государствах Центральной Азии; кроме того, невысоким остается и процент женщин, получающих образование. Инфраструктура профессионально-технического образования, как и образования в целом, развита слабо. Методы преподавания по большей части устарели, однако Афганистан показал неплохие результаты, увеличив число учащихся и количество учебных заведений, которые призваны удовлетворить текущую потребность в быстром восстановлении экономики. В стране задействованы механизмы привлечения заинтересованных сторон, а также разрабатывается национальная система квалификаций [3, с. 61].

Рассмотрим вышесказанное подробнее. Сегодня системой высшего образования в Афганистане, наравне со средним и специальным образованием, руководят Министерство просвещения и Министерство высшего образования. Следует отметить, что наиболее крупные научные центры находятся в ведении Академии наук Афганистана, в составе которой функционируют Центр естественных наук, Институт общественных наук, Институт истории, Институт литературы, Центр изучения Кушанов, Центр изучения языка пушту, Центр «Энциклопедия» и другие научные структуры.

Исторические особенности развития Исламской Республики Афганистан, к сожалению, оказывали и оказывают отрицательное

Ivanova S.Y. С.Ю.

С.Ю. Иванова

влияние на систему образования в целом, и на высшее образование в частности. Однако следует подчеркнуть, что образование в Афганистане значительно улучшилась под властью короля Захир Шаха (с 1933 года по 1973 год). При его правлении начали создаваться начальные школы для детей примерно половины населения страны, а также стала расширяться система среднего образования, осуществлялось строительство Национального университета в Кабуле. Но несмотря на успехи, очень большой процент населения оставался неграмотным.

Череда гражданских войн, обрушившихся на страну в 1978 году, фактически разрушила систему образования. Об этом рассказывают следующие факты. Большинство учителей покинули страну за время затяжной войны. В середине 1990-х годов функционировало, например, около 650 школ. В 1996 году режим «Талибан» не только запретил образование для женщин, но также были уволены из образовательных учреждений все преподаватели - женщины. Многие педагоги были убиты или помещены в тюрьмы. Вузы частично были закрыты, кампусы повреждены. В некоторых не было ни воды, ни света; большинство лабораторий не функционировало. Часть этого периода времени Университет Кабула использовался под военную базу, а занятия проводились в любых других местах, часто без каких-либо условий. Качество обучения значительно снизилось, уровень образованности большинства выпускников не отвечал требованиям работодателей.

После свержения режима талибов в 2001 году Временное правительство Афганистана получило значительную

Время науки

The Times of Science

международную помощь для восстановления системы просвещения в стране. Наравне с восстановлением системы начального и среднего образования, начала развиваться и система высшего образования - в 2002 году был вновь открыт Кабульский университет. В нём обучалось около 24000 студентов, мужчин и женщин. Пять других университетов были восстановлены с начала 21 века.

В афганском обществе очень высок процент молодых людей. После окончания школы каждый из них надеется получить высшее образование, но на их пути стоят большие трудности: нехватка учебных помещений и мест в общежитиях, отсутствие своевременного финансирования, коррупция должностных лиц при поступлении абитуриентов, нехватка профессиональных педагогов, отсутствие учебников и учебно-методических пособий, отвечающих и соответствующих современным требованиям, отсутствие государственных стандартов образования [2].

С 2001 г. Министерство высшего образования проводит работу по решению сложивших за долгий период проблем в системе высшего образования. Было создано несколько новых лабораторий, а также усовершенствованы существующие - на факультетах инженерных, информационных и коммуникационных технологий, фармацевтических, сельскохозяйственных и некоторых других; построены новые учебные корпуса и студенческие общежития, отремонтированы и оснащены кабинеты. Хотя, фактически, их требуется еще больше. Около 500 афганцев были направлены за границу для прохождения докторантуры и магистратуры, и больше 60 из них уже вернулись

Ivanova S.Y. С.Ю.

С.Ю. Иванова

и начали преподавание. Тем не менее, к 2010 году только 8 процентов штатных преподавателей имеют степени докторов PhD, 32 процента - магистров, а остальные преподаватели - степени бакалавров. Число студентов увеличилось более чем на 40 процентов за последние пять лет и в настоящее время их количество составляет 63 800 человек. Приблизительно только половина абитуриентов, сдавших документы в Канкор (приемное отделение) была принята в высшие учебные заведения.

За прошедшие пять лет бывший министр высшего образования г-н Дадфар и заместитель министра г-н Бабури проделали огромную работу по прекращению коррупции в процедурах приема в высшую школу, восстановив профессиональную честность в Министерстве высшего образования и законность национальных вступительных экзаменов [2].

Проводя работу с университетскими лидерами, министерство сделало большой шаг по направлению к существенным трансформациям в сфере высшего образования. В настоящее время руководители признают необходимость внесения значительных изменений в курс обучения и развитие педагогики, с акцентом на решение и обсуждение проблем, вместо простого их запоминания. В новых положениях особое значение придается найму и поощрениям на основании служебных заслуг и, впервые за десятилетия, выделены средства на финансирование научных исследований для преподавателей.

Время науки

The Times of Science

Одним из шагов по восстановлению системы высшего образования в Афганистане является разработанный Министерством высшего образования Национальный стратегический план развития высшего образования на 2010-2014 гг. Основные цели данного плана заключаются в совершенствовании качества высшего образования и расширении доступа к нему. Эта система мер включает в себя: развитие факультетов и повышение квалификации преподавательских кадров, улучшение и расширение инфраструктуры, пересмотр учебных планов, а также установление процедуры обеспечения качества для государственных и частных высших учебных заведений. Расширение доступа к высшему образованию имеет большое значение для удовлетворения потребностей страны, учитывая критическую нехватку хорошо обученных профессионалов. Потенциальное количество абитуриентов в стране очень высоко - в 2015 году число выпускников средних школ составит 500000 человек. Задачей государства является удвоение численности студентов с 62000 до 115000 к 2014 г. и поощрение развития высококачественного частного обучения.

Особо отметим, что благодаря новым контрактам, заключённым афганским Министерством информации и культуры, 8200 выпускников афганских школ смогут продолжить обучение в 11 частных институтах, дающих среднее профессиональное и высшее образование. В ряде стран, сотрудничающих с Афганистаном, действуют благотворительные программы по обучению афганских граждан [1].

Ivanova S.Y. С.Ю.

С.Ю. Иванова

Положительным примером также служит то, что сегодня в Афганистане насчитывается 19 вузов, в которых обучается 40 тысяч человек, 25 % из них составляют женщины. Крупнейшими университетскими центрами страны являются университеты в городах Кабул, Кандагар, Герат, Мазари-Шариф, Джалалабад.

Сегодня в системе высшего образования страны осталось много сложных вопросов, но Афганистан твердо стоит на пути решения этих проблем. Положительная динамика налицо.

Литература:

1. Всё об Афганистане: в провинции Вардак началось

строительство университета [Электронный ресурс]: URL

http://afghanistan.ru/doc/72167.html (дата обращения 27.09.2014)

2. Мухамад Шариф Шарифи. Проблемы развития образования в Афганистане: автореферат дис. кандидата педагогических наук: 13.00.01 Душанбе, 2010. 25 с.

3. Привлечение инвестиций и создание рабочих мест в

странах Центральной Азии за счет реализации программ установления деловых связей [Электронный ресурс]: URL

http://www.oecd.org/investment/psd/VET Russian.pdf (дата

обращения 31.03.2014)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.