Научная статья на тему 'ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В АФГАНИСТАНЕ'

ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В АФГАНИСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
236
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ВЕДЫ" "АВЕСТО" / "КОРАН" / ИСТОРИОГРАФИЯ / ОБРАЗОВАНИЯ / ТРАДИЦИОННАЯ ОБРАЗОВАНИЯ / МОНОГРАФИЯ / "VEDA" / "AVESTO" / "KORAN" / HISTORIOGRAPHY / EDUCATION / TRADITIONAL EDUCATION / MONOGRAPH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шарифов Рахмонали Ятимович

Анализ и интерпретация литературы, касающиеся истории образования Афганистана дает возможност выявить основные эволюционные этапы развития данной отрасли. Ясно, что образование Афганистана имеет местное корни. Советские, афганские и современные исследователи связывают предпосылки формирования развития системы образования Афганистана с политическими, экономическими, этно-социальними, географическими и финансовыми причинами. Анализ литературы выявляет особенные черты народного образования Афганистана. В данной статье история доисламского периода образования Афганистана анализировано на основе «Ведах» и «Авесто». Дальнейшее истории образования Афганистана автором рассмотрено на основе мусульманских средневековых источников и русско-английских исследователей нового периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORIOGRAPHY OF THE PROBLEM OF EDUCATION IN AFGHANISTAN

Analyses and interpretation of the history of education of Afghanistan gives an opportunity to reveal the main evolutional stages and development of the given field. It is clear that education of Afghanistan has local roots. The soviet, afghan and modern researchers associate the prerequisites of the creation and development of the system of Education of Afghanistan with political, economic, ethno- social, geographical and financial reasons. Analyses of the literature reveal special characteristics of the national education of Afghanistan. The history of the Pre-Islamic period of the education of Afghanistan is analyzed on the bases of “Veda” and “Avesto” in the given article. The further history of Education of Afghanistan is considered by the author on the bases of Muslim medieval sources and the Russian-English researchers of the new period.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В АФГАНИСТАНЕ»

ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В АФГАНИСТАНЕ

Шарифов Р.Я.

Таджикский национальный университет

Историография темы исследования позволяет определить степень изученности проблемы в целом. Не смотря на обилие работ в зарубежной, советской и афганской следует отметить, что приводимые сведения и анализ состояния той или иной сферы в исследовании не только зависят от количества и качества излагаемого материала, а объективной оценки того или иного события, которое часто опирается на чисто субъективном отношении самого исследователя. Также следует отметить, что не все исследователи изучающие страны региона побывали в самом исследуемом государстве, имеют представление о местном, совершенно ином мировоззрении и самосознании народа, местных обычаях и традициях складывавшихся веками в регионе. Зачастую такого рода исследования являются чисто компилятивными и хотя имеют особую ценность, при этом не несут духа и понимания обстановки той или иной эпохи, что ведет к неверному толкованию читателем данного труда и исследования. Приступая к исследованию проблемы автор не только ознакомился с трудами известных ученых в этой области, их идеями, анализом и выводами данной проблематики, им был изучен огромным материал содержащийся трудах мало и совсем не известных исследователей в проблеме образования в самом Афганистане, обширный материал на нескольких языках включая дари и пушту, кроме того автор в течении длительного периода изучал историю, традицию и религию страны, для этого им было совершенно несколько длительных командировок в саму изучаемую страну, несмотря на тяжелую политическую обстановку в ней. По этой причине автор детально и весьма критически относится к работам многих исследователей, которые не имеют достоверного понимания проблематики, им введен в научный оборот большое количество новых материалов до этого не известных ученым - афгановедам, что придает особую значимость и ценность его исследованию.

Об политической и социально-экономической истории Афганистана в древнейший период имеется большое количество исследований, которые были сделаны на основе огромного материала из археологических и письменных и архивных материалов.

Особенное внимание к древнейшей истории Афганистана содержатся в фундаментальных исследованиях выдающихся советских ученых, таких как «Иран при первых Ахеменидах» [1, 35-78] и «Культура и экономика Древнего Ирана»[2]. не смотря на то, что в названии монографии отмечается Иран, однако следует отметить, что границы Ахеменидского государства простирались от Малой Азии до Индии и оно являлось первым централизованным государством в регионе, где господствующей религией являлся зороастризм. Обширный археологический и письменный материал свидетельствует о богатейшей политической и социально-экономической истории иранских народов в древности, их культуре и религиозных воззрениях.

Так как традиционное образование с древности тесно связанно с религией следует особенно отметить исследования в этой области. Регион, находящийся в центре пересечения важнейших путей, связывающих практически все страны Азии, не мог избежать распространения почти всех религий, возникших на Востоке: зороастризма, буддизма, ислама и др.[3].

Сотрудничество двух ученых: археолога Массона В.М. и востоковеда Ромодина В.А., привело к написанию двухтомного фундаментального труда «История Афганистана»[4]. В первом томе исследования излагается подробная история Афганистана, начиная с каменного века до позднего средневековья. Второй том посвящен новой и новейшей истории страны. К сожалению их исследование было

доведено лишь до 40-х годов XX века, оно отличается лаконичностью и кратким изложением фактов.

Также большую ценность имеет краткое изложение истории Афганистана в монографии Ганковского Ю.В. «История, экономика, культура Афганистана»[5]. До последнего времени этот труд являлся наиболее полным изложением истории страны с древности до 80-х годов XX века.

В конце 50-х годов XX веке выходят в свет два классических фундаментальных труда по новой истории Афганистана И.М. Рейснера «Развитие феодализма и образование государства у афганцев»[6] и Ю.В. Ганковского «Империя Дуррани. Очерки административной и военной системы», [7] которые заложили прочную основу для глубокого изучения новой и новейшей истории Афганистана как самостоятельного государства, что явилось прорывом всеобщей истории в целом.

Интерес и внимание к образованию народов Востока, в частности Средней Азии появляется именно в колониальный период, так как колониальные власти рассматривали свои колонии не только как сырьевой придаток и рынок сбыта своих товаров, но, однако порабощение народов требовало кроме силового давления также и другие пути, в частности посредством изучения культуры, традиций и обрядов. Не случайно именно в это период появляются исследования посвященные истории народов, населяющих эти регионы, их культуре, религии, а также образования.

Детальное исследование Афганистана в конце XIX века было произведено английским путешественником М.Эльфинстоном, которое нашло свое отражение в его монографии «Описание Кабульского царства»[8]. Автор в своем труде подробнейшим образом излагает социально-экономический строй государства. Он дает развернутую характеристику не только государства, но также и пуштунских племен. Не обошел своим вниманием исследователь также и вопросы воспитания и образования в жизни афганского народа. При этом он отмечает на преобладании персидского языка в регионе, и что даже пуштунские муллы, которые в основном являются преподавателями в школах, ведут обучение на языке дари. Об этом упоминают и другие английские исследователи конца XIX века Дж. Грей [9] и Ф.Мартин [10].

В конце XIX века среднеазиатские колонии Российской империи и Афганистан посещает известный в то время путешественник и исследователь П.И. Пашино, который изложил свои наблюдения и выводы в своих статьях. Он отметил, не только роль политической власти в деле образования, но также детально осветил характерные черты традиционного образования и роли религии в этой сфере. Он первым вопреки заключениям других европейских ученых указал на достоинства и недостатки данного образования, тогда как другие видели в нем только недостатки [11].

Особенный вклад в разработке и изучения традиционного образования было сделано русским ученым- востоковедом Остроумовым Н.П. на протяжении долгих лет он путешествовал по Средней Азии, посещал учебные заведения всех рангов от сельских до городских и высших учебных заведений, собирал материал, который детально был систематизирован и проанализирован. Первая его монография «Мусульманские мактабы и русско-туземные школы в Туркестанском крае» [12] посвящена первой стадии обучения -школам. Ученым отмечена особая роль школ и мусульманского духовенства в воспитании и развитии личности на востоке. В первую очередь родители, несмотря на свой достаток и положение, старались дать своим детям образование, которое было тесно связано с религией. При этом, не смотря на многие недостатки традиционного образования ученый отмечает, что данное образование воспитывает в учащихся смирение, уважение к старшим, что является одним из достоинств данного образования. Автор приводит все книги по которым происходит обучения в школах-мактабах.

Второй его труд «Медресе в Туркестанском крае» [13] посвящен высшим учебным заведения -медресе на Востоке. Несмотря на то, что в эпоху развитого средневековья оно являлось особенно важным учебным заведением в деле развития науки, культуры и искусства, со временем оно потеряло свои приоритеты, так как учебная программа сильно отставала от современных требований, не подвергалась изменениям в течении

нескольких веков, кроме того не имело специальных учебных пособий и программ и выпускала в основном богословов-теологов, которые не играли большое роли в деле развития государства и в осном только тормозили его.

Не последнюю роль в изучении политической и социально-экономической истории Афганистана сыграла и советская афганистика. Многие советские ученые уделили особое внимание состоянию и формированию современного образования в целом по стране и отдельным регионам. Авторами был собран обширный статистический материал, что привело к созданию исследований, имеющих особую документальную ценность.

Из новейших исследований следует особо отметить монографию известного ученого и востоковеда, специалиста в области новейшей истории Афганистана Коргуна В.Г. «История Афганистана. XX век» [14]. Книга содержит описание и анализ крупнейших политических процессов и событий афганской истории XX в., оказавших влияние на судьбы народов Афганистана. Особое внимание уделено государственным, политическим и общественным деятелям, сыгравшим решающую роль в социально-политическом развитии страны. Исторический путь афганцев в XX в. показан в контексте и в тесной связи с обще мировым развитием. Особая ценность заключается в том, что исследование начато с конца XIX века и доведено до 2004 года и в ней впервые показано роль влияния мировых держав на государство.

Особый интерес представляет исследование известного российского востоковеда Кушева В.В. «Афганский язык (пашто) XVI-XIX вв.»[15]. Изданная после смерти ученого монография является итогом многолетнего исследования являющегося на сегодняшний день государственным языком Афганистана-пашто. Автор подробно излагает в фонетические и лингвистические особенности языка, его происхождение, различие и схожесть с другим распространённым в Афганистане языком- дари. Особый интерес представляет то, что, не смотря на древнюю историю языка, произведения на нем стали складываться, только в XVI веке. Кроме того, автор также опирается то свою теорию о том, что именно пашту является древним языком Афганистана, а пуштуны коренными его жителями с древности. Эта теория также поддерживается в двух выше указанных монографиях.

Естественным является то, что первые шаги в исследовании становления современного образования были сделаны в самом Афганистане.

Первым исследователем, уделившим специальное внимание проблемам истории образования в Афганистане после обретения государственной независимости, является профессор Уши. В своей работе [16] он дает характеристику роли государственной власти в создании основ светских школ. Работа состоит из десяти глав, каждая посвящена отдельным проблемам системы образования Афганистана. Проблемами образование в Афганистане периода Амануллахана освещена в отдельных изданиях под названием «маарифи Туркистан». В этих изданиях даётся географические характеристики восточный Туркестан (Китайский Туркестан), Туркистани афган и Туркистани гарби в конце Х1Х века входила в состав царской России или называется Русский Туркестан. В этом работе речь идет о состояние медресе, численность начальных мусульманских школ на территории Туркестана (в общем). По сведением автора численность начальные мусульманские школы было очень мало. Для продолжение учебы муллобача выбирает медресе Бухары и Хива [17].

Среди работ афганских ученых следует также назвать труд Мир Гулама Мухаммада Губара «Афганистан дар масир-е тарих» («Афганистан на пути истории»), изданный в Кабуле в 1967 г. В книге М. Г. М.Губара большой интерес представляют разделы, посвященные истории образования Афганистана [18].Объективное, реалистическое и достоверное описание истории Афганистана, несомненно, отличает эту работу от предшествующих исторических сочинений. По сути дела, этой работой открывается новый, современный этап афганской историографии. Характерная особенность этого этапа заключается в том, что наряду с освещением различных аспектов политической

истории в исследованиях афганских ученых начинают рассматриваться и вопросы социально-экономической и культурной жизни страны.

В 2008 г. вышла в свет фундаментальное исследование Мирмухаммада Сидика Фарханга «Афганистан дар пандж кдрни ахир» («Афганистан в последние пять веков») [19], состоящее из двух частей и семнадцати глав. Автор рассматривает вопросы географии Афганистана до переворота 1973 г., освещает проблемы просвещения Афганистана, создание первого медицинского и последующих факультетов Кабульского университета. Географические высшие учебные заведения должны были открыться в столице- Кабуле и в крупных городах, таких, как Кандагар, Герат и Мазари Шариф. Автор показывает, что в этот период в учебных заведениях политические организации не действовали открыто. Но ограниченное количество людей занималось политической деятельностью. Например, Бабрак Кармаль в эти годы, будучи студентом юридического факультета, становится членом марксистского кружка, Хафизулла Амин (мудири дорул-ал-муалимин) защищал интересы племени Мухаммадгул Муманд, был сторонником политики сардара Мухаммада Дауда. После принятия Конституции (1964 г.) начались народные волнения. Молодежь Афганистана, в основном учащиеся, активно включалась в политические процессы. В эти дни учебные заведения становились центром политической борьбы различных групп. До этого студенты имели право участвовать в заседании вузовского совета, а также создавать группы и организовывать дискуссии. Это позволяло студентам легче сдавать зачеты и экзамены.

Алихан Рахмани в работе «Афганистан ва мушкилати ичтимаи: авамил ва рах,карих,а» [20] очень подробно описал соотношение начального, всеобщего и высшего образования, выделив особую роль образования в социальном оздоровлении афганцев.

В 2010 г. в афганской историографии появилась работа Захира Танина «Афганистан дар карни бистум (1900-1996)» («Афганистан в ХХ веке (1900-1996 гг.) [21]. В главе «Независимость и реформы Афганистана» автор освещает политическое, социально-экономическое и культурное положение Афганистана в первой четверти ХХ в.

Работа Мухаммада Икрама Андешманда под названием «Маарифи асрии Афганистон» («Современное просвещение Афганистана»)[22] является единственной работой афганских исследователей, где использован термин «маорифи асри» («современное просвещение»). Автор относит появление первых признаков современного образования в Афганистане к началу ХХ в. Автор адекватно излагает историю формирования и эволюцию современного образования Афганистана в ХХ в. Развитие современного образования в Афганистане автор рассматривает в трех смысловых частях работы. В первой проанализирован период от начала ХХ в. до апрельского переворота 1978 г.; содержание которого составили правление эмира Хабибулы-хана, начало деятельности движения младоафганцев и реформаторов, третья англо-афганская война и период приобретения независимости страны, реформы шаха Амануллы-хана, период правления Хабибуллы Калакони, Надир-шаха и на конец период М. Захир-шаха до свержения королевского режима в Афганистане. Действительно, в этот период происходили огромные политические, социально-экономические и культурные изменения в обществе Афганистана. Какую роль играло образование во всех этих трансформациях общества? Известно, что те преобразования, которые происходили в соседних странах, оказали существенное влияние на общество Афганистана. Первые лица страны осознали, что без введения основ светского образования невозможно качественно изменить облик общества и страны. Вторая часть работы охватывает период от прихода к власти НДПА до конца ХХ в. - три неустойчивых десятилетия, основным содержанием которых были войны.

В третьей части работы речь идет о структуре и других организационных элементах системы просвещения на протяжении века. Приводятся статистические данные, которые являются весьма важным источником сведений, не потерявшим свою актуальность.

Мухаммадикром Андешманд на основе изучение источников пришел к выводу, что в Афганистане, несмотря на наличие традиционного образования, в ХХ в., особенно в период правления Амануллы-хана, сформировались основы современного просвещения (образования) страны. Уровень образования в городах и селах стал сильно отличаться. Автор верно отмечает тот факт, что современный учебно-воспитательный процесс идет вразрез с шариатскими законами.

Антонио Гюстози в своей работе «Афганистан: война, политика и общество» [23] отмечает, что война стала причиной, приведшей женщин на рабочие места в больницах, системе управления, полиции и других организациях. Женщины стали работать дизайнерами, ткачихами и занимались другими работами. В то же время, по словам председателя Совета женщин Афганистана Масумы Исмат, предпринимались все усилия, чтобы женщины получали образование.

Афганский исследователь Махмуд Шакир в монографии «Афганистан - таърих, сарзамин, мардум» («Афганистан -история, край, народ») [24] пишет о том, что в прошлом на территории Афганистана существовало немало религиозных центров. В мечетях городов муллы занимались изучением Корана, местными языками, арифметикой, и др. Автор утверждает, что в 1325 г. х. (1907 г.) там впервые образовались учреждения под названием «доират-ул-маориф», а в дальнейшем, в 1349 г. х. (1930 г.), образовалось Министерство образования. Медресе и другие культурные центры входили в состав министерства, началось улучшение преподавания в системе образования [25]. Однако численность учителей по причине их бедности (необеспеченность - фак;р) и других трудностей среди мужчин составляла 20 %, а среди женщин -ниже того. Первый женский институт в Кабуле открылся в 1367 г. х. (1947 г.). Начальное обучение в Афганистане является обязательным и бесплатным, получение высшего образования также было бесплатным. Со стороны государства в городах и кишлаках Афганистана были построены многочисленные здания школ, однако везде не хватало учителей. Они были привлечены также к обучению по профессиям поваров, ткачих и др. Автор отмечает, что предметом беспокойства прогрессивных сил было то, что новые процессы и программы образования не удовлетворяли требованиям духовенства и народных масс, которые больше доверяли традиционному обучению. Это положение сформулировано словами Саида Джамолиддина Афгани, заметившего, что англичане потерпели поражение на полях сражений, но с прежней системой обучения мы никогда не сможем их победить.

Асадуллах Сирадж в своей работе «Руйдадхаи мухими зиндагии алахазрат Мухаммад Надир-шахи шахид» [26] («Основные события жизни его превосходительства Мухаммада Надир-шаха») пишет, что в период правления Надир-шаха были вновь открыты военные школы, курсы сарбозов (солдат). Преподавали специалисты из Турции, Германии и Италии. Немецкие специалисты учили методам ведения пехотной войны, а итальянцы методам стрельбы из пушек [27]. Благодаря реформе военного образования министр обороны короля Надир-шаха Махмудхон создал большую и обороноспособную армию современного типа. В начале 30-х гг. ХХ в., в мире начались международный кризис и борьба государств с целью перераспределения влияния в мире, вынашивались планы порабощения Афганистана и других государств Южной и Юго-Восточной Азии. В этой сложной обстановке Афганистану необходимо было модернизировать структуру своей экономики и политической жизни.

В период правления Надир-шаха молодые люди после получения 12-летнего образования могли поступать в дорул-ал-муаллимин, дорул-хифоз. Открылись медицинские школы. Ученики первой, второй и третьей степени лицеев отправлялись на учебу заграницу. Однако в вилаятах существовало очень мало школ. Надир-шах, как представитель пуштунских племен, открывал больше школ именно на территории проживания пуштунов. На севере страны ни одной школы не было построено. Автор приводит эпизод, характеризующий ограниченный характер реформ, проведенных в образовании при короле. Надир-шах пригласил немногочисленную делегацию мулл из вилаятов во дворец Дилкушо. Рассадив их вокруг стола, Надир-шах спрашивал мулл

о состоянии школ на местах. Они отвечали, что им школы не нужны, хватает мечетей, чтобы дети учились. Надиршах ответил, что обязанность мулл в том, чтобы самим решить этот вопрос на местах. Приведенный автором фрагмент оценивается им как забота короля о нуждах населения и духовенства [28].

В работе использованы монография Сайида Хашеми «Новейшая история Афганистана» [29] и совместный труд М. Захира и С. М. Юсуфа Элми «Тарихи маарифи Афганистан» («История просвещения Афганистана»)[30]. В этих книгах содержится анализ культурного развития страны, а также освещены цели программы и задачи системы образования на различных этапах исторического развития страны. Некоторые важные сведения по вопросам культуры и просвещения приводят в своих книгах и Абдулхай Хабиби и С. С. Хашими [31].

Развитие исторической науки в Афганистане в течение последнего полувека характеризуется, в частности, появлением интересных монографических исследований общеисторического характера. Наряду с трудами по средневековой истории опубликовано несколько монографий по истории Афганистана в новое время. В исследовании Мир Гуляма Мухаммеда Губара об Ахмед-шахе [32] и в книгах Азизуддина Попользаи «Тимур-шах Дуррани» и «Земэн-шахэ» [33] содержится значительный материал по политической истории афганского государства, а также сведения об административном устройстве, организации воинских сил в Афганистане второй половины XVIII в. В 1951 г. в Кабуле вышла в свет работа Сейид Касема Риштия «Афганистан в XIX в.» [34], в которой описываются события с конца XVIII в. и до второй англо-афганской войны и прихода к власти Абдуррахман-хана. Автор рассматривает войны Афганистана против английских завоевателей как народные и подчеркивает, что именно народный характер этих войн был основной причиной провала попыток англичан покорить Афганистан.

Исследование проблем и истории развития образования осуществлялось не только афганскими учеными в самом Афганистане, но и соискателями, аспирантами, которые учились в вузах СНГ. В 1987-1989 гг. в СССР было защищено несколько диссертационных работ по проблемам образования Афганистана. Так, в диссертации Акбара Джамила «Социально-педагогические основы становления общественного дошкольного воспитания в Афганистане» [31] рассматривались проблемы совершенствования системы дошкольного воспитания, перспективы подготовки педагогических кадров для дошкольных учреждений в ДРА. Анализу современного состояния и прогностическому обоснованию путей развития школьного образования в Афганистане посвящена кандидатская диссертация Абдула Самада Каюми «Перспективы развития школьного образования в РА» [32].

В работе афганского исследователя Зокира Вахиди «Структурные преобразования национальной экономики Республики Афганистан в 1980-е годы» [33] и в его статьях «Культурно-идеологическое воздействие Запада на развивающиеся страны (на примере Афганистана)», «Политика НДПА в области культуры: Памир» (на дари), «Роль интеллигенции в процессе осуществления национального примирения», «Интеллигенция и политическая культура», «Царандой», «Афганистан: интеллигенция выбирает мир и стабильность» [34] проанализирован ряд вопросов, относящихся к социально-культурному аспекту истории Афганистана.

Фаузия Пештоза [35] на основе документов, фундаментальных трудов афгановедов, трудов советских историков в определенной степени смог логично раскрыть историю подготовки кадров в ходе буржуазно-демократических преобразований 1970-х гг., а также показать развитие сферы образования в Афганистане в 80-х-начале 90-х гг. XX в. Хронология работы охватывает порядка 60 лет. В ней более подробно освещается подготовка кадров в период демократических преобразований. Объективно оценивается роль государства в развитии системы образования. Выделены существенные проблемы системы, первой из которых определена как неспособность преодолеть повсеместную безграмотность.

Мухаммада Шарифа Шарифи [36] поднимает вопросы и проблемы педагогики Афганистана в период правления талибов и в начале XXI в. По его мнению, проблема образования в Афганистане в связи с войной и социально-экономическим кризисом является самой актуальной. Хотя Министерство образования страны принимает ряд актов, постановлений и других документов, которые должны создать нормативные условия для оздоровления системы образования, на практике результаты достигаются незначительные. Автор отмечает критическую нехватку учебных учреждений, учителей, учебных пособий и программ во всех 34 вилоятах Афганистана. Несмотря на всестороннюю помощь международных организаций в деле ликвидации безграмотности в стране, Афганистан остается одним из самых отсталых государств мира в области образования.

К недостаткам афганской историографии темы следует отнести следующее. В некоторых работах, выпущенных в годы правления НДПА, в силу политической конъюнктуры речь шла только о системе политического образования. Например, можно встретить незаслуженно частое упоминание ныне уже расформированного Института общественных наук при ЦКНДПА [36]. Отсутствуют работы, где речь шла бы об известных в стране высших учебных заведениях, в частности о Кабульском университете. На наш взгляд, это весьма важное упущение в историографии образования Афганистана, так как роль высших учебных заведений всегда была заметной не только в плане подготовки кадров высшей квалификации, но и в политической жизни страны, в формировании политических партий и групп, оказывавших порой существенное влияние на расстановку социальных сил в обществе.

В зарубежной историографии впервые сведения о традиционном образовании освещены в работах Л.Адамика, Г. Вартаняна, Л. Пуллада, К. Хасана и др. [38].

Следует выделить в отдельную группу работы иранских, индийских и бангладешских историков. Народы этих стран в течение своей долгой истории имели достаточно схожие с народами Афганистана социально-политические условия, в том числе в вопросах формирования и функционирования системы образования, поэтому ученые этих стран не могли остаться равнодушными ко многим проблемам соседней страны, в том числе и в области воспитания и просвещения. Необходимо подчеркнуть, что исследования ученых Ирана и Индии носят объективный характер [39].

Исследования соответствующей тематики осуществлялись и в ФРГ [42, 413]. К сожалению, автору остались неизвестны другие аналогичные труды западных авторов, если таковые вообще существуют. Ученые Запада в большей степени увлечены описанием социальных потрясений в Афганистане, нежели серьезным анализом системы образования в исламской стране.

Кроме того, исследователями мало касался этно-конфессиональные проблемы страны, что также часто становилось препятствием для развития образования в регионе. Также имело значение и переформирование политических и национальных сил в государстве, уменьшение и возрастание того или иного языка и культуры в обществе, что в первую очередь отражалось на делопроизводительстве и как факт на образовании. Это и привело к тому, что после второй мировой войны появляются исследования касающиеся пущтунского языка и культуры, а как следствие указание на факты почему этот язык должен быть доминантным в системе образования.

Таким образом, история образования современного Афганистана, его проблемы и состояние, роль и место в общественно-политической жизни страны в период независимости страны, идейно-политические и теоретические концепции, направления модернизации образования на разных этапах общественно-политического развития страны до сих пор не были предметом специального комплексного исследования в научных публикациях, осуществленных в СССР, Афганистане и других странах. Отдельные факты и высказывания рассредоточены в различных публикациях монографического и иного характера, а также в различных периодических изданиях (не только востоковедческих).

ЛИТЕРАТУРА

1. Дорошенко Е.А. Зороастрийцы в Иране/Е.А.Дорошенко. -М.: Наука, 1989.-С.35-78.

2. Дандамаев М.А., Луконин В.Г. Культура и экономика Древнего Ирана/М.А.Дандамаев,

3. В.Г.Луконин. -М., 1980.-С.34.

4. Хабиби А. Тарихи хат ва навиштахои кухани Афганистан / А.Хабиби. -Кобул, 1350.-С.24-78.

5. Массон В.М., Ромодин В.А. История Афганистана/В.М.Массон, В.А.Ромодин. Т. 1-11. М.: Наука, 1964.-С.11-45.

6. Ганковский Ю.В. История, экономика, культура Афганистана/Ю.В.Ганковский. Сб.статей. М.: Военная литература, 1989.

7. Рейснер И.М. Развитие феодализма и образование государства у афганцев/И.М.Рейснер. М., 1954.

8. Ганковский Ю.В. Империя Дуррани. Очерки административной и военной системы/Ю.В.Ганковский. - М., 1958.

9. Элфинстон М. Гузариши шахигарии Кабул. (на тадж. яз) / М.Элфинистон.- Душанбе: Истеъдод, 2011.

10. Пашино П.И. Шир Али-хан и современное состояние Афганистана/П.И.Пашино // «Пчела», 1877, № 32, 33.

11. Гневушева Е.И. Забытый путешественник. Жизнь и путешествия Петра Ивановича Пашино/Е.И.Гневушева.- М., 1958.

12. Остроумов Н.П. Мусульманские мактабы и русско-туземные школы в Туркестанском крае/Н.П.Остроумов. -М., 1906.

13. Остроумов Н.П. Медресе в Туркестанском крае/Н.П.Остроумов.- М., 1907.

14. Коргун В.Г. История Афганистана XX в. /В.Г.Коргун. - М.,: ИВ РАН, 2004.

15. Кушев В.В. Афганский язык (пашто) XVI-XIX вв. пути становления и развития литературного языка/В.В.Кушев.- СПб: Петербургское востоковедение, 2008.

16. Уши. Масаили харрузаи тадрис барои истифадаи муаллимини макатиб / тарчумаи А. Ч. Файзмухамадхан, вазири маариф-табъи аввал. - Кабул, 1304. - 276 с.

17. Туркистан. Первое издание. Издание Шермухаммад сын Мухамадхон Афгон / Переводе Сайидризо Ализода. - Муфид ом, 1305-1345. - 373 с.

18. Губар М. Г. Афганистон дар масири таърих (Афганистан на пути истории) / пер. с дари, вводная статья и коммент. Муллаша Давлятова; отв. ред. Ю. В. Ганковский, В. Г. Коргун. -М., 1987. - 208 с.

19. Фарханг М. С. Афганистан дар пандж карни ахир (Афганистан впоследние пять веков) /М.С.Фарханг. - Тегеран, 1388х.к. (2008). - Ч,.1-2.

20. Алихан Рахмани. Афганистан ва мушкилати ичтимаии авамил ва рахкариха/А.Рахмани. -Техран, 1388 (2008). - С.87-88.

21. Захира Танин. Афганистан дар карни бистум (1900-1996) (Афганистан в ХХ в. (1900-1996 гг.) /Т.Захира. - Тегеран, 1384 (1997).

22. Мухаммадикрам Андешманд. Маарифи асрии Афганистан (Современное образование Афганистана) /А.Мухаммадикрам. - Кабул, 1422х.к. (1389х.ш.) (2011).

23. Антонио Гюстози. Афганистан: чанг, сиёсат ва чамеъа (Афганистан: война, политика и общество) /Г.Антонио. - Тегеран, 1357-1371 х. ш. - С.35-39.

24. Шакир Махмуд. Афганистан-таърих, сарзамин, мардум (Афганистан - история, край, население) /М.Шакир. - Тегеран, 1384. - С.61-62.

25. Сирадж, А. Руйдадхаи мухими зиндагии Алахазрат Мухаммад Надиршахи шахид . /А.Сирадж. - Кабул, 1377. - 138 с.

26. Сайд Хашеми. Новейшая история Афганистана/Х.Сайд. - Кабул, 1982. - С.67.

27. Захир М., Юсуф С. М. Таърихи маарифи Афганистан . /М.Захир, С.М.Юсуф. - Кобул, 1960 (на дари и пушту).

28. Хабиби А. Джунбиши-и машрутийат дар Афганистан . /А.Хабиби.- Кабул, 1363 (1984).

29. Губар М. Г. Об Ахмед-шахе/М.Г.Губар. - Кабул, 1944. Книга переведена на русский язык и издана в 1959 г.

30. Риштия С. К. Афганистан в Х1Х в. /С.К.Риштия. - М., 1958.-С.12-78.

31. Джамила А. Социально-педагогические основы становления общественного дошкольного воспитания в Афганистане: автореф.дисс... канд.пед.наук. - Л., 1987.

32. Каюми А. С. Перспективы развития школьного образования в РА: автореф.дисс. канд.пед.наук. - М., 1988.

33. Вахиди З. Структурные преобразование национальной экономики Республики Афганистан в 80-х годах/З.Вахиди. - М., 1990.

34. 34.Вахиди, З. Культурно-идеологической воздействие Запада на развивающиеся страны (на примере Афганистана) /З.Вахиди. - М., 1989.

35. Пештоз Фаузия. Формирование и развитие образования Афганистана в 40-90 гг. /Ф.Пешвоз. - Баку, 1992.

36. Шарифи Мухаммад Шариф. Проблемы образования в Афганистане/М.Шарифи. - Душанбе, 2011.

37. Григорян В. Зухури Афгонистони навин / пер.с англ. Али Алами Кирмони, ношир Мудаммадибродим Шариати Афгонистон:7Григорян В.. - Тегеран, 1388. - 710 с.

38. Адамик Л. Равабити харичии Афганистан ./Л.Адамик. - Тегеран, 1393. - 478 с.

39. Хосроу Тогрол. Исследование социальной обстановки Республики Афганистан/Т.Хосроу. -Тегеран, 1974.-С.10-87.

40. Poullada Leon. Reform and Re,belton in Afghanistan 1919-1929/L.Poullada.- Comeil (Ithaca and London)1973.

41. Каkаr Hasan Trends in Modern Afghan Historu. - Afghanistan in the 1970-s.Edited by Louis Dupree and Linette Alben. NY, 1973.

42. Prommer G. Dasmoderne Bildungawesenals Instrument nationaler Entwicklung: Eine Studiezur The orieder Schulein Afghanistan. Heidelberg, 1981. - 413 p.

43. Gray J.F. At the court of the amir/J/F/Gray. -London, 1895 Martin F.A. Under the absolute Amir/F.A.Martin. -London-New-York.1907

ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В АФГАНИСТАНЕ

Анализ и интерпретация литературы, касающиеся истории образования Афганистана дает возможност выявить основные эволюционные этапы развития данной отрасли. Ясно, что образование Афганистана имеет местное корни. Советские, афганские и современные исследователи связывают предпосылки формирования развития системы образования Афганистана с политическими, экономическими, этно-социальними, географическими и финансовыми причинами. Анализ литературы выявляет особенные черты народного образования Афганистана.

В данной статье история доисламского периода образования Афганистана анализировано на основе «Ведах» и «Авесто».

Дальнейшее истории образования Афганистана автором рассмотрено на основе мусульманских средневековых источников и русско-английских исследователей нового периода.

Ключевые слова: «Веды» «Авесто», «Коран», историография, образования, традиционная образования, монография.

HISTORIOGRAPHY OF THE PROBLEM OF EDUCATION IN AFGHANISTAN

Analyses and interpretation of the history of education of Afghanistan gives an opportunity to reveal the main evolutional stages and development of the given field. It is clear that education of Afghanistan has local roots. The soviet, afghan and modern researchers associate the prerequisites of the creation and development of the system of Education of Afghanistan with political, economic, ethno- social, geographical and financial reasons. Analyses of the literature reveal special characteristics of the national education of Afghanistan.

The history of the Pre-Islamic period of the education of Afghanistan is analyzed on the bases of "Veda" and "Avesto" in the given article. The further history of Education of Afghanistan is considered by the author on the bases of Muslim medieval sources and the Russian-English researchers of the new period.

Key words: "Veda", "Avesto", "Koran", historiography, education, traditional education, monograph.

Сведения об авторе:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Шарифов Р. Я. - кафедра истории древнего мира, средних веков и археологии. Таджикского национального университета, E-mail.: rahmon6060@mail.ru телефон: (+992)988648136,

About the autor:

Sharipov R. I. - department of ancient history, middle ages and archeology. Tajik national university, Dushanbe, Republic of Tajikistan address Email: rahmon6060@mail.ru tel: +992988648136,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.