Научная статья на тему 'Состояние преступности в Воронежской области и проблемы ее предупреждения'

Состояние преступности в Воронежской области и проблемы ее предупреждения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1239
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние преступности в Воронежской области и проблемы ее предупреждения»

О.В. Хотин,

начальник ГУВД по Воронежской области, генерал-лейтенант милиции

СОСТОЯНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

Криминальная ситуация, складывающаяся в нашем регионе, является неотъемлемой частью происходящих социально-экономических и других процессов, поэтому успешное противодействие преступности возможно лишь при комплекс -ном подходе и консолидации усилий в этом всех органов и институтов нашего общества.

Оценивая состояние преступности в Воронежской области, следует отметить наметив -шуюся в 2008 году тенденцию сокращения числа зарегистрированных преступлений, как их обще -го количества — на 13,8%, так и тяжких и особо тяжких — на 26,4%. Следует подчеркнуть, что это связано с реальным спадом криминальной напряженности, а не с нарушениями при учете и регистрации преступлений, поскольку наряду с прокурорским надзором значительно усилен ве -домственный контроль.

Об укреплении правопорядка в области на -глядно свидетельствует и то, что снижение реги -стрируемой преступности происходило на фоне роста числа заявлений, сообщений и иной ин -формации о происшествиях, поступившей в органы внутренних дел (+6,1%). Так, если в 2007 году было зарегистрировано 230 тысяч заявле-ний, то в прошедшем году уже более 252 тысяч человек доверили свою беду милиции.

Проводится большая работа правоохранительных органов по пресечению деятельности наиболее крупных и устойчивых преступных формирований, привлечению их лидеров и участников к уголовной ответственности. Это в первую очередь те преступные группы, которые длительное время практически безнаказанно совершали преступления.

Разработки именно таких преступных групп, проводимые в течение длительного времени и позволяющие раскрывать тяжкие преступления прошлых лет и очищать область от криминаль-ного влияния, являются основной задачей подразделений криминальной милиции.

Нельзя недооценивать опасность преступных структур, сформированных по этническому признаку и вовлеченных в такие тяжкие виды кри-минального промысла, как переброска нелегаль -ных мигрантов, незаконный оборот оружия и наркотических средств.

Последний из перечисленных видов преступности — наркобизнес — является сегодня

наиболее опасным проявлением, питающим криминальную среду и мотивирующим значительную часть противоправных деяний. Именно наркопреступления являются производными для тысяч краж, грабежей, разбоев.

В 2008 году органами внутренних дел области выявлено 1108 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что составляет 57% деяний данной категории, зарегистрированных всеми правоохранительными органами области. Наша активность в этом направлении по сравнению с предыдущим годом выросла на 6%. Увеличилось число пресеченных наркопреступ-лений, совершенных в крупном и особо крупном размерах (+30,2%), в составе организованных преступных групп (+31,3%), фактов притоносо-держания (+20,7%). Из незаконного оборота только по оконченным уголовным делам изъято более 60 кг наркотических средств.

Итогом решения задач по обеспечению экономической безопасности области стало выявле -ние более 5,5 тысяч экономических преступле-ний, что на 18% превышает уровень 2007 года. По темпам прироста наша область занимает вто -рое место по Центральному федеральному округу (после Рязанской области). Позитивная дина -мика зафиксирована как по линии криминальной милиции, так и по линии милиции общественной безопасности.

На 9% возросло число пресеченных фактов легализации денежных средств, приобретенных преступным путем, на 11% — незаконного предпринимательства, на треть — коммерческого подкупа, на 40% — нецелевого расходования бюджетных средств, в 5 раз — государственных внебюджетных фондов, в 3 раза — преступлений, связанных с реализацией приоритетных на -циональных проектов.

Совместно с контрольно -счетной палатой Воронежской области установлен факт хищения руководством одной из туристических фирм бюджетных денежных средств на сумму 8,5 млн. рублей, выделенных Главному управлению образования области для организации летнего отдыха детей-сирот и инвалидов. В настоящее время ведется следствие.

Всего в прошедшем году по оконченным уголовным делам государству и гражданам воз -мещено ущерба на сумму свыше 337 млн. руб-

лей. Ор ганизация борьбы с экономическими преступлениями строилась исходя из задач, направ -ленных на принятие эффективных мер по защите предпринимателей, и в первую очередь малого и среднего бизнеса, от поборов и вымогательств со стороны криминальных элементов, в том числе и находящихся в чиновничьих креслах.

Экономическая безопасность нашей области напрямую связана с уровнем коррупционной напряженности. В настоящее время Президен-том, Министерством внутренних дел Российской Федерации борьба с коррупцией определена в числе основных приоритетных задач.

Следует отметить, что в прошедшем году деятельность органов внутренних дел по пре-сечению коррупционных проявлений заметно активизировалась. Выявлено 771 преступление против государственной власти и интересов государственной службы (+12,1%), в том числе 171 факт взяточничества.

Не менее важным приоритетом является за -щита от преступных посягательств на жизнь и здоровье граждан — как высшей ценности любого общества. В прошедшем году было раскрыто 168 умышленных убийств, в том числе ряд резонансных Это совершенное в марте в г. Воронеже с особой жестокостью и цинизмом убийство несовершеннолетней Козак, два убийства деву -шек на сексуальной почве в Семилукском районе, убийство матери и сына Кузнецовых в Же -лезнодорожном районе, находившееся на кон -троле руководства МВД и следственного коми-те та при прокуратуре Российской Федерации. Все преступники, совершившие указанные дея -ния, установлены и привлекаются к уголовной ответственности. Всего в 2008 году были изо -бличены лица, совершившие более 20 тысяч преступлений (+0,2%).

Возросла раскрываемость тяжких и особо тяжких посягательств (с 48,6% до 54,9%), в том числе умышленных убийств (с 86,1% до 90,8%), причинений тяжкого вреда здоровью (с 80,4% до 83,4%). Данные результаты превышают средние показатели по стране и ЦФО.

Наметилась позитивная динамика в работе по раскрытию наиболее проблемных для Воронежской области посягательств имущественной направленности. Снизилось количество нераскрытых краж, в том числе квартирных, грабежей, разбойных нападений. Количество раскрытых преступлений, совершенных в прежние годы, увеличилось на 24,3% (с 477 до 593).

Важной составляющей борьбы с преступностью, по результатам которой деятельность милиции оценивают граждане, общество и государство, является расследование преступлений, где основные критерии — качество, полнота, объек-

тивность, изобличение всех виновных лиц, возмещение в полном объеме нанесенного преступлением ущерба.

В этом направлении в прошедшем году достигнуты определенные результаты. Возросла доля уголовных дел, направленных в суд, меньше прекращено дел, в том числе по реабилитирующим основаниям. Уровень возмещения материального ущерба возрос до 82,9%.

Ключевой задачей органов внутренних дел остается формирование действенной системы предупреждения преступлений и правонарушений, которая прежде всего нацелена на решение острых проблем — предупреждение уличной преступности, борьбу с детским неблагополучием, алкоголизацией населения, ресоциализацию лиц, вернувшихся из мест лишения свободы. В этом направлении уже достигну ты определенные результаты. Массив преступлений, совершенных в общественных местах, сократился на 12,8%, в том числе на улицах — на 9,8%. Меньше зареги -стрировано уличных убийств (-16,2%), причине -ний тяжкого вреда здоровью (-18,5%), грабежей (-33,9%), разбойных нападений (-44%), хули -ганств (-63,5%).

Особое место в системе профилактики занимает работа с несовершеннолетними правонарушителями. Сегодня милиция профилактирует более 3 тысяч таких подростков, почти 2 тысячи родителей, ненадлежащим образом исполняющих обязанностей по содержанию, обучению, воспитанию несовершеннолетних детей.

Развивается институт «школьных» инспекторов милиции. В настоящее время они работают в 105 образовательных учреждениях, тогда как в

2007 году их было лишь 15. Практически на протяжении всего прошедшего года (с 1 марта по 20 декабря) ГУВД на территории области в три этапа проводилась акция «На страже детства», направленная на профилактику семейного неблагополучия, борьбу с беспризорностью и безнадзорностью несовершеннолетних, защиту детей и подростков от насилия, пресечение вовлечения их в преступную среду.

Принимаемые меры приносят конкретные результаты. В прошедшем году криминальная активность несовершеннолетних снизилась на четверть, а доля подростковой преступности сократилась с 7,9% до 5,9%. Несовершеннолетни -ми или с их участием меньше совершено умышленных убийств, тяжких телесных повреждений, краж, грабежей, разбоев.

Основная нагрузка в профилактике правонарушений ложится на участковых уполномоченных милиции. Ими в прошлом году раскрыто более 4,5 тысяч преступных посягательств, или практически каждое четвертое в области, выяв-

лено 890 преступлений превентивной направленности, более 90 тысяч административных правонарушений. В результате активизации профилактической работы в жилом секторе на 14% сократилось число преступлений, совершенных на почве пьянства, на 26% — в сфере семейно-бытовых отношений.

В области угрожающими темпами растет рецидивная преступность. Ее удельный вес по итогам

2008 года превысил 51%, что является самым высоким показателем среди субъектов Центрального федерального округа. В Советском и Центральном районах на долю ранее судимых лиц приходится более 70% преступлений, в Каширском — 60%.

Конечно, основная причина подобной статистики — недоработки участковых уполномоченных милиции. Вместе с тем нельзя забывать о таком аспекте профилактики рецидивной преступности , как работа по адаптации лиц, при -шедших из мест лишения свободы, а также условно осужденных. Здесь в первую очередь речь идет о трудоустройстве судимых. У нас же они зачастую пополняют ряды бомжей, объединяются в преступные группы, добывая продукты и вещи воровством, 60% преступлений в области совершены лицами, не имеющими постоянного источника доходов, из них три четверти грабежей, 80% краж и разбойных нападений.

Несмотря на достигнутые позитивные изменения, криминогенная ситуация на улицах городов и населенных пунктов нашей области, к сожалению, продолжает оставаться сложной. Рост уличной преступности зафиксирован в каждом втором районе. В целом же на улицах в области совершено более 7,5 тысяч преступлений, или каждое пятое уголовно-наказуемое деяние, что является самым высоким показателем по Цен -тральному федеральному округу.

Особую тревогу вызывает обстановка в г. Воронеже. Удельный вес уличной преступно -сти в областном центре превысил 30%. Большие надежды по стабилизации ситуации нами возлагаются на аппаратно-программный комплекс «Безопасный город».

В перспективе нам предстоит осуществить широкий комплекс мероприятий, направленных на укрепление правопорядка и общественной безопасности, усиление борьбы с организованными формами криминала, обеспечение надежной защиты прав и интересов граждан от преступных посягательств.

Первое. Одним из приоритетов является дальнейшее укрепление основного звена милицейской системы — городских и районных органов внутренних дел.

Изменения к лучшему происходят пока медленно. И это не в последнюю очередь связано с тем,

что многие руководители аппарата Главного управления сами не в полной мере владеют ситуацией «на земле». Практикуемый некоторыми начальниками « кабинетный» стиль руководства должен уйти в прошлое. Необходимо лично на местах изучать состояние дел, вникать в имеющиеся проблемы, своевременно вырабатывать и применять конкретные меры управленческого реагирования на недостатки в работе низовых звеньев. Нужно более плотно работать с местными органами власти и управления, которые в последние годы пересмотрели в лучшую сторону свое отношение к проблемам органов внутренних дел. Постепенно приходит понимание того, что состояние преступности в области и результаты работы милиции во многом зависят от решения материально-технических и социальнобытовых вопросов сотрудников.

Второе. Необходимо активизировать противодействие организованной преступности. Такая задача ставится ежегодно. Однако результаты работы наглядно свидетельствуют о том, что принимаемые меры, и в первую очередь — на уровне горрайор-ганов, не имеют должного эффекта. Необходимо отслеживать каждую преступную группировку, каждого авторитета уголовной среды и принимать действенные меры по прекращению их преступной деятельности.

Третье. Особое внимание необходимо уделить обеспечению экономической безопасности области. Для активизации работы в этом направлении следует систематически осуществлять глубокий экономический мониторинг, использовать финансовые экспертизы, возможности аудита, иных современных аналитических механизмов, а главное — обеспечить надежное оперативное прикрытие отраслей и субъектов хозяйствования.

По линии противодействия коррупции необходимо развернуть борьбу на всех этажах власти, используя при этом полный арсенал имеющихся сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности. Все должны понимать, что борьба с коррупцией эффективна только тогда, когда она ведется по всем направлениям и не оставляет места ни мелким, ни крупным злоупотреблениям.

Четвертое. Сегодня крайне необходимо реализовать комплекс мер по обеспечению безопасности и укреплению антитеррористической защищенности объектов особой важности и повышенной опасности, инфраструктуры жизнеобеспечения населенных пунктов.

В этих целях надлежит максимально использовать потенциал подразделений вневедомственной охраны, государственных и частных охранных предприятий. В повседневную деятельность подразделений вневедомственной охраны должны и впредь последовательно внедряться новейшие те хнические разработки, позволяющие добиваться

существенного повышения уровня безопасности охраняемых объектов — как стационарных, так и подвижных

Пятое. Предупреждение преступности. Решение этой без преувеличения важнейшей социальной задачи только правоохранительными методами невозможно. Поэтому предупредительную работу органам внутренних дел следует координировать со службами социальной защиты, здравоохранения и образования, религиозными конфессиями и иными общественными организациями. Следует продолжить совершенствование института школьных инспекторов.

Необходимо обеспечить действенный профилактический контроль за образом жизни лиц, входящих в группу риска, в том числе отбываю -щих условное наказание и освободившихся из мест лишения свободы. В ряде районов эта работа уже ведется. Задача в том, чтобы она велась планово и повсеместно.

Шестое. Внедрены и успешно прошли испытания отдельные элементы Единой информационно-телекоммуникационной системы. На этот год нам выделяются дополнительные ассигнования на развитие системы. В этой связи обращаю внимание на необходимость строгого соблюдения графика ввода в эксплуатацию но -вых элементов ЕИТКС.

Одновременно необходимо обеспечить подготовку сотрудников, которые будут привлечены к эксплуатации системы. Технические средства должны в первоочередном порядке поступать в те подразделения, где уже имеется подготовлен -ный персонал. В системе профессиональной подготовки личного состава необходимо организовать обучение всех сотрудников навыкам экс -плуатации современных технических средств.

Седьмое. Основной стратегической задачей органов внутренних дел является дальнейшее укрепление доверия граждан, последовательная переориентация милиции на социально обслужи -вающую функцию, установление партнерских отношений с населением.

Следует признать, что отдельные люди пока еще не верят в способность правоохранительных органов защищать их права и законные интересы. Такое положение дел стало результатом бездушного, черствого и формального отношения некоторых сотрудников к проблемам граждан, которым порой приходится сталкиваться с нарушениями законности, бюрократизмом и волокитой при рассмотрении сотрудниками милиции их обращений и заявлений. Подобное недопустимо и впредь также будет жестко пресекаться.

В этом контексте следует, не снижая усилий, продолжить работу по укреплению учета и реги -страции преступлений. Важно добиться переори-

ентации сознания сотрудников и отдельных руководителей органов внутренних дел, не пони -мающих, что без помощи населения, без установления доверительных отношений с гражда -нами повысить эффективность работы органов внутренних дел до социально ожидаемого уровня нам не удастся.

Руководителям всех уровней необходимо обеспечить комплексное реформирование системы воспитательной работы с личным составом, придать этой работе первостепенное значение, так как без изменения морально-психологического климата в коллективах все наши усилия будут перечеркиваться грубостью и хамством в отношениях с людьми.

Подводя итог, следует еще раз акцентировать внимание на том, что преступность является социальным явлением, с которым одними правовыми, даже самыми совершенными, средствами не справиться, поэтому все без исключения вла -стные структуры и общественные организации должны консолидировать свои усилия по обеспечению комфортных и безопасных условий жизнедеятельности законопослушных граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.