Научная статья на тему 'Итоги года: проблемы и перспективы Воронежской милиции'

Итоги года: проблемы и перспективы Воронежской милиции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
108
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Хотин Олег Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Итоги года: проблемы и перспективы Воронежской милиции»

О.В. Хотин,

начальник ГУВД по Воронежской области, генерал-лейтенант милиции

ИТОГИ ГОДА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВОРОНЕЖСКОЙ МИЛИЦИИ

В истекшем году в результате тесного взаимодействия с региональными органами исполнительной и законодательной власти, правоохранительными и контролирующими структурами улучшились отдельные показатели, отражающие качественное состояние борьбы с преступностью.

В полном объеме реализованы комплексная программа по усилению борьбы с преступностью на территории Воронежской области на 2005— 2006 гг. и региональные целевые программы по борьбе с наркопреступностью и безнадзорностью несовершеннолетних.

В целом в прошедшем году оперативная обстановка в области находилась под контролем органов внутренних дел. Не допущено совершения террористических актов, а также преступных вмешательств в сферы жизнеобеспечения населения.

Сократился массив зарегистрированных преступлений. Меньше совершено тяжких и особо тяжких посягательств, в том числе умышленных убийств, причинений тяжкого вреда здоровью, краж, преступлений с применением оружия. Результаты работы по их раскрытию стабильно превышают среднероссийские показатели.

Активизировалась деятельность органов внутренних дел по борьбе с экономической преступностью и коррупцией. Достигнута позитивная динамика в противодействии незаконному обороту наркотиков.

Налажено тесное взаимодействие с ЮгоВосточным УВД на транспорте, прежде всего в вопросах контроля за передвижением лиц, склонных к экстремистским проявлениям, что принесло положительные результаты при подготовке саммита Группы восьми в июле 2006 года в г. Санкт-Петербурге. Кроме того, созданы совместные группы для отработки пассажиропотока в поездах, движущихся с южного направления, для пресечения фактов незаконных перевозок наркотиков. По информации оперативных подразделений ЮВ УВДт, в прошедшем году задержано 14 лиц, находящихся в розыске.

Вместе с тем недостатков в работе органов внутренних дел области более чем достаточно, поэтому крайне важно разобраться в причинах допущенных просчетов и на этой основе наметить пути повышения эффективности оперативно-служебной деятельности.

Несмотря на отмеченные выше положительные тенденции, общая картина в вопросах организации работы по раскрытию преступлений остается неутешительной.

Так, увеличился остаток нераскрытых преступлений. В каждом четвертом районе области отмечается рост регистрируемой преступности, где доминируют посягательства имущественной направленности (кражи, грабежи, разбои, мошенничества). На их долю приходится более 65%.

В 17 районах области возрос массив нераскрытых тяжких и особо тяжких посягательств. А на долю двух районов приходится более четверти нераскрытых в области убийств.

Число нераскрытых разбойных нападений увеличилось почти на треть. При этом в семи районах области и города доля таких преступлений превышает 70%.

Комплекс мер по предупреждению квартирных краж способствовал их сокращению на 15,5%. Однако количество нераскрытых преступлений данного вида в целом по области остается значительным, а в 20 районах их массив существенно возрос.

Не удалось достичь желаемых результатов и в розыскной деятельности. Количество

разыскиваемых преступников возросло на треть. На 18,9% увеличился остаток без вести пропавших граждан.

В целом по результатам 2006 года деятельность криминальной милиции ГУВД из 25 показателей по 18 оценивается неудовлетворительно. Основные причины — это отсутствие комплексного подхода в использовании всех сил и средств, слабая оперативная осведомленность и ненадлежащий контроль со стороны, прежде всего, управления уголовного розыска ГУВД.

На долю милиции общественной безопасности приходится 2/3 нераскрытых преступлений. Их массив по итогам 2006 года существенно увеличился. В шести районах области остаток нераскрытых преступлений компетенции МОБ возрос от 20% до 70%.

В целях более эффективного пресечения и раскрытия «уличных» преступлений переработаны планы единой дислокации. Для прикрытия мест, наиболее подверженных «уличным» грабежам и разбоям, осуществляется маневрирование силами и средствами органов внутренних дел и внутренних войск. Организовано

ежемесячное проведение общегарнизонного развода и инструктажа патрульно-постовых нарядов, заступающих на службу по обеспечению правопорядка и безопасности граждан на территории г. Воронежа.

Однако обстановка на улицах и в других общественных местах продолжает усложняться. В

2006 году зарегистрировано более 9,5 тысяч уличных преступлений (+21,7%). Каждое третье уголовно-наказуемое деяние совершено на улицах г. Воронежа. В целом по области число тяжких и особо тяжких преступлений возросло на треть, на четверть — грабежей и разбойных нападений, на 20% — краж, на 10% — причинений тяжкого вреда здоровью.

Одна из причин этого — неадекватная деятельность сотрудников районных подразделений ППС, ОВО, ГИБДД, многие из которых за весь год раскрыли всего по 1—2 уличных преступления. Всего же из 3 тысяч уличных грабежей сотрудниками ППС раскрыто лишь 64, из 573 разбоев — 6.

Наиболее объективный показатель состояния уличной преступности — удельный вес. В Воронежской области он составляет 23,1%, что в два раза выше, чем в среднем по России и Центральному федеральному округу.

Несмотря на некоторое снижение (-3,3%) количества преступлений, совершенных несовершеннолетними, криминальная активность подростков все еще остается на очень высоком уровне. Подростками или с их участием совершается каждое десятое преступление. На треть возросло число малолетних правонарушителей из числа ранее судимых.

Все более тревожные тенденции приобретает рецидивная преступность, рост которой отмечен в 22 районах области. Ранее судимыми лицами совершено 40% уголовно-наказуемых деяний, а в каждом шестом районе области — более половины. Этому способствует и все большее распространение пьянства. В состоянии алкогольного опьянения в области совершено каждое пятое преступление.

Несмотря на то, что в прошедшем году в области пресечена деятельность 92 организованных групп, раскрыто 6 фактов бандитизма и 6 фактов организации преступного сообщества (в 2005 г. — 2 и 1 соответственно), потенциал оперативных подразделений по-прежнему не сосредоточен на борьбе с организованной преступностью. Как следствие, количество раскрытых преступлений в составе организованных преступных групп сократилось на 11,9% и составило лишь 303.

Причина этому — низкий уровень оперативной работы по линии борьбы с организованной преступностью: в 17 районных ОВД вообще отсутствуют оперативные дела на организованные преступные группы.

Несмотря на то, что в настоящее время МВД России не является основным субъектом борьбы с незаконным оборотом наркотиков, органами внутренних дел области за прошедший год выявлено более 900 наркопреступлений — свыше половины от всего зарегистрированного массива.

Однако работа по противодействию незаконному обороту наркотиков требует дальнейшего своего развития. Это подтверждает и тот факт, что количество пресеченных фактов сбыта наркотиков уменьшилось на 17,5%. Необходимо совершенствовать работу по выявлению превентивных составов наркопреступлений. В прошедшем году выявлен лишь один факт склонения к потреблению наркотиков. Да и увеличение числа пресеченных фактов притоносодержания с 3 до 14 не отражает реальных масштабов распространения подобных преступлений. Сотрудниками 4 районов области не пресечено ни одного сбыта наркотиков. Судя по этим фактам, в области механизм взаимодействия органов внутренних дел и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков до сих пор полностью не отработан.

В сфере экономики выявлено около 3,5 тысяч преступлений, по которым предварительное следствие обязательно, что на 10,8% превышает уровень 2005 года. По оконченным уголовным делам возмещено материального ущерба на сумму более 640 млн. рублей.

Но, несмотря на определенные успехи, криминальное давление на экономику области не ослабевает. Отдельные горрайорганы внутренних дел заметно снизили свою активность в борьбе с экономической преступностью. Спад вскрытых в сфере экономики преступных деяний наблюдается в 16 районах области.

Качественного улучшения требует деятельность по борьбе с коррупцией. Результаты работы на этом направлении не только не отражают ее масштабов, но и явно не соответствуют возможностям органов внутренних дел. В трех районах области не пресечено ни одного преступления против госвласти и интересов госслужбы. Ни одного факта взяточничества не выявлено сотрудниками каждого пятого горрайоргана.

В 2006 году раскрыто 197 налоговых преступлений. Их массив возрос почти на четверть. При этом государству причинен ущерб в размере более 705 млн. рублей. Сумма возмещенного ущерба по оконченным уголовным делам составила 450 млн. рублей.

Вместе с тем конечные результаты работы Управления по налоговым преступлениям указывают на имеющиеся просчеты. Так, за отсутствием состава преступления прекращено каждое четвертое уголовное дело. Из 174 выявленных лиц, совершивших налоговые преступления, к уголовной ответственности привлечена только треть.

Проведенные мероприятия позволили улучшить отдельные показатели следственной работы. Возрос удельный вес уголовных дел, направленных в суд. Сократилось количество прекращенных дел, в том числе по реабилитирующим основаниям. Уменьшилось как число, так и удельный вес дел, оконченных свыше сроков, предусмотренных УПК РФ.

Несмотря на некоторое снижение, значительным остается количество необоснованных привлечений к уголовной ответственности (7), а также вынесенных судами оправдательных приговоров (14).

Помимо всего прочего, существует ряд проблем и в учетно-регистрационной сфере. За 2006 год органами внутренних дел области зарегистрировано более 213 тысяч (+1,5%) заявлений и сообщений граждан о преступлениях и происшествиях. По каждому шестому из них приняты решения о возбуждении уголовного дела, отказано — по каждому третьему заявлению. При этом по-прежнему вскрываются многочисленные факты прямого укрытия преступлений и сообщений о происшествиях от регистрации.

Все так же серьезной проблемой остается качество предварительных проверок по сообщениям о преступлениях и правонарушениях. Сотрудники, проводящие проверки, материалы собирают не в полном объеме, без учета всех обстоятельств происшедшего, не всегда верно применяют положения действующего уголовного и уголовнопроцессуального законодательства, что приводит к принятию необоснованных решений и последующей их отмене органами прокуратуры с возбуждением уголовного дела.

Успешное решение рассматриваемых проблем в оперативно-служебной деятельности во многом зависит от кадрового потенциала органов внутренних дел области.

Сегодня сохраняется положительная динамика соотношения принятых на службу и уволенных сотрудников. Также сократилось число как уволенных по отрицательным мотивам, так и общее количество нарушений служебной дисциплины.

Однако в отдельных подразделениях наблюдается обратная тенденция. Так, в Левобережном РУВД число нарушений дисциплины возросло более чем на 20%, зарегистрировано 11 фактов невыхода на службу, 6 фактов употребления спиртных напитков на службе, 3 ДТП по вине сотрудников. В целом количество нарушений законности, допущенных сотрудниками ОВД области, возросло на 14% и составило 285.

Вместе с тем вызывает озабоченность рост текучести кадров в уголовном розыске, подразделениях по борьбе с экономическими преступлениями, в службе участковых уполномоченных

милиции. По области полностью укомплектованы только 2 райоргана.

Необходимы дополнительные меры по сохранению профессионального ядра органов внутренних дел, осуществление комплекса дополнительных мер, направленных на профилактику и прогнозирование возможных негативных тенденций среди личного состава.

Стоит отметить, что в 2006 году некомплект личного состава удалось снизить с 3% до 2,5%. Однако эта проблема по-прежнему остается одной из самых насущных.

На сегодняшний день подразделения патрульно-постовой службы укомплектованы лишь наполовину (2130 единиц вместо положенных 3903). Для увеличения плотности патрульнопостовых нарядов к несению службы совместно с милиционерами привлекаются сотрудники ЧОП и СБ, члены общественных формирований правоохранительной направленности. Кроме того, из имеющихся в наличии подразделений ППС автомобилей более 92% подлежат списанию. Не финансируется и приобретение современных средств охраны общественного порядка. На фоне роста уличной преступности эти факты вызывают особую тревогу.

Кроме того, кадровая нехватка сказывается и на работе участковых уполномоченных милиции, штатная численность которых составляет 921 единицу, или 93,4% от нормативов. На сегодняшний день необходимо дополнительное введение 65 штатных единиц участковых уполномоченных милиции, а также 926 должностей помощника участкового.

Для оптимизации деятельности участковых, повышения их авторитета в глазах граждан и укрепления связи с населением 25 декабря 2006 года в области стартовала акция «Здравствуйте, я ваш участковый уполномоченный милиции».

До настоящего времени не решен вопрос о внедрении института школьных инспекторов в образовательных учреждениях, хотя учащимися, в том числе школьниками, за прошедший год совершено около тысячи уголовно-наказуемых деяний.

На низком уровне находится материальнотехническая оснащенность органов внутренних дел области.

К примеру, обеспеченность ГУВД автотранспортом составляет лишь 70%, и при этом почти треть из машин подлежит списанию. За 2006 год ГУВД было получено 183 автомобиля, пятая часть из которых — за счет средств областного бюджета, остальные — за счет федерального. И лишь 13 автомобилей было выделено администрациями муниципальных районов.

При этом сотрудниками органов внутренних дел принимаются значительные усилия по обеспечению пополнения доходной части бюджетов всех уровней. В 2006 году только налоговых

преступлений выявлено на четверть больше и в бюджеты возвращено более 500 млн. рублей.

Отдельного внимания заслуживает проблема финансирования РУОВД областного центра. В настоящее время производить расходы на содержание и материально-техническое укрепление органов внутренних дел могут только муниципальные объединения, то есть администрация городского округа г. Воронеж. И руководители районных управ не вправе оказывать милиции помощь даже при наличии такой возможности.

Кроме того, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ все денежные средства от административных штрафов поступают в бюджет г. Воронежа. Однако при отсутствии механизмов контроля у сотрудников органов внутренних дел за поступлением средств в городской бюджет и невозможности использования взысканных административных штрафов на укрепление и развитие материально-технической базы РУОВД г. Воронежа значительно снизилась как сумма наложенных штрафов, так и уровень их взыскания.

О сложившейся ситуации проинформирован глава городского округа г. Воронеж Б.М. Скрын-ников. Попутно внесено предложение об организации фонда по аккумулированию денежных средств от штрафов и спонсорских поступлений, половина которых направлялась бы на укрепление материально-технической базы городских ОВД. Это, в свою очередь, позволит не только повысить эффективность работы милиции общественной безопасности, но и пополнить бюджет города за счет увеличения наложения и взыскания сумм штрафов по административным правонарушениям.

Учитывая все изложенное выше, перед органами внутренних дел Воронежской области стоит ряд серьезных и масштабных задач.

Это, во-первых, укрепление материальнотехнической базы ГРУОВД области как ключевого звена системы органов внутренних дел, на котором лежит основной объем правоприменительной функции. Здесь большая надежда возлагается на помощь глав муниципальных районов при соответствующей инициативе руководства ГУВД.

Во-вторых, в соответствии с действующим законодательством, создано управление внутренних дел городского округа город Воронеж. Реорганизация призвана ликвидировать дублирующие структуры, создать единую систему кадрового, тылового, штабного обеспечения городских подразделений милиции. Это, в свою очередь, позволит высвободить дополнительные силы для решения оперативно-служебных задач.

Третья, не менее важная, задача связана с предстоящими в декабре 2007 года выборами в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Необходимо сделать все необходимое для обеспечения безопасности их

проведения, недопущения проникновения криминалитета во власть, сохранения нормальной общественно-политической обстановки.

Кроме того, продолжается работа по выполнению задач в Ачхой-Мартановском районе Чеченской Республики и других горячих точках на Северном Кавказе. Служебные командировки руководящего и личного состава планируются в течение ближайших 6 месяцев, так как данная проблема и в текущем году остается актуальной.

Основные усилия сотрудников правоохранительных органов Воронежской области будут направлены на реализацию требований Директивы Министра внутренних дел Российской Федерации «О приоритетных направлениях деятельности в

2007 году», а также на выработку конструктивных мер по стабилизации криминогенной обстановки в Воронежской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.