Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ ПОДГОТОВКИ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ ЛИЦ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ'

СОСТОЯНИЕ ПОДГОТОВКИ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ ЛИЦ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ ВУЗОВ / ЛИЦА С ИНВАЛИДНОСТЬЮ / ВЫПУСКНИКИ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ / КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТРУДОУСТРОЙСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлов Вадим Николаевич, Романенкова Дарья Феликсовна

Рассматривается состояние подготовки лиц с инвалидностью по программам высшего образования, выявляется их мнение по поводу сформированности у них профессиональных знаний и компетенций, необходимых для трудоустройства. Эмпирической базой исследования стали данные опроса по репрезентативной выборке 140 студентов выпускных курсов и выпускников с инвалидностью вузов Свердловской, Челябинской и Курганской областей. Приводится анализ удовлетворённости респондентов качеством подготовки, уровнем профессиональных знаний и компетенций, достаточностью получаемой и полученной в вузе подготовки по специальности в разрезе групп инвалидности, видов нарушений здоровья, пола студентов и выпускников с инвалидностью, их занятости на момент опроса. На основе проведённого анализа сделан вывод о возможности и необходимости совершенствования инклюзивного профессионального образования, в том числе через формирование у обучающихся дополнительных профессиональных компетенций, расширяющих возможности трудоустройства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козлов Вадим Николаевич, Романенкова Дарья Феликсовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE OF TRAINING IN RUSSIAN UNIVERSITIES FOR PERSONS WITH DISABILITIES

The article examines the state of training of people with disabilities in higher education programs, reveals their opinion about the formation of their professional knowledge and competencies necessary for employment. The empirical basis of the study was the survey data on a representative sample of 140 nal year students and graduates with disabilities from universities in the Sverdlovsk, Chelyabinsk and Kurgan regions. The analysis of respondents’ satisfaction with the quality of training, the level of professional knowledge and competencies, the su ciency of the training received and received at the university in the specialty in the context of disability groups, types of health disorders, gender of students and graduates with disabilities, their employment at the time of the survey. Based on the analysis, a conclusion was made about the possibility and necessity of improving inclusive vocational education, including through the formation of additional professional competencies in students that expand employment opportunities.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ ПОДГОТОВКИ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ ЛИЦ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ»

Вестник Челябинского государственного университета. 2022. № 4 (462). Экономические науки. Вып. 76. С. 142-152. ISSN 1994-2796 (print).

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2022;(4(462):142-152. ISSN 1994-2796 (print). Научная статья УДК 376.1

doi: 10.47475/1994-2796-2022-10414

СОСТОЯНИЕ ПОДГОТОВКИ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ ЛИЦ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ

Вадим Николаевич Козлов1, Дарья Феликсовна Романенкова20

12 Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

1 kozlovvn@list.ru, ORCID: 0000-0003-0463-0686

2 droman@csu.ruH, ORCID: 0000-0002-0210-8141

Аннотация. Рассматривается состояние подготовки лиц с инвалидностью по программам высшего образования, выявляется их мнение по поводу сформированности у них профессиональных знаний и компетенций, необходимых для трудоустройства. Эмпирической базой исследования стали данные опроса по репрезентативной выборке 140 студентов выпускных курсов и выпускников с инвалидностью вузов Свердловской, Челябинской и Курганской областей. Приводится анализ удовлетворённости респондентов качеством подготовки, уровнем профессиональных знаний и компетенций, достаточностью получаемой и полученной в вузе подготовки по специальности в разрезе групп инвалидности, видов нарушений здоровья, пола студентов и выпускников с инвалидностью, их занятости на момент опроса. На основе проведённого анализа сделан вывод о возможности и необходимости совершенствования инклюзивного профессионального образования, в том числе через формирование у обучающихся дополнительных профессиональных компетенций, расширяющих возможности трудоустройства.

Ключевые слова: студенты вузов, лица с инвалидностью, выпускники с инвалидностью, качество подготовки, профессиональные компетенции, инклюзивное профессиональное образование, трудоустройство

Для цитирования: Козлов В. Н., Романенкова Д. Ф. Состояние подготовки в российских вузах лиц с инвалидностью // Вестник Челябинского государственного университета. 2022. № 4 (462). Экономические науки. Вып. 76. С. 142-152. doi: 10.47475/1994-2796-2022-10414

Original article

STATE OF TRAINING IN RUSSIAN UNIVERSITIES FOR PERSONS WITH DISABILITIES

Vadim N. Kozlov1, Daria F. Romanenkova20

1,2 Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia

1 kozlovvn@list.ru, ORCID: 0000-0003-0463-0686

2 droman@csu.ruH, ORCID: 0000-0002-0210-8141

Abstract. The article examines the state of training of people with disabilities in higher education programs, reveals their opinion about the formation of their professional knowledge and competencies necessary for employment. The empirical basis of the study was the survey data on a representative sample of 140 final year students and graduates with disabilities from universities in the Sverdlovsk, Chelyabinsk and Kurgan regions. The analysis of respondents' satisfaction with the quality of training, the level of professional knowledge and competencies, the sufficiency of the training received and received at the university in the specialty in the context of disability groups, types of health disorders, gender of students and graduates with disabilities, their employment at the time of the survey. Based on the analysis, a conclusion was made about the possibility and necessity of improving inclusive vocational education, including through the formation of additional professional competencies in students that expand employment opportunities.

Keywords: university students, persons with disabilities, graduates with disabilities, quality of training, professional competencies, inclusive vocational education, employment

© Козлов В. Н., Романенкова Д. Ф., 2022

For citation: Kozlov VN, Romanenkova DF. State of training in Russian universities for persons with disabilities. Bulletin of Chelyabinsk State University. 2022;(4(462):142-152. (In Russ.). doi: 10.47475/1994-2796-2022-10414

Введение

Модернизационные процессы в российском образовании вызваны необходимостью повышения конкурентоспособности российской экономики на мировом уровне и обеспечения социальной стабильности государства. Профессиональное образование на всех уровнях в значительной степени влияет на формирование и развитие общества, каждой личности, в том числе на представителей такой социальной группы, как инвалиды.

В современных условиях оценка работы социального института образования прежде всего измеряется спросом на его выпускников. Их трудоустройство актуально, как никогда ранее, а определяющим фактором квалификации и специальности стали компетенции. Это значимо для всех профессий и специальностей, многих социально-демографических групп.

Отметим, что при трудоустройстве инвалидов принимаются во внимание не только их компетенции, но и возможности профессиональной реализации в зависимости от группы инвалидности и ограничений по состоянию здоровья. Очевидно, что актуальной задачей является изучение качества профессионального образования инвалидов по направлениям подготовки, получению ими в период обучения в вузе профессиональных компетенций и своевременное внесение корректив в инклюзивный образовательный процесс.

Качество профессионального образования лиц с инвалидностью — это многоаспектное и полисубъектное понятие, которое к тому же не является объективной оценкой образования [1]. Его субъектами являются сами студенты с инвалидностью, работодатели, государство, общество, образовательная система в целом. Исследования учёных подтверждают роль образования при трудоустройстве. Получив качественное, востребованное образование, человек с инвалидностью может более полно реализовать свой трудовой потенциал, из получателя социальных льгот становится налогоплательщиком, принося доходы себе, своей семье, работодателю [2-5].

Не секрет, что самооценка качества профессиональной подготовки и готовности к работе по полученной специальности человека с инвалидностью и оценка работодателем, который принял его на работу, этих качеств могут существенно различаться. Ресурсными учебно-методическими центрами по обучению инвалидов

и лиц с ограниченными возможностями здоровья, работающими в системе высшего образования, проведён анализ удовлетворённости работодателей качеством образования принятых на работу выпускников с инвалидностью [6-8]. Результаты показывают, что работодатели более высоко оценивают сформированность теоретических знаний и личностных профессионально значимых качеств выпускников (коммуникативные навыки, организованность, нацеленность на результат, самоорганизация и т. п.), чем сформированность у них практических навыков и способности решать профессиональные задачи в конкретных ситуациях. Профессиональные качества инвалидов и социально-психологические факторы для работодателей более значимы, чем экономические санкции, например, в виде штрафа за несоблюдение квот на трудоустройство инвалидов [9].

Очевидно, что наряду с основным профессиональным образованием для лиц с инвалидностью необходимо дополнительное образование. Социологическое исследование, проведённое Д. В. Зайцевым, Э. К. Наберушкиной, В. В. Печенкиным, доказало, что дополнительное образование играет существенную роль в социокультурной мобильности инвалидов, развитии их личности, расширении возможностей поиска работы [10]. Вместе с тем результаты исследований авторов статьи убеждают, что такую поддержку целесообразно осуществлять на основе индивидуального подхода с учётом групп инвалидности, видов нарушений здоровья, мотивации, образовательной и профессиональной подготовки лиц с инвалидностью [11]. Дополнительное образование является одной из приоритетных жизненных ценностей людей с инвалидностью, выступает мощным каналом восходящей мобильности, при этом первостепенное значение имеют те знания, умения и навыки, которые способствуют развитию их социокультурной мобильности, повышению социально-экономического статуса, содействия трудоустройству [12].

Значимым является и то, что может наблюдаться неадекватная оценка собственных личностных и профессиональных компетенций студентов и выпускников из числа инвалидов [13-15]. Между тем готовность таких обучающихся к активной деятельности определяет их успешность в жизни [16].

В рамках работы по повышению доступности и качества инклюзивного высшего образования Ресурсным учебно-методическим центром по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Челябинского государственного университета и кафедрой социальной работы и социологии ЧелГУ проведено исследование, целью которого стало выявление сформи-рованности профессиональных знаний и компетенций у студентов выпускных курсов и выпускников с инвалидностью вузов, необходимых для успешного трудоустройства.

Задачи исследования заключаются в анализе состояния подготовки по специальности лиц с инвалидностью, сформированности знаний, навыков, личных качеств, компетенций у студентов и выпускников с инвалидностью вузов, их удовлетворённости качеством, уровнем, достаточностью подготовки по специальности, получаемых в вузе по данным, полученным в результате репрезентативного опроса студентов и выпускников с инвалидностью вузов Свердловской, Челябинской и Курганской областей.

Объектом исследования является профессиональное образование студентов выпускных курсов и выпускников с инвалидностью вузов региона.

Предмет исследования — состояние подготовки по специальности студентов выпускных курсов и выпускников с инвалидностью вузов региона и наличие у них компетенций, необходимых для успешного трудоустройства.

Материалы и методы исследования

Настоящее аналитическое исследование опирается на теоретические положения социологии, экономики, педагогики с использованием структурно-функционального анализа и методов эмпирического исследования, прежде всего опроса.

С позиций структурно-функционального, междисциплинарного подходов своё уже апробированное на практике значение имеет социологическое исследование мнения таких социальных групп, как студенты выпускных курсов и выпускники с инвалидностью вузов, как участников — объектов и субъектов процесса образования по проблеме его качества, анализ таких мнений по группам занятости, группам инвалидности, видам нарушений здоровья, по полу и другим основаниям.

Уровень подготовки студентов выпускных курсов и выпускников с инвалидностью вузов с точки зрения их компетентности может оцениваться по критериям сформированности теоретических знаний, практических навыков, личных

профессионально значимых качеств, способности решать профессиональные задачи в конкретных ситуациях.

Именно такой подход реализован в ноябре 2021 г., когда по представительной выборке по соответствующей анкете опрошено 140 студентов выпускных курсов (более чем каждый третий студент с инвалидностью выпускных курсов 20 вузов) и выпускников с инвалидностью (почти каждый пятый выпускник с инвалидностью 17 вузов 2021 г.) Свердловской, Челябинской и Курганской областей.

Опрошено 55 выпускников с инвалидностью, окончивших вуз и получивших диплом о высшем образовании, из 17 вузов Свердловской, Челябинской и Курганской областей. Студентов выпускных курсов с инвалидностью, обучающихся в вузах указанных областей, опрошено 114 из 20 вузов. В том числе среди опрошенных есть те, кто работает и учится.

Из общего числа опрошенных 34 % указали регионом своего трудоустройства Свердловскую область, 26 % — Челябинскую область, никто не указал Курганскую область, 32 % отметили, что «ещё не работают». Три человека регионами своего трудоустройства назвали Москву, по два человека — Краснодарский край и Санкт-Петербург, по одному человеку — Новосибирск, Ханты-Мансийский автономный округ — Югру, Оренбургскую область. Один из Челябинска, один из Екатеринбурга указали на самозанятость.

По уровню полученного (получаемого) образования среди опрошенных студентов и выпускников с инвалидностью вузов учатся или получили диплом бакалавра — 69 %, магистра — 16 %, специалиста — 14 %, 0,7 % учатся (или учились) в аспирантуре.

Из общего числа опрошенных студентов и выпускников с инвалидностью вузов региона по направлениям подготовки 34 % — по общественным и гуманитарным наукам, 15 % — по образованию, педагогике, психологии, 12 % — по социально-экономическим, по 7,9 % — по математике, информационным технологиям и по инженерному делу, технологиям, техническим наукам (архитектура, материаловедение и др.), 3,6 % — по искусству и культуре и другим направлениям, 23 респондента (16 % опрошенных) назвали другие направления подготовки (специальности).

Состав опрошенных студентов и выпускников с инвалидностью вузов региона по занятости выглядит следующим образом: 49 % учатся в вузе, 27 % работают после окончания вуза, 24 % учатся

в вузе и работают. Из общего числа опрошенных 71 % — третьей группы инвалидности, 20 % — второй, 9,3 % — первой.

Из опрошенных студентов и выпускников с инвалидностью вузов региона имеют нарушения опорно-двигательного аппарата 34 %, зрения — 13 %, слуха — 11 %, опорно-двигательного аппарата («передвигаюсь на кресле-коляске») и нервно-психические нарушения — по 3,6 %, другие нарушения — 36 %.

Подавляющее большинство опрошенных (90 %) являются инвалидами с детства. По общему заболеванию (инвалидность получена после 18 лет) — у 5 %. Военная травма, заболевание, полученное в период военной службы, — у 0,7 %. На другие причины инвалидности указали 4,6 % опрошенных.

Среди опрошенных студентов выпускных курсов и выпускников с инвалидностью вузов женщины составляют 61 %, мужчины — 39 %; 71 % — в возрасте 20-24 лет, 24 % — 25-35 лет, 4,3 % — старше 35 лет.

Результаты исследования и их обсуждение

Особый интерес вызывает мнение студентов и выпускников с инвалидностью вузов региона, касающееся сформированности у них в процессе обучения по специальности знаний, практических навыков, личных профессионально значимых качеств, способности решать профессиональные задачи в конкретных ситуациях (табл. 1). Полностью сформированными у себя теоретические знания считают 50 % из числа всех опрошенных, личные профессионально значимые качества — 47 %, а вот способности решать про-

фессиональные задачи в конкретных ситуациях — 41 %, практические навыки — только 37 %. Соответственно, что не сформированы практические навыки указывают 16 % респондентов, способности решать профессиональные задачи в конкретных ситуациях — 8,6 %.

Более полная картина сформированности в процессе обучения по специальности знаний, практических навыков, личных профессионально значимых качеств, способности решать профессиональные задачи в конкретных ситуациях складывается из анализа оценок в разрезе занятости, групп инвалидности, видов нарушений здоровья и пола. Так, оценивают, что у них полностью сформированы теоретические знания 68 % тех, кто учится в вузе и работают, но 45 % работающих после окончания вуза, 44 % тех, кто только учится в вузе (табл. 2). Сформированность в процессе обучения по специальности теоретических знаний относительно чаще у себя оценивают лица с третьей группой инвалидности, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, женщины.

Оценивают, что у них полностью сформированы практические навыки 50 % тех, кто учится в вузе и работает, но 32 % работающих после окончания вуза, 34 % тех, кто только учится в вузе. Сформированность у себя практических навыков относительно чаще оценивают лица с первой группой инвалидности, с нарушениями опорно-двигательного аппарата (на кресле-коляске), мужчины.

Оценивают, что у них полностью сформированы личные профессионально значимые качества

Таблица 1 Table 1

Сформированность у студентов и выпускников с инвалидностью вузов в процессе обучения по специальности знаний, практических навыков, личных профессионально значимых качеств, способности решать профессиональные задачи в конкретных ситуациях (% к общему числу опрошенных студентов и выпускников с инвалидностью) Formation of knowledge, practical skills, personal professionally significant qualities, ability to solve professional problems in specific situations among students and graduates with disabilities in the process of studying in the specialty (in % of the total number of students and graduates

with disabilities surveyed)

Сформированы Полностью сформированы Частично сформированы Не сформированы Затрудняюсь ответить

теоретические знания 50,0 45,0 2,9 2,1

практические навыки 37,1 45,0 15,7 2,1

личные профессионально значимые качества 47,1 42,1 5,7 5,0

способности решать профессиональные задачи в конкретных ситуациях 41,4 44,3 8,6 5,7

Источник: составлено авторами на основе данных опроса.

Таблица 2 Table 2

Сформированность у студентов и выпускников с инвалидностью вузов в процессе обучения по специальности знаний, практических навыков, личных профессионально значимых

качеств, способности решать профессиональные задачи в конкретных ситуациях (% к общему числу опрошенных студентов и выпускников с инвалидностью и в группах

по занятости)

The formation of knowledge, practical skills, personal professionally significant qualities, the ability to solve professional problems in specific situations among students and graduates with disabilities in the process of studying in the specialty (in % of the total number of students and graduates

with disabilities and in employment groups)

Категория опрошенных

Сформированы Все опрошенные Учатся в вузе Работают после Учатся только

и работают окончания вуза в вузе

теоретические знания

Полностью сформированы 50,0 67,6 44,7 44,1

Частично сформированы 45,0 32,4 44,7 51,5

Не сформированы 2,9 0 5,3 2,9

Затруднились ответить 2,1 0 5,3 1,5

практические навыки

Частично сформированы 45,0 29,4 44,7 52,9

Полностью сформированы 37,1 50,0 31,6 33,8

Не сформированы 15,7 20,6 21,1 10,3

Затруднились ответить 2,1 0,0 2,6 2,9

личные профессионально значимые качества

Полностью сформированы 47,1 61,8 34,2 47,1

Частично сформированы 42,1 32,4 50,0 42,6

Не сформированы 5,7 0 10,5 5,9

Затруднились ответить 5,0 5,9 5,3 4,4

способности решать профессиональные задачи в конкретных ситуациях

Частично сформированы 44,3 32,4 44,7 50,0

Полностью сформированы 41,4 52,9 34,2 39,7

Не сформированы 8,6 8,8 10,5 7,4

Затруднились ответить 5,7 5,9 10,5 2,9

Источник: составлено авторами на основе данных опроса.

62 % тех, кто учится в вузе и работает, но 34 % работающих после окончания вуза, 47 % тех, кто только учится в вузе. Сформированность у себя в процессе обучения по специальности личных профессионально значимых качеств относительно чаще оценивают лица со второй группой инвалидности, с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, женщины.

Оценивают, что у них полностью сформированы способности решать профессиональные задачи в конкретных ситуациях, 53 % тех, кто учится в вузе и работает, но 34 % работающих после окончания вуза, 40 % тех, кто только учится в вузе. Сформированность у себя в процессе

обучения по специальности способности решать профессиональные задачи в конкретных ситуациях относительно чаще оценивают лица с первой группой инвалидности, с нарушениями зрения, женщины.

Заметна разница в оценках студентами и выпускниками с инвалидностью в группах по занятости качества подготовки, уровня профессиональных знаний и компетенций, получаемых в вузе. Так, если среди всех опрошенных в целом удовлетворены (полностью удовлетворён + скорее удовлетворён) качеством подготовки, уровнем профессиональных знаний и компетенций, получаемых в вузе, — 89 %, то среди тех, кто

ми зрения, 91 % женщин и 80 % с нарушениями слуха, 80 % с нарушениями опорно-двигательного аппарата (передвигаюсь на кресле-коляске), 80 % с нервно-психическими нарушениями, 87 % мужчин. Не удовлетворены (совершенно + скорее не удовлетворён) 11 % всех опрошенных, но 7,7 % с первой группой инвалидности, 5,6 % с нарушениями зрения, 9,6 % женщин и 20 % (скорее не удовлетворены) с нарушениями слуха, 20 % (скорее не удовлетворены) с нарушениями опорно-двигательного аппарата (передвигаюсь на кресле-коляске), 20 % (совершенно не удовлетворены) с нервно-психическими нарушениями, 13 % мужчин.

Также есть различия и в оценках студентов и выпускников с инвалидностью по группам инвалидности, по видам нарушений здоровья и полу достаточности полученной ими в вузе подготовки по специальности (табл. 4). Считают такую подготовку вполне достаточной 21 % всех опрошенных, но 32 % со второй группой инвалидности, 33 % с нарушениями зрения, 26 % с нарушениями опорно-двигательного аппарата, 26 % мужчин и 18 % с третьей группой инва-

Таблица3 Table 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оценка студентами и выпускниками с инвалидностью качества подготовки, уровня профессиональных знаний и компетенций, получаемых в вузе, и достаточности полученной ими в вузе подготовки по специальности (% к общему числу опрошенных студентов

и выпускников с инвалидностью и в группах по занятости) Assessment by students and graduates with disabilities of the quality of training, the level of professional knowledge and competencies obtained at the university, and the sufficiency of the training they received at the university in the specialty (in% of the total number of students and graduates

with disabilities and in employment groups)

Вопрос анкеты и варианты ответов Категория опрошенных

Все опрошенные Учатся в вузе и работают Работают после окончания вуза Учатся только в вузе

Насколько Вы в целом удовлетворены качеством подготовки, уровнем профессиональных знаний и компетенций, получаемыми в вузе?

Скорее удовлетворён 45,7 44,1 42,1 48,5

Полностью удовлетворён 43,6 47,1 36,8 45,6

Скорее не удовлетворён 8,6 8,8 18,4 2,9

Совершенно не удовлетворён 2,1 0,0 2,6 2,9

Если Вы работаете, считаете ли Вы достаточной полученную Вами в вузе подготовку по специальности?

Ещё не работаю 37,1 2,9 7,9 70,6

Да, вполне 21,4 47,1 23,7 7,4

Да, отчасти 21,4 29,4 39,5 7,4

Нет 12,1 8,8 23,7 7,4

Затрудняюсь ответить 7,9 11,8 5,3 7,4

Источник: составлено авторами на основе данных опроса.

учится в вузе и работает, — 91 %, кто работают после окончания вуза, — 79 %, кто только учится, — 94 %, не удовлетворены (скорее неудовлетворён + совершенно неудовлетворён) 21 % тех, кто работает после окончания вуза, 8,8 % тех, кто учится в вузе и работает, 5,8 % тех, кто только учатся в вузе (табл. 3).

Из числа всех опрошенных считают вполне достаточной полученную ими в вузе подготовку по специальности 21 % опрошенных, недостаточной — 12 %, из тех, кто учится и работает, соответственно — 47 и 8,8 %, из тех, кто работают после окончания вуза, соответственно — 24 и 24 %, из тех, кто учится, соответственно — 7,4 и 7,4 % (табл. 3).

Есть различия и в оценках студентов и выпускников с инвалидностью по группам инвалидности, по видам нарушений здоровья и полу качества подготовки, уровня профессиональных знаний и компетенций, получаемых в вузе (табл. 4). Удовлетворены (полностью + скорее удовлетворён) такой подготовкой, уровнем знаний и компетенций 89 % всех опрошенных, но 92 % с первой группой инвалидности, 95 % с нарушения-

лидности, 6,7 % с нарушениями слуха, 19 % женщин. Считают недостаточной 12 % всех опрошенных, но 33 % — с нарушениями зрения, 20 % — с нервно-психическими нарушениями и ни один с первой группой инвалидности, с нарушениями опорно-двигательного аппарата (передвигаюсь на кресло — коляске), 8,5 % — с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Выводы и направления будущих исследований

Проблема подготовки по специальности лиц с инвалидностью в России актуальна, является предметом изучения различных дисциплин гуманитарного знания. Особо значимы здесь уровень и качество подготовки по специальности, сфор-мированность теоретических знаний, практиче-

ских навыков, личных профессионально значимых качеств, компетенций.

Такое исследование состояния профессионального образования лиц с инвалидностью проведено в ноябре-декабре 2021 г. Ресурсным учебно-методическим центром по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья ЧелГУ и кафедрой социальной работы и социологии ЧелГУ. В соответствии с целью и задачами исследования по соответствующей анкете опрошено 140 студентов выпускных курсов и выпускников с инвалидностью вузов Свердловской, Челябинской и Курганской областей.

Состав опрошенных по вузам, которые они закончили или где обучаются, по регионам трудоустройства, по уровню полученного (получае-

Таблица4 Table 4

Оценка студентами и выпускниками с инвалидностью качества подготовки, уровня профессиональных знаний и компетенций, получаемых в вузе, и достаточности полученной ими в вузе подготовки по специальности (% к общему числу опрошенных студентов и выпускников с инвалидностью и по группам инвалидности, по видам нарушений здоровья и полу) Assessment by students and graduates with disabilities of the quality of training, the level of professional knowledge and competencies obtained at the university, and the sufficiency of the training they received at the university in the specialty (in% of the total number of students and graduates with disabilities and by disability groups, by type of health disorders and gender)

Группа инвалидности Имеющиеся виды нарушений здоровья Пол

Вопрос анкеты и варианты ответов Все опрошенные I II III зрения слуха опорно-двигательного аппарата опорно-двигательного аппарата (передвигаюсь на кресло-коляске) нервно-психические нарушения другое М Ж

Насколько Вы в целом удовлетворены качеством подготовки, уровнем профессиональных знаний и компетенций, получаемыми в вузе?

Скорее удовлетворен 45,7 23,1 42,9 49,5 38,9 46,7 42,6 20,0 60,0 52,0 40,0 49,4

Полностью удовлетворен 43,6 69,2 46,4 39,4 55,6 33,3 46,8 60,0 20,0 40,0 47,3 41,2

Скорее не удовлетворен 8,6 7,7 7,1 9,1 5,6 20,0 8,5 20,0 0 6,0 10,9 7,1

Совершенно не удовлетворен 2,1 0 3,6 2,0 0 0 2,1 0 20,0 2,0 1,8 2,4

Если Вы работаете, считаете ли Вы достаточной полученную Вами в вузе подготовку по специальности?

Ещё не работаю 37,1 38,5 32,1 38,4 27,8 26,7 36,2 60,0 60,0 40,0 41,8 34,1

Да,вполне 21,4 23,1 32,1 18,2 33,3 6,7 25,5 20,0 20,0 18,0 25,5 18,8

Да, отчасти 21,4 30,8 17,9 21,2 22,2 20,0 21,3 20,0 0 24,0 14,5 25,9

Нет 12,1 0,0 14,3 13,1 11,1 33,3 8,5 0 20,0 10,0 12,7 11,8

Затрудняюсь ответить 7,9 7,7 3,6 9,1 5,6 13,3 8,5 0 0 8,0 5,5 9,4

мого) образования и направлению подготовки, по занятости, группам инвалидности, видам нарушений здоровья, причинам инвалидности, по полу, возрасту репрезентативно представляет генеральную совокупность студентов выпускных курсов и выпускников с инвалидностью 2021 г. вузов указанных областей.

По результатам опроса проведён анализ состояния подготовки по специальности лиц с инвалидностью, оценок сформированности знаний и компетенций у студентов выпускных курсов и выпускников с инвалидностью, их удовлетворённости качеством подготовки, уровнем профессиональных знаний и компетенций, получаемых в вузе, оценок достаточности полученной в вузе подготовки по специальности тех, кто работает.

Очевидно, что в подготовке студентов выпускных курсов и выпускников с инвалидностью вузов есть положительные результаты и упущения.

Установлено, что полностью сформированы теоретические знания у большинства — более, чем двух третей тех, кто учится в вузе и работает, но только у менее половины работающих после окончания вуза и у менее половины тех, кто только учится в вузе. Признаёт, что лишь частично они сформированы, каждый третий из тех, кто учится в вузе и работает, но почти половина тех, кто работает после окончания вуза, несколько более половины тех, кто только учится в вузе. О том, что не сформированы, указали по сути единицы работающих после окончания вуза.

Гораздо проблемнее выглядит формирование практических навыков. Полностью они сформированы лишь у половины тех, кто учится в вузе и работает, но только у трети работающих после окончания вуза, у трети тех, кто только учится в вузе. Считают, что они сформированы частично, соответственно 29, 45 и 53 %, а не сформированы — соответственно 21, 21 и 10 %.

Полностью сформированы личные профессионально значимые качества у большинства — это почти две трети тех, кто учится в вузе и работает, но таких лишь треть среди работающих после окончания вуза, 47 % среди тех, кто только учится в вузе. Частично сформированы соответственно у 32, 50 и 43 %, не сформированы—у 0, 11 и 5,9 %.

Полностью сформированы способности решать профессиональные задачи в конкретных ситуациях более чем у половины тех, кто учится в вузе и работает, но у трети работающих после окончания вуза, у 40 % тех, кто только учится в вузе. Частично — соответственно у 32, 45 и 50 %, не сформированы — у 8,8, 11 и 7,4 %.

В целом удовлетворены (полностью + скорее удовлетворены) качеством подготовки, уровнем профессиональных знаний и компетенций, получаемых в вузе, среди тех, кто учится в вузе и работает, подавляющее большинство, среди тех, кто работает после окончания вуза, — квалифицированное большинство, среди тех, кто только учится, — подавляющее большинство, а вот не удовлетворены (скорее не удовлетворены + совершенно не удовлетворены) не мало — пятая часть тех, кто работает после окончания вуза, 8,8 % тех, кто учится в вузе и работает, 5,8 % тех, кто только учится в вузе.

Считают вполне достаточной полученную ими в вузе подготовку по специальности только почти половина из тех, кто учится и работает, и недостаточной — всего лишь 8,8 %, а из тех, кто работает после окончания вуза, не мало — вполне достаточной и недостаточной — по 24 %, а из тех, кто только учится в вузе, вполне достаточной — и недостаточной — по 7,4 %.

Оценки сформированности знаний и компетенций, уровня, качества и достаточности подготовки в вузе по специальности разнятся по группам инвалидности, видам нарушений здоровья и полу студентов и выпускников с инвалидностью, что может учитываться при реализации и разработке программ профессионального образования.

Полагаем, указанные недостатки в подготовке студентов выпускных курсов и выпускников с инвалидностью вузов могут устраняться ректоратами, факультетами и кафедрами. Возможно и расширение условий и программ для получения дополнительных профессиональных компетенций студентами и выпускниками с инвалидностью вузов региона.

Целесообразно выявлять и требования работодателей к компетенциям выпускников с инвалидностью вузов, учитывать такие требования при реализации основных направлений подготовки специалистов и предложений по дополнительному профессиональному образованию тех, кто окончил вуз.

Оценки состояния подготовки по специальности и потребности в дополнительных профессиональных компетенциях студентов выпускных курсов и выпускников с инвалидностью вузов, необходимых для успешного трудоустройства, могут быть использованы при разработке соответствующих программ дополнительного профессионального образования, для обеспечения преемственности программ профессионального образования.

Список источников

1. Мартынова Е. А. Инклюзивное обучение как условие повышения качества образования студентов-инвалидов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2013. Т. 5, № 1. С. 83-87.

2. Kozlov V., Romanenkova D. State And Ways To Increase Employment Of Persons With Disabilities // Competitiveness and the Development of Socio-Economic Systems. 2021. Vol 105. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences European Publisher. P. 168-178. URL: https://doi.org/10.15405/epsbs.2021.04.18.

3. Natsun L. N., Shabunova A. A. On the Issue of Economic Cost of Disability // Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. 2018. Vol. 11, № 2. P. 160-174. URL: https://doi.org/10.15838/esc.2018.2.56.11.

4. Коробейников И. А., Кантор В. З. Профессиональное образование лиц с ОВЗ и инвалидностью: целевые ориентиры и факторы успешного развития // Альманах Института коррекционной педагогики. 2019. № 36. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-36/development-of-professional-education-of-persons-with-special-needs-and-disabilities (дата обращения: 05.04.2022).

5. Ненахова Ю. С. Трудовой потенциал инвалидов: проблемы реализации // Народонаселение. 2018. Т. 21, № 3. С. 96-108.

6. Волченкова Е. В., Лучинина М. И. Анализ удовлетворённости работодателей качеством подготовки выпускников вуза с инвалидностью // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности : сборник трудов X Международной научно-практической конференции, посвящённой 30-летию социальной работы в России (23-24 сентября 2021 г., Улан-Удэ). Улан-Удэ : Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, 2021. С. 65-67. URL: https://www.elibrary. ru/download/elibrary_47401391_95384042.pdf (дата обращения: 05.04.2022).

7. Осьмук Л. А., Можейкина Л. Б. Об удовлетворённости работодателя качеством образования принятых на работу инвалидов // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика: сборник трудов V Международной научно-практической конференции (20-22 мая 2021 г., Ялта). Симферополь : Ариал, 2021. С. 139-144. URL: https://www.elibrary.ru/ download/elibrary_46583833_62642037.pdf (дата обращения: 05.04.2022).

8. Романенкова Д. Ф., Демяник Т. В. Портрет работодателя, принимающего на работу выпускников вузов с инвалидностью // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика : сборник трудов V Международной научно-практической конференцияи (20-22 мая 2021 г., Ялта). Симферополь : Ариал, 2021. С. 158-163. URL: https://www.elibrary.ru/download/ elibrary_46583841_63419320.pdf (дата обращения: 05.04.2022).

9. Zolotareva O., Sadovnikovа N., Babich S., Darda E. Self-Realization of Disabled Children and Graduates of Vocational Education Institutions // Amazonia Investiga. 2019. № 8 (24). P. 102-120.

10. Зайцев Д. В., Наберушкина Э. К., Печенкин В. В. Дополнительное образование в контексте социальной мобильности людей с инвалидностью // Журнал исследований социальной политики. 2008. Т. 6, № 1. С. 53-70.

11. Долдо Н. В., Козлов В. Н., Романенкова Д. Ф. Работа «без барьеров»: о социокультурных практиках трудоустройства инвалидов в промышленном регионе // Вестник культуры и искусств. 2021. № 1 (65). С. 105-114.

12. Дополнительное образование молодых инвалидов в контексте приоритетов социально-экономического развития / под ред. Е. Р. Ярской-Смирновой, П. В. Романова ; Серия «Научные доклады: независимый экономический анализ». № 196. М., 2007. 256 с.

13. Жданова И. В., Можейкина Л. Б. Содействие инклюзивному трудоустройству выпускников вузов из числа инвалидов: концептуальные аспекты и опыт // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2020. № 195. С. 82-88. URL: https://doi.org/10.33910/1992-6464-2020-195-82-88.

14. Клочкова Е. Н., Дарда Е. С. Проблемы трудоустройства инвалидов с высшим и средним профессиональным образованием в Москве // Высшее образование сегодня. 2018. № 11. С. 59-65. URL: https:// doi.org/10.25586/RNU.HET.18.11.P.59.

15. Рубцов В. В., Алехина С. В., Хаустов А. В. Непрерывность инклюзивного образования и психолого-педагогического сопровождения лиц с особыми образовательными потребностями // Психолого-педагогические исследования. 2019. Т. 11, № 3. С. 1-14. URL: https://doi.org/10.17759/psyedu.2019110301.

16. Зорина Е. Е. Преодоление барьеров при реализации инклюзивного образования в вузе // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 5. С. 165-184. URL: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-5-165-184.

References

1. Martynova EA. Inclusive training as a condition of rising education quality of disabled students. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki = Bulletin of the South Ural State University. Series: Education. Educational sciences. 2013;5(1):83-87. (In Russ.).

2. Kozlov V, Romanenkova D. State And Ways To Increase Employment Of Persons With Disabilities. In E. Popov, V. Barkhatov, V. D. Pham, & D. Pletnev (Eds.). Competitiveness and the Development of SocioEconomic Systems, 2021; vol. 105. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences (pp. 168-178). European Publisher. https://doi.org/10.15405/epsbs.2021.04.18.

3. Natsun LN, Shabunova AA. On the Issue of Economic Cost of Disability. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. 2018;11(2):160-174. https://doi.org/10.15838/esc.2018.2.56.11

4. Korobeinikov IA, Kantor VZ. Professional education of persons with disabilities: targets and factors of successful development. Al 'manakh Instituta korrektsionnoi pedagogiki = Almanac Institute of Special Education. 2019;(36). Available from: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-36/development-of-professional-education-of-persons-with-special-needs-and-disabilities. (In Russ.).

5. Nenakhova YS. Labour potential of people with disabilities: problems of implementation. Narodonasele-nie = Population. 2018;21(3):96-108. (In Russ.).

6. Volchenkova EV, Luchinina MI. Analysis of employers ' satisfaction with the quality of training of university graduates with disabilities. In: X Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya, posvyas-hchennaya 30-letiyu sotsial'noi raboty v Rossii "Formy i metody sotsial'noi raboty v razlichnykh sferakh zhiznedeyatel'nosti" = X International scientific and practical conference dedicated to the 30th anniversary of social work in Russia "Forms and methods of social work in different spheres of activity" (23-24 September 2021, Ulan-Ude): Proceedings. Ulan-Ude: East Siberian State University of Technology and Management; 2021. P. 65-67. Available from: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_47401391_95384042.pdf (In Russ.).

7. Osmuk LA, Mozheikina LB. On the satisfaction of the employer with the quality of education of employed disabled people. In: V Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya "Sotsial'no-pedagogicheskaya podderzhka lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya: teoriya i praktika" = V International Scientific and Practical Conference "Social and Pedagogical Support for Persons with Disabilities: Theory and Practice" (20-22 May 2021, Yalta): Proceedings. Simferopol: Limited liability company "PP "Arial"; 2021. P. 139-144. Available from: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_46583833_62642037.pdf (In Russ.).

8. Romanenkova DF, Demyanik TV. Portrait of an employer hiring university graduates with disabilities. In: V Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya "Sotsial'no-pedagogicheskaya podderzhka lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya: teoriya i praktika" = V International Scientific and Practical Conference "Social and Pedagogical Support for Persons with Disabilities: Theory and Practice" (20-22 May 2021, Yalta): Proceedings. Simferopol: Limited liability company "PP "Arial"; 2021. P. 158-163. Available from: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_46583841_63419320.pdf (In Russ.).

9. Zolotareva O, Sadovnikovа N, Babich S, Darda E. Self-Realization of Disabled Children and Graduates of Vocational Education Institutions. Amazonia Investiga. 2019;(8):102-120.

10. Zaitsev DV, Naberushkina EK, Pechenkin VV. Further training in context of social mobility of people with disabilities. Zhurnal issledovanii sotsial'noipolitiki = The Journal of Social Policy Studies. 2008;6(1):53-70. (In Russ.).

11. Doldo NV, Kozlov VN, Romanenkova DF. Work "without barriers": on socio-cultural employment practices of disabled people in the industrial region. Vestnik kul'tury i iskusstv = Culture and arts herald. 2021;(1):105-114. (In Russ.).

12. Dopolnitel'noe obrazovanie molodykh invalidov v kontekste prioritetov sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya = Additional education of young people with disabilities in the context of socio-economic development priorities / eds. Yarskaya-Smirnova ER, Romanov PV. Moscow, MONF; 2007. 256 p. (In Russ.).

13. Zhdanova IV, Mozheikina LB. Assistance in inclusive employment of university graduates with disabilities: conceptual aspects and experience. Izvestia: Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogichesk-ogo universiteta im. A. I. Gertsena = Herzen University Journal of Humanities & Sciences. 2020;(195):82-88. https://doi.org/10.33910/1992-6464-2020-195-82-88. (In Russ.).

14. Klochkova EN, Darda ES. Problems of employment of disabled people with higher and secondary vocational education in Moscow. Vysshee obrazovanie segodnya = Higher education today. 2018;(11):59-65. https:// doi.org/10.25586/RNU.HET.18.11.R59 (In Russ.).

15. Rubtsov VV, Alekhina SV, Khaustov AV. Continuity of Inclusive Education and Psychological and Pedagogical Support for Persons with Special Educational Needs. Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniya = Psychological-Educational Studies. 2019;11(3):1-14. https://doi.org/10.17759/psyedu.2019110301 (In Russ.).

16. Zorina EE. Eradicating the barriers to inclusive higher education. Obrazovanie i nauka = The Education and science journal. 2018;20(5):165-184. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-5-165-184 (In Russ.).

Информация об авторах

В. Н. Козлов — кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, профессор кафедры социальной работы и социологии.

Д. Ф. Романенкова — кандидат педагогических наук, доцент, начальник Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Information about the authors

V. N. Kozlov — Candidate of Economic Sciences, Senior Researcher, Professor of the Department of Social Work and Sociology.

D. F. Romanenkova — Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Resource Educational and Methodological Center for the Training of Persons with Disabilities.

Статья поступила в редакцию 05.03.2022; одобрена после рецензирования 15.03.2022; принята к публикации 15.03.2022.

Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The article was submitted 05.03.2022; approved after reviewing 15.03.2022; accepted for publication 15.03.2022.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article.

The authors declare no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.