Научная статья на тему 'ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА И ТРУДОУСТРОЙСТВО СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ: СТРАТЕГИИ И ПРОБЛЕМЫ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ)'

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА И ТРУДОУСТРОЙСТВО СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ: СТРАТЕГИИ И ПРОБЛЕМЫ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
102
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВАЛИД / СТУДЕНТ / ВЫПУСКНИК / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / ВАКАНСИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Панькова Е.Г., Доронина А.А.

В статье рассматриваются проблемы профориентационной работы и трудоустройства студентов/выпускников вузов с инвалидностью, а также выявляются факторы, способствующие эффективной профессиональной подготовке и трудоустройству данной категории лиц. В статье акцентируется внимание на проблеме недостаточности профориентационной работы с инвалидами. Выбор будущей профессии должен строиться не только на личной заинтересованности и стереотипных суждениях, но и на соответствии условий, режима и характера труда состоянию здоровья, а самостоятельно студенты не всегда это могут просчитать. Авторы указывают на необходимость повышения уровня правовой культуры студентов с инвалидностью, усиления продуктивного взаимодействия ВУЗов, реализующих программы профессиональной абилитации и реабилитации, и органов службы занятости и работодателей, знакомство в период обучения студентов с особенностями рынка труда и подготовки их к дальнейшему рациональному трудоустройству. Статья предназначена для работников системы образования, руководителей образовательных организаций, исследователей, специалистов в сфере социальной защиты, труда и занятости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOCATIONAL GUIDANCE AND EMPLOYMENT OF STUDENTS WITH DISABILITIES: STRATEGIES AND PROBLEMS (BASED ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF MORDOVIA)

The article deals with the problems of vocational guidance and employment of students/graduates with disabilities, as well as identifies factors contributing to the effective training and employment of this category of people. The article focuses on the problem of insufficient career guidance work with the disabled. The choice of future profession should be based not only on personal interest and stereotypical judgments, but also on the correspondence of conditions, mode and nature of work to the state of health, and students are not always able to calculate it independently. The authors point out the need to increase the level of legal culture of students with disabilities, to strengthen productive interaction between higher education institutions implementing professional habilitation and rehabilitation programs and employment services and employers, to familiarize students with the features of the labor market during their studies and prepare them for further rational employment. The article is intended for employees of the education system, heads of educational organizations, researchers, specialists in the field of social protection, labor and employment.

Текст научной работы на тему «ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА И ТРУДОУСТРОЙСТВО СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ: СТРАТЕГИИ И ПРОБЛЕМЫ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ)»

СОЦИОЛОГИЯ

УДК 331.538

Профориентационная работа и трудоустройство студентов с инвалидностью: стратегии и проблемы (на примере Республики Мордовия)

Vocational guidance and employment of students with disabilities: strategies and problems (based on the example of the Republic of Mordovia)

Панькова Е.Г., ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева», print84@mail. ru

Доронина А.А., ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева», nastay997@mail. ru

Pankova E., Mordovia State University named after N.P. Ogarev, print84@mail.ru Doronina A., Mordovia State University named after N.P. Ogarev, nastay997@mail.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2021.146.3.039

Ключевые слова: инвалид, студент,выпускник, профориентация, трудоустройство, вакансия. Keywords: disabled, student, graduate, career guidance, employment, vacancy.

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы профориентационной работы и трудоустройства студентов/выпускников вузов с инвалидностью, а также выявляются факторы, способствующие эффективной профессиональной подготовке и трудоустройству данной категории лиц. В статье акцентируется внимание на проблеме недостаточности профориентационной работы с инвалидами. Выбор будущей профессии должен строиться не только на личной заинтересованности и стереотипных суждениях, но и на соответствии условий, режима и характера труда состоянию здоровья, а самостоятельно студенты не всегда это могут просчитать. Авторы указывают на необходимость повышения уровня правовой культуры студентов с инвалидностью, усиления продуктивного взаимодействия ВУЗов, реализующих программы профессиональной абилитации и реабилитации, и органов службы занятости и работодателей, знакомство в период обучения студентов с особенностями рынка труда и подготовки их к дальнейшему рациональному трудоустройству. Статья предназначена для работников системы образования, руководителей образовательных организаций, исследователей, специалистов в сфере социальной защиты, труда и занятости.

Abstract. The article deals with the problems of vocational guidance and employment of students/graduates with disabilities, as well as identifies factors contributing to the effective training and employment of this category ofpeople. The article focuses on the problem of insufficient career guidance work with the disabled. The choice of future profession should be based not only on personal interest and stereotypical judgments, but also on the correspondence of conditions, mode and nature of work to the state of health, and students are not always able to calculate it independently. The authors point out the need to increase the level of legal culture of students with disabilities, to strengthen productive interaction between higher education institutions implementing professional habilitation and rehabilitation programs and employment services and employers, to familiarize students with the features of the labor market during their studies and prepare them for further rational employment. The article is intended for employees of the education system, heads of educational organizations, researchers, specialists in the field of social protection, labor and employment.

Введение. Проблема трудоустройства молодых специалистов не теряет своей актуальности на протяжении уже нескольких лет.

Так, по данным Федеральной службы государственной статистики безработица среди выпускников российских вузов в 2019 году

составила 12,9% от общего числа выпуска [8]. Данные за последние три года показывают, что работать по специальности устраиваются только 69,0% выпускников [8]. Однако особо остро проблема включенности в сферу трудоустройства и занятости ощущается молодыми специалистами (выпускниками) с инвалидностью. Несмотря на реализуемые меры по обеспечению занятости, проводимые мероприятия по трудоустройству выпускников с особыми потребностями (на базе отделов профориентации и трудоустройства вузов, центров занятости населения) и наличие высшего образования (что дает больше шансов устроиться на работу, чем например, инвалидам, не имеющим образования), на практике найти работу выпускнику-инвалиду оказывается крайне сложно [3, с.1342].

Проблема трудоустройства инвалидов, в частности выпускников вузов с инвалидностью, является актуальной и обсуждаемой. Анализируя степень разработанности заявленной темы, необходимо отметить несколько важных аспектов.

Во-первых, подходы к изучению проблем трудоустройства инвалидов у российских и зарубежных ученых имеют существенные различия. Так, например, M. Floyd и J. Curtis большое внимание уделяют изучению законодательства, касающегося данной проблемы [1, c.304]. R. Haveman, K. Holden считают, что немаловажную роль играют уровень жизни инвалидов и степень их вовлеченности в социально-экономическую деятельность [2, c.573]. M.A. Verdugo, A. Jimenez занимаются в основном исследованием эффективности мероприятий по содействию трудоустройству [2, c.576].

Аналогичной позиции придерживаются и российские ученые. Л.П. Храпылина отмечает, что исследования проблем трудоустройства инвалидов в Российской Федерации сводятся к изучению эффективности государственных мер в отношении занятости инвалидов, оценке экономического ущерба вследствие

инвалидности, выявлении потребности инвалидов в трудоустройстве [9, c.6].

Во-вторых, в зависимости от подхода, применяемого к изучению проблем трудоустройства инвалидов (экономический, социальный, психологический и т.д.), отсутствует четкая классификация этих барьеров. Однако, опираясь на исследовательский опыт российских и зарубежных коллег, А.А Шабунова выделяет такие барьеры трудоустройства инвалидов (в том числе недавних студентов) как: средовые (неподходящая инфраструктура,

неприспособленность транспорта, несоблюдение

универсального дизайна помещений и путей передвижения); низкий профессионально-квалификационный статус инвалидов; несовершенство инструментов трудоустройства инвалидов; отсутствие внешних (экономических) стимулов для трудоустройства: заработная плата инвалидов ниже, чем у других работников; отсутствие внутренних (психологических) стимулов для трудоустройства; дискриминация со стороны работодателей [10, а127].

Методология исследования или Материалы и методы исследования. На базе кафедры социальной работы ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева» в январе -феврале 2021 года проведено исследование методом анкетирования на тему «Проблемы трудоустройства инвалидов в изменяющихся социальных условиях российского общества (на примере Республики Мордовия)». Цель исследования - выявить основные проблемы и стратегии трудоустройства студентов с инвалидностью, а также дать оценку деятельности региональных организаций в области построения карьерных траекторий обучающихся.

В ФГБОУ ВО НИ МГУ им. НП.Огарёва по состоянию на 15 января 2021 года обучались 109 студентов с инвалидностью. Всего в опросе приняло участие 104 студента с инвалидностью (5 человек принимать участие в опросе не стали).

Результаты исследования. Анализ полученных результатов проводился по 6 основным блокам: социальный портрет участников анкетирования; направления обучения; профориентационный блок; оценка образовательного процесса; карьерные намерения; оценка проблем и перспектив трудоустройства.

Обобщенные результаты опроса студентов-инвалидов по блоку «Социальный портрет» участников анкетирования приведены в таблице 1.

Таким образом, в исследовании приняло примерно равное количество студентов-инвалидов мужского и женского пола. Наибольшую возрастную группу составили респонденты в возрасте от 18 до 22 лет, то есть подавляющее большинство студентов-инвалидов поступили в вуз после окончания школы. Почти 70,0% из числа опрошенных, имеют третью группу инвалидности. Самыми

распространенными заболеваниями, которые привели к инвалидности обучающихся, выступают болезни костно-мышечной системы, органов зрения и слуха.

Таблица 1. - Социальный портрет студентов-инвалидов

Характеристика (критерий) Распределение ответов, %

Гендерное соотношение М - 52,0 Ж - 48,0

Возрастной состав 17 лет - 7,7; 18 лет - 17,3; 19 лет - 14,4; 20 лет - 10,6; 21 год - 16,4; 22 года - 15,4; 23 года - 8,7; 24 года - 4,8; 25 лет - 1,0; 26 лет - 2,9; 27 лет - 1,0

Группа инвалидности первая - 9,6; вторая - 21,2; третья - 69,2

Нозология - болезни костно-мышечной системы - 22,1 - заболевания глаза - 20,2 - заболевания органов слуха - 13,5 - эндокринные заболевания - 9,6 - болезни нервной системы - 8,7 - болезни системы кровообращения - 8,7 - заболевания органов пищеварения - 5,8 - онкологические заболевания - 4,8

- травмы от внешних причин - 2,9 - нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (движения головы, туловища, конечностей) -1,0 - болезни органов дыхания - 1,0 - другие - 1,9

Возрастной период, в который была установлена инвалидность - до 18 лет - 91,3 - с 19 до 25 лет - 8,7

Причина инвалидности - инвалид с детства - 79,8 - общее заболевание - 20,2

Анализ социологического исследования показал, что студенты с инвалидностью обучаются во всех институтах и на всех факультетах, представленных в ФГБОУ ВО НИ МГУ им. Н.П. Огарёва.

Наибольшее количество респондентов обучаются в Медицинском институте и на факультете иностранных языков. Наиболее распространенные направления подготовки и специальности среди студентов с инвалидностью - «Лечебное дело» (16,3%); «Юриспруденция» (5,8%); «Лингвистика» (4,8%); «Перевод и переводоведение» (4,8%); «Стоматология» (3,8%); «Биоинженерия и биоинформатика» (3,8%).

Распределение респондентов по уровням обучения показало, что 43,3% обучаются на бакалавриате; 40,4% - на специалитете; 10,6% - в магистратуре; 4,8% - получают средне-профессиональное образование на базе вуза и 1 человек проходит обучение в ординатуре.

Одним из главных нюансов рационального трудоустройства и построения успешной карьеры выступает правильный выбор профессии. Для людей с инвалидностью он приобретает особый характер, так как приходится учитываться не только личностные навыки, интересы и предпочтения, но и специфику имеющихся ограничений жизнедеятельности, возможные

медицинские и технические противопоказания, трудовой прогноз, оптимальные формы организации труда и рекомендуемый трудовой режим, доступность труда по выбранной профессии [5, с.413].

В связи с этим целесообразным было задать вопрос о том, проводилась ли профориентационная работа со студентами с инвалидностью. Так, 32,7% респондентов ответили - «да»; 35,6% ответили - «частично»; 31,7% дали ответ «нет».

Интересно, что по данным социологического исследования, проведенного в 2008 году по сходной тематике респондентами (студентами-инвалидами) МГУ им. Н.П. Огарева, на вопрос об участии в профориентационных мероприятиях ответы распределились следующим образом: 14,0% отметили «да»; 26,0% - «частично»; 60,0% - «нет» [6].

Таким образом, очевидно, что за прошедшее десятилетие профориентационной работе стали уделять большее внимание, однако явно, что данная работа проводится недостаточно активно и не обеспечивает полный охват абитуриентов с инвалидностью. В свою очередь, именно абитуриенты с инвалидностью нуждаются в особом внимании на этапе выбора профессии, в связи с их особыми потребностями и возможностями, в грамотной консультации,

позволяющей минимизировать риски выбора ими неподходящей работы по состоянию здоровья.

Несмотря на то, что больше половины респондентов принимали участие в мероприятиях профориентационной направленности,

результаты опроса показали, что окончательный выбор относительно своей будущей профессии они сделали самостоятельно; либо им помогали родители, друзья, знакомые, учителя; либо они изучали информацию в СМИ/ИНТЕРНЕТ.

При выборе своей будущей профессии студенты с инвалидностью в основном ориентировались на престижность профессии и возможность развивать свои способности в этом деле; желание приносить людям пользу; уровень оплаты труда;соответствие требований профессии и состояния здоровья; возможность легко устроиться на работу.

Процесс обучения в среднем занимает от 4 лет (на бакалавриате) и более(5 лет на специалитете, + 2 года в магистратуре, послевузовское образование), а рынок труда, где постоянно обновляются требования к навыкам специалистов, и появляются новые профессии, активно развивается.

Субъективное значение для студентов с инвалидностью в профессиональной подготовке играет построение образовательного процесса. Респонденты отмечали, что для них крайне важно быть максимально включенными в процесс обучения и личного общения со всеми участниками образовательного процесса, так как высокий уровень их подготовленности, получение и развитие как профессиональных, так и социальных навыков позволит в дальнейшем быть конкурентоспособными на рынке труда.

Большинство студентов с инвалидностью отмечают, что учеба дается нелегко. Основные сложности, с которыми они сталкиваются, это: частые пропуски по состоянию здоровья; нехватка индивидуального подхода со стороны преподавателей; неуспеваемость; трудности, когда добираются до места учебы и обратно.

В ходе исследования были получены данные о том, что в карьерных мероприятиях, проводимым вузом, участие принимали только 22,1% студентов с инвалидностью. Это связано с тем, что подобные мероприятия проводятся ВУЗом только для студентов выпускных курсов. Очевидно, что целесообразно проводить такие мероприятия для всех обучающихся, так как знакомиться с рынком труда, его требованиями, потенциальными работодателями, необходимо уже в начале обучения, чтобы иметь представление о возможном будущем трудоустройстве и быть к нему готовым [7; 11].

Говоря о будущем, обратимся к карьерным намерениям студентов с инвалидностью по окончанию ВУЗа. Опрос показал, что 32,7% респондентов планируют продолжить обучение по очной форме (т.е. не планируют переводиться на заочную форму обучения или желают продолжить обучение очно в магистратуре); 27,9% - определились с примерным местом работы; 24,0% - не определились со своим будущим вообще; 14,4% - уже трудоустроены; 8,7% - продолжат обучение на заочной форме.

Нередко, одним из распространенных требований при устройстве на работу выступает наличие стажа работы. Крайне важно, что 23,1% опрошенных студентов с инвалидностью уже имеют опыт работы.

Опрос показал, что 51,0% студентов с инвалидностью вполне удовлетворены получаемой профессией; 32,7% - в основном удовлетворены; 8,7% - частично удовлетворены; 6,7% - не совсем удовлетворены; 1,0% - не удовлетворены.

Подтверждением того, что выбор профессии был осознанным и ею удовлетворены выступает то, что более 90,0% опрошенных студентов хотели бы работать по специальности.

На вопрос, касающийся места работы, 45,2% ответили, что хотят работать в г. Саранск; 40,4% планируют переезд в другой регион; и только 1,0% готовы работать в сельской местности.

Анализ банка вакансий для инвалидов в Республике Мордовия показал, что размер заработной платы для специалистов с высшем образованием колеблется в промежутке от 20 до 30 тыс. руб. В основном такой большой размер средней заработной платы складывается за счет перевеса вакансий медицинских, инженерных и ГГ специальностей [4, с.181]. Так, например, студенты-выпускники в РМ могут трудоустроиться по вакансии врач, инженер-программист, инженер-конструктор с заработной платой от 30 000р.

В свою очередь, более половины опрошенных студентов с инвалидностью отмечают, что размер их желаемой заработной платы свыше 30 тыс. руб. (62,5%); 33,7% - согласны на заработную платы в размере от 20 до 30 тыс. руб.; 3,8% - на заработную плату в размере от 11 до 19 тыс. руб.

Что касается характера трудовой занятости, то подавляющее большинство респондентов готовы работать полный рабочий день. Треть опрошенных предпочла бы гибкий график работы, варианты работы из дома, частичный (неполный) рабочий день.

В процессе поиска работы студенты с инвалидностью планируют использовать: интернет и СМИ; помощь родственников, друзей

и знакомых; помощь Центра занятости населения. Самыми непопулярными источниками поиска работы оказались: общественные организации и кадровые агентства.

Самыми востребованными видами помощи при трудоустройстве были названы: поиск подходящей работы; профессиональное обучение, получение дополнительного образования; получение навыков эффективного поиска работы; пособие по безработице.

Важной составляющей рационального трудоустройства и соблюдения всех гарантий на рабочем месте для работника-инвалида является знание трудового законодательства. Как показал опрос, большее половины студентов с инвалидностью не в полной мере (или совсем) не располагают знаниями о своих правах и обязанностях. Оставшаяся часть респондентов (около 30,0%) знают некоторые свои права и гарантии, которые должны предоставляться инвалидам (правом на сокращение продолжительности рабочего времени в соответствии с ИПРА; правом на ограничение работы в ночное время; правом на ограничение на сверхурочную работу; правом на ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 30 дней; правом на создание необходимых условий труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации; правом на оплату труда за сокращенное рабочее время как за нормальную продолжительность рабочего времени). Опрос студентов-инвалидов в 2008 г. так же показал низкий уровень ихправовой грамотности [6].

Таким образом, повышение правовой грамотности выпускников-инвалидов

рассматривается как важная задача (в том числе и академическая - в рамках, например, адаптивных курсов) в период подготовки к трудоустройству и в период поиска работы. Решение данной проблемы позволит выпускникам-инвалидам более уверенно чувствовать себя на рынке труда, предъявлять обоснованные требования к организации рабочего места, режима труда и занятости.

Так же необходимо отметить, что 28,8% опрошенных студентов с инвалидностью не знают о существующих формах поддержки в сфере трудоустройства, действующих в Республике Мордовия.

Заключение. Таким образом, анализ результатов исследования позволяет сделать следующие выводы:

Среди студентов-инвалидов превалируют лица, имеющие 3 группу инвалидности, состояние здоровья которых позволяет

полноценно участвовать в учебном процессе с незначительным применением адаптивных образовательных технологий. Даже при условии наличия в ФГБОУ ВО НИ МГУ им. Н.П. Огарёва инклюзивной образовательной среды, студенты, имеющие тяжелые нарушения здоровья, представлены незначительно. Возможно, данная ситуация будет несколько меняться в связи с развитием и широким внедрением в практику дистанционных образовательных технологий в дальнейшем.

У инвалидов молодого возраста (студентов) наблюдаются социально активная позиция и уверенность в своих силах в отношении трудоустройства и построения карьеры. Респонденты отмечают, что фактор образования является важным для дальнейшего трудоустройства, студенты ориентированы на получения качественного образования и постоянного дальнейшего повышения квалификации. Не менее важным, наряду с получением образования, студентами-инвалидами рассматривается их полноценное включение в социальную жизнь вуза и студенчества.

Проводимая профориентационная работа с инвалидами недостаточна; в свою очередь она особо значима для абитуриентов с ослабленным состоянием здоровья. Выбор будущей профессии должен строиться не только на личной заинтересованности и стереотипных суждениях (легко трудоустроиться, большая заработная плата), но и на соответствии условий, режима и характера труда состоянию здоровья, а самостоятельно (без помощи специалиста) студенты не всегда это могут просчитать.

Несмотря на удовлетворенность студентами своим выбором профессией, могут быть названы две проблемных области. Первая связана с неуспеваемостью, когда студент вынужден пропускать занятия по состоянию здоровья, что показывает важность индивидуального подхода к каждому студенту с инвалидностью, возможность совмещения «очных» и дистанционных технологий в процессе обучения. Вторая связана с необходимостью расширения участия студентов с инвалидностью в карьерных мероприятиях.

Исследование в рамках данного блока показало, что практически все студенты планируют работать по специальности. Однако если обратиться к банку вакансий для инвалидов в Республике Мордовия, то наблюдается лишь частичное соответствие специальностей, по которым обучаются студенты потребностям рынка труда. Кроме того, наблюдается противоречия в желаемом и реальном размере

заработной платы. В свою очередь, в поиске дальнейшей работы студенты-инвалиды в основном собираются опираться на неформальные каналы, рассчитывают на свои силы и помощь родственников.

Результаты исследования показывают, что проблемы трудоустройства выпускников с инвалидностью могут быть связаны снизкой правовой грамотностью инвалидов. Актуально формирование правовой компетентности студентов с инвалидностью, расширение их знаний о правах и социальных гарантиях с учетом

их социально-правового статуса. Также отмечается недостаточное участие

посреднических органов в работе со студентами и выпускниками (работа с ищущими работу инвалидами носит заявительный характер, а студенты в основном собираются искать работу, используя неформальные каналы, следовательно с большой долей вероятности даже и не обратятся в центры занятости населения), а также слабой информационной пропаганде мер поддержки инвалидов в области занятости и трудоустройства в РМ.

Литература:

1. Floyd M. An examination of changes in disability and employment policy in the United Kingdom / M. Floyd, J. Curtis // European Journal of Social Security. - 2000. - V. 2. - № 4. - Pp. 303-322.

2. Haveman R. The changing economic status of U.S. disabled men: trends and their determinants, 1982-1991 / R. Haveman, K. Holden, B. Wolfe, P. Smith, K. Wilson // Empirical Economics. - 1999. - Т. 24. - № 4. - P. 571-598.

3. Доронина А.А. Технологии трудоустройства выпускников из числа инвалидов в условиях высшего учебного заведения / А.А. Доронина // Традиционные и новые социальные конфликты в XXI веке / XIV Международная научная конференция «Сорокинские чтения - 2020». - Москва: МАКС Пресс, 2020. - С. 1342-1344.

4. Кирдюшкина И.М. Современная ситуация на рынке труда Республики Мордовия и государственная политика в сфере занятости / И. М. Кирдюшкина // Вестник НИИ Гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. - 2018. - № 1. - С. 181-187.

5. Козлова И.В. Проблемы предоставления рабочих мест инвалидам в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации в Республике Мордовия на материале ГКУ РМ «Центр занятости населения саранский» / И.В.

Козлова, Д.А. Степанов // Е-Бою. - 2019. - № 5. - С. 413-417.

6. Кудаева Е.Г. Социальные барьеры трудоустройства инвалидов в современном российском обществе: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04 / Кудаева Елена Геннадьевна; Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, 2009. - 218 с.

7. Скрябина О.В. Реализация государственных программ Республики Мордовия по содействию инвалидам в трудоустройстве или как инвалиду найти подходящую работу / О.В. Скрябина, С.А. Шмакова // Агрофорсайт. - 2020. - № 1. - С. 11.

8. Федеральная служба государственной статистики РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/

9. Храпылина Л.П. Социально-экономические аспекты эффективности трудоустройства и результативности труда инвалидов / Л.П. Храпылина // Вестник Всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии. - 2013. - № 4. - С. 6-10.

10. Шабунова А. А. Актуальные проблемы трудоустройства инвалидов / А.А. Шабунова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2016. - № 6. - С. 126-142.

References:

1. Floyd M. An examination of changes in disability and employment policy in the United Kingdom / M. Floyd, J. Curtis // European Journal of Social Security. - 2000. - V. 2. - No. 4. - Pp. 303-322.

2. Haveman R. The changing economic status of U.S. disabled men: trends and their determinants, 1982-1991 / R. Haveman, K. Holden, B. Wolfe, P. Smith, K. Wilson // Empirical Economics. - 1999. - T. 24. - № 4. - P. 571-598.

3. Doronina A.A. Employment technologies of graduates from among the disabled in a higher educational institution / A.A. Doronina // Traditional and new social conflicts in the XXI century / XIV International scientific conference "Sorokin readings - 2020". - Moscow: MAKS Press, 2020. - S. 1342-1344.

4. Kirdyushkina I.M. The current situation on the labor market of the Republic of Mordovia and state policy in the field of employment / I. M. Kirdyushkina // Bulletin of the

Research Institute of Humanities under the Government of the Republic of Mordovia. - 2018. - № 1. - P. 181-187.

5. Kozlova I.V. Problems of providing jobs for people with disabilities in accordance with the individual program of rehabilitation and habilitation in the Republic of Mordovia on the material of the State Institution of the Republic of Moldova "Employment Center of Saransk" / I.V. Kozlova, D.A. Stepanov // E-Scio. - 2019. - № 5. - S. 413-417.

6. Kudaeva E.G. Social barriers to employment of people with disabilities in modern Russian society: dis. ... cand. sociol. sciences: 22.00.04 / Kudaeva Elena Gennadevna; Mordovia State University named after N.P. Ogarev, 2009. - 218 p.

7. Scriabina O.V. Implementation of state programs of the Republic of Mordovia to assist people with disabilities in employment or how to find a suitable job for a disabled

person / O.V. Scriabina, S.A. Shmakova // Agroforsite. -2020. - № 1. - P. 11.

8. Federal State Statistics Service of the Russian Federation [Electronic resource]. - Access mode: http://www.gks.ru/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Khrapylina L.P. Socio-economic aspects of the effeciency of employment and labor productivity of disabled people / L.P. Khrapylina // Bulletin of the All-

Russian Society of Specialists in Medical and Social Expertise, Rehabilitation and Rehabilitation Industry. -2013. - № 4. - S. 6-10.

10. Shabunova A.A. Actual problems of employment of disabled people / A.A. Shabunova // Economic and social changes: facts, trends, forecast. - 2016. - № 6. - P. 126-142.

22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы

Сведения об авторах:

Панькова Елена Геннадьевна (г. Саранск, Россия), кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и социальной работы ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева», e-mail: print84@mail.ru

Доронина Анастасия Алексеевна (г. Саранск, Россия), магистрант 2 года обучения по направлению подготовки 39.04.02 Социальная работа (профиль «Социальная работа в сфере семейно-демографической политики России») ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева», профконсультант Центра развития карьеры МГУ им. Н.П. Огарёва, e-mail: nastay997@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.