Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ НАУКИ В ТАДЖИКСКОЙ ССР В ПЕРИОД ПЕРЕСТРОЙКИ (1985-1991 ГГ.)'

СОСТОЯНИЕ НАУКИ В ТАДЖИКСКОЙ ССР В ПЕРИОД ПЕРЕСТРОЙКИ (1985-1991 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
156
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЯ НАУК / ПЕРЕСТРОЙКА / УЧЁНЫЙ / ИЗОБРЕТЕНИЯ / ДОКТОР НАУК / ПОТЕНЦИАЛ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СОВЕТСКИЙ СОЮЗ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Махмудзода Суханвар Анвар

В этой статье, автор показал все отрасли наукой опираясь на исторические аргументы и статистических факты, приводит примеры о развитии и падении сферы наукой в периода перестройки. Автор анализирует состояние науки в Советском Таджикистане в период перестройке 1985-1991 гг. В статье сравниваются достижения и недостатки всех отраслей науки с другими советскими республиками. Уровень жизни ученых и их среды также упоминаются. Сокращение научного потенциала республики происходило также и за счет оттока ученых в другие, чаще всего не связанные с наукой, сферы деятельности, в том числе в различные коммерческие структуры. Все эти явления, происходившие на фоне общего экономического кризиса и резкого снижения финансирования перспективных научно-исследовательских разработок, привели к свертыванию фундаментальных исследований как по всему СССР, так и в Таджикской ССР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ТHE STATE OF SCIENCE IN THE TAJIK SSR DURING THE PERIOD OF RESTRUCTURING ( 1985-1991)

In this article, the author analyzes the state of science in Soviet Tajikistan during the reconstruction of 1985-1991. Based on archival and statistical documents. The article compares the achievements and shortcomings of all branches of science with other Soviet republics. The standard of living of scientists and their environment are also mentioned. The reduction of the scientific potential of the republic also occurred due to the outflow of scientists to other, most often not related to science, spheres of activity, including various commercial structures. All these phenomena, which took place against the backdrop of a general economic crisis and a sharp decline in funding for promising scientific research developments, led to the curtailment of fundamental research both throughout the USSR and in the Tajik SSR.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ НАУКИ В ТАДЖИКСКОЙ ССР В ПЕРИОД ПЕРЕСТРОЙКИ (1985-1991 ГГ.)»

18. Узаков Р. У. Деятельность Ташкентского Таджикского института просвещения по подготовке педагогических кадров в период 1924-1932 г.г. / Узаков Р. // Труды Самаркандского госуниверситета им. А. Навои, выпуск №173, -Самарканд, 1969, - С. 114-118.

19. Улугзаде С. Утро нашей жизни / Улугзаде С. - М. 1962,

20. Центральный Государственный Архив Республики Таджикистан, Ф.17, оп. 1, д. 196.

21. ЦГА РТ, Ф. 35, оп.1, д. 58.

22. ЦГА РТ, Ф. 10, оп. 2, д. 15.

23. ЦГА РТ, Ф. 9, оп. 1, д. 9.

24. ЦГА РТ, Ф. 10. оп. 2, д. 10.

25. ЦГА РТ, Ф. 9, оп. 1, д. 188.

26. Шукуров М. Р. История культурной жизни Советского Таджикистана (1917-1941 гг.). - Ч.1. / Шукуров М. Р. -Душанбе: Ир^н, 1970. 496с.

27. Отчет правительства IV съезду Советов Тадж ССР (1929-1930 гг.). - Душанбе, 1931. - С. 169.

ИЗ ИСТОРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАДЖИКСКОГО ИНСТИТУТА ПРОСВЕЩЕНИЯ

В данной статье рассматривается деятельность Таджикского института просвещения и его вклад в развитие народного образования таджикского народа в 1924-1929 гг. Автор на основе архивных материалов и данным периодической печати путем критического метода и сопостовительного анализа освещает роль Таджикинпроса в подготовке педагогических кадров в Таджикской АССР.

Ключевые слова: культура, система образования, Институт просвещения, народное образования, Таджикинпрос, газета, педагог, кадр, педагогически курсы, квалификация.

FROM THE HISTORY OF THE TAJIK INSTITUTE OF EDUCATION

This article reviews the activities of the Tajik institute of education and its contribution to the development of public education of the Tajik people for the period 1924-1929. The author based on archival sources and given to periodical press by a critical method and conducting a comparative analysis shines the role of Tajik Institute of Education in the training of pedagogical personnel in the Tajik ASSR.

Keywords: culture, education system, education Institute, national educations, Tajik Institute of Education, newspaper, teacher, shot, pedagogically courses, qualification.

Сведения об авторе:

Зарифов Насимджон Хакимджонович — кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры история таджикского народа Таджикского государственного педагогического университета им. С. Айни, E- mail: maorif_24@maile.ru

About the author:

Zarifov Nasimjon Hakimjonovich — Candidate of Historical Sciences, the senior teacher in the Department of History of the Tajik people of TSPU ofS. Ayni, E- mail: maorif_24@maile.ru

СОСТОЯНИЕ НАУКИ В ТАДЖИКСКОЙ ССР В ПЕРИОД ПЕРЕСТРОЙКИ (1985-1991)

Махмудзода С. A.

Таджикский государственный педагогический университет имени С. Айни

Инициаторы перестройки понимали, что без проведения реформ в научной сфере не может быть речи о комплексных преобразованиях в советском обществе.

Перестроечные реформы в науке начались с кадровых решений, так как эта проблема была особенно острой. Так, с середины 1970-х и до середины 1980-х годов, темпы роста численности научных работников были самыми низкими за весь послевоенный период развития советской науки. Сама профессия учёного переставала быть привлекательной. Чтобы привлечь специалистов в науку, с июня 1985 года научным работникам существенно увеличили заработную плату, поскольку в эти годы «лекарство от большинства экономических бед усматривалось в усилении личной материальной заинтересованности работников». [6, с.73] Кроме того, для стимулирования мотивации учёных с января 1986 года, ввели новые должности: главный научный сотрудник, ведущий научный сотрудник и научный сотрудник, при сохранении прежних: старший и младший научные сотрудники. [4, с.33] Кадровые преобразования в науке проходили на фоне партийных попыток демократизации общества, которые вылились в краткий слог «гласность», [8] а в Академии наук СССР привели в 1987 году к изменению устава, выборности директоров и руководителей подразделений научных учреждений, а также членов учёных советов. [5, с.44]

Таджикская ССР занимала пятое место среди союзных республик (после Молдавии, Киргизии, Литвы и Казахстана) по среднегодовым темпам прироста численности научных кадров. Однако по удельному весу кандидатов наук и общей численности научных работников республика занимала седьмое место, а докторов наук - лишь пятнадцатое. Повышение социального статуса научных работников за счёт кадровой составляющей научной политики ускорило рост их численности: в 1985 года было 229 докторов наук и 3074 кандидата наук. В 1989 году число научных работников составило 9069, из них докторов наук - 259, кандидатов наук- 3 417. [9, с.11]

Очень важно помнить, что важно не число докторов и кандидатов наук, а качество их научных разработок. К сожалению, Таджикская ССР по числу открытий и изобретений в расчете на 100 инженеров и научных работников отставала. Так, на тысячу работников приходились только 3,6% изобретений и рационализаторских предложений. Для сравнения: в Туркменской ССР- 14,86%, Киргизской ССР-7,48%, что свидетельствовало о низкой эффективности использования творческого потенциала.

В декабре 1989 года по ряду показателей - удельному весу использованных в производстве рацпредложений и изобретений, экономическому эффекту от их использования в расчете на рубль затрат, среднему экономическому эффекту от использованного изобретения Таджикская ССР находилась на уровне средне союзных показателей. [12, с.48-49]

В расчете на тысячу специалистов с высшим и средне-специальным образованием республика отставала от РСФСР, Украины, Белоруссии и других республик, что свидетельствовало о недостатках в подготовке кадров и их использования на производстве.

Одним из основных источников пополнения научно-педагогических кадров высокой квалификации были аспирантура при вузах и научно-исследовательских институтах. Подготовка аспирантов велась в 24-х научных учреждениях Академии наук, Госагропрома и пяти высших учебных заведениях Минобразования и Минздрава Таджикской ССР. Большинство аспирантов имели научно-производственный стаж по своей специальности, который составлял не менее двух лет. В целевой межреспубликанской аспирантуре в 1989 году обучались 210 аспирантов, однако каждый третий аспирант не представлял в срок свою исследовательскую работу, которая должна была бы содержать в себе анализ, важные выводы и практические рекомендации, которые можно было бы применить на практике. [12, с.48-49].

Так, с 1979 года республиканскую аспирантуру окончило 285 человек, и 88% выпускников аспирантуры были направлены на работу в подведомственные вузы, а 12% выпускников подготовлены для работы в научно-исследовательских институтах и т.д [1, с. 141].

Согласно мнению кандидата технических наук Х. Усманова: «В целом лишь 15% исследований подведомственных Академии наук научных учреждений отвечают мировым стандартам, и только каждое четвертое- союзному уровню. Больше половины работ не содержит новых для науки данных, не говоря уже об открытиях. Но сравнивая научные исследования до перестройки, надо обязательно сказать, что в период перестройки их на 3 % было больше».

Число научных работников в Таджикской ССР

Категории 1985 год 1990 год

Всего научных работников 8452 9069

Доктора наук 229 259

Кандидата наук 3074 3417

Как видно из таблицы, в период с 1 985 по 1990 годы, общее количество кандидатов и докторов

наук увеличивалось [1, с.141 ].

Вместе с тем необходимо отметить, что общая численность научных и научно-педагогических кадров также возрастала от 3801 (в 1986 г.) до 4242 чел. (в 1990 г.). Именно по этой причине в период перестройки количественное соотношение между докторами наук, кандидатами наук и преподавателями (научными сотрудниками), не имеющими ученых степеней, практически не изменилось. Доля кадров высшей квалификации в общем составе изменилось в указанный период лишь от 1,8 до 2% (для докторов наук) и от 32,1 до 33,9% (для кандидатов наук). В разрезе отдельных вузов следует отметить, что период с 1986 по 1990 годы, не изменилось общее количество работающих докторов наук в Таджикском государственном университете им. В.И. Ленина, в Таджикском пединституте, Таджикском институте физической культуры.

При анализе кадрового потенциала высших учебных заведений обращает на себя внимание тот факт, что в составе работающих докторов наук в 1990 году-12,9% составляли женщины, а среди кандидатов наук соответственно - 23,6% (343 чел.). Однако, в сравнении с показателями 1986 года, приходится констатировать невысокую динамику роста численности кадров высшей квалификации именно среди женщин, работающих в вузах в качестве научных и научно-педагогических работников - 22,9% женщин среди кандидатов наук, и 11,8% - среди докторов наук. Надо отметить, что доля женщин в составе научных и научно-педагогических кадров в указанный период

существенно не изменилась и составило в 1990 году около 43,6%, что является достаточно высоким показателем [11, с.3-6].

Повышение социального статуса научных работников за счёт кадровой составляющей научной политики ускорил рост их численности. Так, в 1988 году в Таджикской ССР число научных работников по отношению к 1985 году выросло на 7,0% (выше, чем в предыдущее пятилетие на 0,4%). Такие результаты были достигнуты в основном благодаря реорганизации академического сектора. Здесь число учёных с 1985 по 1988 г. увеличилось на 23,0%, в то время как в отраслевом секторе - всего на 6,8%. Это тем более показательно, что рост научных кадров в Таджикской ССР с 1980 по 1985 г. составил 9,2%, а в отраслевой науке -10,1 % [1, с.142-143].

Другие структурные параметры научных кадров в Таджикской ССР были детерминированы организационными факторами, из которых на первое место можно выдвинуть развитие и реорганизацию сети научных учреждений. В областном отношении они привели к росту удельного веса научных работников, достигшего в 1990 году в Горно-Бадахшанской автономной области -7,0%, в Ленинабадской области - 7,2%, в Хатлонской- 9,8 % [1, с.142-143].

Что же касается мировоззренческого аспекта, то на наш взгляд, трудно говорить о том, что все научные работники внутренне были готовы к происходящим перестроечным процессам. Многое в их мировоззрении и поведении было обусловлено такими факторами, как: принадлежность к определённому сектору науки, членство в КПСС и т.д.

Для учёных академического сектора проблема перестройки изначально осознавалась как реорганизация научной деятельности, требовавшая изменения характера планирования работы, корректирования тематики и сроков исполнения, а в целом повышения роли науки в регионе. Тем не менее, именно в среде учёных отраслевого сектора науки СССР в 1988 году прозвучало мнение, что перестройку тормозят формы организации общества, однопартийная система и несовершенный устав партии.

В основном, более привычными для вузовской интеллигенции были признания в верности идеям партии и следовании её решениям. Большинство учёных и преподавателей разделяло утверждения директора института марксизма-ленинизма Таджикской ССР - Ш. Султонова: «Мировоззрение у всех нас единое-марксистско-ленинское». В этот период в вузах республики осторожно пытались приблизиться к обсуждению спорных вопросов истории, политики и науки. Так некоторые представители науки предложили исключить из партии И.В. Сталина, создать народный фронт в поддержку перестройки, проводить референдумы и т.д [10, с.14].

Ход последующих политических событий в стране вызвал резкие колебания в мировоззренческих установках учёных Таджикской ССР. Несмотря на то, что обсуждение первого съезда народных депутатов СССР 1989 году в их кругу, в целом, проходило в русле привычных политических представлений, мнения в оценке содержательной стороны некоторых выступающих разошлись. Одна часть учёных поддерживала критическую настроенность Ю. Афанасьева, А. Собчака и А. Сахарова. Другая часть учёных продолжала придерживаться партийно-государственной линии. При этом размежевании собственная партийная принадлежность, должностное положение и другие статусные параметры решающей роли не играли.

В Таджикской ССР в 1990 году на развитие науки было выделено около 21 млн. рублей. В 1988 году эта цифра достигла 22,1 млн. рубль, если сравнить с 1985 годом, она выросла на 23,9%. [1, с.143].

В целом по Союзу в 1985 году докторов наук было: в Грузинской ССР-1335, в Белорусской ССР-1011, в Туркменской ССР-136, в Киргизской ССР-225, а в Таджикской ССР-229 человек [3, с.20].

Как отмечал тогдашний Президент Академии наук Таджикской ССР С. Негматуллаев: «К сожалению, во время перестройки резко понизилось обеспечение ученых и сотрудников жильем, лечебными и физкультурно - оздоровительными учреждениями». [2, с. 3-5 ]

В постановлении XXVII съезда КПСС было сказано, что надо увеличить среднемесячную заработную плату рабочих и служащих на 13-15%, или довести до 215-220 рублей. В 1989 году научные сотрудники Академии наук получали в среднем 160-170 рублей, то есть на 50 рублей меньше средней зарплаты рабочих и служащих [7, с.63].

Высококвалифицированные старшие научные сотрудники, кандидаты наук получали столько же, сколько водители автобусов, а доктора наук - меньше, чем например, бульдозеристы Минводхоза СССР. То есть перестройка не смогла улучшить материальное благополучие научных сотрудников. Кроме того, выжидательный средний срок для получения жилья составлял 15-18 лет. В результате чего заметно снизился приток молодых специалистов для работы в Академию наук. В 1989 году средний возраст руководителей в сфере науки составил 50,5 лет, а руководителей лабораторий и отделов 56,5 лет. Все это вызывало самую серьезную озабоченность.

В 1988 году в Академии наук Таджикской ССР из 19 научно-исследовательских учреждений в 14 из них было проведены выборы руководителей и ученых советов. В семи НИИ были переизбраны директора, в остальных семь были избраны новые руководители из числа авторитетных ученых. В Академии наук Таджикской ССР работали представители более 34 наций и народностей. Среди них имеющих ученую степень таджики составляли-53,6%, русские-25,1%, узбеки-7,3%, татары-2,6 %, и другие национальности -11,4% [2, с.3-5].

За последние годы перестройки численность научных работников в научных учреждениях, принадлежащих академии, снизился на 1%. Из 1500 научных работников академиков было-27, членов-корреспондентов-30, докторов наук-102, кандидатов наук-702. [1, с.14].

За период с 1985 по 1989 годы учреждениями Академии наук Таджикской ССР из государственного комитета по изобретению был получен 201 охранный документ, а 221 техническое решение признано изобретением. В среднем ежегодно подавали около 100 заявок на предполагаемые изобретения. Количество технических решений, признанных изобретениями, возросло с 26 в 1985 году до 68 в 1988 году.

Важно подчеркнуть, что увеличился отток ученых из Академии наук. Так, например, 298 человек, работавших в Академии наук Таджикской ССР, выехали за пределы республики. Из-за низких окладов - 134 человека, в их числе 3 доктора и 67 кандидатов наук перешли работать в вузы и кооперативы. В 1991 году число научных работников составило 1217 человек, и если сравнить с 1988 годом, их стало меньше на 23 человека. Если в 1991 году докторов наук было 114 человек, то по сравнению с 1988 годом, они увеличились на 11,7%. Кандидатов наук в 1991 году было 619, а по сравнению с 1988 годом, их уменьшилось на 10,6% [1, с.140].

Одной из трудных и не до конца решенных проблем было обеспечение жильем сотрудников академии. В очередь на жилплощадь числилось 718 человек. Хотя в период перестройки планировалось сдать общежития на 200 мест для аспирантов и молодых специалистов Академии наук, эти планы не осуществились.

Согласно принятой декларации на втором съезде Верховного Совета Таджикской ССР от 24 августа 1990 года, было объявлено о суверенитете Таджикистана, но не все учёные поддержали это шаг. В какой-то мере готовность изменить политические ориентации противоречило их профессиональной настроенности. А последняя продолжала связывать всю деятельность по реорганизации науки и высшей школы с существующими государственными структурами. Хотя в последние месяцы перестройки и вплоть до распада СССР, научные работники республики пребывали в состоянии эмоциональной напряжённости, тем не менее, исследования продолжались в обычном порядке. Так, например, прикладные отрасли научных знаний в 1985-1991 годах получили некоторое развитие, поскольку повысилась потребность в конкретных технических разработках как в государственной, так и в негосударственной сфере экономики. Что касается фундаментальной науки, то она оказалась в крайне тяжелом положении. Для второй половины 1980-х годов характерно большая потеря научных кадров, так как перед учеными открылась легальная возможность получить работу за рубежом, где авторитет советской научной школы был весьма высок. В этом аспекте период перестройки знаменовался значительной «утечкой мозгов» в зарубежные страны.

Сокращение научного потенциала республики происходило также и за счет оттока ученых в другие, чаще всего не связанные с наукой, сферы деятельности, в том числе в различные коммерческие структуры. Все эти явления, происходившие на фоне общего экономического кризиса и резкого снижения финансирования перспективных научно-исследовательских разработок, привели к свертыванию фундаментальных исследований как по всему СССР, так и в Таджикской ССР.

Серьезный методологический кризис охватил общественные науки. Все попытки хоть как то перестроить обществоведение на основе «ленинской традиции научного поиска» потерпели неудачу. Однако политика гласности позволила развернуть бурные дискуссии о дальнейшем пути развития советского общества.

Важным фактором общественной жизни в период перестройки стал возросший интерес к «белым пятнам» отечественной истории. Так, например, массовыми тиражами начали переиздаваться труды средневековых известных историков. Пристальное внимание было обращено к проблемам истории советского общества. Перестройка вызвала крах ценностных ориентиров и социальных мифов «реального социализма», в рамках которых формировалось мировоззрение трех поколений наших соотечественников. Однако на смену одним мифам приходили другие, что требовало от ученых-обществоведов формирования новой парадигмы (системы взглядов), необходимой для проведения дальнейших исследований и анализа прошлого. В истории, философии, социологии, политологии и других науках наступил этап бурных дискуссий и поисков путей дальнейшего развития научной мысли.

Таким образом, в конце 1980-х - начала 1990-х годов в Таджикской ССР сложилась достаточно сложная политическая и социально-экономическая ситуация. Весь Советский Союз переживал экономический и политический кризис. К началу 1990-х годов резко снизился материальный уровень жизни населения, особенно тех, которые работали в бюджетной сфере.

Последствия экономического кризиса особенно болезненно сказались на культуре и науке в частности. Эти сферы всегда находились на государственной дотации, и их финансирование намного уменьшились.

Экономический кризис с одной стороны, политические реформы с другой стороны, гласность, политическая активность населения обусловила негативное отношение к существующему строю и отход от прежних ценностей, а зачастую и полное отрицание и беспощадная критика истории таджикского народа периода социализма. При этом в научных кругах республики усилились центробежные силы, которые теоретически обосновывали необходимость укрепления независимости и возрождение исторических традиций таджикского народа. Представители общественных наук призывали за возрождение национальной государственности, укрепления национального языка, придание ему статуса государственного. Наука все больше политизировалась, а фундаментальная наука теряла свою престижность в обществе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Народное Хозяйство Таджикской ССР в 1988 году. - Душанбе, 1990. - 14 с.

2. Негматуллаев С. Наука: Возможности и перспективы //Агитатор Таджикистана, 16 августа, 1989.-С. 3-5.

3. Сборник статистических материалов: Москва, 1987. - С. 20.

4. Горбачёв М.С. О перестройке и кадровой политике партии: Доклад Генерального секретаря ЦК КПСС на Пленуме ЦК КПСС 27 января 1987 г.- 33 с.

5. Лахтин Г.А. Организация советской науки: история и современность.- М: Наука, 1990.- 44с.

6. Миндели Л.Э., Хромов Г.С. Научно-технический потенциал России. - в 2 ч., ч.2.- М: Ин-т проблем реализации науки РАН, 2012. - С.73.

7. Основные направления экономического и социального развития СССР на 1986-1990 годы и на период до 2000 года. - М: Политиздат, 1986. - С.63.

8. Постановление Госкомтруда от 30.12.1985 года, № 416. URL: http//www. bestpravo. ru /sssr/gn-postanovlenija /p9n/ htm.

9. Социализм: Теория и практика. - Душанбе, 2007. - С.11.

10. Султанов Ш. Воссоздать историю без прикрас // Коммунист Таджикистана.- 2 феврали соли 1989.- С. 14.

11. 11.ТА МНО Республика Таджикистан. Итоги развития вузовского сектора науки республики в период с 1986 по 1990 гг.-С.3-6.

12. Усманов Х. Научный потенциал // Коммунист Таджикистана, 1989.-12 декабря - С.48-49.

СОСТОЯНИЕ НАУКИ В ТАДЖИКСКОЙ ССР В ПЕРИОД ПЕРЕСТРОЙКИ (1985-1991 гг.)

В этой статье, автор показал все отрасли наукой опираясь на исторические аргументы и статистических факты, приводит примеры о развитии и падении сферы наукой в периода перестройки. Автор анализирует состояние науки в Советском Таджикистане в период перестройке 1985-1991 гг. В статье сравниваются достижения и недостатки всех отраслей науки с другими советскими республиками. Уровень жизни ученых и их среды также упоминаются. Сокращение научного потенциала республики происходило также и за счет оттока ученых в другие, чаще всего не связанные с наукой, сферы деятельности, в том числе в различные коммерческие структуры. Все эти явления, происходившие на фоне общего экономического кризиса и резкого снижения финансирования перспективных научно-исследовательских разработок, привели к свертыванию фундаментальных исследований как по всему СССР, так и в Таджикской ССР.

Ключевые слова: Академия наук, перестройка, учёный, изобретения, доктор наук, потенциал, мировоззрение, народного образования, Советский Союз.

TOE STATE OF SCIENCE IN THE TAJIK SSR DURING THE PERIOD OF RESTRUCTURING ( 1985-1991)

In this article, the author analyzes the state of science in Soviet Tajikistan during

the reconstruction of1985-1991. Based on archival and statistical documents. The article compares the achievements and shortcomings ofall branches of science with other Soviet republics. The standard of living of scientists and their environment are also mentioned. The reduction of the scientific potential of the republic also occurred due to the outflow of scientists to other, most often not related to science, spheres of activity, including various commercial structures. All these phenomena, which took place against the

backdrop of a general economic crisis and a sharp decline in funding for promising scientific research developments, led to the curtailment of fundamental research both throughout the USSR and in the Tajik SSR.

Keywords: Academy of Sciences, restructuring, scientist, inventions, PhD potential, worldviews,public education, Soviet Union.

Сведения об авторе:

Махмудзода Суханвар Анвар - ассистент кафедры истории таджикского народа

Таджикского государственного педагогического университета им. Садриддин Айни.

Телефон: (+992) 934002322.

About author:

Mahmudzoda Sukhanvar - assistant of the Department of History of the Tajik People of the

Tajik State Pedagogical University namedSadriddin Aini Phone:(+992) 934002322.

ИНЪИКОСИ ЁДГОРИХОИ ТАЪРИХИИ БАДАХШОН ДАР ОСОРИ А.А. БОБРИНСКОЙ

Дарвозиева Х.Ш.

Донишгохц давлатии омузгории Тоцикистон ба номи С. Айни

Акризоев М.М.

Донишгощ давлатии Хоруг ба номи М. Назаршоев

Граф А. А. Бобринской (1861 - 1938) - яке аз ворисони маликаи Россия Екатеринаи II ба шумор рафта, бостоншинос, мардумшиноси машхури империяи Россия ба шумор меравад. У экспедитсияхои илмии ба Осиёи Миёна сафарбар намудаи Ч,амъияги табиатшиносй, антропология ва этнографияи назди Донишгохи давлатии Москваро дар солхои 1895, 1898 ва 1901 рохбарй намуда, дар рафти онхо ба Помир низ сафар намуда буд. Дар натичаи тахкикоти сахроии худ олим чанд асарро оид ба таърих, археология ва этнографияи минтака аз нашр баровард.

Яке аз масъалахои асосие, ки А.А. Бобринской ба он диккати махсуси худро равона намуда буд, ин инъикос намудани ёдгорихои таърихй, ба мисоли харобахои калъахо, тупахонахо ва тасвир намудани горхо мебошанд, ки имруз маълумоти олим арзиши илмй доранд.

А. А. Бобринской хангоми сафари худ ба Помир харобахои иморатхои кадимаро дар Вахон, Ишкошим, Рушон, Горон, Шугнонро тахкик намудааст. Дар натичаи пажухиш мухаккик ёдгорихои кадимаи Помирро ба ду категория чудо менамояд: якум, харобахои тупхонахои мухофизатй ва дуюм харобахои калъахои хокимони минтака ва ба гурухи дуюм у, инчунин калъахое, ки аз онхо мардум хамчун паногох хангоми хучум ва дигар хатароти аз чониби ачнабиён ба бор оварда истифода мебурданд, замъ менамояд [2, с.117].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аз чумла мухаккик менависад, ки дар поёноби дарёи Помир дар мавзеи Зеризамини сархади Вахон тупхонаи чоркунчашакл чойгир аст, ки он аз чониби хоким Фатхалишо аз санг сохта шуда, мувофики маълумоти сокинон хамчун дидбонгохи аввалин барои назорат намудан аз болои харакати киргизхо ва химоя кардан аз тохтутози онхо хизмат мекардааст. Поёнтар аз он дар сохили чапи дарёи Помир калъаи Рисвинг чойгир аст, ки аз чониби точири бадвлат сохта шудааст. ^алъаи Врангро бошад падари Фатхалишо Чонхон сад сол пеш сохтааст Сокинони махалй борхо дар он аз тохтутози шугнонихо панох бурдаанд [2, с.117].

Муаллиф гайр аз ин дар бораи харобаи як калъа дар дехаи Иссор, дижи дигар дар дехаи Птуп ва калъаи дигар дар Намадгут ва сохтори онхо низ маълумот оварда, иброз медорад, ки онхо ба сияхпушон тааллук доштаанд. Ин калъахо дар сохили дарёи Панч чойгир мебошанд. ^алахои мазкур аз чихати мавкеишголкунй дар чойхои куллай сохта шуда, асосан хусусияти мухофизатй доштаанд. Масалан, аз чихати масохат калъаи ^ахкаха калонтар буда, тибки ахбори А. А. Бобринской, ки аз сокинони бумй чамъоварй намудааст, таърихаш дарозо буда, он дар замонхои хеле кадим сохта шудааст [2, с. 118].

Баъди Вахон А. А. Бобринской ба ёдгорихои таърихии Ишкошим назар намуда, менависад, ки дар наздикии дарёчаи Нют харобахои тупхона бокй мондааст, ки он Ап - Харв калъача ном дорад, ки он хам аз давраи сиёхпушон бокй мондааст [2, с. 119].

Оид ба калъахои Рушон маълумот дода, мухаккик менависад, ки дар маркази Рушон, дехаи Вамар калъаи шакли чоркунча дошта бо номи ^алъаи Вамар холо хам по барчо буда, дорои чор тупхона буда, айни замон хамчун кароргох ва чои зисти беки бухороиасли Рушону Шугнон хизмат мекунад. ^алъа аз санг сохта шудааст. Х,амин тарик, А. Бобринской оид ба ёдгорихои таърихии Рушон танхо дар бораи ^алъаи Вамар маълумот медихад ва рочеъ ба калъаи дехаи Шидз, инчунин он калъахое, ки дар водии Бартанг чойгир мебошанд, аз чумлаи калъаи Савноб, калъаи Нисур дар асари у маълумот оварда нашудааст [2, с. 119]. И. И. Зарубин низ кайд менамояд, ки дар байни

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.