Научная статья на тему 'Состояние минералопользования на российском Дальнем Востоке и предлагаемые направления его организационного реформирования'

Состояние минералопользования на российском Дальнем Востоке и предлагаемые направления его организационного реформирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
82
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние минералопользования на российском Дальнем Востоке и предлагаемые направления его организационного реформирования»

---------------------------------- © А.Н. Прилуков, 2009

УДК 622.013(571.6)

А.Н. Прилуков

СОСТОЯНИЕ МИНЕРАЛОПОЛЬЗОВАНИЯ НА РОССИЙСКОМ ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ И ПРЕДЛАГАЕМЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО ОРГАНИЗАЦИОННОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ

Одной из важнейших характеристик российского Дальнего Востока (РДВ), в значительной степени определяющих направления его развития в условиях нарастающего влияния глобализационных процессов, является наличие больших по объёмам и разнообразных по составу полезных ископаемых, суммарно оцениваемых ориентировочно в 7-10 трлн долларов США.

Многие имеющиеся на РДВ виды минерального сырья (МС) высоко котируются в мировой экономике либо даже попадают в число дефицитных. Здесь сосредоточено 92 % общероссийских запасов олова, 82 % сурьмы, около 81 % алмазов, 35 % серебра, 33 % золота, присутствует достаточно крупная железорудная база, выявлены месторождения редких металлов, имеются запасы марганцевых и апатитовых руд, урана и ряда других полезных ископаемых

[1-5].

Существуют объективные предпосылки расширения МСБ региона. На РДВ сосредоточены практически 100 % общероссийских прогнозных ресурсов олова, подавляющая часть ресурсов серебра, около 60 % вольфрама, 45 % алмазов. Перспективным ресурсным резервом является углеводородное сырьё, прежде всего на слабо изученных территориях Республики Саха (Якутии), а также шельфах дальневосточных морей.

Минерально-сырьевым потенциалом в значительной степени определяется специализация экономики РДВ. В регионе в последние годы добывались почти 100 % российских алмазов, бора и сурьмы, 99 % олова, 95 % германия, 88 % цеолитов, 82 % плавикового шпата, 71 % вулканического стекла, 48 % висмута, 8 % цинка, 5 % платины - рис. 1.

Бор Сурьма Алмазы Олово Германий Цеолиты Флюорит Вольфрам Мышьяк Вулк. стекло Серебро Висмут Золото Свинец Уголь Цинк Платина Н ефть+конденсат Газ Медь Ртуть Гелий Сера Каолин РЗЭ Апатиты Железо Марганец

100,00 50,00 0,00 50,00 100,00

Запасы Добыча

Рис. 1. Доли запасов и объёмов добычи минерального сырья в общероссийских показателях, приходящиеся на РДВ, % *

* Построено по данным [1; 5].

Как явствует из рисунка, не весь выявленный к настоящему времени минерально-сырьевой потенциал региона находит адекватное применение. Ограниченно используются геологические запасы меди, никеля, кобальта, кадмия, индия, брусита, доломита металлургического и цементного сырья. Слабо задействованы термальные воды и пароводяные смеси. Практически не используются ртуть, гелий, сера, каолин, редкоземельные элементы (РЗЭ). Проблема заключается не только в том, что в значительной мере недоиспользуется природный потенциал региона, но также в омертвлении на дли-

тельные сроки немалых финансовых и прочих ресурсов, потраченных в предыдущие годы на геологическое изучение территории и разведку месторождений.

Вместе с тем серьёзной проблемой остаётся недостаточная геологическая опоискованность территорий и разведанность выявленных месторождений. Кроме региональной экономики в целом, недополучающей в результате этого значительные средства, страдающей стороной оказывается региональная горнодобывающая промышленность, предприятия которой вынуждены сокращать производство вплоть до его временной либо полной остановки.

Одним из косвенных подтверждений данного обстоятельства является отрицательная динамика регионального производства в 2004-2007 гг. традиционно высоко котируемых благородных металлов - платины, золота, серебра (рисунок 2). Лишь отчасти отмеченное существенное падение может быть объяснено произошедшим в конце 1990-х годов снижением мировых цен на благородные и цветные металлы, которое сменилось возобновившимся впоследствии ростом котировок этой группы сырьевых товаров.

Помимо названных видов сырья обращает на себя внимание преимущественно отрицательная динамика добычи вольфрама и олова, имевшая место в последние годы на фоне значительного увеличения мировых рыночных цен на перечисленные виды продукции. Иллюстрируемое рисунком оживление регионального производства меди, никеля, кобальта, бора, флюорита связано либо с началом их производства на РДВ (никель, кобальт), либо с возобновлением деятельности пребывавших до этого в кризисном состоянии предприятий. Наглядные примеры положительной производственной динамики демонстрируют предприятия относительно нового для региона нефтегазового комплекса, осваивающие шельфовые месторождения и выходящие на производственнокоммерческий этап своей деятельности.

Демонстрируемое рис. 2 отсутствие устойчивой динамики производства специфичных для региона видов МС частично находит объяснение в циклических флюктуациях цен на сырьё и мировой экономической активности в целом, задающих условия реализации продукции и связанные с ними экономические параметры экспорт-ориентированного производства.

Золото, т

ю

со сч

сч СЧ сч 00 ‘—

Цинк, кт

Волі>фрам, кт

ІР, 07

сч

Серебро, у.е.

Алмазы, млн долл. США

Свинец, кт

*4

СМ

Никель, кт

ем

ю

ермании, т

Кобальт, т

ем

00 " '-ем ®> со'дао» о» 0 со со.

Бор, кт

Флюорит, кт

Г

2003 г.

2004 г.

2005 г.

Ш 2006 г.

2007 г.

Рис. 2. Динамика добычи основных видов минерального сырья на РДВ в 2003-2007 гг. *

* Построено по источникам [1; 5] и информации Дальнедра.

Очевидно, существуют и другие причины, негативно сказывающиеся на динамике регионального производства МС. Для олова, например, одной из таких весомых причин является повышенная затратность производства, связанная с диктуемой региональными условиями технологией добычи и переработки сырья. Реальное и отчасти потенциальное производство бора, вольфрама, редкоземельных элементов, сурьмы, флюорита испытывает на себе конкурентное давление со стороны таких крупных, приближающихся к монопольным обладателей и производителей этих видов сырья, как Турция, КНР, ЮАР и др.

Характерными для Дальневосточного региона помехами для производства МС являются удалённость РДВ от других, прежде всего промышленно развитых регионов страны, его недостаточная инфраструктурная обеспеченность. По оценке академика М.Л. Ти-таренко освоению потенциала территории мешают также низкая геологическая устойчивость местных экосистем, требующих дополнительных природоохранных затрат; неразвитость или полное отсутствие производств, обеспечивающих комплексную и безотходную переработку сырья; заметное отставание производительности труда в большинстве природно-ресурсных отраслей российского Дальнего Востока и Забайкалья от производительности труда в развитых странах Азиатско-Тихоокеанского региона; неотработан-ность системы подготовки квалифицированных кадров [2].

Компенсирующими обстоятельствами, смягчающими и корректирующими неблагоприятную ситуацию, являются близость региона к быстро развивающимся соседним государствам, испытывающим нарастающий дефицит минеральных и топливноэнергетических ресурсов, а также слабая заселённость территорий, которая при определённых условиях становится конкурентным преимуществом по сравнению с густонаселёнными территориями с их повышенными требованиями к качеству мест обитания.

Последние названные обстоятельства входят в число объективных предпосылок для разрабатываемых и принимаемых на высшем государственном уровне вариантов стратегии, согласно которым наряду с диверсификацией региональной экономики и повышением в ней удельного веса инновационной составляющей за регионом в значительной мере сохраняется традиционная направленность на производство, переработку, первичное использование и рыночную реализацию минерально-сырьевой продукции, обеспе-

чивающей региону конкурентные преимущества на национальном и мировом уровнях.

Серьёзными препятствиями для осуществления намеченного могут оказаться накопившиеся в предыдущие годы и вновь появляющиеся проблемы, в том числе связанные с запаздыванием процессов реформирования организационной структуры регионального минералопользования, по отношению к глобализационным процессам и расширяющейся интеграции народнохозяйственного комплекса России с мировой экономикой.

По сравнению с дореформенным периодом, когда основу региональной горнодобывающей промышленности составляли крупные государственные промышленные объединения и ограниченное количество взаимодействующих с ними старательских артелей, в настоящее время добычей и переработкой минерального и топливно-энергетического сырья на РДВ, без учёта производства общераспространённых полезных ископаемых, занимаются сотни предприятий, большая часть которых согласно лицензиям специализируются на добыче золота. В ряде территорий региона проведены эксперименты по использованию форм индивидуальной добычи и “свободного приносительства” драгоценных металлов и камней на уполномоченные предприятия и пункты приёма. Давшие разноречивые результаты эксперименты повсеместного распространения не получили.

Как показывает практика, дробление крупных предприятий на множество мелких, не обладающих финансовыми возможностями для использования современного оборудования и инновационных технологий, привело на фоне ухудшающихся характеристик разрабатываемых месторождений к снижению эффективности добычи [6].

Не все дислоцирующиеся в регионе предприятия, зарегистрированные как горнодобывающие, являются реальными продуцентами. Например, в 1998 г. в Магаданской области фактически вели добычу золота 77,5 % имевших квоту предприятий, в Амурской области доля таких предприятий составляла 60 %, в Приморском крае лишь две из 17 зарегистрированных золотодобывающих компаний занимались добычей. Пессимистичная картина складывается в отношении геологоразведочных организаций. В дореформенный период на территории РДВ функционировали более 60 геологоразведочных экспедиций, обеспечивавших восполнение и наращива-

ние геологических запасов сырья. В результате реформирования отрасли в регионе осталось 25 государственных геологических предприятий, при этом часть из них переподчинена Росимуществу и находится в стадии акционирования [5]. После ликвидации в 2002 г. Дальневосточного института минерального сырья (ДВИМС) на РДВ не осталось ни одного прикладного научноисследовательского института, занимающегося проблемами оценки, воспроизводства и наращивания МСБ региона.

Прослеживаемая в мировой и некоторых ресурсодобывающих отраслях российской экономики тенденция объединения компаний, создания их вертикально и горизонтально интегрированных вариантов имеет место и в горнодобывающей промышленности РДВ. Участие дальневосточных горнодобывающих предприятий в набирающих темпы процессах глобализации проявляется в расширении связей с зарубежными партнёрами и нарастающем освоении мировых рынков. Однако в целом степень участия иностранного капитала и передовых зарубежных технологий в использовании дальневосточного минерально-сырьевого потенциала, так же как и проникновения дальневосточных предприятий за рубеж, пока невелики. Эффект же работы иностранных фирм в регионе нередко оказывается ниже ожидаемого. Серьёзные нарекания, например, вызвала деятельность контролировавшейся иностранным партнёром Омолонской золоторудной компании, осваивавшей лишь наиболее богатые сырьём участки эксплуатируемого месторождения и оставлявшей “на будущее” не отвечающие её собственным производственным и коммерческим критериям блоки. Имеются примеры деятельности на территории РДВ иностранных компаний, заканчивающейся сразу после этапа сбора геологической и экономической информации и не дающей ощутимых полезных для региона результатов.

Направления организационного реформирования и развития региональных отраслей добычи благородных и цветных металлов

Выявленные в ходе исследования закономерности организации и динамики развития отраслей мирового и регионального минера-лопользования, особенности и проблемы минерально-сырьевого и горно-промышленного потенциала российского Дальнего Востока, а также анализ состояния и ожидаемых направлений развития производства избранных видов минерально-сырьевой продукции в

странах мира позволяют сформулировать ряд ключевых направлений совершенствования организационных форм и механизмов, нацеленных на повышение эффективности использования регионального минерально-сырьевого потенциала.

Должен быть учтён также принятый руководством страны курс на ускоренное экономическое и социальное развитие макрорегиона Сибири и российского Дальнего востока, в целевых установках которого в числе других задач предусматриваются наращивание горно-промышленного потенциала и расширение внешнеэкономических связей макрорегиона, в том числе за счёт увеличения поставок на внешние рынки топливно-энергетических и других видов минеральных ресурсов.

Предлагаемые направления организационного реформирования региональных отраслей и предприятий, специализирующихся на добыче и переработке благородных и цветных металлов, сгруппированы в 6 направлений.

1. Для мелких и частично средних предприятий:

- консолидация неоправданно разрозненных в настоящее время, а потому маломощных, плохо оснащённых, нестабильно работающих и малоэффективных предприятий, прежде всего золотодобывающих;

- образование на базе таких предприятий ассоциаций, холдингов либо их вхождение в структуру более мощных, располагающих производственными и финансовыми ресурсами предприятий;

- организация собственной деятельности на условиях аутсорсинга со стороны более мощных компаний и корпораций, в том числе транснациональных.

2. Для устойчиво работающих средних предприятий:

- поиск путей для горизонтальной и/или вертикальной интеграции с родственными и комплексирующими предприятиями с целью объединения их производственных и финансовых активов и расширения сфер деятельности;

- создание совместно используемых подразделений, занимающихся геологическими поисками и разведкой месторождений, проектированием и строительством сооружений, инфраструктурным, финансовым, научным и информационным обеспечением, экологическим мониторингом, защитой окружающей среды и устранением её нарушений, маркетингом и продвижением продукции на национальном и мировом рынках.

3. Для крупных предприятий:

- продолжение корпоративного развития, включающего диверсификацию географии деятельности и организационной структуры за счёт приобретения активов зарубежных компаний, реализации межгосударственных проектов освоения месторождений и переработки сырья;

- повышение устойчивости систем управления и рейтинговых оценок компаний за счёт пополнения советов директоров российских и локализующихся в РФ транснациональных компаний независимыми иностранными представителями;

- активизация деятельности на национальном и мировом товарном и фондовом рынках за счёт прохождения процедур листинга, первичного (IPO) и последующих размещений акций, оформления депозитарных расписок, заключения сделок с использованием российской национальной валюты и современных денежных дериватов;

- активизация перехода на преимущественное использование международных стандартов оценки ресурсов и запасов сырья, соблюдения технических условий и требований к качеству продукции, оценки результатов деятельности предприятий, производственной и финансовой отчётности, рейтинговых оценок.

4. Для всех рассматриваемых групп предприятий:

- возможно более полное использование при создании и реорганизации предприятий организационно-правовой формы открытых акционерных обществ (ОАО) как наиболее адекватной укрепляющимся рыночным отношениям и повышающей рейтинг отечественных предприятий на мировой арене;

- существенное повышение прозрачности компаний в отношении их активов и результатов деятельности, реализуемое посредством публикации периодических официальных отчётов, осуществления мероприятий и использования разнообразных средств информирования.

5. Укрепление минерально-сырьевой базы:

- предлагаемое укрупнение и объединение компаний должно послужить основой для создания и расширения собственных либо совместно используемых геологических подразделений, задачами которых должны быть детальная разведка и доразведка на закреплённых в лицензиях площадях, переоценка и корректировка запа-

сов с учётом отработки месторождений и использования новых технологий добычи и обогащения;

- работы по геологическому опоискованию региональных территорий, выявлению и предварительной оценке месторождений, в том числе нетрадиционных типов (располагающихся на больших глубинах, под морским дном и т.д.) целесообразно выполнять силами специализированных геологических организаций, работающих по прямым контрактам с государственными органами управления;

- работы по созданию и поддержанию информационных баз, в том числе автоматизированных, содержащих данные общегеологического и общеэкономического характера, а также подробные характеристики выявленных и разрабатываемых месторождений наиболее эффективно могут осуществляться геологическими службами, входящими в структуру государственных федеральных и региональных органов управления.

6. Техническое обеспечение предприятий минералопользования

Как показывает накопленный к настоящему времени мировой опыт, техническое оснащение предприятий, его пополнение и модернизация наиболее эффективно выполняются самими горнодобывающими и перерабатывающими предприятиями, заключающими в необходимых случаях контракты с компаниями, специализирующимися на производстве, поставках и обслуживании конкретных видов техники. Включение такого рода работ в стратегические планы и программы, разрабатываемые в территориальных органах управления, представляется нецелесообразным ввиду законодательно закреплённой самостоятельности компаний в вопросах планирования и управления собственной деятельностью, в том числе в выборе технологий, составлении и реализации планов ведения работ.

--------------------------------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бойко А.В., Прилуков А.Н. Минерально-сырьевой потенциал российского Дальнего Востока, динамика и перспективы его освоения // Горный информационно-аналитический бюллетень. Отдельный выпуск: Дальний Восток. 2007. № ОВ 9. С. 143-154.

2. Титаренко М.Л. О координации планов подъёма Сибири и Дальнего Востока Сибири и Северо-Востока и Запада Китая. - http://www.dvforum.ru/ oklads/ks 1_йагепко. aspx.

3. Прилуков А.Н. Проблемы обеспечения эффективного минералопользова-ния на российском Дальнем Востоке // Горный информационно-аналитический бюллетень. Отдельный выпуск: Дальний Восток. 2GG7. № ОВ 9. С. 5i-6i.

4. Кондратьева В.И. Кадровый потенциал в Схеме комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики РС(Я) до 2G2G г. -http:// www.dvforum.ru/ doklads/ks i_kondrateva. aspx.

5. Бойко А.В., Вологин В.Г. Состояние и пути развития минеральносырьевого комплекса Дальневосточного федерального округа. -http://www.dvforum.ru/ doklads/ks5_Бойко.doc.

6. Горячев Н.А., Дудов Н.Н., Гальцева Н.В. Оценка состояния и направления повышения эффективности использования МСБ Магаданской области. -http://www.dvforum.ru/doklads/ks5 gorvachev.aspx. ЕШ

— Коротко об авторе -------------------------------------------------------

Прилуков А.Н. -кандидат социологических наук, старший научный сотрудник,

Институт горного дела ДВО РАН, г. Хабаровск.

E-mail: prilukov@igd.khv.ru;

E-mail: a_prilukov@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.