УДК 334.72
СОСТОЯНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ
Гравшина Ирина Николаевна,
канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры экономики и финансов, e-mail: [email protected], Московский университет им. С.Ю. Витте, филиал в г. Рязани,
Денисова Наталья Ивановна,
канд. экон. наук, доцент, заведующая кафедрой экономики и финансов,
e-mail: [email protected], Московский университет им. С.Ю. Витте, филиал в г. Рязани
В условиях пандемии малый бизнес пострадал больше других и понес основные потери, которые проявились в сокращении численности персонала, снижении оборотов продаж, выручки, снижении платежеспособности субъектов. Все это привело к сокращению числа субъектов малого бизнеса. Роль малого предпринимательства в российской экономике и проблемы его развития в условиях пандемии определили рассматриваемую тему. В статье представлена динамика основных показателей развития малого предпринимательства Рязанской области за ряд предыдущих лет. В авторской классификации представлена система внешних факторов, определивших развитие бизнеса в последние несколько лет. В статье представлены данные из разных источников, что позволило авторам объективно оценить тенденции развития малого бизнеса в регионе. Дана структурная оценка малого бизнеса региона в контексте перечня пострадавших от пандемии отраслей. Дана оценка некоторых показателей за первую половину 2020 года. В статье представлено изменение отраслевой структуры малого бизнеса и значение этого изменения для экономики. Определен ряд ключевых проблем малого бизнеса. Обозначена роль государства в поддержке предпринимательства в период пандемии, определены формы и виды этой поддержки. Подробно рассмотрена имущественная поддержка бизнеса. Ключевой особенностью статьи является группировка малого бизнеса по форматам осуществления деятельности, акцент на адаптацию к новым условиям хозяйствования. В статье подчеркивается значение цифровизации экономики, усиливающееся в новых условиях.
Ключевые слова: предпринимательство, малый бизнес, индивидуальный предприниматель, пандемия, государственная поддержка
STATE OF SMALL BUSINESS IN THE RYAZAN REGION
IN THE PANDEMIC
Gravshina I.N.,
candidate of economic sciences, associate professor, associate professor of the department
of economy and finance, e-mail: [email protected], Moscow Witte University, a branch in the city of Ryazan
Denisova N.I.,
candidate of economic sciences, head the department of economy and finance,
e-mail: [email protected], Moscow Witte University, a branch in the city of Ryazan
In the pandemic, small businesses suffered more than others and suffered the main losses, which were manifested in a reduction in the number of personnel, a decrease in sales turnover, revenue, a decrease in the solvency of
entities. All this led to a reduction in the number of small businesses. The role of small business in the Russian economy and the problems of its development in the context of the pandemic determined the topic under consideration. The article presents the dynamics of the main indicators of the development of small business of the Ryazan region for a number ofprevious years. The author's classification presents a system of external factors that have determined the development of the business in the past few years. The article presents data from various sources, which allowed the authors to objectively assess the development trends of small businesses in the region. A structural assessment of the region's small businesses in the context of the list of pandemic-affected industries was given. An estimate of some indicators for the first half of 2020 is given. The article presents a change in the industry structure ofsmall businesses and the importance of this change for the economy. A number of key small business issues have been identified. The role of the state in supporting entrepreneurship during the pandemic is outlined, the forms and types of this support are determined. Property support of the business is discussed in detail. The key feature of the article is the grouping of small businesses by the format of activities, the emphasis on adaptation to new business conditions. The article emphasizes the importance of digitalization of the economy, increasing in the new conditions.
Keywords: business, small business, individual entrepreneur, pandemic, state support
DOI 10.21777/2587-554X-2021-1-38-44
Введение
Значимая роль малого предпринимательства признана на всех уровнях власти, в том числе и международным сообществом. Его развитию способствуют меры проводимой государственной политики. Однако возникают обстоятельства, которые приводят к формированию негативных факторов для развития бизнеса.
В условиях пандемии произошло временное ограничение свободного перемещения граждан, которое способствовало сокращению спроса. С другой стороны, на сжатие спроса повлияло падение доходов населения. Для малых предприятий этот фактор является значимым, поскольку у них отсутствует финансовая подушка безопасности. И в силу ограниченных финансовых возможностей и небольших масштабов падение спроса, повлекшее за собой снижение выручки, ухудшило финансовое положение многих субъектов малого предпринимательства. Новые экономические условия оказали воздействия разной силы на различные сферы малого бизнеса, поскольку отраслевые особенности в этом случае имели определяющее значение [1].
Постановка задачи исследования
Продолжается вторая волна новой коронавирусной инфекции, которая усугубляет кризисные проявления в экономике, приводит к формированию новых тенденций в ведении бизнеса. Малое предпринимательство, как наиболее подверженное влиянию кризисных явлений, должно научиться прогнозировать возможные риски и принимать решения на опережение потенциальных негативных последствий. Поэтому так важно оценить степень влияния пандемийной экономики на сферу малого предпринимательства в регионе. Для этого необходимо изучить тенденции развития малого бизнеса в предыдущие периоды, сравнить с новыми тенденциями прошедшего года, обобщить накопленный опыт и выявить характерные для предпринимательства проблемы, вызванные новыми экономическими условиями.
Основные показатели развития малого предпринимательства
Малое предпринимательство в Рязанской области функционирует в условиях государственной поддержки, при этом динамика основных показателей числа малых предприятий неутешительная (таблица 1).
Таблица 1 - Динамика основных показателей малого бизнеса в Рязанской области
Наименование показателя Период исследования Отклонение
2017 год 2018 год 2019 год
Число предприятий 18 758 17 588 16 847 -1911
Средняя численность, чел. 85 770 92 062 83 943 -1827
Оборот, млн руб. 266 096,3 307 392,4 317 958,5 51 862,2
Инвестиции в основной капитал, млн руб. 4285,7 3113,1 5928,8 1643,1
Источник: Пресс-релизы Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Рязанской области (https://www. ryazan.gks.ru/smi_news).
По данным Росстата, число малых предприятий в Рязанской области за три последних года сократилось с 18 758 до 16 847 субъектов [2]. При этом оборот увеличился на 51 862,2 млн рублей и составил в 2019 году 317 958,5 млн рублей.
По предварительным оценкам, за период с января по июнь 2020 года оборот малых предприятий региона составил 75 358,6 млн руб.1 При этом большую его часть формирует оптовая и розничная торговля.
По данным Федеральной налоговой службы, численность субъектов малого предпринимательства, находящихся в Едином реестре субъектов МСП, за три последних анализируемых периода сократилась в целом на 279 субъектов, из них 19 индивидуальных предпринимателей и 260 юридических лиц (рисунок 1).
10.08.2018г. 10.08.2019г. 10.08.2020г.
Рисунок 1 - Изменение количества субъектов малого предпринимательства в Рязанской области по реестру МСП, ед. (Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (https://www.ofd.nalog.ru/statistics.html))
При этом численность работников в организациях малого бизнеса, состоящих в реестре субъектов МСП, по данным ФНС, за три отчетных периода сократилась на 5355 человек в связи с ликвидацией хозяйствующих субъектов, а численность граждан, занятых у индивидуальных предпринимателей, несмотря на сокращение числа последних, увеличилась на 132 человека (рисунок 2).
Отрицательная тенденция в отношении малого предпринимательства обусловлена внешними факторами, в числе которых рыночный и институциональный фактор [6]. Первый фактор связан с падением реальных доходов населения и с вызванным этим фактом снижением покупательского спроса. Институциональный фактор проявляется в усилении налогового контроля, который направлен на повышение собираемости налогов и выражается в последние годы в активной борьбе с дроблением крупного бизнеса, в увеличении ставок отдельных видов налогов, внедрении онлайн-кассы и ужесточении финансового контроля [4].
1 Пресс-релизы Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Рязанской области [Электронный ресурс]. - URL: https://www.ryazan.gks.ru/smi_news (дата обращения: 20.02.2021).
Рисунок 2 - Изменение численности работников в субъектах малого
предпринимательства в Рязанской области по реестру МСП, чел. (Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (https://www.ofd.nalog.ru/statistics.html))
Поэтому снижение числа субъектов малого бизнеса в 2020 году нельзя однозначно связывать со сложными условиями ведения бизнеса, вызванными возникшей эпидемией, поскольку и в предыдущие годы уже прослеживалась отрицательная динамика числа малых предприятий.
Изменение отраслевой структуры оборота малого предпринимательства за последние несколько лет не происходило. По-прежнему преобладающей отраслью остается торговля. Давая структурную оценку малого предпринимательства в Рязанской области в 2019 году, следует отметить преобладание и усиление роли торговли (51,0 %), на втором месте - обрабатывающие производства (17 %), 8,01 % приходится на строительство, 10,0 % - на сельское хозяйство региона (рисунок 3).
Рисунок 3 - Структура малого предпринимательства Рязанской области по отраслям деятельности в 2019 году, %
В 2020 году структура малого бизнеса продолжает меняться в сторону усиления доли торговли. Из всех перечисленных отраслей сфера торговли, транспорт отчасти отнесены к отраслям, в наибольшей степени пострадавших от распространения новой коронавирусной инфекции. Многие отрасли пострадавшими признаны не были. Однако именно на пострадавшие отрасли в совокупности приходится 11,79 % оборота малого бизнеса2. Следовательно, снижение оборотов малого бизнеса возможно в части указанной доли.
2 Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции: Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 г. № 434.
Меры государственной поддержки, направленные на решение проблем малого бизнеса
Малый бизнес региона и до пандемии сталкивался с трудностями, ограничивающими его деятельность [3]. Следует отметить несколько ключевых проблем, характерных для малого бизнеса региона, не связанных с пандемией:
- повышенные риски, обусловленные отсутствием гарантированного рынка сбыта;
- административные барьеры и бюрократические сложности при получении грантовой государственной поддержки;
- низкая конкурентоспособность, обусловленная недостатком финансовых ресурсов и небольшими масштабами деятельности.
Основные тенденции в развитии малого бизнеса в период пандемии в полном объеме можно будет оценить по итогам прошедшего года. Сегодня проявление кризиса максимально выражено в резком сжатии спроса, в бесконтрольном увольнении работников, а соответственно, в наращивании безработицы, резком ухудшении финансового состояния субъектов [7].
Отраслевая специфика в условиях пандемии проявилась особенно ярко, поскольку определила потенциальную возможность адаптации бизнеса к кризисным условиям [5].
Субъекты малого предпринимательства, адаптируясь к новым условиям хозяйствования, стали развивать интернет-услуги в тех сферах, для которых это применимо. В соответствии с этим малый бизнес разделился на две группы: бизнес онлайн-формата и офлайн-формата. Первая группа субъектов характерна для сферы торговли, общественного питания, грузовых перевозок [8]. Нашли адаптированные формы работы и образовательные и медицинские учреждения. Вторая группа оказалась более уязвима перед негативными эффектами от пандемии, поскольку условия хозяйствования не предполагают удаленных форм осуществления деятельности. В связи с этим второй группе субъектов требуются особые меры государственной поддержки.
Снижению возникших негативных эффектов способствовали меры государственной поддержки. Оказание поддержки предпринимательства в регионе в условиях пандемии, в соответствии с законодательными актами, осуществлялось в двух формах: имущественная и налоговая поддержка, поддержка прочего характера.
Первый вид поддержки предусматривает следующие виды3:
- предоставление отсрочек по уплате платежей по договорам рекламы, за право размещения торгового объекта, по арендным платежам с разными сроками уплаты;
- применение понижающего коэффициента назначения нестационарного торгового объекта - 0,5 при расчете величины годовой платы по договору на размещение сезонного кафе;
- предоставление льготы на 60 % в виде уменьшения налога на имущество физических лиц индивидуальным предпринимателям, включенным в Единый реестр МСП.
Прочая поддержка включала в себя консультирование субъектов малого предпринимательства по вопросам, связанным с принимаемыми мерами поддержки, информирование субъектов о принимаемых мерах на сайте администрации города.
Таким образом, государственные меры поддержки имеют точечную направленность, и дать оценку их эффективности можно будет по итогам 2020 года.
Заключение
Малое предпринимательство в экономике России пока еще занимает не самое внушительное место по его доле в ВВП, но при этом выполняет важнейшие функции, расширяя доступ потребителей к товарам и услугам, обеспечивая занятость и региональное развитие.
Подводя итоги, можно отметить отрицательную динамику развития малого предпринимательства в Рязанской области, которая проявилась в снижении числа хозяйствующих субъектов, численности работников, изменении отраслевой структуры малого бизнеса.
3 Об утверждении плана мероприятий по оказанию мер поддержки субъектам предпринимательской деятельности в городе Рязани в 2020 году: постановление администрации г. Рязани от 12.05.2020 г. № 1620.
Внешние факторы, оказывавшие отрицательное воздействие на развитие малого предпринимательства до периода пандемии, сегодня усилились под влиянием новых угроз. Основными из них стали снижение покупательского спроса, ухудшение условий деятельности, нарушение хозяйственных связей. Для поддержания предпринимательства был принят ряд государственных мер имущественного, налогового и иного характера, направленных на снижение негативных эффектов от пандемии.
Исследование показало, что происходящие в экономике изменения повлекли за собой структурные сдвиги в малом предпринимательстве в сторону наращивания онлайн-торговли, цифровизации бизнеса. Период карантина показал, насколько своевременна и неотвратима цифровизация экономики. И это относится не только к торговле, как это могло показаться на первый взгляд, но и к другим сферам. Субъекты малого предпринимательства, которые смогут внедрить интернет-формат, получат преимущества по сравнению с прочими субъектами хозяйствования, которые позволят им поддерживать платежеспособность и обеспечивать стабильность финансового состояния.
Список литературы
1. Воробьева Е.Р., Крупская А.Е. Влияние пандемии COVID-19 на предпринимательскую деятельность субъектов малого предпринимательства в России [Электронный ресурс] // Молодая наука Сибири: электронный научный журнал. - 2020. - № 4. - URL: http://www.mnv.irgups.ru/toma/410-20 (дата обращения: 25.01.2021).
2. Гравшина И.Н., Денисова Н.И. Потенциал развития предпринимательства в Рязанской области // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. - 2018. -№ 1. - С. 81-88.
3. Земцов С.П., Бабурин В.Л. Предпринимательские экосистемы в регионах России // Региональные исследования. - 2019. - № 2. - С. 4-14.
4. Земцов С.П., Царева С.Ю. Тенденции развития сектора малых и средних предприятий в условиях пандемии и кризиса // Мониторинг экономической ситуации в России: тенденции и вызовы социально-экономического развития. - 2020. - № 10. - С. 155-166.
5. Коновалова М.Е., Кузьмина О.Ю., Медведева Т.Ю. Развитие предпринимательства в экономике современной России // Экономические науки. - 2019. - № 5. - С. 13-17.
6. Маковецкий М.Ю. Малое и среднее предпринимательство как ключевой элемент экономического развития РФ // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. - 2020. - № 4. - С. 66-74.
7. Образцова О.И., Чепуренко А.Ю. Политика в отношении МСП в РФ: обновление после пандемии? // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2020. - № 3. - С. 71-95.
8. Петровская А.В., Ермакова Ю.С. Малый бизнес в условиях пандемии: проблемы и пути решения // Экономика: теория и практика. - 2020. - № 2. - С. 133-138.
References
1. Vorob'evaE.R., KrupskayaA.E. Vliyanie pandemii COVID-19 na predprinimatel'skuyu deyatel'nost' sub"ektov malogo predprinimatel'stva v Rossii [Elektronnyj resurs] // Molodaya nauka Sibiri: elektronnyj nauchnyj zhurnal. - 2020. - № 4. - URL: http://www.mnv.irgups.ru/toma/410-20 (data obrashcheniya: 25.01.2021).
2. Gravshina I.N., Denisova N.I. Potencial razvitiya predprinimatel'stva v Ryazanskoj oblasti // Vestnik Moskovskogo universiteta imeni S.Yu. Vitte. Seriya 1: Ekonomika i upravlenie. - 2018. - № 1. - S. 81-88.
3. ZemcovS.P., Baburin V.L. Predprinimatel'skie ekosistemy v regionah Rossii // Regional'nye issledovaniya. -2019. - № 2. - S. 4-14.
4. Zemcov S.P., Careva S.Yu. Tendencii razvitiya sektora malyh i srednih predpriyatij v usloviyah pandemii i krizisa // Monitoring ekonomicheskoj situacii v Rossii: tendencii i vyzovy social'no-ekonomicheskogo razvitiya. - 2020. - № 10. - S. 155-166.
5. Konovalova M.E., Kuz'mina O.Yu., Medvedeva T.Yu. Razvitie predprinimatel'stva v ekonomike sovremennoj Rossii // Ekonomicheskie nauki. - 2019. - № 5. - S. 13-17.
6. Makoveckij M.Yu. Maloe i srednee predprinimatel'stvo kak klyuchevoj element ekonomicheskogo razvitiya RF // Vestnik Moskovskogo universiteta imeni S.Yu. Vitte. Seriya 1: Ekonomika i upravlenie. - 2020. - № 4. -S. 66-74.
7. Obrazcova 0.1., ^еригепЫ А^и. РоПйка V otnoshenii MSP V ЯР: obnovlenie posle pandemii? // Voprosy gosudarstvennogo i municipal'nogo upravleniya. - 2020. - № 3. - S. 71-95.
8. Petrovskaya АЖ, Ermakova Yu.S. Malyj biznes V usloviyah pandemii: problemy i puti resheniya //
Ekonomika: teoriya i praktika. - 2020. - № 2. - S. 133-138.