Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА'

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
552
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
малый и средний бизнес / пандемия / коронавирус / ВВП / безработица / small and medium-sized businesses / pandemic / coronavirus / GDP / unemployment

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — О В. Тахумова, М Н. Абрамян, Д А. Борсук, Е Р. Шабатура

На современном этапе формирования рыночных отношений регионы страны находятся на пути перехода на инновационный тип экономики, который определяет перспективы развития малого и среднего бизнеса. Пандемия, сразившая весь мир в 2020 году,оказала сильное влияние на мировую экономику. Наибольшему воздействию подверглись малые и средние формы бизнеса. COVID19 повлек за собой вынужденные ограничительные меры, которые в свою очередь усугубили экономический кризис. Данная статья направлена на оценку воздействия вспышки COVID-19 на данную категорию предприятий и возможных направлений выхода из сложившихся условий. В работе представлен анализ развития малых и средних форм бизнеса под влиянием различных групп факторов. Приведены финансовые показатели хозяйствующих суб ъектов регионов страны и динамика институциональных преобразований в разрезе отдельных регионов. Особое внимание уделено количественной характеристики хозяйствующих субъектов Краснодарского края, их роли в формировании экономического потенциала Российской Федерации. Рассмотрена серия тезисов публикаций по мерам налогово-бюджетной политики в ответ на COVID-19, определены основные поддержки субъектов малого и среднего бизнеса в условиях кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — О В. Тахумова, М Н. Абрамян, Д А. Борсук, Е Р. Шабатура

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE IMPACT OF THE COVID-19 PANDEMIC ON THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES

At the present stage of the formation of market relations, the regions of the country are on the way to transition to an innovative type of economy, which determines the prospects for the development of small and medium-sized businesses. The pandemic that struck the world in 2020 had a strong impact on the global economy. Small and medium-sized businesses were most affected. COVID19 led to forced restrictive measures, which in turn exacerbated the economic crisis. This article is aimed at assessing the impact of the COVID-19 outbreak on this category of enterprises and possible ways out of these conditions. The paper presents an analysis of the development of small and medium-sized businesses under the influence of various groups of factors. The financial indicators of ec onomic entities of the country's regions and the dynamics of institutional transformations in the context of individual regions are presented. Special attention is paid to the quantitative characteristics of the economic entities of the Krasnodar Territory, their role in the formation of the economic potential of the Russian Federation. A series of theses of publications on fiscal policy measures in response to COVID-19 is considered, and the main supports for small and medium-sized businesses in the context of the crisis are identified.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА»

8. Соколова А. П. Инновационная деятельность в сельском хозяйстве: проблемы и пути их решения / А. П. Соколова, В. Е. Гориславская // Научное обеспечение агропромышленного комплекса: сб. ст. по материалам IX Всерос. конф. молодых ученых, посвящ. 75-летию В. М. Шевцова. - Краснодар : КубГАУ, 2016. - С. 756-757. References:

1. Sokolova A.P. INNOVATION AS A SOURCE OF AGRIBUSINESS DEVELOPMENT / Sokolova A.P., Litvinenko G.N. // В сборнике: IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. conference proceedings. Krasnoyarsk Science and Technology City Hall of the Russian Union of Scientific and Engineering Associations. 2020. С. 22053.

2. Belova L. A. Innovations as a factor in the development of agriculture in the region / L. A. Belova, A. A. Yakushkina // Economics and Entrepreneurship. No. 12-2 (89). - pp. 270-275.

3. Belova L. A., Yushchuk Yu. I. Development of the investment strategy of the organization / In the collection: Ways to improve the efficiency of economic and social activities of co-operative organizations. Materials of the XI International Scientific and Practical Conference. 2016. - p. 183-185.

4. Sokolova AP Perspective directions of development of animal husbandry in agricultural enterprises of the Russian Federation / AP Sokolova, VD Mozhegova. KANT: Economics & Management. - 2014. - No. 1 (3). - S. 7-11.

5. Sokolova A. P. Risk in agribusiness and the definition of measures to reduce it / A. P. Sokolova, S. A. Ustyan, S. A Melkumov // Economics and Entrepreneurship. No. 1 (part 2), 2017. pp. 951-956.

6. Sokolova A. P. Economic conditions and priority directions of innovative development of the Russian economy / A. P. Sokolova, E. A. Kabannik / / Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law, 2020. No. 1. - pp. 86-94.

7. Sokolova A. P. Innovations in the modern world as a source of economic development / A. P. Sokolova, D. V. Bondareva // Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law, 2019. No. 8-2. - pp. 182-190.

8. Sokolova A. P. Innovative activity in agriculture: problems and ways of their solution / A. P. Sokolova, V. E. Gorislavskaya // Scientific support of the agro-industrial complex: collection of articles based on the materials of the IX All-Russian Conference of Young Scientists, dedicated to 75 th anniversary of V. M. Shevtsov. - Krasnodar : KubGAU, 2016. - pp. 756-757.

DOI: 10.24412/2304-6139-2022-11243

О.В. Тахумова - к.э.н., доцент кафедры экономического анализа, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],

O.V. Takhumova - Candidate of Economics, associate Professor of the Department of Economic Analysis, Kuban State Agrarian University;

М.Н. Абрамян - студентка Кубанского государственного аграрного университета, [email protected]

M.N. Abramyan - student of Kuban State Agrarian University;

Д.А. Борсук - студентка Кубанского государственного аграрного университета,

D.A. Borsuk -student of Kuban State Agrarian University; [email protected]

E.Р. Шабатура - студентка Кубанского государственного аграрного университета,

E.R. Shabatura - student of Kuban State Agrarian University; [email protected].

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА ANALYSIS OF THE IMPACT OF THE COVID-19 PANDEMIC ON THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES

Аннотация. На современном этапе формирования рыночных отношений регионы страны находятся на пути перехода на инновационный тип экономики, который определяет перспективы развития малого и среднего бизнеса. Пандемия, сразившая весь мир в 2020 году,оказала сильное влияние на мировую экономику. Наибольшему воздействию подверглись малые и средние формы бизнеса. COVID19 повлек за собой вынужденные ограничительные меры, которые в свою очередь усугубили экономический кризис. Данная статья направлена на оценку воздействия вспышки COVID-19 на данную категорию предприятий и возможных направлений выхода из сложившихся условий. В работе представлен анализ развития малых и средних форм бизнеса под влиянием различных групп факторов. Приведены финансовые показатели хозяйствующих субъектов регионов страны и динамика институциональных преобразований в разрезе отдельных регионов. Особое внимание уделено количественной характеристики хозяйствующих субъектов Краснодарского края, их роли в формировании экономического потенциала Российской Федерации. Рассмотрена серия тезисов публикаций по мерам налогово-бюджетной политики в ответ на COVID-19, определены основные поддержки субъектов малого и среднего бизнеса в условиях кризиса.

Abstract. At the present stage of the formation of market relations, the regions of the country are on the way to transition to an innovative type of economy, which determines the prospects for the development of small and medium-sized businesses. The pandemic that struck the world in 2020 had a strong impact on the global economy. Small and medium-sized businesses were most affected. COVID19 led to forced restrictive measures, which in turn exacerbated the economic crisis. This article is aimed at assessing the impact of the COVID-19 outbreak on this category of enterprises and possible ways out of these conditions. The paper presents an analysis of the development of small and medium-sized businesses under the influence of various groups of factors. The financial indicators of economic entities of the country's regions and the dynamics of institutional transformations in the context of individual

regions are presented. Special attention is paid to the quantitative characteristics of the economic entities of the Krasnodar Territory, their role in the formation of the economic potential of the Russian Federation. A series of theses of publications on fiscal policy measures in response to COVID-19 is considered, and the main supports for small and medium-sized businesses in the context of the crisis are identified.

Ключевые слова: малый и средний бизнес; пандемия; коронавирус; ВВП, безработица.

Keywords: small and medium-sized businesses; pandemic; coronavirus; GDP, unemployment.

В Российской Федерации работа субъектов малого и среднего предпринимательства регламентируется Федеральным законом от 24.07.2007г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В 2016 году принята «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года», в которой по итогам международных сопоставлений были сделаны умозаключения об отставании малого и среднего предпринимательства Российской Федерации по сравнению с рядом прочих стран, поставлены задачи и цели стабилизации и возможности развития.

В условиях пандемии Covid-19 тема развития малого и среднего бизнеса является важной и актуальной на сегодняшний день, так как вспышка коронавирусной инфекции продолжает оказывать глобальное влияние на все экономические процессы. Малые и средние предприятия (МСП) имеют большой удельный вес как в мировой, так и в национальной экономике. Значительная доля всех компаний в мире, около 90 % приходится на них, а также более 70 % мировой занятости и 50% ВВП, что делает предприятия МСБ узловыми субъектами экономического пространства [7].

В Российской Федерации сектор малого и среднего бизнеса находится на пути развития. В 2016 году доля МСП в ВВП составляла 21,6 %, в 2017 году 21,9 %. В развитых странах вклад МСП в экономику достигает 50-60 %. По данным Росстата, показатель вклада малого и среднего бизнеса в экономику России (в ВВП страны) по итогам на 2018 год составил 20,2 %, упав до уровня 2015 года. По результатам 2019 года процент малого бизнеса в экономике долженнасчитывать 22,9 %, а по окончанию 2020 года - достичь 23,5 %.

Финансовые показатели на 2025 год - 40 % ВВП.По итогам января 2020 года стало известно, что количество МСПв России с 2016 года снижается на 6-10 % в год. За данный отрезок времени вымерли 50000 юридических лиц. В 2019 году малый бизнес приблизился к стагнации, что подтверждает индекс деловой активности малых и средних предприятий. У трети интервьюированных бизнесменов упала выручка. Аналитики связывали кризис субъектов МСП с повышением НДС до 20 % и снижением благосостояния россиян [16].

10 августа 2020 года количество субъектов МСП составило 5,6 млн., 10 июля данный показатель был на уровне 6,05 млн. На сегодняшний день число организаций малого и среднего предпринимательства вРоссий-ской Федерациипоэтапно повышается после волны закрытий на фоне весеннего локдауна, но специалисты оценивают такую ситуацию как медленную и неудовлетворительную. Ожидается, что обороты МСП выйдут на докризиснуюступень не ранее 2022 года. По данным единого реестра субъектов МСП, начиная с сентября число организаций малого и среднего предпринимательства увеличилось на 100 тыс. после резкого падения практически в 500 тыс. в августе. По информации ФНС, на 10 декабря 2020 года в Российской Федерации число микро, малых и средних организаций составляет 5,7 млн месяцем раньше их было 5,6 млн [3].

За год в Краснодарском крае численность малых и средних предприятий сократилась почти на 12 тыс. ед.Исходя из официальных данных реестра субъектов МСБ федеральной налоговой службы России, в октябре 2019 года их насчитывалось около 277 тыс., на 10 октября 2020 года количество сократилось до 265 тыс. ед.На рисунке 1 рассмотрим и проанализируем динамику численности предприятий малого и среднего бизнеса в Краснодарском крае в период с 2017 по 2020 год [3].

Z3UUUU 280000 270000 260000 250000 —— —

■ 1 ■ ■■

2017 год 2018 год 2019 год 2020 год

■ 10 января 273962 281417 282016 276897

■ 10 июня 283704 287970 288926 280784

■ 10 декабря 230651 283260 278521 267585

■ 10 января 110 июня 110 декабря

Рисунок 1 - Динамика численности предприятий малого и среднего бизнеса в Краснодарском крае с 2017 по 2020 год [3]

По данным рисунка, видно, как сократилась численность предприятий только за один 2020 год, что явно свидетельствует о влиянии пандемии на его работу, благосостоянию жителей и, следствием этого, сокращением рабочих мест. Безусловно, сокращение числа предприятиймалого и среднего бизнеса сказалось на сокра-

щении числа рабочих мест и повышением уровня безработицы. Всего за 10 месяцев 2020 года за содействием в поиске работы в центры занятости населения обратилось 309 тыс. человек, что в 2 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Как и в целом по России, сначала пандемии фиксируется высокий уровень регистрируемой безработицы, который на данный момент постепенно снижается. На сегодняшний день уровень безработицы в крае составляет 4,2 %, в октябре его значение достигало 4,6 %, а в сентябре 4,9 % [5].

В период пандемии коронавирусной инфекции Госдумой был принят закон о кредитных каникулах для граждан и предпринимателей малого и среднего бизнеса, который позволит стабилизировать их финансовое состояние в условиях падения спроса на товары, работы и услуги. Часть кредитных платежей также может быть направлена на выплаты сотрудникам и оплату обязательных платежей. Закон предусматривает каникулы по потребительским и ипотечным кредитам.

По данным на 13 мая 2020 года малый и средний бизнес Краснодарского края направил в банки более 3,6 обращений о предоставлении кредитных каникул. 90 % кредитных обращений МСП Кубани было одобрено, сообщает пресс-служба Южного ГУ Банка России [2]. В общей сложности предоставлены кредитные каникулы представителям МСП на общую сумму около 5,6 млрд. руб. Представители малого и среднего бизнеса могут получить кредитные каникулы, если их работа относится к перечню сфер экономики, наиболее весомо пострадавших в результате пандемии [9].

COVID-19 внес определенные корректировки в разные сферы предпринимательства. Большое количество организаций малого и среднего предпринимательства попробовали онлайн и осознали, что на практике он подходит всем. Даже медицинская тематика может уверенно ощущать себя в онлайн. Действительность напрямую находится в зависимости от распространения вируса. Развитие спада происходит там, где вовсю бушует COVID-19, и постепенное восстановление в тех субъектах, где пандемия взята под контроль.

Пандемия коронавируса СОУТО-19 в целом помогла отечественным компаниям начать перестройку предприятийпредпринимательства в сторону цифровизации. Кроме того, кризис подтолкнул руководство компаний к принятию трудных решений по повышению эффективности существующих бизнес -моделей (43 %), поиску путей уменьшения затрат (45 %), а также развитию новых разветвлений бизнеса (27 %) [13].

Во время пандемии бизнес разделился на две группы: представители первой, целиком остановили рекламную активность, сокращают сотрудников, сокращают зарплаты, и второй, - где все процессы автоматизируются для большей эффективности, завоевываются новые рынки, где пандемия используется, как во з-можность перехода бизнеса в новую среду.

В период пандемии розничная торговля оптимизировала свои процессы бесконтактной оплатой товаров и доставкой, что вызвало рост на таких площадках, как Lamoda, wildberries, ozon. Также нельзя не отметить рост бизнес проектов, как яндекс. Еда, Broniboy, deliveryclub, где осуществляется не только доставка еды, но и различных непродовольственных товаров вплоть до одежды, медикаментов, а также тестов на covid-19, в приложении Broniboy. На рисунке 2 рассмотрим рост потребительского спроса в различных категориях товаров и услуг [6].

системы управления обучением поставщики онлайн курсов изучение языков

видео-конференции телемедицина аудио-конференции

Рисунок 2 - Темпы роста трафика потребительского спроса в различных категориях товаров и услуг [6]

В Краснодарском крае многие компании так и сохранили дистанционный режим работы для большего числа работников в тех областях, где это является возможным. Так, например головной офис компании «Tele2» в Краснодаре на сегодняшний день оставляет работников на удаленной работе, проводит совещания в виде видеоконференций, что позволяет обезопасить сотрудников данной компании.

■ 10,28%

39,09%

53,78%

^^^^ 99,00% 196,23% ,68%

72,73%

1,00% 100,00% 200,00% 300,00% 400,00% 500,00% 600,00%

С началом распространения СОУ[Э-19 начали появляться публикации, которые описывают негативное влияние последствий кризиса на МСП, а также анализируют меры поддержки, принимаемые правительствами разных стран.

Международный валютный фонд (МВФ) подготовил специальную серию публикаций по мерам налогово-бюджетной политики в ответ на СОУГО-19. В публикации «Меры политики в области расходов в поддержку компаний и домашних хозяйств» организация указывает на четыре общих тезиса, касающихся мер поддержки:

1. Ответные меры должны основываться на четких целях экономической политики. МВФ отмечает важность того, чтобы меры в области расходов автоматически содействовали «осуществлению более общей цели повышения совокупного спроса».

2. Странам следует устанавливать приоритетность мер, согласующихся с их среднесрочными потребностями развития. Например, в странах со слабыми программами социальной защиты кризис может способствовать их укреплению, как в контексте расширения охвата, так и в вопросах увеличения размера пособий.

3. Адресный охват конкретных домашних хозяйств и компаний мерами поддержки требует продуманного принятия компромиссных решений. Адресные меры позволят поддержать наиболее пострадавшие области при определенном объеме расходов и способствовать повышению совокупного спроса. Вместе с тем, МВФ отмечает, что при использовании адресных мер «можно невольно изолировать часть лиц, нуждающихся в поддержке, особенно в случае низкого административного потенциала, а их планирование и внедрение может требовать больше времени».

4. Меры политики должны быть согласованы с существующей инфраструктурой [2].

За время развития кризиса COVID-19российское Правительство направило все силы на поддержку малого и среднего бизнеса. В первую очередь были введены налоговые послабления, где при определении базы по налогу на прибыль не будут учитываться субсидии, которые получат МСП на преодоление последствии пандемии коронавируса.

На постоянной основе работает такой орган, как комиссия по вопросам поддержки малого и среднего предпринимательства, в которой напрямую ведется обсуждение проблем с представителями бизнеса, сведения и информация которых передается в Правительство через Координационный совет по борьбе с распространением коронавируса. Имеется возможность упрощенной процедуры регистрации новых лекарственных препаратов в Российской Федерации. Это позволит наиболее быстро ускорить допуск на рынок новых лекарствв условиях пандемии. Также стала предусмотрена вероятность введение моратория на возбуждение дел о банкротстве. Это дало способностьобеспечить рабочие места и сами организации с учетом того, что пандемия влияла на их финансовое состояние. Отсрочка арендных платежей также была представлена предприятиям малого и среднего бизнеса в виде инструмента поддержки в период пандемии, продление лицензий, безвозмездные субсидии, снижение страховых взносов и др. [6].

В Краснодарском крае последние пять лет активно развивалась инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса. На сегодняшний день в сфере малого и среднего предпринимательства занято более 838 тыс. чел. Предприятия МСП работают в самых разных отраслях экономики края- от перерабатывающей промышленности до и АПК до курортной сферы и торговли [17].

В период пандемии около половины представителей малого и среднего бизнеса Кубани понесли убытки, при этом предприятиям необходимо было продолжать поддерживать производство и своевременно выплачивать заработную плату. Для этого докапитализировали региональные Фонды микрофинансирования и Фонд развития промышленности.

Фонд микрофинансирования был увеличен на 1,25 млрд рублей по специальным антикризисным льготным займам со ставкой от 0,1 процента годовых. В 2020 году он выдал более 1,9 млрд рублей [9].На 500 млн рублей в 2020 году вырос региональный Фонд развития промышленности. За год он выдал льготных займов на сумму более 750 млн рублей [9].

Еще одним инструментом поддержки предприятий МСП в период пандемии стал Фонд развития бизнеса. В 2020 году он выдал 217 поручительств на сумму порядка 1,6 млрд рублей, что сделало возможным предпринимателям привлечь в бизнес почти 3,9 млрд рублей заемных средств.В 2020 почти году 50 тыс. предпринимателей воспользовались региональными инструментами помощи. Около 100 тыс. представителей МСП воспользовались федеральными мерами поддержки.

В 2021 году на Кубани продолжают действовать и совершенствоваться институты помощи бизнесу. В рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» их финансирование из краевого бюджета будет увеличено.Фонд микрофинансирования выделил более 2 млрд рублей на займы для МСП под небольшой процент. Кстати, в этом году Фонд микрофинансирования, помимо прочего, будет помогать самозанятым, предпринимателям, реализующим проекты социальной значимости, и предпринимателям, ведущим свою деятельность в области цифровых технологий. Для них уже разработаны комплекс сервисов и новые меры поддержки.Предпринимателям, не имеющим залоговой базы перед банками, поможет Фонд развития бизнеса края. В 2021 году на обеспечение поручительств в его резерве предусмотрено не менее 2,2 млрд рублей. Сумма, запланированная на реализацию национального проекта - 828 млн руб. Это даст возможность предпринимателям и самозанятым оказывать услуги [9].

Существенные вызовы для малого и среднего предпринимательства в условиях пандемии - это уменьшение выручки и повышение недоверия со стороны контрагентов, риск заражения работников, перебои в логи-

стических цепочках, трудности в обеспечении продуктивной коммуникации, финансовая неустойчивость, увеличение неясности, требующей антикризисного руководства. Несмотря на экономический кризис, уменьшение бюджетных поступлений иувеличениезатрат на борьбу с пандемией, приостановление и экономия в вопросах государственной поддержки частного сектора в целом и субъектов МСП как его главной части могут обернуться для государств более глубокой и продолжительной рецессией. Разрабатываемые странами меры поддержки должны базироваться на четких целях финансовой политики, быть системными, а также учитывать долгосрочные приоритеты развития.

Источники

1. Банк России. Меры по поддержки граждан и бизнеса в период борьбы с распространением коронавируса [Электронный ресурс]/ Банк России // Официальный сайт Банка России. - Москва. - 2021. - Режим доступа: М1р8://%'%'%г.сЬг.га/соу111/(дата обращения: 13.02.2021).

2. Воробьев, В. Опыт и практика работы бизнеса в условиях пандемии [Электронный ресурс]/ В. Воробьев // Кубанские новости- Краснодар- 2020.-Режим доступа: https://kubnews.ru/ekonomika/2020/10/29/v-krasnodare-obsudili-mery-gosudarstvennoy-podderzhki-biznesa/(дата обращения: 17.02.2021).

3. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rmsp.nalog .ru/?&t=1615631457421 (дата обращения: 19.02.2021).

4. Официальный портал малого и среднего бизнеса на Кубани. Малый бизнес Кубани [Электронный ресурс]/ Поддержка бизнеса в условиях COVID-19// Краснодар. - 2020. - Режим доступа: http://www.mbkuban.ru(дата обращения: 02.03.2021).

5. «Об утверждении стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года и плана мероприятий («дорожную карту») по реализации Стратегии развития маого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года»: распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 г. №1083-р // КонсультантПлюс. Версия проф. - Справ.-прав. система.

6. Управление Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://krsdstat.gks.ru/(дата обращения: 24.02.2021)

7. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://rosstat. gov.ru/(дата обращения: 14.03.2021).

8. Адаменко А.А. Классификация предприятий малого бизнеса / А.А. Адаменко, Т.Е. Хорольская, Е.А. Подобная // Естественно-гуманитарные исследования. - 2018. - № 21. - С. 6-12.

9. Адаменко А.А. Меры поддержки малого и среднего предпринимательства в России в ретроспективе / А.А. Адаменко, Т.Е. Хорольская, Д.В. Петров. - Естественно-гуманитарные исследования. - 2021. - № 33 (1). - С. 8-11. References:

1. Bank of Russia. Measures to support citizens and businesses during the fight against the spread of coronavirus [Electronic resource]/ Bank of Russia // Official Website of the Bank of Russia. - Moscow. - 2021. - Access mode: https://www.cbr.ru/covid/(accessed: 13.02.2021).

2. Vorob'ev, V. Opytipraktikarabotybiznes v usloviyakhpandemii [Experience and practice of business work in the context of a pandemic] / V. Vorob'ev / / Kubanskiyenovosti - Krasnodar - 2020.- Access mode: https://kubnews.ru/ekonomika/2020/10/29/v-krasnodare-obsudili-mery-gosudarstvennoy-podderzhki-biznesa/(accessed: 17.02.2021).

3. Unified register of small and medium-sized businesses [Electronic resource]. - Access mode:https://rmsp.nalog. ru/?&t= 1615631457421 (accessed: 19.02.2021).

4. The official portal of small and medium-sized businesses in the Kuban. Small business of Kuban [Electronic resource] / Business support in the conditions of COVID-19/ / Krasnodar. - 2020. - Access mode: http://www.mbkuban.ru(accessed: 02.03.2021).

5. "On approval of the strategy for the development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation for the period up to 2030 and the action plan ("Road map») on the implementation of the Strategy for the Development of Small and Medium-sized businesses in the Russian Federation for the period up to 2030": Decree of the Government of the Russian Federation No. 1083-r of 02.06.2016 / / ConsultantPlus. Prof. - Reference version.- right. System.

6. Management of the Federal State Statistics Service for the Krasnodar Territory and the Republic of Adygea [Electronic resource]. - Access mode: https://krsdstat.gks.ru/(accessed: 24.02.2021).

7. Federal State Statistics Service [Electronic resource]. - Access mode : https://rosstat.gov.ru/(accessed: 14.03.2021).

8. Adamenko A.A. Classification of small business enterprises / А.А. Adamenko, T.E. Khorolskaya, E.A. Similar // Natural and humanitarian research. - 2018. - No. 21. - P. 6-12.

9. Adamenko A.A. Measures to support small and medium-sized businesses in Russia in retrospect. Adamenko, T.E. Khorolskaya, D.V. Petrov. - Natural and humanitarian research. - 2021. - No. 33 (1). - S. 8-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.