СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. О правилах организации паллиативной медицинской помощи взрослому населению на территории Воронежской области : приказ департамента здравоохранения Воронежской области № 1983 от 05.10.2017.
2. Об утверждении порядка отбора граждан для заключения договоров о целевом обучении с целью получения высшего медицинского или фармацевтического образования в ФГБОУ ВО ВГМУ им. Н. Н. Бурденко Минздрава России в рамках квоты целевого приема» : приказ департамента здравоохранения Воронежской области от 28.02.2018 № 348.
LIST OF LITERATURE
1. On the rules for the organization of palliative medical care for adults in the territory of the Voronezh Region : Order of the Department of Health of the Voronezh Region No. 1983 of 05.10.2017.
2. On Approval of the Procedure for Selecting Citizens to Enter into Contracts for Targeted Training in order to Obtain higher Medical or Pharmaceutical education in the Burdenko VSMU of the Ministry of Health of the Russian Federation within the target admission quota : Order of the Department of Health of the Voronezh Region of 28.02.2018 No. 348.
УДК 334.021+ 338.2
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ
Коды JEL: D 22, M 21, O 10.
Наролина Т. С., кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономической безопасности, Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж, Россия
E-mail: [email protected] SPIN-код: 6410-2637
Самогородская М. И., доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономической безопасности, Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж, Россия
E-mail: [email protected] SPIN-код: 7299-3917
Бейнар И. А., кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической безопасности, Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж, Рос-
E-mail: [email protected] SPIN-код: 2418-1652
Смотрова Т. И., кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической безопасности, Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж, Россия
E-mail: [email protected] SPIN-код: 6624-9283
Поступила в редакцию 23.04.2021. Принята к публикации 05.05.2021
Аннотация
Пр едмет. Анализ зарубежной и региональной практики поддержки малого и среднего бизнеса в условиях ограничений, вызванных пандемией коронавирусной инфекции, и динамики активности малых и средних предприятий.
Тема. Исследование темпов роста малых и средних предприятий по нескольким регионам и оценка влияния на них последствий пандемии.
Цели. Оценка активности малых и средних предприятий в период введения ограничений, вызванных пандемией, и выявление наиболее востребованных практик поддержки предпринимательства, влияние на них мер государственной поддержки.
Методология. Методы статистического анализа динамических рядов базовых показателей, логического и сравнительного анализа оказываемых мер поддержки за рубежом и в регионах России, в том числе в Воронежской области.
Результаты. На основе анализа и оценки текущей ситуации выявлено, что среди предприятий малого и среднего бизнеса наблюдается тенденция к сокращению. Это объясняется в том числе последствиями пандемии и введенными ограничениями в 2020 г.
Государственная поддержка малого и среднего бизнеса включает организационные и финансовые меры, которыми могут воспользоваться субъекты бизнеса из пострадавших отраслей при соблюдении определенных условий.
Область применения. Сфера регулирования малого и среднего бизнеса на мезоуровне. Выводы. Вызовы экономики, с которыми пришлось столкнуться субъектам малого и среднего бизнеса, диктовали новые условия хозяйствования. Поддержка со стороны государства позволила многим компаниям остаться на рынке в сложный период.
Ключевые слова: малый бизнес, малые и средние предприятия, предпринимательство, государственная поддержка, меры поддержки, пандемия
UDK 334.021+ 338.2
MEASURES TO SUPPORT SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES IN RUSSIA DURING THE PANDEMIC
JEL Codes: D 22, M 21, O 10.
Narolina T. S., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Economic Security, Voronezh State Technical University, Voronezh, Russia E-mail: [email protected] SPIN-code: 6410-2637
Samogorodskaya M. I., Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Economic Security, Voronezh State Technical University, Voronezh, Russia E-mail: [email protected] SPIN-код: 7299-3917
Bejnar I. A., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economic Security, Voronezh State Technical University, Voronezh, Russia E-mail: [email protected] SPIN-код: 2418-1652
Smotrova T. I., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economic Security, Voronezh State Technical University, Voronezh, Russia E-mail: [email protected] SPIN-code: 6624-9283
Annotation
Subject. Analysis of foreign and regional practice of supporting small and medium-sized businesses in the context of restrictions caused by the coronavirus pandemic, and the dynamics of the activity of small and medium-sized enterprises.
Topic. Study the growth rates of small and medium-sized enterprises in several regions and assess the impact on them of the consequences of the pandemic.
Purpose. Assessment of the activity of small and medium-sized enterprises during the period of introduction of restrictions caused by the pandemic and identification of the most popular practices for supporting entrepreneurship, the impact of government support measures on them.
Methodology. Methods of statistical analysis of time series of dynamics of basic indicators. Methods of logical and comparative analysis of the support measures provided abroad and in the regions of Russia, including the Voronezh region.
Results. Based on the analysis and assessment of the current situation, it was revealed that there is a downward trend among small and medium-sized businesses. This is due, among other things, to the consequences of the pandemic and the restrictions imposed in 2020.
State support for small and medium-sized businesses included organizational and financial measures that could be taken advantage of by business entities from the affected industries, subject to certain conditions.
Application area. The sphere of regulation of small and medium-sized businesses at the meso-level.
Conclusions. The economic challenges that small and medium-sized businesses had to face dictated new business conditions. Government support has allowed many companies to stay on the market during a difficult period.
Keywords: small business, small and medium-sized enterprises, entrepreneurship, government support, support measures, pandemic
Введение
Современные экономические механизмы в развитых странах не могут полноценно существовать и эффективно развиваться без своего важнейшего элемента — малых и средних предприятий (МСП). Во многом МСП определяют основные направления глобального экономического роста, постепенно становясь основой национальных экономик. Особые характеристики подобных предприятий: специфический характер финансирования и высокая доля оборотного капитала — обеспечивают их значительную мобильность в быстро изменяющихся экономических условиях [18].
Развернувшаяся в 2020 г. пандемия и вызванный ею экономический кризис внесли существенные коррективы в деятельность всех составляющих элементов мировой и национальных экономик. При этом значительная часть экспертов отмечает, что в наибольшей мере негативному воздействию подвергся сектор малого и среднего бизнеса, что объясняется [14, 16, 17]:
DOI: 10.22394/1997-4469-2021-53-2-125-137
— высокой зависимостью данного сектора от потребления товаров и услуг со временно сниженным уровнем потребительского спроса;
— ограниченностью ресурсов;
— отсутствием доступа к капиталу,
— перебоями в логистических цепочках,
— финансовой неустойчивостью,
— ростом неопределенности в условиях пандемии [11].
Оценка региональных аспектов динамики показателей функционирования малого и среднего бизнеса и меры государственной поддержки в период пандемии
Особое положение МСП [7] определяется рядом действующих факторов, характеризующих подобные предприятия, а именно (рис. 1):
— быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры;
— тесной взаимосвязью с потребителями;
— возможностью начала бизнеса с небольшого стартового капитала;
— высокой восприимчивостью к инновациям;
— вовлечением достаточно большого числа людей в предпринимательскую деятельность как в качестве владельцев бизнеса, так и наемных работников [15].
Характеристика МСП
(-\
Быстрое реагирование на конъюнктурные изменения
Тесная взаимосвязь с потребителями
Небольшой стартовый капитал
Высокая инновационная восприимчивость
С-\
Значительная вовлеченность людей в бизнес
Рис. 1. Определяющие факторы функционирования МСП
Названные факторы определяют два базовых показателя [3], формирующих значимость вклада малых и средних предприятий в общенациональную и региональную экономику — долю работающих, занятых в малом и среднем бизнесе, и долю предприятий МСП в целом (с учетом вклада в валовый внутренний и региональный продукт).
Доля участия предприятий, относящихся к категории малых и средних, в ВВП России в течение ряда лет устойчиво колеблется около 20 % (в 2018 — 18 %, в 2017 — 22 %). Доля рабочих мест, приходящаяся на МСП, составляет чуть меньше 25 % от всех рабочих мест (8,8 человек по состоянию на конец 2019 г.) [9]. В 2018 г. Министерством экономического развития РФ был разработан национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Его активное внедрение в качестве функциональной цели определяет увеличение к 2024 г. числа занятых в секторе МСП до 25 млн человек, при этом доля данного сектора в ВВП России должна увеличиться до 32,5 % [10].
Пандемия COVID-19, охватившая в 2020 г. практически весь мир, обусловила неотвратимое скатывание в рецессию мировой экономики в целом и российской — в частности. Все это, безусловно, нашло свое отражение в замедлении деловой ак-
тивности малого и среднего предпринимательства. В качестве иллюстрации тезиса на рис. 2 представлено изменение количества МСП [5] за период с 2019 до 2021 года (по данным на май месяц) по округам Российской Федерации.
Общая тенденция сокращения количества субъектов МСП в России наблюдается с 2019 г., однако пандемия COVID-19 добавила отрицательной динамики в значение этого показателя. Максимальные значения количества МСП в течение всего исследуемого периода наблюдаются в Центральном и Поволжском федеральных округах (максимум — в ЦФО 2019 г. — 1 909 919 единиц). Эти же регионы демонстрируют и самое значительное абсолютное и относительное сокращение числа субъектов МСП: ЦФО на 118 974 единицы (6,4 %), ПФО — 76 951 единиц (5,3 %) соответственно. При этом эксперты прогнозируют дальнейшее сокращение числа предприятий в секторе МСП.
Краткий анализ сложившейся ситуации позволяет сформулировать ряд причин подобного явления, как связанных с пандемией, так и нет (рис. 3):
— снижение реальных доходов населения;
— снижение потребительского спроса на товарный ассортимент, характерный для МСП;
— усиление налогового контроля;
— повышение НДС.
2500000
2000000
1500000
1000000
500000
Г
г
г
г
V"!4
/
УГ
¡9
Ж
б»4
у
у
о*
61
/
У
У
•г
§
к*
¿Г
12019 ■ 2020 ■ 2021
Рис. 2. Количество МСП за период с 2019—2021 гг., май месяц
Рис. 3. Причины снижения количества МСП в РФ
Отдельные области ЦФО, характеризующиеся схожим объемом вклада малого бизнеса в региональный валовый продукт [12], представляют особый интерес для исследования. Данные по количеству субъектов МСП в указанных областях Центрального федерального округа представлены на рисунке 4.
Выявляется явно волновой характер изменений количественных характеристик развития МСП с неярко выраженным максимумом в 2018—2019 гг. и снижением к 2021 г. тенденция, аналогичная
общероссийской. При этом Воронежская область в течение всего периода исследования значительно превосходит остальные по количеству МСП, а наибольшая разница между максимальным и минимальным значениями составляет 7 % (91 239 единиц в 2019 г. и 84 492 в 2021 г.). Для сравнения: в Белгородской области, второй по количеству МСП в регионе, подобная разница составляет 11 %, а в Липецкой — лидеру по доле производимой МСП продукции — те же сопоставимые 7 %.
0
88927-
-90026-
-91239-
"88760
84492
6431956226-
-66194-
-65288-
57168
57693
6328 5625
9057 2633
43121
43756
37089 32373
36933 33072
43969 -Ч1037--36905-32658
4338 4041
36523
31821
34779 30107
2017 2018 2019 2020 2021
— —Воронежская область— —Липецкая область — —Курская область
— —Белгородская область— —Тамбовская область — —Тульская область
— —Рязанская область
Рис. 4. Количество МСП в областях ЦФО, за 2017—2021 гг. (по данным на май месяц)
Более детальное исследование числа ор- ЦФО позволяет рассчитать динамику тем-ганизаций МСП в анализируемых областях пов роста (табл. 1).
Таблица 1
Изменение темпов роста организаций МСП за 2017—2021 гг., %
Область ЦФО 2017 2018 2019 2020 2021
Белгородская 100 102,9 101,5 98,4 91,8
Воронежская 100 101,2 102,6 99,8 95,0
Курская 100 99,6 99,5 98,5 93,8
Липецкая 100 101,3 101,0 99,4 94,5
Рязанская 100 101,5 102,0 100,6 93,9
Тамбовская 100 101,7 102,6 100,0 93,6
Тульская 100 102,2 100,9 98,3 93,0
Общая тенденция к снижению показателя характерна для всех рассматриваемых областей, однако в наименьшей степени сокращение произошло (т. е. хозяйствующие субъекты оказались устойчивее к кризисным обстоятельствам) в Воронежской (на
5 %) и Липецкой (на 5,5 %) областях. Первая из них занимает лидерские позиции по численности занятых и объемам ВВП в целом по ЦФО (без Москвы и области), вторая характеризуется высокой степенью иннова-ционности производства (табл. 2).
Таблица 2
Доля МСП в общем объеме инновационной продукции ЦФО (2019—2021 гг.)
Область ЦФО 2019 2020 2021
Белгородская 1,5 1,2 1,0
Воронежская 0,2 0,7 1,1
Курская 4,4 0,8 0,9
Липецкая 3,7 3,7 3,1
Рязанская 1,5 1,3 1,1
Тамбовская 0,6 0,5 0,3
Тульская 0,7 0,7 1,0
Среди объектов анализа наибольшая доля инновационной продукции, производимой МСП, принадлежит Липецкой области (свыше 3 % в общем объеме инновационной продукции ЦФО), однако она, как почти во всех остальных субъектах ЦФО неуклонно снижается в последние годы. Единственным исключением на этом фоне
является Воронежская область, в которой, наоборот, возрастает вклад малого и среднего бизнеса в инновационную продукцию всего округа (превышение в 5 раз за последние три года).
Динамика численности занятых в секторе МСП по данным на май месяц за 2017—2021 гг. представлена на рисунке 5.
300000
250000
200000
50000
2017 2018
— Воронежская область
— Белгородская область — —Тамбовская область
2019
-Липецкая область -Тульская область
2020 •Курская область ■Рязанская область
2021
Рис. 5. Численность занятых в секторе МСП по данным на май месяц за 2017—2021 гг.
В целом численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства колеблется около определенного уровня во всех анализируемых областях ЦФО. Максимальных значений она достигает в Воронежской области (около 250 тыс. чел.), что полностью коррелирует с общим числом организаций МСП (см. рис. 4) и средним числом занятых на одном предприятии — 2,7 чел. Следующие по общей численно-
сти занятых в МСП области — Белгородская и Липецкая (соответственно около 150 и 100 тыс. чел.) — характеризуются меньшей средней численностью — 2,3 и 2,4 чел.
Детализированные расчеты темпов роста численности работающих в секторе МСП за 2017—2021 гг. (таблица 3) демонстрируют определенное снижение показателя в русле общей тенденции развития МСП (см. табл. 1, 2).
0
Таблица 3
Изменение темпов роста численности работающих в секторе МСП
за 2017—2021 гг., %
Область ЦФО 2017 2018 2019 2020 2021
Белгородская 100 99,4 99,9 98,3 99,4
Воронежская 100 101,7 101,6 98,3 98,6
Курская 100 98,4 96,8 92,4 91,0
Липецкая 100 100,9 97,4 93,3 94,8
Тамбовская 100 103,0 96,5 94,4 93,8
Тульская 100 102,3 101,1 98,3 98,1
Рязанская 100 104,1 100,2 96,8 95,2
Курская и Тамбовская области демонстрируют наибольшее снижение показателя: на 9 и 6 % соответственно. В более благополучных Воронежской и Белгородской областях численность работающих на небольших предприятиях снижается незначительно — на 1,5 и 0,5 %. Нетрудно заметить, что сокращение численности занятых, как и подобные же изменения общего числа МСП и объема производимой продукции по времени практически полностью совпадают с началом пандемических ограничений.
Результаты исследований [19, 20] позволяют с высокой достоверностью сделать вывод об основной причине проблем малого и среднего бизнеса в анализируемых областях — это осложнения экономической об-
становки в связи с возникновением пандемической ситуации. Оказанное ею бесспорно негативное влияние на функционирование и перспективы развития МСП затрагивает не только организации исследованного региона, но и мирового хозяйства в целом.
Правительства развитых государств предприняли ряд действий по защите своей экономики от последствий распространения коронавирусной инфекции. Осуществляемые меры и мероприятия определяются финансовыми возможностями государства, сложившейся структурой экономики, спецификой глобального региона.
В таблице 4 представлены примеры мирового опыта поддержки экономики [11] в период пандемии 2020 г.
Таблица 4
Меры поддержки экономики стран в период коронавируса
Страна Меры поддержки
1 2
США — возможность приостановки налоговых платежей для предприятий малого и бизнеса на период до 3-х месяцев; — «коронавирусные» кредиты для малого бизнеса, выдаваемые по низким ставкам на срок до 30 лет; — выделение денежных средств на поддержку финансовых рынков, позитивная динамика которых влияет на социально-экономические процессы в стране;
Евросоюз — выделение денежных средств для компенсации убытков предприятиям и компаниям; — выкуп ценных бумаг для поддержки стабильности финансовых рынков; — временная остановка функционирования договора о перманентном развитии экономики, отменяющая лимит бюджетного дефицита в 3 % от ВВП для правительств стран Еврозоны и снимающая ограничения на объем кредитов для предоставления помощи бизнесу; — программа займов для восстановления экономики;
Италия — предоставление налогового кредита компаниям, выручка которых сократилась более чем на 25 % из-за эпидемии коронавируса; — продление сроков сдачи налоговых деклараций что равносильно отсрочке уплаты налогов для компаний; — увеличение гарантийного фонда кредитования малого и среднего бизнеса;
Германия — выделение средств, для получения МСП и частным предпринимателями прямых субсидий; — открытие специальной государственной программы кредитования (KfW - ФПГ KreditanstaltfurWiederaufbau); — запрет на разрыв договора аренды в случае предбанкротного состояния арендатора;
Великобритания — запуск программы единовременных грантов для малых предприятий, имеющих право на льготы в рамках программы SmallBusinessRateRelief, т. е. — предприятия, с оценочной стоимостью менее 15 000 фунтов стерлингов; — прямое кредитование бизнеса на сумму до 5 млн фунтов стерлингов при остановке функционирования под влиянием пандемии (до 6 лет); — выдача фирмам, занимающимся инновационными разработками, конвертируемых кредитов (125 тыс. — 5 млн фунтов стерлингов); — разработка и применение обновленной схемы возвратов кредитов (размер кредитования — 2000—50 000 фунтов стерлингов).
Окончание табл. 4
1 2
Китай — дополнительные средства финансовым рынкам; — снижение процентных ставок по кредитам; — стимулирование роста экономики путем развития инфраструктурных проектов (выделение средств местным органам управления); — предоставление налоговых льгот для логистических и курьерских компаний, доставляющих гражданам жизненно необходимых товары, гостиниц, ресторанов, транспортных и туристических компаний, которые несут значительные убытки от снижения спроса из-за пандемии.
Южная Корея — правительство увеличит финансирование программы Special Financial Support for Small Merchant and SMEs; — установление льготы по НДС для предприятий с оборотом ниже 60 млн вон. — выделение субсидий для обеспечения выплат заработных плат сотрудникам
Турция — отсрочка по выплате НДС и социальных взносов за апрель, май и июнь на 6 месяцев для компаний в секторах розничной торговли, металлургии, автомобилестроении, логистики, транспорта, жилищного строительства, пищевой промышленности, текстильной промышленности и организации мероприятий; кредитные платежи для пострадавших компаний будут заморожены на три месяца; — налог на проживание туристов не будет взиматься до ноября 2020 года; — отсрочка по выплате кредитов и предоставление необходимой ликвидности; — снижение ставки НДС для авиаперевозчиков на полеты внутри страны.
Таким образом, среди предпринимаемых в мировой экономике мер можно выделить несколько направлений государственного содействия функционированию малого бизнеса в условиях надвигающейся рецессии (рис. 6):
1) финансовые:
— прямое финансирование;
— заемное финансирование;
— расширение кредитных возможностей;
2) налоговые:
— налоговые льготы;
— отсрочка уплаты налогов;
3) правовые:
— поддержка занятости;
— сокращение рабочего времени;
4) структурные преобразования рынков.
Рис. 6. Основные направления анти-ковидных мер содействия малому предпринимательству
В целом, несмотря на разную степень подготовленности стран мира к пандемии COVID-19, регион нахождения страны и разный уровень экономического развития [1, 2, 4, 13], правительства предприняли значительное количество мер, которые позволили существенно минимизировать влияние и последствия данной чрезвычайной ситуаций.
Российская Федерация, в свою очередь, расширила перечень [6] направлений, мер и способов поддержки бизнеса, в том числе малого и среднего, в форс-мажорных для экономики условиях.
1. Одной из таких мер следует назвать налоговые послабления. Предприятия малого и среднего бизнеса при определении базы налога на прибыль имеют право исключать полученные субсидии на преодоление последствий ограничительных мер. Внесенные изменения в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд № 44-ФЗ», предусматривают совершенствование процедур проведения закупок в сторону сокращения документооборота, времени и размера обеспечения контракта. Данная мера сохранит МСП возможность претендовать на участие в государственных контрактах.
2. Мера поддержки в виде государственного обеспечения кредитов на оплату плату призвана обеспечить своевременные выплаты заработной платы сотрудникам.
3. Предприниматели малого и среднего бизнеса отраслей, пострадавших в пандемию, получили поддержку в виде приостановки плановых налоговых проверок на 2021 г. и продления трехмесячной отсрочки по налогам и страховым взносам.
4. Меры поддержки предусматривают постоянную работу комиссии по вопросам содействия малому бизнесу, в задачи которой входит помощь в условиях ограничительных мер и сложной экономической ситуации.
5. Также правительство РФ утвердило правила предоставления субсидий предприятиям малых и средних форм в пострадавших от COVID-19 отраслях экономики.
6. Предприятиям, осуществляющим поставку товаров и предоставление услуг для
государственных нужд, увеличена величина аванса до 50 % от цены контракта.
7. Постановлением правительства РФ банкам, присоединившимся к льготному кредитованию бизнеса и некоммерческих организаций (НКО) по ставке 2 %, выделены дополнительные средства на возмещение недополученных доходов.
8. При приобретении МСП муниципального или государственного имущества, они получают право на отсрочку выкупных платежей (обычно от полугода до одного года).
Анализируя реализацию инициатив Правительства РФ, можно выделить три основных направления государственной поддержки бизнеса в период распространения коронавирусной инфекции:
— прямая поддержка — выделение субсидий и применение других инструментов непосредственного финансирования предприятий;
— налоговая поддержка — установление отсрочки уплаты или уменьшения размера налогов;
— кредитная поддержка — определение уменьшения стоимости кредитов или отсрочка их уплаты под государственные гарантии.
Что касается Воронежской области [8], то на государственную поддержку могут рассчитывать предприятия МСП при соблюдении ряда условий.
Например, поддержка департамента земельных и имущественных отношений заключается в предоставлении льготной ставки по аренде земельных участков и объектам имущества для предприятий, входящих в Единый реестр субъектов малого предпринимательства. Пандемия внесла коррективы и в отношение порядка внесения арендной платы; так, субъектам МСП предоставлена возможность отсрочки арендной платы за период с апреля по июль 2020 г. с обязательством уплаты не позднее 31.12.2021 г.
Департамент предпринимательства и торговли Воронежской области отмечает, что для предприятий МСП во время введения ограничений предусмотрена пониженная ставка страховых взносов в размере 15 % (по сравнению с 30 %) с сумм оплаты труда, превышающих ставку минимальной оплаты.
Меры поддержки по отсрочке кредитных выплат на полгода предусмотрены не для всего сектора малого предпринимательства, а только для наиболее пострадавших отраслей, в первую очередь связанные с туризмом, общественным питанием, досугом и развлечениями, а также негосударственных образовательных учреждений и организаций, связанных с оказанием бытовых услуг. Также департаментом оказывается содействие предпринимателям, ведущим экспортную деятельность и столкнувшимся с разрывом внешнеторговых связей.
По итогам 2020 г. всего в Воронежской области для МСП действовало 66 мер государственной поддержки, в том числе 37 организационных и 29 финансовых. Мониторинг департамента экономического развития позволил оценить сумму поддержки по федеральным программам в объеме 19,5 млрд рублей. При этом мерами государственной поддержки воспользовались более 20 тысяч субъектов малого бизнеса из пострадавших отраслей, а наиболее востребованными оказались гранты, льготные займы на выдачу заработной платы, льготное кредитование, кредитные каникулы, отсрочка налоговых платежей и т. д.
Заключение
В условиях хозяйственного кризиса и ограничительных мер, вызванных пандемией коронавируса, органы власти запускают ряд мероприятий поддержки для системообразующих предприятий, малого бизнеса и обычных граждан, попавших в непростую экономическую ситуацию.
Вследствие своей специфики хозяйствующие субъекты, действующие в сфере малого и среднего предпринимательства, в гораздо большей степени, чем крупные корпорации уязвимы для внешних воздействий, сильнее реагируют на повышение транзак-ционных издержек и, таким образом, в условиях начавшейся рецессии первыми попадают под удар.
Включенные в антикризисные пакеты меры заключаются в прямой поддержке населения и бизнеса, налоговых льготах, налоговых каникулах и других налоговых стимулах, а также значительном увеличении лимитов государственных гарантий в отдельных странах.
Информация о конфликте интересов
Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алешникова В. И. Цифровые коммуникации в маркетинге / В. И. Алешникова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. — 2018. — № 3. — С. 142—146.
2. Анисимова Н. А. Исследование опыта цифровизации в сфере финансовых услуг / В. А. Анисимова, В. А. Латыпова // Цифровая и отраслевая экономика. — 2020. — № 2 (19). — С. 81—87.
3. Бейнар И. А. Оценка инновационной направленности стратегического развития региона / И. А. Бейнар, Т. С. Наролина // Управление социально-экономическим развитием регионов: проблемы пути и их решения : сборник научных статей 8-й Международной научно-практической конференции. — 2018. — С. 55—58.
4. Гоголева Т. Н. Цифровизация экономики: международные сопоставления / Т. Н. Гоголева // Актуальные проблемы развития отраслевых рынков: национальный и региональный уровень : сборник статей III Международной научно-практической конференции / Ответственный редактор Т. Н. Гоголева. — 2019. — С. 22—29.
5. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// rmsp.nalog.ru/search.html
6. Как эпидемия коронавируса влияет на малый и средний бизнес в России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// tassbiz.ru/help/kak-epidemiya-koronavirusa-vliyaet-na-malyj-i-srednij-biznes-v-rossii/
7. Малое, среднее предприятие: критерии отнесения в 2020 году // Российский налоговый курьер [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.rnk.ru/ article/216359-maloe-i-srednee-predpriyatie-^й^ГИ- otne seniya-v-2020- godu
8. На какую поддержку может рассчитывать Воронежский бизнес [Электронный
ресурс]. — Режим доступа: https://abireg.ru/ newsitem/81994/
9. Глобальный мониторинг предпринимательства : Национальный отчет [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// gsom.spbu.ru/images/cms/menu/otchet_2020-red-2n-04-06.pdf
10. Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы : Национальный проект. — Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/ material/ directions/nacionalnyy_proekt_maloe_i_ srednee_predprinimatelstvo_i_podderzhka_ individualnoy _predprinimatelskoy_iniciativy/
11. Поддержка МСП в контексте COVID-19. Дайджест Департамента международного и регионального сотрудничества СП РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ach.gov.ru/upload/pdf/ Covid-19-SME.pdf
12. Попов В. Г. Реализация национальных проектов как условие повышения конкурентоспособности регионов /
B. Г. Попов, Н. А. Анисимова, Т. С. Наро-лина, Т. И. Смотрова // Современная экономика: проблемы и решения. — 2020. — № 7 (127). — С. 148—160.
13. Самогородская М. И. Тенденции изменения системы менеджмента субъекта хозяйствования под влиянием цифровой трансформации экономики / М. И. Самогородская // Цифровая экономика: проблемы и перспективы развития : сборник научных статей Межрегиональной научно-практической конференции. — 2019. —
C. 336—340.
14. Сажина М. А. Влияние пандемии TOVID-W на работу малого и среднего бизнеса / М. А. Сажина, С. В. Костин // Вестник Московского университета. Серия 21: Управление (государство и общество). — 2021. — № 1. — С. 32—47.
15. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы: Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/71570570/
16. Стрельцов Р. С. Аналитический аспект инновационного потенциала кластеров малого и среднего бизнеса в России / Р. С. Стрельцов // Наука Красноярья. — 2021. — Т. 10. № 2-2. — С. 171—175.
17. Солонина С. В. Влияние пандемии COVID-19 на работу малого и среднего бизнеса / Д. А. Брысина, С. В. Солонина // Фундаментальные исследования. — 2021. — № 3. — С. 108—114.
18. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации : федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_52144/
19. Arkhipova O. V. State support measures for small and medium-sized businesses implemented in the russian federation during the economic crisis Economic Vector / O. V. Arkhipova, A. L. Zelezinskii, T. Maurer. — 2020. — № 4 (23). — С. 5—14.
20. Khudoyorov L. N. Forecasting the development of small business and private entrepreneurship on the basis of multifactorial empirical models / L. N. Khudoyorov // ScienceandWorld. — 2020. — № 11 (87). — С. 41—45.
LIST OF LITERATURE
1. Aleshnikova V. I. Digital communications in marketing /V. I. Aleshnikova // Bulletin of the Voronezh State University. Series: Economics and Management. — 2018. — No. 3. — S. 142—146.
2. Anisimova N. A. Study of the experience of digitalization in the field of financial services / V. A. Anisimova, V. A. Latypova // Digital and sectoral economics. — 2020. — No. 2 (19). — S. 81—87.
3. Beinar I. A. Assessment of the innovative orientation of the strategic development of the region / I. A. Beinar, T. S. Narolina // Management of socio-economic development of regions: problems of the way and their solutions : Collection of scientific articles of the 8th International Scientific and Practical Conference. — 2018. — S. 55—58.
4. Gogoleva T. N. Digitalization of the Economy: International Comparisons / T. N. Gogoleva // In the collection: Actual problems of the development of sectoral markets: national and regional levels : Collection of articles of the III International Scientific and Practical Conference / Executive editor T. N. Gogolev. — 2019. — S. 22—29.
5. Unified register of small and medium-sized businesses [Electronic resource]. — Access mode: https://rmsp.nalog.ru/search.html
6. How the coronavirus epidemic affects small and medium-sized businesses in Russia [Electronic resource]. — Access mode: https:// tassbiz.ru/help/kak-epidemiya-koronavirusa-vliyaet-na-malyj-i-srednij-biznes-v-rossii/
7. Small, medium-sized enterprise: criteria for assignment in 2020 // Russian tax courier [Electronic resource]. — Access mode: https:// www.rnk.ru/article/216359-maloe-i-srednee-predpriyatie-kriterii-otneseniya-v-2020-godu
8. What kind of support can Voronezh business count on [Electronic resource]. — Access mode: https://abireg.ru/newsitem/81994/
9. National report «Global monitoring of entrepreneurship» [Electronic resource]. — Access mode: https://gsom.spbu.ru/images/cms/ menWotchet_2020-red-2n-04-06.pdf
10. National project «Small and Medium Business and Support for Individual Entrepreneurial Initiatives». — Access mode: https://www.economy.gov.ru/ material / directions / nacionalnyy_proekt_maloe_i_ srednee_predprinimatelstvo_i_podderzhka_ individualnoy _predprinimatelskoy_iniciativy /
11. Support for SMEs in the context of COVID-19. Digest of the Department of International and Regional Cooperation of the SP RF [Electronic resource]. — Access mode: https://ach.gov.ru/upload/pdf/Covid-19-SME.pdf
12. Popov V. G. Implementation of national projects as a condition for increasing the competitiveness of regions / V. G. Popov, N. A. Ani-simova, T. S. Narolina, T. I. Smotrova // Modern Economics: Problems and Solutions. — 2020. — No. 7 (127). — S. 148—160.
13. Samogorodskaya M. I. Trends in changes in the management system of a business entity under the influence of digital transformation of the economy / M. I. Samogorodskaya // In the collection: digital economy: problems and development
prospects : collection of scientific articles of the Interregional Scientific and Practical Conference. — 2019. — S. 336—340.
14. Sazhina M. A. Influence of the COVID-19 pandemic on the work of small and medium-sized businesses / M. A. Sazhina, S. V. Kostin // Bulletin of Moscow University. Series 21: Governance (state and society). — 2021. — No. 1. — S. 32—47.
15. Strategy for the development of the information society in the Russian Federation for 2017—2030: Decree of the President of the Russian Federation of May 9, 2017 No. 203. [Electronic resource]. — Access mode: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71570570/
16. Streltsov R. S. Analytical Aspect of the Innovative Potential of Small and Medium Business Clusters in Russia / R. S. Streltsov // Science of Krasnoyarsk. — 2021. — T. 10. No. 2-2. — S. 171—175.
17. Solonina S. V Impact of the COVID-19 pandemic on the work of small and medium-sized businesses D. A. Brysina, S. V. Corned beef / S. V. Solonina // Fundamental research. — 2021. — No. 3. — S. 108—114.
18. On the development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation : federal law of 24.07.2007 No. 209-FZ [Electronic resource]. — Access mode: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_52144/
19. Arkhipova O. V. State support measures for small and medium-sized businesses implemented in the Russian federation during the economic crisis Economic Vector / O. V. Arkhipova, A. L. Zelezinskii, T. Maurer. — 2020. — No. 4 (23). — S. 5—14.
20. Khudoyorov L. N. Forecasting the development of small business and private entrepreneurship on the basis of multifactorial empirical models / L. N. Khudoyorov // Science and World. — 2020. — No. 11 (87). — S. 41—45.