АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ
УДК 338.1
JEL E62
Мусинова Нина Николаевна
канд. экон. наук, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Финуниверситет), г. Москва, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-2194-7856 e-mail: [email protected]
Сергиенко Наталья Сергеевна
канд. экон. наук, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Финуниверситет), г. Москва, Российская Федерация ORCID: 0000-0001-9042-8454 e-mail: [email protected]
Nina N. Musinova
Cand. Sci. (Econ.), Financial University, Moscow, Russia ORCID: 0000-0002-2194-7856 e-mail: [email protected]
Natalia S. Sergienko
Cand. Sci. (Econ.), Financial University, Moscow, Russia ORCID: 0000-0001-9042-8454 e-mail: [email protected]
DOI 10.26425/1816-4277-2021-2-5-12
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ: ЗАРУБЕЖНАЯ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА
Аннотация. Модернизация России предполагает качественный рывок в секторе малого и среднего бизнеса, используя новые технологии и развивая инновационную сферу. Создание развитого малого и среднего предпринимательства способно решить множество современных российских проблем, поэтому государство должно развивать малые и средние предприятия и при необходимости осуществлять их поддержку. Вопросы необходимости поддержки малых и средних предприятий встали особенно остро в период пандемии коронавируса и продолжают быть актуальными как за рубежом, так и в России. Исследование отечественного и зарубежного опыта оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства позволило выделить общие и частные формы оказания помощи.
Ключевые слова: предпринимательство, малый бизнес, малые и средние предприятия, малое и среднее предпринимательство, поддержка МСП, государственная поддержка МСП, инструменты поддержки, стимулирование малого бизнеса
Для цитирования: Мусинова Н.Н., Сергиенко Н.С. Государственная поддержка малых и средних предприятий в условиях пандемии: зарубежная и российская практика//Вестник университета. 2021. № 2. С. 5-12.
GOVERNMENT SUPPORT FOR SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES IN THE CONTEXT OF THE PANDEMIC: FOREIGN AND RUSSIAN PRACTICE
Abstract. Modernization of Russia involves a qualitative breakthrough in the sector of small and medium-sized businesses, using new technologies and developing an innovative sphere. The creation of a developed small and medium-sized enterprise can solve many modern Russian problems, so the state should develop small and medium-sized enterprises and, if necessary, support them. The need to support small and medium-sized enterprises has become particularly acute during the coronavirus pandemic and continues to be relevant both abroad and in the Russian Federation. The study of domestic and foreign experience in providing support to small and medium-sized businesses allowed us to highlight general and private forms of assistance.
Keywords: entrepreneurship, small business, small and medium-sized enterprises, small and medium-sized enterprises, support for SME, state support for SME, support tools, small business incentives
For citation: Musinova N.N., Sergienko N.S. (2021) Government support for small and medium-sized enterprises in the context of the pandemic: foreign and Russian practice. Vestnik universiteta, no. 2, pp. 5-12. DOI: 10.26425/1816-4277-2021-2-5-12
© Мусинова Н.Н., Сергиенко Н.С., 2021.
Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/). © Musinova N.N., Sergienko N.S., 2021.
This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
Введение
В последние десятилетия проблемы развития малых и средних предприятий (далее - МСП) вызывают интерес экономистов, научных работников, а также органов государственной власти и местного самоуправления. Создание МСП сопровождается появлением новых рабочих мест, снижением безработицы, увеличением денежной массы в обращении [6; 7; 9]. Неслучайно, одной из целей развития Российской Федерации (далее - РФ) на период до 2030 г. является достойный эффективный труд и успешное предпринимательство. Это обусловливается способностью МСП вносить существенный вклад в развитие как отдельных отраслей, так и экономики в целом.
Литературный обзор
Проблемы развития малого и среднего бизнеса в увязке стратегического управления рассмотрены в работах Е. М. Бухвальда [8]. С. П. Земцов, Ю. В. Царева и И. А. Исаева рассматривают развитие МСП и меры антикризисной поддержки в условиях пандемии [10; 11].
Анализ результатов
Формы поддержки развития МСП отличаются своим разнообразием и вектором воздействия, что обусловливает интерес к изучению опыта различных стран и российской практики, включая деятельность органов власти субъектов РФ и местного самоуправления в сфере поддержки МСП (как в целом, так и в отраслевом разрезе), особенно в период корона-кризиса, когда наблюдается снижение деловой активности и массовое закрытие предприятий, падение потребительского и инвестиционного спроса и рост безработицы.
Проведем сравнительный анализ мер поддержки МСП в некоторых зарубежных странах, демонстрирующих успех развития МСП (табл. 1).
Таблица 1
Меры государственной поддержки МСП в некоторых зарубежных странах в условиях первой волны пандемии COVID-19
Финансирование Кому предназначена Наименование меры поддержки
Австралия
Совокупная стоимость мер поддержки -99,9 млрд долл. США (7,3 % ВВП) Некоммерческим и малым предприятиям с оборотом менее 30 млн долл. США Единовременные гранты 12 тыс. долл. США и гранты на 60 тыс. долл. США для покрытия операционных расходов (не подлежат налогообложению); субсидии в размере всех налогов, выплаченных за своих работников; государственные гарантии в части новых кредитов, используемых для финансирования рабочей силы, но не более 50 %
Великобритания
Выделено 2 млрд фунтов стерлингов (0,1 % ВВП) Фирмам, в которых число работников не более 250 чел. Возмещение расходов МСП по оплате первых 14 дней оплачиваемого отпуска работников по нетрудоспособности
Финансирование в рамках программы Small Business Rate Relief Организациям с одним помещением и налоговой стоимостью ниже 15 тыс. фунтов стерлингов Единовременные гранты в объеме 10 тыс. фунтов стерлингов для малых предприятий
330 млрд фунтов стерлингов (14,6 % ВВП) Компаниям с годовым оборотом не более 45 млн фунтов стерлингов Государственные гарантии по кредитам в размере не более 5 млн фунтов стерлингов (покрытие до 80 % суммы каждого выданного кредита)
Окончание табл. 1
Финансирование Кому предназначена Наименование меры поддержки
Германия
600 млрд евро (14,8 % ВВП) МСП Государственные гарантии по кредитам (покрытие 8090 % суммы каждого выданного кредита)
50 млрд евро (1,2 % ВВП) Самозанятым и компаниям, с числом работников не более - 5 чел. - 10 чел. Единовременный трехмесячный грант для покрытия операционных расходов в размере 9 тыс. евро в размере 15 тыс. евро
Италия
425 млрд евро или 461,4 млрд долл. США (23,2 % ВВП) МСП Государственные гарантии по кредитам до 5 млн евро; мораторий на выплаты по погашению кредитов (в том числе ипотечных)
5 млн работников (в том числе самозанятым) Ежемесячная субсидия в размере 600 евро
Составлено авторами по материалам источника [14]
Данные, приведенные в таблице 1, свидетельствуют о том, что поддержка МСП осуществляется через использование механизма государственных гарантий по кредитам, однако их размеры и условия предоставления разнятся. Заметим, что доли покрытия (государственные гарантии) выданных кредитов в анализируемых странах существенно различаются (от 50 % в Австралии до 90 % в Германии). Механизм кредитования осуществляется через правительственные банки развития (в Германии - Kreditanstalt für Wiederaufbau, в Великобритании - British Business Bank), либо государственную финансовую компанию развития.
Часто используемой мерой является субсидирование занятости. Так, например, в Австралии для организации занятости в МСП предложили субсидирование до 50 % расходов компаний-стажеров в течение 9 месяцев. Отметим, что вышеуказанные меры не ограничивают общих возможностей, касающихся всех компаний в Австралии. Так, в рамках программы JobKeeper Payment (часть третьего пакета) предприятия, на которые в значительной степени повлияла пандемия, смогут получить государственную субсидию для продолжения оплаты труда своих сотрудников. Субсидии закрепили со сроком выплат раз в две недели в размере 913 долл. США для каждого работника за период с 30 марта до 27 сентября 2020 г. В данной программе разрешено участвовать компаниям и благотворительным организациям:
- с оборотом менее 640 млн долл. США, которые потеряли как минимум 30 % своих доходов по сравнению с сопоставимым периодом прошлого года;
- с оборотом в 640 млн долл. США и более, которые потеряли как минимум 50 % своих доходов по сравнению с сопоставимым периодом прошлого года.
Такой порядок разрешен и для зарегистрированных благотворительных организаций, для которых порогом является снижение оборота как минимум на 15 % [14].
Интересен опыт и таких стран, как Новая Зеландия, Бразилия, Китай и Швеция.
В Новой Зеландии для МСП власти ввели продление сроков подачи налоговых деклараций и уплаты всех налогов. Компаниям, чья деятельность была затронута распространением COVID-19, разрешили отсрочить подачу деклараций сроком на 18 месяцев. Кроме того, для поддержки МСП была предложена компенсация убытков (или их части) за счет их налоговых отчислений в предыдущий период. Компании, ожидающие рост убытков, вправе запросить возврат части налоговых отчислений за предыдущий год для увеличения имеющейся ликвидности [17].
В Китае практика имеет региональные различия. Так, с 1 марта 2020 г. малые компании-налогоплательщики в провинции Хубей были освобождены от уплаты НДС, если их ставка налога была установлена на уровне 3 %. В других провинциях ставку на НДС власти снизили до 1 % [14].
В Бразилии для поддержки МСП был продлен срок возврата кредитов для малого и среднего бизнеса на 60 дней. Кроме того, власти предложили дополнительные программы кредитования для МСП агропромышленного сектора [14].
В Швеции поддержка МСП оказывается также посредством расширения программ кредитования. Власти страны предусмотрели дополнительное финансирование через государственную финансовую компанию развития для предоставления кредитов МСП (Almi Foretagspartner AB). В рамках дополнительных мер было предложено предоставление правительственных гарантий для новых кредитов. Гарантии покрывают до 70 % суммы кредита и должны выдаваться компаниям, которые до кризиса были в финансово устойчивом состоянии.
В этой стране 1 марта 2020 г. были сокращены все социальные взносы (кроме пенсионного). Весной 2020 г. в рамках мер правительства по поддержке предпринимательского сектора во время продолжающейся пандемии была запущена программа Foretagsakuten. Она основана на соглашении между правительственными партиями (Центристской и Либеральной) и призвана облегчить кредитование МСП, пострадавших от пандемии. В свете серьезного финансового воздействия пандемии COVID-19 на многих индивидуальных предпринимателей правительство выделило 3,5 млрд шведских крон для поддержки этих компаний в 2020 г. Для преодоления кризиса в малом инновационном бизнесе правительство Швеции выделило дополнительно 400 млн шведских крон для Almi Invest, тем самым повышая ее инвестиционные возможности. Дополнительное финансирование осуществляется также в целях недопущения потери структурного капитала и нематериальных активов в секторе науки о жизни и др.
Многие индивидуальные предприниматели Швеции серьезно пострадали от продолжающейся пандемии в финансовом отношении, прежде всего, в сфере искусства и культуры, а также в индустрии туризма и гостеприимства. Некоторые из них не смогли воспользоваться такими предоставляемыми мерами, как поддержка краткосрочных увольнений и поддержка переориентации. В связи с этим правительство приняло решение о введении поддержки предпринимателей на основе товарооборота. Эта мера поддержки вступила в силу 9 ноября 2020 г. и основывается на соглашении между правительственными партиями (Центристской и Либеральной). Предоставление такой поддержки может осуществляться в течение трех периодов: март - апрель 2020 г., май - июнь 2020 г. и июль 2020 г. Соответствующий месяц или месяцы в 2019 г. принимаются как базовый период для каждого периода поддержки в 2020 г. Так, чтобы претендовать на поддержку в марте и апреле 2020 г., чистый оборот индивидуального предпринимателя за этот период должен составлять менее 70 % от чистого оборота за отчетный период. Чтобы претендовать на поддержку в мае 2020 г., чистый оборот индивидуального предпринимателя за этот период должен составлять менее 60 % от чистого оборота за отчетный период. Чтобы претендовать на поддержку в июне и июле 2020 г., чистый оборот индивидуального предпринимателя за этот период должен составлять менее 50 % от чистого оборота за отчетный период. Сокращение оборота должно происходить почти исключительно за счет распространения COVID-19. Поддержка может составлять до 75 % от фактической потери оборотных средств. Датой закрытия заявок на поддержку на основе оборота является 31 января 2021 г. В законопроекте «О бюджете на 2021 год» предлагается выделить в этом году дополнительно 1,5 млрд шведских крон [14]. Таким образом, поддержка предоставляется при условии снижения оборотов предпринимательской деятельности.
Поскольку пандемия, начавшись в Китае, прежде получила распространение в странах Европы. В этот период Правительство Российской Федерации понимало, что неизбежно она придет и в нашу страну. В связи с этим решающую роль сыграла необходимая корректировка правовой основы управления как на федеральном, так и на региональном уровнях, а также разработка и принятие специальных мер по преодолению корона-кризиса.
Следует учесть, что в целом нормативная правовая база поддержки МСП в Российской Федерации прошла активную фазу. Основным законодательным актом на федеральном уровне в сфере развития МСП в Российской Федерации стал Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [1]. Он регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в сфере развития МСП, определяет понятия субъектов МСП, инфраструктуры поддержки субъектов МСП, виды и формы такой поддержки. Кроме того, была принята Стратегия развития Национальной гарантийной системы поддержки МСП на период до 2020 г., утвержденная приказом Министерства экономического развития РФ от 19 февраля 2015 г.
№ 74 [5]. Часть мероприятий по поддержке МСП получила оценку Счетной палаты РФ в результате анализа реализации этой Стратегии в 2015-2017 гг.
Анализ программных документов показал, что роль МСП, меры по его поддержке обозначены в подпрограмме 2 «Развитие малого и среднего предпринимательства» в рамках госпрограммы РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика» [3]. Позже государственная политика поддержки МСП была закреплена в национальном проекте «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Таким образом, можно говорить о формировании мероприятий [4].
Вместе с тем в целях недопущения массового сокращения численности работников в ведущих отраслях экономики, резкого повышения уровня безработицы в условиях пандемии СОУГО-19 Правительством РФ осуществлялась поддержка системообразующих отраслей производства: автопрома, авиастроения, судостроения, сельского хозяйства и строительства [2].
Наиболее пострадавшими в этот период стали предприятия, осуществляющие свою деятельность в отраслях пассажирских перевозок (прежде всего, авиационные, железнодорожные) розничной торговли непродовольственными товарами, в сфере культурно-досуговой деятельности (театры, кинотеатры, музеи, фит-нес-центры и др.), общественного питания (рестораны, кафе и т. п.).
Немалое число МСП вошли в федеральный перечень организаций наиболее пострадавших в период пандемии.
Значительные средства из федерального и регионального бюджетов выделялись на поддержку как безработных, так и семей с детьми. Предоставлялись льготы и для предпринимателей:
- перенесение на более дальний срок всех платежей, кроме НДС;
- выделение грантов;
- предоставление кредитов под нулевую ставку и под 2 % годовых с возможностью в случае сохранения 90 % списочного состава работников - списания всего кредита, в случае сохранения 80 % работников - списания 50 % кредита;
- перенос периода выплаты за аренду государственного имущества на более поздние сроки.
Для МСП с прицелом на будущее (безотносительно развития пандемии) были сокращены отчисления в социальные фонды с 30 % до 15 %.
В целом на борьбу с пандемией было направлено 4,6 трлн рублей (4,5 % ВВП страны), из которых 1 трлн рублей - на прямую поддержку пострадавших отраслей и 838 млрд трлн рублей - на прямую поддержку граждан.
Принятые решения на федеральном уровне в первую волну пандемии были направлены не столько на косвенную, сколько на прямую поддержку, и предполагали принятие в разы большего количества нормативных документов на уровне регионов, то есть результаты работы верхнего уровня дали импульс ее развертыванию на местах. Задачей общественных организаций предпринимателей стало обеспечение обратной связи, то есть трансляция на уровень руководства регионов и страны в целом информации о происходящих изменениях, о том, все ли разработанные механизмы адекватно применены и какова степень результативности принятых руководством мер.
В рамках первого пакета федеральных актов предусматривалось оказание помощи наиболее пострадавшим от корона-кризиса МСП: предприятиям гостиничного и туристического бизнеса, сферы торговли, общественного питания, бытовых услуг и другим - тем отраслям, в которых наиболее высока активность МСП.
В рамках второго пакета Правительством РФ было принято постановление, утвердившее правила безвозмездной помощи МСП на выплату заработной платы сотрудникам (в размере одного МРОТ на каждого сотрудника) тех организаций, которые сумели сохранить рабочие места на 90 %. В числе этих мер предусматривались также банковские каникулы для физических лиц в случае падения доходов более чем на 30 %.
Заметим, что многие представители бизнес-сообщества из всех озвученных мер наиболее значимой считали растянутую во времени отсрочку по уплате налогов. В числе перспективных мер поддержки предпринимателями указывались следующие:
- расширение списка организаций, которым при условии соблюдения ряда требований разрешено работать в условиях пандемии;
- создание оперативного центра для оценки состояния бизнеса;
- создание кризисного фонда, деятельность которого направлена на выплату лицам, потерявшим работу, пособий по безработице, а источниками его финансирования могли бы стать средства из резерва пенсионного фонда и средства региональных бюджетов [15].
Работа по восстановлению рынка труда должна опираться на прогнозирование экономической ситуации в тех отраслях, которые до пандемии обеспечивали рост занятости, а в кризисный период оказались под максимальным давлением. Частные инвестиции в эти отрасли будут вливаться медленно. Поскольку единственным защищенным сегментом рынка в условиях пандемии являются организации государственного сектора, то их следует рассматривать как основное звено, на которое в условиях кризиса надо опереться, чтобы смягчить выход из него. Это означает, что потерявшим работу гражданам можно, например, дать возможность выполнять государственные подряды в строительстве, логистике, а также оказывать социальные услуги населению [12].
Что касается условий кредитования бизнеса, то представляется целесообразным введение запрета финансовым учреждениям ухудшать кредитную историю МСП в период пандемии. Меры поддержки, предусмотренные руководством страны для МСП в условиях ограничений из-за коронавируса, призваны помочь преодолеть негативные последствия кризиса, при этом их реализация на местах в значительной мере зависит от эффективной работы региональных организаций поддержки бизнеса. Регионам следует стремиться к созданию такого механизма, который разграничит риски между государством, институтом кредитования и малым бизнесом.
Значение финансово-кредитного стимулирования для МСП сложно переоценить. При этом особого внимания заслуживает венчурное финансирование, так как именно этот вид стимулирования наиболее подходит для инновационного МСП. Ведь любой потенциальный предприниматель, даже имея хорошую идею, должен оценить финансовый риск для себя. И создание благоприятных условий для реализации идей непременно будет способствовать развитию. Особенно стоит уделить внимание венчурному финансированию, так как именно этот тип стимулирования наиболее подходит для инновационного МСП, а развитие именно этого сегмента способствует переходу к постиндустриальному обществу, куда мы так стремимся [16].
Развитию малого бизнеса должно способствовать эффективное использование государственного имущества как на региональном, так и на муниципальном уровне. В этом направлении уже многое сделано и в настоящее время требуется разработать механизм предоставления МСП рассрочки платежей при продаже им недвижимых помещений.
В условиях кризисной, быстро меняющейся ситуации в управлении современной экономикой не обойтись без одного из самых важных элементов - информационного обеспечения. В связи с тем, что нужная информация необходима для развития любого дела и бизнес не является исключением, надо, прежде всего:
- наряду с созданием положительного образа предпринимателя обеспечить его информационную поддержку через средства массовой информации;
- сформировать особые средства массовой информации (информационные и аналитические), которые будут предоставлять информацию о предпринимательстве;
- наладить предоставление аналитической информации как начинающим предпринимателям, так и бизнесменам со стажем о современной правовой среде функционирования МСП;
- чтобы достигнутый опыт не становился конкурентным преимуществом, обеспечить консультирование начинающих предпринимателей по вопросам выбора наиболее перспективных направлений развития бизнеса, о возможных поставщиках ресурсов и рынках сбыта товаров (работ, услуг), о наличии необходимых кадров;
- открывающих впервые малое предприятие целесообразно обеспечить пакетом типовых документов (устава, бизнес-плана и т. д.) и программного обеспечения для целей хозяйственного учета.
Бизнес должен строиться на уже достигнутых знаниях, а не учиться на своих ошибках. Исходя из этого на первый план в его развитии должно выходить требование о наличии квалифицированных кадров с предпринимательской смекалкой. В развитых странах подготовка таких специалистов, как предприниматели, ведется уже давно, и этот накопленный опыт, безусловно, нужно использовать.
Выводы
Деятельность по поддержке малого бизнеса необходимо сориентировать на сокращение вмешательства государственных органов в сферу МСП, что требует совершенствования и уточнения их функций. Государство должно лишь установить и контролировать общие правила работы субъектов МСП через федеральное и региональное законодательство. Одна из первостепенных задач - сориентировать государство на активное сотрудничество с негосударственными фондами, агентствами по стимулированию предприятий МСП
и др. В настоящее время государственная поддержка МСП осуществляется не только органами государственной власти федерального и регионального уровня, но и муниципальными органами. Сочетание действий как государства, так и общественных структур по стимулированию малого предпринимательства подразумевает под собой совместную разработку механизмов стимулирования малого бизнеса и разделения рисков.
Государство должно быть представлено институтом, который будет поддерживать предприятия МСП и станет посредником между государством и сообществом предпринимателей по приоритетным направлениям. Таковым, на наш взгляд, должен стать Фонд поддержки МСП, который будет нести ответственность за надлежащее исполнение программ, принятых на всех уровнях власти, станет гарантом по инвестиционным кредитам, и будет принимать непосредственное участие в развитии инфраструктуры стимулирования малого предпринимательства. Вместе с тем должно быть завершено формирование механизма поддержки МСП на всех уровнях. Собственной инфраструктурой для поддержки малого бизнеса должен обладать и регион, включающий такие элементы, как инвестиционные фонды, лизинговые компании, технопарки [13]. Названные меры призваны способствовать устойчивому развитию малого бизнеса, повышению эффективности его деятельности и обеспечить опережающее развитие этого сектора экономики.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_52144/ (дата обращения: 02.12.2020).
2. Государственные программы Российской Федерации // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/file/fb571i395adb 69528f7912a329b0fb7c/316_150414 (дата обращения: 02.12.2020).
3. Государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика» // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.economy.gov. ru/material/departments/d19/gosudarstvennaya_programma_ekonomicheskoe_razvitie_i_innovacionnaya_ekonomika/ (дата обращения: 02.12.2020).
4. Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/directions/nacionalnyy_proekt_maloe_i_srednee_predprinimatelstvo_i_ podderzhka_individualnoy_predprinimatelskoy_iniciativy/(дата обращения: 02.12.2020).
5. Приказ Минэкономразвития России от 19.02.2015 № 74 (ред. от 31.01.2020) «Об утверждении основных положений Стратегии развития Национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства на период до 2020 года» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_137798/ (дата обращения: 02.12.2020).
6. Балынин, И. В. Кредитование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Российской Федерации в 20102014 гг. // Аудит и финансовый анализ. - 2015. - № 6. - С. 197-203.
7. Балынин, И. В. Развитие малого предпринимательства в Российской Федерации в 2011-2013 гг. // Theoretical & Applied Science. - 2015. - № 1 (21). - С. 184-189.
8. Бухвальд, Е. М. Переживет ли малый бизнес России шок 2020 года? // Экономика, предпринимательство и право. -2020. - № 5. - С. 1319-1336. DOI: 10.18334/epp.10.5.110134.
9. Заболоцкая, В. В., Богданцова, О.В. Динамика развития малого и среднего предпринимательства в России // Экономика: теория и практика. - 2019. - № 3 (55). - С. 78-86.
10. Земцов, С. П., Царева, Ю. В. Тенденции развития сектора малых и средних предприятий в условиях пандемии и кризиса // Экономическое развитие России. - 2020. - № 5. - С. 71-82.
11. Исаева, И. А. Антикризисные меры государственной финансовой поддержки субъектов предпринимательства // Научно-практические исследования. - 2020. - № 5-4 (28). - С. 37-42.
12. Малофеев, С. Н. Современные технологии формирования финансовых ресурсов малого бизнеса // Экономика и предпринимательство. - 2020. - № 5 (118). - С. 695-699.
13. Мусинова, Н. Н., Сираждинов, Р. Ж. Особенности реализации политики государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. // Вестник университета. - 2019. - № 9. - С. 20-25.
14. Сергиенко, Н. С. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в условиях пандемии коронавируса: опыт развитых стран // Экономика и предпринимательство. - 2020. - № 5. - (118). - С. 752-755.
15. Эксперты АСИ оценили меры поддержки бизнеса в регионах во время пандемии // Агентство стратегических инициатив [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://asi.ru/news/122219/ (дата обращения: 02.12.2020).
16. Поддержка бизнеса в условиях пандемии: предложения бизнес-сообщества // ГАРАНТ.РУ [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.garant.ru/news/1345144/ (дата обращения: 02.12.2020).
17. COVID-19 updates // Beehive.govt.nz [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.beehive.govt.nz/feature/covid-19-updates (дата обращения: 02.12.2020).
References
1. Federal Law No. 209-FZ, dated on July 24, 2007 "On the Development of Small and Medium-sized Businesses in the Russian Federation", Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (accessed 02.12.2020). (In Russian).
2. State programs of the Russian Federation, Official website of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation. Available at: https://www.economy.gov.ru/material/file/ib571i39 5adb69528f7912a329b0fb7c/316_150414. (accessed 02.12.2020). (In Russian).
3. State program "Economic development and Innovative Economy", Official website of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation. Available at: https://www.economy.gov.ru/material/departments/d19/gosudarstvennaya_program-ma_ekonomicheskoe_razvitie_i_innovacionnaya_ekonomika/ (accessed 02.12.2020). (In Russian).
4. National project "Small and medium-sized entrepreneurship and support for individual entrepreneurial initiative", Official website of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation. Available at: https://www.economy.gov.ru/material/direc-tions/nacionalnyy_proekt_maloe_i_srednee_predprinimatelstvo_i_podderzhka_individualnoy_predprinimatelskoy_iniciativy/ (accessed 02.12.2020). (In Russian).
5. Order of the Ministry of Economic Development of Russia No. 74, dated on February 19, 2015 (as amended, dated on January 31, 2020) "On Approval of the Basic Provisions of the Strategy of Development of the National Guarantee System for Small and Medium Enterprises for the Period up to 2020", Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_137798/ (accessed 02.12.2020). (In Russian).
6. Balynin I. V. Crediting of legal entities and individual entrepreneurs in the Russian Federation in 2010-2014, Audit and Financial Analysis, 2015, no. 6, pp. 197-203. (In Russian).
7. Balynin I.V. Development of small business in the Russian Federation in 2011-2013, Theoretical & Applied Science, 2015, no. 1 (21), pp. 184-189. (In Russian).
8. BukhvaTd E. M. Will Russia's small business survive the shock of 2020?, Journal of Economics, Entrepreneurship and Law, 2020, no. 5, pp. 1319-1336. DOI: 10.18334/epp.10.5.110134 (In Russian).
9. Zabolotskaya V. V., Bogdantsova O. V. Dynamics of development of small and medium-sized enterprises in Russia, Ekonomika: teoriya ipraktika, 2019, no. 3(55), pp. 78-86. (In Russian).
10. Zemtsov S. P., Tsareva Yu. V. Trends in the development of the small and medium-sized enterprises sector in the context of the pandemic and crisis, Russian Economic developments, 2020, no. 5, pp. 71-82. (In Russian).
11. Isaeva I. A. Anti-crisis measures of state financial support of business entities, Nauchno-prakticheskie issledovaniya, 2020, no. 5-4 (28), pp. 37-42. (In Russian).
12. Malofeev S. N. Modern technologies of formation of financial resources of small business, Journal of Economy and entrepreneurship, 2020, no. 5 (118), pp. 695-699. (In Russian).
13. Musinova N. N., Sirazhdinov R. Zh. Features of the implementation of the policy of state support for small and medium-sized businesses in the Russian Federation, Vestnik universiteta, 2019, no. 9, pp. 20-25. (In Russian).
14. Sergienko N. S. State support for small and medium-sized businesses in the context of the coronavirus pandemic: the experience of developed countries, Journal of Economy and entrepreneurship, 2020, no. 5 (118), pp. 752-755. (In Russian).
15. ASI experts evaluated measures to support business in the regions during the pandemic, Agency for Strategic Initiatives. Available at: https://asi.ru/news/122219/ (accessed 02.12.2020). (In Russian).
16. Business support in the context of a pandemic: proposals of the business community, GARANT.RU. Available at: http://www. garant.ru/news/1345144/ (accessed 02.12.2020). (In Russian).
17. COVID-19 updates, Beehive.govt.nz. Available at: https://www.beehive.govt.nz/feature/covid-19-updates (accessed 02.12.2020). (In Russian).