Научная статья на тему 'Новые возможности для развития российских экспортно ориентированных предприятий малого и среднего бизнеса'

Новые возможности для развития российских экспортно ориентированных предприятий малого и среднего бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
528
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малое и среднее предпринимательство / мировой рынок / российская экономика / электронная торговая площадка / экспорт / инструменты поддержки экспорта / цифровые сервисы / small and medium-sized enterprise / gobal market / Russian economy / electronic trading platform / exports / export support instruments / digital services

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морозенкова Ольга Владимировна

В статье рассматриваются роль малого и среднего бизнеса в российской экономике и создание условий для его развития. Дается статистика субъектов МСП в России за последние годы, анализируется влияние пандемии на число предприятий и занятость, объем экспорта МСП. Исследуются вопросы электронной торговли и наблюдается, что в период пандемии онлайн-экспорт российской продукции развивался интенсивно и для экспортеров появляются новые возможности на электронных площадках. Изучаются современные инструменты поддержки экспорта предприятий малого и среднего бизнеса и отмечается, что основным трендом в поддержке экспортеров в последнее время являются онлайн-инструменты и цифровые сервисы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Морозенкова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New Opportunities for the Growth of Russian Export-Oriented Small and Medium-Sized Businesses

The article examines the role of small and medium-sized businesses in the Russian economy and the creation of conditions for their growth. Statistics on SMEs in Russia in recent years are given; the impact of the pandemic on the number of enterprises and employment, the volume of SME exports is analyzed. The issues of e-commerce are studied. It is noted that during the pandemic the online exports of Russian products developed intensively, and new opportunities appear for exporters on electronic platforms. Modern tools for supporting export of small and medium-sized businesses are studied, and it is underlined that the key trend in supporting exporters in recent years is online tools and digital services.

Текст научной работы на тему «Новые возможности для развития российских экспортно ориентированных предприятий малого и среднего бизнеса»

Новые возможности для развития российских

экспортно ориентированных предприятий малого и среднего бизнеса

Аннотация

В статье рассматриваются роль малого и среднего бизнеса в российской экономике и создание условий для его развития. Дается статистика субъектов МСП в России за последние годы, анализируется влияние пандемии на число предприятий и занятость, объем экспорта МСП. Исследуются вопросы электронной торговли и наблюдается, что в период пандемии онлайн-экспорт российской продукции развивался интенсивно и для экспортеров появляются новые возможности на электронных площадках. Изучаются современные инструменты поддержки экспорта предприятий малого и среднего бизнеса и отмечается, что основным трендом в поддержке экспортеров в последнее время являются онлайн-ин-струменты и цифровые сервисы.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, мировой рынок, российская экономика, электронная торговая площадка, экспорт, инструменты поддержки экспорта, цифровые сервисы.

New Opportunities for the Growth of Russian Export-Oriented Small and Medium-Sized Businesses

Olga Vladimirovna MOROZENKOVA,

Candidate of Economic Sciences, the Institute of Economics, RAS (32, Nakhimovskiy Prospect, Russia, Moscow,117218), Center for Foreign Economic Studies, Researcher,

E-mail: [email protected]

The article examines the role of small and medium-sized businesses in the Russian economy and the creation of conditions for their growth. Statistics on SMEs in Russia in recent years are given; the impact of the pandemic on the number of enterprises and employment, the volume of SME exports is analyzed. The issues of e-commerce are studied. It is noted that during the pandemic the online exports of Russian products developed intensively, and new opportunities appear for exporters on electronic platforms. Modern tools for supporting export of small and medium-sized businesses are studied, and it is underlined that the key trend in supporting exporters in recent years is online tools and digital services.

УДК: 338.22:323.326

ББК: 65.9

М80

Ольга Владимировна МОРОЗЕНКОВА,

кандидат экономических наук, Институт экономики РАН (117218, Москва, Нахимовский проспект, 32), Центр исследований международной макроэкономики и внешнеэкономических связей, научный сотрудник, email: [email protected]

DOI: 10.24411/2072-8042-2021-6-7-22

Abstract

6 - 2021

Российский внешнеэкономический вестник

7 Q

Keywords: small and medium-sized enterprise, gobal market, Russian economy, electronic trading platform, exports, export support instruments, digital services.

Малый и средний бизнес является важным источником устойчивого экономического развития во многих странах мира. В глобальной перспективе основными субъектами экономической жизни являются не крупные корпорации, а предприятия малого и среднего бизнеса, которые составляют до 90% от всех компаний в мире, обеспечивают 70% рабочих мест и создают 50% мирового ВВП.1

Несмотря на то что малые и средние предприятия могут оперативно реагировать на изменение внешних условий и полноценно удовлетворять возникающий спрос, они остаются уязвимыми перед серьезными экономическими потрясениями и поэтому в условиях пандемии нуждаются в дополнительной целенаправленной государственной поддержке.

Основные вызовы для малого и среднего бизнеса в условиях пандемии - это снижение выручки и рост недоверия со стороны клиентов, риск заражения персонала, перебои в логистических цепочках, сложности в обеспечении эффективной коммуникации, финансовая неустойчивость, рост неопределенности, требующей антикризисного управления. Признавая роль и значимость малого и среднего предпринимательства (МСП) в глобальной экономике, международное сообщество выступило с различными механизмами финансовой, организационной и экспертной поддержки малого и среднего бизнеса. 2

В современных условиях на правительственном уровне в России особое внимание уделяется созданию благоприятных условий бизнесу, в том числе малому и среднему, ориентированному на экспорт.

Целью настоящей работы является рассмотрение современных инструментов поддержки экспорта, которые расширяют возможности предприятий малого и среднего бизнеса по продвижению российской продукции на мировые рынки.

МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В РОССИИ

Активность в сегменте малого и среднего предпринимательства указывает на развитую экономическую обстановку в стране. Многочисленные оценки на глобальном, региональном и национальном уровнях указывают на ключевую роль субъектов МСП в экономике, с учетом их доли в общем количестве предприятий, рабочих мест, вклада в ВВП и создание добавленной стоимости. 3

В большинстве стран власти уже несколько десятилетий поддерживают МСП, предоставляя им госгарантии, субсидии, льготные кредиты и налоги, консультационные услуги и другие преференции. Малый и средний бизнес выступает двигателем экономики многих государств. 4

^ 8

Российский внешнеэкономический вестник

6 - 2021

В российской экономике малый и средний бизнес пока играет ограниченную роль: в 2019 г. его вклад в ВВП составил 21,9%, в несырьевой экспорт - 8,8%, в занятость - 25%. В то же время в развитых экономиках сектор МСП занимает половину и более экономики: так, в Германии он обеспечивает 55% ВВП, в США -44%, в странах ОЭСР - в среднем 33%. В России на 10 тыс. населения приходится около 180 субъектов МСП, тогда как в Бразилии - 240, в Германии - 274, в Венгрии

- 548.5

В 2007 году Федеральным законом6 создаются новые правовые основы развития малого и среднего предпринимательства в РФ. Целью правительства стало поддержание конкурентоспособности небольших компаний и оказание им содействия в продвижении товаров и услуг на российском и зарубежных рынках, рост числа МСП и занятости в этом секторе, их доли в ВВП и налоговых доходах бюджета. Закон установил критерии, по которым предприятие может быть отнесено к МСП, а также возможные механизмы оказания им поддержки, в том числе введение специальных налоговых режимов, упрощение правил ведения налогового, бухгалтерского учета и статистической отчетности, льготный порядок приватизации государственного и муниципального имущества, специальные формы участия в госзаказе. 7

По данным Росстата, в 2018 году большинство малых предприятий были заняты торговлей - 34,8%, в строительстве - 12,7%, в обрабатывающих производствах

- 8,4%, в сфере операций с недвижимостью - 7,8%. Индивидуальные предприниматели (ИП) также в основном заняты в торговле - 43,8%, транспортировке -12% и операциями с недвижимостью - 5,7%. А среди средних предприятий больше оказалось фирм, которые заняты в обрабатывающих производствах - 25,6% и сельском хозяйстве - 12,5%.8

По данным ФНС, по состоянию на 10 мая 2021 г. количество субъектов малого и среднего предпринимательства в России составило 5,83 млн, из них 3,41 млн составляют индивидуальные предприниматели и 2,42 млн - юридические лица.9

Почти половина субъектов малого и среднего предпринимательства сосредоточена в Центральном (31,4%) и Приволжском (17,7%) федеральных округах.10

Во время пандемии число компаний малого и среднего предпринимательства за 2020 год сократилось на 3,5%. По данным ФНС, по состоянию на 10 декабря 2020 г. число компаний МСП составляло 5,7 млн, а на аналогичную дату 2019 года

- 5,9 млн компаний. 11 Наибольший отток за этот же период времени зафиксирован среди микропредприятий - с 5,6 млн до 5,4 млн, тогда как число средних компаний выросло - с 17 тыс. до 17,6 тыс. Численность занятых в компаниях МСП за аналогичный период времени также выросла - до 15,5 млн работников с 15,4 млн, что свидетельствует о некотором укрупнении компаний - предположительно, в результате господдержки при сохранении персонала в секторе и за счет активного его перераспределения в процессе адаптации к кризису. 12

6 - 2021

Российский внешнеэкономический вестник

9 0

Значительное сокращение в деятельности бизнеса внесли индивидуальные предприниматели: их количество за 2020 г. снизилось сразу на 9% - с 3,98 млн до 3,67 млн предпринимателей. Тенденцию спада на создание ИП подтверждает и зафиксированное во втором полугодии 2020 г. расширение сегмента самозанятых, в которые активно переходят ИП в поисках более привлекательного налогового режима. По данным ФНС, число самозанятых выросло до 1,5 млн на 15 декабря 2020 г. против 1 млн в августе этого же года.13

Для поддержки малого бизнеса в 2020-2021 гг. работает ряд госпрограмм, цель которых - содействие субъектам предпринимательства. Государство предоставляет предпринимателям различные виды поддержки:

• финансовое - программы поддержки малого бизнеса подразумевают выделение субсидий, суммы которых колеблются от 60 тыс. до 25 млн руб.;

• имущественное - предприниматели получают возможность безвозмездно или на льготных условиях пользоваться государственным имуществом (аренда помещений, земельных участков);

• информационное - путем создания федеральных и региональных информационных систем, официальных сайтов для обеспечения субъектов предпринимательства актуальными сведениями;

• консультационное - поддержка малого предпринимательства подразумевает оказание содействия в виде профессиональных консультаций;

• образовательное - разработка программ подготовки специалистов, повышения квалификации сотрудников. 14

В рамках программы поддержки малого бизнеса 2020 года российское правительство выделило приоритетные направления бизнеса, которым поддержка оказывается в первую очередь. Прежде всего, это сельскохозяйственная сфера -производство и переработка мяса, молочной продукции, овощей. Среди других направлений, которым господдержка оказывается в первую очередь, можно выделить: производство продукции (продовольственной и промышленной) первой необходимости; система здравоохранения; экологический туризм; коммунальные, бытовые и прочие услуги; социальное предпринимательство; инновационные технологии. В отдельных регионах приоритеты иные - в зависимости от того, какая область производства или услуг больше всего нуждается в поддержке. Действующие программы поддержки малого предпринимательства ориентированы на компании и организации с определенной численностью сотрудников и размером годового оборота. К категории субъектов МСП относятся предприятия со штатом не более 250 человек и с максимальным оборотом до 2 млрд руб. в год.15

Согласно обновленному национальному проекту16 правительство планирует оказывать комплексную поддержку бизнесу на всех этапах его развития.

Обновленный нацпроект включает четыре федеральных проекта:

^ 10

Российский внешнеэкономический вестник

6 - 2021

1. «Поддержка самозанятых» - применение специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», запущенного в 2019 году, создали предпосылки для формирования отдельного федерального проекта по созданию условий развития деятельности самозанятых граждан.

2. «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса» содержит перечень мероприятий для физических лиц, планирующих начать предпринимательскую деятельность, и начинающих предпринимателей (вновь зарегистрированных и действующих менее одного года), в целях их становления и развития.

3. «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» содержит перечень комплексных мероприятий для действующих предпринимателей с целью обеспечения их роста и развития, а также выхода на зарубежные рынки.

4. «Цифровая платформа МСП» подразумевает создание единой цифровой экосистемы, содержащей комплексную актуальную информацию обо всех мерах и институтах поддержки субъектов МСП и позволяющей предпринимателю выбирать и получать дистанционно требующиеся ему меры поддержки.

Первые три федеральных проекта учитывают все стадии предпринимательской активности от статуса самозанятого до действующего бизнеса, а проект «Цифровая платформа МСП» выполняет функцию фундамента развития экосистемы взаимодействия бизнеса и власти.

МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ЭКСПОРТ

За период 2014-2018 гг. количество малых и средних предприятий в России, осуществляющих экспортную деятельность, увеличивалось. И по данным ФТС РФ, число малых предприятий-экспортеров выросло с 9536 единиц в 2014 г. до 44410 ед. в 2018 г., а число средних с 1084 ед. в 2014 г. до 3003 ед. в 2018 году. 17

Лидером по количеству малых и средних предприятий, осуществляющих экспортную деятельность, является Центральный федеральный округ (ЦФО). В 2018 г. на долю ЦФО приходилось 18114 ед., на Северо-Западный федеральный округ - 7479 ед. и на Приволжский федеральный округ - 7303 ед. малых и средних предприятий.18

Регионы России обладают широким ассортиментом продукции, которую предприятия поставляют на экспорт и все больше представителей малого и среднего бизнеса из разных областей России находят свою нишу на зарубежных рынках.

Например, Для Рязанской области характерна широкая география зарубежных поставок. Регион экспортирует огромное количество продуктов в страны СНГ, Западной Европы, Юго-Восточной Азии, США. Основная доля экспорта приходится на высокотехнологичную продукцию (радиоаппаратуру), битумные смеси, кровельные материалы, автомобильную звукоизоляцию. Расширяются поставки в КНР высококачественных продуктов питания рязанского производства - муки,

6 - 2021

Российский внешнеэкономический вестник

11 ^

круп, хлебобулочных изделий, шоколада и шоколадных конфет, продукции глубокой заморозки, мясных полуфабрикатов и колбасных изделий. Главное, что экспортную линейку формируют не только крупные предприятия, но и субъекты малого и среднего бизнеса. Так, рязанская компания «Импульсные технологии» создала дистрибьюторскую сеть в США, Германии и Франции. И основную выручку предприятие получает от реализации инновационной продукции за рубежом, куда экспортируется до 80% изделий - главным образом в США, Канаду, страны ЕС, Японию, Китай, Корею и ряд других. Другая, успешно работающая на экспорт рязанская компания «Мостком» производит оборудование для передачи данных. Фирма поставляет изделия в США, Сингапур, Южную Корею, Индию, Китай и Аргентину. Доля экспорта компании в объеме продаж составляет 96%.19

Местный бизнес Воронежской области, также имеет широкую географию поставок на зарубежные рынки - торгует с десятью государствами СНГ и со 105 другими странами. Среди партнеров дальнего зарубежья ведущее место по товарообороту занимают ОАЭ, Китай, Польша и Египет. Половина экспорта традиционно приходится на продукцию химической промышленности и синтетический каучук, примерно четверть - на злаки. При этом есть примеры, когда поставки за рубеж налаживают и совсем маленькие предприятия, сумевшие занять свою необычную нишу. Так, компания «Даочу», выпускающая спецодежду, полиэтиленовые фартуки и покрытия для оборотной тары, успешно поставляет свою продукцию на внешние рынки. 20

Наибольшими перспективами для экспорта обладает Ярославская область, где электронная торговая площадка eBay совместно с Российским экспортным центром (РЭЦ) и Центром экспорта Ярославской области запустили в декабре 2018 г. проект по развитию экспорта из регионов «Город экспорта». Ярославль и Ярославская область - первый регион из Восточной Европы в глобальной программе поддержки малого и среднего бизнеса eBay Retail Revival. Ранее этот проект был удачно запущен в США, Германии, Италии и Великобритании.21 Внимание учредителей торговой площадки, охват которой - 175 миллионов человек по всему миру, ярославские производители привлекли детской одеждой, керамической посудой ручной работы, мебелью для рукоделия, автомобильными накидками и подушками из овчинных шкур, ростовской финифтью, подводными велосипедами - сибайка-ми и большими детскими конструкторами, из которых на приусадебном участке можно строить настоящие домики для детей.22

На протяжении нескольких месяцев эксперты eBay, РЭЦ и PayPal обучали 15 ярославских предпринимателей принципам онлайн-продаж и логистики, основам оформления требующихся документов и инструментам по продвижению продукции на электронных торговых площадках.23 Благодаря запущенному проекту «Го -род экспорта», ярославские предприниматели узнали о гигантском рынке сбыта своих товаров и наиболее эффективных инструментах по улучшению выхода на внешний рынок.

^ 12

Российский внешнеэкономический вестник

6 - 2021

Продолжением проекта «Город экспорта» является проект по развитию экспорта малого и среднего бизнеса «Регионы экспорта», который стартовал в марте 2019 года в рамках соглашения о сотрудничестве, подписанного между компанией eBay, правительствами Новгородской области и Удмуртии. Малые и средние предприятия из данных областей с помощью экспертов eBay, Почты России, РЭЦ и PayPal обучались основам экспортных продаж через интернет. Результат проекта - он-лайн-витрина с более чем 500 товарами от 50 производителей из разных сфер: от детских развивающих конструкторов «АрТех» до профессиональных спортивных костюмов Gymnastics Fantastics.24

В современном мире онлайн-торговля стремительно развивается и для некоторых российских предприятий малого и среднего бизнеса продажа на электронных торговых площадках может дать новые возможности для старта в экспортной деятельности.

Компания eBay в сотрудничестве с Российским экспортным центром и Банком «Открытие» запустили программу «Открыты на весь мир», для поддержки предпринимателей малого и среднего бизнеса, которая позволяет осуществлять практически весь экспортный цикл, не выходя из дома. Программа направлена на предпринимателей, которые впервые зарегистрировались на площадке и решили продавать за рубеж более 100 наименований товаров. Открытие бизнеса на электронной площадке eBay предоставляет предпринимателям круглосуточно доступ к 183 миллиона покупателей со всего мира.25 В условиях пандемии, онлайн-экс-порт не только не прекратился, но стал еще более интенсивным.

Влияние кризиса по-разному отразилось на объеме экспорта МСП и крупных предприятий. В апреле 2020 г., когда в России и в большинстве зарубежных стран в связи с пандемией коронавируса действовали жесткие экономические ограничения и наблюдалось повальное падение спроса, общий российский экспорт ожидаемо упал, до 23,7 млрд долл., или на 35,2% к апрелю 2019 года. Но если у крупных предприятий экспорт упал на 37,3% - до 20,6 млрд долл., то у МСП падение оказалось в 2,3 раза меньше, - микро-, малые и средние предприятия сократили экспортный оборот лишь на 16,4% - до 3,1 млрд долларов. При этом экспорт средних предприятий даже вырос на 10,7% - до 1,2 млрд долл., экспорт малых сократился на 29% - до 755 млн долл., экспорт микробизнеса снизился на 26,7% - до 1,1 млрд

долл.26

В данной кризисной ситуации экспорт крупного бизнеса оказался менее стабильным по сравнению с экспортом МСП. А средние предприятия даже смогли нарастить экспортную выручку в это крайне нелегкое для внешней торговли время. Среднему бизнесу легче перестраивать бизнес-процессы, находить новые ниши, внедрять новые технологии. В этом смысле именно средний бизнес - драйвер развития в условиях внешних шоков. 27

6 - 2021

Российский внешнеэкономический вестник

13 Q

В будущем у малого и среднего бизнеса имеются все шансы по увеличению доли в общем ВВП России и доли в экспорте при создании в стране благоприятных условий для предпринимательства.

В настоящее время российское правительство проводит активную работу по развитию МСП и внедряет ряд новых инструментов для поддержки экспортно ориентированных предприятий.

НОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ЭКСПОРТЕ ДЛЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Основной тренд последнего времени в поддержке экспортеров - онлайн-ин-струменты и цифровые сервисы, которые являются одними из ключевых компонентов в реализации неэнергетического экспортного потенциала России. Этот тренд сформировался еще до пандемии, которая дополнительно усилила его действие.

В ноябре 2020 года для поддержки экспортеров заработала цифровая платформа «Мой экспорт» - информационная система «Одно окно». Данная система является одним из фокусов национального проекта «Международная кооперация и экспорт», который направлен на увеличение экспорта несырьевых неэнергетических товаров. 28

Цифровая система «Одно окно» призвана обеспечить бизнесу онлайн доступ из одной точки к государственным и иным услугам, сопровождающим выход компаний на экспорт. Сервисы этой системы обеспечат решение основных задач бизнеса на каждом этапе экспортного цикла - от получения необходимых компетенций и поиска контрагентов до оформления экспортной сделки с использованием государственных сервисов и услуг РЭЦ, таможенную декларацию, а также получить господдержку на транспортировку своих товаров и выставочно-ярмарочные мероприятия. 29 Эти сервисы предоставляют экспортерам возможность уйти от предоставления документов на бумажном носителе и значительно ускорить процесс рассмотрения заявок, сэкономить силы и время для улучшения конкурентоспособности российского экспорта. Особенно это важно для поддержки отечественного малого и среднего бизнеса, который зачастую производит хорошую и даже уникальную продукцию, конкурентоспособную на мировых рынках, но препятствием становится незнание того, как можно выйти на внешние рынки. Информационная система и сервисы, призваны помочь предпринимателю начать экспортировать свои товары и затем сопровождать его по всей цепочке экспортного цикла.

Одним из главных инструментов в развитии экспорта субъектов МСП является предусмотренное в рамках федерального проекта «Акселерация субъектов МСП» мероприятие по созданию и развития региональных центров поддержки экспорта

^ 14

Российский внешнеэкономический вестник

6 - 2021

(ЦПЭ), либо определение в центре «Мой бизнес» специалиста, обладающего компетенциями по консультационной поддержке экспортеров. С 2020 года создано и действуют 82 центра поддержки экспорта в 82 субъектах Российской Федерации. В Москве реализуется своя программа по обеспечению доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к экспортной поддержке. В Магаданской области и Ямало-Ненецком автономном округе выделены специалисты на базе центра «Мой бизнес», обладающие компетенциями по консультационной поддержке экспортеров.30

Центры поддержки экспорта помогают получить поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства на всех этапах экспортной сделки - от основных консультаций по вопросам ВЭД и обучения до поиска партнера, способствуют участию предпринимателей в бизнес-миссиях и международных выставках не только в России, но и за рубежом, оказывают помощь в размещении МСП на электронных торговых площадках. Специалисты помогают привести продукцию в соответствие обязательным требованиям - сертификация, стандартизация, необходимые разрешения, а также обеспечить защиту интеллектуальной собственности за рубежом, в том числе получение патентов. 31

Решением заседания проектного комитета национального проекта «Международная кооперация и экспорт» утверждён разработанный РЭЦ Региональный экспортный стандарт 2.0. Его внедрение станет еще одной ступенью формирования эффективной и гибкой инфраструктуры поддержки экспорта, учитывающей специфику регионов, в том числе за счет вовлечения органов власти и представителей бизнес-сообщества в процесс развития экспортной деятельности.32 33

Еще одним нововведением стало внедрение системы «Инвестиционный лифт» в субъектах РФ, которая направлена на финансовую поддержку субъектов МСП с помощью Федеральных организаций поддержки и Региональных институтов развития. В первом квартале 2021 г. девять проектов предпринимателей при поддержке корпорации МСП и системы «Инвестиционный лифт» получили финансирование в размере около 1 млрд руб. для развития производства. Корпорация МСП до конца 2021 г. планирует оказать поддержку не менее чем 50 проектам по системе «Инвестиционный лифт».34 Возможность получения финансирования является одним из основных факторов успеха для реализации проектов и достижения целей компаний малого и среднего бизнеса.

Важным современным инструментом, набирающим в последнее время популярность, является помощь в размещении и продвижении товаров малых и средних предприятий на международных электронных торговых площадках. Это позволяет предпринимателям увеличить максимальное число направлений сбыта продукции и уменьшить зависимость от колебаний спроса на мировых рынках.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 - 2021

Российский внешнеэкономический вестник

15 ^

Самостоятельно выйти на крупнейшие международные электронные торговые площадки непросто, особенно, представителям малого и среднего бизнеса, поэтому РЭЦ видит перед собой задачу по расширению числа магазинов и открытию бизнеса предпринимателями на ключевых мировых электронных площадках.

В целях эффективного механизма вывода продукции российских производителей на китайский рынок по каналам электронной коммерции, а также снижения рисков и затрат предпринимателей, РЭЦ открыл Национальный магазин российских пищевых товаров на внутрикитайской площадке Tmall.com. Оператором магазина была выбрана Хэйхэская научно-техническая компания Ер1Мио, которая специализируется на продаже российских товаров в Китае.35 Национальный флагманский магазин является площадкой, где производители смогут разместить свой продукт, избежав трудного и длительного процесса открытия собственного магазина. За период с ноября 2019 г. по февраль 2021 г. продажи в магазине достигли более 300 млн рублей, в магазине была размещена продукция более 100 российских компаний. Несмотря на заградительные меры, направленные против распространения пандемии СОУГО-19, магазину удалось сохранить высокие позиции в общем рейтинге магазинов на Tmall.com в сегменте пищевых товаров и место в пятерке лучших национальных магазинов на платформе.36

В 2021 году планируется открыть аналогичные магазины в ОАЭ и Вьетнаме. В этих странах уже работают российские дегустационные павильоны, где можно попробовать продукцию и сразу ее купить онлайн. 37

Три постоянно действующих дегустационно-демонстрационных павильона российской агропромышленной продукции, открытые в Китае (г. Шанхай), Вьетнаме (г. Хошимин) и ОАЭ (г. Дубай) продолжали работать во время пандемии и привлекали новых потенциальных покупателей за рубежом. Основная цель работы павильонов с российскими продуктами питания за рубежом - продвигать российскую продукцию АПК на местные рынки, и в итоге заключать экспортные контракты и осуществлять фактические поставки, а также в целом повышать узнаваемость российской продукции и ближе знакомить иностранного покупателя с широким ассортиментом продовольственных товаров, которые сегодня готова поставлять Россия. В павильонах могут быть представлены такие образцы продовольствия, как мед, различные напитки - чай, минеральные воды, вино, а также кондитерские изделия, растительное масло, макаронные и зерновые изделия. Павильоны дают хорошие возможности для развития экспорта малых и средних производителей продовольствия, так как далеко не все могут вложить средства в создание собственной инфраструктуры за рубежом.38

^ 16

Российский внешнеэкономический вестник

6 - 2021

Также, в 2021 году РЭЦ планирует открыть национальный магазин на немецком филиале маркетплейса Amazon. Это обеспечит для российских производителей доступный выход на внутренний онлайн-рынок Европы и повысить общую узнаваемость российской продукции на одном из важных географических направлений для экспорта России. Экспортеры смогут выставить в онлайн-магазине товары народного потребления, товары для дома, детские товары, одежду и аксессуары, ювелирные украшения и другую продукцию.39 В планах этого же года предусмотрено размещение аккаунта РЭЦ на китайской платформе WeChat, аудитория которой составляет более 1 млрд активных пользователей.40 В рамках данных проектов предполагается не только организация цифровой витрины, но также сопровождение коммуникации российских производителей с потенциальными зарубежными закупщиками, включая функционал по сопровождению экспортных операций.41

Для преодоления спада в российской экономике и продвижения отечественных товаров на зарубежные рынки в условиях новых вызовов, очень важно создавать удобные и понятные инструменты поддержки бизнеса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Большое значение для поддержки экспорта в настоящее время имеют цифровые инструменты, которые способствуют снижению торговых издержек и оказывают влияние на повышение конкурентоспособности отечественных товаров на мировых рынках, что отражается и на увеличение числа отечественных предприятий МСП, ориентированных на экспорт.

Актуальным остается вопрос развития деятельности МСП, ориентированных на внутренний рынок в российской экономике - это не только улучшает структуру отечественной экономики, но и способствует росту и развитию экспортоо-риентированных предприятий. Приобретая опыт ведения бизнеса и навыки при изготовлении продукции на внутреннем рынке, предприниматели приобретают знания и для производства уникальной и конкурентоспособной продукции на глобальном рынке.

6 - 2021

Российский внешнеэкономический вестник

17 Q

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Поддержка МСП в контексте СОУГО-19. Дайджест подготовлен Департаментом международного и регионального сотрудничества СП РФ. 2020. - 39 с. - С.3. ШрБ://асЬ. gov.ru/upload/pdf/Covid-19-SME.pdf

2 Там же, с.38.

3 Там же, с.5.

4 Подведены итоги первого года реализации нацпроекта по поддержке малого и среднего бизнеса. 13.12.2019. https://finance.rambler.ru/other/43332594-podvedeny-itogi-pervogo-goda-realizatsii-natsproekta-po-podderzhke-malogo-i-srednego-biznesa/

5 Россия в новую эпоху: выбор приоритетов и цели национального развития [Текст]: эксперт. докл. / Я.И. Кузьминов (рук. авт. кол.); П.В. Орехин, П.Н. Нетреба (отв. ред.); Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. - 112с. - С.20. https://www.hse.ru/mirror/pubs/share/401421877.pdf

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». https://base.garant.ru/12154854/

7 Экономика малых дел. Как государство стимулирует предпринимательство. 05.11.2019. https://plus.rbc.ru/specials/malyj-i-srednij-biznes-gospodderzhka-predprinimatelstva-v-rossii

8 Малый и средний бизнес в России: что мы о нем знаем? 26.06.2020. https://tass.ru/ ekonomika/8819341

Федеральная налоговая служба. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. https://ofd.nalog.ru/statistics.html?t=1615979934692

10 Там же. Данные на 10.05.2021.

11 Там же

12 Спад не то, чем кажется. Диана Галиева о тонкостях статистики малого бизнеса. Газета «Коммерсантъ» №239/П от 28.12.2020, с.7. https://www.kommersant.ru/doc/4628260

13 Там же

14 Поддержка малого бизнеса: госпрограммы 2020-2021 года. 12.05.2020. https:// www.business.ru/article/1360-podderjka-malogo-biznesa-2019-gos-programmy

15 Там же

16 В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» Минэкономразвития России разработало новую структуру паспорта национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». https://www.economy.gov.ru/material/directions/nacionalnyy_proekt_maloe_i_ srednee_predprinimatelstvo_i_podderzhka_individualnoy_predprinimatelskoy_iniciativy/

17 Федеральная служба государственной статистики. Данные представленные на начало года. https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/pred-export.xlsx

18 Там же

19 Преодолели рубеж. Регионы ЦФО наращивают экспортный потенциал. 04.12.2018. https://rg.ru/2018/12/04/reg-cfo/regiony-cfo-narastili-eksportnyj-potencial.html

20 Там же

^ 18

Российский внешнеэкономический вестник

6 - 2021

21 eBay запускает первый в России проект по развитию экспорта из регионов. 04.12.2018. http://www.ved.gov.ru/news/24307.html

22 Преодолели рубеж. Регионы ЦФО наращивают экспортный потенциал. 04.12.2018. https://rg.ru/2018/12/04/reg-cfo/regiony-cfo-narastili-eksportnyj-potencial.html

23 eBay запускает первый в России проект по развитию экспорта из регионов. 04.12.2018. http://www.ved.gov.ru/news/24307.html

24 Кузьмина Е. eBay запускает проект «Регионы экспорта» в Новгородской области и Удмуртии. 28.03.2019. https://novvedomosti.ru/news/economy/53405/

25 eBay, РЭЦ и Банк «Открытие» помогут МСП-экспортерам вести бизнес в условиях самоизоляции. 16.04.2020. https://www.exportcenter.ru/press_center/all-news/ebay-rets-i-bank-otkrytie-pomogut-msp-eksporteram-vesti-biznes-v-usloviyakh-samoizolyatsii/

26 Экспорт МСП на карантине пострадал в два раза меньше, чем экспорт крупного бизнеса. По данным аналитической службе международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza. 29.06.2020. https://finexpertiza.ru/press-service/researches/2020/eksport-msp-na-karantine/

27 Бремя средних. 20.07.2020. Деловой Петербург, 2020, № 93. https://dlib.eastview. com/browse/doc/60696958

28 Открыт доступ к Цифровой платформе «Мой экспорт» - ИС «Одно окно». 26.11.2020. https://www.exportcenter.ru/press_center/news/otkryt-dostup-k-tsifrovoy-platforme-moy-eksport-is-odno-okno/

29 Там же

30 О центрах поддержки экспорта. https://www.exportcenter.ru/export-support/

31 Там же

32 Принят Региональный экспортный стандарт 2.0. 17.08.2020. https://www. exportcenter.ru/press_center/all-news/prinyat-regionalnyy-eksportnyy-standart-2-0-/

33 http://government.ru/news/41068/

34 Корпорация МСП поддержала бизнес по программе «Инвестиционный лифт» на 3,3 млрд рублей. 30.04.2021. https://tass.ru/msp/11287315

35 Национальный магазин российских пищевых товаров на внутрикитайской площадке Tmall.com 25.08.2020. http://www.ric46.com/news/natsionalnyy-magazin-rossiyskikh-pishchevykh-tovarov-na-vnutrikitayskoy-ploshchadke-tmall-com/

36 Национальный магазин российских пищевых товаров на площадке Tmall. https:// www.exportcenter.ru/e-commerce/platform-card/tmallfood/natsionalnyy-magazin-rossiyskikh-pishchevykh-tovarov-na-ploshchadke-tmall-food-fresh/

37 «Для экспортной активности бизнесу нужны простые и удобные инструменты». О ключевых трендах в сфере несырьевого неэнергетического экспорта РБК+ рассказала генеральный директор Российского экспортного центра Вероника Никишина. Экспортная деятельность, 28 декабря 2020. https://plus.rbc.ru/news/5fe5c0eb7a8aa91b8ebdf33d

38 Российские дегустационные павильоны за рубежом не останавливают работу.

15.04.2020. https://мойбизнес-68.рф/news/161#!

39 РЭЦ планирует открыть национальный магазин на немецком филиале Amazon.

26.02.2021. https://www.exportcenter.ru/press_center/news/rets-planiruet-otkryt-natsionalnyy-magazin-na-nemetskom-filiale-amazon/?news=16

6 - 2021

Российский внешнеэкономический вестник

19 Q

40 Объем продаж российских пищевых товаров на китайской платформе Tmall. com достиг 180 млн рублей. 06.07.2020. http://www.export51.ru/novosti-cpe/obem-prodazh-rossijskih-pischevyh-tovarov-na-kitajskoj-platforme-tmall-com-dostig-180-mln-rublej/

41 РЭЦ предлагает размещение в национальных магазинах на зарубежных маркет-плейсах. 31.03.2021. https://mbnso.ru/news/rets-predlagaet-razmeshchenie-v-natsionalnykh-magazinakh-na-zarubezhnykh-marketpleysakh/

БИБЛИОГРАФИЯ:

1.Бремя средних. 20.07.2020. Деловой Петербург, 2020, № 93. https://dlib.eastview.com/ browse/doc/60696958 (Bremja srednih. 20.07.2020. Delovoj Peterburg, 2020, № 93)

2.«Для экспортной активности бизнесу нужны простые и удобные инструменты». О ключевых трендах в сфере несырьевого неэнергетического экспорта РБК+ рассказала генеральный директор Российского экспортного центра Вероника Никишина. Экспортная деятельность, 28 декабря 2020. https://plus.rbc.ru/news/5fe5c0eb7a8aa91b8ebdf33d («Dlja jek-sportnoj aktivnosti biznesu nuzhny prostye i udobnye instrumenty». O kljuchevyh trendah v sfere nesyr'evogo nejenergeticheskogo jeksporta RBK+ rasskazala general'nyj direktor Rossijskogo jeksportnogo centra Veronika Nikishina. Jeksportnaja dejatel'nost', 28 dekabrja 2020)

3.Корпорация МСП поддержала бизнес по программе «Инвестиционный лифт» на 3,3 млрд рублей. 30.04.2021. https://tass.ru/msp/11287315 (Korporacija MSP podderzhala biznes po programme "Investicionnyj lift" na 3,3 mlrd rublej. 30.04.2021)

4.Кузьмина Е. eBay запускает проект «Регионы экспорта» в Новгородской области и Удмуртии. 28.03.2019. https://novvedomosti.ru/news/economy/53405/ (Kuz'mina E. eBay za-puskaet proekt «Regiony jeksporta» v Novgorodskoj oblasti i Udmurtii. 28.03.2019)

5.Малый и средний бизнес в России: что мы о нем знаем? 26.06.2020. https://tass.ru/ ekonomika/8819341 (Malyj i srednij biznes v Rossii: chto my o nem znaem? 26.06.2020)

http://government.ru/news/41068/ (Mihail Mishustin prinjal uchastie v rabote Mezhdunarod-nogo jeksportnogo foruma «Sdelano v Rossii - 2020»)

7.Национальный магазин российских пищевых товаров на внутрикитайской площадке Tmall.com 25.08.2020. http://www.ric46.com/news/natsionalnyy-magazin-rossiyskikh-pishchevykh-tovarov-na-vnutrikitayskoy-ploshchadke-tmall-com/ (Nacional'nyj magazin rossijskih pishhevyh tovarov na vnutrikitajskoj ploshhadke Tmall.com 25.08.2020)

8.Национальный магазин российских пищевых товаров на площадке Tmall. https://www. exportcenter.ru/e-commerce/platform-card/tmallfood/natsionalnyy-magazin-rossiyskikh-pish-chevykh-tovarov-na-ploshchadke-tmall-food-fresh/ (Nacional'nyj magazin rossijskih pishhevyh tovarov na ploshhadke Tmall)

9.Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». https://www.economy.gov.ru/material/di-rections/nacionalnyy_proekt_maloe_i_srednee_predprinimatelstvo_i_podderzhka_individual-noy_predprinimatelskoy_iniciativy/ (Nacional'nyj proekt «Maloe i srednee predprinimatel'stvo i podderzhka individual'noj predprinimatel'skoj iniciativy»)

10.Объем продаж российских пищевых товаров на китайской платформе Tmall.com достиг 180 млн рублей. 06.07.2020. http://www.export51.ru/novosti-cpe/obem-prodazh-rossijskih-pischevyh-tovarov-na-kitajskoj-platforme-tmall-com-dostig-180-mln-rublej/ (Ob#em

^ 20

Российский внешнеэкономический вестник

6 - 2021

prodazh rossijskih pishhevyh tovarov na kitajskoj platforme Tmall.com dostig 180 mln rublej. 06.07.2020)

11.Открыт доступ к Цифровой платформе «Мой экспорт» - ИС «Одно окно». 26.11.2020. https://www.exportcenter.ru/press_center/news/otkryt-dostup-k-tsifrovoy-platforme-moy-ek-sport-is-odno-okno/ (Otkryt dostup k Cifrovoj platforme "Moj jeksport" - IS «Odno okno». 26.11.2020)

12.О центрах поддержки экспорта. https://www.exportcenter.ru/export-support/ (O centrah podderzhki jeksporta)

13.Подведены итоги первого года реализации нацпроекта по поддержке малого и среднего бизнеса. 13.12.2019. https://finance.rambler.ru/other/43332594-podvedeny-itogi-pervo-go-goda-realizatsii-natsproekta-po-podderzhke-malogo-i-srednego-biznesa/ (Podvedeny itogi pervogo goda realizacii nacproekta po podderzhke malogo i srednego biznesa. 13.12.2019)

14.Поддержка малого бизнеса: госпрограммы 2020-2021 года. 12.05.2020. https://www. business.ru/article/1360-podderjka-malogo-biznesa-2019-gos-programmy (Podderzhka malogo biznesa: gosprogrammy 2020-2021 goda)

15.Поддержка МСП в контексте COVID-19. Дайджест подготовлен Департаментом международного и регионального сотрудничества СП РФ. 2020. - 39с. - С.3. https://ach. gov.ru/upload/pdf/Covid-19-SME.pdf (Podderzhka MSP v kontekste COVID-19. Dajdzhest pod-gotovlen Departamentom mezhdunarodnogo i regional'nogo sotrudnichestva SP RF. 2020. - 39s.

- S.3)

16.Принят Региональный экспортный стандарт 2.0. 17.08.2020. https://www.exportcen-ter.ru/press_center/all-news/prinyat-regionalnyy-eksportnyy-standart-2-0-/ (Prinjat Regional'nyj jeksportnyj standart 2.0. 17.08.2020)

17.Преодолели рубеж. Регионы ЦФО наращивают экспортный потенциал. 04.12.2018. https://rg.ru/2018/12/04/reg-cfo/regiony-cfo-narastili-eksportnyj-potencial.html (Preodoleli rubezh. Regiony CFO narashhivajut jeksportnyj potencial. 04.12.2018)

18.Российские дегустационные павильоны за рубежом не останавливают работу.

15.04.2020. https://мойбизнес-68.рф/news/161#! (Rossijskie degustacionnye pavil'ony za rubezhom ne ostanavlivajut rabotu. 15.04.2020)

19.Россия в новую эпоху: выбор приоритетов и цели национального развития [Текст]: эксперт. докл. / Я.И. Кузьминов (рук. авт. кол.); П.В. Орехин, П.Н. Нетреба (отв. ред.); Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2020.

- 112 с. - С.20. https://www.hse.ru/mirror/pubs/share/401421877.pdf (Rossija v novuju jepohu: vybor prioritetov i celi nacional'nogo razvitija [Tekst]: jekspert. dokl. / Ja.I. Kuz'minov (ruk. avt. kol.); P. V Orehin, P.N. Netreba (otv. red.); Nac. issled. un-t «Vysshaja shkola jekonomiki». - M. : Izd. dom Vysshej shkoly jekonomiki, 2020. - 112 s. - S.20)

20.РЭЦ планирует открыть национальный магазин на немецком филиале Amazon.

26.02.2021. https://www.exportcenter.ru/press_center/news/rets-planiruet-otkryt-natsional-nyy-magazin-na-nemetskom-filiale-amazon/?news=16 (RJeC planiruet otkryt' nacional'nyj magazin na nemeckom filiale Amazon. 26.02.2021)

21.РЭЦ предлагает размещение в национальных магазинах на зарубежных маркетплей-сах. 31.03.2021. https://mbnso.ru/news/rets-predlagaet-razmeshchenie-v-natsionalnykh-maga-zinakh-na-zarubezhnykh-marketpleysakh/ (RJeC predlagaet razmeshhenie v nacional'nyh maga-zinah na zarubezhnyh marketplejsah. 31.03.2021)

6 - 2021

Российский внешнеэкономический вестник

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21 Q

22.Спад не то, чем кажется. Диана Галиева о тонкостях статистики малого бизнеса. Газета «Коммерсантъ» №239/П от 28.12.2020, с.7. https://www.kommersant.ru/doc/4628260 (Spad ne to, chem kazhetsja. Diana Galieva o tonkostjah statistiki malogo biznesa. Gazeta «Kom-mersant#» №239/P ot 28.12.2020, s.7)

23. Федеральная налоговая служба. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. https://ofd.nalog.ru/statistics.html?t=1615979934692 (Federal'naja nalogov-aja sluzhba. Edinyj reestr sub#ektov malogo i srednego predprinimatel'stva)

24.Федеральная служба государственной статистики. https://rosstat.gov.ru/storage/media-bank/pred-export.xlsx (Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki)

25. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». https://base.garant.ru/12154854/ (Feder-al'nyj zakon ot 24 ijulja 2007 g. N 209-FZ «O razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federacii»)

26.Экономика малых дел. Как государство стимулирует предпринимательство. 05.11.2019. https://plus.rbc.ru/specials/malyj-i-srednij-biznes-gospodderzhka-predprinimatelst-va-v-rossii (Jekonomika malyh del. Kak gosudarstvo stimuliruet predprinimatel'stvo. 05.11.2019)

27.Экспорт МСП на карантине пострадал в два раза меньше, чем экспорт крупного бизнеса. По данным аналитической службе международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza. 29.06.2020. https://finexpertiza.ru/press-service/researches/2020/eksport-msp-na-karantine/ (Jeksport MSP na karantine postradal v dva raza men'she, chem jeksport krupnogo biznesa. Po dannym analiticheskoj sluzhbe mezhdunarodnoj auditorsko-konsaltingovoj seti Fin-Expertiza. 29.06.2020)

28.eBay запускает первый в России проект по развитию экспорта из регионов. 04.12.2018. http://www.ved.gov.ru/news/24307.html (eBay zapuskaet pervyj v Rossii proekt po razvitiju jeksporta iz regionov. 04.12.2018)

29.eBay, РЭЦ и Банк «Открытие» помогут МСП-экспортерам вести бизнес в условиях самоизоляции. 16.04.2020. https://www.exportcenter.ru/press_center/all-news/ebay-rets-i-bank-otkrytie-pomogut-msp-eksporteram-vesti-biznes-v-usloviyakh-samoizolyatsii/ (eBay, RJeC i Bank «Otkrytie» pomogut MSP-jeksporteram vesti biznes v uslovijah samoizoljacii. 16.04.2020)

^ 22

Российский внешнеэкономический вестник

6 - 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.