Научная статья на тему 'Совершенствование системы государственной поддержки экспортно ориентированных предприятий малого и среднего бизнеса в Российской Федерации'

Совершенствование системы государственной поддержки экспортно ориентированных предприятий малого и среднего бизнеса в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
624
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oeconomia et Jus
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ЭКСПОРТ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА / НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES / EXPORT / STATE SUPPORT / REGULATORY FRAMEWORK / TAX REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Архипова Валентина Алексеевна, Иванова Анна Алексеевна

В условиях глобализации мирохозяйственных процессов более мобильными оказываются субъекты малого и среднего бизнеса. Важно отметить, что малый бизнес обладает высоким инновационным и экспортно ориентированным потенциалом. Целью исследования является выявление путей совершенствования системы государственной поддержки экспортно ориентированных предприятий малого и среднего бизнеса в Российской Федерации. В статье исследована существующая система государственной поддержки малого и среднего бизнеса России, которая представлена органами государственной власти и органами местного самоуправления, нормативно-правовой базой по вопросам регулирования и поддержки малого предпринимательства и которая реализуется посредством финансовых и нефинансовых инструментов. Проведен анализ состояния развития малого и среднего бизнеса в РФ, ориентированного на экспорт. По результатам исследования систематизированы проблемы российской системы поддержки экспортно ориентированных предприятий малого и среднего бизнеса. На основе изучения зарубежного опыта обоснованы направления по повышению эффективности системы государственной поддержки экспортно ориентированных предприятий малого и среднего бизнеса России, а именно: совершенствование нормативно-правовой базы в рассматриваемой области, изменение линейки продуктов финансовой и нефинансовой поддержки Российского экспортного центра, разработка механизма предоставления налоговых льгот производителям-экспортерам и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Архипова Валентина Алексеевна, Иванова Анна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE SYSTEM OF STATE SUPPORT FOR EXPORT ORIENTED SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES IN THE RUSSIAN FEDERATION

In the conditions of world economic processes globalization, small and medium-sized businesses turn out to be more mobile. It is important to note that small business has a high innovative and export-oriented potential. The aim of the study is to identify ways to improve the system of state support for export-oriented small and medium-sized businesses in the Russian Federation. The article examines the existing system of state support for small and medium-sized businesses in Russia, which is represented by public authorities and local government bodies, by the regulatory framework for regulating and supporting small businesses which is implemented through financial and non-financial instruments. The authors performed the analysis of small and medium-sized businesses, focused on exports to determine their state of development. According to the results of the study, the problems of the Russian system for supporting export-oriented small and medium-sized businesses are systematized. Based on the study of foreign experience, the authors substantiate the directions for improving the efficiency of state support system for export-oriented small and medium-sized businesses in Russia, namely: improving the regulatory framework in this area, changing the product line of financial and non-financial support of the Russian export center, developing the mechanism for providing tax benefits to producers-exporters, etc.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы государственной поддержки экспортно ориентированных предприятий малого и среднего бизнеса в Российской Федерации»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 342.951:[334.7.012.63+334.7.012.64](470) ББК У59(2Рос)-131-21

В.А. АРХИПОВА, А.А. ИВАНОВА

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ЭКСПОРТНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ключевые слова: малый и средний бизнес, экспорт, государственная поддержка, нормативно-правовая база, налоговое регулирование.

В условиях глобализации мирохозяйственных процессов более мобильными оказываются субъекты малого и среднего бизнеса. Важно отметить, что малый бизнес обладает высоким инновационным и экспортно ориентированным потенциалом. Целью исследования является выявление путей совершенствования системы государственной поддержки экспортно ориентированных предприятий малого и среднего бизнеса в Российской Федерации. В статье исследована существующая система государственной поддержки малого и среднего бизнеса России, которая представлена органами государственной власти и органами местного самоуправления, нормативно-правовой базой по вопросам регулирования и поддержки малого предпринимательства и которая реализуется посредством финансовых и нефинансовых инструментов. Проведен анализ состояния развития малого и среднего бизнеса в РФ, ориентированного на экспорт. По результатам исследования систематизированы проблемы российской системы поддержки экспортно ориентированных предприятий малого и среднего бизнеса. На основе изучения зарубежного опыта обоснованы направления по повышению эффективности системы государственной поддержки экспортно ориентированных предприятий малого и среднего бизнеса России, а именно: совершенствование нормативно-правовой базы в рассматриваемой области, изменение линейки продуктов финансовой и нефинансовой поддержки Российского экспортного центра, разработка механизма предоставления налоговых льгот производителям-экспортерам и т.д.

В современных условиях экономического роста мировой финансово-экономический кризис послужил стартовой точкой активного вовлечения малого бизнеса во внешнеэкономическую сферу. Важность сектора малого и среднего бизнеса (далее - МСБ) признана во всем мире. В развитых странах размер данного сектора, как правило, достаточно велик. Малые и средние предприятия создают рабочие места и обеспечивают существенную долю населения доходами, во многом определяя социально-экономическое положение страны в целом и ее регионов в частности.

Систему поддержки МСБ, осуществляющего экспортную деятельность, следует рассматривать в качестве неотъемлемой части государственной политики, которая представлена органами государственной власти и органами местного самоуправления, занимающимися вопросами малого предпринимательства; нормативно-правовой базой по вопросам регулирования и поддержки малого предпринимательства; государственной инфраструктурой поддержки малого

предпринимательства, включающей некоммерческие и коммерческие организации. Она реализуется посредством достаточно широкого набора инструментов, направленных на защиту интересов малых и средних предприятий.

Государственная поддержка субъектов малого и среднего бизнеса, ориентированных на экспорт, осуществляется на федеральном и региональном уровнях. При этом региональная поддержка играет важную роль, поскольку именно она способствует максимальному достижению интересов региональных фирм-экспортеров.

Ключевыми инструментами поддержки малого и среднего бизнеса в России являются формирование нормативно-правовой базы, которая позволяет обеспечивать оптимальные условия функционирования субъектов МСБ; разработка и внедрение программ их развития.

Основным правовым источником, регулирующим предпринимательскую деятельность в России, является Конституция РФ. Правила, касающиеся непосредственного создания субъектов предпринимательства, их признания на территории России, порядка их функционирования, устанавливаются Гражданским кодексом РФ и специальными федеральными законами, например федеральными законами от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ (ред. от 31 декабря 2017 г.) «Об обществах с ограниченной ответственностью»1, от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ (ред. от 7 марта 2018 г.) «Об акционерных обществах»2, от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ (ред. от 31 декабря 2017 г.) «О государственной

« 3

регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и др. Взаимодействие бизнесменов с гражданами регулируется Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ (ред. от 27 ноября 2017 г.) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»4, а с налоговыми и иными государственными органами - Налоговым кодексом РФ5 и некоторыми другими нормативно-правовыми актами.

1 Об обществах с ограниченной ответственностью: Фед. закон от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ (ред. от 04.11.2019 г.) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: сайт. URL: http://www.con-sultant.ru/document/ cons_doc_LAW_17819.

2 Об акционерных обществах: Фед. от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ (ред. от 04.11.2019) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8743.

3 О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Фед. закон от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ (ред. от 31.12.2017 г.) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32881.

4 О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: Фед. закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ (ред. от 27.11.2017 г.) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83079.

5 Налоговый кодекс Российской Федерации: Фед. закон от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (с изм. и доп.) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: сайт. URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons doc LAW 19671.

Права и обязанности работодателей и работников прописаны в Трудовом кодексе РФ1. В Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (Приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)2 закреплены основы таможенного регулирования, включающее в себя установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу Союза, их нахождения и использования на таможенной территории Союза или за ее пределами, порядка совершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Союза.

Направления модернизации системы поддержки экспортеров-субъектов МСБ нашли отражение в национальном проекте «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициати-вы»3, паспорт которого был утвержден 24 декабря 2018 г. решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, в котором установлены порядок учета и сбора информации об объемах несырьевого экспорта товаров, условия реализации льготного кредитования экспортеров, также закреплены полномочия АО «Российский экспортный центр» для анализа деятельности центра поддержки экспорта в РФ.

Положениями закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»4, осуществляется регулирование отношений, которые возникают в результате взаимодействия юридических лиц, физических лиц, органов государственного управления Российской Федерации, органов государственного управления субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по решению вопросов развития субъектов малого и среднего бизнеса, определены понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы государственной поддержки. В изменениях к данному закону от 24 июля 2019 г. особо подчеркивается роль и функции АО «Российский экспортный центр» по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию экспортно ориентированных предприятий МСБ. Федеральный закон «Об основах государственного

1 Трудовой кодекс Российской Федерации: Фед. закон от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (с изм. и доп.) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: сайт. URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_34683.

2 Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/576887823f291-ab761d8a97a3286717ddbca7c6d.

3 Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» [Электронный ресурс] // Правительство России: офиц. сайт. URL: http://static.government.ru/media/fdes/qH8voRLuhAVWSJhIS8XYbZBsAvcs8A5t.pdf.

4 О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Фед. от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: сайт. URL: http://www.con-sultant.ru/document/cons doc LAW 52144.

регулирования внешнеторговой деятельности»1 от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации.

Инфраструктурная поддержка экспортно ориентированных субъектов малого и среднего бизнеса представляет собой совокупность взаимодействующих между собой государственных, коммерческих и общественных институтов, деятельность которых направлена на оказание услуг МСБ, осуществляющему экспортную деятельность, которая способствует формированию благоприятной бизнес-среды и условий для дальнейшего эффективного функционирования. Элементами системы поддержки малого и среднего бизнеса, ориентированного на экспорт, являются государственные и негосударственные институты. Они оказывают как финансовую, так и не финансовую поддержку экспортно ориентированным предприятием малого и среднего бизнеса [4].

В России государственная поддержка экспортно ориентированных предприятий малого и среднего бизнеса представлена исполнительными органами государственной власти, государственными организациями, региональными центрами по развитию и поддержке экспортно ориентированных МСБ, а также финансово-кредитными учреждениями. При помощи институтов государство создает ряд условий для формирования экспорта сектора МСБ, то есть некий свод правил хозяйственной деятельности и взаимоотношений государственной власти и МСБ. Экспортная поддержка МСБ реализуется через деятельность таких институтов, как торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, которые являются государственными органами, представляющими интересы страны за рубежом по вопросам внешнеэкономической деятельности; Министерство экономического развития; Министерство промышленности и торговли; Государственный институт поддержки несырьевого экспорта АО «Российский экспортный центр» [3]. Ключевой структурой поддержки МСБ являются негосударственные некоммерческие организации - Торгово-промышленные палаты РФ, которые на разных уровнях оказывают широкий спектр услуг финансовой и нефинансовой поддержки малых и средних экспортно ориентированных предприятий: консультирование, организацию выставок, предоставление возможности экспортерам участия в зарубежных выставках, проведение анализа зарубежных рынков и барьеров для экспорта и т. д.

В России малый и средний бизнес, ориентированный на экспорт, еще не занимает тех позиций, которые характеризуют социально-экономическое положение развитых стран. Согласно экспертным оценкам, доля малых и средних предприятий в промышленном экспорте некоторых развитых стран со-

1 Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: Фед. закон от

8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45397.

ставляет в Германии и Нидерландах около 40%, в Италии - порядка 22-24%, в США и Японии - 14-16%. А если учитывать их участие в комплектации готовой продукции, которую экспортируют крупные фирмы, то их доля возрастет до 65% в Италии, 55% во Франции, 45% в Японии [1].

По итогам 2018 г. около 42 тыс. предприятий из числа субъектов малого и среднего предпринимательства (0,6% от общего числа предпринимательских структур) экспортируют свои товары из России. По данным Счетной палаты РФ, вклад малого и среднего бизнеса в экономику в 2014 г. составлял 19%, в 2015 г. - 19,9%, в 2016 г. - 21,6%, 2017 г. - 21,9% (рис. 1).

2014 2015 2016 2017 2024

Рис. 1. Доля малого и среднего бизнеса в ВВП России, %

По удельным показателям, характеризующим долю сектора МСБ в экономике, Россия сильно уступает другим странам. Тогда как средний показатель по миру составляет 32,2%, в России же - 27,6%, что говорит о низкой склонности россиян начинать собственное дело. Однако в случае появления новых стимулов для открытия бизнеса сегмент малого и среднего предпринимательства может стать двигателем в российской экономике. Стоит отметить, что в 11 регионах России плотность проникновения МСБ выше среднемирового уровня. В числе таких Санкт-Петербург с показателем 39,1%, Москва и Московская область - 37,4%. Это объясняется тем, что наличие в регионе крупного с развитой инфраструктурой города сказывается положительно с уровнем развития МСБ.

По данным Федеральной таможенной службы России, количество компаний-экспортеров среди малого и среднего бизнеса растет хорошими темпами - за три года их численность увеличилась в 1,5 раза. Если в 2016 г. в стране насчитывалось порядка 16 700 экспортно ориентированных предприятий сектора МСБ, то на конец 2018 г. число таких компаний существенно увеличилось и составило 20 500 предприятий (рис. 2).

Рассматривая структуру экспортно ориентированных предприятий по сферам деятельности, можно отметить, что наибольшую долю в экспорте занимают обрабатывающие предприятия (свыше 70%), предприятия, сельского и лесного хозяйства (13,5%), работающие в сфере строительства и строитель-

ных материалов (12,1%); предприятия в сфере промышленного оборудования, комплектующих (11,6%) [9].

25 000 20 000

15 000 10 000 5 000 0

Рис. 2. Динамика экспортно ориентированных малых и средних предприятий

Основными товарными группами экспорта рассматриваемых предприятий являются: оборудование, а также их части (30%), продукты питания (25%), древесина и изделия из нее (18%), электрические машины и оборудование (17%).

В географической структуре экспорта предприятий МСБ основными торговыми партнерами по экспорту являются страны СНГ (свыше 40%), страны Европы (свыше 30%), страны Азии (свыше 20%). Основными странами, импортирующими продукцию российских предприятий МСБ, являются Узбекистан (свыше 12% общего объема выручки), США (свыше 7% общего объема выручки).

Государственная политика в области содействия экспорту МСБ осуществляется посредством агентств по поддержке экспорта.

Как видно из рис. 3, численность организаций, образующих инфраструктуру поддержки экспортно ориентированных предприятий МСБ больше в Сибирском, Центральном и Приволжском федеральных округах (рис. 3). По данным РЭЦ и Минэкономразвития России составлен рейтинг агентств в зависимости от охвата поддержки МСБ, географической структуры и объема экспортных поставок. В лидерах оказались Центральный, Северо-Западный и Приволжский федеральные округа. В Крымском федеральном округе пока практически отсутствуют какие-либо институты поддержки субъектов МСБ, ориентированных на экспорт.

По результатам анализа деятельности институтов поддержки деятельности субъектов МСБ, ориентированных на экспорт, можно констатировать, что самыми распространенными формами поддержки предприятий МСБ в настоящее время являются финансовые меры: прямое кредитование экспорта, выдача государственных гарантий, субсидирование процентных ставок по кредиту. Финансовая поддержка экспорта лежит на трех институтах: акционерном обществе «Российский экспортно-импортный банк» (Росэксимбанк),

государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (Внешэкономбанк); российском агентстве по страхованию экспортных кредитов и инвестиций - экспортном страховом агентстве ЭКСАР.

200 180 160 140 120 100 80 60 40 20

0

ЦФО ЮФО СЗФО ДВФО СФО УФО ПФО СКФО КФО

Рис. 3. Численность организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСБ по федеральным округам и субъектам Российской Федерации в 2018 г.

Система финансовой поддержки МСБ включает в себя различные программы:

- федеральную финансовую программу поддержки МСБ, реализуемую Минэкономразвития России, согласно которой предоставляются субсидии регионам на государственную поддержку экспортно ориентированных МСБ, а также на создание и развитие инфраструктуры их поддержки;

- программу финансовой поддержки МСБ, реализуемую АО «МСП Банк», включающую кредитно-гарантийные продукты, лизинговую поддержку, оказание финансовой и гарантийной поддержки стартапам и высокотехнологичным компаниям;

- государственную гарантийную поддержку экспортно ориентированных МСБ, реализуемую АО «ЭКСАР» и АО «Росэксимбанк». Как специализированный государственный институт поддержки экспорта для реализации страхового инструментария защиты экспортных кредитов и инвестиций, ЭКСАР сотрудничает с компаниями разного размера и профиля деятельности. Деятельность АО «Росэксимбанк» сосредоточена на формировании специальных финансовых предложений участникам экспортной сделки, позволяющих выводить российскую продукцию на внешние рынки с конкурентоспособной ценой и качеством;

- специальные программы поддержки экспорта МСБ АО «Российский экспортный центр», которые включают в себя компенсацию части затрат на транспортировку сельскохозяйственной и продовольственной продукции, компенсацию по экспортным кредитам коммерческих банков, финансирование

затрат на продвижение высокотехнологичной продукции, компенсацию затрат на сертификацию продукции и патентования за рубежом, обеспечение участия в международных выставочных мероприятиях и деловых миссиях и т.д. [8].

К косвенной форме поддержки традиционно относятся: государственные закупки, компенсационные платежи, налогообложение, страхование, субсидирование выплат по страхованию имущества, субсидирование лизинговых схем и субсидирование процентов по кредитам.

В 2017 г. был профинансирован имущественный взнос на сумму 667,5 млн руб. во Внешэкономбанке для поддержки экспорта высокотехнологичной продукции в размере 8 млрд руб. Также на цели поддержки экспорта несырьевых товаров, продукции АПК, программного обеспечения, 1Т-услуг, результатов интеллектуальной деятельности в телекоммуникационной, компьютерной и информационной областях предусмотрено финансирование в размере 10 млрд руб. Организациям автомобилестроения, сельскохозяйственного машиностроения, транспортного машиностроения и энергетического машиностроения предусмотрена субсидия для компенсации части затрат на транспортировку продукции.

Из проведенного анализа можно констатировать, что для устойчивого функционирования МСБ требуются дополнительные эффективные инструменты поддержки, которые позволят обеспечить благоприятные условия для их перспективного развития.

В результате исследования удалось обозначить основные проблемы в российской системе государственной поддержки экспортно ориентированных предприятий малого и среднего бизнеса:

1. Проблемы, связанные с информированностью фирм-экспортеров о получении государственной поддержки для выхода на экспортные рынки, а также о проводимых инвестиционных проектах, тендерах за рубежом.

2. Проблемы организации системы поддержки экспорта, которые заключаются в неоднозначности ее нормативно-правовой основы, отсутствии налаженного взаимодействия между органами исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, отсутствии единой согласованной системы поддержки экспорта, в том числе единого интернет-ресурса, включающего все этапы, меры поддержки на федеральном и региональном уровнях.

3. Недостаточность линейки продуктов, предлагаемых Российским экспортным центром (РЭЦ), ЭКСАР и ВЭБ, в том числе: невозможность получения некоторых мер поддержки малым и средним бизнесом, в частности отсутствие кредитов на инвестиционные цели, модернизацию производств; отсутствие налоговых льгот до выхода на значительные производственные мощности; сбор большого количества документов для получения поддержки; отсутствие электронного документооборота.

4. Проблемы со стороны фирмы: высокие затраты на импорт сырья и комплектующих, зарубежных технологий; отсутствие необходимых знаний по ведению экспортной деятельности и т.д.

5. Проблемы, связанные с положением России на международной арене, которые заключаются в отказе иностранных компаний и субподрядчиков закупать российскую продукцию, прекращении зарубежного инвестирования в большое количество проектов российских компаний-экспортеров [5].

По результатам исследования выделим основные направления формирования эффективной системы поддержки малого и среднего предпринимательства России, ориентированного на экспорт.

Во-первых, необходимо совершенствование нормативно-правовой базы в рассматриваемой области путем внесения изменений и дополнений в существующие нормативные акты, а также разработки нового законодательства. Одним из недостатков системы регулирования малого и среднего бизнеса выступает отсутствие четкого понятия инструментов поддержки, их разветвленной единой классификации, которая применима только к экспортно ориентированным малым и средним организациям.

Во-вторых, для повышения информированности фирм (в том числе не ведущих экспортную деятельность) необходимо создать единый портал, объединяющий все виды поддержки экспорта, разработать возможность электронного документооборота при получении поддержки, механизм «единого окна», а также механизм аккредитации партнеров РЭЦ, способных предоставлять маркетинговые и консультационные услуги высокого качества по фиксированной цене. Для сравнения, в странах Европы широко развивается онлайн-поддержка предпринимателей, где любой из них может получить необходимую информацию о современных технологиях, предназначенных для повышения эффективности бизнеса, получить консультацию по текущим вопросам, а также найти инвестора для своего дела. В настоящее время процесс получения информации происходит посредством подачи заявления в компетентный в данном вопросе орган. В среднем срок рассмотрения заявления и ответа на него занимает 30 календарных дней, тогда как введение онлайн-поддержки позволит сократить данный процесс до 1-3 дней. Таким образом, экономическая эффективность будет составлять около 28 дней.

В-третьих, дополнить линейку продуктов финансовой и нефинансовой поддержки РЭЦ, в частности, программами по компенсации части затрат на разработку образцов продукции, сертификацию, поставку пилотных партий. Для стимулирования начала экспортной деятельности необходимо разработать специальную систему льгот для начинающих экспортеров, проводить мероприятия по популяризации экспорта, разработать онлайн-методики для обучения основам экспортной деятельности [6, 7]. Проблемы финансирования не позволяют предприятиям заниматься инновационной деятельностью в полном масштабе, тем самым конкурировать с иностранными организациями, реализовывать собственные проекты и продвигать их на рынке. Препятствиями для участия банков в инновационном инвестировании являются недостаточное развитие системы межсекторного партнерства и слабое стимулирование банковского кредитования МСБ со стороны государства.

В-четвертых, важным фактором при поддержке субъектов малого и среднего бизнеса является налоговая политика государства. Именно налогообложение должно стать ключевым обстоятельством, оказывающим влияние на развитие предпринимательства в стране. В России налоги ниже, чем в большинстве развивающихся стран, но, несмотря на это, уровень развития малого и среднего предпринимательства значительно ниже.

Необходимо разработать механизм предоставления налоговых льгот производителям-экспортерам, осуществляющим деятельность в рамках пространственно-отраслевых стратегий развития субъектов РФ (за исключением сырьевых товаров). Так, например, во Франции используются специальные налоговые режимы, на основании которых применяются упрощенные и вмененные налоги, а их налоговая система предполагает использование упрощенного налогового режима декларирования прибыли. В США используются более низкие процентные ставки для подоходного налога в зависимости от размера налогооблагаемой прибыли (ставка может варьироваться от 15% до 25%). В России же существует возможность перехода на упрощенную систему налогообложения, но, как правило, при переходе на нее компания претерпевает много издержек и теряет партнеров из-за сложностей, связанных с уплатой налога на добавленную стоимость. А также не все организации и индивидуальные предприниматели имеют право применять эту упрощенную систему налогообложения.

В-пятых, для повышения конкурентоспособности отечественной продукции следует снижать издержки на импорт технологий, развивать доступ к логистической инфраструктуре за рубежом, а также способствовать снижению транспортных издержек на поставку экспортируемых товаров, в том числе путем заключения международных торговых соглашений.

В-шестых, особое внимание следует уделить кадровому обеспечению функционирования партнерства между государством и МСБ, а именно: подготовке специалистов органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях, специалистов крупных компаний, способных участвовать в проектах государственно-частного партнерства. Необходимо консультировать малые и средние предприятия по вопросам развития внешнеэкономической деятельности, систематизировать, подготовить и публиковать литературу по вопросам господдержки МСБ. К примеру, в США насчитывается огромное количество консультационных центров с квалифицированными специалистами по вопросам МСБ, а также у субъектов МСБ существует неограниченный доступ к необходимым ресурсам для ведения бизнеса. Таким образом, модель поддержки малого и среднего бизнеса за рубежом работает более эффективно, чем отечественная.

В заключение следует отметить, что предложенные направления по совершенствованию системы регулирования экспортно ориентированных предприятий малого и среднего бизнеса позволят создать благоприятный климат в сфере малого предпринимательства и могут рассматриваться как эффективные методы развития данного сектора в Российской Федерации.

Литература

1. Белоусова Д.А. Зарубежный опыт государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на примере Германии [Электронный ресурс] // ЭГО: Экономика. Государство. Общество. 2015. № 4. C. 18-20. URL: http://ego.uapa.ru/ru/issue/2015/04/5/.

2. Емшанова Е.В., Рыбакова Ю.В. Особенности нормативно-правового регулирования развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации //Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке: сб. ст. по материалов XII Междунар. науч.-практ. конф. № 3(12). Новосибирск: СибАК, 2018. С. 123-127.

3. Козлов Л. Е. Государственная поддержка экспорта в России в условиях санкций // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 8. С. 545-547.

4. Кравченко Л.Н. Малое предпринимательство как один из важнейших элементов развития экономики государства // Молодой ученый. 2016. № 4(84). С. 74-80.

5. Малый и средний бизнес как фактор экономического роста России / Ин-т экон. политики им. Е.Т. Гайдара. М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2019. 308 с.

6. Ниметуллаева С.Р. Использование методов налогового стимулирования в инновационной деятельности // Крымский вектор - 2019: сб. науч. тр. Всерос. экономического форума с междунар. участием. Симферополь, 2018. С. 288-293.

7. Слепнев А. Никаких границ для российских товаров не существует // РБК+: тематическое приложение к ежедневной деловой газете РБК. 2019. № 10. С. 3. URL: https://plus.rbc.ru/news/5c65c7677a8aa9177ca876ec.

8. Специальные программы по поддержке экспорта. Российский экспортный центр [Электронный ресурс]. URL: https://www.exportcenter.ru/services/subsidirovanie (дата обращения: 15.11.2019).

9. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации: офиц. сайт. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 15.11.2019).

АРХИПОВА ВАЛЕНТИНА АЛЕКСЕЕВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и международных экономических отношений, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (aba_20@bk.ru).

ИВАНОВА АННА АЛЕКСЕЕВНА - студентка III курса экономического факультета, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (ivanovatv85@mail.ru).

V. ARKHIPOVA, A. IVANOVA

IMPROVING THE SYSTEM OF STATE SUPPORT FOR EXPORT ORIENTED SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES IN THE RUSSIAN FEDERATION

Key words: small and medium-sized businesses, export, state support, regulatory framework, tax regulation.

In the conditions of world economic processes globalization, small and medium-sized businesses turn out to be more mobile. It is important to note that small business has a high innovative and export-oriented potential. The aim of the study is to identify ways to improve the system of state support for export-oriented small and medium-sized businesses in the Russian Federation. The article examines the existing system of state support for small and medium-sized businesses in Russia, which is represented by public authorities and local government bodies, by the regulatory framework for regulating and supporting small businesses which is implemented through financial and non-financial instruments. The authors performed the analysis of small and medium-sized businesses, focused on exports to determine their state of development. According to the results of the study, the problems of the Russian system for supporting export-oriented small and medium-sized businesses are systematized. Based on the study of foreign experience, the authors substantiate the directions for improving the efficiency of state support system for export-oriented small and medium-sized businesses in Russia, namely: improving the regulatory

framework in this area, changing the product line of financial and non-financial support

of the Russian export center, developing the mechanism for providing tax benefits to producers-exporters, etc.

References

1. Belousova D.A. Zarubezhnyi opyt gosudarstvennoi podderzhki malogo i srednego predprinimatel'stva na primere Germanii [Foreign experience of state support of small and medium enterprises on the example of Germany]. EGO, 2015, no. 4, pp. 18-20. Available at: http://ego.uapa.ru/ru/issue/2015/04/05.

2. Emshanova E.V., Rybakova Yu.V. Osobennosti normativno-pravovogo regulirovaniya razvitiya malogo i srednego biznesa v Rossiiskoi Federatsii [Features of legal regulation of the development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation]. In: Eksperimental'nye i teoreticheskie issledovaniya v sovremennoi nauke: sb. st. po materialov XIIMezhdunar. nauch.-prakt. konf. № 3(12) [Proc. of 12th Int. Sci. Conf. «Experimental and theoretical studies in modern science»]. Novosibirsk, 2018, pp. 123-127.

3. Kozlov L.E. Gosudarstvennaya podderzhka eksporta v Rossii v usloviyakh sanktsii [State support for exports in Russia under the conditions of sanctions]. Mezhdunarodnyi zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovanii, 2015, no. 8, pp. 545-547.

4. Kravchenko L.N. Maloe predprinimatel'stvo kak odin iz vazhneishikh elementov razvitiya ekonomiki gosudarstva [Small business as one of the most important elements of the development of the state economy]. Molodoi uchenyi, 2016, no. 4(84), pp. 74-80.

5. Malyi i srednii biznes kak faktor ekonomicheskogo rosta Rossii [Small and medium business as an economic factor of the Rostov region of Russia]. Moscow, 2019, 308 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Nimetullaeva S.R. Ispol'zovanie metodov nalogovogo stimulirovaniya v innovatsionnoi deyatel'nosti [The use of tax incentive methods in innovation]. In: Krymskii vektor- 2019: sb. nauch. tr. Vseros. ekonomicheskogo foruma s mezhdunar. uchastiem [Proc. of Russ. Economic Forum with international participation «Crimean vector - 2019»]. Simferopol, 2018, pp. 288-293.

7. Slepnev A. Nikakikh granits dlya rossiiskikh tovarov ne sushchestvuet [There are no borders for Russian goods]. Available at: https://plus.rbc.ru/news/5c65c7677a8aa9177ca876ec.

8. Spetsial'nye programmy po podderzhke eksporta. Rossiiskii eksportnyi tsentr [Special export support programs. Russian Export Center]. Available at: https://www.exportcenter.ru/services/ subsidirovanie (Accessed: 15 November 2019).

9. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoi statistiki Rossiiskoi Federatsii: ofits. sait [Federal State Statistics Service of the Russian Federation: site]. Available at: http://www.gks.ru/ (Accessed: 15 November 2019).

ARKHIPOVA VALENTINA - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Economic Theory and International Economic Relations, Chuvash State University, Russia, Cheboksary (aba_20@bk.ru).

IVANOVA ANNA - 3rd year Student of the Economics Faculty, Chuvash State University, Russia, Cheboksary (ivanovatv85@mail.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.