Научная статья на тему 'Развитие экспорта в России и Беларуси: структурные особенности и реализация возможностей инфраструктурной поддержки'

Развитие экспорта в России и Беларуси: структурные особенности и реализация возможностей инфраструктурной поддержки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
250
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
NON-PRIMARY NON-ENERGY EXPORTS / EXPORT SUPPORT TOOLS / STATISTICAL INDICATORS OF EXPORTS / INDICATORS OF EXPORT ACTIVITY / НЕСЫРЬЕВОЙ НЕЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭКСПОРТ / ИНСТРУМЕНТЫ ПОДДЕРЖКИ ЭКСПОРТА / СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭКСПОРТА / ИНДИКАТОРЫ ЭКСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковалева Е. Н.

Внешние вызовы и внутренняя ситуация в экономике России 2014-2016 гг. обострили системные проблемы в сфере внешнеэкономической деятельности и обусловили принятие экстренных мер по реорганизации инфраструктуры поддержки несырьевого неэнергетического экспорта и механизмов его стимулирования. Несмотря на то, что в целях интеграции разрозненных ранее функций финансовой и нефинансовой поддержки экспорта в 2015 г. была создана группа компаний Российского экспортного центра (РЭЦ), деятельность которой положительно сказалась на активизации экспорта российских предприятий, продолжают оставаться актуальными задачи увеличения объемов экспорта и совершенствования механизмов институциональной финансовой и нефинансовой поддержки экспортеров-субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Цель исследования носила поисково-описательный характер и была определена как выявление точек роста несырьевого неэнергетического экспорта и совершенствование методов инфраструктурной поддержки субъектов МСП России. В качестве объекта сопоставительного анализа были использованы показатели экспорта и институциональной поддержки Республики Беларусь как государства, являющегося членом ЕАЭС и СНГ, сопоставимого по исходным стартовым позициям, статусу страны с переходной экономикой, при этом имеющего ограниченные природные ресурсы. В ходе исследования были использованы общенаучные методы, в частности, сравнительный и сопоставительный анализ, синтез, дедукция, индукция, обобщение, аналогия; а также прикладные методы маркетинговых исследований и статистический анализ данных. В результате исследования были выявлены существенные различия показателей экспорта двух стран и отличия в механизмах инфраструктурной поддержки, что позволило предложить направления дальнейшего развития российских институтов поддержки и совершенствования механизмов активизации экспортной активности российских предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Export development in Russia and Belarus: structural features and implementation of infrastructure support opportunities

External challenges and the internal situation in the Russian economy in 2014-2016 exacerbated systemic problems in the sphere of foreign economic activity and led to the adoption of emergency measures to reorganize the infrastructure to support non-oil non-energy exports and mechanisms to stimulate them. Despite the fact that in order to integrate the previously disparate functions of financial and non-financial support for non-oil non-energy exports in 2015, was created the group of companies of the Russian export center (REC), which had a positive impact on the revitalization of the export of Russian enterprises continue to be valid objectives of increasing exports and improving the mechanisms of institutional financial and non-financial support for exporters and small and medium-sized enterprises (SMEs). The purpose of the study was search and descriptive in nature and was defined as identifying points of growth in the potential of non-resource non-energy exports and improving the methods of infrastructure support for SMEs in Russia. As an object of comparative analysis, the indicators of export and institutional support of the Republic of Belarus as a member state of the EAEU and the CIS, comparable in initial starting positions, the status of a country with a transition economy, while having limited natural resources, were used. The research used General scientific methods, in particular, comparative and comparative analysis, synthesis, deduction, induction, generalization, analogy; as well as applied methods of marketing research and statistical data analysis. As a result of the study, significant differences in the export performance of the two countries and differences in the mechanisms of infrastructure support were revealed, which allowed to propose directions for further development of Russian support institutions and improvement of mechanisms for enhancing the export activity of Russian enterprises.

Текст научной работы на тему «Развитие экспорта в России и Беларуси: структурные особенности и реализация возможностей инфраструктурной поддержки»

УДК 339.564

Развитие экспорта в России и Беларуси: структурные особенности и реализация возможностей инфраструктурной поддержки

Канд. экон. наук Ковалева Е.Н. [email protected] Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова Смоленский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова 214030, Россия, г. Смоленск, ул. Нормандия-Неман, д.21

Внешние вызовы и внутренняя ситуация в экономике России 2014-2016 гг. обострили системные проблемы в сфере внешнеэкономической деятельности и обусловили принятие экстренных мер по реорганизации инфраструктуры поддержки несырьевого неэнергетического экспорта и механизмов его стимулирования. Несмотря на то, что в целях интеграции разрозненных ранее функций финансовой и нефинансовой поддержки экспорта в 2015 г. была создана группа компаний Российского экспортного центра (РЭЦ), деятельность которой положительно сказалась на активизации экспорта российских предприятий, продолжают оставаться актуальными задачи увеличения объемов экспорта и совершенствования механизмов институциональной финансовой и нефинансовой поддержки экспортеров-субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Цель исследования носила поисково-описательный характер и была определена как выявление точек роста несырьевого неэнергетического экспорта и совершенствование методов инфраструктурной поддержки субъектов МСП России. В качестве объекта сопоставительного анализа были использованы показатели экспорта и институциональной поддержки Республики Беларусь как государства, являющегося членом ЕАЭС и СНГ, сопоставимого по исходным стартовым позициям, статусу страны с переходной экономикой, при этом имеющего ограниченные природные ресурсы. В ходе исследования были использованы общенаучные методы, в частности, сравнительный и сопоставительный анализ, синтез, дедукция, индукция, обобщение, аналогия; а также прикладные методы маркетинговых исследований и статистический анализ данных. В результате исследования были выявлены существенные различия показателей экспорта двух стран и отличия в механизмах инфраструктурной поддержки, что позволило предложить направления дальнейшего развития российских институтов поддержки и совершенствования механизмов активизации экспортной активности российских предприятий.

Ключевые слова: несырьевой неэнергетический экспорт, инструменты поддержки экспорта, статистические показатели экспорта, индикаторы экспортной деятельности.

DOI: 10.17586/2310-1172-2020-13-1-11-18

Export development in Russia and Belarus: structural features and implementation

of infrastructure support opportunities

Ph.D. Kovaleva E.N. [email protected] Smolensk branch of Plekhanov Russian University of Economics 214030, Russian Federation, Smolensk, Normandy-Neman str., 21

External challenges and the internal situation in the Russian economy in 2014-2016 exacerbated systemic problems in the sphere of foreign economic activity and led to the adoption of emergency measures to reorganize the infrastructure to support non-oil non-energy exports and mechanisms to stimulate them. Despite the fact that in order to integrate the previously disparate functions of financial and non-financial support for non-oil non-energy exports in 2015, was created the group of companies of the Russian export center (REC), which had a positive impact on the revitalization of the export of Russian enterprises continue to be valid objectives of increasing exports and improving the mechanisms of institutional financial and non-financial support for exporters and small and medium-sized enterprises (SMEs). The purpose of the study was search and descriptive in nature and was defined as identifying points of growth in the potential of non-

11

resource non-energy exports and improving the methods of infrastructure support for SMEs in Russia. As an object of comparative analysis, the indicators of export and institutional support of the Republic of Belarus as a member state of the EAEU and the CIS, comparable in initial starting positions, the status of a country with a transition economy, while having limited natural resources, were used. The research used General scientific methods, in particular, comparative and comparative analysis, synthesis, deduction, induction, generalization, analogy; as well as applied methods of marketing research and statistical data analysis. As a result of the study, significant differences in the export performance of the two countries and differences in the mechanisms of infrastructure support were revealed, which allowed to propose directions for further development of Russian support institutions and improvement of mechanisms for enhancing the export activity of Russian enterprises.

Keywords: non-primary non-energy exports, export support tools, statistical indicators of exports, indicators of export activity.

Введение

Вступление России в ВТО, резкое замедление темпов прироста экспорта (2% в 2012 г. и 0,5% в 2013 г.), рост доли топливно-энергетических товаров в экспорте до 70,6% в 2013 г. (53,8% в 2000 г.) высокая концентрация экспорта (на 3 основных товара в 2012 г. пришлось 68% всех поставок (51% в 2000 г.), снижение актива торгового баланса (более чем на % в 2011 и 2012 гг. [1]) уже в досанкционный период обусловили необходимость системных мер стимулирования несырьевого неэнергетического экспорта российских предприятий [2, 3, 4, 5]. В целях интеграции разрозненных ранее функций финансовой и нефинансовой поддержки несырьевого неэнергетического экспорта России в 2015 г. была создана группа компаний Российского экспортного центра, деятельность которой положительно сказалась на активизации несырьевого неэнергетического экспорта российских предприятий [6]. При этом продолжают оставаться актуальными задачи активизации несырьевого неэнергетического экспорта российских предприятий и механизмов институциональной финансовой и нефинансовой поддержки экспортеров-субъектов МСП [2, 3, 4, 5, 6].

Методы и цели исследования

Цель исследования носила поисково-описательный характер и была определена как выявление точек роста несырьевого неэнергетического экспорта и совершенствование методов инфраструктурной поддержки субъектов МСП России. В качестве объекта сопоставительного анализа были использованы показатели экспорта и инфраструктурной поддержки Республики Беларусь как государства, являющегося членом ЕАЭС и СНГ, сопоставимого по исходным стартовым позициям, статусу страны с переходной экономикой, при этом имеющего ограниченные природные ресурсы. В ходе исследования были использованы общенаучные методы исследования, в частности, сравнительный и сопоставительный анализ, синтез, дедукция, индукция, обобщение, аналогия; а также прикладные методы маркетинговых исследований и статистический анализ данных. Предметом исследования послужили показатели экспорта и институциализации инфраструктурной поддержки Российской Федерации и Республики Беларусь.

Основные показатели экспорта России и Беларуси

Россия в последние несколько лет демонстрирует значительные колебания экспортной активности. С 2014 по 2016 г. - в период значительных трансформационных сдвигов внешнеэкономических отношений вследствие влияния совокупности политических и экономических факторов, - товарный экспорт России существенно снизился и в 2016 году достиг критической отметки в 285,77 млрд. долл. (здесь и далее - долл. США), составив лишь 54,3% к объему экспорта 2013 г. [4, 6]. По итогам 2018 года экспорт России вырос на 25,8 % (к показателям 2017 г.) и составил 449,3 млрд. долл. США. Сопоставимую количественную динамику демонстрируют и показатели экспорта Республики Беларусь, показавшие отрицательную динамику несколько позже - в 2015-2016 гг., - и начавшие восстанавливаться лишь в 2017-2018 гг. (табл. 1).

Таблица 1

Динамика основных показателей экспорта России и Беларуси

Российская Федерация [6] Республика Беларусь [7] Экспорт на душу населения, долл., Россия Экспорт на душу населения, долл., Беларусь Отношение гр. 7 к гр. 6

Период Объем, млрд.долл. Прирост (к преды -дущему периоду), % Объем, млрд. долл Прирост (к предыдущему периоду), %

2014 497,36 -5,44 36,08 -3 3469,6 3810,66 109,8

2015 343,51 -30,93 26,66 -26,1 2391,0 2811,97 117,6

2016 285,77 -16,81 23,53 -11,7 1953,7 2477,26 126,8

2017 357,08 +24,95 29,24 +24,3 2436,7 3121,61 128,1

2018 449,3 + 25,8 33,726 +15,32 3060,5 3553,14 116,1

Составлено автором по [6, 7, 8]

Как следует из табл. 1, и в России, и в Беларуси показатели экспорта демонстрируют положительную динамику второй год подряд, однако даже при этом по итогам 2018 г. совокупный экспорт не достиг докризисного уровня и составил 85,4% к докризисному 2013 г. в России; сходная ситуация происходит в сфере экспорта и в Беларуси - пик экспорта республики пришелся на 2012 г и составил 46,060 млрд. долл., но, несмотря на положительную динамику последних двух лет, пока не удалось достичь показателей 2012 г. (-27,7% в 2018 г. к стоимостным объемам 2012 г.).

Особо следует подчеркнуть тот факт, что по показателю экспорта на душу населения Республика Беларусь в течение всего исследуемого периода опережает Россию, в 2016 г. показатель был выше российского на 26,8%, в 2017 г. - на 28,1% и только в 2018 г. экспорт России, выросший на 25,8%, по темпам роста обогнал Республику Беларусь и позволил сократить отставание до 16,1%, при этом показатель рассчитывался с учетом сырьевой части, которой в структуре экспорта России около 70%, Беларуси - около 30%.

Стоимостной объем экспорта Беларуси по итогам 2018 г. составил около 7,5% от объема российского экспорта, при этом объем ВВП Республики Беларусь составляет примерно 3% ВВП Российской Федерации. Следует отметить, что один из важнейших относительных показателей - валовой объем экспорта в стоимостном выражении на душу населения, - в Беларуси значительно выше российского и составил 128,1% в 2017 г. и 116,1 % к соответствующему показателю Российской Федерации по итогам 2018 г. (табл. 1). Стоимостной объем несырьевого неэнергетического экспорта Российской Федерации последние четыре года демонстрирует положительную динамику, однако сопоставление с показателем экспорта Республики Беларусь за 2018 г. за минусом сырьевой части (около 38 млрд. долл.) свидетельствует об отношении несырьевого неэнергетического экспорта России и Беларуси в соотношении примерно 4 к 1. При этом все остальные социально-экономические характеристики (ВВП, ВНП, численность населения, наличие природных ресурсов и др.) России и Беларуси далеки от подобного соотношения.

Имеет значительные отличия и географическая структура экспорта двух стран. Сопоставление географии экспортно-импортных операций России и Беларуси представлено в табл. 2.

Таблица 2

Экспортно-импортные операции России и Беларуси (млн. долл. США) [7]

2016 2017*

всего страны Содружества другие страны мира всего страны Содружества другие страны мира

Экспорт

РБ 23 538 14 648 8 890 29 267 17 495 11 772

структура, % 100 62,23 37,77 100 59,78 40,22

РФ 285 772 37 829 247 944 359 885 46 115 313 770

структура, % 100 13,24 86,76 100 12,81 87,19

Импорт

РБ 27 610 16 546 11 064 34 231 21 068 13 163

структура, % 100 59,93 40,07 100 61,55 38,45

РФ 182 347 19 622 162 725 228 651 24 467 204 184

структура, % 100 10,76 89,24 100 10,70 89,30

Сальдо

РБ -4 072 -1 898 -2 174 -4 964 -3 573 -1 391

РФ 103 425 18 207 85 219 131 234 21 648 109 586

*данные за 2018 г. на момент проведения исследования в официальных источниках не представлены

Как следует из табл. 2, экспорт Беларуси в страны СНГ составляет около 60%, в то время как экспорт России в эту группу стран - лишь около 13%. Низкий процент доли стран СНГ в структуре экспорта России, с одной стороны, является следствием его значительной сырьевой составляющей, с другой стороны, низкой государственной активности на хорошо знакомых рынках стран СНГ, где Беларусь чувствует себя достаточно уверенно, в немалой степени за счет низких цен [15,16]. В то же время для Республики Беларусь остается актуальной географическая, товарная и технологическая диверсификация экспорта. Национальной программой поддержки и развития экспорта поставлена задача обеспечения постепенного достижения к 2020 г. равного (1/3 -1/3 - 1/3) распределения поставок на рынки стран ЕАЭС, ЕС и прочих государств, в том числе так называемых стран «дальней дуги» [16].

Следует отметить, что по итогам 2018 г. значительный прирост продемонстрировал экспорт сырья России (на 33,0 % к 2017 г. [1]), несырьевой экспорт в 2018 г. составил 235,0 млрд. долл. и показал менее значительный, но интенсивный рост (+ 19,5 % по сравнению с 2017 г.). Наибольший рост стоимостных объемов зафиксирован по нефтепродуктам -19,9 млрд. долл. (+34,1 %) [1]. Несырьевой неэнергетический экспорт в 2018 г. по сравнению с 2017 годом увеличился на 11,7 % до 149,4 млрд. долл., здесь наибольший рост был зафиксирован по следующим позициям: полуфабрикаты стальные, пиломатериалы, чугун, рафинированная медь, древесная целлюлоза [1], т.е. по несырьевой продукции нижних переделов. При этом готовая высокотехнологичная продукция не демонстрирует таких темпов роста.

Товарная структура экспорта Беларуси характеризуется высокой долей готовой продукции со значительным количеством звеньев в цепочке создания добавленной стоимости. Минеральные продукты составили лишь около 25,9% объема экспорта по итогам 2018 г., что характерно для ряда развитых стран. Не менее 16,5% стоимостного объема экспортируемой из Беларуси продукции составляет несырьевая продукция верхних переделов, не менее 42% - товары нижнего и среднего переделов. Лидерами экспорта из Беларуси в Россию являются легковые и грузовые автомобили, тракторы и седельные тягачи, сельскохозяйственная техника, части и принадлежности для автомобилей и тракторов, трансформаторы, полимеры этилена, провода изолированные, кабели, бытовая аппаратура телевизоры, мониторы и проекторы, холодильники, морозильники и холодильное оборудование, мебель, включая медицинскую, чулочно-носочные изделия, обувь, лекарственные средства, готовые пищевые продукты из муки, крупы, крахмал, мясо и мясные субпродукты, молоко и др. продукты питания глубокой обработки [7]. В структуре экспорта из Беларуси в Россию практически отсутствуют товары нижнего и среднего переделов, преобладают промышленные товары с многоступенчатой переработкой, что равномерно обеспечивает основные отрасли экономики страны необходимыми для их стабильного состояния составляющими (занятость населения, налоги, логистическая и финансовая инфраструктура и т.д.).

Россия экспортирует в Беларусь ряд товаров, в структуре которых также, как и в общей структуре российского экспорта, преобладают топливно-энергетические товары, сырье и полуфабрикаты (73,9%, в т.ч. нефть сырая, нефтепродукты, природный газ, сжиженный газ). Товары глубокой степени переработки в

структуре экспорта России в Республику Беларусь составляют лишь 26,1% (в порядке убывания по удельному весу в структуре экспорта): полимеры пропилена, спирты ациклические, их производные, шины, серные металлы, трубы из черных металлов, металлоконструкции из черных металлов, части и принадлежности для автомобилей и тракторов, аппаратура связи и части к ней, двигатели и генераторы электрические, телевизоры, мониторы и проекторы, арматура для трубопроводов, автомобили легковые [6]), что способно оказывать значительно меньшее позитивное влияние от экспортной составляющей на экономику России в целом, в отличие от Беларуси.

Таким образом, сопоставительный анализ основных показателей и индикаторов развития экспорта России и Беларуси позволил выявить следующие отличительные особенности экспорта двух стран (табл. 3).

Таблица 3

Отличительные особенности экспорта России и Беларуси

Республика Беларусь Российская Федерация

Несырьевая структура экспорта (менее 35% ТЭТ в экспорте) Сырьевая структура экспорта (более 60% ТЭТ в экспорте)

Устойчивая ориентация экспорта на страны СНГ (60% без значительных колебаний за последние 5 лет) Страны СНГ не являются доминирующими в географической структуре экспорта (менее 13%)

Преобладание в структуре несырьевого неэнергетического экспорта товарных групп среднего и верхнего переделов Преобладание в структуре несырьевого неэнергетического экспорта товарных групп нижнего и среднего переделов

Высокая географическая концентрация экспорта: на долю пяти стран приходится около 70 % общего объема экспорта товаров Умеренная географическая концентрация экспорта

Стратегия ценового демпинга на рынках стран СНГ по некоторым товарным группам (по сравнению с другими странами ЕАЭС) Стратегия нейтральных/высоких цен на рынках стран СНГ (по сравнению с другими странами ЕАЭС) без явных конкурентных преимуществ

Стабильно больший по сравнению с Россией объем экспорта на душу населения

Следовательно, белорусская практика экспортной деятельности как государства, сопоставимого по исходным стартовым позициям, статусу страны с переходной экономикой, при этом имеющего ограниченные природные ресурсы, может быть интересна с позиции бенчмаркингового анализа и заимствования эффективных практик институциализации, финансовой и информационной поддержки экспортной деятельности.

Инфраструктурная поддержка экспорта: российская и белорусская практики

После вступления России в ВТО активизировалась институционализация деятельности в области поддержки и развития несырьевого неэнергетического экспорта. С 90-х годов экспортная деятельность российских предприятий «курировалась» Минпромторгом, Торгово-промышленной палатой, группой ВЭБ. На уровне регионов экспортная деятельность не курировалась и не оценивалась, до сих пор в КР1 губернаторов достижение установленных индикаторов в сфере экспорта региона напрямую не включены [14]. В 2015 г. была создана группа Российского экспортного центра, которая интегрировала усилия по финансовой и нефинансовой поддержке экспорта российских предприятий. В группу РЭЦ вошли АО «Экспортное страховое агентство России» (ЭКСАР) и Государственный специализированный российский экспортно-импортный банк (РОСЭКСИМБАНК), которые оказывают кредитную и страховую поддержку экспортерам и их зарубежным партнерам [6]. Кроме того, РЭЦ создал мощную интернет-площадку, представляющую собой базу данных по анализу рынков, тендерам, техническим барьерам, сертификации и омологации продукции, брендированию и другим аспектам экспортной деятельности, оказывая консультации в режиме «единого окна» субъектам МСП и осуществляя постоянную обратную связь с экспортерами. Некоторые задачи, как и прежде делегированы Торгово-промышленной палате (в т.ч. региональным отделениям), а также Центрам поддержки экспорта, создаваемым в регионах в последние три года.

Белорусская практика поддержки экспорта носит скорее дедуктивный характер и движется от политических и экономических интересов государства в области национальной, экономической и продовольственной безопасности к интересам организаций и предприятий [9, 10, 11, 17]. Благодаря выполнению

положений Национальной программы развития экспорта Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы удалось достичь положительного сальдо внешней торговли товарами и услугами; началась реализация НЭП (Китайско-Белорусский индустриальный парк, «Индустриальный парк «Великий камень»); выросло количество экспортных товарных позиций; были созданы сборочные производства за рубежом, обеспечено вхождение экспорториентированных белорусских организаций в транснациональные структуры); выросла конкурентоспособность предприятий и отраслей белорусской экономики. Однако запланированный Нацпроектом рост экспорта в 2,2 к 2015 г. не был достигнут, показав, как было представлено ранее, отрицательную динамику с 2013 по 2016 гг. [12, 13], что стало результатом влияния в большей степени факторов внешней макросреды.

В Беларуси создана и успешно функционирует система инфраструктурной (финансовой и нефинансовой) поддержки экспорта [12, 13, 15, 16, 17], большая часть элементов которой была создана более 20 лет назад и позволяет белорусским ведомственным и частным предприятиям получать адресную поддержку в части подготовки и реализации экспортных проектов. Важной отличительной особенностью системы поддержки экспорта является ее вертикальный характер - от интересов и партнерских отношений государства и возможностей соответствующих отраслей экономики в сочетании с НИОКР к интересам конкретных предприятий. Отдельно стоит отметить деятельность созданного более 20 лет назад Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен, который призван обеспечивать конкурентоспособность белорусских товаров и услуг и находить оптимальные рынки сбыта (в России сопоставимые услуги начали комплексно оказываться только с появлением РЭЦ в 2015 г.). Поддержка может носить как финансовый, так и нефинансовый характер (в форме информационно-маркетинговых и консалтинговых услуг) и осуществляется следующими организациями:

- Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен (НЦМиКЦ) Министерства иностранных дел Республики Беларусь;

- Портал информационной поддержки экспорта Республики Беларусь;

- Белорусская торгово-промышленная палата (БелТПП);

- БРУПЭИС «Белэксимгарант»;

- ОАО «Промагролизинг»;

- Межправительственные комиссии (комитеты, советы), Советы делового сотрудничества с зарубежными странами;

- Областные центры маркетинга;

- Администрации свободных экономических зон (СЭЗ) по регионам.

В отличие от Беларуси, в России до сих пор не разработана Национальная программа развития экспорта, что, по мнению опрошенных нами представителей субъектов МСП, препятствует системной и комплексной работе по формированию экспортного предложения, минимизации рисков и обеспечению долгосрочности экспортных проектов. Представители субъектов МСП рассматривают риски при реализации экспортных проектов как существенные и видят национальную политику и стратегические отраслевые решения в этой области ключевыми факторами повышения интенсивности экспортной деятельности для своих предприятий [5].

Можно утверждать, что для инфраструктуры поддержки экспорта Республики Беларусь характерен вертикально-интегрированный дедуктивный централизованный подход к организации экспортной деятельности (органы гос. управления - отрасль - субъект экономики), а для российской системы - индуктивно-матричный подход, без четкой централизации и разграничения ответственности. Можно утверждать, что российская практика финансовой и нефинансовой поддержки экспорта имеет некоторые спорные моменты эффективности:

- минимизирована отраслевая составляющая экспортной политики на уровне государства и регионов;

- нефинансовая помощь носит заявительный характер, т.е. не обладающими информацией не может быть получена;

- существуют лимиты нефинансовой помощи и ограничения финансовой поддержки;

- несовершенны образовательные проекты (общий характер образовательных курсов РЭЦ, отсутствие отраслевой специфики, отсутствие сегментации при наборе слушателей);

- сложность в получении достоверной информации по стоимостным затратам и рискам экспортного проекта (маркетинговым, финансовым, правовым, логистическим, таможенным и др.).

Часть проблем способно решить внедрение Региональных стандартов экспорта и акселерационных программ (запущены в пилотном режиме в нескольких субъектах РФ), однако это не снимает вопроса о формировании и внедрении комплексной политики и стратегии развития, отраслевой направленности и системности поддержки экспорта. Разработанные Паспорта проектов развития экспорта в сфере АПК и образования так и не привели к принятию соответствующих документов, оставляя вопрос политики и стратегических решений без четкого ответа, не делегировав полноту ответственности конкретным субъектам инфраструктурной поддержки экспорта России.

Заключение

Сопоставительный анализ экспортной деятельности России и Республики Беларусь в части общих показателей экспорта и инфраструктурной поддержки позволил выявить «точки роста» экспортного потенциала и определить направления совершенствования методов инфраструктурной поддержки российских экспортеров-субъектов МСП несырьевого неэнергетического сектора, среди которых можно выделить следующие.

1. Утверждение Стратегии экспортной деятельности Российской Федерации и отдельных регионов на среднесрочный период.

2. Активизация НИОКР в области исследования международных рынков, международного бенчмаркинга, специфики глобальной конкурентоспособности и возможностей отраслей экономики интегрироваться в глобальное мировое пространство.

3. Внедрение схемы поддержки экспортных проектов субъектов МСП «РЭЦ-отрасль-регион-субъекты МСП» в качестве матричной структуры обеспечения реализации Стратегии развития экспорта (в отличии от текущей с различным ведомственным подчинением).

4. Выявление, оценка и распространение лучших практик стимулирования экспортной активности субъектов МСП в регионах (в том числе на основе бенчмаркинга системы поддержки и активизации экспортной активности субъектов МСП несырьевого неэнергетического сектора других стран), грантовое поощрение и ПР-поддержка авторов подобных практик в регионах России.

5. Выявление, моделирование, апробация и освоение современных методик реализации экспортных проектов субъектов МСП.

Проведенное исследорвание дает основания утверждать, что дальнейшая работа по изучению практик инфраструктурной поддержки экспортной активности субъектов МСП несырьевого неэнергетического сектора экономики на основе бенчмаркингового анализа является необходимым условием совершенствования инфраструктурной поддержки и усиления экспортной активности российских предприятий.

Литература

1. Портал внешнеэкономической информации Министерства экономического развития Российской Федерации. Режим доступа: https://www.gks.ru.

2. Дедкова Е.Г. Несырьевой экспорт в России: современное состояние и перспективы развития // Экономические и гуманитарные науки. 2017. № 9 (308). С. 101-107.

3. Якушев Н.О. Несырьевой экспорт союзного государства как фактор экономического развития территории России и Беларуси // Проблемы развития территории. 2018. № 5 (97). С. 41-54.

4. Ковалева Е.Н., Оганова А.А. Несырьевой неэнергетический экспорт России макро- и мезоуровня: основные тенденции развития и направления поддержки // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2018. № 2. С. 36-45.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Оганова А.А., Ковалева Е.Н. Оценка экспортного потенциала субъектов МСП несырьевого неэнергетического сектора экономики // Научные труды Вольного экономического общества России. 2018. Т. 212. № 4. С. 163-178.

6. Официальный сайт Российского экспортного центра. Режим доступа: https://www.exportcenter.ru

7. Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь Режим доступа: http://www.belstat.gov.by.

8. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации. Режим доступа: https://www.gks.ru.

9. Матвиенко Е.Ф. Меры стимулирования экспорта несырьевых товаров Республики Беларусь // В сборнике: Инновационные процессы в современной науке Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Под общей редакцией А.И. Вострецова. 2017. С. 257-262.

10. Дайнеко А.Е., Абрамчук Н.А., Береснев Д.В. Научные основы диверсификации экспорта товаров Республики Беларусь // Доклады Национальной академии наук Беларуси. 2016. Т. 60. № 1. С. 116-122.

11. Еловая Е.М. Механизм государственного стимулирования товарного экспорта в Республике Беларусь // Современные евразийские исследования. 2016. № 4. С. 77-85.

12. Национальная программа поддержки и развития экспорта Республики Беларусь на 2016-2020 годы. Утверждено Постановление Совета Министров Республики Беларусь 01.08.2016 № 604.

13. Национальная программа развития экспорта Республики Беларусь на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 мая 2011 г. № 656 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 60, 5/33840)

14. Указ Президента Российской Федерации от 25.04.2019 № 193 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти)

субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201904260005?index=0&rangeSize=1

15. Кураш И.В. Современное состояние внешней торговли и перспективы реализации национальной программы поддержки и развития экспорта Республики Беларусь на 2016-2020 гг. / Труды БГТУ Серия 5 № 1 2017 С. 35-40.

16. Шалупаева Н.С. Прямые иностранные инвестиции и развитие высокотехнологичного экспорта: опыт стран Вышеградской группы и Беларуси / Друкеровский вестник. 2017. № 5 (19). С. 186-195.

17. Ткалич Т.А. Моделирование сценариев долгосрочного прогнозирования экспорта Республики Беларусь до 2030 года // Право. Экономика. Психология. 2017. № 1 (6). С. 33-42.

Reference

1. Portal vneshneekonomicheskoj informacii Ministerstva ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii. Rezhim dostupa: https://www.gks.ru.

2. Dedkova E.G. Nesyr'evoj eksport v Rossii: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya // Ekonomicheskie i gumanitarnye nauki. 2017. № 9 (308). S. 101-107.

3. YAkushev N.O. Nesyr'evoj eksport soyuznogo gosudarstva kak faktor ekonomicheskogo razvitiya territorii Rossii i Belarusi // Problemy razvitiya territorii. 2018. № 5 (97). S. 41-54.

4. Kovaleva E.N., Oganova A.A. Nesyr'evoj neenergeticheskij eksport Rossii makro- i mezourovnya: osnovnye tendencii razvitiya i napravleniya podderzhki // Nauchnyj zhurnal NIUITMO. Seriya: Ekonomika i ekologicheskij menedzhment. 2018. № 2. S. 36-45.

5. Oganova A.A., Kovaleva E.N. Ocenka eksportnogo potenciala sub"ektov MSP nesyr'evogo neenergeticheskogo sektora ekonomiki // Nauchnye trudy Vol'nogo ekonomicheskogo obshchestva Rossii. 2018. T. 212. № 4. S.163-178.

6. Oficial'nyj sajt Rossijskogo eksportnogo centra. Rezhim dostupa: https://www.exportcenter.ru

7. Oficial'nyj sajt Nacional'nogo statisticheskogo komiteta Respubliki Belarus' Rezhim dostupa: http://www.belstat.gov.by.

8. Oficial'nyj sajt Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki Rossijskoj Federacii. Rezhim dostupa: https: //www .gks.ru.

9. Matvienko E.F. Mery stimulirovaniya eksporta nesyr'evyh tovarov Respubliki Belarus' // V sbornike: Innovacionnye processy v sovremennoj nauke Materialy Mezhdunarodnoj (zaochnoj) nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obshchej redakciej A.I. Vostrecova. 2017. S. 257-262.

10. Dajneko A.E., Abramchuk N.A., Beresnev D.V. Nauchnye osnovy diversifikacii eksporta tovarov Respubliki Belarus' // Doklady Nacional'noj akademii nauk Belarusi. 2016. T. 60. № 1. S. 116-122.

11. Elovaya E.M. Mekhanizm gosudarstvennogo stimulirovaniya tovarnogo eksporta v Respublike Belarus' // Sovremennye evrazijskie issledovaniya. 2016. № 4. S. 77-85.

12. Nacional'naya programma podderzhki i razvitiya eksporta Respubliki Belarus' na 2016-2020 gody. Utverzhdeno Postanovlenie Soveta Ministrov Respubliki Belarus' 01.08.2016 № 604.

13. Nacional'naya programma razvitiya eksporta Respubliki Belarus' na 2011-2015 gody, utverzhdennoj postanovleniem Soveta Ministrov Respubliki Belarus' ot 23 maya 2011 g. № 656 (Nacional'nyj reestr pravovyh aktov Respubliki Belarus', 2011 g., № 60, 5/33840)

14. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 25.04.2019 № 193 "Ob ocenke effektivnosti deyatel'nosti vysshih dolzhnostnyh lic (rukovoditelej vysshih ispolnitel'nyh organov gosudarstvennoj vlasti) sub"ektov Rossijskoj Federacii i deyatel'nosti organov ispolnitel'noj vlasti sub"ektov Rossijskoj Federacii" http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201904260005?index=0&rangeSize=1

15. Kurash I.V. Sovremennoe sostoyanie vneshnej torgovli i perspektivy realizacii nacional'noj programmy podderzhki i razvitiya eksporta Respubliki Belarus' na 2016-2020 gg. / Trudy BGTU Seriya 5 № 1 2017 S. 35-40.

16. Shalupaeva N.S. Pryamye inostrannye investicii i razvitie vysokotekhnologichnogo eksporta: opyt stran Vyshegradskoj gruppy i Belarusi / Drukerovskij vestnik. 2017. № 5 (19). S. 186-195.

17. Tkalich T.A. Modelirovanie scenariev dolgosrochnogo prognozirovaniya eksporta Respubliki Belarus' do 2030 goda // Pravo. Ekonomika. Psihologiya. 2017. № 1 (6). S. 33-42.

Статья поступила в редакцию 17.12.2019 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.