Научная статья на тему 'ФИНАНСИРОВАНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА COVID-19'

ФИНАНСИРОВАНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
342
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ФИНАНСЫ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПАНДЕМИЯ КОРОНАВИРУСА COVID-19 / КРИЗИС / СТАРТАПЫ / ИННОВАЦИИ / КРЕДИТ / НАЛОГИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михайлюк Марина Николаевна, Ашинова Марина Казбековна, Наик Мухаммад

Пандемия COVID-19 вызвала большие гуманитарные и финансовые издержки во всем мире, которые продолжают расти. Чтобы защитить жизни и позволить системам здравоохранения справиться с этой болезнью, потребовались меры изоляции, ограничения на передвижение людей и массовые закрытия объектов с целью замедлить распространение вируса. Таким образом, кризис в сфере здравоохранения серьезно сказывается на экономической активности. В результате пандемии в 2020 году произошло резкое сокращение мировой экономики. Наиболее уязвимым в условиях пандемии оказался малый и средний бизнес. Цель написания статьи - с помощью оценки состояния и направлений господдержки малого и среднего предпринимательства предложить возможности его финансирования в условиях пандемии коронавируса COVID-19. При этом использованы современные методы научного познания: анализ, синтез, индукция, абстракция. В статье обоснована важность и значение сохранения и развития малого и среднего предпринимательства для экономики страны в условиях пандемии коронавируса COVID-19. Исследована инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства на всех уровнях власти. Рассмотрено количество субъектов МСП, количество занятых в них, а также их доступ к финансовым ресурсам. Проанализированы направления господдержки малого и среднего бизнеса, такие как освобождение от налогов; субсидии на выплату зарплат; скидка в 12 130 рублей для ИП на выплату страховых взносов; кредиты на зарплаты, разного рода отсрочки и скидки при аренде государственного или муниципального имущества; мораторий на инициирование дел по банкротству; для самозанятых - возврат уплаченного за 2019 год налога и «налоговый капитал» в 12 130 рублей на текущий год. Выявлены недоработки данных методов государственной поддержки, на основании которых разработаны предложения по развитию предпринимательской инициативы: прирост добавленной стоимости в секторе МСП опережающими темпами по сравнению с ростом всей экономики; наращивание инновационного, творческого и экспортного потенциала МСП; расширение круга потенциальных предпринимателей в составе трудоспособного населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Михайлюк Марина Николаевна, Ашинова Марина Казбековна, Наик Мухаммад

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES FINANCING IN THE CONDITIONS OF THE COVID-19 CORONAVIRUS PANDEMIC

The COVID-19 pandemic has caused large humanitarian and financial costs around the world that continue to rise. To protect lives and enable health care services to cope with the disease and to slack the spread of the virus, isolation measures, movement restrictions and massive closures were required. Thus, crisis in the health care system is seriously affecting economic activity. As a result of the pandemic, the global economy contracted sharply in 2020. Small and medium-sized businesses became the most vulnerable ones in the pandemic period. The purpose of the article is to offer opportunities for financing small and medium-sized businesses in the conditions of the COVID-19 coronavirus pandemic by assessing the state and directions of state support. At the same time, modern methods of scientific knowledge have been used: analysis, synthesis, induction, abstraction. The article substantiates the importance and significance of the preservation and development of small and medium-sized businesses for the state economy in the conditions of the COVID-19 coronavirus pandemic. The infrastructure for supporting small and medium-sized businesses at all levels of government has been investigated. The number of small and medium-sized businesses, quantity of the employed, as well as their access to financial resources has been considered. The directions of state support for small and medium-sized businesses have been analyzed, such as tax exemption; subsidies for the payment of salaries; discount of 12,130 rubles for individual entrepreneurs to pay insurance premiums; loans for salaries, various kinds of deferrals and discounts when renting state or municipal property; a moratorium on the initiation of bankruptcy cases; for the self-employed - a tax refund for 2019 and «tax capital» of 12,130 rubles for the current year. The shortcomings of these methods of state support have been identified, and proposals for the development of entrepreneurial initiative developed: an increase in value added in small and medium-sized businesses at a faster pace compared to the growth of the entire economy; building an innovative, creative and export potential of small and medium-sized businesses; expanding the circle of potential entrepreneurs among the working-age population.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСИРОВАНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА COVID-19»

https://doi.org/10.47370/2072-0920-2021-17-2-101-110 УДК 338.22:616.98

Ссс)][

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ / ORIGINAL ARTICLE

ФИНАНСИРОВАНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА СОУЮ-19

Марина Н. Михайлюк1, Марина К. Ашинова2, Мухаммад Наик2

'Сочинский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский университет дружбы народов»; ул. Куйбышева, д. 32, г. Сочи, 354340, Российская Федерация

2ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет»; ул. Первомайская, д. 191, г. Майкоп, 385000, Российская Федерация

Аннотация. Пандемия СОУШ-19 вызвала большие гуманитарные и финансовые издержки во всем мире, которые продолжают расти. Чтобы защитить жизни и позволить системам здравоохранения справиться с этой болезнью, потребовались меры изоляции, ограничения на передвижение людей и массовые закрытия объектов с целью замедлить распространение вируса. Таким образом, кризис в сфере здравоохранения серьезно сказывается на экономической активности. В результате пандемии в 2020 году произошло резкое сокращение мировой экономики. Наиболее уязвимым в условиях пандемии оказался малый и средний бизнес. Цель написания статьи - с помощью оценки состояния и направлений господдержки малого и среднего предпринимательства предложить возможности его финансирования в условиях пандемии коронавируса СОУШ-19. При этом использованы современные методы научного познания: анализ, синтез, индукция, абстракция. В статье обоснована важность и значение сохранения и развития малого и среднего предпринимательства для экономики страны в условиях пандемии коронавируса СОУЮ-19. Исследована инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства на всех уровнях власти. Рассмотрено количество субъектов МСП, количество занятых в них, а также их доступ к финансовым ресурсам. Проанализированы направления господдержки малого и среднего бизнеса, такие как освобождение от налогов; субсидии на выплату зарплат; скидка в 12 130 рублей для ИП на выплату страховых взносов; кредиты на зарплаты, разного рода отсрочки и скидки при аренде государственного или муниципального имущества; мораторий на инициирование дел по банкротству; для самозанятых - возврат уплаченного за 2019 год налога и «налоговый капитал» в 12 130 рублей на текущий год. Выявлены недоработки данных методов государственной поддержки, на основании которых разработаны предложения по развитию предпринимательской инициативы: прирост добавленной стоимости в секторе МСП опережающими темпами по сравнению с ростом всей экономики; наращивание инновационного, творческого и экспортного потенциала МСП; расширение круга потенциальных предпринимателей в составе трудоспособного населения.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, финансы, предпринимательство, пандемия коронавируса СОУГО-19, кризис, стартапы, инновации, кредит, налоги

Для цитирования: Михайлюк М.Н, Ашинова М.К.. Наик Мухаммад. Финансирование малого и среднего бизнеса в условиях пандемии коронавируса СО¥Ю-19 Новые технологии. 2021. Т. 17, № 2. С. 101-110. https://doi.org/10.47370/2072-0920-2021-17-2-101-110

SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES FINANCING IN THE CONDITIONS OF THE COVID-19 CORONAVIRUS PANDEMIC

Marina N. Mikhailyuk1, Marina K. Ashinova2, Muhammad Naik2

'Sochi Institute (a branch) of the federal state autonomous educational institution of higher education «Peoples' Friendship University of Russia»;

32 Kuibyshev str., Sochi, 354340, the Russian Federation 2FSEEI HE «Maykop State Technological University»;

191 Pervomaiskava str., Maykop, 385000, the Russian Federation

Annotation. The COVID-19 pandemic has caused large humanitarian and financial costs around the world that continue to rise. To protect lives and enable health care services to cope with the disease and to slack the spread of the virus, isolation measures, movement restrictions and massive closures were required. Thus, crisis in the health care system is seriously affecting economic activity. As a result of the pandemic, the global economy contracted sharply in 2020. Small and medium-sized businesses became the most vulnerable ones in the pandemic period. The purpose of the article is to offer opportunities for financing small and medium-sized businesses in the conditions of the COVID-19 coronavirus pandemic by assessing the state and directions of state support. At the same time, modern methods of scientific knowledge have been used: analysis, synthesis, induction, abstraction. The article substantiates the importance and significance of the preservation and development of small and medium-sized businesses for the state economy in the conditions of the COVID-19 coronavirus pandemic. The infrastructure for supporting small and medium-sized businesses at all levels of government has been investigated. The number of small and medium-sized businesses, quantity of the employed, as well as their access to financial resources has been considered. The directions of state support for small and medium-sized businesses have been analyzed, such as tax exemption; subsidies for the payment of salaries; discount of 12,130 rubles for individual entrepreneurs to pay insurance premiums; loans for salaries, various kinds of deferrals and discounts when renting state or municipal property; a moratorium on the initiation of bankruptcy cases; for the self-employed - a tax refund for 2019 and «tax capital» of 12,130 rubles for the current year. The shortcomings of these methods of state support have been identified, and proposals for the development of entrepreneurial initiative developed: an increase in value added in small and medium-sized businesses at a faster pace compared to the growth of the entire economy; building an innovative, creative and export potential of small and medium-sized businesses; expanding the circle of potential entrepreneurs among the working-age population.

Keywords: small and medium businesses, finance, entrepreneurship, COVID-19 coronavirus pandemic, crisis, startups, innovation, credit, taxes

For citation; Mikhaihik MiN, Ashinova M Ku Naik Muhammad. Small and medium-sized businesses financing in the conditions of the covid-19 coronavirus pandemic // New technologies. 2021. Vol. 17, No. 2. P. 101-110. httpsy7doi.Org/10.47370/2072-0920-2021-17-2-101-110

11 марта 2020 года Всемирная организация здравоохранения объявила эпидемию, вызванную вирусом С(^УГО-19, глобальной пандемией. Российские власти для сдерживания распространения вируса

ввели запрет (ограничение) передвижения, карантин, самоизоляцию и сокращение коммерческой деятельности, включая закрытие предприятий. Данные меры значительно замедлили экономическую

активность в стране и оказали негативное влияние на бизнес. Особенно они отразились на сфере услуг и торговле непродовольственными товарами, где предприятия были вынуждены остановить свою деятельность. Некоторые малые и средние предприятия не смогли «пережить» ограничительных мер, направленные на борьбу с пандемией.

Малое предпринимательство играет существенную роль в экономике страны. Обычно предпринимательство воспринимают как важный фактор обеспечения занятости населения, иногда как некоторый компенсационный инструмент на региональных рынках труда. Однако мы полагаем, что миссия предпринимательства в экономике существенно шире [1]:

• малое и среднее предпринимательство (МСП) является важнейшим источником новых идей для экономики. Здесь формируются технологические старта-пы и прорывные инновации. Вновь созданные компании лучше улавливают перспективный спрос и тем самым открывают новые направления экономического роста;

• с расширением процессов цифровой трансформации даже небольшой бизнес становится глобальным и способным к включению в глобальные цепочки добавленной стоимости. С учетом вероятной трансформации многих цепочек в посткризисный период небольшие компании могут стать основой быстрой перестройки сетей поставок;

• наряду со статическим вкладом в экономику роль предпринимательства исключительно важна с позиций обеспечения высоких темпов роста. Именно в секторе малого и среднего бизнеса наблюдается такой феномен, как быстрорастущие компании - «газели»;

• именно предпринимательство может стать важнейшим инструментом обеспечения экономической успешности граждан, реализации гибких траекторий развития для населения различных возрастов и компетенций.

Развитие малого и среднего бизнеса является важным приоритетом экономической политики государства. За последние десятилетия была создана инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства на всех уровнях власти. Ведущим институтом для оказания финансовой поддержки субъектам МСП является Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства (Корпорация МСП), входящая в структуру Минэкономразвития.

Задачи развития предпринимательства неоднократно выдвигались в качестве приоритетных в российской экономической политике. Однако, несмотря на активное обсуждение проблем развития малого и среднего предпринимательства, множество реализуемых мер поддержки, малый и средний бизнес пока играет ограниченную роль в российской экономике: в 2019 г. его вклад в ВВП составил 21,9%, в несырьевой экспорт - 8,8%, в занятость - 25%. В то же время в развитых экономиках сектор МСП занимает половину и более экономики: так, в Германии он обеспечивает 55 % ВВП, в США - 44%, в странах ОЭСР - в среднем 33 %. В России на 10 тыс. населения приходится около 180 субъектов МСП, тогда как в Бразилии — 240, в Германии — 274, в Венгрии — 548. За последнее десятилетие рождаемость субъектов МСП незначительно изменилась, в частности, это обусловлено отсутствием существенной положительной динамики в оценке населением благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности. При этом более чем в 4 раза выросла ликвидация МСП, это определило нарастание чистой убыли МСП с 2015 г. (рис. 1).

В I полугодии 2020 года компании малого и среднего бизнеса в России находились под давлением факторов, вызвавших замедление экономики России в целом: во II квартале меры по противодействию пандемии привели к приостановке предприятий сферы услуг и торговли. Для предотвращения массовых

1 ■ м I ■

%

80 70 60 50 ¿0 30 20 10

2009 2010 2011 2012 2013 20H 2015 2016 2017 2018 2019

I^H Доля МСП в ВВП, %

Коэффициент рождаемости организаций на 1000 организаций Коэффициент официальной ликвидации организаций на 1000 организаций Благоприятные условия для предпринимательской деятельности (GEM], %

Рис. 1. 'Показатели развития сектора МСП и оценка населением благоприятных условии для предпринимательской деятельности, 2009-2019 гг. [2] Fig. 1. Indicators of the development of small and medium-sized businesses and assessment offavorable conditions for entrepreneurial activity by the population, 2009-2019 [2]

банкротств и закрытия организаций правительство поддержало ряд отраслей преференциями, включающими отсрочку по уплате налогов и льготное кредитование. В итоге негативное влияние локдауна на емкость сектора МСП оказалось ниже, чем это прогнозировалось в разгар пандемии: большинство компаний возобновили работу после завершения действия ограничительных мер.

По данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, который ведет ФНС России, в I полугодии 2020 года количество субъектов МСП сократилось на 2,6% к аналогичному периоду прошлого года - до 6,051 млн единиц.

Количество занятых в них снизилось на 2,4% - до 15,269 млн человек (таблица 1).

Количество субъектов МСП к августу 2020 года продолжило сокращаться и достигло 5,590 млн единиц. Для сравнения, 10 августа 2019 года оно составляло 5,836 млн единиц (-4,2%), в 2018 году -5,922 млн (-5,6%), в 2017 году - 5,543 млн (0,9%). Таким образом, объем сегмента

МСП фактически вернулся к уровню 2017 года; прирост, достигнутый в 2018-2019 годах, обнулился.

При этом следует отметить, что во время пандемии доступ к финансовым ресурсам смогли получить не все индивидуальные предприниматели: вследствие приостановки деятельности во время карантина, столкнувшись с сокращением выручки, занять средства для продолжения работы и выплаты зарплаты удалось не всем. Начиная со 2 квартала 2020 года, по данным Банка России, доля кредитов ИП сократилась с 20 % до 9 % и далее до 7 % в общей выдаче кредитов субъектам МСП (рис. 2).

Как результат, за год (с 10 августа 2019 года по 10 августа 2020 года) количество ИП в Реестре МСП снизилось на 3,4% - до 3,261 млн. С начала года (с 1 января по 10 августа 2020 года) сокращение составило 3,8%. Количество юридических лиц за этот же период уменьшилось на 5,3 % и 7,9 % соответственно.

Направления господдержки малого и среднего бизнеса доступны лишь предприятиям из пострадавших отраслей [5]. Это такие виды поддержки, как:

Таблица 1

Численность субъектов МСП в России [3]

Table 1

The number of SMEs in Russia [3]

Показатель на 10.08.2017 На 10.08.2018 На 10.08.2019 На 10.01.2020 На 10.08.2020 Изменение за год (10.01.2020 -10.08.2020), % Изменение за год (10.08.201910.08.2020), % Изменение за два года (10.08.2018 -10.08.2020), % Изменение за три года (10.08.2017 -10.08.2020), %

Количество субъектов МСП, млн ед. 5,5 5,9 5,8 5,9 5,6 -5,5 % -4,2 % -5,6 % 0,9 %

Численность работников, млн чел. 15,7 16,1 15,4 15,3 15,5 1,3 % 0,8 % -3,3 % -0,9 %

20.5%

0%

* ^ -P ¿p * ^ ^ "P "P "P "P "P V /Р® ^ -*>v / / ✓ /////// ** / / —♦-Доля кредитов ИП в общем объеме кредитования МСП. %

Рис. 2. Доля кредитов ГШ в общих выдачах кредитов субъектам МСП [4] Fig. 2. The share of individual entrepreneurship loans in total loans issued to SMEs [4]

- освобождение от налогов (кроме НДС и НДФЛ, по которым предприятия лишь передают налоги в бюджет) и сборов на II квартал;

- субсидии на выплату зарплат - по 12 130 рублей на работника на 2 месяца,

оформляется через ФНС. Возвращать не нужно, но и долгов собирать нельзя -тем, у кого есть долги, субсидии не дадут. Главное - сохранить 90 % персонала;

- скидка в 12 130 рублей для ИП на выплату страховых взносов;

- кредиты на зарплаты. Есть 2 программы: первая рассчитана на полгода беспроцентного периода, а вторая - с 1 июня под 2% годовых. А если предприятие сохранит 90% численности персонала целый год, то кредит возвращать не придется вообще;

- разного рода отсрочки и скидки при аренде государственного или муниципального имущества, возможность уйти на «арендные каникулы» или вообще досрочно разорвать договор аренды без штрафных санкций;

- мораторий на инициирование дел по банкротству;

- для самозанятых - возврат уплаченного за 2019 год налога и «налоговый капитал» в 12 130 рублей на текущий год.

Вариантов поддержки, на первый взгляд, может показаться много, но имеют место быть некоторые недостатки. Во-первых, это жесткая привязка к конкретным кодам по ОКВЭД (кроме самозанятых), то есть, по формальным признакам ИП или организация могут не быть признаны пострадавшими и не получат ровным счетом ничего.

Больше всего малый и средний бизнес обычно тратит средств на зарплаты, аренду и оплату поставщикам, а налоги и кредиты представляют собой далеко не самую крупную часть расходов. Так, если с зарплатами все более-менее решается, то вопросы с оплатой аренды и поставщиками для малого и среднего бизнеса остаются проблемой.

Кроме того, возвращать кредиты все равно придется, а с III квартала 2020 г. уже уплачиваются налоги. В таких условиях сохранить 80-90% штата будет сложно. Но уже ясно, что новых программ поддержки бизнеса пока не ожидается, поскольку ограничительные меры постепенно снимаются.

В связи с этим развитие предпринимательства должно рассматриваться как одна из приоритетных задач государства и всего общества на ближайшее десятилетие, при этом в качестве предложений

по развитию предпринимательской инициативы следует выделить [6]:

(1) прирост добавленной стоимости в секторе МСП опережающими темпами по сравнению с ростом всей экономики — например, не ниже 10% в реальном выражении;

(2) наращивание инновационного, творческого и экспортного потенциала МСП, в том числе за счет опережающего развития креативных индустрий, сектора высокотехнологичных услуг;

(3) расширение круга потенциальных предпринимателей в составе трудоспособного населения. В текущей политической повестке поддержка предпринимательской деятельности приоритетно нацелена на обеспечение занятости, но, по нашему мнению, необходимы также следующие дополнительные акценты (направления) в политике по развитию предпринимательства:

- повышение устойчивости МСП и поддержка быстрорастущих фирм;

- стимулирование экспортной и инновационной деятельности в МСП, содействие расширению видов деятельности;

- улучшение среды для предпринимательства, увеличение притока в МСП молодых и квалифицированных предпринимателей;

- развитие массовых предпринимательских компетенций, ориентированных не только на малые и средние предприятия, но и на самозанятых.

В качестве эффективных инструментов поддержки малого и среднего предпринимательства в условиях пандемии следует выделить следующие мероприятия:

- Поддержка быстрорастущих компаний: быстрорастущие субъекты МСП, как правило, обладают высоким технологическим уровнем производства, чаще используют современные цифровые технологии и в целом более инвестиционно активны, чем прочие субъекты МСП. В качестве меры поддержки предлагается использовать предоставление

быстрорастущим малым и средним компаниям 2-3-летних кредитов под обязательства быстрого роста выручки и расширения занятости, при выполнении которых государство погашало бы выданный кредит. Условия получения кредита: экономическая результативность, качество менеджмента, позитивная история устойчивого динамичного развития в период 2016-2019 гг. [7];

- Стимулирование компаний по освоению новых страновых и продуктовых рынков. В качестве мер поддержки предлагаются:

(1) предоставление грантов, поощряющих освоение новых географических рынков; создание принципиально новой продукции (услуг);

(2) формирование специальных программ в государственных институтах развития, например, в Фонде содействия инновациям и Фонде развития промышленности;

(3) организация конкурсов и премий для «молодых» компаний, осваивающих новые рынки. Для расширения видов деятельности, которые реализуются в МСП, важно снизить риски входа в новые области. Необходимым представляется определение специального режима «максимального благоприятствования» для любых новых (незапрещенных) видов деятельности. Для стимулирования входа МСП в принципиально новые сферы деятельности целесообразно проработать схему предоставления вновь создаваемым малым и средним компаниям в пилотном режиме (для двух-трех формирующихся секторов) налоговых каникул на 4-6 лет;

- Содействие цифровой трансформации: цифровые технологии выступают важным фактором роста производительности компаний, снижают издержки доступа на внешние рынки, позволяют реализовать новые модели бизнеса и организационные инновации, однако, как правило, существует «цифровой разрыв» между крупными, более современными

в использовании цифровых технологий компаниями и небольшими фирмами. По нашим оценкам, среди российских компаний обрабатывающих отраслей промышленности какую-либо цифровую технологию используют 65% крупных компаний против 35% малых компаний. Применительно к цифровой трансформации МСП возможными представляются следующие меры поддержки:

(1) короткие интенсивные обучающие программы по цифровым компетенциям уровня executive,

(2) обучающие программы и поддержка подключения к цифровым платформам,

(3) субсидирование затрат на разработку и внедрение e-commerce, организация грантовых конкурсов на разработку e-commerce платформ национального и регионального уровня,

(4) цифровые ваучеры для микро- и малых предприятий, цифровые ваучеры небольшого размера для оценки потребности и выгод компаний от цифровизации;

- Обеспечение стабильности (неухудшение) налогового режима, развитие дружественного регулирования, декриминализация хозяйственных споров, включая введение такого вида налоговой ответственности, как «предупреждение» для МСП, впервые совершивших налоговые правонарушения. По нашим оценкам, условия деятельности МСП отличаются в целом более значительными рисками, чем для крупных компаний: риск столкнуться с давлением недобросовестных представителей правоохранительных органов значим для микробизнеса и среднего бизнеса (это характерно для 14% фирм), а риски передела собственности существенны для средних компаний (риск рейдерских атак отмечен для 11 % средних фирм). Риски перехвата управления особенно значимы для успешных средних компаний по мере повышения их заметности. Для усиления мотивов малых и средних компаний

к расширению масштабов своего бизнеса в России важно обеспечить устойчивое улучшение российской юрисдикции (прежде всего качества регулирования и его практического исполнения). При этом необходимо определение процедур регулярной оценки конкурентоспособности российской юрисдикции применительно к различным аспектам инновационной деятельности (например, налогообложение расходов на НИОКР, техническое регулирование, регистрация результатов интеллектуальной деятельности и защита соответствующих прав, сроки принятия решений по предоставлению грантов для ранних стадий инноваций и т.п.);

- Развитие молодежного предпринимательства, стимулирование притока в предпринимательство населения с высоким уровнем человеческого капитала. Анализ показывает, что молодежь более склонна оценивать предпринимательскую деятельность как привлекательную сферу занятости (среди людей в возрасте до 29 лет таких 29%, 40 лет и старше -менее 18%), одновременно среди молодежи значимо больше тех, кто согласен, что предпринимательству можно научиться (среди людей в возрасте до 29 лет таких 53 %, 40 лет и старше - менее 43 %). Необходимо реализовать меры:

(1) по финансовой капитализации лучших инструментов поддержки молодежного и студенческого предпринимательства, применяемых на уровне регионов, образовательных и других организаций, в том числе передать вузам региональную инновационную инфраструктуру (технопарки, инкубаторы),

(2) обеспечить возможность каждому студенту пройти практико-ориентиро-ванный курс предпринимательства,

(3) разработать и внедрить в систему послешкольного образования (среднего

профессионального и высшего) модель компетенций, связанных с предпринимательством и предприимчивостью, а также систему их формирования, измерения и мониторинга,

(4) в программах профессиональной ориентации и развития карьеры предусмотреть возможность выбора самозанятости и предпринимательства,

(5) внедрить в оценку деятельности вузов и колледжей критерии, связанные с поддержкой молодежного предпринимательства;

- Повышение эффективности системы государственной поддержки МСП за счет ориентации всех ее компонентов на достижение конкретных результатов путем:

(1) актуализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года,

(2) установления связи ключевых показателей эффективности институтов развития (Корпорация МСП, Фонд содействия инновациям) с соотношениями осуществленных затрат и прироста выручки и рабочих мест в МСП,

(3) разработки и внедрения системы ключевых показателей эффективности для инфраструктуры поддержки субъектов МСП на региональном и муниципальном уровне,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(4) развития инструментов независимой оценки результативности механизмов поддержки МСП.

Резюмируя, можно назвать пандемию большой перезагрузкой для малого и среднего бизнеса. Ее могут пережить только те компании, которые смогли адаптироваться под новые реалии и делали для этого все возможное. И после пандемии они окажутся сильнее и устойчивее, чем до нее.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов / The authors declare по conflict of interests

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Михайлюк М.Н., Ашинова М.К., Айуб Омид Каризада М. Роль инноваций в развитии бизнеса//Новые технологии. 2020. № 2. С. 97-106.

2. Цифры и факты Центра исследований структурной политики [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://indpolicy.hse.ru/

3. Поддержка МСП в контексте COVID-19 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// docviewer.yandex.ru/

4. Финансирование малого и среднего бизнеса в 2019 году и в 1 полугодии 2020 года. Аналитические материалы [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/

5. Ашинова М.К., Чиназирова С.К., Костенко РВ. Цифровая трансформация отрасли финансовых услуг // Математические основы разработки и использования машинного интеллекта: сборник научных статей, посвященный 70-летию со дня рождения доктора технических наук, профессора Лябаха Николая Николаевича. Майкоп: МГТУ, 2018. С. 4-14.

6. Франчайзинг в сфере детских услуг как эффективное направление организации бизнеса / Чиназирова С.К. [и др.] // The Scientific Heritage. 2020. № 53-4 (53). С. 6-9.

7. Разработка информационной системы оценки промышленных и экологических рисков предприятия / Чиназирова С.К. [и др.] // The Scientific Heritage. 2020. № 52-3 (52). С. 44-49.

REFERENCES:

1. Mikhailyuk M.N., Ashinova M.K., Ayub Omid Karizada M. The role of innovation in business development//New technologies. 2020. No. 2. P. 97-106.

2. Figures and facts of the Center for Structural Policy Research [Electronic resource]. Access mode: https://indpolicy.hse.ru/

3. Support for SMEs in the context of COVID-19 [Electronic resource]. Access mode: https:// docviewer.yandex.ru/

4. Financing of small and medium-sized businesses in 2019 and in the 1st half of 2020. Analytical materials [Electronic resource]. Access mode: https://docviewer.yandex.ru/

5. Ashinova M.K., Chinazirova S.K., Kostenko R.V. Digital transformation of the financial services industry // Mathematical foundations for the development and use of machine intelligence: a collection of scientific articles dedicated to the 70th anniversary of Doctor of Technical Sciences, Professor Lyabakh Nikolai Nikolaevich. Maykop: MSTU, 2018. P. 4-14.

6. Franchising in the field of children's services as an effective direction of business organization / Chinazirova S.K. [et al.] // The Scientific Heritage. 2020. No. 53-4 (53). P. 6-9.

7. Development of an information system for assessing industrial and environmental risks of an enterprise / Chinazirova S.K. [et al.] // The Scientific Heritage. 2020. No. 52-3 (52). P. 44-49.

Информация об авторах / Information about the authors

Марина Николаевна Михайлюк,

заведующая кафедрой финансов и кредита Сочинского института (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский университет дружбы народов», кандидат экономических наук

mihailyuk.artem@yandex.ru Марина Казбековна Ашинова, профессор кафедры финансов и кредита

Marina N. Mikhailyuk, head of the Department of Finance and Credit of Sochi Institute (a branch) of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «Peoples' Friendship University of Russia», Candidate of Economics mihailyuk.artem@yandex.ru

Marina K. Ashinova, Professor of the Department of Finance and Credit, FSBEI HE «Maykop State Technological

ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», доктор экономических наук, профессор ashinovam@mail.ru Мухаммад Наик, аспирант ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет»

Поступила 31.03.2021 Received 31.03.2021

University», Doctor of Economics, a professor

ashinovam@mail.ru

Muhammad Naik, a post-graduate student of FSBEI HE «Maykop State Technological University»

Принята в печать 23.04.2021 Accepted 23.04.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.