Научная статья на тему 'Потенциал развития предпринимательства в Рязанской области'

Потенциал развития предпринимательства в Рязанской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
587
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИНВЕСТИЦИИ / СДЕРЖИВАЮЩИЕ И СТИМУЛИРУЮЩИЕ ФАКТОРЫ / ENTREPRENEURSHIP / INVESTMENTS / CONSTRAINING AND STIMULATING FACTORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гравшина Ирина Николаевна, Денисова Наталья Ивановна

В статье дана оценка основных показателей развития малого и среднего предпринимательства. Определены факторы развития предпринимательства. Обозначены основные направления и механизмы развития предпринимательства в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POTENTIAL OF ENTERPRISE DEVELOPMENT IN RYAZAN REGION

The article gives an assessment of the main indicators of the development of small and medium-sized businesses. Factors of development of business are determined. The main directions and mechanisms of entrepreneurship development in the region are indicated.

Текст научной работы на тему «Потенциал развития предпринимательства в Рязанской области»

УДК 338.1

ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Гравшина Ирина Николаевна,

канд. экон. наук, доцент кафедры экономики и финансов, Московский университет имени С.Ю. Витте (Рязанский филиал), город Рязань

e-mail: [email protected]

Денисова Наталья Ивановна,

канд. экон. наук, доцент, заведующий кафедрой экономики и финансов, Московский университет имени С.Ю. Витте (Рязанский филиал), город Рязань

e-mail: [email protected]

В статье дана оценка основных показателей развития малого и среднего предпринимательства. Определены факторы развития предпринимательства. Обозначены основные направления и механизмы развития предпринимательства в регионе.

Ключевые слова: предпринимательство, инвестиции, сдерживающие и стимулирующие факторы

DOI 10.21777/2587-9472-2018-1-81-88

Предпринимательство в современной экономической и финансовой системе является важнейшим элементом, на основе которого строится рынок.

В странах с развитой рыночной экономикой предпринимательство является главной движущей силой экономического и социального развития.

Развитие предпринимательства напрямую влияет на успешное развитие экономики страны в целом, обеспечивая наполнение внутреннего рынка потребительскими товарами и услугами, рост экспортного потенциала.

В современных реалиях развития отечественной экономики при глобальном падении мировых цен на нефть и всеобщем понимании необходимости ухода от сырьевой экономики руководство страны ставит новые задачи, которые основаны на ожиданиях от развития малого и среднего предпринимательства. По разным оценкам, вклад малого и среднего бизнеса во внутренний валовый продукт составляет от 15 до 20 %. Однако этот показатель должен возрастать и обеспечивать больший процент внутреннего продукта. Для этого в стране проводится последовательная государственная политика, направленная на поддержание и развитие предпринимательства.

Современное состояние развития предпринимательства в стране наглядно иллюстрируют отдельные регионы, которые можно считать типичными для изучения данного вопроса. Одним из таких регионов является Рязанская область, расположенная в Центральном федеральном округе.

В РФ критерии отнесения хозяйствующего субъекта к малому и среднему бизнесу определены Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». При этом предусматриваются следующие основания:

- суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных объединений, благотворительных и иных фондов, а также юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, в уставном капитале (в отношении юридических лиц - не более 25 %);

- средняя численность работников за предшествующий календарный год (от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий, до 100 человек включительно - для малых предприятий, в том числе для микропредприятий - не более 15 человек);

- выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год (для микропредприятий - не более 60 млн руб., для малых - не более 400 млн руб., для среднего бизнеса - не более 1000 млн руб.) (рисунок 1).

Рисунок 1 — Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малому или среднему предпринимательству [8]

Оценить потенциал развития предпринимательства позволяет динамика ряда важнейших показателей. Одним из общих показателей, характеризующих развитие малого и среднего предпринимательства в регионе, является численность субъектов, динамика которых с 2011 года поменяла отрицательный вектор на положительный (рисунок 2).

35000

Рисунок 2 — Динамика числа субъектов малого и среднего предпринимательства

Рязанской области, единиц [7] Так, с 2011 по 2013 год в Рязанской области произошло снижение числа субъектов предпринимательства, затем наблюдается постепенный рост. Однако по состоянию на 1 января 2016 года число индивидуальных предпринимателей составило 26906 единиц, а малых и средних предприятий - 21113 единиц. Таким образом, численность индивидуальных предпринимателей в 2015 году ниже уровня 2011 года, в то время как число малых и средних предприятий превысило значение за аналогичный период.

Динамика изменения средней численности работников малых предприятий Рязанской области, представлена на рисунке 3.

Рисунок 3 - Средняя численность работников малых предприятий Рязанской области, чел. [7] Данные рисунка 3 свидетельствуют о том, что средняя численность работников малых предприятий в 2015 году имела заметную тенденцию роста. Так, в 2015 году данный показатель увеличился по сравнению с 2014 годом в 1,26 раза, а по сравнению с 2013 годом в 1,04 раза.

Динамика показателя оборота малых предприятий Рязанской области представлена на рисунке 4.

Рисунок 4 - Оборот малых предприятий Рязанской области, млн руб. [7] Данные рисунка 4 позволяют сделать следующие выводы. Оборот малых предприятий Рязанской области в 2015 году имел заметную тенденцию роста по сравнению с предыдущими периодами. Так, в 2015 году данный показатель вырос по сравнению с 2014 годом в 1,95 раза, а по сравнению с 2013 годом в 1,85 раза. Увеличение данного показателя связано с ростом числа малых и средних предприятий региона, а так - же с повышением средней численности работников данных предприятий в Рязанской области.

Другим показателем является оценка структурированности малого и среднего бизнеса по отраслям. В Рязанской области, как и по стране в целом, основная часть предприятий приходится на торговлю с удельным весом 28,5 %. Разница между вторым и третьим местом довольно несущественна (всего 1,2 %), при этом их занимают обрабатывающие производства (19,6 %) и предприятия, оказывающие услуги аренды (18,4 %) (рисунок 5).

□ обрабатывающие производства

■ строительство

□ торговля 12,70% □ аренда

■ сельское хозяйство

□ транспорт и связь

□ прочие

Рисунок 5 - Распределение малых и средних предприятий в Рязанской области

по видам деятельности, % [7]

Таким образом, структурная оценка по отраслям показывает те сферы отрасли, которым отдается приоритет предпринимательской инициативы и тем самым характеризует их как наиболее благоприятные для ведения бизнеса.

Оборот субъектов малого и среднего предпринимательства изменяется от года к году в разные стороны. Так, в 2011 году оборот составил 196,1 млн. рублей, в 2012 году этот показатель увеличился до 215 млн. рублей, в 2015 году составил 209,2 млн. рублей. Таким образом, при наращивании числа субъектов происходит снижение оборотов, что свидетельствует о падении доходности в бизнесе.

Важно значение в развитии хозяйствующих субъектов в современных условиях бизнеса имеет инвестиционная привлекательность и объемы инвестиций, особенный интерес представляет отраслевой анализ объема привлекаемых инвестиций (таблица 1).

Оценивая инвестиционную привлекательность малого бизнеса в разрезе отраслей, можно отметить, что в настоящее время основная часть инвестиций в основной капитал приходится на малые предприятия сельскохозяйственной отрасли (64,9 %), на втором месте - обрабатывающие производства с удельным весом 16,3 %. Доля остальных отраслей составляет менее одной десятой.

Сегодня малый бизнес представляет интерес в сфере сельского хозяйства в форме крестьянско-фермерских хозяйств и юридических лиц с организационно-правовой формой - общество с ограниченной ответственностью, а также в сфере оказания бытовых услуг населению. Следует отметить, что в настоящее время для отдельных категорий малого бизнеса по отдельным направлениям деятельности предусмотрены налоговые послабления в форме налоговых каникул. Поэтому ожидается, что данные меры станут дополнительным стимулом развития предпринимательства в регионе.

Таблица 1 — Инвестиции в основной капитал малых предприятий Рязанской области в разрезе видов деятельности (7)

Наименование отрасли 2016 г.

млн. руб. в % к итогу

Всего: 1178,7 100

из них: сельское хозяйство 765,2 64,9

обрабатывающие производства 192,2 16,3

строительство 57,4 4,9

оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств и бытовой техники 98,7 8,4

транспорт и связь 39,7 3,4

аренда, операции с недвижимым имуществом 18,1 1,5

образование 0,9 0,1

здравоохранение 6,3 0,5

Таким образом, в Рязанском регионе прослеживается положительная динамика численности субъектов малого предпринимательства при одновременном снижении его доходности. Отраслевая оценка бизнеса показала, что при сосредоточении большинства малых предприятий в торговой сфере, большая часть инвестиций направляется в сельское хозяйство.

Современное предпринимательство функционирует в условиях, которые определяют возможности и трудности деятельности хозяйствующих субъектов и одновременно складываются в систему факторов, которую традиционно можно представить в виде двух основных групп - внутренние и внешние - с последовательной их детализацией. Если внутренние факторы находятся в плоскости принятия решений руководителями хозяйствующих субъектов, то внешние факторы малый бизнес вынужден принимать такими, какие они есть, приспосабливаться к ним и пытаться в них существовать и развиваться, если это возможно.

Как показывает практика, для развития малых форм предпринимательства необходима поддержка органов власти всех уровней: государства и местного самоуправления. Она обусловлена следующими обстоятельствами: неустойчивостью доходов из-за небольшого объема производства; уязвимостью при нарушении договорных обязательств; большой зависимостью от кредитов, банков и т.д.

Кроме того, нужна помощь в обучении основам предпринимательства, правовая поддержка (в т.ч. и в сфере налогового законодательства). Как показывает опыт развитых и развивающихся стран, без целеустремленной поддержки государства сформировать хотя бы небольшой слой мелких предпринимателей практически невозможно.

В числе внешних негативных факторов находятся административные и экономические барьеры. Это достаточно сложное и объемное законодательство, которое к тому же крайне часто изменяется. В результате предприниматели часто допускают ошибки и нарушают законодательство, последствием чего становятся высокие штрафы.

Постоянно повышающиеся цены на сырье в результате скачков курса рубля и высокие ставки по кредитам - одна из основных экономических причин неразвитости этого сегмента предпринимательства.

По мнению специалистов, недостаточное развитие малого и среднего бизнеса объясняется в основном наличием внешних факторов, в числе которых затрудненный доступ к финансовым ресурсам и несовершенство законодательной базы.

При этом важно отметить, что развитие современного предприятия является эффективным и вообще становится возможным только тогда, когда оно следует инновационным путем.

Таким образом, было установлено, что основными негативными факторами для развития малого бизнеса являются:

1 Недостаточный уровень конкурентоспособности малых предприятий, который затрудняет их деятельность наравне с крупными и средними компаниями.

2 Затрудненный доступ к техническим инновационным разработкам, кредитным ресурсам.

3 Административные и экономические барьеры.

При этом еще целый ряд факторов, так или иначе сдерживающих развитие малого бизнеса в стране, а именно, «нестабильность» налогового законодательства, затрудненность доступа к рынкам сбыта, административные барьеры, недостаточность финансирования.

Итак, существующая система внешних факторов развития предпринимательства требует совершенствования механизма его регулирования со стороны государства на различных уровнях.

В настоящее время в Рязанской области регулирование предпринимательской деятельности осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми актами федерального и регионального значения.

Правительство Рязанской области регулярно решает целый комплекс задач, направленных на поддержку МСП и создающих благоприятные экономические условия, здоровую конкурентную среду для развития бизнеса в регионе.

Поддержка осуществляется в рамках реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства, в соответствии с которой определены основные направления поддержки, реализуемые в регионе:

1 Создание единого центра поддержки малого и среднего предпринимательства.

2 Территориальное развитие.

3 Высокое качество государственного регулирования.

4 Определение рыночных ниш.

5 Доступное финансирование.

6 Технологическое развитие.

Давая оценку реализации этих направлений, можно отметить, что в Рязанской области функционирует Корпорация МСП, осуществляющая информационную, маркетинговую поддержку субъектам предпринимательства. В муниципальных районах функционируют муниципальные центры поддержки предпринимательства. Одним из важнейших вопросов является обеспечение доступности финансовых ресурсов для малых и средних предприятий. В регионе реализуется комплекс мер в сфере финансовой поддержки, предусматривающий меры от стимулирования развития кредитования до субсидирования затрат субъектов МСП.

Определение рыночных ниш предусматривает несколько основных механизмов поддержки, в частности:

1 Развитие конкуренции на локальных рынках путем внедрения на территории Рязанской области стандарта развития конкуренции.

2 Стимулирование спроса на продукцию МСП. Данное направление предусматривает обеспечение участия МСП в закупках товаров и услуг для МУП «РМПТС», ООО «Рязанская городская муниципальная энергосбытовая компания»; мероприятия, направленные на увеличение доли закупки инновационной и высокотехнологичной продукции.

3 Предоставление преференций при предоставлении субсидий субъектам МСП, осуществляющим деятельность в сфере социального предпринимательства.

4 Развитие торговли и потребительского рынка: упрощение процедур участия субъектов предпринимательства в ярмарках; создание условий для многоформатной торговли; популяризация знака «Рязанское качество».

В настоящее время в Рязанской области действует ряд мер поддержки малого и среднего бизнеса:

- действует закон Рязанской области «О развитии малого и среднего предпринимательства»;

- создана и действует Комиссия по развитию малого и среднего предпринимательства при Правительстве Рязанской области (аналогичные комиссии действуют во всех муниципальных образованиях);

- при министерстве экономического развития и торговли Рязанской области функционирует Общественный совет по развитию малого и среднего предпринимательства;

- на базе Гарантийного фонда Рязанской области созданы Региональный центр субконтрактации и Евро Инфо Корреспондентский Центр.

Другим направлением развития предпринимательства в регионе выступает проводимая фискальная политика, которая предусматривает проведение мониторинга практики применения патентной системы налогообложения и закона «о налоговых каникулах», реализацию мер по совершенствованию специальных режимов налогообложения, мониторинг эффективности корректирующих коэффициентов.

Являясь важнейшей составной частью современной рыночной экономической системы, малое и среднее предпринимательство придают экономике должную гибкость, аккумулируют производственные и финансовые ресурсы населения, формируют антимонопольный потенциал, обеспечивают освоение принципиально новых перспективных производств. В современной отечественной экономике малый и средний бизнес представлены значительным количеством предприятий, действующих наряду с корпоративным сектором, свидетельствуя о формировании конкурентного типа экономических отношений, выступающего основой современного рыночного механизма и оказывающего существенное влияние на эффективность предпринимательской деятельности.

В условиях рыночной экономики предприятия различных форм собственности, занимающиеся производством продукции, товаров, сталкиваются с производственными рисками. В том числе это касается и малых предприятий.

Анализ Правил страхования многих российских страховщиков позволяет констатировать, что основной проблемой в данной сфере является отсутствие единства в определении предмета и объекта страхования.

Так, в качестве предмета страхования в сфере производства одни страховые компании предлагают страховать убытки от перерыва в производстве, другие финансовые риски - от перерывов в производственной деятельности, третьи - комплексно страховать имущество и риск убытков от перерыва в производстве.

Что касается определения объекта страхования, то и здесь имеются разные подходы. Так, ряд страховых компаний в качестве объекта страхования убытков от простоев и перерывов в производстве выделяют имущественные интересы страхователя, связанные с полной или частичной компенсацией убытков, наступивших вследствие перерыва в производстве, вызванного страховым случаем. Данное определение при всей его лаконичности и точности передачи сути страдает терминологическим дефектом, поскольку в нем использован термин «компенсация» применительно к убыткам, тогда как более уместно и юридически безупречно в данном случае говорить о «возмещении».

Другие страховые компании в качестве объекта в данном виде страхования понимают имущественные интересы страхователя, связанные с риском возникновения убытков в результате перерыва предпринимательской и (или) некоммерческой деятельности. Между тем последнее определение, да и возможность распространять страхование предпринимательских рисков на отношения непредпринимательского характера в целом, вызывает существенные сомнения. Представляется, что применительно к последним более уместно говорить о страховании имущества.

Третьи под объектом страхования по договору данного вида рассматривают имущественные интересы страхователя, связанные с его намерением избежать убытков из-за возможного прекращения его производственной деятельности по независящим от него причинам. В данном определении нарушена логика повествования, так как не может существовать имущественного интереса в намерении, поскольку интерес и намерение в некотором смысле являются синонимичными словами, отражающими направленность воли страхователя.

Развитие малого предпринимательства влияет не только на успешное развитие крупного бизнеса, но и экономики страны в целом. С развитием малого предпринимательства связано наполнения внутреннего рынка потребительскими товарами и услугами, а так - же рост экспортного потенциала.

Итоги развития малого и среднего предпринимательства в Рязанской области можно рассматривать как позитивные с отдельными проблемными моментами, решение которых возможно лишь на государственном уровне.

В качестве перспективных направлений развития малого бизнеса следует рассматривать: повышение уровня конкурентоспособности малых предприятий, создание информационно - консультационных центров для облегчения доступа к техническим инновационным разработкам, кредитным ресурсам. Данные центры созданы и успешно функционируют для предприятий АПК. Для малых предприятий данные центры будут представлять, как конкретные практические рекомендации, так и проводить информационные семинары, которые могут знакомить руководителей и специалистов малых предприятий с изменениями в законодательстве, касающимися учета, налогообложения и т.д.

Особое значение имеет и разработка действенного механизма страхования рисков с учетом специфики, особенностей малого бизнеса в условиях РФ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р.

2. Реализация стратегии малого и среднего предпринимательства в РФ на территории Рязанской области. Информационная брошюра. - Рязань: Министерство экономического развития и торговли Рязанской области, 2016. - 18 с.

3. Гравшина И.Н., Кузьмин В.Н. Инновационное развитие малого и среднего бизнеса // Актуальные вопросы современной науки. - 2013. - № 1. - 55 с.

4. Денисова Н.И. Формирование благоприятного инвестиционного климата региона в рамках укрепления продовольственной безопасности // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. - 2015. - № 2. - С.40-43.

5. Ильиных С.А. Предпринимательство в России: анализ факторов влияния // Проблемы современной экономики. - 2015. - №2.

6. Лактюшина Е.В. Государственное регулирование деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств на современном этапе. Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. - 2014. - № 3(9). - С. 9-12.

7. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Рязанской области: http://ryazan.gks.ru/.

8. Предпринимательство в России: история становления и перспективы развития. Монография / коллектив авторов Н.И. Денисова, С.Я. Полянский, И.Н. Гравшина и др., ОАО «Скопинская типография», 2017.

9. Чиженко Л.М. Основные направления совершенствования взаимоотношений субъектов малого предпринимательства с государственной бюджетной системой. В сборнике «Современные проблемы управления природными ресурсами и развитием социально-экономических систем». Материалы XII международной научной конференции: в 4-х частях. - 2016. - С. 323-331.

10. Шулепина Т.И. К вопросу об оценке инвестиционной привлекательности Рязанской области на современном этапе. В сборнике: Актуальные вопросы экономики, права и образования в XXI веке Материалы II международной научно-практической конференции. - [Электронное издание]. Ответственный редактор И.А. Тихонова, А.А. Цененко; Московский университет им. С.Ю. Витте; Филиал Московского университета им. С.Ю. Витте в г. Рязани. - 2016. - С. 285-292.

POTENTIAL OF ENTERPRISE DEVELOPMENT IN RYAZAN REGION

Gravshina I.N.,

candidate of economic Sciences, associate professor of the Department of economy and finance,

Moscow Witte University (Ryazan branch) e-mail: [email protected]

Denisova N.I.,

candidate of economic Sciences, head the Department of economy and finance, Moscow Witte University (Ryazan branch) e-mail: [email protected]

The article gives an assessment of the main indicators of the development of small and medium-sized businesses. Factors of development of business are determined. The main directions and mechanisms of entrepreneurship development in the region are indicated.

Keywords: entrepreneurship, investments, constraining and stimulating factors

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.