ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 343.9
Резник Жанна Яковлевна
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права, Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: [email protected]
Zhanna Ya. Reznik
Candidate of Law,
Senior Lecturer of the Department of criminal and penal law, Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: [email protected]
состояние коррупционной преступности в сфере уголовно-исполнительной системы
Аннотация. Данная статья посвящена проблеме коррупции, которая затрагивает многие аспекты жизнедеятельности государства и общества. Статистические данные, приведенные в работе, позволяют говорить о широких масштабах коррупционных проявлений, несмотря на общую тенденцию на снижение уровня преступности. Факты коррупционных правонарушений наблюдаются и в учреждениях уголовно-исполнительной системы России.
Коррупция в учреждениях УИС рассматривается в качестве особого вида пенитенциарной преступности, которая проявляется в виде дисфункции взаимосвязанных процессов исполнения и отбывания наказания. Анализируются факторы, способствующие коррупционным проявлениям. Описываются разнообразные проявления коррупции в сфере исполнения наказаний: взаимоотношения, основанные на подкупе или продажности между осужденными; пропаганда и распространение коррупционной идеологии в условиях пенитенциарных учреждений; поддержание тесных связей с криминальными лидерами в коррупционных целях и др.
В течение последних лет ФСИН России уделяет серьезное внимание вопросам профилактики преступлений коррупционной направленности, разрабатывается и осуществляется целый комплекс мероприятий, направленных на предотвращение фактов коррупционных проявлений уже на начальных стадиях их возникновения.
Ключевые слова: коррупция, коррупционные преступления, учреждения уголовно-исполнительной системы, профилактика преступлений, осужденные, статистические сведения, сотрудник, должностные полномочия, причины и условия коррупции, пенитенциарная система.
Summary. This article is devoted to the problem of corruption which affects many aspects of state and social life. The statistical data given in the work state the wide scale of corruption manifestations. Despite the downward trend in crime, corruption offenses continue to remain at a high level. The facts of manifestation of corruption actions are observed also in establishments of criminal Executive system of Russia.
Corruption in penal institutions is considered as a special type of penal crime which shows itself in the form of dysfunction of interrelated processes of execution and serving of punishment. Statistical data and factors contributing to corruption are analyzed. Various types of corruption in the sphere of execution of punishments are described: mutual relations based on bribery or venality between convicts; propaganda and dissemination of corruption ideology in the conditions of penitentiary institutions; maintaining close ties with criminal leaders for corruption purposes, etc.
Special attention is paid to the prevention of this category of crimes, developed a set of measures aimed at preventing the facts of corruption manifestations.
Keywords: corruption, corruption crimes, institutions of the penitentiary system, crime prevention, convicts, statistical data, employee, official powers, causes and conditions of corruption, penitentiary system.
В современном мире коррупция затрагивает общество и экономику всех стран независимо от уровня их экономического развития. Значимость и необходимость искоренения причин и условий, ее порождающих, не вызывает сомнений. Поскольку коррупция является одной из основных угроз государственной и общественной безопасности РФ, является препятствием устойчивому развитию страны и реализации стратегических национальных приоритетов, в настоящее время
the modern condition of corruption crime in the field of criminal - executive system
© 2019 Резник Ж. Я.
ВЕСТНИК СЮИ
реализуется Национальная стратегия противодействия коррупции и национальные планы противодействия коррупции, в обществе формируется атмосфера неприемлемости данного явления, повышается уровень ответственности за коррупционные преступления, совершенствуется правоприменительная практика в указанной области [1].
Несмотря на наметившуюся тенденцию на общее снижение уровня преступности, имеющей коррупционную направленность, в отдельных сферах количество коррупционных правонарушений остается на высоком уровне. Подобная ситуация имеет место в правоохранительной сфере. Это обусловливается тем обстоятельством, что у должностных лиц правоохранительных органов имеется значительный объем серьезных полномочий, связанных с осуществлением функций представителей государственной власти; указанные лица являются представителями государства и используют предоставленные им в связи с этим полномочия не только для осуществления своей служебной деятельности, но и в целях незаконного извлечения каких-то материальных или иных личных выгод.
Факты проявления коррупционных действий наблюдаются и в учреждениях уголовно-исполнительной системы РФ, которая призвана предупреждать факты совершения новых преступлений, а также исправлять лиц, которые уже осуждены за совершение преступлений.
По данным информационно-аналитического сборника «Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы за 2017 г.» ФКУ НИИТ ФСИН России преступления, предусмотренные ст. ст. 290, 291 УК РФ, составляют 33,2 % [2].
Факты совершения сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы коррупционных преступлений имеют широкий общественный резонанс, обсуждаются в средствах массовой информации, причиняя тем самым ощутимый ущерб авторитету службы.
Характерно, что из общего числа уголовных дел, возбужденных в отношении сотрудников УИС в 2017 г., значительная часть (43,6 %) приходится на преступления коррупционной направленности. По имеющимся данным, в 2017 г. в отношении сотрудников было возбуждено 167 таких уголовных дел, из которых 46,7 % связаны с получением, дачей взятки, 20,9 % - с превышением должностных полномочий, 11,9 % - со злоупотреблением должностными полномочиями, 7,2 % -с присвоением и растратой.
Число сотрудников УИС, в отношении которых возбуждены уголовные дела коррупционной направленности, из года в год уменьшается и составило: в 2017 г. - 167 чел. (43,6 %); в 2016 г. -200 (55,2 %); в 2015 г. - 250 (65,2 %). Несомненно, подобная динамика является, прежде всего, закономерным результатом принимаемых ФСИН России мер [3].
Обращает на себя внимание тот факт, что коррупция в УИС распространена как среди должностных лиц старшего и среднего начальствующего состава, так и среди рядового и младшего начсостава. Об этом свидетельствуют статистические данные о количестве сотрудников, привлеченных к уголовной ответственности за преступления коррупционной направленности. Среди руководителей она составляла в 2017 г. 17,3 %, в 2016 г. - 12 %, в 2015 г. - 15,2 %; среди лиц старшего и среднего начсостава в 2017 г. - 41,9 %, в 2016 г. - 51 %, в 2015 г. - 45,4 %. Доля лиц рядового и младшего начсостава, привлеченных к уголовной ответственности за преступления коррупционной направленности, составляла в 2017 г. 41,3 %, в 2016 г. - 37 %, в 2015 г. - 40,2 % [4].
В соответствии с уголовно-исполнительным законодательством РФ, Законом РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и иными нормативно-правовыми актами, основная функция, которая возложена на учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, заключается в надлежащем исполнении различных видов уголовных наказаний.
При этом все процедуры, связанные с исполнением уголовных наказаний, относятся к исключительной компетенции государственных органов [5]. В современных условиях далеко не каждый из осужденных лиц стремится к соблюдению установленного для них порядка отбывания уголовного наказания. Более того, осужденные предпринимают определенные действия к тому, чтобы само наказание и процесс его отбывания являлись для них как можно более комфортными, в связи с чем пытаются предпринимать определенные меры, направленные на склонение действующих сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы к совершению ими тех или иных коррупционных преступлений. Для совершения подобных действий у них имеются достаточные основания, поскольку практика свидетельствует об ухудшении качественного состава лиц, осужденных к наказаниям, связанным с лишением свободы.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Согласно имеющимся данным наиболее распространенными формами совершения коррупционных преступлений в учреждениях и органах УИС являются:
- передача либо попытка передачи осужденным запрещенных предметов (48 %);
- предоставление осужденным отпусков, незаконных льгот (например, создание улучшенных условий содержания лицам, находящимся в ШИЗО, ПКТ или ЕПКТ, которые противоречат законодательству) (35,9 %);
- незаконное представление к условно-досрочному освобождению (15,6 %) [3].
Несмотря на общее снижение количества лиц, которые отбывают наказание в местах лишения свободы, наблюдается почти двукратное увеличение численности осужденных, допустивших особо опасный рецидив преступлений. Осужденные предпринимают активные попытки к склонению любыми возможными способами сотрудников учреждений, исполняющих наказания, к совершению тех или иных преступлений коррупционной направленности под воздействием самых различных факторов, начиная от наличия желания на финансовое обогащение и заканчивая имеющим место правовым нигилизмом. Отдельные сотрудники учреждений идут на совершение коррупционных преступлений. Наличие определенных возможностей для использования имеющегося у них служебного статуса или предоставленных в силу занимаемой должности полномочий позволяет сотрудникам УИС в корыстных целях и с извлечением определенной выгоды для себя использовать имеющиеся у них административные ресурсы на основании своего субъективного усмотрения.
В подавляющем большинстве случаев коррупционные проявления в деятельности сотрудников УИС носят латентный характер.
Проявления коррупции в сфере исполнения наказаний может выражаться в самых различных криминогенных процессах и явлениях, даже таких, которые сами по себе не относятся к разряду преступных действий, например, взаимоотношения, основанные на подкупе или продажности между осужденными, отбывающими наказания; пропаганда и распространение коррупционной идеологии в условиях пенитенциарных учреждений; поддержание осужденными тесных связей с криминальными лидерами и авторитетами в коррупционных целях; допущение со стороны администрации учреждений УИС фактов вмешательства со стороны третьих лиц в организацию управления процедурой исполнения уголовных наказаний.
В 2017 г. за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, было привлечено к уголовной ответственности 22 сотрудника УИС, в 2016 г. - 34, в 2015 г. - 78. В общей массе преступлений, совершенных сотрудниками УИС, наркопреступления составили в 2017 г. 13,1 %, в 2016 г. - 17 %, в 2015 г. - 31,2 %. Таким образом, наркотики в местах лишения свободы превращаются в коррупционный товар, регулярно фигурирующий в характеристике противоправных действий сотрудников УИС и осужденных [6].
Организация деятельности по противодействию коррупции в УИС невозможна без знания основных факторов, ее детерминирующих. Можно выделить такие их группы, как:
- социально-экономические;
- организационно-управленческие;
- правовые;
- информационные;
- психологические.
Помимо приведенных выше выделяют следующие причины коррупции в УИС:
- отсутствие системного мониторинга профессиональной деятельности руководителей УИС;
- существующая внутри УИС корпоративная субкультура в среде сотрудников;
- создание клановой системы взаимоотношений в среде сотрудников - руководителей УИС;
- факты безнаказанности отдельных сотрудников, совершающих противоправные действия, в обмен на доносительство;
- получение отдельными руководителями УИС финансовых средств от преступных группировок за создание в исправительных учреждениях «льготных» условий отбывания наказаний для некоторых осужденных;
- несовершенная система организации и проведения государственных закупок для нужд УИС;
- наличие непрозрачных и бесконтрольных решений о движении товарно-материальных ценностей, финансовых ресурсов.
ВЕСТНИК СЮИ
В течение последних лет ФСИН России уделяет серьезное внимание вопросам профилактики преступлений коррупционной направленности, разрабатывается и осуществляется целый комплекс мероприятий, направленных на предотвращение фактов коррупционных проявлений уже на начальных стадиях их возникновения. Однако, несмотря на принимаемые меры, количество подобных правонарушений пока еще продолжает оставаться довольно значительным.
Подводя итог, следует сказать, что коррупция представляет собой общественно опасный феномен, который достаточно широко распространен в пенитенциарной системе. Последствия этого явления выступают в виде факторов, препятствующих нормальной деятельности УИС.
Библиографический список
1. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 // Собрание законодательства РФ. 2016. № 1 (ч. II). Ст. 212.
2. Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы: информационно-аналитический сборник ФКУ НИИИТ ФСИН России за 2017 г.
3. Гирько С. И. Меры по предупреждению коррупционной преступности в уголовно-исполнительной системе РФ [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 10.09.2019).
4. Статистические данные формы отчетности 3-ПР и УИС-ТО-СЗПЧ ФСИН России [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 10.09.2019).
5. Дикаева М. С. Назначение и исполнение уголовных наказаний в России: криминологический анализ: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Калининград, 2016. 22 с.
6. Ефремова О. С. Проблемы деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в сфере предупреждения рецидива преступлений // Евразийский юридический журнал. 2017. № 1(104). С. 252.
References
1. O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii: Ukaz Prezidenta RF ot 31.12.2015 no. 683 [National security strategies of the Russian Federation: presidential Decree no. 683 of 31.12.2015]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Meeting of the legislation of the Russian Federation], 2016, no. 1 (ch. II), st. 212 [in Russian].
2. Osnovnye pokazateli deyatel'nosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy: informacionno-analiticheskij sbornik FKU NIIIT FSIN Rossii za 2017 god [Key performance indicators of the penal system: information and analytical collection of fku NIIIT FSIN of Russia for 2017] [in Russian].
3. Gir'ko S. I. Mery po preduprezhdeniyu korrupcionnoj prestupnosti v ugolovno-ispolnitel'noj sisteme RF [Measures to prevent corruption crime in the penal system of the Russian Federation]. SPS «Konsul'tant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 10.09.2019) [in Russian].
4. Statisticheskie dannye formy otchetnosti 3-PR i UIS-TO-SZPCH FSIN Rossii. SPS «Konsul'tant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 10.09.2019) [in Russian].
5. Dikaeva M. S. Naznachenie i ispolnenie ugolovnyh nakazanij v Rossii: kriminologicheskij analiz. Avtoref. diss. kand. yurid. nauk [Appointment and execution of criminal penalties in Russia: criminological analysis. Extended of candidate's of Law thesis]. Kaliningrad, 2016, 22 p. [in Russian].
6. Efremova O. S. Problemy deyatel'nosti uchrezhdenij i organov ugolovno- ispolnitel'noj sistemy v sfere preduprezhdeniya recidiva prestuplenij [Problems of activity of establishments and bodies of penal system in the sphere of prevention of recurrence of crimes]. Evrazijskij yuridicheskij zhurnal [Eurasian legal journal], 2017, no. 1(104), p. 252 [in Russian].