Научная статья на тему 'Состояние изученности проблемы профессионального самоопределения старшеклассников'

Состояние изученности проблемы профессионального самоопределения старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
902
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / САМОСОЗНАНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / PROFESSIONAL ORIENTATION / SELF-ACTUALIZATION / SELF-REALIZATION / SELF-CONSCIENCE / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Твелова Ирина Александровна, Белокопытова Дарья Александровна

В статье рассматривается состояние изученности профессионального самоопределения среди отечественных и зарубежных ученых. Представлены основные подходы к изучению проблемы профессионального самоопределения старшеклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Твелова Ирина Александровна, Белокопытова Дарья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITION OF THE STUDY OF THE PROBLEM OF SENIOR PUPILS’ PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

In this article the state of knowledge of the professional self-determination among domestic and foreign scientists is considered. The main approaches to studying the problem of the professional self-determination are presented

Текст научной работы на тему «Состояние изученности проблемы профессионального самоопределения старшеклассников»

- оценочная позиция по отношению к ребенку и др.

Выводы. Перечисленные проблемы в детско-родительских отношениях свидетельствуют о низком уровне готовности взрослых строить продуктивные отношения с ребенком-школьником и их низкой психологической компетентности. Очевидна необходимость изменения сложившейся ситуации. А это, в свою очередь, требует создания психолого-педагогических условий для работы с родителями младших школьников. Такие условия должны содержательно обеспечивать развитие психологической компетентности взрослых за счет приобретение ими новых психологических и педагогических знаний, формирования личностных умений и навыков, позволяющих выстраивать продуктивные отношения с детьми не только в предметном контексте, касающимся учебной деятельности ребенка, но и в формате личного, доверительного общения, которое подразумевает эмоциональную близость и партнерство. Также нам представляется важным оказание психологической помощи родителям в проблемных ситуациях как в индивидуальном (консультативном), так и групповом (тренинговом) режиме, который подразумевает активную коммуникативную позицию, эмоциональный отклик собеседника, вовлечение в процесс сотрудничества и сопереживания. В рамках подобной формирующей совместной с педагогами и психологами работы у родителей формируется конструктивная личностная позиция по отношению к детям, создаются условия для позитивного личностного развития, повышается уровень их психологической компетентности.

Важность такой работы очевидна. Ведь именно в контексте детско-родительских отношений с родителями ребенок, только начинающий свой ученический путь, находящихся в начале своего личностного развития активно осваивает навыки социального взаимодействия, строит свои отношения к окружающим миром. Именно в процессе общения со значимыми для него взрослыми людьми, с родителями, у ребенка формируется социальные навыки, система жизненных ценностей и личностная позиция, которые позволяют ему в дальнейшем быть успешным в жизни. Полученный в детские годы опыт отношений с родителями для ребенка бесценен.

Литература:

1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / А.Адлер. Ростов-на-Дону.; Феникс, 1998. - 448 с.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2007. — 363 с.

3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - М., 1995. - 350 с.

4. Бочкарева Н.Е. Формирование психологической готовности к учению у детей старшего дошкольного возраста в традиционных и инновационных психолого-педагогических условиях / Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук // Нижегородский государственный педагогический университет. - Нижний Новгород. - 2012.

5. Бочкарева Н.Е. Формирование психологической готовности к учению у детей старшего дошкольного возраста в традиционных и инновационных психолого-педагогических условиях / Автореферат диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук // Нижегородский государственный педагогический университет. - Нижний Новгород. - 2012.

6. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. - СПб.: Питер, 2010. - 512 С.

7. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. - М., «Когито-Центр», 2002. - 396 с.

8. Роджерс К. Гуманистическая психология. Теория и практика. - МОДЭК, НОУ ВПО МПСУ, -2013. - 208 С.

9. Сорокина Т.М. Специфика формирования детско-родительского взаимодействия в контексте социальной ситуации развития младшего школьника / Т.М. Сорокина, О.И. Пец // Проблемы современного педагогического образования. Серия педагогика и психология. 55 (8). - Ялта. РИО ГПА. 2017. - С. 265-275.

10. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психического здоровья детей и подростков. - 2004. - №1. - С. 68-78.

11. Фельдштейн, Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии: (Избр. психол. тр.) / Д. И. Фельдштейн. - М.: Междунар. пед. акад., 1995. - 366 с.

Психология

УДК: 159.99

кандидат психологических наук, доцент Твелова Ирина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир); аспирант Белокопытова Дарья Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир)

СОСТОЯНИЕ ИЗУЧЕННОСТИ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Аннотация. В статье рассматривается состояние изученности профессионального самоопределения среди отечественных и зарубежных ученых. Представлены основные подходы к изучению проблемы профессионального самоопределения старшеклассников.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональная ориентация, самоактуализация, самореализация, самосознание, психологическая поддержка, педагогическая поддержка.

Annotation. In this article the state of knowledge of the professional self-determination among domestic and foreign scientists is considered. The main approaches to studying the problem of the professional self-determination are presented.

Keywords: professional self-determination, professional orientation, self-actualization, self-realization, self-conscience, psychological support, pedagogical support.

Введение. Многие ученые регулярно изучают проблемы профессионального развития человека. Данные проблемы стали актуальны особенно в ХХ-ХХ1 веке, в результате быстро протекающих социально-экономическими изменений, а так же демократизации в современном обществе. Только в XX веке проблема профессионального самоопределения получила научное изучение, так как до XIX века включительно, профессиональное самоопределение было обусловлено социальным статусом, классовой принадлежностью. По мере развития производственных отношений и общества, проблема выбора профессии усложнялась, тем, что перед каждым новым поколением, вырисовывались новые грани, особенности и трудности той или иной профессии. Промышленная революция дала не только возможность поиска новой профессии, но так же появились такие трудности как: проблема поиска наиболее подходящей работы, по многим критериям, таким как заработная плата, условия труда, личные интересы, склонности, особенности, необходимость профессиональной подготовки.

Формулировка цели статьи. На современном этапе развития проблема профессионального самоопределения старшеклассников в школе не проработана, т.к. уровень осмысленного, ответственного выбора будущей профессии у старшеклассников недостаточно развит. Острота этого вопроса в большей степени проявляется в старшем школьном возрасте, когда перед выпускниками школ встаёт решение дальнейшего обучения в высших учебных заведениях с выбором специальностей. Неподготовленные школьники начинают растерянно примерять все профессии по типу симпатии, совершенно забывая, о собственных способностях, навыках, талантов, задатках и степени их совершенствования в той или иной сфере применения, например, науки, технике и т.д. Такой выбор обусловлен отсутствием целенаправленной работы в сфере профессиональной ориентации в школе. Что является острой проблемой в современном обществе и не отвечает требованиям, предъявляемых государством.

Изложение основного материала статьи. Возможность выбора профессий существенно расширилась в связи с протекающими историческими изменениями. Появились новые орудия и средства труда, которые требуют квалифицированных работников, готовых качественно выполнять трудовые задачи. Ф.У.Тейлор разработал систему, направленную на повышение эффективности труда, рационализации и интенсификации трудового процесса. В своих книгах «Основы научного управления предприятием» и «Управление фабрикой» он доказывал, что способ управления, применяемый в конце XIX века существенно устарел. Раннее данный подход основывался на личном опыте, знаниях управляющих. Тейлор утверждал, что для увеличения эффективности труда, работодателю необходимо придерживаться таких принципов как: стремление к увеличению комфорта и благосостояния человечества; предприниматель несет ответственность за соблюдение интересов общества, трудовые операции должны выполняться рабочими чисто механически, так как размышления могут нарушить автоматизм движений и существенно снизить производительность; необходимо строго регламентировать рабочее время, отработку приемов каждой операции. Ф.У.Тейлор считал, что сочетание материальной заинтересованности и «разумного эгоизма» необходимо для качественного выполнения рабочим плана. Тейлор стал применять психологические тесты при приеме на работу и определении квалификации одним из первых в организационной психологии, так же он использовал интервью, наблюдение, анкетирование [12].

Ф.У.Тейлор стал основоположником в развитии наук о труде и человеке как субъекте труда, однако, не смотря на, убедительность и обоснованность реализации данных принципов, они встретили шквал недовольства, как в научной среде, так и в среде рабочих.

С начала второй половины XX века проблема профессионального самоопределения начинает рассматриваться не только со стороны выпускников школ, она становится связанной с периодизацией возрастного развития, личной зрелостью и жизненными кризисами. В связи с этим появляется многообразие решения и рассмотрения данной проблемы.

В современном мире из-за существенной смены ценностей, меняются и ориентиры на предпочитаемый образ жизни, что существенно влияет на выбор будущей профессии. Теперь профессия стала средством достижения цели, а не существенной частью образа жизни. По этой причине многие выпускники продолжительное время находятся в состоянии неопределенности, либо делают поспешный и сомнительный выбор.

Современная профориентация предлагает различные психологические методы, позволяющие при помощи групповой и индивидуальной работы направить выпускников на более осознанный выбор будущей профессии.

Профессиональное самоопределение в соответствии с одним из подходов, которого придерживались такие авторы, как С.Л Рубинштейн, Л.И Божович, И.С Кон, понимается, как «естественный процесс, который начинается в старшем подростковом возрасте, младшем юношеском возрасте и является личностным новообразованием» [2, 7, 11].

Само понятие «самоопределение» соотносится с такими современными понятиями как самоактуализация, самореализация, самосознания. Многие исследователи связывают самореализацию и самоактуализацию с трудовой деятельностью. А. Маслоу считает, что самоактуализация проявляется «через увлеченность значимой работой». Человек превращается в подлинного субьекта самоопределения только используя творческий подход к своей жизни, создавая сам смысл заново [8].

Понятие «самоопределение» так же встречается в работах Ш. Бюлер. В своих работах она исходила из того, самоопределение и стремление к самоосущетвлению являются как врожденными свойствами сознания, так и движущими силами развития личности. Степень самоосуществления зависит от самоопределения, как способности индивидуума «ставить такие цели, которые наиболее адекватны его внутренней сути».

В исследованиях С.Л. Рубинштейна отмечается, «самоопределение - это самостоятельный и свободный выбор человеком своей судьбы, осуществляемая самодетерминация, которая не может действовать иначе, как будучи активно преломленной самим субъектом. Соответственно, механизмом самоопределения является, прежде всего, интеллектуальная работа по рефлексии жизненной ситуации» [11].

Идеи С.Л. Рубинштейна поддерживаются и развиваются в исследованиях К.А. Абульхановой-Славской и Л.М. Митиной. В своих исследованиях они самоопределение рассматривают неотделимо от выбора жизненного пути, по их мнению, исходя из выбора профессии, появляется либо перспектива, либо ретроспектива развития личности. Развитие личности определяет выбор будущей профессии и подготовку к той или иной профессиональной деятельности. Профессиональное самоопределение это «искусственно-

организованный процесс, происходящий в юношеском возрасте» [1, 9, 11]. Данного подхода придерживаются Е. А Климов, А. К Маркова, М. Р Гинзбург.

Е.А. Климов выделяет два уровня самоопределения [6]:

- гностический (изменение сознания и самосознания);

- практический (изменение социального статуса).

Е.А. Климов, как и многие исследователи (П.Г. Щедровицкий, Н.С. Пряжников), отмечает в своих трудах, что профессиональное самоопределение, не заключается только в одномоментном акте выбора профессии, оно продолжается в период всей профессиональной жизни [6].

Многими исследователями отмечается, что изменения отношения к настоящему и будущему, является неотъемлемой частью временного осознания в юности. Так, по мнению О.В. Хухлаевой, в юном возрасте особое значение приобретает настоящее, в отличие от подросткового устремления в будущее. Выпускник должен не только представлять себе будущее в общих чертах, но и так же, четко наметить, себе пути достижения поставленных ранее целей [13]. Самореализация проявляется через труд, работу и общение. Так И.С. Кон, считает, что основным приобретением ранней юности, является осознание собственной уникальности, открытие своего внутреннего мира [7]. Однако, Е.И. Головаха, отмечает и противоречие жизненных перспектив старшеклассников, они больше имеют представление о туманном и далеком будущем, чем о ближайшем, зависящим от них самих. Основными причинами данного противоречия являются несамостоятельность и недостаточная готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих будущих целей.

У большинства учащихся потребность в профессиональном самоопределении не возникает сама по себе - этому необходимо способствовать. Педагогическая поддержка является необходимым условием становления профессионального самоопределения. О.С. Газман определяет понятие педагогической поддержки как «процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, здоровом образе жизни» [3]. Педагогическая поддержка обучающихся в процессе их профессионального самоопределения заключается не только в оказании помощи при определении профессионального пути, но и развитии у выпускников способности к саморефлексии, самообразованию и самовоспитанию.

С.В. Кибакин [5] выделяет следующие принципы осуществления педагогической поддержки учащихся в процессе их профессионального самоопределения:

• принцип преемственности педагогических мероприятий, организуемых и проводимых с учетом гендерных, возрастных и социально-психологических особенностей учащихся;

• принцип целенаправленного управления развитием учащегося как целостным процессом с учетом склонностей и способностей личности к профессиональной специфике;

• принцип личностно-ориентированного подхода, признающего интересы личности учащегося и его семьи;

• принцип гражданственности выражающейся в соотнесении педагогической поддержки с интересами общества, государства, рынка труда;

• принцип вариативности систем педагогической поддержки, предполагающих различные модели формирования профессионального самоопределения;

• принцип компетентного использования обоснованных психолого-педагогической теорией и практикой подходов, методов и приемов, применяемых в профориентационной работе с учащимися.

Профориентационная работа — это работа, носящая рекомендательный характер по выбору будущей профессии старшеклассниками, которая основывается на информации о профессиях и требованиях к соискателю, особенностям выбирающего, а так же прогноза его успешности в том или ином виде деятельности.

По H.H. Захарову профессиональная ориентация — это система научно-практической деятельности общественных институтов, таких как семья, школа, центры профориентации, служба занятости населения, которые включают в себя решение различных психолого-педагогических, социально-экономических и задач с целью формирования у школьников профессионального самоопределения, которое соответствует индивидуальным особенностям личности и запросам в кадрах. В условиях современных рыночных отношений ценность профориентации возрастает, так как повышается потребность личности в профессиональном самоопределении, рынок диктует новые требования к подготовке современных кадров [4].

Психолог Г.В. Резапкина в своей книге «Психология и выбор профессии» рассматривает проблему профессионального самоопределения, как систему психолого-педагогической и информационной поддержки учащихся, основанной на профильной ориентации и психологической диагностике будущих выпускников школ [10]. Она считает, что данная методология должна внедряться учителями или психологами в образовательные учреждения на пропедевтическом уровне и включать в себя различные методики, позволяющие соотнести личностные особенности с различными профессиями, что создаст благоприятные условия для повышения готовности подростов к социально-профессиональному самоопределению. Итогом внедрение данной идеи в образовательные учреждения послужит осознанное принятие решения школьника при выборе дальнейшего профессионального обучения.

Выводы. Понятие профессионального самоопределения может быть определено как процесс выбора индивидом своих целей и позиций в контексте профессионального будущего, а также осознанная деятельность, направленная на достижение психологической готовности к выбору в условиях оказания педагогической поддержки. Психологический и педагогический аспекты профессионального самоопределения школьников неразрывны, и само понятие профессионального самоопределения теряет свою сущность без одного из них.

Проведя обзор литературных источников, и анализируя высказывания как отечественных, так и зарубежных исследователей, можно сделать вывод, что проблема профессионального самоопределения выпускников школ, начиная с середины XX века, стала одной из активно разрабатываемых и исследуемых психолого-педагогических задач.

Литература:

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни. - М.: Мысль, 2001.

2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды Серия: Психологи Отечества. - М. Изд-во МПСИ, 2001.

3. Газман О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. - М.: Педагогика. - 1996.

4. Захаров Н. Н., Симоненко В. Д. Профессиональная ориентация школьников. — М.: Просвещение, 1989.

5. Кибакин С. В. Управление процессом педагогической поддержки профессионального самоопределения старшеклассников: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. - Москва, 2002. - 213 с.

6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Москва, 2007.

7. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. - М.: Педагогика, 1984.

8. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. - Спб.: Изд-во. группа «Евразия», 1997.

9. Митина Л.М. Коррекционно-обучающие программы повышения уровня профессионального развития учителя: Учебное пособие. Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001.

10. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. — М.: Генезис, 2005.

11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2015.

12. Симонов А.В. Тейлор Ф. У. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2010-2018. URL.: https://gtmarket.ru/personnels/frederick-taylor/info

13. Хухлаева О. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2006.

Психология

УДК:159.99

кандидат психологических наук, доцент Трегубова Наталья Алексеевна

Новокузнецкий филиал-институт Кемеровского государственного университета (г. Новокузнецк)

ОБЗОР МЕТОДИК ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Статья предназначена для педагогов, психологов, студентов психолого-педагогического направления обучения. В статье проведен обзор методик диагностики уровня развития мыслительных способностей младших школьников по журнальным публикациям.

Ключевые слова: методики диагностики; младшие школьники; теоретический анализ; обобщение; уровень рефлексии; этапы развития внутреннего плана действий; планирование; способность действовать «в уме».

Annоtation. The article is intended for teachers, psychologists, students of psychological and pedagogical areas of study. The article reviews the methods of diagnosing the level of development of the thinking abilities of younger schoolchildren according to journal publications.

Keywords: diagnostic methods; younger students; theoretical analysis; generalization; level of reflection; stages of development of the internal action plan; planning; ability to act "in the mind".

Введение. При обзоре журнальных публикаций была поставлена задача: выбрать статьи, в которых определение уровня развития мыслительных способностей младших школьников не было бы завуалировано конкретным содержанием знаний, где можно было бы наблюдать не «логику усвоенных знаний», а «логику индивида».

Все выбранные публикации, с достаточной долей условности, можно разделить на три группы:

1) методы выявления теоретического анализа или обобщения;

2) методы определения уровня рефлексии;

3) методы определения этапа развития внутреннего плана действий, глубины планирования, способности действовать «в уме».

Изложение основного материала статьи.

I группа

1) Давыдов В.В., Пушкин В.Н., Пушкина А.Г. [2] пишут, что развитие мышления не сводится к накоплению знаний и интеллектуальных умений. Принято вычленять некоторые фундаментальные составляющие мышления. Одна из таких фундаментальных мыслительных функций - функция установления отношений между элементами проблемных ситуаций.

Нахождение принципа решения задач какого-либо класса на примере лишь одной-двух из них, при последующем использовании этого принципа для безошибочного решения всех задач данного класса — это обобщение теоретического типа. Оно существенно отличается от постепенного и длительного обобщения эмпирического характера, обычно не дающего понимания общего способа решения.

Авторы определяют наличие теоретического обобщения у учеников со вторых по четвертые классы при помощи методики «Игра в «5» Пушкина В.Н. Методика - индивидуальная. Время работы с одним ребенком -урок (45 мин.). В ходе решения абстрактных задач ребенок должен выделить общее в их структуре и перенести найденный им принцип решения на остальные задачи. Всего дается 16 задач. «Игра в «5» состоит в том, что от некоторого исходного положения 5-ти нумерованных фишек, размещенных на 6-ти клетках, нужно перейти к заданному их расположению. По результатам обследования было выделено 4 группы детей: 1) обнаружили общую формулу решения - т.е. теоретическое обобщение развито; 2) не нашли общую формулу, каждую задачу решали отдельно, с нескольких попыток - эмпирический способ решения; 3) не нашли общую формулу и даже не пытались ее найти - эмпирический способ решения; 4) вообще отказались от решения задач.

2) Аврамков Д.В. [1] считает, что в настоящее время общепринятым средством изучения и диагностики интеллектуальных свойств человека является проблемная задача. Она должна обладать хотя бы «минимумом интеллектуальности». Проблемные задания используются как в форме единственного задания, так и в форме некоторой их совокупности. Если отношения в совокупности задач таковы, что они представляют собой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.