Научная статья на тему 'Ориентации и предпочтения граждан в контексте профессионального самоопределения (на примере республики Татарстан)'

Ориентации и предпочтения граждан в контексте профессионального самоопределения (на примере республики Татарстан) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / ОЖИДАНИЯ В ОТНОШЕНИИ РАБОТЫ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА / КАРЬЕРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / PROFESSIONAL PREFERENCES / EXPECTATIONS CONCERNING WORK / CAREER GUIDANCE / PROFESSION / PROFESSIONAL DIAGNOSTICS / CAREER ORIENTATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трифонова Татьяна Александровна

В статье рассматривается проблема профессионального самоопределения граждан. Показано, чем руководствуются старшеклассники при выборе профессии, какие карьерные ориентации характерны для студентов колледжа, какой смысл в работе видят безработные граждане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трифонова Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORIENTATIONS AND PREFERENCES OF PEOPLE IN THE CONTEXT OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION (on the example of the Republic of Tatarstan)

The article considers the problem of professional self-determination of people. There it is considers guided at the choice of profession of high school students, career orientations of students of the college, sense in work is seen by jobless citizens.

Текст научной работы на тему «Ориентации и предпочтения граждан в контексте профессионального самоопределения (на примере республики Татарстан)»

Ю.Н. Зиятдинова, Р.С. Валеева, А.А. Сулейманова

РАЗВИТИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ..

могла обеспечить кадры для социального и экономического развития страны. Кроме того, важной целью страны стала интеграция в мировое сообщество, поэтому система образования стала максимально ориентироваться на лучшие западные образцы, и одной из задач подготовки конкурентоспособного специалиста стало развитие его межкультурной коммуникативной компетенции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

- 2^. -

2008. - 340 p.

2. China - history and background // Education encyclo-

pedia / Режим доступа:

3. Hayhoe R. China's universities and western academic models / Higher Education. - 1989. - № 1. - P. 49-85.

4. Brandenburg U., Zhu J. Higher education in China in the light of massification and demographic change (lessons to be learned for Germany). - Arbeitspapier, 2007. - 58 p.

5. China statistical Yearbook. - China Statistics Press, 1999. - 496 p.

6. Хэ Сяоган. Становление и развитие системы высшего профессионально-технического образования в Китае (1980-е - начало 2000 гг.): Дис. ... канд. пед. наук. Москва. - 2004. - 239 c.

DEVELOPMENT OF INTERCULTURAL COMMUNICATION COMPETENCE IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION SYSTEM IN CHINA: HISTORICAL EXCURSUS

© 2014

Yu.N. Ziyatdinova, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair «Foreign Languages in Professional Communication» R.S. Valeeva, assistant professor of the chair «Foreign Languages in Professional Communication»

Kazan National Research Technical University, Kazan (Russia) A.A. Suleymanova, assistant professor of the chair «Foreign Languages and Translation»

Institute of Economics, Management and Law, Kazan (Russia)

Annotation: Improvement of intercultural communication competence in China is closely connected with the emergence and development of higher education system (the end of XIX - the beginning of XX cc). The most important stages of this process are: development of the society of European Sciences studying, of Imperial College of Foreign Languages and Imperial University (that was renamed as Peking University later) and also Deng Xiaoping's policy and "the cultural revolution" in China.

Keywords: intercultural communication competence, development of higher education system, the higher education model.

УДК 37.048.45

ОРИЕНТАЦИИ И ПРЕДПОЧТЕНИЯ ГРАЖДАН В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ (на примере Республики Татарстан)

© 2014

Т.А. Трифонова, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психология труда и

предпринимательства»

Институт экономики, управления и права, Казань (Россия)

Аннотация: В статье рассматривается проблема профессионального самоопределения граждан. Показано, чем руководствуются старшеклассники при выборе профессии, какие карьерные ориентации характерны для студентов колледжа, какой смысл в работе видят безработные граждане.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональные предпочтения, ожидания в отношении работы, профориентация, профессия, профессиональная диагностика, карьерные ориентации.

Современные исследователи и практики в области профориентации справедливо считают, что процесс профессионального самоопределения является очень значимым и одновременно сложным этапом в жизни каждого человека. От того, насколько успешно люди проходят этот этап, зависит как их собственная жизнь, так и благополучие страны. Пряжниковы показывают, что игнорирование профориентации, отсутствие государственной поддержки может привести «не только к несчастьям миллионов дезориентированных людей, но и к сильным просчётам и неудачам в экономике и даже политике страны» [1, с.4].

Понятие «самоопределение» связывают с такими понятиями, как «самореализация», «самоактуализация». Нередко речь идёт о самореализации в контексте трудовой, профессиональной деятельности. Так, И.С. Кон считает, что самореализация проявляется через труд, работу и общение [2]. А. Маслоу полагает, что самоактуализация проявляет себя через «увлечённость значимой работой» [3]. К. Ясперс связывает самореализацию с «делом», которое делает человек. По мнению Пряжниковых, профессиональное самоопределение - это «поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также нахождение смысла в самом процессе самоопределения» [1, с.32]. Профессиональное и личностное самоопределение сопровождает человека всю жизнь. Человек постоянно соотносит смысл свое-

го профессионального труда с ценностями и смыслами всей своей жизни.

Профессиональный выбор, как важнейшая часть профессионального самоопределения, наиболее актуален в момент смены типа деятельности: перехода от школьного обучения к профессиональному, от обучения к профессиональной деятельности, в период изменения должности, места работы, профессии. В эти периоды наиболее остро определяются смыслы возможной профессии. Очевидно, что профессиональный выбор во-многом определяется профессиональными интересами и предпочтениями, карьерными ориентациями, установками и ожиданиями. Изучение профессиональных предпочтений и карьерных ориентаций граждан (школьников, студентов, безработных) позволяет определить их направленность, сопоставить с условиями экономической ситуации в стране и скорректировать государственные программы профориентационной работы.

Данная проблематика широко освещается в современных научных исследованиях. Наибольший интерес представляют подходы к развитию профессионального самоопределения (Е. Пряжникова [1], В. Ермошин [4], Л. Захарова [5], Д. Медведев [6] и др.), изучение профессиональных предпочтений и готовности школьников к профессиональному самоопределению (И. Арон [7], А. Газиева [8], Ю. Мельникова [9], Н. Рыбакова [10], А. Фукин [11] и др). Исследуются взаимосвязи личностных особенностей и профессионального самоопределения,

специфика профессионального самоопределения студентов различных специальностей. В меньшей степени изучаются особенности самоопределения безработных граждан (Г. Богданова [12]). Анализ исследований показывает значимость проблемы профессионального самоопределения как в сфере научных изысканий, так и в практической психологической деятельности [13-16]. География исследований широка и нередко отражает специфику профессионального самоопределения граждан конкретной области России.

В рамках нашей работы проводятся психологические и социологические исследования, выявляющие различные аспекты проблемы профессионального самоопределения на примере граждан Республики Татарстан. Это изучение профессиональных ориентаций школьников, карьерных предпочтений студентов, социально-психологических эспектаций в отношении трудовой деятельности безработных граждан. Исследования включают методы беседы, анкетирования, тестирования. Результаты этих исследований обрисовывают мотива-ционные аспекты профессионального самоопределения различных категорий граждан и являются основой для формирования республиканских программ профориентации. Приведем в обобщенном виде результаты нескольких исследований.

Профессиональная диагностика, проводимая нами на протяжении последних шести лет в разных районах и городах Республики Татарстан, позволила выявить профессиональные предпочтения и ориентации тысяч старшеклассников. Так, более 80% городских и сельских школьников ориентированы на получение высшего образования. Из них только около 35% учитывают ситуацию на рынке труда и выбирают востребованные профессии. Остальные 65% учащихся направлены на получение высшего образования, не важно, какого, на приобретение модных, престижных и творческих профессий, суть которых ребята недостаточно понимают. Исследования 2013 года показывают, что эта тенденция ослабевает, у старшеклассников наблюдается чуть более взвешенный и адекватный подход. Все большее количество выпускников 9 класса выбирают специальности, не требующие высшего образования. Вполне возможно, это обусловлено сложностями при сдаче ЕГЭ.

Для большинства старшеклассников характерно размытое представление о рынке труда, юношеский максимализм и стремление воплотить мечту. Школьники не сопоставляют профессию с образом жизни, плохо осведомлены о специфике деятельности выбираемой профессии. 74% старшеклассников не осознаёт зависимость будущих профессиональных достижений от сегодняшней собственной активности.

Для современных выпускников наибольшую ценность в будущей профессиональной деятельности представляет материальное благополучие. Смысл трудовой деятельности видится в возможности получать за работу высокую оплату. Причём в самосознании учащихся связь между затрачиваемыми усилиями и уровнем вознаграждения практически не осознаётся. Школьники связывают высокую зарплату с высокой должностью, говоря о том, что мечтали бы стать «начальником», «директором», «президентом» только лишь для того, чтобы получать значительную зарплату. Многие заявляют о своей ориентации на управленческую деятельность. Однако тестирование не показывает важности карьеры и социального статуса в предпочтениях школьников. В беседе же выясняется, что представления учащихся о специфике, интенсивности и энергозатратности деятельности руководителей весьма размыты. Далее в рейтинге ценностей следуют содержание работы и её стабильность. Профессиональная компетентность, как ценность и смысл труда, занимает нижние позиции в карьерных предпочтениях старшеклассников.

При диагностике предпочитаемого уровня самостоятельности в труде школьники проявляют максимализм

и видят себя в качестве самостоятельных, творческих и просто уникальных работников. Не высок процент тех, кто согласен на позиции исполнителя. Эти результаты говорят о высоком уровне притязаний современного подрастающего поколения и слабом сопоставлении их с собственными возможностями.

Для сельских жителей и представителей малых городов важнейшей ориентацией становится выбор и обучение такой профессии, которая позволила бы остаться и закрепиться в большом городе. Около 90% сельских школьников и выпускников из малых провинциальных городков не рассматривают дальнейшее проживание в родном селе или городе. В данном случае имеет место влияние нескольких факторов: позиция родителей, «соблазны» и карьерные перспективы большого города, ситуация на рынке труда. В рамках республики и в целом всей страны такая выраженная направленность на урбанизацию влечет за собой окончательное разрушение агропромышленного комплекса, однобокое развитие экономики.

Продолжение профессиональной династии остается характерным чаще для сельских жителей и только для медицинской и педагогической сфер. Усиление интереса к профессии учителя со стороны выпускников закономерно последовало за повышением заработной платы в данном секторе, отражает результаты профдиагности-ки лишь 2013 года.

Профессиональные склонности четко выражены лишь у 30% старшеклассников. У остальных знания о собственных интересах весьма размыты и неопределённы. На вопрос «Чем вам интересно заниматься, что нравиться?» многие отвечают «Не знаю», «Не думал». Ещё более проблематичным является вопрос о знании своих способностей и личностных характеристик. Налицо невысокий уровень рефлексии и слабое знание своих психофизиологических и характерологических особенностей.

Профессиональные предпочтения современных выпускников достаточно традиционны. Девушки (около 75%) ориентированы на работу в социальной сфере и сфере искусства. Юноши в большинстве своём предпочитают сферу технических интересов, физический труд и работу с людьми. По результатам тестирования у старшеклассников на среднем уровне выражен интерес к работе со знаковыми системами, не более чем у 20% учащихся выявляются склонности к конвенциональным видам деятельности, и при этом в беседе 38% школьников заявляют о выборе профессий конвенционального типа: экономиста, бухгалтера, банковского клерка, программиста, переводчика. Сильно влияние престижа и фактора оплаты труда в данных видах деятельности. Интерес к профессиям, связанным с изучением, взаимодействием и обслуживанием природных объектов, чуть выше у сельских школьников, в отличие от городских, что вполне объяснимо. Хотя желающих стать агрономом, фермером, дояром, овощеводом, животноводом, ветеринарным врачом, химиком, биологом, геологом практически обнаруживается.

Для школьников обоих полов характерны стремление осваивать предприимчивые виды деятельности и ярко выраженная ориентация на профессии в сфере материальных интересов. Удивительными показались ориентации сельских девушек на профессии полицейских, военнослужащих и спасателей. Эта тенденция выявилась лишь в начале 2011 года, продолжилась последующие два года. Вероятно, эта ориентация связана с уровнем оплаты этих профессий, стабильностью и предсказуемостью функционала, возможно «романтичностью» профессий.

В обобщенном виде профессиональные интересы современных выпускников сводятся к следующим профессиональным сферам: юриспруденция, экономика, бухгалтерия, дизайн, программирование, 1Т-технологии, инженерные профессии, строительство, медицина, ме-

Т.А. Трифонова психолого-педагогическое

ОРИЕНТАЦИИ И ПРЕДПОЧТЕНИЯ ГРАЖДАН В КОНТЕКСТЕ ... направление

неджмент, маркетинг, туризм, переводоведение, артистические профессии, энергетика и нефтегазовый сектор. Предпочитаемы рабочие профессии водителя, автомеханика, повара, строителя. Нередко бывают расхождения профессиональных интересов и выборов. Доминирующим фактором профессионального самоопределения становятся не собственные интересы, а интересы родителей, престижность профессий.

Таким образом, результаты исследований свидетельствуют о недостаточной личностной зрелости, размытости профессиональных интересов, низкой рефлексии, невыраженной мотивации самостоятельного выбора, слабом соотнесении собственных способностей и желаний, высоком уровне притязаний, преобладании мотивов материального благополучия над мотивацией профессионального роста, об ориентациях на модные профессии современного подрастающего поколения. Профессиональное самоопределение старшеклассников характеризуется противоречивостью и зависимостью от мнения окружающих.

Оказание содействия в профессиональном самоопределении старшеклассников нам видится в организации индивидуальной и групповой психологической профо-риентационной работы, направленной не столько на выявление профессиональных предпочтений, сколько на развитие рефлексии, самосознания, самостоятельности, мотивационной сферы, важнейших жизненных навыков, профпросвещении.

В исследованиях, посвящённых изучению профессионального самоопределения студентов колледжа, наблюдаются несколько иные результаты. Студенты колледжа, ровесники старшеклассников, уже определились с профессиональным выбором, и следующей ступенью в их профессиональном самоопределении является нахождение ценностей и смысла в приобретаемой профессии.

Мы сделали сравнительный анализ карьерных предпочтений студентов разных специальностей. Выявили, что студенты-экономисты в представлении собственной карьеры ориентированы на менеджмент (управление, влияние и контроль) и на предпринимательство (стремление сделать своё дело). Это согласуется с их социально-психологическими установками в отношении труда, выраженной ориентацией на власть и на деньги. Вероятно, это объясняется социальными стереотипами. Абитуриенты или их родители, выбирая профессию экономиста, предполагают, что карьерные достижения в рамках выбранной специальности, влекут управленческую должность, позволяющую удовлетворять потребности во власти и управлении другими людьми.

Студенты-менеджеры (гостиничный и туристический сервис) в карьере предпочитают возможность управления и вызов, преодоление проблем. Подобная ориентация адекватна для сложившихся менеджеров, а для студентов колледжа не вполне приемлема. По долгу профессии и с точки зрения возраста для них желательна ориентация на служение, оказание помощи людям. Служение же, как карьерная ориентация, занимает последнее место в рейтинге ценностей, что явно противоречит требованиям профессии и результатам диагностики социально-психологических установок. Наиболее выражена у студентов-менеджеров ориентация на альтруизм, то есть стремление совершать бескорыстные действия, направленные на благо и удовлетворение интересов других людей. Вероятно, учащиеся осознают значимость данной установки в их будущей профессиональной деятельности, однако в построении карьеры ориентированы не на обслуживание как таковое, а на управление.

Студенты-маркетологи в плане карьеры ориентированы на автономию, независимость и вызов, что означает стремление выполнять свою деятельность самостоятельно, своим особенным способом, самим ставить цели и решать сложные проблемы. Данные карьерные предпочтения соотносятся и с социально-психологиче-70

скими установками студентов в отношении труда. Так, для маркетологов характерны ориентации на свободу и на результат. Такая направленность адекватна содержанию выбранной специальности. Для маркетологов профессионально-важным качеством выступает мотивация достижения, которая и предполагает установку на результат. Важна также и креативность, подразумевающая ориентацию на свободу. Результаты соотносятся и с данными по диагностике смысложизненных ориентаций. У респондентов выражен показатель локус контроля - Я, что говорит о том, что студенты-маркетологи имеют представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о смысле.

Резюмируя результаты данных исследований, можно сказать, что профессиональное обучение содействует осознанию профессиональных и карьерных предпочтений, развитию профессионального самоопределения колледжан. Можно предположить, что современная молодёжь в построении карьеры ориентируется на автономию, независимость, управление и предпринимательство. При общей размытости профессионального планирования учащиеся колледжа уверены, что построение успешной карьеры предполагает необходимость конкурентной борьбы и преодоление сложных проблем. Такая установка повышает внутреннюю уверенность, усиливает учебную и профессиональную мотивацию и адекватна требованиям рынка.

В контексте исследования профессионального самоопределения интерес представляют результаты изучения социально-психологических ожиданий в отношении трудовой деятельности безработных граждан. Потерю работы можно рассматривать как переломный этап в профессиональном самоопределении. Решением данной проблемы нередко является смена профессиональных ориентиров, ценностей и смыслов, профессиональное переобучение. В зрелом возрасте такая переориентация воспринимается болезненно, однако действие её может быть результативным.

В течение последних четырех лет нами изучались социально-психологические установки и ожидания безработных граждан в отношении работы. Анкетирования проводились на ежегодных общегородских ярмарках вакансий г. Казани. В анкетировании принимали участие более тысячи соискателей вакансий. Основной целью исследований явилось выяснение представлений и ценностных ориентаций безработных граждан в отношении работы. Представим обобщенные результаты исследований и их сравнительный анализ.

На протяжении четырехлетних исследований значимость работы безработные граждане оценивают сходным образом (рис.1). Наличие работы для подавляющего большинства граждан означает, прежде всего, получение дохода и стабильность. В разные годы третью позицию в рейтинге смысла работы составляли трудовой стаж (2013, 2010), карьера (2012), пенсионные отчисления (2011). Данные различия вполне объяснимы с позиции экономической ситуации, характерной для конкретного времени, и спецификой безработных, принявших участие в ярмарке вакансий. Наименьшую роль в осознании ценности работы играет возможность освобождения от претензий (алименты, кредиты). Стоит отметить, что данный показатель имеет небольшую тенденцию к росту, вероятно отражаются успехи в реализации политики борьбы с должниками. Планомерно снизились показатели ценности самореализации в работе и уважения окружающих, что свидетельствует об актуальности неудовлетворенных потребностей нижнего уровня у безработных - участников ярмарки вакансий.

Основными затруднениями в подборе работы безработные граждане считают низкую зарплату, отсутствие работы по специальности, нестабильность, проблемы со здоровьем, отсутствие перспектив карьерного Карельский научный журнал. 2014. № 1

роста. Данные результаты соотносятся со смысловым значением, которое вкладывают безработные граждане в понятие «работа». Помимо зарплаты и стабильности для безработных граждан очень важна работа, соответствующая образованию, приобретенной специальности, уровню здоровья, позволяющая сделать карьеру. Отличительной особенностью исследований 2013 года выступает возрастание значимости соответствия требований работы состоянию здоровья безработных (показатель возрос на 7%). Данный результат объясним с точки зрения структуры посетителей ярмарки вакансий. С каждым годом увеличивается количество городских безработных граждан, имеющих определенные проблемы со здоровьем.

стабильность

самореализация соц. защшц.

-2010 -2011 -2012 ^—2013

Рис. 1. Смысл работы для безработных граждан (результаты исследований 2010 - 2013)

Таким образом, можно соотнести ожидания в отношении работы и трудности в трудоустройстве у безработных граждан. Те вакансии, которые представлены на рынке труда, не соответствуют желаниям, ценностям и представлениям о работе безработных граждан. Можно говорить о расхождении профессионального самоопределения безработных и требований объективной ситуации. Вероятно, данное несоответствие выступает одной из психологических причин безработицы. Следовательно, безработные граждане нуждаются в практической психологической помощи, направленной на развитие профессионального самоопределения, коррекцию установок и ожиданий в отношении работы с учетом состояния рынка труда.

Обобщая результаты исследований ориентаций и предпочтений граждан в контексте профессионального самоопределения, можно констатировать, что для людей, находящихся в ситуации профессионального самоопределения, характерны недостаточная осознанность самоопределения, низкая информированность о положении дел на рынке труда, ориентация на престиж, слабое соотнесение собственных желаний с объективными возможностями, потребность в психологической поддержке. Осознанность самоопределения возможна с достижением достаточного уровня личностной и социальной зрелости. В связи с этим нам представляется важным включение в программы профессиональной ориентации с подрастающим поколением и безработными гражданами психологических профилактических мероприятий, направленных на развитие рефлексии, самосознания, самостоятельности, ответственности за собственную жизнь, что в конечном итоге предполагает развитие профессионального и личностного самоопределения.

2. Кон И.С. В поисках себя: личность и её самосознание. М.: Политиздат, 1984. 151 с.

3. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер,

2006. 352 с.

4. Ермошин В.И. Подходы к профессиональному самоопределению студентов среднего профессионального образования // Научные исследования в образовании.

2007. № 3. С.70-73.

5. Захарова Л.Н., Калинская Е.С. Системная трансформация профессиональной ориентации молодежи как фактор повышения эффективности управления профессиональным самоопределением // Экономика устойчивого развития. 2011. № 8. С.55-61.

6. Медведев Д.С., Овчаров А.В. Мотивационное программно-целевое управление профессиональным самоопределением старшеклассников в профильной школе // Вестник Алтайской государственной педагогической академии. 2012. № 11-12. С. 22-26.

7. Арон И.С. Психологическая готовность к профессиональному самоопределению // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2010. Т. 16. № 1. С.233-237.

8. Газиева А.М. Воспитание у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению как психолого-педагогическая проблема // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 8. С. 131-138.

9. Мельникова Ю.А. Дифференциация профессиональных предпочтений на первом этапе профессионального самоопределения // Вестник Алтайской государственной педагогической академии. 2010. № 5. С. 31-35.

10. Рыбакова Н.В. Психологическая готовность к профессиональному самоопределению у старших подростков с разным уровнем сформированности смысло-жизненных ориентаций (СЖО) // Вестник Алтайской государственной педагогической академии. 2009. № 9. С.44-50.

11. Фукин А.И., Спирина Т.А. О готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению // Образование и саморазвитие. 2009. Т. 2. № 12. С. 32-38.

12. Богданова Г.В., Шорохова А.А. Профессиональное самоопределение безработных // Альманах современной науки и образования. 2011. № 9. С. 46-48.

13. Будагов Г.П. Формирование готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению как психолого-педагогическая проблема // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 2. С. 50-52.

14. Савченков А.В. Влияние уровня развития эмоциональной устойчивости на самоопределение выпускников учреждений среднего профессионального образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 2. С. 266-268.

15. Маслюк Е.А. Сущность и основные механизмы формирования культуры личностного самоопределения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 4. С. 33-36.

16. Ионов А.В. Ценностные основания допрофессио-нального самоопределения школьников // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 4 (11). С. 125-128.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Пряжникова Е.Ю. Профориентация: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. - 3-изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. 496 с._

ORIENTATIONS AND PREFERENCES OF PEOPLE IN THE CONTEXT OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION (on the example of the Republic of Tatarstan)

© 2014

T.A. Trifonova, candidate of psychological sciences, associate professor of the chair «Psychology of work and business psychology»

Institute of Economics, Management and Law, Kazan (Russia)

Annotation: The article considers the problem of professional self-determination of people. There it is considers guided at the choice of profession of high school students, career orientations of students of the college, sense in work is seen by jobless citizens.

Keywords: professional self-determination, professional preferences, expectations concerning work, career guidance, profession, professional diagnostics, career orientations.

УДК 159.922.761

ВЛИЯНИЕ ИППОТЕРАПИИ НА РАЗВИТИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

© 2014

М.А. Филатова-Сафронова, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психология развития и психофизиология»

Институт экономики, управления и права, Казань, (Россия)

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы, связанные с психологической реабилитацией семей, имеющих детей с ограниченными возможностями. Доказана эффективность использования метода иппотерапии при развитии детско-родительских отношений.

Ключевые слова: развитие, детско-родительские отношения, дети с ограниченными возможностями, эмоциональная сфера, методы психологической реабилитации, коррекция, иппотерапия.

Чрезвычайная значимость отношений между родите- S.K. Laccey, 1993; L. Satter, 1978; E. Tauffkirchen, 1977).

лями и детьми привлекает внимание многих психологов различных школ. Особенно актуальным является вопрос развития детско-родительских отношений в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями (ОВ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для детей с ОВ, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении следующих вопросов: воспитания детей, включения их в социальную и трудовую сферу, становления детей с ОВ как активных членов общества. Однако, результаты многочисленных исследований (Г.А. Аринина [1], В.Н. Касаткин, Н.А. Коваленко [2], А.Г. Румянцев [3] и другие) свидетельствуют о том, что появление в семье ребенка с ОВ нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняются супружеские отношения, психологический климат. В результате формируются дисгармоничные детско-родительские отношения [4]. Таким образом, становится актуальной проблема формирования и развития гармоничных детско-родительских отношений в семьях, имеющих детей с ОВ.

Развитие детско-родительских отношений может происходить на сеансах психотерапии и психокоррекции [5]. Однако данные мероприятия не подразумевают одновременной физической реабилитации ребенка с ОВ, которая для большинства родителей, имеющих детей с ОВ, наиболее значима.

В то же время разрабатывается достаточное количество коррекционных реабилитационных программ для детей с ОВ [6]. Как правило, новые методы реабилитации адресованы только детям, имеющим ограничения, и направлены в первую очередь на коррекцию у них физических дефектов. При этом остается невыясненным механизм влияния конкретного метода реабилитации на детско-родительские отношения.

Одной из новых стратегий, используемых в реабилитационной работе с детьми, имеющими физические и интеллектуальные ограничения, стал широко известный в зарубежных странах метод иппотерапии.

Название метода происходит от двух греческих слов «Hippos» - что значит «лошадь» и «therapy» - «лечение».

Как показывает анализ литературы, использование иппотерапии эффективно при различных соматических и психических заболеваниях. Большинство работ посвящено исследованию физических эффектов иппотерапии (D. Bertoti, 1988; M. Feldkamp, 1979; R. Horster, 1976;

Доказано, что иппотерапия помимо физических имеет и психологические эффекты. Так, D. Bertoti (1988), M. Feldkamp (1979) отмечают повышение самооценки пациентов; R. Horster (1976), E. Tauffkirchen (1977), L. Satter (1978) упоминают о возрастании мотивации людей с ОВ к участию в реабилитационном процессе [7]. По исследованиям Г.В. Дремовой (1996), иппотерапия способствует улучшению самочувствия, снижению тревожности, депрессивных состояний; развитию активности людей с ограниченными возможностями. Ю.Н. Жихарева (2002) в своем исследовании доказывает положительное влияние иппотерапии на эмоциональную и познавательную сферы личности детей с задержками психического развития [8]. Однако ни в работах отечественных, ни зарубежных авторов не приведены результаты исследований влияния иппотерапии, как на развитие детско-родительских отношений в целом, так на отдельные их компоненты (аффективный, когнитивный, поведенческий). Поскольку большинство авторов отмечает в качестве характерного нарушения родительского поведения наличие эмоциональной депривации, акцент в нашей работе сделан на эмоциональной составляющей взаимоотношений с детьми [9].

Целью исследования стало выявление влияния метода иппотерапии на развитие детско-родительских отношений. Объектом исследования выступили детско-родительские отношения в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями, предметом - развитие эмоционального компонента этих отношений в процессе занятий иппотерапией.

В качестве гипотезы исследования выступили следующие предположения:

• Поскольку метод иппотерапии, предусматривая включенность в него как детей, так и родителей, создает для них новую социальную ситуацию, наряду с решением реабилитационных задач коррекции физического здоровья детей с ограниченными возможностями происходит одновременное его влияние на развитие детско-родительских отношений.

• Участие родителей в процессе реабилитации детей с применением метода иппотерапии, в результате переживания ими совместно достигнутых успехов, способствует развитию эмоционального компонента дет-ско-родительских отношений.

Теоретической основой исследования стали кон-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.