УДК-9( 069) А.А.АБДУКАДЫРОВ
БК-63,3
СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОГДИЙСКОЙ ОБЛАСТИ
(1991-2015 Г.Г).
Положительные процессы, которые проходили в системе народного образования Таджикистана, были приостановлены нарастающим кризисом общественно - политической системы СССР. Распад экономических связей между республиками привел к тому, что среднее образование и многие профессиональные специальности остались невостребованными. В союзных республиках начинается дублирование средних и высших учебных заведений. Сокращение бюджетного финансирования привело в усугублению многочисленных негативных тенденций развития образования, которые и раньше регулярно проявлялись в процессе ее реформирования.
Эти реформы, содержательные сами по себе, наталкиваясь на все более жесткие ограничения, пробудили у общества чувство разочарования и недоверия к возможности позитивного результата. Каждый новый этап реформы обществом воспринимался неоднозначно и с самого начала наталкивался на недоверие и разочарование в её. Материальная база, которая уже была в плачевном состоянии, в конце 80-х годов к настоящему времени окончательно истощилась. Кроме того, в ходе гражданского конфликта 90-х годов многие профессионально-технические училища, мастерские и общежития были разрушены. Здания многих профессионально - технических училищ нуждались в переоснащении и капитальном ремонте. Ограничение электроэнергии также снижало качество профессионального обучения. В стране были ограниченные ресурсы для модернизации, реконструкции и укрепления материально - технический базы начального профессионально - технического образования, и международные донорские сообщества до мало обращали внимания на эту отрасль.
И хотя с середины 90-х годов расходы Правительства на профессионально -техническое образование и обучение были увеличены, всё же уровня 1991 года они до сих пор не достигли, и лишь покрывают самые необходимые потребности. Но следует признать, что простое предоставление средств - не способ решать проблемы системы начального профессионально -технического образования. Главной целью реформирования является создание и обеспечение устойчивости наиболее оптимального и рационального механизма подготовки квалифицированных рабочих кадров в соответствии со структурой и содержанием потребности рынка труда. Профессиональное техническое училище осуществляет подготовку молодёжи, окончившей общую основную образовательную или общую среднюю образовательную школу.
Работодатели практически не участвуют в процессе подготовки рабочих кадров. Практически ликвидирован социальный институт базовых предприятий, за счёт которых традиционно осуществлялись обеспечение оборудованием, инструментами и материалами производственного обучения и производственной практики. Это значительно усложняет не только подготовку квалифицированных кадров, но и в большей степени деятельность перепрофилирование образовательных учреждений в соответствии с потребностями рынка труда.
Причины, не позволяющее подготовить квалифицированных специалистов на уровне начального профессионального образования, таковы:
- большинство профильных учебных заведений страдают от жесткой нехватки оборудования из-за урона, нанесённого гражданской войной и запущенности подсектора на протяжении последнего десятилетия.
- к тому же, по ряду причин преподавательский состав, особенно преподаватели технических дисциплин нуждаются в серьёзном повышении квалификации и переподготовке.
В связи с этим, нынешнее положение системы начального профессионального образования настоятельно требует скорейшей разработки и внедрения стратегии и тактики радикальной реформы, формирования основных положений преобразований в данной системе. Назрела необходимость признания системы начального профессионального образования, как одного из национальных приоритетов, обеспечивающих создание конкурентоспособной экономии и социальной защиты населения.
Современное состояние и тенденции развития системы начального и среднего профессионального образования дает возможность определить следующие проблемы данной сферы образования:
- система среднего профессионального образования по своей структуре и уровню профессиональной подготовки выпусников не отвечает экономическим потребностям республики.
- в городах, районах и областях республики нет эффективной системы точного прогнозирования спроса на подготовку кадров со средним профессионально- техническим образованием.
- состояние материально-технического обеспечения и финансирования системы среднего профессионально - технического образования не отвечает реальным требованиям.
- в системе среднего профессионально - технического образования слабо ощутимы партнерские отношения между учебными заведениями и работодателями.
- учебные учреждения практически не несут ответственности за конечный результат своей учебной деятельности (по трудоустройству не наблюдается закрепление выпускников училища за предприятиями ).
Сфера начального и среднего профессионального образования Республики Таджикистана с первых лет своей независимости до 2000 года в основном находилась в состоянии самосохранения. Однако с принятием Государственного образовательного стандарта начального профессионально - технического образования Республики Таджикистан (утвержден постановлением Правительства Республики Таджикистан от 04 ноября 2002 года, за №149), Закона Республики Таджикистан «О начальном профессиональном образовании» ( от 22 апреля 2003 года, №21) и Государственной концепции реформирования системы НПОО в Республики Таджикистан ( утверждена постановлением Правительства Республики Таджикистан от 01 октября 2004 года, № 387 ) фактически началась новая эпоха и признание ее социально-экономической значимости (1,5).
На современном этапе развития системы образования Республики Таджикистан особую роль играет внедрение информационно-коммуникативных технологий и информационных методов обучения. Развитию и повышению эффективности использования новейших технологий в образовании способствует реализация соответствующих компонентов национальных проектов, которые в настоящее время внедряются в образовательных
учреждениях республики посредством программ международных организаций и по инициативе руководителей учебных заведений, и они направлены, прежде всего, на поддержку образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные методы и информационные технологии. Информационные технологии становятся главным определяющим фактором прогресса стран, сообществ и отдельных людей (1,10).
С целью укрепления материально - технической базы, кадрового потенциала и повышения уровня знаний учащихся учреждений начального профессионально -технического образования налаживается связь с международными организациями. Благодаря двухсторонним соглашениям с такими организациями сфера начального профессионально - технического образования страны достигла определённых успехов.
Учреждения сферы профессионально - технического образования области являются участниками межнациональных проектов. Вторая фаза проекта поддержки профессионального образования в Таджикистане началась 01 января 2008 и состоит из двух основных компонентов:
1.Компонент I. Консультирование по вопросам стратегии реформирования и построения потенциалов Министерства образования Таджикистана.
2.Компонент II. Модернизация учётных планов и подготовки преподавателей проекта финансируется Европейским Союзом (ЕС). Оба компонента дополняются проведением мероприятий по визуализации и связям с общественностью для повышения статуса профессионального образования.
Компонент II проекта - модернизация учебных планов и подготовки преподавателей -будет помогать в разработке по меньшей мере четырех образцовых учебных планов для профильных специальностей и в их внедрении в нескольких учебных заведениях профессионально -технического образования в различных регионах страны.
Данная работа подразумевает развитие новых механизмов разработки учебных планов и в других частях сектора профессионально- технического образования.
Этот компонент включает в себя:
- проведение серии тренингов и семинаров для таджикских экспертов, задействованных в разработке учебных планов;
- обзор существующих механизмов и прояснение институциональных обязанностей;
- проведение оценки потребностей и определение профессиональных областей, которые больше всего востребованы на рынках труда;
- определение пилотных учебных заведений профессионально-технического образования и анализ их потребности в оборудовании, подготовке преподавателей, руководства и учебном материале;
- внедрение образцовых учебных планов в выбранных учебных заведениях профессионально - технического образования, проведение тренинга для директоров и преподавателей, инструктирования мониторинга и проверку документирования результатов и задач;
- разработка руководства по новой методике учебных планов совместно с таджикскими экспертами;
- обзор существующих методических рекомендаций по подготовке и поддержка Министерства образования и науки Республики Таджикистан в переподготовке преподавателей и директоров учебных заведений профессионального технического образования. В годы независимости профессиональные технические училища республики активно участвовали в международных проектах при поддержке местных и межнациональных экспертов, которых финансировал Евросоюз. Профессионально -техническое училище №31 города Худжанда активно участвовало в межнациональном проекте по «DVV international» -поддержка профессионального образования 2-й фазы для повышения качества и степени обучения, преподаватель и мастера производственного обучения участвуют в семинарах, обучающих современным и модульным методам обучения.
Вследствие обучения модульными методам учащиеся приобретают навыки профессионального общения с клиентами и администраций, овладевают инновационными навыками прогрессивной техники.
За годы независимости профессионально- техническое училище №31 города Худжанда участвовал в пяти межнациональных проектах Евросоюза. Проект «Миссия международной миграции» готовит трудовых мигрантов для работы за рубежом. К сожалению, проблемы рынка труда заключаются не только в переизбытке рабочей силы, но и в нехватке квалифицированных специалистов. Если учитывать то, что приток рабочей силы, в основном, обеспечивается за счет сельского населения и в условиях отдаленности и невозможности (в вопросе оплаты) обучения, то складывается нелицеприятная картина: кадры есть, но возможности квалификации их отсутствуют. Есть также проект «Развитие сельской экономики», который готовит специалистов по компьютеру и специалистов- строителей, плотников, мебельщиков для сельского местности, и проект «Развитие туризма в Таджикистане», готовящий туроператоров для сферы туризма.
Профессионально - техническое училище №31 города Худжанда является активным участником межнационального проекта «Понижение уровня малоимущего населения в
Таджикистане» который финансировал Евросоюз. При поддержке местных и межнациональных экспертов училище готовит кадры по следующим специальностям: электромонтёр, швея, бухгалтер с компьютерными навыками.
Также следует отметить, что инженерно-педагогический коллектив училища обеспечен всем современным наглядным и технологическим оборудованием. Для повышения качества и уровня степени обучения преподаватели и мастера производственного обучения участвуют в семинарах, обучающих современным и модульными методам обучения. В последствие обучения модульными методами учащиеся приобретают навыки профессионального общения с клиентами.
Количество профессиональных технических училищ в Согдийской области, которые участвуют в межнациональном проекте «Понижение уровня малоимущего населения в Таджикистане» финансируемом Евросоюзом увеличивается среди них:
- профессиональное техническое училище №74 Аштского района
- профессиональное техническое училище №14 города Истаравшана
- профессиональное техническое училище №31 города Худжанда
- профессиональное техническое училище №27 Джаббор Расуловского района
- политехнический лицей города Худжанда
Сотрудничество с другими государствами способствует развитию профессиональной деятельности обеих сторон и отвечает требованиям времени, и повышает уровень жизни. Наглядным примером этому является сотрудничество профессионально-технического училища №31 города Худжанда со строительным колледжом №26 города Москвы.
Благодаря этому сотрудничеству повышается уровень знаний преподавателей и мастеров производственного обучения и достигаются поставленные профессионально-техническими училищами цели. Преподаватели и мастера производственного обучения дают ученикам все навыки и умения по своей профессии, обучают их тонкостям своего дела. Преподавательский состав и мастера производственного обучения системы начального профессионального образования стремятся вести работу согласно современным требованиям, ищут новые технологические пути обучения и готовят достойных специалистов, отвечающих всем требованиям технологических инноваций современного высокотехнологичного мира. Таким образом обобщив все вышесказанное, можно заключить, что:
а) текущая система начального и среднего профессионального образования Республики Таджикистан характеризуется в основном физически и технологически устаревшей учебной базой, не адаптированной к потребностям рынка, слабым кадровым потенциалом, нерациональной организации учебного процесса и неэффективным управлением процессом подготовки квалифицированных рабочих кадров;
б) социально-экономическая поддержка системы НПОО является основной гарантией существования и дальнейшего развития системы;
в) с каждым годом усиливается работа с другими странами с целью рационального преобразования и улучшения условий жизни и деятельности обучающихся и работников системы НПОО международное и региональное сотрудничество дает возможность обеспечения наиболее ускоренного и эффективного развития процесса реализации реформы на основе адаптации и внедрения разработанных в других странах рациональных элементов преобразования системы НПОО;
ЛИТЕРАТУРА:
1. Государственная концепция реформирования начального профессионального образования и обучения в Республике Таджикистан.- Душанбе, 2004.- С. -28.
2. Рахмон, Эмомали. Просветитель/ Э. Рахмон. -Душанбе, 2012. - С.16-17.
3. Абдукадыров, А. Кошонаи касбу хунар (Кузница кадров)/ А. Абдукадыров. -Худжанд, 2014.-98 с.
4. Программа ТАСИС Европейского Союза Таджикистан/ «Поддержка профессионального образования в Таджикистане» - фаза II ст. 1-3,
5. Саидов, Н.С Классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов/ Н.С. Саидов.- Душанбе ,2013.- С.-182
6. Состояние и тенденции развития системы начального и среднего образования Согдийской области (1991-2015 гг.).
7. Текущий архив ПТУ№31 города Худжанда, годовой отчёт за 2013-2014 уч.год
8. Рынок труда и трудовой миграции в Согдийской области (отчет ноябрь -2011). - С. 30.
REFERENCES:
1. State Concept of reforming the system of initial and vocational education and training in the Republic of Tajikistan. -Dushanbe, 2004. -P. 28.
2. Rahmon, Emomali. Lord/E. Rahmon.- Dushanbe, 2012.-P. 16-17.
3. Abdukadirov, A. Koshonai kasbu hunar("Source of manpower")/ A. Abdukadirov.- Khujand,-2014.- 98 р.
4. The TACIS program of the European Union, Tajikistan " Vocational Education in Tajikistan"-P. 1-3. Ph. 2.
5. Saidov, N.S Qualifier of trades workers, office workers and wage categories. -Dushanbe,2013.-P.182
6. The state and tendencies of development of primary and secondary education system in Sughd region (1991-2015 years).
7. Current archive of vocational school #31 of Khujand city, annual report of 2013-2014 years.
8. Journal "Labor market and labor migration in Sughd region (report of November 2011)". - P 30.
Состояние и тенденции развития системы начального и среднего профессионального образования Согдийской области (1991-2015 гг)
Ключевые слова: Профессионально - техническое училище (ПТУ), профессиональный лицей (ПЛ), начальное профессиональное образование и обучение ( НПОО), Фаза II проекта Реформирования сектора профессионального технического образования в Таджикистане - международные эксперты. В статье анализируется современное состояние и тенденция развития системы начального и среднего профессионального образования. Проведенный анализ дают возможность определить следующие проблемы данной сферы образования;
- система среднего профессионального образования по своей структуре и уровню профессиональной подготовки выпускников полностью не отвечает экономическим потребностям республики.
- в городах, районах и областях республики создана эффективная система точного прогнозирования спроса на подготовку кадров со средним профессионально - техническим образованием.
- состояние материально-технического обеспечения и финансирования системы среднего профессионально - технического образования не отвечает реальным требованиям.
- в системе среднего профессионально - технического образования слабо ощутимы партнерские отношения между учебными заведениями и работодателями.
-учебные учреждения практически не несут ответственности за конечный результат своей учебной деятельности (по трудоустройству выпускников училища за предприятиями ).
The state and tendencies of development of primary and secondary vocational education system in Sughd region (1991-2015 years)
Keywords: vocational school (VS), vocational lyceum (VL), primary vocational education and study (PVES), project of reform of vocational education sector in Tajikistan - phase II, international experts component and others.
The positive processes which took place in the system of education in Tajikistan were interrupted by the growing crisis of social and political system of the USSR. To develop the system of vocation education the following documents were issued: The state education standard of primary vocational education (regulation of the government of the republic of Tajikistan dated November 4, 2002, #419),
law of the republic of Tajikistan, regulation of the government of the republic of Tajikistan dated June 3, 2006, #227 "About primary vocational education". Accordingly, the current state of primary vocational education and study system exact an urgent development and introduction of strategy and tactics of essential reforms, formation of principal rules of changes in the mentioned system. It is high time to recognize the system of primary vocational education as one of national priorities creating a competitive economy and social protection ofpopulation.
The current state and tendencies of development of primary and secondary vocational education system identifies the following challenges of the mentioned sphere of education:
• the system of secondary vocational education cannot fully meet the economic requirements of the republic by its structure and the level of training of graduates;
• creation of effective system of exact prognosis of demands for training specialist of secondary vocational education in cities, districts and regions of the republic;
• the state of material and technical supply and funding of secondary vocational education system does not meet the actual requirements;
• partnership relations among educational institutions and employers is weak in the system of secondary vocational education;
• educational institutions practically do not carry responsibilities for the final result of their educational activity (on employment of graduates in industries);
• training of qualified cadres in information & communication technologies.
Сведения об авторе:
Абдукадыров Абдухафиз Абдукудусович, соискатель кафедры Отечественной истории Худжандского государственного университета имени академика Б.Г. Гафурова (РеспубликаТадикистан, Худжанд), E-mail: [email protected]
Information about the author:
Abdukadirov Abduhafiz Abdukudusovich, Researcher of the Department History of tajik Nation of the Khujand State University named after academician B.G. Gafurov (Republic of Tajikistan, Khujand), E-mail: [email protected]