Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН В ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (1991-2015 г.г.)'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН В ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (1991-2015 г.г.) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
375
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ / ТЕХНИЧЕСКИХ ЛИЦЕЕВ / ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОПАГАНДЫ / ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИЕ КРУЖКИ / ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / STATE CONCEPTION / VOCATIONAL LYCEUMS / ORGANIZATION OF VOCATIONAL PROPAGANDA / ALL -VOCATIONAL CLUBS / VOCATIONAL CREATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдукадыров Абдухафиз Абдукудусович

В статье рассматриваются основные направления государственной политики Республики Таджикистан в области профессионально технического образования, трудности по определению недостатке, имеющиеся в работе профессионально технического образования, определяется на субъективные и объективные причины. Система профессионально -технического образования призвана обеспечить подготовку рабочих высокой квалификации из число молодежи для всех отраслей народного хозяйства прежде всего в начальных профессионально -технических училищах, позволяющих получить одновременно специальность и общее среднее образование. В профессионально технических учебных заведениях специальное образование учащихся строится на базе политехнических знаний и умений, полученных учащимся в средней школе, но приобретает другое содержание и значение. В училищах молодежь наряду со специальными изучает общенаучные и общетехнические предметы, дающие широкий общетехнический кругозор, знания в области механики, электротехники и химии, экономики и организации производства, научной организации труда. Тогда для огромного количества вновь построенных и строящихся предприятий требовалось большое число полуквалифицированных рабочих и технических работников среднего звена. Для выполнения данной задачи в срок в училищах, которые имели прямые связи с предприятиями (базовыми предприятиями), взрослые получали образование на рабочих местах, часто на действующих в самих предприятиях краткосрочных курсах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдукадыров Абдухафиз Абдукудусович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reviews the principal directions of the state policy of the Republic of Tajikistan in the filed of vocational education, the challenges in terms of identification of shortcomings which exist in the activity of vocational training, and the subjective and objective reasons. The system of vocational training is to train high -qualified specialists from amidst of young generation for all sectors of public economy, first of all for primary vocational schools which give specialty and secondary education at the same time. Specialized education is designed in vocational schools on the base of polytechnic skills and knowledge of students received from secondary school, but it takes a different content and meaning. Young people study general scientific subjects and general vocational subjects at the same time with specialized subjects at vocational schools which provide general vocational outlook, knowledge in the filed of mechanics, electro -mechanics and chemistry, economy and business administration, and scientific organization of work. Previously, a large number of half -qualified and vocational employees of middle range was required for a great number of new -built and being built enterprises. And to meet this requirement in the established schools in time, which had direct connection with enterprises (basic enterprises), adults got education in work places, often in short courses established in that enterprises.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН В ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (1991-2015 г.г.)»

УДК 9(069) А.А. АБДУКАДЫРОВ

ББК 63,3(0)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН В ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (1991-2015г.г.)

Система профессионально - технического образования призвана обеспечить подготовку рабочих высокой квалификации из числа молодежи для всех отраслей народного хозяйства, прежде всего, в средних профессионально - технических училищах, позволяющих получить одновременно и специальность, и образование, а также в технических училищах.

Обеспечение различных отраслей национальной экономики квалифицированными специалистами, отвечающими требованиям рынка труда, возложено на начальный и средний уровень профессионального образования, и именно эти уровни могут внести достойный вклад в развитие экономической социально-культурной жизни страны

Принимая во внимание значимость данного уровня образования в развитии страны, Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон в своем очередном послании Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 20 апреля 2011 года отметил: Начальное профессиональное образование является одним из значимых уровней сферы образования страны, которое обеспечивает национальную экономику квалифицированными специалистами и вносит достойный вклад в развитие экономической, социальной и культурной жизни страны.

Опыт показывает, то и в развитых, и в развивающихся странах хорошо функционирующая система профессионального образования и обучения является важным элементом экономического развития социальной устойчивости и политической стабильности.

На нынешним этапе развития таджикского общества, в условиях безжалостной и бескомпромиссного потребности рынка труда, роста безработицы, социального положения неограниченной экономической возможности основной части населения, начальное профессиональное (рабочие) образование и обучение становится одним из главных источников относительно достойного заработка для молодых людей, вступающих впервые на рынок труда, и безработных граждан, а также является доминирующим фактором снижения уровня бедности населения.

Опыт многих стран показывает, что хорошо функционирующая система профессионального образования и обучение является важным элементом экономического развития социальной устойчивости и политической стабильности. Иными словами, в современных социально -экономических условиях, в условиях быстро меняющегося содержания производственных технологий становится более очевидным тезис - «потенциал профессиональных навыков граждан является бесценным богатством страны».

Более того, на нынешнем этапе развития таджикского общества, в условиях потребности рынка труда, роста безработицы, социального положения и ограниченной экономической возможности основной части населения, развитие системы начального профессионального образования и обучения (НПОО становится одним из доминирующих факторов снижения территориальной мобильности и доступа к высшему профессиональному образованию малообеспеченных слоев населения, возрастает социальная значимость начального профессионального образования и обучения.

В связи с этим, в Государственной концепции реформирования системы НПОО в Республике Таджикистан, утвержденной Постановлением Правительства Республике Таджикистан от 1 октября 2004 года, № 387, отмечено: « Назрела необходимость признания системы начального профессионального образования как одного из национальных приоритетов, обеспечивающих создание конкурентоспособной экономики и социальной защиты населения».

Настоящая система НПОО Таджикистана осталась от той системы, которая была разработана в 50-х годах ХХ века для плановой экономики.

Под общим образованием понимают систему знаний и умений, необходимых каждому человеку независимо от его профессии, обеспечивающих формирование основ мировоззрения и являющихся предпосылкой для подготовки по любой специальности. Специальное образование предназначено для профессиональной подготовки специалистов. Оно тесно связано с умственным и трудовым воспитанием, обеспечивает тесную связь обучения с жизнью, с общественно-

полезным трудом, вооружает учащихся основами научных знаний по технике, технологии и организации современного производства. Специальное образование развивает навыки и умения в обращении с наиболее характерными для современного производства орудиями труда.

В профессионально - технических учебных заведениях специальное образование учащихся строится на базе политехнических знаний и умений, полученных учащимся в средней школе, но приобретает другое содержание и значение. В училищах молодежь наряду со специальными изучает общенаучные и общетехнические предметы, дающие широкий общетехнический кругозор, знания в области механики, электротехники и химии, экономики и организации производства, научной организации труда. Тогда для огромного количества вновь построенных и строящихся предприятий требовалось большое число полуквалифицированных рабочих и технических работников среднего звена. Для выполнения данной задачи в срок в установленных училищах, которые имели прямые связи с предприятиями (базовыми предприятиями), взрослые получили образование на рабочих местах, часто на действующих в самих предприятиях краткосрочных курсах.

Число студентов, подлежащих обучению по конкретной профессии, определялось на основании спланированных данных, поступавших с предприятий. В то же время нужно отметить, что за эти годы произошло сокращение учащихся в профессионально-технических училищах и средне -специальных учебных заведениях соответственно от 73,5 до 82,8 процента. Последнее было обусловлено, с одной стороны, недостаточностью государственных финансовых ресурсов для содержания и развертывания системы профессионально- технического и средне- специального образования, а с другой стороны в связи с экономическим кризисом и спадом производства, которые привели к разному падению потребности предприятий и организаций в профессионально - технических кадрах. Примером последнего могут служить показатели выпуска учащихся и специалистов учебными заведениями Республики Таджикистан. Социально-экономическая поддержка системы НПОО является основной гарантией существования и дальнейшего развития системы профессионально- технического образования.

С каждым годом все большие проявляется забота государства по улучшению условий жизни и деятельности обучающихся и работников системы НПОО.

Контингент специальных профессиональных училищ в основном составляют дети из малообеспеченных семей или дети, оставшиеся без попечения родителей. Таким учащимся государство гарантирует трёхразовое питание, одежду и место в общежитии. Остальные учащиеся обеспечены одноразовым горячим питанием.

Таблица № 1 Число учащихся по видам обучения (тысяч - человек )

На конец учебного года

1992/1993 1995/1996 1998/1999 2000/2001 2001/2002 2005/2006

Всего обучались, 1415,6 1454,2 1570,7 1643,9 1713,0 1871,2

Общеобразовательная школа 1272,7 1322,8 1451,2 1521,8 1576,0 1682,0

Профтехучилища 34,9 30,6 24,7 24,5 25,3 25,0

Средне- специальные учебные заведение 38,4 26,8 19,4 25,3 23,8 31,8

Высшие учебные заведение 70,6 74,0 75,5 77,7 84,4 132,4

Согласно статье 26 Закона Республики Таджикистан «О начальном профессиональном образовании» основными источниками финансирования учебно-производственной и хозяйственной деятельности, социального развития образовательных учреждений системы НПО являются средства государственного бюджета, предприятий, организаций и иные источники.

Следует отметить, что государственное финансирование с 1991 по 1996 годы по объему регулярно уменьшалось, и начиная с 1997 до 2003 года, увеличилось на 3,3 раза. А в процентах от ВВП в период 1991-1996 г.г объем государственного финансирования уменьшилось на 32,5 раза. Начиная с 1997 года данный показатель держится на уровне 0,09% и составляет около 6,9% аналогичного показателя 1991 года. В расходы на среднее профессиональное образование в 2011 году составили 1,93% от общих расходов на образование. В течение 5 лет (2006-2011 годы) финансирование данных учреждений увеличилось в 3,5 раза.

В настоящее время в учреждениях среднего специального образования в среднем на каждого студента выделяется сумма в размере 700 сомони, что превышает в три раза ассигнования 19911992 гг.

Это результат реализации Указа Президента Республики Таджикистан, № 21716, от 20 марта 2006 года «О мерах по усилению уровня социальной защищенности населения и повышения заработной платы работников госучреждений и бюджетных организаций, повышению пенсии для пенсионеров и стипендии для студентов », а также за № 480 от 20 июня 2008 года «О мерах усилению уровня социальной защищенности населения и повышению заработной платы работников госучреждений и бюджетных организаций, повышению пенсии и стипендии для студентов» « О мерах по усилению уровня социальной защищенности населения, повышения заработной платы работников социального обеспечения за № 671 от 20 июня 2009 года, связанных с учреждениями начального и среднего специального образования.

За годы независимости страны в сфере среднего профессионального образования Республики Таджикистан произошли существенные изменения. По сравнению с 1991 - 1992 учебным годом увеличилось количество средних профессиональных учебных заведений. Некоторые техникумы и училища преобразованы в колледжи.

В 2010 году в Таджикистане функционировали 50 государственных средних профессиональных учебных заведений (27 колледжей, 3 техникума, 20 училищ), реализующих общеобразовательные программы среднего профессионального образования и профессионального обучения. Численность студентов составляет более 37 тысяч человек, образовательный процесс обеспечивают около 3,5 тысяч штатных преподавателей, преподавателей - совместителей и мастеров производственного обучения .

В Республике Таджикистан функционирует в 65 государственных начальных профессиональных учебных заведениях (46 профессиональных технических училищ и 19 профессиональных лицеев), функционируют более 10 учебных центров реализующих образовательные программы начального профессионального образования и профессионального обучения. Из года в год увеличивается количество колледжей.

С целью решения проблемы трудовой миграции населения и привлечения их к учебе и переквалификации приказом министра образования Республики Таджикистан были созданы 3-месячные и 6-месячные краткосрочные курсы в начальных профессиональных учебных заведениях.

Организованы месячные и двух- трёх- шести месячные краткосрочные курсы в начальных профессиональных учебных заведениях для подготовки граждан и трудовых мигрантов, которые имеют профессиональные навыки по той или иной профессии, но не имеют соответствующего документа. Согласно трёхстороннего приказа определены базовые учебные заведения в городах и районах республики.

Данные курсы организованы по 56 специальностям (плотник, строитель, маляр, водитель автомобиля, сантехник, газо- электросварщик и т.д.), эти учебные заведения оснащены необходимым оборудованием и обеспечены новыми учебными планами и программами. Срок обучения для трудовых мигрантов, которые имеют опыт работы по тем или иным специальностям, но не имеют соответствующего документа, определен согласно учебному плану. По окончании курса обучения трудовым мигрантам выдают сертификат государственного образца, который признаётся в странах СНГ. С принятием Государственного учебного стандарта начального профессионального образования нового Закона «О начальном профессиональном образовании» и государственной Концепции реформирования системы начального профессионального образования фактически началась новая эпоха возрождения системы и признание её социально-экономической значимости. Расширяется спектр образовательных услуг. Профессионально - образовательная сфера с учетом необходимости и потребности рынка труда становится многопрофильным, многоуровневым и многофункциональным.

В соответствии с Законом Республики Таджикистан «Об образовании начального профессионального образования и обучения » ПТУ в Республике Таджикистан является первой ступенью профессионального образования.

В Законе Республики Таджикистан «О начальном профессиональном образовании» от 22 апреля 2003 года в учреждениях начального профессионального образования предусматривались следующие образовательные программы:

-профессиональная подготовка (срок обучения до 1 года); выдается свидетельство; дополнительное профессиональное обучение, в том числе переподготовка, повышение квалификации безработных граждан, незанятого населения, военнослужащим (срок обучения до 1 года) - выдаётся свидетельство; начальное профессиональное образование на базе основного

общего образования (9 классов) без получения среднего образования (срок обучения 1 -2 года) -выдается свидетельство; начальное профессиональное образование на базе основного общего образования (9 классов) с получением среднего общего образования (срок обучения 3-4 года) -выдается диплом; начальное профессиональное образование на базе среднего общего образования 11 классов (срок обучения 1 -2 года) - выдается диплом; в профессиональных лицеях может осуществляться реализация интегрированных образовательных программ начального и среднего профессионального образования (срок обучения 4 года) - выдается диплом;

В профессионально-технических училищах и профессиональных лицеях кроме реализации образовательных программ обеспечивается воспитание учащихся как в учебное, так и во внеурочное время.

Обучение в учебных заведениях начального профессионального образования может проводиться в очной, заочной, вечерней формах, а также в форме самообразования и экстерната.

Государственная Концепция реформирования системы начального профессионального образования и обучения в Республике Таджикистан (НПОО) утверждено Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 1 октября 2004, года № 2387, и является основным политики Республики Таджикистан в области реформирования начального профессионального образования и обучения с учетом настоящего состояния и перспективы потребности рынка труда.

Концепция состоит из введения и следующих разделов:

1.Начальное профессиональное образование и обучение в Таджикистане, общая характеристика.

2.Текущее состояние системы начального профессионального образования и обучения

3.Основное содержание реформы.

4.Основные направления реформы на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный период.

Главной целью реформирования системы НПОО, как отмечается в Государственной Концепция реформирования системы НПОО в Республике Таджикистан, является создание и обеспечение устойчивости наиболее оптимального и рационального механизма подготовки квалифицированных рабочих кадров и профессионального бучения взрослых в соответствии со структурой и содержанием современных и перспективных потребностей рынка труда.

Для достижения данной цели предлагается в краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды поэтапное и систематическое решение следующих задач:

-обеспечение законодательной и нормативно-правовой основы реформы; пересмотр содержания и структуры НПОО; разработка и внедрение государственных квалификационных, учебных стандартов по специальностям и профессиям НПОО; перевод учебной и методической базы в соответствии с новым содержанием и структурой образования;

Повышение качества учебно-производственной базы системы с целью обеспечения профессиональных навыков выпускников в соответствии с государственными квалификационными стандартами в обучения предполагает:

-улучшение кадрового обеспечения системы; обеспечение экономической эффективности функционирования системы; обеспечение многоканальности и повышение качества финансирования системы; восстановление и дальнейшее укрепление материально-технической базы системы НПОО; развитие международного и регионального сотрудничества

Государственная программа реформирования и развития сферы начального и среднего профессионального образования Республики Таджикистан на 2012-2020 годы утверждена Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 30 апреля 2012, № 200.

Государственная программа состоит из введения и следующая разделов: - порядок реализации программы; анализ временного состояния системы начального профессионального образования; анализ современного состояния системы среднего профессионального образования, основные цели и задачи программы: этапы реализации Программы, управление Программой, источники финансирования Программы; окончательные результаты Программы и предложения. Необходимость принятия данного среднесрочного комплексного и целевого программного документа исходит из социального и экономического назначения системы НПОО и её общественно-государственной важности на нынешнем этапе развития общества.

Опыт многих стран показывает, что хорошо функционирующая система профессионального образования и обучения является важным элементом экономического развития, социальной устойчивости и политической стабильности. Иными словами, в современных социально -экономических условиях, в условиях быстро меняющегося содержания производственных технологий становится более очевидным тезис - «Потенциал профессиональных навыков граждан является бесценным богатством страны».

Более того, на нынешнем этапе развития таджикского общества, в условиях потребности рынка труда, роста безработицы, социального положения и ограниченной экономической возможности основной части населения, НПОО становится одним из доминирующих факторов снижения уровня бедности населения. В условиях расположения общества, снижения территориальной мобильности и доступа к высшему профессиональному образованию малообеспеченных слоев населения возрастает социальная значимость начального профессионального образования и обучения. В связи с этим, в государственной Концепции реформирования системы НПОО в Республике Таджикистан отмечено; «Назрела необходимость признания системы начального профессионального образования как одного из национальных приоритетов, обеспечивающих создание конкурентоспособности экономики и социальной защиты населения». Обобщив все вышесказанные, можно сделать следующие выводы:

-со дня приобретения независимости таджикский сектор профессионально- технического образования столкнулся с рядом проблем, которые могут быть кратко охарактеризованы следующим образом:

-сектор должен развивать собственный потенциал по реагированию на изменяющиеся социально-экономические реалии страны переходного периода. Основной проблемой остается приведение системы профессионального технического образования в соответствие с требованиями рынка труда. Система профессионально - технического образования все ещё страдает от плохой репутации, распространённой как среди лиц, ответственных за принятие решений, так и среди населения. Особенно учебные заведения начального профессионального технического образования считаются учреждениями для изолированных и не привилегированных слоев населения, где по мнению многих, даётся плохое образование.

Для многих людей эти учебные заведения являются большей частью системой социального обеспечения, чем образовательным учреждением.

На пути перехода к рыночной экономике крупные государственные промышленные и сельскохозяйственные предприятия, на которых было занято большинство рабочей силы республики, прекратили свое существование.

Многие предприятия были разрушены или остановили свою работу во время гражданского конфликта. Приватизацированные предприятия, резко сократив свое производство, высвободились от излишней рабочей силы.

Частный сектор развивается очень медленно. В результате, повысился уровень безработицы, ещё более увеличился в размерах неформальный сектор экономики и внешняя трудовая миграция.

Таким образом, нынешнее социально - экономическое развитие страны требует рациональны изменений в структуре профессионально-технического образования. Учебная работа, включаемся в перечни, основывается на заказах базовых предприятий и организаций, централизованных производственных заказах, а также на продукции самого училища, имеющей спрос на рынке труда. Следует пересмотреть сеть профтехучилищ и техникумов, перечень базовых профессий, создание рациональных технологий по районам и областям республики.

Эта система в целом должна ориентироваться на подготовку структурных сдвигов в народном хозяйстве, развёртывание нового экономического образования как носителя рыночной грамотности.

В целом системы профессионально -технического образования, функционирующая по старым методам, слабо реагирует на данный спрос рынка труда.

Поэтому в настоящее время эта сфера образования требует к себе особого внимания.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Национальный план действий по реформированию системы начального Профессионального образования и обучения в Республики Таджикистан на 2006-2015 годы. - Душанбе, 2006.- 43 с.

2.Таджикистан 15 лет государственной независимости. Статический сборник. - Душанбе, 2006. -48с.

3.Государственная Концепция реформирования системы начального профессионального образования и обучения в Республики Таджикистан. - Душанбе, 2004.- С. 34,40-41.

4. Макиенко, Н.И. Педагогический процесс в училищах профессионально-технического образования / Н.И. Макиенко.- Минск: Вышэйшая школа, 1977.- С.3-4,25-27,126-128.

5.Пути внедрения современных технологий в начальных, средних и высших профессиональных учебных заведениях.- Душанбе, 2010. - 17 с.

REFERENCES:

1. The National Action Plan on reforming the system of initial vocational education and training in Republic of Tajikistan for 2006-2015.- Dushanbe, 2006.- 43 р.

2. Tajikistan. 15 years of independence. Statistical Yearbook.- Dushanbe, 2006.- 48 p.

3. State Concept of reforming the system of initial and vocational education and training in the Republic of Tajikistan. - Dushanbe, 2004, pages 34,40, 41.

4. Makienko, N.I. Teaching process in schools of vocational education/ N.I. Makienko. - Minsk, Vysheyshaya shkola, 1977.- Р.3-4, 25-27, 126-128.

5. Ways of introduction of modern technologies in primary, secondary and higher vocational schools. -Dushanbe, 2010.- 17 p.

Государственная политика республики Таджикистан в области профессионально-технического образования (1991-2015гг)

Ключевые слова: Государственная концепция, технических лицеев, организации технической

пропаганды, общетехнические кружки, техническе творчество. В статье рассматриваются основные направления государственной политики Республики Таджикистан в области профессионально - технического образования, трудности по определению недостатке, имеющиеся в работе профессионально - технического образования, определяется на субъективные и объективные причины.

Система профессионально-технического образования призвана обеспечить подготовку рабочих высокой квалификации из число молодежи для всех отраслей народного хозяйства прежде всего в начальных профессионально-технических училищах, позволяющих получить одновременно специальность и общее среднее образование. В профессионально - технических учебных заведениях специальное образование учащихся строится на базе политехнических знаний и умений, полученных учащимся в средней школе, но приобретает другое содержание и значение. В училищах молодежь наряду со специальными изучает общенаучные и общетехнические предметы, дающие широкий общетехнический кругозор, знания в области механики, электротехники и химии, экономики и организации производства, научной организации труда. Тогда для огромного количества вновь построенных и строящихся предприятий требовалось большое число полуквалифицированных рабочих и технических работников среднего звена. Для выполнения данной задачи в срок в училищах, которые имели прямые связи с предприятиями (базовыми предприятиями), взрослые получали образование на рабочих местах, часто на действующих в самих предприятиях краткосрочных курсах.

The state policy of the Republic of Tajikistan in the sphere of vocational education (1991- 2015)

Keywords: state conception, vocational lyceums, organization of vocational propaganda, all-vocational clubs, vocational creation.

The article reviews the principal directions of the state policy of the Republic of Tajikistan in the filed of vocational education, the challenges in terms of identification of shortcomings which exist in the activity of vocational training, and the subjective and objective reasons.

The system of vocational training is to train high -qualified specialists from amidst of young generation for all sectors of public economy, first of all for primary vocational schools which give specialty and secondary education at the same time. Specialized education is designed in vocational schools on the base of polytechnic skills and knowledge of students received from secondary school, but it takes a different content and meaning. Young people study general scientific subjects and general vocational subjects at the same time with specialized subjects at vocational schools which provide general vocational outlook, knowledge in the filed of mechanics, electro-mechanics and chemistry, economy and business administration, and scientific organization of work. Previously, a large number of half-qualified and vocational employees of middle range was required for a great number of new-built and being built enterprises. And to meet this requirement in the established schools in time, which had direct connection with enterprises (basic enterprises), adults got education in work places, often in short courses established in that enterprises.

Сведения об авторе:

Абдукадыров Абдухафиз Абдукудусович, соискатель кафедры Отечественной истории Худжандского государственного университета имени академика Б.Г. Гафурова (РеспубликаТадикистан, г. Худжанд), E-mail: okt31sugd@mail.ru Information about the author:

Abdukadirov Abduhafiz Abdukudusovich, Researcher of the Department History of tajik Nation of the Khujand State University named after academician B.G. Gafurov (Republic of Tajikistan, Khujand), E-mail: okt31sugd@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.