Научная статья на тему 'Из опыта работы лучших профессионально – технических училищ Согдийской области по развитию технического творчества учащихся (2000-2015 гг. )'

Из опыта работы лучших профессионально – технических училищ Согдийской области по развитию технического творчества учащихся (2000-2015 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
410
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
реформа среднеспециального образования в РТ / профессионально – технические училища / общетехнические кружки / техническое творчество / экономическая независимость / массовое техническое творчество / reform of secondary special education in TR / vocational-technical schools / general technical circles / technical creation / economic independence / mass technical creation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдукадыров Абдухафиз Абдукудусович

В статье изложены результаты анализа состояния профессионально-технического образования в Республике Таджикистан в ХХI веке в связи с необходимостью принятия на государственном уровне комплексного программного документа о направлениях его развития исходя из социального назначения начального профессионального образования и его общественно-государственной важности на современном этапе развития общества. Отмечается, что содержание образовательного процесса нуждается в пересмотре с позиции повышения его экономической эффективности и максимального приближения к качественным потребностям рынка труда с учетом экономических возможностей страны. Отмечается необходимость разработки качественно новых многоступенчатых учебных планов и программ профессионального образования, изменения содержания подготовки кадров и его качественного обновления с учетом перехода на опережающее образование; обеспечения экономической эффективности образовательного процесса, рационального управления им и количественного контроля над ним. Уделяется особое внимание необходимости правильного прикрепления училищ к базовым предприятиям для подготовки специалистов, необходимых как действующим, так и реконструируемым и вновь строящимся предприятиям. Указывается, что названные меры способствуют повышению уровня профессиональной подготовки учащихся ПТУ, изучению ими новейшей техники и технологий производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE EXPERIENCE OF THE BEST VOCATIONAL-TECHNICAL SCHOOLS OF SUGHD VILOYAT ON THE DEVELOPMENT OF PUPILS` TECHNICAL CREATION (2000-2015)

The article dwells on the results of the analysis of the plight of vocational-technical education in Tajikistan Republic in the XXI-st century in connection with a necessity of adopting a complex programme document on state level concerned with the trends of its development proceeding from social assignment of initial vocational education and its social importance at the contemporary stage of society development. It is marked that the contents of educational process need reconsideration from the position of its economic efficiency rise and maximal approach to qualitative needs of labour market with economic potential of the country being taken into consideration. New multistaged syllaby and curricula of vocational education need elaboration, human resources training and its qualitative renovation should be changed with transition to outrunning education being taken into account; economic efficiency of educational process, its rational management and quantitative monitoring over it ought to be borne in mind as well. Special attention is paid to appropriate attachment of schools in question to base outfits for training of specialists needed both by functioning, reconstructed and newly-built enterprises. It is pointed that the measures named promote elevation of the level of professional status of VTSs pupils, studies of the newest techniques and technologies of manufacturing by them.

Текст научной работы на тему «Из опыта работы лучших профессионально – технических училищ Согдийской области по развитию технического творчества учащихся (2000-2015 гг. )»

УДК-9(069)+337 ББК-63.3+74.5

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ЛУЧШИХ Абдукадыров Абдухафиз

ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКИХ Абдукудусович, соискателъ кафедры

УЧИЛИЩ СОГДИЙСКОЙ ОБЛАСТИ ПО истории отечества Худжандского

государственного университета им.

РАЗВИТИЮ ТЕХНИЧЕСКОГО акад. Б. Гафурова

ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ (Таджикистан, Худжанд)

(2000-2015 ГГ.).

FROM THE EXPERIENCE OF THE Abdukadyrov Abduhafiz

BEST VOCATIONAL-TECHNICAL Abdukudusovich, claimant for candidate

SCHOOLS OF SUGHD VILOYAT ON degree of the dePartment ofhome history

THE DEVELOPMENT OF PUPILS" under Khujand State University named

TECHNICAL CREATION (2000-2015)

after acad. B. Gafurov (Tajikistan, Khujand) E-MAIL: okt31sugd@mail.ru

Ключевые слова: реформа среднеспециального образования в РТ, профессионально -технические училища, общетехнические кружки, техническое творчество, экономическая независимость, массовое техническое творчество

В статье изложены результаты анализа состояния профессионально-технического образования в Республике Таджикистан в XXI веке в связи с необходимостью принятия на государственном уровне комплексного программного документа о направлениях его развития исходя из социального назначения начального профессионального образования и его общественно-государственной важности на современном этапе развития общества. Отмечается, что содержание образовательного процесса нуждается в пересмотре с позиции повышения его экономической эффективности и максимального приближения к качественным потребностям рынка труда с учетом экономических возможностей страны. Отмечается необходимость разработки качественно новых многоступенчатых учебных планов и программ профессионального образования, изменения содержания подготовки кадров и его качественного обновления с учетом перехода на опережающее образование; обеспечения экономической эффективности образовательного процесса, рационального управления им и количественного контроля над ним. Уделяется особое внимание необходимости правильного прикрепления училищ к базовым предприятиям для подготовки специалистов, необходимых как действующим, так и реконструируемым и вновь строящимся предприятиям. Указывается, что названные меры способствуют повышению уровня профессиональной подготовки учащихся ПТУ, изучению ими новейшей техники и технологий производства.

Key words: reform of secondary special education in TR, vocational-technical schools, general technical circles, technical creation, economic independence, mass technical creation

The article dwells on the results of the analysis of the plight of vocational-technical education in Tajikistan Republic in the XXI-st century in connection with a necessity of adopting a complex programme document on state level concerned with the trends of its development

proceeding from social assignment of initial vocational education and its social importance at the contemporary stage of society development. It is marked that the contents of educational process need reconsideration from the position of its economic efficiency rise and maximal approach to qualitative needs of labour market with economic potential of the country being taken into consideration. New multistaged syllaby and curricula of vocational education need elaboration, human resources training and its qualitative renovation should be changed with transition to outrunning education being taken into account; economic efficiency of educational process, its rational management and quantitative monitoring over it ought to be borne in mind as well.

Special attention is paid to appropriate attachment of schools in question to base outfits for training of specialists needed both by functioning, reconstructed and newly-built enterprises. It is pointed that the measures named promote elevation of the level of professional status of VTSs pupils, studies of the newest techniques and technologies of manufacturing by them.

Неотъемлемой частью системы образования является профессионально-техническое образование. Изучение и обобщение различных проблем профессионально-технического образования в условиях государственной независимости Таджикистана является актуальным и приобретает важное значение для исторической науки как в научно-теоретическом, так и в практическом плане. В условиях реформирования сферы образования сложился большой позитивный опыт работы системы профессионально-технического образования начала XXI века, который необходим для его практического использования. Кроме того, в современных условиях ускоренного научно-технического прогресса и на основе решения проблем экономической независимости Таджикистана на передний план выдвигается вопрос подготовки высококвалифицированных специалистов для различных отраслей промышленности, строительства, аграрного сектора. На начальном этапе государственной независимости Таджикистана, наряду с другими трудностями в политической, общественного - экономической и культурный жизни, которые были обусловлены гражданской войной и структурным кризисом в экономике, кризисные явления наблюдались и в сфере профессионально-технического образования. После окончания Гражданской войны (1997) фактически была начата системная реформа всех отраслей экономики республики.

В связи с этим назрела необходимость переориентации государственной политики в сфере профессионально-технического образования на подготовку специалистов для промышленных предприятий, строительных организаций, отраслей сельского хозяйства.

Развитию системы профессионально-технического образования способствовало принятие таких документов, как: Государственный учебный стандарт начального профессионального образования (постановление Правительства Республики Таджикистан от 04 ноября 2002 за №419), постановление Правительства Республики Таджикистан от 03 июня 2006 года за №227 «О начальном профессиональном образовании» и др. (1, с.16).

Национальный план действий (НПД) по реформированию системы начального профессионального образования и обучения в Республике Таджикистан на 2006-2015 годы положил начало возрождению системы профессионально-технического и профессионального образования. Главной целью реформирования этой системы является создание и обеспечение устойчивости наиболее оптимального и рационального механизма подготовки квалифицированных рабочих кадров в соответствии со структурой и содержанием потребностей рынка труда. (2, с. 42).

Поэтому в качестве источников мы используем материалы текущих отчётов профессионально - технических училищ Согдийской области, а также остановимся лишь на опыте организации технической пропаганды в профессионально - технических училищах.

Передовой опыт работы профессионально-технического училища убедительно свидетельствует о том, что хорошо организованная пропаганда научно-технических знаний становится действенным средством развития интереса учащихся к технике и служит их массовому вовлечению в технические кружки.

Способности к техническому творчеству, профессиональной подготовке и профессиональные интересы учащихся профессионально - технического училища диалектически связаны между собой. Их можно рассматривать в качестве компонентов единой системы профессионального образования молодёжи. Все это дает возможность использовать методологические предпосылки совершенствования профессионального образования молодежи в целом и в то же время при анализе научных и практических аспектов выделять для более детального анализа как творческую деятельность, так и вопросы, связанные с влиянием технического творчества на профессиональную подготовку учащихся, на формирование устойчивого интереса к профессии.

Для устранения недостатков в системе образования была принята Национальная концепции реформирования системы начального профессионального образования в Республике Таджикистан, утвержденная постановлением Правительства Республики Таджикистан 01 октября 2004 года за №387. Основной целью национального плана действий является создание правовых, экономических, организационных, методических, научных условий для обеспечения эффективного функционирования и развития системы НПО в интересах личности, общества и государства, повышения ее качества и социальной результативности. Несмотря на большие успехи в количественном и качественном росте учебных заведений по подготовке квалифицированных рабочих, имеют еще место и недостатки, которые отрицательно влияют на подготовку и закрепление специалистов на местах.

Подготовка квалифицированных кадров зависит от многих ключевых факторов, одним из которых является обеспечение учебного процесса профессионально - педагогическими кадрами с высшим образованием по соответствующим отраслям профессионального и производственного обучения.

С 2002 года динамика подготовки специалистов в учебных заведениях НПО характеризуется ростом численности обучаемых. Увеличилось разнообразие сети учебных заведений по видам и профилям. Учебные заведения расширяют спектр образовательных услуг и становятся многопрофильными и многофункциональными, что в наибольшей степени проявляется в деятельности образовательных учреждений нового вида -профессиональных лицеев.

Вместе с тем, функционирование и развитие системы НПО сопряжено с наличием серьёзных проблем, обусловленных как внешними условиями, так и внутренними особенностями современного этапа деятельности образовательной системы. Настоящая система НПО Таджикистана основывается на той системе, которая была разработана в 70-х годах XX века. Текущая система НПО страны характеризуется в основном физически и технологически устаревшей учебной базой, не адаптированной к потребностям рынка труда содержанием образования, слабым кадровым потенциалом, отсутствием учебников и учебный пособий нового поколения и устаревшей материально-технической базой.

В связи с этим, содержание образовательного процесса должно пересматриваться с позиции повышения его экономической эффективности, обеспечения гибкости и максимального приближения к качественным потребностям рынка труда с учетом экономических возможностей страны:

- разработка качественно новых многоступенчатых профессиональных учебных планов и программ с учётом перспектив развития экономики страны;

-изменение структуры содержания подготовки кадров и её качественное обновление с учетом перехода на опережающее образование;

-обеспечение экономической эффективности образовательного процесса, рационального управления им и количественного контроля над ним.

При этом особое внимание следует уделять вопросу правильного прикрепления училища к базовым предприятиям, с тем чтобы обеспечить подготовку рабочих таких специальностей и такого уровня квалификации, которые необходимы как действующим, так и реконструируемым и вновь строящимся предприятиям. Это будет способствовать повышению уровня профессиональной подготовки учащихся, изучению ими новейшей техники и технологий производства (3, с. 23). Большое значение для приобщения учащихся к техническому творчеству имеет развитие у них интереса к технике. Основу для интереса ко всему новому, неизвестному составляют рефлексы, а у молодежи это облегчается ещё и подвижностью нервных процессов. К тому же юноши и девушки в 1416 лет уже располагают знанием основ науки и стремлением определить свой жизненный путь, приобрести профессию, что в значительной степени определяет возникновение интереса к технике.

Сравнительный анализ отчётных документов показывает, что в отдельных профессионально- технических училищах области, в их числе:

- Профессионально-техническое училище №31 города Худжанда;

- Профессионально-техническое училище №14 города Истаравшана;

- Профессионально-техническое училище №74 Аштского района;

- Профессионально-техническое училище №27 Джабборрасуловкого района;

- Политехнический лицей города Худжанда;

- Профессионально-техническое училище №6 города Исфара

сложились благоприятные условия для обеспечения технической направленности учебно-производственного процесса квалифицированными специалистами. В этих училищах интерес к работе приобретает техническую направленность, у учащихся появляется желание конструировать, делать приборы, инструменты, приспособления и модели. Они идут работать в технические кружки, ученические конструкторские бюро, состоят в активах при кабинетах и лабораториях. В результате этого растут технические знания учащихся и вместе с тем растет интерес к технике, стремление обладать ею.

Формы организации технического творчества учащихся в этих училищах многообразны:

- технические конференции, олимпиады и конкурсы;

- участие в школах передового опыта базового предприятия, встречи учащихся с ветеранами производства, с передовиками, новаторами производства, с изобретателями, рационализаторами производства, бывшими учащимися училища, работающими на предприятиях, с инженерно-техническими работниками цехов, отделов и служб завода;

- организация КВН по технической тематике, тематические вечера, изготовление витрин, стендов и выставок;

- выставки произведений технического творчества учащихся на технические темы и периодической технической литературы;

- выставки изделий, изготовленных учащимися, новинок по вопросам техники, лектории и кинолектории, доклады и лекции, индивидуальные и групповые консультации по предметам.

Все формы технического творчества учащихся планируются с начала учебного года как раздел внеклассной работы, точно так же как планируются художественная самодеятельность, спортивные соревнования и работа кружков. В связи с этим лица, инспектирующие методическую работу, должны проверить:

-какие применяются формы и методы повышения технических знаний и уровень квалификации преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения;

- как изучается, обобщается, распространяется опыт лучших преподавателей и мастеров производственного обучения;

-какова методика проведения занятий по теоретическому и производственному обучению;

- проводятся ли открытые занятия по теоретическому и производственному обучению;

- когда и как обсуждаются и анализируются результаты проверки и взаимного посещения занятий преподавателями и мастерами производственного обучения;

- как контролируется работа учащихся и какие используются методы

учета успеваемости по теоретическому и производственному обучению;

- проводится ли изучение и обсуждение методических пособий, разработок и инструктивных указаний руководящих органов профессионально - технического образования (4, с. 6-27)

При проведении инспектирования надо изучить все формы методической работы, применение которых дает положительные результаты в плане совершенствования мастерства технических кадров и улучшения качества обучения и воспитания учащихся (5, с. 111, 112).

Технической самодеятельностью учащихся в профессионально - техническом училище занимается техническая комиссия. На своих заседаниях она выделяет и утверждает список членов комиссии, ответственных за техническую самодеятельность учащихся, обсуждает планы работы технических кружков, слушает отчеты мастеров и преподавателей о состоянии технической самодеятельности в учебных группах и кружках.

Передовой опыт работы профессионально - технического училища убедительно свидетельствует о том, что хорошо организованная пропаганда научно-технических знаний становится действенным средством развития интереса учащихся к технике и служит массовому вовлечению их в технические кружки.

Во внеклассной работе в профессионально - технических училищах и лицеях по охвату учащихся и по учебно-воспитательной значимости главная роль принадлежит различным техническим и общетехническим кружкам по специальным дисциплинам. Деятельность этих кружков может быть направлена на расширение и углубление знаний учащихся по учебным предметам, на вооружение их некоторыми умениями и навыками исследования, проектирования, конструирования и т.д.

Как правило, научные и технические знания, приобретенные учащимися в предметных кружках, связываются с их будущей профессией, служат повышению уровня профессиональной подготовки учащихся и воспитанию у них положительного отношения к своей будущей специальности. Общетехнические кружки создаются мастерами произ-

водственного обучения, инженерами или высококвалифицированными рабочими базового предприятия. Учащиеся знакомятся в этих кружках с новыми достижениями науки и техники. Они проектируют конструкции, опираясь на знания по ряду общеобразовательных предметов и специальной дисциплине. Предметно - технические и общетехнические кружки по содержанию своей деятельности чрезвычайно многообразны.

Это могут быть слесарные, радио - электротехнические, столярные, резьбы по дереву, радистов, телеграфистов, токарного дела, кройки и шитья, вышивания, домоводства, кулинарии и т. д.

Как показывает опыт многих профессионально-технических лицеев области, распространение получили формы работы, связанные с привитием учащимся интереса к технике и организации технического творчества. Это совершенно естественно, потому что техническое творчество и интерес к технике неразрывно связаны с воспитанием у учащихся положительного отношения к избранной профессии, с творческим отношением к производительному труду, с формированием у них практической и нравственно -политической готовности к труду.

Мы остановимся лишь на опыте организации технической пропаганды в профессионально-технических училищах. В целях вооружения учащихся научно - техническими знаниями, развития у них интереса к самостоятельному техническому творчеству в профессионально-технических училищах и лицеях широко ведется техническая пропаганда опыта этой работы в Политехническом лицее города Худжанда. В лицее обучаются 680 учеников по 12 специальностям. Основным направлением учебы является обучение и подготовка высококвалифицированных технических специалистов.

Примером организации массового технического творчества учащихся является кружок технического творчества в профессионально- техническом училище №2 им. Ю. А. Гагарина (нынешний Политехнический лицей города Худжанда). Профессионально -техническое училище осуществляет подготовку молодежи, окончившей общую основную образовательную или общую среднюю образовательную школу. При училище организовано общество «ВОИР», работают кружки технического творчества, где учащиеся проявляют творческий интерес к своей специальности и постоянно стремятся к поиску.

Силами участников кружка технического творчества изготовлено много разнообразных стендов, разрезов двигателей, коробок передач, рулевое управление автомобилей и тракторов, макетов и моделей. Изготовлен поворотный стенд оригинальной конструкции для демонстрации двигателей внутреннего сгорания. Под руководством мастера производственного обучения В.М. Медведева было изготовлено приспособление для изготовления жалюзи станка проверки эксцентриковых пальцев кожуха камня и другие. За изготовление первой модели машины типа «Го-карт» и учебно-тренировочной модели «Го-карт», Государственный комитет по профессионально - техническому образованию наградил училище дипломом 2-й степени.

Силами коллектива были изготовлены хлопкопогрузчик, потолочные вентиляторы, разработаны конструкции для массового выпуска механически регулируемого чертежного стола, цельносварная конструкция точильного станка. Учащиеся группы машинистов А.С. Каримов и Н.А. Махмудов принимали активное участие в изготовлении головного образца механического пресса для прессовки хлопковых кип. (6, с. 26-35)

Техническая программа здесь реализуется по следующим направлениям: - работа библиотеки по пропаганде технической литературы;

- работа кабинета по специальным дисциплинам и методической комиссии по пропаганде научно-технических знаний, работа преподавателей и мастеров производственного обучения по пропаганде научно - технической литературы.

Работа библиотеки включает устную и наглядную пропаганду технических книг. Сотрудники библиотеки вместе с преподавателями специальных дисциплин проводят для учащихся обзоры технической литературы по разным специальностям: «Книга -водитель», «Кто такой тракторист», «Книга для сельского электромонтера» и т.д.

В читальном зале библиотеки созданы книжные выставки по каждой профессии, которые приобретают учащиеся в профессионально-техническом училище. Во время производственной практики для учащихся оформляются стенды с газетными вырезками о новинках и передовых работниках предприятия.

В учебных кабинетах оформляются витрины, где помещается материал о новинках науки и техники, вывешиваются рекомендательные списки литературы по новой технике.

В лабораторно-практических кабинетах подбирается техническая литература, необходимая учащимся во время учебных занятий. Ежегодно организуются выставки литературы, рекомендуемой для подготовки к экзаменам. За время существования системы профессионально-технического образования в училищах накоплен богатейший опыт организации технического творчества учащихся (6, с. 25).

Формы и методы этой работы не везде одинаковы, однако цели технического творчества едины. Это организация досуга ребят, их общее техническое развитие, формирование у них рационализаторских и новаторских наклонностей. Более высокой ступенью развития технического творчества в училищах является ученическое конструкторское бюро. Там, где техническое творчество носит массовый характер, созданы технические советы, непосредственно в учебных группах организуются бригады юных рационализаторов и изобретателей, а при учебных кабинетах и лабораториях - активы.

Анализ отчётных документов показывает, что в профессионально-технических училищах Согдийской области за исследуемый период определились следующие виды технических кружков:

- конструкторские с преобладанием рационализаторской деятельности;

- предметно-технические кружки;

- любительские кружки;

- кружки по овладению сложными профессиями.

Все виды кружков по своему характеру различаются между собой, однако работа в них должна быть подчинена единой цели-выработке творческого мышления и подхода к решению любых практических задач.

Для систематического информирования учащихся о поступивших технических книгах в училище организовано информационное бюро «Новые книги». Они дают возможность учащимся, мастерам и преподавателям следить за выходящей по их специальности литературой, быть в курсе всех новых достижений науки, техники и методических пособий. Чтобы привлечь внимание к отдельным книгам, на стендах выставки помещаются статьи - отзывы мастеров производственного обучения и преподавателей.

В училищах Согдийской области широкое распространение получили демонстрации научно-технических фильмов, лекции, доклады, технические вечера, читательские и технические конференции, различные конкурсы, олимпиады, вечера рационализаторов и изобретателей, встречи, местные радиопередачи по специальной программе. Все это, несомненно, способствует повышению культурно-технического уровня учащихся профессионально-технических училищ. В помощь мастерам производственного обучения и

преподавателям в библиотеке организована универсальная книжная выставка, которая включает техническую и сельскохозяйственную литературу.

Эта выставка постоянно обновляется. При технических кабинетах училищ действует семинар, который знакомит коллектив преподавателей и мастеров производственного обучения с новинками научно-технической литературы и журналами. Здесь заслушиваются и обсуждаются доклады и статьи из газет и журналов по научно - техническим проблемам и методике организации технического творчества в училищах.

Коллектив технического совета училища систематически организует научно - техническую информацию о новейших достижениях в области науки и техники производства по следующим разделам: «Методы работы», «Сельскохозяйственные машины», «Тракторы и автомобили», «Производственное обучение», выпускает бюллетень технической информации.

Истаравшан - древний город ремесленников. Но со временем знания мастеров этого края теряются, уходят в небытие. Возрождать народные ремесла, обычаи и традиции -такова цель педагогов, мастеров и учащихся Истаравшанского профессионально-технического лицея №14. В лицее обучаются 406 учащихся по 15 специальностям. Основным направлением учебы является обучение народным ремеслам, таким как: резьба по дереву и гипсу, национальная роспись, изготовление глянцевой глазурованной плитки по старинному рецепту средневековой архитектуры, а также возрождение ремесленных традиций, поисково - исследовательская работа.

При поддержке Министерства образования и науки Республики Таджикистан в Истаравшанском профессионально-техническом лицее №14 было открыто новое направление обучения. Это возрождение старого народного ремесла «кошинкори» (изготовление классической глазурованной керамической плитки, используемой для оформления построек). Кошинкори-это универсальное средство самовыражения, говорит истаравшанский умелец Абдулло Джумабаев, который запатентовал изобретенный им способ подготовки сырьевой смеси для глазури. Сейчас этот изобретатель передает секреты своего мастерства лицеистам - ученикам (7, с. 30-36).

В лицее высокопрофессиональные художники, мастера проводят индивидуальные занятия с учениками по изготовлению гончарных изделий.

Регулярные занятия в лицее помогают развить талант и возродить мастерство кошинкори. По словам Абдуллы Джумабаева, развитию художественной керамики послужили открытия, заключающиеся в подборе сортов глины и примесей для составления керамической массы, а также в приёмах её формовки и обжига, обработки и украшения поверхности изделия. Нередко эти находки, способствовавшие высокому взлёту керамического искусства, надолго забывались или вовсе не получили применения.

Длительное время велись поиски секретов глазури с целью повышения её эстетических качеств, широкого применения в архитектуре и дальнейшего развития и сохранения мастерства кошинкори. Гончарное производство на протяжении веков являлось самым высокоразвитым видом ремесла в Центральной Азии.

Керамика всегда имела свои особенности, проявляющиеся в своеобразных формах орнаментального декора и колорита. К числу традиционных видов керамического производства, сохранившихся и поныне, относятся: архитектурная керамика со сложными узорами, глазурованная плитка, используемые в облицовке зданий в Центральной Азии. К высшим достижениям этих видов архитектурного декора относится мозаичная керамическая облицовка зданий Х-ХУ веков в исторических городах Самарканд, Бухара, Пенджикент и во многих других центрах культуры.

Курсы рисования и работы с глиной дают возможность проследить, как из куска природного материала создаются совершенные формы различных керамических изделий. Обучаемые занимаются по каждому из направлений подготовки, обучаются конкретным профессиям в кружках.

Возрождение названных направлений осуществляется с помощью производственного обучения. В сфере возрождения народных и художественных ремесел творчески работают мастера производственного обучения Курбан Мазбутов, Негмат Ахроров, Насиба Искандарова, Рустам Почоев. Учащиеся учебной группы изготавливают художественные изделия из дерева. Под руководством мастера производственного обучения Насибы Искандаровой девушки, которые владеют профессиями швеи, вышивальщицы, кропотливо работают над воссозданием старинной вышивки, используя вышивку на современных моделях одежды. Для ее выполнения подбирается такая цветовая гамма, которая наиболее подходит к конкретному изделию. Элементы старинной вышивки воплощаются не только на современных моделях одежды. Своими руками ученики создают различные произведения искусства. Это и есть занятие по кошинкори.

В целях привития любви к избранной профессии и формирования интереса к технике вновь принятых учащихся знакомят с учебной и кружковой работой училища, с его достижениями в области технического творчества, с учебно - материальной базой, для новичков организуют экскурсии по училищу, на базовые предприятия, в инструкторские бюро заводов, фабрик и в технические библиотеки.

Одновременно широко практикуются встречи с передовиками производства, новаторами, с представителями и руководителями базового предприятия, инженерно-техническим персоналом. Они помогают учащимся раскрыть перспективу их роста, возбудить их творческую инициативу. Действенную форму технической пропаганды предоставляют собой технические конференции, которые проводится один раз в год, чаще всего в конце учебного года.

Конференции готовит практически все училище, ее участниками являются представители почти всех групп и всех технических кружков.

Выступления мастеров производственного обучении на заседаниях технического совета связаны с теоретическим и производственным обучением учащихся училища, с раскрытием перспектив развития какой-либо отрасли производства, близкой к изучаемой. Таким образом, опыт работы лучших училищ свидетельствует о том, что хорошо организованная пропаганда научно-технических знаний становится действенным средством развития интересов учащихся к технике и служит массовому вовлечению их в технические творчества кружки, где учащиеся проявляет творческий интерес, постоянно стремятся к поиску (7.с,37-45).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список использованной литературы:

1. Государственная Концепция реформирования система начального профессионально образования и обучения в Республике Таджикистан на 2006-2015гг. - Душанбе, 2004. -28 с.

2. Национальный план действий по реформированию системы начального профессионального образования и обучения в Республике Таджикистан на 2006-2015 годы. - Душанбе, 2006. - 80 с.

3. Из истории развития профессионально-технического образовании в Таджикистане (1953-1965гг.) - Душанбе, 1971. - 26 с.

4. Государственная Программа по Реформированию и Развитию начального и среднего профессионального образования в Республике Таджикистан на 2012-2020 гг. - Душанбе, 2013. - 199 с.

5. Годовой отчёт Профессионального лицея город Исфары за 2013-2014 учебный год. стр-37.

6. Шестаков Н.В., Колесник М.Г. Организация и методика инспектирования профессионально - технического образования. - М.: Высшая школа, 1980. - с. 174.

7. Годовой отчёт Профессионального политехнического лицея города Худжанда. - 52 с.

8. Годовой отчёт Профессиональн-технического лицея №14 города Истаравшана за 2013 учебный год. Беседа с мастером - изобретателем лицея №14 города Истаравшана Джумабаевым А. 03 июля 2014 года (из готового отчёта училища - за 2014 год).

Reference Literature:

1. State Conception of Reforming the System of Initial Vocational Education and Tuition in Tajikistan Republic (The brochure is edited in the frames of realization of TASIS project «Connection of Initial Vocational Education and Tuition with Labour Market in Tajikistan»). - Dushanbe, 2004. - 28 pp.

2. National Plan of Actions on Reforming the System of Initial Vocational Education and Tuition in Tajikistan Republic for 2006 - 2015. - Dushanbe, 2006. - 80 pp.

3. From the History of Development in Regard to Vocational-Technical Education in Tajikistan (1953 - 1965). - Dushanbe, 1971. - 26pp.

4. State Programme of Reforming and Developing the Sphere of Initial and Secondary Vocational Education in Tajikistan Republic for 2012-2020. Dushanbe, 2013. - 199 pp.

5. Yearly Accounting Report of the Vocational Lyceums of Isfara-Town for 2013 / 14 School-Year. - p. 37.

6. Shestakov N.V., Kolesnic M.G. Organization and Methods of Inspection in Regard to Vocational-Technical Education. - M. : Higher School, 1980. - p. 174.

7. Yearly Accounting Report of Khujand Vocational Polytechnical Lyceum. - 52 pp.

8. Yearly Accounting Peport of Istaravshan Vocational-Technical Lyceum # 14 for School Year 2013/14. Istaravshan: 2013-63. Conversation with Master-Inventor Djumabayev. July 3, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.