Larus ridibundus. Обычна на озере. В 1999 году в юго-западной части озера размножалось в колонии около 15 пар озёрных чаек, в 2000 - примерно 10 пар.
Chlidonias niger. Чёрная крачка - один из наиболее многочисленных гнездящихся на озере видов птиц. Размножалась в основном в юго-западной, наиболее заросшей надводной растительностью части озера, где в 1999 году гнездились на сплавинах из тростника около 30 пар, а в 2000 - примерно 20.
Sterna hirundo. В 1999 году на озере размножалось 2 пары, а в 2000 - только 1 пара речных крачек.
Locustella luscinioides. В конце июня - первой декаде июля 1999 года в тростниковых зарослях по берегам озера удавалось учесть ежедневно до 7, в 2000 - до 5 поющих самцов соловьиного сверчка.
Acrocephalus schoenobaenus. Обычна в тростниковых зарослях, особенно в южной и юго-западной частях озера, где в 1999-2000 годах пело одновременно до 3 самцов.
Acrocephalus scirpaceus. В 2000 году одна пара зарегистрирована в тростниковых зарослях в восточной части озера.
Emberiza schoeniclus. Камышовая овсянка - самая обычная из певчих птиц в прибрежной полосе озера. В 1999-2000 годах в тростниках на западном и южном берегу было учтено примерно по 15 пар этого вида. Неоднократно наблюдали слётков.
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2015, Том 24, Экспресс-выпуск 1168: 2585-2587
Состояние и размещение запасов водоплавающих птиц в Костромской области в середине 1960-х годов
В.И.Матвеев
Второе издание. Первая публикация в 1965*
В Костромской области водоплавающая дичь имеет важное значение в спортивной охоте наряду с боровой дичью, а в ряде районов даже является ведущим объектом.
Нами собраны и обработаны материалы по учётам запасов и добычи водоплавающих птиц, проводимым охотничьими организациями в
* Матвеев В.И. 1965. Современное состояние и размещение запасов водоплавающих птиц в Костромской области // География ресурсов водоплавающих птиц в СССР. М., 1: 92-95.
течение ряда лет. Мы участвовали в проведении учётов дичи на егерских участках Государственной охотничьей инспекции и проводили визуальные наблюдения с 1957 по 1964 год. На основе этих данных проведено картирование запасов водоплавающей дичи в области.
На территории области постоянно гнездятся 5 видов уток: кряква Anas platyrhynchos, чирок-свистунок Anas crecca, чирок-трескунок Anas querquedula, шилохвость Anas acuta и широконоска Anas clypeata; единично - серая утка Anas strepera, свиязь Anas penelope и хохлатая чернеть Aythya fuligula. Наиболее распространены кряква, свистунок и трескунок (составляющие 88%). Гнездящиеся виды уток составляют основу добычи охотников (около 90%). На пролётах бывает 12 видов: лебедь-кликун Cygnus cygnus, белолобый гусь Anser albifrons, серый гусь Anser anser, гуменник Anser fabalis, пискулька Anser erythropus, свиязь, морская чернеть Aythya marila, хохлатая чернеть, гоголь Bu-cephala clangula, луток Mergellus albellus, длинноносый Mergus serra-tor и большой M. merganser крохали. На весеннем пролёте наиболее многочисленны белолобый гусь и свиязь, а на осеннем — морская чернеть. Единично залетают 7 видов: тундровый лебедь Cygnus bewickii, красноголовый нырок Aythya ferina, синьга Melanitta nigra, турпан Melanitta fusca, морянка Clangula hyemalis, серая утка Anas strepera и огарь Tadorna ferruginea.
Площадь водоёмов Костромской области составляет 97.2 тыс. га. Протяжённость рек — 11800 км. Наиболее крупные водоёмы: Галич-ское озеро (7.7 тыс. га), Чухломское озеро (4.3 тыс. га) и возникший в 1956 году Костромской залив Горьковского водохранилища (Костромское «море») с акваторией 17.6 тыс. га. Большое значение для водоплавающей дичи имеют озёра в поймах крупных рек (Костромы, Нёмды, Унжи и Ветлуги) не только как места гнездования, но и как места остановок пролётных птиц.
Костромская область располагает благоприятными для гнездования водоплавающих птиц угодьями с хорошими кормовыми и защитными условиями. Однако численность дичи зависит не столько от наличия хороших угодий, сколько от интенсивности промысла и хозяйственной деятельности человека. В 1964 году перед открытием охоты в области на площади 5460 га было учтено 6400 уток, или в среднем 1.1 особи на 1 га акватории. Наивысшая плотность (от 1.1 до 2.4 особи) отмечена в наименее населённых северных и северо-восточных районах области (Шарьинский, Вохомский, Солигаличский). В остальных районах она ниже средней по области (от 0.3 до 0.9). Наблюдается сокращение плотности населения уток по годам. С образованием Костромского «моря» акватория приписного охотничьего хозяйства увеличилась почти в 3.5 раза, а численность уток возросла по сравнению с 1947 годом в 1.3 раза, плотность их населения на 1 га уменьшилась с
1.8 до 0.7, т.е. более чем в 2.5 раза. За это время количество охотников, тяготеющих к водоёму, увеличилось почти в 3 раза. В 1964 году в течение первых четырёх дней охоты приписное хозяйство посетило более 1 тыс. охотников. Обработка возвращённых разрешений на охоту (около 700 шт.) показала, что охотниками было отстреляно за эти дни около трети учтённого поголовья уток, не считая подранков и отстрела, проводившегося лицами, не сдавшими путёвки. Точными данными о размерах отстрела охотничьи организации не располагают, но приведённый пример говорит о том, что к началу отлёта местных уток на водохранилище остаётся мало. Отстреливается также большое количество уток, выведшихся в других районах области и прилетающих на водохранилище после подъёма молодняка на крыло. Положительную роль играют прилегающие к водоёму Ярославский государственный заказник и Костромской заказник охотничьей инспекции, а также резерват, созданный на водохранилище. Однако утки, обитающие в них, частично отстреливаются при перелётах к местам жировок и днёвок. Отрицательно влияют на размножение уток позднее вскрытие водохранилища (конец апреля — начало мая) и подъём воды плотиной Горьковской ГЭС, а также выпас скота и раннее сенокошение, приходящееся на период кладки яиц и насиживания. В аналогичном положении находятся и другие водоёмы области. Во время пролёта Костромское «море» служит местом отдыха и жировок уток. Весной на нём отмечаются стаи белолобых гусей и свиязи до 5-6 тыс. голов, массовый пролёт которых происходит в конце апреля — начале мая. Стаи прочих гусеобразных не превышают 1 тыс. птиц. В других местах области стаи отдыхающих гусей не бывают более чем в 50 особей. На водохранилище сформировалось гусиное «садбище», на котором стаи неполовозрелых белолобых гусей общей численностью 3-5 тыс. голов задерживаются до начала июня.
Во время осенних перелётов на Костромском «море» встречаются многочисленные стаи морской чернети в несколько сотен голов; в большом количестве пролетают северные кряквы, шилохвости, свиязи; белолобые гуси и другие виды редки. Значение пролётных видов птиц как объектов охоты невелико из-за трудности их отстрела.
В целях увеличения численности водоплавающей дичи в области целесообразно: ежегодно во всех районах (силами специалистов и квалифицированных охотников) проводить учёты по единой методике для получения сравнимых данных об изменениях численности дичи; нормы отстрела дичи и пропускную способность угодий устанавливать только на основании учётных данных; упорядочить учёт результатов отстрела с обязательным указанием вида, а по возможности пола и возраста добытых птиц; организовать резерваты для водоплавающих птиц с учётом их сезонных и суточных миграций; запретить выпас ско-
та и раннее сенокошение по берегам водоёмов в период насиживания уток; летне-осеннюю охоту открывать не ранее 25 августа — 1сентября, с момента подъёма на крыло поздних выводков.
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2015, Том 24, Экспресс-выпуск 1168: 2588-2592
Птицы сенокосных угодий и пастбищ Центральной Якутии
А.Г.Ларионов
Второе издание. Первая публикация в 2008*
Материалы были собраны в 1982-2007 годах в пределах северной части Лено-Амгинского междуречья, прилежащем к нему участке долины Средней Лены и центральной части Ленно-Вилюйского междуречья. Для выяснения численности птиц в различных типах сенокосных угодий и пастбищ проводились маршрутные учёты. За основу была принята методика Ю.С.Равкина (1967, 1973). Названия птиц приведены по сводке Л.С.Степаняна (2003).
В Центральной Якутии в качестве сенокосных угодий и пастбищ используются луга естественного происхождения (Атлас... 1986). Благодаря действию мерзлотных процессов (главным образом термокарстовому процессу), а также эрозии древней речной сети на Лено-Ам-гинском междуречье образовалось большое количество аласов — полупроточных и замкнутых депрессий, занятых луговой растительностью и озёрами (Андреев и др. 1975). Алас - в переводе с якутского языка означает луговое пространство, окружённое лесистой горой (Пекарский 1953). В настоящее время это слово в качестве научного термина широко применяется географами, ботаниками, геологами, мерзлотоведами при описании растительности, рельефа и мерзлотных процессов Центрально-Якутской равнины (Босиков 1993). Обширные открытые пространства, занятые травянистой растительностью, располагаются в долине реки Лены. В центральной части Лено-Вилюского междуречья лугов значительно меньше. Здесь они располагаются в долинах мелких таёжных речек (так называемые «травяные речки») и на немногочисленных аласах (Андреев и др. 1975; Максимов и др. 1993).
На основании данных учётов мы сочли возможным выделить следующие типы сенокосных угодий и пастбищ Центральной Якутии, ис-
* Ларионов А.Г. 2008. Птицы сенокосных угодий и пастбищ Центральной Якутии // Аграрный вестник Урала 1: 44-46.