ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2008, Том 17, Экспресс-выпуск 454: 1809-1811
Пластинчатоклювые бассейна реки Пясины
А. В. Кречмар
Второе издание. Первая публикация в 1965*
Река Пясина, берущая своё начало в группе крупных Норильских озёр на западе плоскогорья Путорана, протекает в условиях самых различных ландшафтов, начиная от северной полосы тайги до арктической тундры на побережье Карского моря. Почти весь бассейн её, кроме ближайших окрестностей Норильска, заселён людьми с ничтожной плотностью, отчего дикая фауна ещё сохранила здесь свой первобытный облик.
Многочисленные озёра в полосе северной тайги и лесотундры, а также многие притоки Пясины с их припойменными водоёмами очень богаты водоплавающей птицей. Здесь нормально гнездятся 20 видов пластинчатоклювых, из которых 15 имеют важное хозяйственное значение. В полосе северной тайги у Норильских озёр, где поверхность мелких и средних лесных водоёмов иногда превосходит площадь суши, гнездится большая часть встречающихся в бассейне Пясины видов. Здесь регулярно встречаются лебедь-кликун Cygnus cygnus, гуменник Anser fabalis, свиязь Anas penelope, шилохвость Anas acuta, чирки -свистунок Anas crecca и клоктун Anas formosa, турпан Melanitta fusca, синьга Melanitta nigra, хохлатая Ay thy a fuligula и морская Aythya marila чернети, гоголь Bucephala clangula, морянка Clangula hyemalis, большой Mergus merganser и средний Mergus serrator крохали. Изредка гнездятся пискулька Anser erythropus и луток Mergus albellus. Самыми многочисленными видами следует считать синьгу, турпана, хохлатую чернеть и среднего крохаля.
Однако несмотря на огромное количество мелких таёжных озёр, процент кормных водоёмов невелик. Поэтому общая численность гнездящихся здесь водоплавающих птиц обычно не превышает 5-10 пар на 100 га богатых водоёмами угодий. Сколько-нибудь значительных скоплений линяющих водоплавающих птиц на северотаёжных водоёмах не бывает.
В полосе типичной лесотундры, по берегам озера Пясино и в верховьях реки Пясины, мелкие водоёмы покрывают несравненно меньшую площадь, но среди них больший процент занимают озёра, благоприятные в кормовом отношении. В лесотундре гнездятся малый ле-
* Кречмар А. В. 1965. Пластинчатоклювые бассейна р. Пясины // География ресурсов водоплавающих птиц в СССР, состояние запасов, пути их воспроизводства и правильного использования. М., 2: 63-65.
бедь Cygnus bewickii, гуменник, пискулька, свиязь, шилохвость, свистунок, клоктун, синьга, турпан, морянка, морская чернеть и средний крохаль. Гуси: гуменник и пискулька,— здесь уже довольно многочисленны. Из уток самый массовый вид морянка, более или менее обык-новенна также шилохвость, остальные виды встречаются гораздо реже. На некоторых водоёмах лесотундры встречаются небольшие скопления линных гусей.
В тундре, занимающей большую часть бассейна Пясины, нормально гнездится всего 6 видов водоплавающих: малый лебедь, гуменник, белолобый гусь Anser albifrons, краснозобая казарка Rufibrenta ruficol-lis, морянка и гага-гребенушка Somateria spectabilis. Шилохвость, свистунок, клоктун, морская чернеть гнездятся только в южной тундре, да и то в очень небольшом количестве. Численность гусей может быть довольно высокой: в среднем течении Пясины на 100 га подходящих угодий в благоприятные для размножения годы (1963 г.) встречается 3-5 гнездящихся пар. В местах особенно благоприятных (берега озёр, острова) гусей гнездится ещё больше. В некоторых местах белолобый гусь бывает столь же многочислен. Краснозобая казарка всегда встречается во много раз реже гуменника и белолобого гуся. Её численность неразрывно связана с обилием сапсанов Falco peregrinus, гнездящихся у крутых берегов тундровых рек и озёр. Около каждого соколиного гнезда поселяется обычно 2-6 пар краснозобых казарок.
Многие реки и озёра, затерявшиеся в безлюдных просторах пясин-ской тундры, служат местами массовой линьки ряда видов водоплавающих. В южной части тундры линяют шилохвости, свистунки, клок-туны, севернее обычны большие стаи линных гуменников и белолобых гусей. Небольшими стаями, в которых очень редко насчитывается больше сотни птиц, линяют краснозобые казарки. В некоторые годы численность холостых линных птиц бывает очень большой. Например, в 1961 году во время маршрута по реке Пуре, левому притоку Пясины, на протяжении 350 км было встречено около 15 тыс. гуменников и белолобых гусей.
В годы массового размножения гнездящихся в припясинских тундрах гусей обычно не наблюдается больших скоплений линных птиц, и наоборот. Соотношение размножающейся и холостой (образующей скопления в местах линьки) частей популяции не всегда объясняется конкретными метеорологическими условиями на местах гнездования. Возможно, оно зависит от условий, сложившихся ещё на зимовках и во время пролёта на север.
С целью сохранения поголовья водоплавающей дичи в южных (более населённых) частях территории осеннюю охоту следует разрешить не раньше 5 сентября, когда молодняк нырковых уток поднимается на крыло. Вместо весенней охоты на гусей, при которой гибнет много раз-
множающихся особей, рациональнее разрешить (в разумных пределах) заготовку линной птицы. При этом будут добываться исключительно холостые гуси, мясо которых с 15 по 25 июля ещё сохраняет хорошее качество.
Для сохранения краснозобых казарок следует запретить отстрел сапсанов не только на Крайнем Севере, но и на местах их пролёта и зимовок в лежащих южнее областях Советского Союза.
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2008, Том 17, Экспресс-выпуск 454: 1811
Залёт райской мухоловки Terpsiphone paradisi в пустыню Бетпак-Дала
А. Ф. Ковшарь
Второе издание. Первая публикация в 1988*
В Казахстан заходит северо-западный край ареала райской мухоловки Terpsiphone paradisi. В 1983 году нам довелось встретить эту птицу в пустыне Бетпак-Дала, в 150 км севернее известной границы ареала. В урочище Чулакэспе, в 70 км к северу от села Жувантобе, утром 19 июня несколько раз встречен, а затем добыт молодой самец массой 16.9 г с длиной крыла 88 мм и длиной хвоста 92 мм. Семенники неразвиты, менее 1 мм в поперечнике. Птица держалась в оазисе среди полынно-боялычевой пустыни.
* Ковшарь А. Ф. 1988. Залёт райской мухоловки в пустыню Бетпак-Дала // Орнитология 23: 212.